В 1927 году школа I-й Ступени была преобразована в Школу-Семилетку.
В 1929 году было выстроено деревянное здание для Школы-Семилетки.
Семилетняя школа. 1929 г.
В маленьком здании школы училось всего 35 ребятишек. Поэтому детям того революционного поколения особенно запомнился день 29 ноября 1929 года — первый день в новой школе. Новая школа была рассчитана на 350 детей рабочих. Директором которой была назначена Чиркова Елена Ивановна, бывшая ткачиха Лемешенской мануфактуры. «Вся ее жизнь тесно переплелась с революцией, со строительством нового общества в нашей стране. Молодой ткачихой вступила она в партию большевиков, была одним из самых активных членов бюро партячейки фабрики. В качестве делегата участвовала в работе 17-го областного съезда Советов во Владимире. Но окончательный выбор пути сделала в 1929 году, после окончания курсов красных директоров в Иванове. Тогда ее направили в поселок Оргтруд директором школы фабрично-заводского обучения, потом директором общеобразовательной школы-семилетки» (см. Династия учителей Чирковых). Но она решительно отказалась. На приёме у заведующей областным отделом образования Моркиной Марии Александровны она заявила: «Не могу же я с начальным образованием руководить семилетней школой и давать указания учителям, имеющим профессиональную подготовку». Было решено направить Е.И. Чиркову заведующей детскими яслями, открытыми к этому времени в доме фабриканта Никитина. В школе было 10 комнат, учительская, кабинет директора, комната секретаря, пионерская, лаборантская по физике и химии, раздевалка и кухня, где кипятили воду для бачков с питьевой водой. «На фабрике «Организованный Труд» год назад была выстроена школа-семилетка. Школа рассчитана на 350 детей рабочих. Несмотря на короткий срок существования школа требует ремонта. Побиты окна, крыша худая, печи требуют немедленного ремонта. Этот вопрос ставился не один раз в райОНО, но результата никакого. Между прочим, райОНО обещал выслать техника но до сих пор техник не заявлялся в школу. Через 2 недели нужно начинать учебу, но заниматься нельзя, ибо в дождик крыша промокает как решето. Печи топить нельзя — может быть пожар, окна худые. Если не вмешается РКИ и не заставит чиновников из райОНО ремонтировать школу, то 350 детей рабочих останутся без учебы, в то время, как решением ЦК ВКП(б) и правительства у нас должно проходить всеобщее обязательное обучение» («Призыв», 10 сент. 1930). Постановление ЦИК и Совнаркома СССР от 14 августа 1930 г. предусматривало повсеместное введение всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8-9-10 лет с 1930-31 уч. года, а для 11-летних с 1931-32 уч. года. На основе ускоренных форм обучения – двухгодичных и одногодичных школ-курсов устанавливалось обязательное обучение и для переростков от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы. «Со стороны фабкома ф-ки «Оргтруд» было уделено достаточно внимания ликвидации неграмотности, созывались собрания, велась разъяснительная кампания и т. д. Но зато плохо дело обстоит с политехнизацией школ, до сих пор фабком палец о палец не ударил, чтобы хоть что-нибудь сделать в этом отношении. Партийная ячейка тоже стоит в стороне и только комсомольская проявила инициативу в вопросе политехнизации школы. Ячейка взяла шефство над школой семилеткой, договорилась с директором о предоставлении ткацких станков для обучения, директор идя навстречу согласился нa предоставление школе 20 станков» («Призыв», 13 сент. 1930). В начале 1930 г. Владимирская опытно-показательная школа заключила договор на соцсоревнование со школой семилеткой фабрики «Оргтруд». Пунктами соревнования были: полное обеспечение беднейших учащихся учебными пособиями, введение трудовых процессов, уменьшение второгодничества, увеличение посещаемости школ, широкий охват кружковой работой, охват всех учеников подпиской на газеты и журналы, введение горячих завтраком, организация правильного самоуправления и т. д.
Фабрично-заводская семилетка (ФЗС)
«Просвещение и гигиена При фабрике «Оргтруд» второй уже год в новом деревянном здании работает школа семилетка (360 учащихся). Довольно просторная зала уставлена столами, на которых школьники во время перерыва в занятиях за 9 копеек получают горячую пищу. Все это — очень хорошо, но вот в этом же зале — очень неприятный запах. Тов. Корнилов предполагает, что это от того, что давно не открывались в зале форточки, а мы полагаем, что это от того, что рядом с залом находится уборная, давно, очевидно, нечищенная. Тов. Кронэ! Как вы по этому вопросу думаете?» («Призыв», 2 февр. 1931). «В нардоме при фабрике «Оргтруда» по стенам развешано много красных плакатов. Надписи на этих плакатах политически выдержаны. Но вот привлекает наше внимание такой лозунг: «За выполнения пятилетку в четыре года». Очень хороший лозунг, но написан он безграмотно. Мы обращаемся к тов. Руфицкому, зав. учебной частью школы семилетки при фабрике «Оргтруд»: «Тов. Руфицкий! Вам, как человеку, приставленному к грамотности, надо давно было обратить внимание на то, чтобы плакаты в нардоме было написаны грамотно. Ждем, тов. Руфицкий, от вас письменного ответа» («Призыв», 2 февраля 1931). «Необходимо отметить нездоровое отношение к школе ФЗС со стороны администрации фабрики. Чтобы практически ознакомить учеников школы с производством, их предполагалось обучать во всех цехах фабрики. Но администрация, сначала пообещав это, теперь категорически запретила что-либо делать и разрешила посещать фабрику только экскурсиям, да и то в нерабочее время» («Призыв», 16 марта 1931). «На президиуме райпроса стоял доклад о работе ФЗС при фабрике «Оргтруд». Школа принимала активное участие в выполнении промфинплана фабрики. Промфинплан был проработан в школе. Учащиеся не только собирали рабочие предложения по улучшению производства, но и сами выдвигали их (Один ученик за ценное предложение был премирован хозяйственниками). Союз просвещенцев возбудил вопрос о премировании этой школы» («Призыв», 15 июня 1931). Директором Оргтрудовской семилетней школы был назначен Михаил Васильевич Руфицкий (06.02.1894-12.08.1947), до революции окончивший семинарию. В первые годы завучем работала Серафима Осиповна Воскресенская, в 1931 году уехавшая в Москву. Долгое время возглавляла учебную часть Александра Сергеевна Алфеева. Учителями во вновь построенной школе были: М.И. Митрофанов, К.А. Рубцов, Н.А. Бородаи, К.П. Светозарова, М.Д. Покровская, В.А. Белина, И.В. Белин, М.А. Афонькина, А.В. Афонькин, А.И. Яковлев, А.С. Яковлева, В.Н. Корнилов, Н.А. Зорин, Е.Н. Рубцова.
К.И. Наследникова
В начальных классах преподавали учителя: Е.А. Графская, Клавдия Сергеевна Глебова, М.Ф. Арефьева, Р.Н. Кассова, К.И. Наследникова, Т.Г. Фурова, В.Е. Сиднева. В семилетней школе было десять классных комнат, учительская, кабинет директора, комната секретаря, пионерская, лаборантская по физике и химии, раздевалка и кухня, где на плите кипятили воду для наполнения кипячёной питьевой водой бачков, установленных в вестибюле, а также комната, в которой проживал сторож-истопник. Лаборантками работали Л.П. Репкова, А.Д. Смирнова, старшими пионервожатыми Р.И. Борисова, позднее - Н.А. Апрятнова. «В школе ФЗС каждую пятидневку по три часа читаются производственные предметы» («Призыв», 16 января 1932). «Фабрично-заводская семилетка «Оргтруда», под непосредственным руководством парторганизации и с помощью общественных организаций, своевременно подготовилась к новому учебному году и начала его. Топливом школа обеспечена на весь 1932—33 г. Школа отремонтирована. Охват детей школой проведен на сто проц. Кроме того, привито крестьянской детворы 19 человек. Программа и расписание занятий проработаны. Школа педагогическим составом укомплектована. Е. Ильина» («Призыв», 6 сентября 1932).
