В 1929 году было выстроено деревянное здание для школы-семилетки.
Семилетняя школа. 1929 г.
Школа была рассчитана на 350 детей рабочих. Директором которой была назначена Чиркова Елена Ивановна, бывшая ткачиха Лемешенской мануфактуры. «Вся ее жизнь тесно переплелась с революцией, со строительством нового общества в нашей стране. Молодой ткачихой вступила она в партию большевиков, была одним из самых активных членов бюро партячейки фабрики. В качестве делегата участвовала в работе 17-го областного съезда Советов во Владимире. Но окончательный выбор пути сделала в 1929 году, после окончания курсов красных директоров в Иванове. Тогда ее направили в поселок Оргтруд директором школы фабрично-заводского обучения, потом директором общеобразовательной школы-семилетки» (см. Династия учителей Чирковых). Но она решительно отказалась. На приёме у заведующей областным отделом образования Моркиной Марии Александровны она заявила: «Не могу же я с начальным образованием руководить семилетней школой и давать указания учителям, имеющим профессиональную подготовку». Было решено направить Е.И. Чиркову заведующей детскими яслями, открытыми к этому времени в доме фабриканта Никитина. В детских яслях работали нянями О. Желнина, А. Галактионова, Т. Баринова, Н. Солдатова, поваром - Н. Шилова, сторожем - истопником её сын Иван, прачкой - М. Вяткина, плотником - А. Андреев. Директором Оргтрудовской семилетней школы был назначен Михаил Васильевич Руфицкий, до революции окончивший семинарию. В первые годы завучем работала Серафима Осиповна Воскресенская, в 1931 году уехавшая в Москву. Долгое время возглавляла учебную часть Александра Сергеевна Алфеева. Учителями во вновь построенной школе были: М.И. Митрофанов, К.А. Рубцов, Н.А. Бородаи, К.П. Светозарова, М.Д. Покровская, В.А. Белина, И.В. Белин, М.А. Афонькина, А.В. Афонькин, А.И. Яковлев, А.С. Яковлева, В.Н. Корнилов, Н.А. Зорин, Е.Н. Рубцова.
К.И. Наследникова
В начальных классах преподавали учителя: Е.А. Графская, Клавдия Сергеевна Глебова, М.Ф. Арефьева, Р.Н. Кассова, К.И. Наследникова, Т.Г. Фурова, В.Е. Сиднева. В семилетней школе было десять классных комнат, учительская, кабинет директора, комната секретаря, пионерская, лаборантская по физике и химии, раздевалка и кухня, где на плите кипятили воду для наполнения кипячёной питьевой водой бачков, установленных в вестибюле, а также комната, в которой проживал сторож-истопник. Лаборантками работали Л.П. Репкова, А.Д. Смирнова, старшими пионервожатыми Р.И. Борисова, позднее - Н.А. Апрятнова. «На фабрике «Организованный Труд» год назад была выстроена школа-семилетка. Школа рассчитана на 350 детей рабочих. Несмотря на короткий срок существования школа требует ремонта. Побиты окна, крыша худая, печи требуют немедленного ремонта. Этот вопрос ставился не один раз в райОНО, но результата никакого. Между прочим, райОНО обещал выслать техника но до сих пор техник не заявлялся в школу. Через 2 недели нужно начинать учебу, но заниматься нельзя, ибо в дождик крыша промокает как решето. Печи топить нельзя — может быть пожар, окна худые. Если не вмешается РКИ и не заставит чиновников из райОНО ремонтировать школу, то 350 детей рабочих останутся без учебы, в то время, как решением ЦК ВКП(б) и правительства у нас должно проходить всеобщее обязательное обучение» («Призыв», 10 сент. 1930). Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 14 августа 1930 г. предусматривало повсеместное введение всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8-9-10 лет с 1930-31 уч. года, а для 11-летних с 1931-32 уч. года. На основе ускоренных форм обучения – двухгодичных и одногодичных школ-курсов устанавливалось обязательное обучение и для переростков от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы. «Со стороны фабкома ф-ки «Оргтруд» было уделено достаточно внимания ликвидации неграмотности, созывались собрания, велась разъяснительная кампания и т. д. Но зато плохо дело обстоит с политехнизацией школ, до сих пор фабком палец о палец не ударил, чтобы хоть что-нибудь сделать в этом отношении. Партийная ячейка тоже стоит в стороне и только комсомольская проявила инициативу в вопросе политехнизации школы. Ячейка взяла шефство над школой семилеткой, договорилась с директором о предоставлении ткацких станков для обучения, директор идя навстречу согласился нa предоставление школе 20 станков» («Призыв», 13 сент. 1930). В начале 1930 г. Владимирская опытно-показательная школа заключила договор на соцсоревнование со школой семилеткой фабрики «Оргтруд». Пунктами соревнования были: полное обеспечение беднейших учащихся учебными пособиями, введение трудовых процессов, уменьшение второгодничества, увеличение посещаемости школ, широкий охват кружковой работой, охват всех учеников подпиской на газеты и журналы, введение горячих завтраком, организация правильного самоуправления и т. д. «Просвещение и гигиена При фабрике «Оргтруд» второй уже год в новом деревянном здании работает школа семилетка (360 учащихся). Довольно просторная зала уставлена столами, на которых школьники во время перерыва в занятиях за 9 копеек получают горячую пищу. Все это — очень хорошо, но вот в этом же зале — очень неприятный запах. Тов. Корнилов предполагает, что это от того, что давно не открывались в зале форточки, а мы полагаем, что это от того, что рядом с залом находится уборная, давно, очевидно, нечищенная. Тов. Кронэ! Как вы по этому вопросу думаете?» («Призыв», 2 февраля 1931).
Фабрично-заводская семилетка (ФЗС)
«Необходимо отметить нездоровое отношение к школе ФЗС со стороны администрации фабрики. Чтобы практически ознакомить учеников школы с производством, их предполагалось обучать во всех цехах фабрики. Но администрация, сначала пообещав это, теперь категорически запретила что-либо делать и разрешила посещать фабрику только экскурсиям, да и то в нерабочее время» («Призыв», 16 марта 1931).
«На президиуме райпроса стоял доклад о работе ФЗС при фабрике «Оргтруд». Школа принимала активное участие в выполнении промфинплана фабрики. Промфинплан был проработан в школе. Учащиеся не только собирали рабочие предложения по улучшению производства, но и сами выдвигали их (Один ученик за ценное предложение был премирован хозяйственниками). Союз просвещенцев возбудил вопрос о премировании этой школы» («Призыв», 15 июня 1931). «В школе ФЗС каждую пятидневку по три часа читаются производственные предметы» («Призыв», 16 января 1932). «Фабрично-заводская семилетка «Оргтруда», под непосредственным руководством парторганизации и с помощью общественных организаций, своевременно подготовилась к новому учебному году и начала его. Топливом школа обеспечена на весь 1932 — 33 г. Школа отремонтирована. Охват детей школой проведен на сто проц. Кроме того, привито крестьянской детворы 19 человек. Программа и расписание занятий проработаны. Школа педагогическим составом укомплектована. Е. Ильина» («Призыв», 6 сентября 1932).
Средняя школа
«Социалистическое соревнование в школе. Среди учащихся Оргтрудовской средней школы широко развернулось социалистическое соревнование имени XVIII Всесоюзной партийной конференции. Учащиеся, как и все трудящиеся нашей страны, готовят конференции достойные подарки. Ученики Л. Каменщиков, Л. Степанова, Л. Корнилова, А. Степанов и многие другие дали слово, что к открытию конференции они будут иметь только хорошие и отличные отметки. И это слово они держат. Улучшилась в школе помощь отстающим ученикам. В школе установлено переходящее красное знамя, которое будет вручено передовому классу. П. Кулаков» («Призыв», 14 февр. 1941). «На-днях в корпусе № 10 поселка фабрики «Оргтруд» учитель местной средней школы т. Стожаров провел беседу на тему: «Воспитание детей». Беседа вызвала большой интерес со стороны собравшихся. Они просили чаще устраивать такие беседы. После беседы родителям были прочитаны решения XVIII Всесоюзной партийной конференции. Их собравшиеся выслушали с большим вниманием. В. Веселов, В. Панкратов» («Призыв», 4 марта 1941). «РАБОТАТЬ ПО ОПЫТУ ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ В Оргтрудовской средней школе большой педколлектив. Эта школа — самая большая в районе. Здесь 11 начальних классов, 11 средних и 5 старших классов. Гордостью школы являются плоды ее многолетней работы: в течение ряда лет, ученики школы успешно поступают в вузы и техникумы, не давая «провалов» на приемных испытаниях. И это не удивительно: из 30 учителей школы многие работают мастерски. Учитель математики М. Митрофанов дает своим ученикам отчетливые, прочные знания, излагая учебный материал в строгой системе, умело активизируя учащихся и развивая их математическое мышление. Излагает ли он на уроках новый материал по алгебре, или доказывает новую теорему — он так строит свою беседу с учащимися, что шаг за шагом сами ученики выводят все требуемые положения. Изучение геометрии идет в неразрывной связи с решением геометрических задач, и ребята свободно решают достаточно трудные задачи. Хорошо усваивается его учащимися и тригонометрический материал: легко и свободно они выводят формулы тригонометрических функций и применяют их в решении задач. Искусно проводит уроки физики директор школы Н. Нагорнов. Строгая научность, красиво построенная речь, увлекательность рассказа характеризуют его преподавание. Его урок на тему «Основы молекулярно-кинетической теории газов» дал учащимся исчерпывающий обзор изученных ими законов о свойствах газов; раскрытие смысла каждого из этих законов с точки зрения молекулярно-кинетической теории; поражающие мысль примеры для иллюстрации малых размеров молекул и громадного числа их в каждой граммолекуле газа; знакомство с применением сжатых газов на практике (подводная лодка, поднятие со дна моря затонувших судов). Учительница немецкого языка А. Алферова прекрасно владеет своим предметом, систематически изучает с классом грамматику немецкого языка, приучает учащихся к разговорной речи, практикуя на уроках ответы по вопросам, применяет ведение учащимися словарика. Как руководитель секции учителей немецкого языка районного методического объединения, она оказывает большую помощь малоопытным учителям. Живо, интересно проводит уроки немецкого языка учительница В. Урвачева. Разнообразие применяемых ею на уроке форм работы делает уроки увлекательными. Она раза два в урок практикует хоровое повторение пройденного материала по типу коллективной декламации. При опросе учащихся задается не только чтение и перевод и проверяется знание слов, но и ведется беседа на немецком языке между учительницей и учеником. Кроме того, ученик пишет не доске склонение или спряжение, проверяемое другим учеником. Грамматический разбор предложений сопровождается сообщением правил на немецком языке. Отчетливо проводятся учащимися объяснения образования глагольных форы: ученик подчеркивает в написанном на доске слове корень, называет требуемый суффикс, добавляет к нему нужное окончание и произносит вслух образованную глагольную форму. Перед изложением нового материала по грамматике применяются схематические таблицы, записываемые учительницей на доске, а учащимися в тетрадях. Учительница естествознания Л. Чичугова проводит уроки с педагогическим пафосом, сообщая детям много интересного материала, пробуждая детскую любознательность. Мастером своего дела является и учительница истории А. Резникова. Из учителей начальных классов хорошо проводят уроки О. Полянская, Б. Бурдюков. Хорошо поставлена воспитательная работа на уроке учительницей первого класса Р. Кассовой. Большая любовь к детям, искусное сочетание сердечного обращения к ним с деловой и строгой требовательностью, неослабное внимание к каждому неверному шагу детей делают ее уроки подлинным сочетанием обучения и воспитания. Говорить много о дисциплине учащихся на уроках этих учителей не приходится: здесь дисциплина и порядок в классе безупречные. Но наряду с достижениями в работе отдельных учителей, в целом по школе имеются и недостатки. Общим больным местом является недооценка учителями значения оборудования урока наглядными пособиями. За три с половиной дня пребывания в школе мне удалось только на уроке учительницы Чичуговой видеть таблицу по изучаемому материалу, да еще учитель естествознания К. Рубцов демонстрировал учащимся действие хлороформа на кошку. В результате, у некоторых учителей, особенно в начальных классах, качество обучения снижается. Другим недочетом является плохая дисциплина в отдельных классах. Ученики 7 класса Васильевский и Пономарев на уроках ведут нескончаемые разговоры, мешающие и учителю, и товарищам. В третьем классе ученики Луньков, Быков, Николаев и некоторые другие грубо нарушают порядок в классе, а во время перемен вносят дезорганизующий шум грубыми играми. Здесь явная недоработка, с одной стороны, школы в деле педагогической пропаганды среди родителей, с другой - местной общественности, не интересующейся в должной мере тем, как воспитываются в семье будущие граждане нашей страны и не принимающей никаких мер в отношении безответственных родителей, уродующих своих детей. Школе необходимо немедленно устранить основные недочеты в обучении и воспитании детей. За интересный, красочный, научно-ценный и оборудованный урок, за строгий режим на уроке, за разумный отдых учащихся на переменах, за педагогическое просвещение родителей должен бороться каждый учитель, равняясь в работе по лучшим учителям. Давно пора методу социалистического соревнования стать реальным, действенным методом в работе нашего учительства, методом, стимулирующим стремление — догнать и перегнать лучших из лучших. Инспектор районо М. Носова» («Призыв», 22 марта 1941).
6 мая 1941 г. 5 класс. Учитель Чичугова Лидия Фёдоровна 5 мая 1941 г. Учитель - Валентина Ефимовна Сиднева Учащиеся 9-го класса средней школы пос. Оргтруд. 1941 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" Коллектив учителей Оргтрудовской средней школы. 1941 год Старая деревянная школа. Начало 50-х гг.
Всем классом ушли на фронт добровольцами выпускники-десятиклассники, только что окончившие школу. Среди них В.А. Кудряков и П.А. Акимов, ставшие учителями в родной школе, вернувшись с войны. В годы Великой Отечественной войны в здании средней школы находился эвакогоспиталь 5039 в начале войны и 5858 в ходе войны вплоть до 1946 года. Начальником госпиталя 5858 была назначена Мария Александрова Гром-Врублевская. Работники госпиталя поддерживали тесную связь со средней школой посёлка, которая после передачи школы под госпиталь размещалась в бывшем старом здании почты, в красных уголках многоквартирных домов, например, в доме номер 46 по улице Октябрьской (дом снесен), и в кирпичном здании начальной школы (рядом с клубом – бывшей церкви) в 3 смены. Школьники шили для раненых кисеты, дарили носовые платки, подворотнички, вязали носки, варежки. Читали им книги, писали письма, часто выступали с концертами художественной самодеятельности учащиеся Тамара Васильева, Людмила Гусева, Антонина Платонова, Нина Желнина, Андрей Сидоров, Виталий Куркин, Клара Хромова (см. Поселок Оргтруд с 1941 по 1944 гг.).
Михеев А.П. – учитель музыки и пения. Концерт школьного хора. Руководитель хора - Михеев А.П. 1956 год. Наследникова В.И. Егоров И.В. – классный руководитель 10Б класса в 1943 году.
В 1943 году в начальной школе открыты два первых класса - 1А и 1Б.
Фронтовики-учителя Оргтрудовской средней школы
Афёнов Павел Тимофеевич
Афёнов Павел Тимофеевич родился 8 февраля 1919 года в селе Тучково (ныне Селивановского района Владимирской области). После окончания школы решил связать свою жизнь с воспитанием молодежи. Работал инструктором по физкультуре на стеклозаводе им. Воровского в Гусь-Хрустальном районе.