Андрей Сергеевич Бубнов с сентября 1929 по октябрь 1937 г. — народный комиссар просвещения РСФСР. «Проверочные испытания в школе имени Бубнова (фабрика «Оргтруд») вскрыли немало недостатков. В расписании испытаний включены дни с обычным расписанием занятий. Контрольные вопросники составлены без индивидуального учета учащихся (5-я группа — геометрия). Отсутствие письменных контрольных вопросов отрицательно сказалось на проверочных испытаниях в старших группах (5, 7), так как учащемуся давался ряд вопросов устно и он обдумать их как следует не мог. Отсюда — снижение качества ответов. 7-я группа была неправильно разбита. Сначала сдавали по географии сильные, другой час — слабые. Один из основных недостатков — отсутствие правильно организованного досуга учащихся. Дети толкаются в коридоре и т. д. Пионер-вожатый Филиппова бездействует. Недостатки в проведении проверочных испытаний немедленно исправить. Ильинский» («Призыв», 21 мая 1934). «Школа имени Бубнова при фабрике «Оргтруд» закончила учебный год массовым вечером, на котором присутствовали представители местных организаций, родители. На вечере были премированы лучшие ударники учебы в количестве 36 человек. Учащиеся и педколлектив заверили общественные организации, что они приложат все усилия, чтобы школа была в рядах передовых. В. Белина» («Призыв», 16 июня 1934). «Чтобы стать летчиком... (Письмо школьника) Я, Кондов Шура, ученик первого класса учусь хорошо. Я два раза получал премии. Зачеты за год сдал на отлично и перешел во второй класс. Я и дальше буду учиться также отлично, чтобы стать летчиком. Хочу быть летчиком! Очень хочу. Концов Шура, 9 лет. Фабрика «Оргтруд» («Призыв», 8 июня 1935). «Кустовая учительская конференция, состоявшаяся 13 июня при школе фабрики «Оргтруд», подвела итоги учебному году. Важнейшие достижения школ в минувшем учебном году — повышение грамотности и укрепление математических знаний, а также значительные успехи в конкурсе на культурное воспитание детей. Для конференции была организована выставка детских работ и методических пособий школы. Выставка показала большие достижения в педагогическом мастерстве школы. Решено ходатайствовать о присвоении ей звания образцовой. После конференции состоялись художественные выступления учащихся, прошедшие с большим успехом» («Призыв», 17 июня 1935). «В нашем районе немало прекрасных педагогов, отдающих все свои силы, все свои звания на дело коммунистического воспитания детей. Вот они — Успенская и Гвоздев («Оргтруд»)» («Призыв», 23 августа 1935). В 1936 году школа сделала свой первый выпуск. «Детская футбольная команда средней школы № 4 выезжала на фабрику «Организованный труд» для встречи с детской командой рабочего поселка. Игра закончилась со счетом 2 : 1 в пользу детской команды школы № 4» («Знамя», 6 мая 1937).
«Двадцать лет тому назад поселок Лемешки (фабрика «Организованный труд») имел одну небольшую четырехклассную школу с двумя учителями, попом, да «дядькой». В школе училось около 90 ребятишек. Старая дореволюционная школа готовила людей, послушных царизму, через попа «прививая» при помощи линейки «любовь» детей к вере, царю и «отечеству». Старая дореволюционная школа учила: «бога бойся, царя чти, повинуйся своему господину». И дальше этих основ «науки» старая школа не шла. Двери средних и высших учебных заведений были закрыты для детей рабочих и трудящихся крестьян. Царское правительство боялось учить трудящихся. Оно говорило, что русский народ учить нельзя, иначе он научится мыслить. Помещики и капиталисты боялись того, что грамота откроет быстрее глаза трудящимся на всю несправедливость царского строя, и повесили тяжелые замки на двери учебных заведений, накрепко заперев двери от так называемых «кухаркиных детей». Вместо школ насаждали по Руси кабаки, церкви и тюрьмы. Если мы посмотрим, кто из поселка учился в учебных заведениях повышенного типа двадцать лет тому назад, — можно на пальцах сосчитать этих лиц, но только это не дети рабочих. Софийские — дети попа, Малышевы — дети никитинского бухгалтера, Бурдюковы — дети старшего счетовода быв. фабриканта Никитина, и то большинство из них дальше гимназии или семинарии не проходили. Так было двадцать лет тому назад. Великая Октябрьская социалистическая революция, разбив вековые оковы, державшие в темноте и невежестве трудящихся, широко открыла двери учебных заведений для бывших «кухаркиных детей». Техникумы, средние школы и вузы заполнились людьми, которых раньше царское правительство боялось допустить к науке. Рост народного образования в поселке за истекший 20-летний период показывает, какую колоссальную работу уделяют делу просвещения, делу поднятия культуры трудящихся товарищ Сталин, партия и советская власть. В 1929 году в поселке построена новая школа. В настоящее время в средней школе (вместо дореволюционной четырехлетки) учатся 860 детей трудящихся поселка и ближайших селений. Вместо 2-х учителей, в средней школе сейчас работает 25. За истекший период школа выпустила большое количество молодежи, часть которой ушла в производство, часть — в учебные заведения повышенного типа…» («Знамя», 14 сентября 1937). «Местком не оправдал доверия На-днях состоялось отчетно-выборное собрание членов союза работников школы им. Бубнова в поселке Лемешки (фабрика «Организованный труд»). По отчету развернулись оживленные прения. Работа старого состава месткома подверглась резкой критике. Выступавшие в прениях указывали, что старый состав месткома не возглавил социалистическое соревнование среди учительства за повышение качества учебы. Следствием этого и явилось то, что в прошлом учебном году окончили с успеваемостью только 83 процента учащихся, было большое количество второгодников. Местком, объединяя в своем коллективе 36 членов союза, не занимался повышением политической грамотности учительства, культобслуживанием и охраной труда. Имея в своем коллективе неграмотных и малограмотных из техперсонала, местком ни разу не ставил на обсуждение этот вопрос. При обсуждении кандидатур в новый состав месткома ни одна кандидатура из старого состава не была рекомендована, ибо старый местком не оправдал доверия своих избирателей. Критика не обошла молчанием и руководство райкомитета. В частности, было указано Масловой, что она, зная о бездеятельности старого состава месткома и его председателя Глебовой В., не приняла никаких мер по выправлению работы профорганизации. Тов. Маслова, как председатель райкомитета, была в месткоме школы им. Бубнова всего один раз при обмене профбилетов. Тайным голосованием, после детального обсуждения кандидатур, был избран новый состав месткома. Избраны тт. Кассова, Чичугова, Гвоздева, Урвачева и Шамина. Также была избрана и новая ревкомиссия. Собрание обязало вновь избранный местком обратить внимание на повышение политического уровня учительства, путем организации кружка по изучению классиков марксизма и ленинизма, на развертывание соревнования и культработы среди членов союза. Конушкин» («Знамя», 20 сентября 1937).
Андрей Сергеевич Бубнов 17 октября 1937 года был арестован по сфальсифицированному обвинению. 1 августа 1938 года был приговорён к смертной казни. Расстрелян и захоронен на полигоне «Коммунарка».