На фронт ушел добровольцем 7 июля 1941 г. Участвовал в освобождении Воронежа, Белгорода, Курска, Киева, Харькова и других городов. Воевал на Курской дуге, принимал участие в форсировании реки Днепра, в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии. Награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Киева» и другие. От рядового солдата дошел до командира роты связи 327-го батальона 40-й армии, в звании старшего лейтенанта уволен в запас в 1947 г. После войны работал в Оргтрудовской средней школе преподавателем физкультуры и НВП.
Слева Афёнов П.Т., Ананьева П, Грехова В.И., Петухов Б.А.
Кудряков Виктор Андреевич Виктор Андреевич - участник боевых действий на Финском фронте. В Великую Отечественную войну воевал на первом и втором Украинском фронтах. Он награждён орденами «Боевого Красного Знамени», «Отечественной войны» «Красной Звезды», медалями. После войны, Виктор Андреевич работал в Оргтрудовской средней школе учителем рисования и обслуживающего труда.
Петухов Борис Алексеевич Борис Алексеевич родился 19 июня 1924 года в селе Малый Лом Горьковской области. Началась Великая Отечественная война, и Борис Алексеевич ушел на фронт. Он принимал участие в Сталинградской битве, где был очень тяжело ранен. После ранения был демобилизован. Он награждён орденами «Отечественной войны» 1 и 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и юбилейными медалями. Борис Алексеевич решил стать учителем и поступил в Горьковский педагогический институт на исторический факультет. В 1955 году приехал в посёлок Оргтруд и стал работать директором ШРМ, потом учителем истории в Оргтрудовской средней школе.
Марков Константин Михайлович Константин Михайлович родился 26 апреля 1920 года в деревне Стариково (ныне Камешковского района). Он окончил Оргтрудовскую среднюю школу в 1936 году, в этом же году стал работать слесарем в О.З.М. фабрики Оргтруд. В октябре 1940 года был призван в армию и служил в г. Москве, в дивизии им. Дзержинского. Константин Михайлович принимал участие в обороне Москвы, за что награждён медалью «За оборону Москвы». В 1944 году боролся сбандитами в Чеченской республике, в 1946 году ликвидировал бандитские группы в Литве. Константин Михайлович стал участником парада Победы в 1945 году. Он награждён орденом «Отечественной войны», медалью «За победу над Германией», а так же юбилейными медалями. С 1946 года работал в Оргтрудовской школе, учителем труда.
Акимов Павел Андреевич Павел Андреевич родился 18 марта 1923 года. В 1941 году окончил с отличием школу и поступил в Станкостроительный институт имени Сталина в городе Москве. С ноября 1942 года работал учителем в Оргтрудовской средней школе. В 1943 году добровольно ушел в ряды Советской Армии и был направлен в состав 1429 ЛАП. Павел Андреевич участвовал в битве на Курской Дуге, форсировал Днепр, освобождал Украину. Был тяжело контужен. С 1944 года работал учителем математики в Оргтрудовской средней школе. Имел награды: Медаль за боевые заслуги и за победу над Германией.
Кувыкин Аркадий Ефимович Аркадий Ефимович родился 5 января 1924 года в д. Тимофеевка (ныне Шуйского района Ивановской области). В 1941 году окончил курс 6-ти месячного производственного обучения по профессии слесарь в школе Фабрично-Заводского обучения №10 в г. Шуя Ивановской области. В 1942 году, когда Аркадию Ефимовичу было 18 лет, был призван в армию и отслужил там 5 лет. В 1944 году, 12 июня ему была вручена медаль «За оборону Ленинграда». В 1947 году окончил партийную школу при войсковой части. Кроме того, работая слесарем на фабрике, он изобрел новый способ крепления ковшей шлихтовальных машин, за что в 1952 году ему было выдано свидетельство изобретателя рационализатора. 14 января 1958 года он был награжден медалью участника всесоюзной сельскохозяйственной выставки и являлся руководителем кружка юннатов Гнездиковской семилетней школы Шуйского района Ивановской области. В 1963 году окончил Владимирский педагогический институт и получил профессию учителя математики. С 1964 года по 1983 год работал в Оргтрудовской средней школе учителем математики.
Михеев Алексей Петрович Алексей Петрович был на фронте с марта 1943 года, в составе 4 артиллерийского корпуса разведчиком. Дошел до конца войны, участвовал в боях за взятие Берлина. Он награжден орденом «Красной Звезды», медалями. После войны работал в Оргтрудовской средней школе учителем пения. Алексей Петрович проводил большую работу среди молодежи по организации художественной самодеятельности.
Надежда Ивановна Зароченкова (Шубина)
Надежда Ивановна Зароченкова (Шубина) из деревни Березницы (ныне Суздальского района). Когда она была маленькой, родители (Шубины) переехали в поселок Оргтруд и стали работать на ткацкой фабрике. Надя, после окончания школы, следуя своей мечте, с успехом училась во Владимирском педагогическом училище. Окончила педучилище в 1937 году. С 1937 года работала учительницей начальных классов. Хотелось продолжить учебу в пединституте, но все планы оборвала война. В самом начале войны погибли старший брат и жених Надежды Ивановны, с которым они собирались пожениться. Долго не раздумывая, она ушла добровольцем на фронт. Фронтовые дороги назывались «артериями войны» и они стали для Надежды её судьбой. Войну она начинала регулировщицей на дороге Москва-Брест. Сержант Шубина несла свою службу на дорогах, израненных войной. Все, кто проезжал по этим дорогам, уважительно относились к девушкам с флажками. И в дождь, и в зной, и в холод Надя Шубина, как и ее подруги, часами стояла на дороге, регулируя движение проходящей техники. «Нельзя было отлучиться ни на минуту, какие бы проблемы у тебя ни возникали», — вспоминала Надежда Ивановна. Ватные штаны надевали в мороз, они были одни на всех и переходили по дежурству. Надежда Ивановна вспоминала, как однажды, стоя на посту, она дала знак остановиться генеральской машине. И когда ее требование не выполнилось, она, как было положено по инструкции, сняла с плеча автомат и дала залп по колесам. Из машины выскочил разъяренный генерал: «Ах ты, сопливая девчонка, ты что себе позволяешь?» Повел ее на КПП разбираться. Но дежурный полковник поддержал действия Шубиной: «Она действовала согласно приказу Сталина (им тогда был отменен старый приказ не останавливать генеральские машины), поэтому прошу вас “извиниться перед сержантом Шубиной». Генерал еще не знал о новом приказе и извинился перед Надей. А через два месяца тот же генерал нашел ее на другой дороге и вручил ошарашенной девушке коробку конфет со словами: «Благодарю за хорошую службу». Закончила Надя войну на дорогах Польши. Надежда Ивановна на всю жизнь запомнила, как встречали их с войны на Белорусском вокзале: «Было море цветов, песни, пляски, а дома нас ждали близкие люди». Среди многочисленных фронтовых наград Надежды Ивановны есть и трудовые награды, почетные грамоты, характеристики, которые подтверждают, что и после войны она честно и добросовестно трудилась на благо Родины.
Март 1972 года. Смирнов Иван Дмитриевич – учитель физики в кабинете истории.
Смирнов Иван Дмитриевич родился в 1920 году, в 1938 году окончил Лакинскую среднюю школу. Он успешно обучался в Ярославском педагогическом институте на факультете физики и математики. После начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт, с 22 июня 1941 года воевал на Северо-Западном фронте, потом попал на Калининградский, третий Белорусский и Забайкальский. С боями, героически сражаясь, Иван Дмитриевич прошел всю войну. После войны, два года служил в Китае, получил два ранения, был контужен. Иван Дмитриевич награждён двумя орденами «Отечественной Войны», орденом «Красной Звезды», медалями. С 1949 по 1978 год, Иван Дмитриевич преподавал в Оргтрудовской средней школе.
Здание старой школы
«Коллектив средней школы, где директором тов. Фомин, среди рабочих фабрики «Организованный труд» проводит беседы и читает лекции на различные политические темы. Ha-днях учительница Графова А.С. прочитала содержательную лекцию на тему: «Как работать над книгой», школьная работница Колокольникова Нина Ивановна сделала лекцию «Пятилетий план развития Владимирской области», для фабричной молодежи прочитана лекция «Любовь и дружба». Читаются лекции и на исторические темы - «Петр первый» и другие. На лекциях присутствует большое количество слушателей. В. Матвеев» («ВК», 22 февраля 1947).
«ОБРАЩЕНИЕ комсомольцев, пионеров и школьников средней школы пос. фабрики «Организованный труд» ко всем комсомольцам, пионерам и школьникам Владимирского района Мы, комсомольцы, пионеры и школьники средней школы пос. фабрики «Организованный труд», обсудив постановление февральского Пленума ЦК ВКП(б) «О, мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», взяли шефство над Лемешенским колхозом и обязываемся помочь колхозу в проведении работ по достижению высокого урожая. Зная, что одной из причин хороших урожаев является внесение в почву достаточного количества удобрений, мы решили собрать каждый, не менее двух килограммов золы. При наличии 806 человек учащихся в нашей школе мы соберем, таким образом, 1612 килограммов золы. Это будет большим нашим вкладом в дело борьбы за получение высоких урожаев. Призываем комсомольцев, пионеров и школьников всех школ нашего района последовать нашему примеру. Поможем нашим колхозам получить в этом году высокий урожай. По поручению комсомольцев — Комитет ВЛКСМ. По поручению пионеров и школьников - Совет дружины» («ВК», 22 апреля 1947).
«Добросовестно подготовилась к экзаменам Оргтрудовская средняя школа - директор Иван Иванович Фомин. В этой школе организованно и систематически проводилось повторение. По истории и литературе учителями Н.М. Колокольниковой и А.С. Граховой было прочитаны обзорные лекции. В школе организованы и оборудованы всем необходимым для подготовки к экзаменам комнаты. Хорошо осуществляется руководство школой и контроль за работой учителей со стороны директора и завуча школы А.С. Алфеевой. Первые дни экзаменов и переводных испытаний проходят более организованно, чем в прошлом году. Из 13 человек Оргтрудовской школы сочинение по литературе написали 6 учеников с отметкой на 4 и семь – на 3. Плохих отметок не было» («ВК», 24 мая 1947).
«B средней школе при фабрике «Организованный труд» были проведены вечера художественной самодеятельности. 40 лыжников-учащихся старших классов организовали лыжную вылазку в деревни Гридино и Лунево. Участники лыжного пробега выступали в колхозных клубах с художественной самодеятельностью» («ВК», 14 января 1948).
«19 января провели лыжные соревнования учащиеся школы ФЗО фабрики «Организованный труд», в соревновании приняло участие 62 человека. Лучших результатов добились учащаяся Федорова, прошедшая дистанцию в 3 километра за 11 минут 32 секунды. Расстояние в 2 километра на лыжах прошли за 7 минут и 10 секунд девушки — Вовыкова, Черкасова и Козина. П. Мехонцев» («ВК», 30 января 1948).
«Средняя школа при фабрике «Оргтруд» тетради получала в магазине № 11 Добрынского сельпо. Но сейчас этот порядок изменен. Предназначенные для школы тетради почему-то отправили в Боголюбовский сельмаг. Когда я стал просить, чтобы тетради из Боголюбова отправили на фабрику, мне по-бюрократически в правлении сельпо ответили: — Если тетради вам нужны, приезжайте и берете их сами, а мы отправлять не будем. Я был вынужден за тетрадями придти в Боголюбово, но и тут меня постигла неудача. Был понедельник и в правлении сельпо «отдыхали», хотя до этого выходные дни здесь были по воскресеньям. Я обратился к председателю райпотребсоюза т. Яковлеву. Он написал записку председателю Добрынского сельпо т. Бычковой, чтобы тетради она из Боголюбова отправила в магазин № 11. Прошло две недели, но тетради все еще лежат в Боголюбове, а школа работает без бумаги. — Не можем отправить, транспорта нет — заявила зав. торговым отделом сельпо т. Смирнова. Между тем, автомашина райпотребсоюза часто ходит на фабрику «Оргтруд». Необходимо отметить, что в январе месяце вместо 400 штук школа получала только 330 тетрадей, остальные 70 тетрадей куда-то исчезли. Н. Лютов, пом. директора школы по хозчасти» («ВК», 29 февраля 1948). «Заведующий районного магазина КОГИЗа тов. Анфимов проявил хорошую инициативу. Он организовал выезд на фабрику «Оргтруд» и реализовал среди учащихся средней школы на 800 рублей учебников и школьных принадлежностей» («ВК», 24 июня 1948).
«Мы, учителя средней школы фабрики «Организованный труд», с большим удовлетворением встретили постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о повышении заработной платы и пенсии учителям. Выражая глубокую благодарность партии и правительству, еще выше поднимем качество своей работы, добьемся повышения успеваемости школьников. С честью выполним задачи, поставленные перед школой и учительством. И.И. Фомин, директор средней школы. А.С. Алфеева, учительница» («ВК», 12 марта 1948).
«Десять лет работает средняя школа фабрики «Организованный труд». Ежегодно десятки юношей и девушек здесь получают среднее образование, многие из них поступают учиться в высшие учебные заведения. В этой школе учился В.А. Башкиров. Сейчас он гвардии майор — Герой Советского Союза. Бывшие ученицы школы Н.А. Барышева, Т.Я. Мухина окончили медицинской институт и работают врачами. Много бывших воспитанников школы сейчас на руководящих постах в промышленности, в сельском хозяйстве, в государственных учреждениях. Более 20 лет в школе работает учительница М.Ф. Арефьева, она заслуженно пользуется любовью и уважением учащихся. Честно и плодотворно трудятся учителя М.И. Митрофанов и А.С. Алфеева. Б.В. Морозов, инструктор военного отдела райкома ВКП(б)» («ВК», 14 марта 1948).
«В средней школе «Организованный труд» часто бывают лекции. Учащиеся всегда их слушают с большим интересом. Недавно здесь т. Борковским была прочитана лекция о жизни и деятельности писателя Николая Островского. Лектор замечательно рассказал о романе «Как закалялась сталь» и его герое Павле Корчагине. Лекция у слушателей оставила глубокое впечатление. Нина Матвеева» («ВК», 5 мая 1948).
«По-праздничному в этот день выглядела средняя Оргтрудовская школа. Всюду чистота и порядок. Сверкают лозунги и плакаты. Они призывают учащихся отлично сдать экзамены. На красном полотне большой лозунг - «Страна заботится о тебе, школьник! Порадуем ее хорошими знаниями на экзаменах!» Прочитав этот лозунг, ученик 10-го класса В. Парилов гордо произносит: — Постоим за честь нашей школы. Необычайное оживление чувствуется сегодня в учительской. Учителя переживают, видимо, не меньше учеников. Ведь сегодня они тоже держат экзамены перед государством, перед Родиной. И успех учеников будет их успехом. Ровно в 8 часов директор школы Иван Иванович Фомин в присутствии комиссии вскрывает конверты с текстами письменных работ.
Гулко раздается звонок. Ученики расходятся по классам. Десятиклассники начали писать работу по литературе. Над первой темой «Ленин-вождь и человек в изображении Горького и Маяковского» начали работать Зоя Кашицына и Юля Лезова. «Значение творчества А.Н. Островского в истории русской драматургии и театра» — эту тему решили писать Валя Петрова и Лев Никологорский. Одновременно начали писать работы по алгебре семиклассники. Тишина в классе. Чуть слышно скрипят перья. Школьники решают задачи. Самым первым кончает работу ученик 7-го класса Аверин Анатолий. Он хорошо учился в течение года и благодаря этому быстро и успешно справился с письменной работой. Также организованно начали экзамены ученики 4-го класса, они писали изложение на тему «Подвиг».