«Почему не торгуют учебниками? На фабрике «Организованный труд» имеется полная средняя школа. С учебными пособиями и учебниками дело обстоит плохо. В единственной торговой организации — торге торговля учебниками не производится, нет и нужных учебных принадлежностей: линеек, цветных карандашей и т. д. Спрос на учебники и учебные принадлежности большой, но торг не заботится его удовлетворить. Не мешает и владимирскому КОГИЗ-у организовать здесь торговлю литературой. Кашицын» («Знамя», 5 октября 1937).
«БЫЛ БАТРАКОМ, СТАЛ УЧИТЕЛЕМ Трудящиеся страны советов скоро будут торжественно и весело праздновать XX годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, будут подводить итоги двадцатилетнего строительства социалистического общества. Невольно хочется в эти дни просмотреть, что мы получили за прошедшие годы с того момента, когда пролетариат, под руководством партии Ленина — Сталина, освободил трудящихся от векового гнета и открыл двери в светлое будущее. Детство мое, а также и моих братьев протекало в условиях проклятого безрадостного капитализма. Семья моего отца состояла из 11 человек. Земельного надела было всего на три моры посева — полгектара, и отец с матерью вынуждены были гнуть спину на богатеев, чтобы прокормить одиннадцать ртов. Нищенского заработка не хватало и они из месяца в месяц попадали в долговую кабалу к фабриканту Никитину и торговцу Зиновьеву. Чем пользуются дети трудящихся сейчас (детясли, сады, пионер-лагеря) — мы об этом не имели представления и с малых лет вынуждены были идти добывать себе кусок хлеба. Потянулись годы тяжелого батрачества у кулаков, которые старались вытянуть из нас все молодые силы. Как сейчас вспоминаю три года, кошмарных и тяжелых, бесплатных три года, которые работал мой брат Александр у владельца портновской мастерской Графского. Эта чаша горького батрачества не прошла мимо нас всех шестерых братьев. Капитализм, выматывая силы из детей трудящихся, закрывал пред ними двери учебных заведений. Нам до революции пришлось ограничиться только начальной школой, которая с ее палочной поповской дисциплиной старалась вбить в головы любовь и беспрекословное подчиненно эксплуататорам. И вот все это осталось позади. Все это кошмарное не хочется и вспоминать, но нельзя не вспомнить для сопоставления с тем, что дала нам Октябрьская революция. Чем мы были и чем мы стали? Один из нас — Александр за лучшую долю трудящихся, за светлое будущее для нас и всей советской детворы погиб в борьбе с польскими панами. Остальные за эти годы выросли физически и культурно. Я, бывший батрак, благодаря партии, которая меня воспитала, благодаря советской власти, которая дала мне возможность учиться, благодаря заботе великого Сталина, который каждого из нас ведет в светлое будущее, — в настоящее время работаю учителем средней школы, заочно кончаю педагогический институт при МГУ. Один из моих братьев работает директором средней школы. Два младших, прошедших школу в Красной Армии, имеют звание командиров РККА. Один из них в настоящее время работает техноруком Владимирского отделения автотранса, а младший — в кадровых частях РККА воентехник 2 ранга. Старший брат работает бригадиром на одном из Московских заводов. Родители за долголетнюю работу в производстве обеспечены государственной пенсией. Прошедшие двадцать лет дали многое для нас и вообще для трудящихся нашей социалистической родины. Нам, трудящимся, в день празднования есть что подытожить. И все то мрачное становится каким-то далеким в эти радостные дни. Но мы не должны забывать ни на одну минуту, что все эти завоевания Октябрьской революции стремятся отнять у нас подлые враги трудящихся — фашисты и их верные псы троцкисты-бухаринцы и зиновьевцы. Пусть только посмеют кровожадные собаки, палачи средневековья посягнуть на нашу родину! Мы, оставшиеся пять братьев, как один, вместе со всеми трудящимися, выступим на защиту великой и любимой Родины. В двадцатую годовщину Октября еще раз хочется сказать: спасибо любимому товарищу Сталину, спасибо нашей ленинской партии, ведущим нас к светлому будущему — к коммунизму. Спасибо советской власти, предоставляющей все материальные и культурные блага трудящимся. Конушкин, учитель средней школы фабрики «Оргтруд» («Знамя», 14 октября 1937).
«Памятная встреча На-днях учащиеся старших классов средней школы фабрики «Организованный труд» встретились с рабочими фабрики, проработавшими на ней по несколько десятков лет. Вечер встречи двух поколений прошел очень оживленно. С воспоминаниями о безрадостной, кошмарной жизни при царском строе выступили старые производственники тт. Зайцев, Иванова, Алексеева. Учащиеся горячо благодарили рабочих и работниц за встречу, показали свою художественную самодеятельность. Надолго останется в памяти эта встреча двух поколений — поколения, испытавшего зверскую эксплуатацию и поколения, живущего в счастливую, радостную сталинскую эпоху. Конушкин» («Знамя», 20 ноября 1937).
«Пионеры ждут Долю дожидались пионеры и школьники и поселке Лемешки («Оргтруд»), когда освободится помещение под пионерский клуб. И, наконец, помещение было освобождено. Ребята радовались, что Октябрьские торжества проведут в своем клубе. Но детским мечтам осуществиться не пришлось. К празднику клуб не был подготовлен. ЦК союза хлопчатобумажников отпустил фабкому на пионерский клуб 13 тысяч рублей, но почему фабком не начинает оборудование пионерского клуба никому неизвестно. Партком фабрики должен вмешаться в это дело, так как 880 ребят ждут со дня на день открытия своего клуба. Конушкин» («Знамя», 24 ноября 1937).
В 1937 г. был открыт новый детский садик. В помещении детского сада пионерам отвели свою комнату. Ребята сами привели ее в порядок, сами мыли полы, делали уборку.
«Нет борьбы за грамотность Подводя итоги за первую четверть 1937-38 учебного года по средней школе в поселке Лемешки («Оргтруд») выявилось, что восьмой класс дал плохую успеваемость по русскому языку. Из 40 учащихся 7 имеют плохие отметки. Характерно, что из семи - шесть учеников пришли из Добрынской НСШ. Ученики Добрынской школы имеют плохие знания и по немецкому языку. И это уже наблюдается не первый год. Поступая в 8-й класс в 1935 году, ученики из Добрынской школы делали по 50—60 ошибок, несколько меньше дали ученики, поступившие в 1936 году. И сейчас ученики этой школы делают, как это ни печально, по 15-16 ошибок на 200 слов. Учителям Добрынской школы нужно уделить больше внимания на качество преподавания, а не на количество выпущенных учеников с завышенными оценками. Районо обязано обратить внимание на постановку преподавания русского языка и других предметов в Добрынской НСШ. Конушкин» («Знамя», 27 ноября 1937).
«Ученики средней школы провели вечер, посвященный предстоящим выборам в Верховный Совет СССР. На вечере был принят план участия в подготовке ко дню выборов. Особенное внимание в плане уделено культурному обслуживанию избирателя. Ученики уже приступили к выполнению своего плана. 26 ноября ими был поставлен концерт на четвертом избирательном участке. Избиратели тепло благодарили участников концерта. Конушкин» («Знамя», 1 декабря 1937).