Хорошие результаты по письменным работам дали ученики 4-го класса, где преподавателем Мария Федоровна Арефьева. В этом классе двоек нет. Учащиеся А. Ефимов и Н. Химанов сдали работы на 5. Больших успехов добился 7-й класс. Учитель Павел Андреевич Акимов хорошо подготовил учеников к сдаче экзаменов. Все письменные работы по алгебре выполнены без двоек. Ученики А. Блинов, В. Орлова, Н. Жаркова, А. Аверин получили оценку 5. Первый день экзаменов в Оргтрудовской школе показал высокую организованность и хорошую подготовку учителей и учащихся. Это позволяет надеяться, что все экзамены здесь пройдут успешно.
Наступили последние дни пребывания в школе. Становится немного грустно. На будущий год не придется сесть за парты рядом со своими товарищами, слушать учителей. Мы крепко полюбили школу. Сдружились со сверстниками. Ведь мы отдали школе 10 лет своей жизни. Школа нас многому научила, она дала нам знания, с ними не стыдно будет явиться на порог института. Прощаясь со школой, с учителями хочется выразить большое и теплое чувство благодарности.
Передо мной как и перед другими — замечательное будущее. Чтение газет, литературы укрепило во мне желание быть литератором. На долю работника литературы ложится большая задача по воспитанию трудящихся. Я хорошо понимаю, что эта профессия ответственна, требует настойчивости. Но от своего желания не отступлю. Хорошо жить в стране, где знаешь, что каждое твое желание исполнится. А. Жуков, ученик 10 класса Оргтрудовской школы» («ВК», 22 мая 1948).
«Из литературы мы знаем, как трудно было детям трудящихся получить образование в царской России. Другое дело теперь. Каждый может стать у нас высокообразованным человеком, если только захочет. Мы учимся в 7 классе Оргтрудовской средней школы. Здесь нам созданы все условия для отличной учебы. Поэтому в первом полугодии мы имеем только четверки и пятерки. Таких показателей добиваемся благодаря хорошей подготовке к каждому занятию, добросовестного выполнения домашних и классных работ. В свободное от занятой время активно участвуем в редколлегии школьной стенгазеты, в кружках художественной самодеятельности, читаем книги, ходим в кино. Счастье быть молодым в нашей стране. Мы твердо решили, окончив школу, поступить в авиационный техникум и получить любимую специальность. Уверены, что своего добьемся, потому что для нас открыты двери в любое учебное заведение. Учащиеся Е. Емелин, А. Елисеев» («ВК», 5 декабря 1948).
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1949 года орденом Ленина награждены: С.А. Плетнева — учительница Оргтрудовской средней школы, Н.Д. Покровская — учительница Оргтрудовской средней школы.
«ВТОРОЙ ЭТАП СПАРТАКИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 29 июня в Боголюбове состоялся второй этап спартакиады школьников, посвященный окончанию учебного года. В ней приняли участие 35 человек. Дистанцию в 100 метров ученик Оргтрудовской школы В. Кашицын пробежал за 12 секунд, выполнив норму 3-го разряда единой Всесоюзной спортивной классификации. Из девочек ученица Крюковской средней школы В. Боконач эту дистанцию пробежала за 14 секунд. В беге на 500 метров первенство заняла В. Лезина из Боголюбова, на 1000 метров — Н. Лавров с фабрики «Организованный труд». В. Кашицын прыгнул в высоту на 1 м. 40 см., а в длину — на 4 м. 75 см. Эстафету выиграла команда Крюковской школы. Необходимо отметить, что районо не приняло никакого участия в организации эстафеты. Из руководителей районо на этом празднике школьников даже никто не присутствовал» («ВК», 3 июля 1949). «Пионеры помогают колхозникам Пионеры Оргтрудовской средней школы, находясь в лагерях, решили не дать остаться в поле ни одному колоску. На общем сборе они наметили план выходов в поле. В первый же выход ребята собрали 13 килограммов колосьев. Вернувшись из лагеря, они не прекратят этой работы. Почин оргтрудовских пионеров должен найти поддержку у всех школьников нашего района. Собрать все, до единого колоска, помочь колхозникам не допустить потерь богатого урожая — первоочередное дело пионеров и школьников. Р. Степашина, секретарь райкома ВЛКСМ» («ВК», 28 июля 1949).
«В Оргтрудовской средней школe этот день был особенно радостным. Школа организованнее, чем в минувшем году приступила к своей работе. Для встречи учащихся было все предусмотрено до мелочей, хорошо продумано. Здание внутри и снаружи приведено в порядок, отремонтировано, красочно прибрано. Утром 1 сентября к школе пришли ребята. Празднично одетые, с цветами в руках, они вежливо здороваются с учителями, делятся между собой впечатлениями о веселом летнем отдыхе. Самые маленькие ребята — первоклассники пришли в школу с родителями. К ним со стороны учителей особое внимание, особый подход, потому что они еще не знакомы даже с основными школьными правилами. Незадолго до звонка директор школы Мария Ильинична Афонина поздравила детей с началом занятий, призвала их учиться только на хорошо и отлично. После звонка начался урок. В этот день многие учащиеся при повторении пройденного в прошлом году материала показали хорошие, прочные знания. С. Макарова» («ВК», 4 сентября 1949).
«Учащиеся Оргтрудовской школы собирают фольклор Учащиеся Оргтрудовской средней школы под руководством преподавателя литературы Агриппины Семеновны Граховой в свободное время занимаются записью фольклора в близлежащих селах. Они уже собрали много интересных частушечных текстов, пословиц, поговорок, загадок, сказок. Привлекает внимание легенда, записанная учащимся 7 класса Евгением Емелиным, «Почему после дождя бывает радуга». Собранные ребятами произведения народного творчества оказывают им большую помощь в прохождении учебного материала по программе. Все они отправлены для использования в райпедкабинет. Н. Колокольникова» («ВК», 18 сентября 1949).
«Стрелковые соревнование в честь дорогой даты
В Оргтрудовской средней школе проведены стрелковые соревнования в честь 70-летия со дня рождения товарища Сталина. В соревнованиях участвовало 32 члена ДOCАРМ. Стрельба проходила из малокалиберной винтовки на дистанцию 50 метров. Школьники-досармовцы показали хорошие результаты. Первое место разделили Всеволод Руфицкий и Юрий Гомыранов,
выбившие по 44 очка из 50 возможных. Меткость в стрельбе показали также учащиеся Тузов, Кашицын, Бурдюков, Мочалов и другие. К. Панкратов» («ВК», 15 декабря 1949). «В Оргтрудовской средней школе за несколько недель до радостной даты начали проводиться в классах беседы и доклады о жизни и революционной деятельности дорогого вождя и учителя советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина. Знаменательной дате были посвящены сбор пионерской дружины, а также соревнования юных стрелков и спортсменов» («ВК», 21 декабря 1949).
Коллектив учителей Оргтрудовской средней школы. 20 марта 1949 года Ученики 2 класса. Учительница Наследникова Клавдия Ивановна. 22 марта 1949 года
«Радостные дни переживают учащиеся нашей школы. Закончилось первое полугодие, дневники пестрят отличными и хорошими отметками. Лучше всех занимались Нина Жаркова, Юрий и Володя Кашицыны, Алексей Струннов - они отличники по всем предметам. Хорошо потрудились ребята — хорошо и отдохнут. Новогодняя елка сверкает огнями, дед-мороз ждет каждого. Долго готовились в школе к этому радостному дню. Струнный кружок разучил «Новогодний вальс», много русских народных песен. Любимой песней о самом большом друге детей — товарище Сталине начнет свое праздничное выступление школьный хор. На зимние каникулы составлен подробный план. Много времени отведено физкультурным занятиям, ходьбе на лыжах, коньках, всевозможным играм. Для конькобежных соревнований ребята расчистили свой каток. В каникулы состоятся также стрелковые соревнования. Сегодня мы будем на елке! В. Руфицкий, ученик 9-го класса Оргтрудовской средней школы» («ВК», 1 января 1950).