«Неповоротливость поселкового совета Местком при средней школе поселка Лемешки еще 25 октября выделил 20 членов союза в качестве агитаторов по изучению Положения о выборах в Верховный Совет среди избирателей. Но эти силы до сих пор поселковым советом не используются, несмотря на то, что разъяснительная работа с избирателем ведется слабо. Если поселковый совет до сих пор не сумел использовать культурные силы, то необходимо доверенным лицам и участковым избирательным комиссиям расставить учителей по участкам для агитационной работы. Учителя средней школы не хотят стоять в стороне от подготовки ко дню выборов. Они могут оказать большую помощь. Конушкин» («Знамя», 3 декабря 1937).
«ФАБКОМ НЕ ПОМОГАЕТ ШКОЛЕ Когда же будет открыт пионерский клуб на «Оргтруде»? Учащиеся средней школы (поселок Лемешки) развернули активную подготовку к зимним каникулам. В подготовку включились все школьные кружки детской самодеятельности: драматический, литературный, струнный, фото, шахматно-шашечный и физкультурный. Что же готовят кружки? Литературный кружок готовит вечер, посвященный Некрасову. Драматический готовит постановку пьесы «Недоросль». 31 декабря и 1 января для учащихся устраивается елка. Намечены два лыжных похода учеников старших классов с художественными вечерами в Боголюбовскую и в Давыдовскую школы. В плане также предусматривается шахматно-шашечный турнир, военные игры, военизированный поход до ближайших селений, лыжные соревнования, экскурсия в город Владимир, вечера детской самодеятельности и антирелигиозный вечер. Силами школы для родителей будет проведен физкультурный вечер и 10 января большой вечер художественной детской самодеятельности. 20 учащихся получают путевки в Сушневский дом отдыха сроком на 8 дней. До сих пор недостаточное участие в подготовке к обслуживанию детей в каникулы принимает местная комсомольская организация и фабком фабрики «Оргтруд». Прошло уже два месяца, как фабком получил 13 тысяч рублей от ЦК союза хлопчатобумажной промышленности на оборудование пионерского клуба, но он находится все еще в стадии оборудования. До каникул осталось всего несколько дней, а нужно еще производить окраску полов, окон, дверей. Мебель и другие предметы обстановки полностью еще не закуплены. Фабком, являясь распорядителем отпущенных средств, возложил дело оборудования пионерского клуба на зав. культсектором т. Карасева, а последний, неоднократно срывавший ряд мероприятий, срывает и подготовку пионерского клуба. Рабочие необходимым стройматериалом полностью не обеспечены. Нет олифы, белил, не хватает обоев. Карасев не заглядывает в будущий пионерский клуб и не интересуется ходом работ. Партком фабрики «Оргтруд» также не интересуется тем, что делает фабком по подготовке пионерского клуба. Пионеры и школьники требуют клуб. Клуб должен быть готов к каникулам. Конушкин» («Знамя», 29 декабря 1937).
«Выросший вокруг фабрики рабочий поселок до конца 20-х годов не имел названия, а поэтому всех, кто проживал в нем, в том числе и нас, мальчишек, называли «фабричными». Но даже и тогда, когда поселку было присвоено наименование Оргтруд, жителей его по-прежнему называли так же. На фабрике ткут миткаль, а в годы Великой Отечественной войны здесь изготовляли еще и марлю. Где-то на другом предприятии из нее делали бинты, которые отправляли на фронт, в госпитали. До октябрьской революции предприятие это принадлежало фабриканту Никитину. В доме, в котором он жил со своей семьей, длительное время размещались детские ясли и садик. До сих пор не могу забыть, как мы, ребятишки, по очереди впятером и вшестером забирались в «хозяйское» кресло-качалку и под веселый гомон раскачивались в нем. Когда мне и моим ровесникам стукнуло по восемь лет, нас повели в школу. Было это в 1931 году. В одном классе со мной стали учиться Вениамин Блинов, Юрий Данилов, Борис Трофимов, Владимир Колесов, Николай Маркелов, Евгений Фирсов. Сел вместе с нами за парту и Виктор Горбунов, хотя ему было лишь семь. Его приняли в школу в виде исключения: он был ростом выше всех нас. Нам было интересно все, о чем говорилось на уроках. Поистине каждый день открывал перед фабричными ребятами новый мир. Не успели научиться читать, как тут же записались в школьную и клубную библиотеки. Читали помногу, за самыми интересными книгами записывались в очередь. Однако свой досуг мы проводили не только за чтением художественной литературы. Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый учащийся второй и третьей ступеней — с пятого по десятый классы — из многочисленных кружков, работавших при школе. У нас в семье были балалайка и мандолина, на которых играл старший брат Александр. Он и Николай Маркелов предложили мне записаться в струнный оркестр. Струнным оркестром в разное время руководили преподаватели школы Константин Александрович Рубцов и Андрей Васильевич Афонькин. Они прививали нам, самодеятельным артистам, любовь к музыке. Хорошим слухом и голосом обладал мой друг Вениамин Блинов и Ольга Тюрина. Вениамина мы в шутку называли «Лемешевым», а Ольгу Тюрину «Ольгой Ковалевой». Кстати, народная певица Ольга Ковалева выступала в нашей школе в тридцать пятом или в тридцать шестом году. Но самым талантливым из самодеятельных артистов был, пожалуй, Олег Бушко. На мандолине он играл даже то, чего мы «не проходили». Мы все заслушивались его виртуозным исполнением «Турецкого марша». Олег по-дружески готовил мне цифровые ноты, по которым я легко разучивал музыкальные произведения, исполняемые в струнном оркестре. Далеко не таким, как сейчас, был поселок Оргтруд в двадцатые и тридцатые годы. Жители его ютились в четырех домах барачного типа, которые называли коридорами. Самый большой — фабричный, поменьше — каменный. Были еще деревянный и сорок шестой. В каждом коридоре было много каморок. В одних, маленьких, проживали по одной семье, а больших — по две и три, а то и более — смотря по тому, из скольких человек состояла семья. В фабричном коридоре были еще и полати. На них ютились малосемейные или холостяки, работающие в фабрике. Хоть и крепко я спал по утрам, но не раз слышал сквозь сон зов: - Вста-вай, сме-на, на ра-бо-ту! Это ночной сторож Николай Блохин будил рабочих фабричного коридора на утреннюю смену. Почти одновременно воздух наполнял звук фабричного гудка. И люди шли трудиться. Семья наша состояла из четырех человек: отца, матери, меня и старшего брата. Александр был на девять лет старше меня. После семилетки поступил учиться во Владимирский механический техникум. Брат очень любил заниматься спортом, играть в футбол. Однажды во время встречи техникумовской команды с оргтрудовской он на своей груди внес в ворота соперника мяч. Это был гол. И тут один из стоявших за воротами болельщиков произнес: — Зачем забил? Другие оргтрудовцы поддержали своего товарища, стали грозить брату, на что он спокойно ответил: — Я же за техникум играю. Каждый выходной оргтрудовцы проводили за поселком на обширном лугу, тянувшемся вдоль Клязьмы на юг на целых два километра. Здесь были и футбольное поле, и места для прыжков в длину и высоту, метания гранаты, дисков. Стояли ларьки по продаже сладостей, сдобы, ситра. Мы, мальчишки, очень любили ситро. Его можно было не только купить, но и «поймать на удочку». Была такая игра, вернее аттракцион. Держишь в руке удочку, на конце нитки которой не рыболовный крючок, а кольцо. Накинешь его на горлышко бутылки — и ситро твое. Духовой оркестр под руководством Ивана Николаевича Химанова исполнял один за другим вальсы. Среди них: «На сопках Манчжурии», «Прощание Славянки», «Березка», «Дунайские волны». Если кто-то из фабричных не успел и не сумел прочесть на афише у клуба объявление о массовом гулянье, услышав музыку, спешил на луг. ...