«Литературный вечер В клубе фабрики «Организованный труд» состоялся литературный вечер, посвященный 20-летию со дня смерти Владимира Владимировича Маяковского. В вечере приняли участие учащиеся 6, 7 и 10 классов. Десятиклассники Трофимова, Бурдюков, Мысина, Корнилова выступили с докладами на темы: биография Маяковского, Маяковский об Америке, образ советского человека в стихах поэта, значение творчества Маяковского. Доклады сопровождались стихами о советском паспорте, отрывками из поэм «В.И. Ленин», «Во весь голос», которые прочитали учащиеся Петрова, Фионина, Самойлова, Пискарев и другие. На вечере присутствовало до с 200 человек. На нем много было рабочих и служащих фабрики. Р. БОРИСОВА» («ВК», 20 апреля 1950).
«Светлое будущее Учащиеся десятых классов успешно сдают экзамены. Последние дни проводят они в своих любимых школах, где выросли, возмужали и получают аттестат зрелости. Впереди — новые годы напряженной учебы, светлое будущее. Перед каждым широко распахнуты двери высших учебных заведений, на которых они выйдут специалистами, полноценными строителями коммунистического общества. *** Иду в медицинский институт Десять лет училась я в средней школе. И вот теперь получаю аттестат зрелости. Куда пойти дальше учиться? Этот вопрос не является проблемой в нашей стране. Для нас широко открыты двери всех высших учебных заведений. Недаром в любимой песне советского народа поется: «Молодым везде у нас дорога». Моя мечта — поступить в медицинский институт, ибо специальность врача — почетная и нужная для сохранения здоровья и жизни советских людей. Ж.СОРОКИНА, ученица 10 класса Оргтрудовской школы *** Решила стать учительницей Через несколько дней я закончу испытания. В прочность своих знаний уверена и выдержу испытания по всей предметам. Прощай десятый класс! Впереди новая дорога — в высшее учебное заведение. Я уже давно задумывалась над тем, куда пойти учиться дальше. Перед вами открыты двери всех высших учебных заведений. Но надо выбрать такой институт и получить в нем такие знания, чтобы будущая профессия была любимой и более полезной для нашей Родины. Я решила стать учительницей. Поэтому избрала педагогический институт. Воспитывать советских людей, будущих строителей коммунизма — почетное и благородное дело. М. ЗАЯЦЕВА, ученица 10 класса Оргтрудовской средней школы *** Получаю аттестат зрелости Для меня наступили самые счастливые дни — скоро получу аттестат зрелости. Экзамены сдаю только на четверки и пятерки. От всей души благодарю партию, правительство и великого Сталина за заботу о советской молодежи. Сейчас, после окончания десятилетки, имею полную возможность продолжать учебу в институте, получить высшее образование и стать специалистом. Наше государство уделяет огромное внимание социалистическому сельскому хозяйству. В колхозную деревню непрерывно направляется большое количество первоклассной техники, требующей опытных, знающих дело, кадров. Поэтому я решил поступить в Московский институт механизации сельского хозяйства, на третьем курсе которого учится мой брат. Это моя давнишняя мечта и я ее осуществлю. В. КАШИЦЫН, ученик 10-го класса Оргтрудовской средней школы ***
В различных уголках нашей Родины трудятся бывшие учащиеся Оргтрудовской средней школы. Они окончили высшие учебные заведения и работают сейчас в научно-исследовательских лабораториях, являются мастерами и инженерами на предприятиях, агрономами в колхозах, служат офицерами в Советской Армии. Анна Быкова, например, работает учительницей средней женской школы города Владимира. Нина Зубова и Павел Акимов учительствуют в Оргтрудовской школе, где они получили первое образование. Валентина Башкирова и Лидия Бадаева — инженеры связи, Людмила Петрова — инженер-геодезист, Елизавета Маркова — инженер-торфяник, Алексей Самарин и Лев Каменщиков — тоже специалисты в промышленности. Врачами стали Нина Барышева, Елена Пронина, партийными работниками Антонина Семухина, Борис Морозов, Зинаида Концова, а Раиса Максимова — секретарь Владимирского городского комитета комсомола. В Оргтрудовской школе учился офицер Виктор Башкиров. Во время Отечественной войны за успешное выполнение боевого задания ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Этот список можно бы продлить. Школа дала многим путевку в жизнь, помогла им получить излюбленную специальность. Д. ЕВГЕНЬЕВА *** Учиться! Об этом лишь мечтают дети трудящихся капиталистических стран. Но осуществить свою мечту не могут. В Италии, Испании, Англии и других капиталистических странах для юношей и девушек из среды рабочих и крестьян закрыты двери учебных заведений. Около двух миллионов итальянских детей не имеют возможности посещать начальную школу. Те же, кто учится, вынуждены заниматься в ужасных условиях. Грязь, теснота, невероятная скученность — такова картина, характерная для итальянских школ. Только у нас в Советском Союзе перед молодежью открыта широкая дорога к знаниям, широко развита сеть начальных и средних школ, различных институтов. Большие горизонты открыты и для учащихся Оргтрудовской средней школы. Юноши и девушки, получив десятилетнее образование, продолжают учиться в высших учебных заведениях. Лидия Блинова заканчивает Московский государственный университет. Зоя Кашицына — студентка Московского педагогического института, Лев Никологорский — студент института железнодорожного транспорта, Роза Ерошина — студентка Горьковского института иностранных языков. Она получает повышенную стипендию за отличную успеваемость. Отличниками в институтах являются многие из бывших учащихся нашей школы. Об этом сообщают в школу руководители институтов и благодарят ее за прочные знания, которые она дала учащимся. Вот, например, что пишет нам, в учебную часть, директор Московского института инженеров землеустройства тов. Мазмишвили: «Ученик Оргтрудовской средней школы Р. Бурдюков теперь успешно учится в нашем институте. Выражаю благодарность за подготовку и те знания, которые он получил в вашей школе». Много писем получают учителя от своих бывших учеников, высказывающих чувства уважения за полученные знания. «Прошу вас передать привет и благодарность моим учителям Вере Аркадьевне Белиной и Михаилу Ивановичу Митрофанову за те знания, которые они мне дали, чтобы я мог быть полезный своей Родине, — пишет студент мединститута тов. Архангельский. — Честь школы я держу высоко. Имею по всем предметам оценки только пять». Наша школа существует почти 20 лет. Многие учащиеся, получив в ней знания, учатся сейчас в институтах и академиях, находящихся в различных городах нашей Родины. Каждым летом они приезжают на каникулы и, прежде всего, заходят в школу, где раньше воспитывались, чтобы встретиться со своими учителями, рассказать им свои планы на будущее. И радуешься, что это будущее перед каждым юношей и девушкой встает светлым и замечательным. А. АЛФЕЕВА, заведующая учебной частью школы» («ВК», 8 июня 1950).
«Наш спортивный коллектив
Круглый год кипит у нас спортивная работа: зимой школьники ходят на лыжах, катаются на коньках, весной и летом они занимаются легкой атлетикой, волейболом, греблей, плаванием. Какое бы массовое спортивное мероприятие не затевалось, какие бы соревнования не проводились, они прежде всего обсуждаются всем коллективом. В марте, например, мы обсудили на собрании школьников план летней спортивной работы. Были созданы комиссии по приему норм комплекса БГТО и ГТО. Начали свою тренировку футболисты и волейболисты. У нас в школе есть все условия для проведения физкультурных и спортивных соревнований. Мы решили устраивать спортивные вечера по обмену опытом. Раньше все соревнования и сдача норм на значки ГТО и БГТО проводились в обычных условиях, не было подъема, праздничности. Это сказывалось на настроении спортсменов, у них пропадал задор. Теперь мы поступаем иначе, стараемся создать торжественную обстановку. Наш спортивный коллектив растет с каждым днем. Старшеклассники еще сдают испытания, но в свободное от занятий время готовятся к путешествиям в Боголюбово и областной центр город Владимир. Они изучают маршруты предстоящих увлекательных походов. В пути учащиеся познакомятся с животным и растительным миром, соберут коллекции растений, пополнят живой школьный уголок. Закипела работа на пришкольном участке, где посажены бобовые, зерновые и овощные культуры, за которыми ухаживают ученики 7, 8 и 9 классов. Разбито много клумб с декоративными растениями. При школе созданы добровольные общества ДОСАВ и ДОСФЛОТ. А. МАРЫЧЕВА, старшая пионервожатая Оргтрудовской средней школы» («ВК», 11 июня 1950).