Фабричный коридор, в котором жила наша семья, находился в семидесяти метрах от реки. И вполне естественно, что и взрослые, и мы, мальчишки, днями пропадали на Клязьме. У большинства семей были личные небольшие лодки. На них взрослые ездили на рыбалку под Сельцо или Ущер. В другое время на лодках просто катались по реке. Летом мы много купались. Каждый из мальчишек, достигший пятнадцати-шестнадцати лет, переплывал Клязьму туда и обратно без отдыха. Зимой, когда Клязьма покрывалась льдом, она служила нам лыжней и катком. Из друзей детства, школьных товарищей рядом со мной в маленькой половинке коридора жили Владимир Зорин, Виктор Ермолаев, Борис Максимов, Владимир Морозов и некоторые другие ребята. У каждого из них были свои наклонности, мечты, желания. На обороте одной фотографии, которую в пронес через всю войну, написано: «Лучший друг детства и юности». Это сказано о Владимире Зорине. Он был на два года старше меня, во многих житейских вопросах разбирался лучше, чем я. Старший друг научил меня рисовать по клеткам, подарил нарисованную им таким методом картину «Пушкин в лицее». Эта картина долго висела в нашей каморке. По окончании средней школы Владимир Зорин собирался поступить в одно из московских театральных училищ. Он послал туда несколько фотографий, которые сделал я по его просьбе. У меня в то время был фотоаппарат «Фотокор-1», подаренный мне старшим братом. Однако друг мой в училище не попал: до окончания десятилетки его призвали в ряды Красной Армии. В боях с белофинами он был ранен: вражеская пуля, пробив насквозь грудь, прошла лишь в сантиметре от его сердца. Потом, когда вспыхнула большая война, Владимир первым из нас встал на Защиту нашей любимой Родины и вскоре пал смертью храбрых на поле боя. Это ему в послевоенные годы посвятил свое стихотворение «Старший друг» калужский писатель, в прошлом учащийся Оргтрудовской средней школы Олег Бушко: Товарищ школьный — Вовка Зорин… он был в десятом, я — в седьмом. и, педагогам непокорен, ему я подражал во всем. Он — в драмкружок — и я туда же, он с вышки в реку — я во след: товарищ на три года старше, в пятнадцать лет — авторитет. Но во сто крат авторитетней стал Вовка Зорин для меня, когда ушел двадцатилетний солдат на линию огня. Он был еще на финской ранен, еще леченья длился срок, но он июньским утром ранним ушел труднейшей из дорог. Потом и я пришел туда же. И вот я — дома, Вовки — нет. Я с каждым годом старше, старше, ему ж — навеки двадцать лет. Но каждый раз, когда заспорю, то мне на ум приходит вдруг: - А что сказал бы Вовка Зорин — Мой школьный друг? Мой старший друг? Шло время. Взрослели мальчишки. Все чаще они стали поговаривать о том, а кем же им быть по окончании десятилетки. Одним хотелось стать инженерами, другим — учителями, третьим — летчиками, четвертым... Однажды в школу пришел представитель Владимирского аэроклуба. Он приглашал старшеклассников поступить к ним учиться летать. Многие тогда подали заявления, однако в аэроклуб приняли далеко не всех: одним здоровье не позволяло, у других просто не было времени заниматься этим делом. От занятий же в средней школе «летчиков» никто не освобождал. Мы уже знали, что в аэроклубе учится наш земляк Виктор Башкиров. Он был на три года старше меня, работал на заводе «Автоприбор» и мог распоряжаться своим временем, как хотел. Учеба в аэроклубе закалила характер Виктора. Здесь он приобрел первые навыки вождения учебного самолета. В годы войны за успешные боевые действия Башкиров был удостоен звания Героя Советского Союза. Во Владимирском аэроклубе учился и его младший брат Людмил. Он не раз прилетал к поселку на самолете «ПО-2», выполнял в воздухе различные фигуры пилотажа, в том числе петлю Нестерова. Мы, мальчишки, восхищались его техникой вождения машины. И, конечно же, завидовали. В одном из воздушных боев Людмил погиб. Однако ж вернемся к последним двум годам, предшествовавшим началу Великой Отечественной войны. Как-то в класс вбежал Александр Апрятнов и, держа в руке листок бумаги, произнес: - Кто желает в танковое училище? На задней парте у окна сразу же сгрудились несколько юношей. Некоторые, в том числе Апрятнов и я, решили незамедлительно подать заявление в это военное заведение. Но кто-то доказывал, что сначала надо окончить школу, а потом уже куда-то идти. Всем, кто изъявил желание идти в училище, дал «отбой» военкомат. Подобные порывы уехать куда-то учиться, а то и начать работать до окончания средней школы повторялись неоднократно. Но в большинстве своем ребята оставались в ней до 1941 года. И лишь некоторые уходили из школы не доучившись. В то время не было закона об обязательном среднем образовании. Наши преподаватели лишь призывали нас не покидать школу. На большее же у них не было прав. Ушел в фабрику и стал там работать учеником слесаря Николай Денисов, художником в клубе стал работать Борис Шишканов. Владимир Марков, хороший мой друг, записался в духовой оркестр при клубе, аккуратно посещал репетиции. Он как завсегдатай клуба научился там танцевать. Мы же все только собирались это делать. Владимир Марков нередко стоял во входных дверях клуба в качестве контролера во время демонстрации кинофильмов. Надо сказать, что и те, кто продолжал учиться в школе, в летние каникулы уже не пропадали днями на реке, не гоняли мяч до самой ночи, а устраивались на временную работу в фабрику. Одни подвозили уток к станкам, другие отвозили из цехов в товарную контору миткаль, третьи работали на стройке в качестве разнорабочих. Мне тоже довелось поработать в товарной конторе в должности подборщика товара, В мою задачу входило собрать из нескольких «тройников», то есть кусков миткаля, кипу, а которой было бы не менее 500 и не более 512,9 метра. Напарником моим — прессовщиком — был Андрей Фанов из 46-го коридора. В это время он учился во Владимирском механическом техникуме. Мы его называли комиком в жизни и артистом на сцене. Андрей был остроумен и находчив, я не раз смеялся до слез на его «номера», которые он выкидывал на работе. Прикипел к клубу и Михаил Барышев. Овладев специальностью киномеханика, он оставался верен этой профессии до конца своей жизни. Хорошим моим товарищем был и Владимир Морозов. Мы были соседями, всегда ходили вместе гулять, в кино, на футбол, в лес. И даже тогда, когда в сороковом году наша семья переехала в тридцать второй дом, построенный на месте старого пожарного депо, с Владимиром мы почти не разлучались. Его мы звали «инженером» — это за то, что Морозов в детстве любил возиться с железками, которые он подбирал на фабричной свалке. Как-то в один из знойных июньских дней 1941 года мы с Владимиром Морозовым купались в Клязьме возле перевоза. Здесь услышали, что в двенадцать часов дня по радио будет передано важное правительственное сообщение. И вот зазвучали позывные московской радиостанции имени Коминтерна, а затем диктор объявил, что сейчас выступит заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров и народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов. «Сегодня в четыре часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...» Это было Заявление Советского правительства. Каждый из нас слушал его с затаенным дыханием, стараясь не проронить ни слова. С необыкновенным торжественным подъемом были восприняты нами слова: — Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами. В эти минуты хотелось на крыльях улететь туда, где части Красной Армии вели тяжелые бои с немецкими войсками, из винтовки или пулемета разить зарвавшегося врага. И эта мысль «быстрее туда» прочно засела в наших головах. Несколько дней спустя ушел добровольцем на фронт Владимир Марков. В своем заявлении во Владимирский райком ВЛКСМ он писал: «Очень прошу направить на передовую, ведь я комсомолец». Такими были все фабричные ребята предвоенных лет. М. ПАРАШКОВ, выпускник Оргтрудовской средней школы 1941 года» («Знамя», 30 марта 1991).