«Всего по району пионеры и школьники собрали более 100 тонн веточного корма. Дети текстильщиков фабрики «Организованный труд», находящиеся в пионерских лагерях, почти ежедневно выходят в лес. Они уже сдали колхозу «Первое мая» две с половиной тысячи веников и решили заготовить их не менее 15 тысяч штук» («ВК», 16 июля 1950). «Выше уровень воспитания детей (Из выступления директора Оргтрудовской средней школы М.И. Афониной)
Партия и правительство доверили нам, учителям, не только обучение, но и воспитание детей. Наше подрастающее поколение должно быть грамотным и культурным. Для этого учителя прежде всего сами должны быть всесторонне образованными, овладеть марксистско-ленинской наукой. Коллектив учителей нашей школы стремится повседневно повышать свои знания. На педагогических советах ставятся доклады учителей на различные темы. Например, ставились доклады «Педагогическое наследство Макаренко», «Идеи Ушинского». Большое значение мы придаем родительским собраниям, на которых обсуждаем вопросы о воспитании ребенка в семье. Родители проявляют большой интерес к таким собраниям и охотно посещают их. В истекшем году наша школа добилась хорошей успеваемости. Предстоящий учебный год открывает перед коллективом учителей новые возможности для повышения знаний учащихся. Школа хорошо обеспечена педагогическими кадрами и полностью подготовлена к зиме. Нет сомнения, что коллектив учителей добьется новых успехов, ликвидирует второгодничество, повысит качество учебно-воспитательной работы» («ВК», 31 августа 1950). «НА УРОК ЯВИЛИСЬ БЕЗ ОПОЗДАНИЯ Еще накануне в Оргтрудовской средней школе наблюдалось необычное оживление. Учащиеся знакомились с преподавателями, поздравляли друг друга с новым учебным годом. 1 сентября заполнились классы. Все 912 учащихся без опоздания явились на уроки. Первоклассники пришли в школу с родителями. Их тепло встретили учителя. Особенно много учащихся в 8 классах. В них пришли учащиеся из Боголюбовской и Добрынской семилетних школ. В 8 классах занимается 76 человек. Д. ЕВГЕНЬЕВА» («ВК», 3 сентября 1950).
«Пионеры Оргтрудовской школы часто устраивают интересные сборы, читательские конференции, литературные вечера. В конкурсе на лучшего чтеца стихотворений по начальным классам первенство заняли Малышева Рая и Брусникин Витя. Активное участие приняли ребята в оформлении избирательных участков, на которых они организовали дежурство в день выборов. В честь 7-й районной конференции ВЛКСМ в школе организована выставка на тему «Трудовые дела школьников». 30 лучших пионеров приняты в комсомол. Пионеры и школьники встречают конференцию хорошими отметками в учебе» («ВК», 24 декабря 1950).
«Большая радость у ребят Оргтрудовской школы. У школьников началась зимние каникулы. - До встречи у новогодней елки, — прощаясь говорят ученики учителям. В дни каникул учащиеся увидят много интересного. Они побывают в областном центре, где посетят краеведческий музей, коллективно просмотрят ряд кинокартин в фабричном клубе. С. СМИРНОВ, учащийся» («ВК», 31 декабря 1950). «Пионеры Оргтрудовской средней школы проводят сбор, на котором послушают доклад о жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина, прочтут рассказы и стихотворения. В школе выпущены стенные газеты, посвященные 27 годовщине со дня смерти Ильича. Школьники коллективно посетят клуб, где просмотрят кинокартину «Человек с ружьем». Среди вновь поступившей литературы имеются книги «В. Маяковский о Ленине», «И.В. Сталин о Ленине» и другие» («ВК», 21 января 1951). «Состоялись лыжные соревнования, посвященные дню выборов в Верховный Совет РСФСР. Участники соревнования показали хорошие спортивные результаты. В забеге на 10 километров первое место заняла команда юношей Оргтрудовской средней школы, на дистанцию в 3 километра — команда девушек той же школы. Среди 194 лыжников-одиночек, принявших участие в соревновании на 10-километровую дистанцию, на первое место вышел ученик 10 класса Крюковской средней школы Александр Матвеев. Он прошел расстояние за 41 минуту 10 секунд. За ним пришел ученик 9 класса Оргтрудовской школы Евгений Емелин. Его время — 41 минута 140 секунд. Хороших показателей добились лыжники - разрядники с. Боголюбово — Дмитрий Скворцов, П. Щербаков, В. Барский. В честь выборов проведена также эстафета. В ней приняло участие более 200 человек. В эстафете на дистанцию 3 километра первое место заняла команда учащихся 10 класса Оргтрудовской средней школы. Они пробежали расстояние за 13 минут 38 секунд. 106 мальчиков этой школы заняли первые места на трехкилометровой дистанции. В эстафете на 2 километра привяли участие 6 команд девочек Оргтрудовской школы» («ВК», 18 февраля 1951). «На днях в районе состоялась игра в хоккей между командами Оргтрудовской и Крюковской средних школ. Результат — 18 : 9 в пользу оргтрудовцев» («ВК», 18 февраля 1951). «В средней школе фабрики «Организованный труд» отсутствует всякий санитарный надзор. Кухня, где кипятится вода для учеников, не убирается, котлы не моются. Вернее, это не кухня, а склад поломанных вещей. Завхоз школы имеет привычку заправлять здесь свой мотоцикл. От этого всегда стоит запах бензина. И. ШАШКОВ» («ВК», 8 апреля 1951). «Программа пионерского ансамбля песни и пляски Оргтрудовской средней школы начинается контатой о Сталине. Со сцены торжественно звучат слова, ставшие известными всему советскому народу: От края до края, по горным вершинам, Где вольный орел совершает полёт, О Сталине мудром, родном и любимом, Прекрасные песни слагает народ. В пионерском ансамбле песни и пляски принимают участие более 140 учащихся 6—9 классов. Хор сменяет струнный оркестр, затем выступает танцевальная группа и физкультурная секция. Ансамбль возглавляют любящие самодеятельность люди. Художественным руководителем является учитель начальных классов Борис Александрович Бурдюков, музыкальным — преподаватель черчения Алексей Петрович Михеев. Они умело подбирают репертуар, кропотливо работают с юными певцами, музыкантами и танцорами, совершенствуя их таланты. Большим успехом у слушателей пользуется хор. В его исполнении особенно душевно с звучит песня «Россия», написанная композитором Новиковым на слова поэта Алымова. Ученик-отличник 8-го класса Сергей Фролов запевает: Где найдешь страну на свете Краше Родины моей... И хор из 80 голосов подхватывает лирические слова: Светит солнышко На небе ясное, Цветут сады, Шумят поля; Россия вольная, Страна прекрасная, Советский край, Моя земля. Для ансамбля традиционной стала песня о Герое Советского Союза Александре Матросове, чье имя носит пионерская дружина школы. Эту песню хор исполняет во всех концертах, в которых ему приходится выступать. В программу хора также входит песня нахимовцев, «Пройдут года» — музыка Захарова на слова Исаковского, народная грузинская песня «Сулико» и другие. Хор пионерского ансамбля имеет своих солистов. Отличник 9-го класса Рудольф Федяев исполняет песню «Студенческую застольную», и «Здравствуй Москва». Он же хорошо играет на аккордеоне. Хорошим голосом обладает Сергей Фролов, исполняющий ряд песен советских композиторов. Оба певца поют сложный дуэт «Моряки», — музыка Вильбоа. Сольные номера исполняют юные хористы восьмиклассницы Галина Платонова, Светлана Бурдюкова, Эмма Князева и ученик 3-го класса Юрий Гусев. Струнный оркестр не только сопровождает хор. Он еще имеет свою программу. В нее входят: песни из кинофильма «Кубанские казаки», «Ой цветет калина», «Новогодний вальс», русская народная песня «Коробочка». В бурном темпераменте проходит выступление акробатической группы, состоящей из лучших физкультурников школы. Кроме того, гимнастическая секция, под руководством преподавателя физкультуры Николая Андреевича Зорина, выступает с красивыми упражнениями, сложными пирамидами. Программа пионерского ансамбля песни и пляски Оргтрудовской средней школы длится более двух часов. Зрители смотрят и слушают выступления учащихся с большим интересом. Ансамбль помимо своей школы, выступал на сцене клуба фабрики «Организованный труд» и районного Дома культуры. Трудящиеся с благодарностью отзываются о юных талантливых певцах, музыкантах, танцорах. Е. ДУБРОВИНА» («ВК», 15 апреля 1951). «В шестом классе Оргтрудовской средней школы пионервожатая Люся Желнина провела сбор учащихся на тему: «Подготовка к экзаменам» по книгам» («ВК», 1 апреля 1951).