Средняя (десятилетняя) школа
«Социалистическое соревнование в школе. Среди учащихся Оргтрудовской средней школы широко развернулось социалистическое соревнование имени XVIII Всесоюзной партийной конференции. Учащиеся, как и все трудящиеся нашей страны, готовят конференции достойные подарки. Ученики Л. Каменщиков, Л. Степанова, Л. Корнилова, А. Степанов и многие другие дали слово, что к открытию конференции они будут иметь только хорошие и отличные отметки. И это слово они держат. Улучшилась в школе помощь отстающим ученикам. В школе установлено переходящее красное знамя, которое будет вручено передовому классу. П. Кулаков» («Призыв», 14 февр. 1941). «На-днях в корпусе № 10 поселка фабрики «Оргтруд» учитель местной средней школы т. Стожаров провел беседу на тему: «Воспитание детей». Беседа вызвала большой интерес со стороны собравшихся. Они просили чаще устраивать такие беседы. После беседы родителям были прочитаны решения XVIII Всесоюзной партийной конференции. Их собравшиеся выслушали с большим вниманием. В. Веселов, В. Панкратов» («Призыв», 4 марта 1941). «РАБОТАТЬ ПО ОПЫТУ ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ В Оргтрудовской средней школе большой педколлектив. Эта школа — самая большая в районе. Здесь 11 начальних классов, 11 средних и 5 старших классов. Гордостью школы являются плоды ее многолетней работы: в течение ряда лет, ученики школы успешно поступают в вузы и техникумы, не давая «провалов» на приемных испытаниях. И это не удивительно: из 30 учителей школы многие работают мастерски. Учитель математики М. Митрофанов дает своим ученикам отчетливые, прочные знания, излагая учебный материал в строгой системе, умело активизируя учащихся и развивая их математическое мышление. Излагает ли он на уроках новый материал по алгебре, или доказывает новую теорему — он так строит свою беседу с учащимися, что шаг за шагом сами ученики выводят все требуемые положения. Изучение геометрии идет в неразрывной связи с решением геометрических задач, и ребята свободно решают достаточно трудные задачи. Хорошо усваивается его учащимися и тригонометрический материал: легко и свободно они выводят формулы тригонометрических функций и применяют их в решении задач. Искусно проводит уроки физики директор школы Н. Нагорнов. Строгая научность, красиво построенная речь, увлекательность рассказа характеризуют его преподавание. Его урок на тему «Основы молекулярно-кинетической теории газов» дал учащимся исчерпывающий обзор изученных ими законов о свойствах газов; раскрытие смысла каждого из этих законов с точки зрения молекулярно-кинетической теории; поражающие мысль примеры для иллюстрации малых размеров молекул и громадного числа их в каждой граммолекуле газа; знакомство с применением сжатых газов на практике (подводная лодка, поднятие со дна моря затонувших судов). Учительница немецкого языка А. Алферова прекрасно владеет своим предметом, систематически изучает с классом грамматику немецкого языка, приучает учащихся к разговорной речи, практикуя на уроках ответы по вопросам, применяет ведение учащимися словарика. Как руководитель секции учителей немецкого языка районного методического объединения, она оказывает большую помощь малоопытным учителям. Живо, интересно проводит уроки немецкого языка учительница В. Урвачева. Разнообразие применяемых ею на уроке форм работы делает уроки увлекательными. Она раза два в урок практикует хоровое повторение пройденного материала по типу коллективной декламации. При опросе учащихся задается не только чтение и перевод и проверяется знание слов, но и ведется беседа на немецком языке между учительницей и учеником. Кроме того, ученик пишет не доске склонение или спряжение, проверяемое другим учеником. Грамматический разбор предложений сопровождается сообщением правил на немецком языке. Отчетливо проводятся учащимися объяснения образования глагольных форы: ученик подчеркивает в написанном на доске слове корень, называет требуемый суффикс, добавляет к нему нужное окончание и произносит вслух образованную глагольную форму. Перед изложением нового материала по грамматике применяются схематические таблицы, записываемые учительницей на доске, а учащимися в тетрадях. Учительница естествознания Л. Чичугова проводит уроки с педагогическим пафосом, сообщая детям много интересного материала, пробуждая детскую любознательность. Мастером своего дела является и учительница истории А. Резникова. Из учителей начальных классов хорошо проводят уроки О. Полянская, Б. Бурдюков. Хорошо поставлена воспитательная работа на уроке учительницей первого класса Р. Кассовой. Большая любовь к детям, искусное сочетание сердечного обращения к ним с деловой и строгой требовательностью, неослабное внимание к каждому неверному шагу детей делают ее уроки подлинным сочетанием обучения и воспитания. Говорить много о дисциплине учащихся на уроках этих учителей не приходится: здесь дисциплина и порядок в классе безупречные. Но наряду с достижениями в работе отдельных учителей, в целом по школе имеются и недостатки. Общим больным местом является недооценка учителями значения оборудования урока наглядными пособиями. За три с половиной дня пребывания в школе мне удалось только на уроке учительницы Чичуговой видеть таблицу по изучаемому материалу, да еще учитель естествознания К. Рубцов демонстрировал учащимся действие хлороформа на кошку. В результате, у некоторых учителей, особенно в начальных классах, качество обучения снижается. Другим недочетом является плохая дисциплина в отдельных классах. Ученики 7 класса Васильевский и Пономарев на уроках ведут нескончаемые разговоры, мешающие и учителю, и товарищам. В третьем классе ученики Луньков, Быков, Николаев и некоторые другие грубо нарушают порядок в классе, а во время перемен вносят дезорганизующий шум грубыми играми. Здесь явная недоработка, с одной стороны, школы в деле педагогической пропаганды среди родителей, с другой - местной общественности, не интересующейся в должной мере тем, как воспитываются в семье будущие граждане нашей страны и не принимающей никаких мер в отношении безответственных родителей, уродующих своих детей. Школе необходимо немедленно устранить основные недочеты в обучении и воспитании детей. За интересный, красочный, научно-ценный и оборудованный урок, за строгий режим на уроке, за разумный отдых учащихся на переменах, за педагогическое просвещение родителей должен бороться каждый учитель, равняясь в работе по лучшим учителям. Давно пора методу социалистического соревнования стать реальным, действенным методом в работе нашего учительства, методом, стимулирующим стремление — догнать и перегнать лучших из лучших. Инспектор районо М. Носова» («Призыв», 22 марта 1941).
6 мая 1941 г. 5 класс. Учитель Чичугова Лидия Фёдоровна
5 мая 1941 г. Учитель - Валентина Ефимовна Сиднева
Учащиеся 9-го класса средней школы пос. Оргтруд. 1941 г. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Коллектив учителей Оргтрудовской средней школы. 1941 год
Старая деревянная школа. Начало 50-х гг.
20 июня 1941 года. Выпускной бал в Оргтрудовской средней школе. Окончена десятилетка. Куда пойти учиться? Мальчишки мечтали о военных училищах. А за тех, кто не мечтал, выбор сделала война. Всем классом ушли на фронт добровольцами выпускники-десятиклассники, только что окончившие школу. Среди них В.А. Кудряков и П.А. Акимов, ставшие учителями в родной школе, вернувшись с войны. В годы Великой Отечественной войны в деревянном здании средней школы находился эвакогоспиталь 5039 в начале войны и 5858 в ходе войны вплоть до 1946 года. Начальником госпиталя 5858 была назначена Мария Александрова Гром-Врублевская, заместителем по лечебной части и заведующей хирургическим отделением А.В. Лежнева. Работники госпиталя поддерживали тесную связь со средней школой посёлка, которая после передачи школы под госпиталь размещалась в бывшем старом здании почты, в красных уголках многоквартирных домов, например, в доме номер 46 по улице Октябрьской (дом снесен), и в кирпичном здании начальной школы (рядом с клубом – бывшей церкви) в 3 смены. Школьники шили для раненых кисеты, дарили носовые платки, подворотнички, вязали носки, варежки. Читали им книги, писали письма, часто выступали с концертами художественной самодеятельности учащиеся Тамара Васильева, Людмила Гусева, Антонина Платонова, Нина Желнина, Андрей Сидоров, Виталий Куркин, Клара Хромова (см. Поселок Оргтруд с 1941 по 1944 гг.).
Михеев А.П. – учитель музыки и пения.
Концерт школьного хора. Руководитель хора - Михеев А.П. 1956 год.
Наследникова В.И.
Егоров И.В. – классный руководитель 10Б класса в 1943 году.
В 1943 году в начальной школе открыты два первых класса - 1А и 1Б.
Фронтовики-учителя Оргтрудовской средней школы
Афёнов Павел Тимофеевич
Афёнов Павел Тимофеевич родился 8 февраля 1919 года в селе Тучково (ныне Селивановского района Владимирской области). После окончания школы решил связать свою жизнь с воспитанием молодежи. Работал инструктором по физкультуре на стеклозаводе им. Воровского в Гусь-Хрустальном районе. На фронт ушел добровольцем 7 июля 1941 г. Участвовал в освобождении Воронежа, Белгорода, Курска, Киева, Харькова и других городов. Воевал на Курской дуге, принимал участие в форсировании реки Днепра, в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии. Награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Киева» и другие. От рядового солдата дошел до командира роты связи 327-го батальона 40-й армии, в звании старшего лейтенанта уволен в запас в 1947 г. После войны работал в Оргтрудовской средней школе преподавателем физкультуры и НВП.
Слева Афёнов П.Т., Ананьева П., Грехова В.И., Петухов Б.А.
«Но как прежде в строю Мы сидим и уютной комнате Павла Тимофеевича Афёнова. Я пришла к нему, чтобы расспросить его об участии в Великой Отечественной войне. Приближающаяся 30-я годовщина Великой Победы вызвала особое внимание к каждому ветерану войны, к его воспоминаниям о грозных и славных годах. Из них складывается живая картина бессмертного подвига советского народа и его воинов, который вызывал и вызывает у всего прогрессивного человечества чувство глубокой признательности и восхищения. Наши люди полны благодарности всем участникам Великой Отечественной войны, проявившим чудеса стойкости и мужества всем, кто боролся против фашизма кто ковал и добыл Победу, позволил нам сегодня пожинать плоды мирной и счастливой жизни. Узнав о цели моего посещения, Павел Тимофеевич сразу стал суровее, напряженнее, не таким, каким я его обычно видела. В этом новом облике я увидела того собранного, мужественного солдата, который по призыву матери Родины встал на защиту Отчизны в грозном 41 году. Отвечая на мой вопрос, Павел Тимофеевич сказал: - Война застала меня в Западной Украине. Работал в Луцкой области инструктором ОСО-Авиахима. В первые дни войны нам удалось организовать отправку гражданского населения и скота вглубь страны. В те тревожные дни это было не просто сделать. С приближением линии фронта к области я добровольно вступил в армию. Стал связистом, им же закончил войну. Советские воины с самого начала войны оказали врагу упорное сопротивление, мужественно обороняя каждую пядь родной земли, в ожесточенных боях перемалывая крупные силы фашистских войск. Мне пришлось участвовать в боях под Луцком. Здесь наши воины показали образцы непоколебимой стойкости и мужества. На долю связистов выпала задача обеспечить бесперебойную снизь между соединениями. За успешное выполнение этого задания я был награжден медалью «За отвагу». Павел Тимофеевич достает и показывает мне свою первую награду. Она поизносилась. Да это и не мудрено. Всю войну была на груди отважного воина, вместе с ним прошла, как говорят огни и воду. Но именно такой она особенно дорога хозяину. С ней связаны самые трудные месяцы войны. - Уже командиром взвода связи участвовал в обороне Киева. Проходят годы, но никогда не забуду тяжелых боев на Правобережной Украине. Враг рвался к Днепру он обладал превосходством в силах. Несмотря на упорное сопротивление наших войск, фашисты заняли столицу Украины. Дорогой ценой досталась им эта победа. Об этой битве мне напоминает медаль «За обоpoну Киева». Снова бои, походы. И вот решающее сражение на Курской дуге в 1943 году. Павел Тимофеевич говорит: - Я участвовал во встречном танковом сражении под Прохоровкой. Это было что-то невообразимое. Свыше 500 танков сошлись на сравнительно небольшом участке, в упор стреляя, тараня друг друга. Горело железо, земля. Достаточно наглядно это показано в киноэпопее «Освобождение» в фильме «Огненная дуга». За обеспечение связи во время боев на Курской дуге я был награжден орденом «Отечественной войны» II степени. Разбив немецко-фашистских захватчиков под Курском, советские войска вышли к Днепру. Началось сражение за переправы на правый берег. Большую роль в удержании занятых плацдармов сыграла бесперебойная связь между берегами. Подразделение лейтенанта П.Т. Афёнова выполнило поставленную задачу. За это лейтенант получил орден «Отечественной войны» I степени. Затем — освободительные походы в Румынию, Венгрию, Чехословакию. Закончил войну Павел Тимофеевич в Брно. После демобилизации в 1947 году стал он работать сначала преподавателем физкультуры, затем военного дела в Оргтрудовской средней школе. Многие ученики Павла Тимофеевича сейчас уже офицеры Советской Армии. Например, Н. Ермилов, А. Савельев, В. Богатырев. Сумел привить военрук им любовь к военному делу. Учащиеся школы уже много лет выходят победителями игры «Зарница» в районе, а в 1971 году команда школы участвовала во Всесоюзной игре «Зарница» в городе Бресте. Остался верен военным традициям ветеран, много сил отдает он военно-патриотическому воспитанию молодого поколения. В беседах с ребятами Павел Тимофеевич подчеркивает, что служба в Советской Армии это не только школа боевого мастерства. Это в то же время хорошая школа идейной и физической подготовки, дисциплинированности и организованности. По сути, армия — это своеобразный мужской университет, дающий отличную закалку и навыки жизни, труда, образования. Офицер-ветеран готовит настоящих патриотов, будущих защитников Советской Родины. В этом он видит свой долг. А. ПОЛЯКОВА» («Знамя», 20 марта 1975).
Кудряков Виктор Андреевич Виктор Андреевич - участник боевых действий на Финском фронте. В Великую Отечественную войну воевал на первом и втором Украинском фронтах. Он награждён орденами «Боевого Красного Знамени», «Отечественной войны» «Красной Звезды», медалями. После войны, Виктор Андреевич работал в Оргтрудовской средней школе учителем рисования и обслуживающего труда.