Письмо от учителя Алферовой Александры Сергеевны к Галанцевой Т.П.
Оргтруд 13.2.1955 года Дорогая Тамара! Видно, не судьба было нам поговорить по душам. Не знаю, что тебе помешало придти ко мне в назначенный день. Я ждала до половины шестого, а бoлее мне нeльзя былo, потому что меня ждали в одной семье ученика, который меня беспокоит и родителей которого я предупредила о приходе. Заставлять их ждать никак нельзя было. В день твоего отъезда я пришла к автобусу без 15 в десять, но он мне показал свои огоньки. У остановки была только твоя мама, которая грустно смотрела вслед автобусу, увозящему ее Тамару. С ней мы и проговорили добрых полчаса: кто же знал, что автобус уедет раньше времени. А я еще так торопилась из школы, чтобы поспеть повидаться со всеми. Ну, ладно, не последний раз. Если доживу до лета, увидимся.
Мама мне многое рассказала о тебе, об обновках, которыми она порадовала тебя за стипендию. Я с ней вместе порадовалась. Теперь держи марку на высоте, не сдавай темпы. Ты девушка усидчивая, понимаешь, что не маме и не мне нужны твои успехи, а прежде всего тебе самой, у которой вся жизнь впереди. А я от души радуюсь твоим достижениям и хочу верить, что они будут еще лучше, не так ли?
Теперь немного о себе. Я поболела немного, грипп помучил, а в мои годы это так тяжело, как никому из вас, молодых. Ведь мне в этом году будет 60 лет, а день-то какой? Мое рождение совпадает с днем рождения В.И. Ленина и в этом году он будет праздноваться, ты знаешь об этом. Вспомни и обо мне в этот день. Работы много, работа уже немного утомляет, потому, что ведь жить одинокой не очень сладко: пришел один, и ушел один, нe с кем даже поделиться ни горем, ни радостью. Я не жалуюсь, но просто иногда бывают такие минуты, когда грустно становятся, что так приходится кончать жизнь. А ведь ее остался кончик. Правда, я прожила жизнь не даром…
в вас, моих учеников, я вложила то, что знала сама, и вижу, что мои труды свои результаты дали. Разве это плохая награда. Вот тем-то и хорош наш труд учителя, что он очень благороден, что на живых людях видишь плоды своего труда. Помни это, девочка, всегда и знай, что нет ничего благороднее нашей работы: создавать из несмысленыша человека с нашим советским мировоззрением, человека в широком значении этого слова. Перспективы на лето у меня не блестящи: видимо, я отпуска не получу, а если и получу, то очень ненадолго, потому что мне дали другую работу на лето, которую в порядке приказа я обязана выполнить. По некоторым причинам мне очень нужна методика преподавания грамматики в старших классах. Мне надо поработать над этой темой для одного доклада. Если только можешь, Тамара дорогая, розыщи мне такую книгу, она мне позарез нужна. Ценой не стесняйся, я вышлю сейчас же ее стоимость, но пocтaрайся достать. Может быть тебе в этом помогут твои учителя, обратись к ним. Сейчас чувствую себя сносно. Четверть в самом разгаре, а ребята учат плохо. Вся надежда на урок: сумеешь довести до сознания учеников даваемый материал - полдела сделано. Не сумел — все пропало, потому что ребята только в классе и внимательны, а дома работают плохо. Вот почему такое положение заставляет особенно вдумчиво и много работать над собой при подготовке к уроку: продумать план урока до мелочей, от первой до последней минуты, чтобы не было потеряно и минуты и чтобы все объяснение дошло до ребят. Тебе может быть скучно слушать об этом, но, девочка, и тебе придется работать. Вспомни тогда советы твоего старого учителя с большим стажем. Они пригодятся. Пока кончу. Очень прошу тебя исполнить мою просьбу. Желаю тебе больших успехов в учебе. Не забывай меня и не обижайся, если я иногда несвоевременно отвечаю на письма. Целую тебя крепко! Твоя быв. учит. А.С.
Письмо от учителя Алферовой Александры Сергеевны к Галанцевой Т.П.
Оргтруд 21.11.1954 года Дорогая моя Тамарочка! Наконец-то я собралась написать тебе. Ты уж не обижайся на долгое молчание. Не нежелании это, просто физически не успеваю все сделать, что нужно. Очень рада за тебя, что начинаешь привыкать к учебе в институте, мама все время держит меня в курсе того, как ты живешь и работаешь, а особенно, сколько она тебе посылает. Хорошо, что во время подошел ее выигрыш, как он ей помог. От души рада за тебя и за нее. На праздники получила много телеграмм и поздравлений, многие студенты у меня побывали, в том числе была и Аввакумова. Она учится в Тимирязевской академии, очень довольна. А так из Вашего класса мало кто устроился, по 10«А» куда больше. Ты во всяком случае выиграла, что пошла в этот институт. Он тебе по всем признакам очень подходит. Как хочется, чтобы на II семестр ты порадовала нас с мамой стипендией. Твердо уверена, что так и будет. Девушка ты упорная, мать любишь, значит,постараешься в полную меру. Вот приедешь, наговоримся всласть. Воображаю, как тебе трудно с «твердым приступом». И нас когда-то мучили, но в процессе работы в классе на это времени много не остается, потому что грамматика и вся программа заедает. Мне в этом году очень трудно с десятыми классами, чужие классы, никак не приучу к своим требованиям. Еще 10б несколько выправляется, за исключением таких, как например, МОСИН, а уж с 10а не знаю, что и делать. Дополнительные провожу регулярно каждую неделю, да еще завела на многих индивидуальные тетради, заботы полно, а результаты пока плачевные. Нервов трачу на них уйму. Нет у них комсомольской сознательности, что знания нужны не мне, а им. учатся на отметку. От нее и танцуют. Пиши, Тамарочка, что у Вас нового, как идут дела. потом прошу тебя посмотреть в Вашем киоске, нет ли новых книг по немецкому языку. Если, что есть, напиши мне, что за книги и я вышлю сейчас же деньги. Я очень нуждаюсь в свежей методической литературе, а здесь ничего нет. Даже институт усовершенствованияне имеет нужной литературы. Вот пока и все. Целую тебя крепко и искренне от всей души желаю успехов в работе. Привет нашим девочкам. Пиши, не забывай. Твоя …