Петухов Борис Алексеевич (19.06.1924-14.06.1997)
Петухов Борис Алексеевич родился 19 июня 1924 года в селе Малый Лом Горьковской области. Началась Великая Отечественная война, и Борис Алексеевич ушел на фронт. Он принимал участие в Сталинградской битве, где был очень тяжело ранен. После ранения был демобилизован. Он награждён орденами «Отечественной войны» 1 и 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и юбилейными медалями. Борис Алексеевич решил стать учителем и поступил в Горьковский педагогический институт на исторический факультет. В 1955 году приехал в посёлок Оргтруд и стал работать директором ШРМ, потом учителем истории в Оргтрудовской средней школе. Умер 14 июня 1997 года.
Марков Константин Михайлович Константин Михайлович родился 26 апреля 1920 года в деревне Стариково (ныне Камешковского района). Он окончил Оргтрудовскую среднюю школу в 1936 году, в этом же году стал работать слесарем в О.З.М. фабрики Оргтруд. В октябре 1940 года был призван в армию и служил в г. Москве, в дивизии им. Дзержинского. Константин Михайлович принимал участие в обороне Москвы, за что награждён медалью «За оборону Москвы». В 1944 году боролся сбандитами в Чеченской республике, в 1946 году ликвидировал бандитские группы в Литве. Константин Михайлович стал участником парада Победы в 1945 году. Он награждён орденом «Отечественной войны», медалью «За победу над Германией», а так же юбилейными медалями. С 1946 года работал в Оргтрудовской школе, учителем труда.
Акимов Павел Андреевич Павел Андреевич родился 18 марта 1923 года. В 1941 году окончил с отличием школу и поступил в Станкостроительный институт имени Сталина в городе Москве. С ноября 1942 года работал учителем в Оргтрудовской средней школе. В 1943 году добровольно ушел в ряды Советской Армии и был направлен в состав 1429 ЛАП. Павел Андреевич участвовал в битве на Курской Дуге, форсировал Днепр, освобождал Украину. Был тяжело контужен. С 1944 года работал учителем математики в Оргтрудовской средней школе. Имел награды: Медаль за боевые заслуги и за победу над Германией.
Кувыкин Аркадий Ефимович Аркадий Ефимович родился 5 января 1924 года в д. Тимофеевка (ныне Шуйского района Ивановской области). В 1941 году окончил курс 6-ти месячного производственного обучения по профессии слесарь в школе Фабрично-Заводского обучения №10 в г. Шуя Ивановской области. В 1942 году, когда Аркадию Ефимовичу было 18 лет, был призван в армию и отслужил там 5 лет. В 1944 году, 12 июня ему была вручена медаль «За оборону Ленинграда». В 1947 году окончил партийную школу при войсковой части. Кроме того, работая слесарем на фабрике, он изобрел новый способ крепления ковшей шлихтовальных машин, за что в 1952 году ему было выдано свидетельство изобретателя рационализатора. 14 января 1958 года он был награжден медалью участника всесоюзной сельскохозяйственной выставки и являлся руководителем кружка юннатов Гнездиковской семилетней школы Шуйского района Ивановской области. В 1963 году окончил Владимирский педагогический институт и получил профессию учителя математики. С 1964 года по 1983 год работал в Оргтрудовской средней школе учителем математики.
Михеев Алексей Петрович Алексей Петрович был на фронте с марта 1943 года, в составе 4 артиллерийского корпуса разведчиком. Дошел до конца войны, участвовал в боях за взятие Берлина. Он награжден орденом «Красной Звезды», медалями. После войны работал в Оргтрудовской средней школе учителем пения. Алексей Петрович проводил большую работу среди молодежи по организации художественной самодеятельности.
Письмо от учителя Алферовой Александры Сергеевны к Галанцевой Т.П.
Оргтруд 13.2.1955 года Дорогая Тамара! Видно, не судьба было нам поговорить по душам. Не знаю, что тебе помешало придти ко мне в назначенный день. Я ждала до половины шестого, а бoлее мне нeльзя былo, потому что меня ждали в одной семье ученика, который меня беспокоит и родителей которого я предупредила о приходе. Заставлять их ждать никак нельзя было. В день твоего отъезда я пришла к автобусу без 15 в десять, но он мне показал свои огоньки. У остановки была только твоя мама, которая грустно смотрела вслед автобусу, увозящему ее Тамару. С ней мы и проговорили добрых полчаса: кто же знал, что автобус уедет раньше времени. А я еще так торопилась из школы, чтобы поспеть повидаться со всеми. Ну, ладно, не последний раз. Если доживу до лета, увидимся.
Мама мне многое рассказала о тебе, об обновках, которыми она порадовала тебя за стипендию. Я с ней вместе порадовалась. Теперь держи марку на высоте, не сдавай темпы. Ты девушка усидчивая, понимаешь, что не маме и не мне нужны твои успехи, а прежде всего тебе самой, у которой вся жизнь впереди. А я от души радуюсь твоим достижениям и хочу верить, что они будут еще лучше, не так ли?
Теперь немного о себе. Я поболела немного, грипп помучил, а в мои годы это так тяжело, как никому из вас, молодых. Ведь мне в этом году будет 60 лет, а день-то какой? Мое рождение совпадает с днем рождения В.И. Ленина и в этом году он будет праздноваться, ты знаешь об этом. Вспомни и обо мне в этот день. Работы много, работа уже немного утомляет, потому, что ведь жить одинокой не очень сладко: пришел один, и ушел один, нe с кем даже поделиться ни горем, ни радостью. Я не жалуюсь, но просто иногда бывают такие минуты, когда грустно становятся, что так приходится кончать жизнь. А ведь ее остался кончик. Правда, я прожила жизнь не даром…
в вас, моих учеников, я вложила то, что знала сама, и вижу, что мои труды свои результаты дали. Разве это плохая награда. Вот тем-то и хорош наш труд учителя, что он очень благороден, что на живых людях видишь плоды своего труда. Помни это, девочка, всегда и знай, что нет ничего благороднее нашей работы: создавать из несмысленыша человека с нашим советским мировоззрением, человека в широком значении этого слова. Перспективы на лето у меня не блестящи: видимо, я отпуска не получу, а если и получу, то очень ненадолго, потому что мне дали другую работу на лето, которую в порядке приказа я обязана выполнить. По некоторым причинам мне очень нужна методика преподавания грамматики в старших классах. Мне надо поработать над этой темой для одного доклада. Если только можешь, Тамара дорогая, розыщи мне такую книгу, она мне позарез нужна. Ценой не стесняйся, я вышлю сейчас же ее стоимость, но пocтaрайся достать. Может быть тебе в этом помогут твои учителя, обратись к ним. Сейчас чувствую себя сносно. Четверть в самом разгаре, а ребята учат плохо. Вся надежда на урок: сумеешь довести до сознания учеников даваемый материал - полдела сделано. Не сумел — все пропало, потому что ребята только в классе и внимательны, а дома работают плохо. Вот почему такое положение заставляет особенно вдумчиво и много работать над собой при подготовке к уроку: продумать план урока до мелочей, от первой до последней минуты, чтобы не было потеряно и минуты и чтобы все объяснение дошло до ребят. Тебе может быть скучно слушать об этом, но, девочка, и тебе придется работать. Вспомни тогда советы твоего старого учителя с большим стажем. Они пригодятся. Пока кончу. Очень прошу тебя исполнить мою просьбу. Желаю тебе больших успехов в учебе. Не забывай меня и не обижайся, если я иногда несвоевременно отвечаю на письма. Целую тебя крепко! Твоя быв. учит. А.С.
Письмо от учителя Алферовой Александры Сергеевны к Галанцевой Т.П.
Оргтруд 21.11.1954 года Дорогая моя Тамарочка! Наконец-то я собралась написать тебе. Ты уж не обижайся на долгое молчание. Не нежелании это, просто физически не успеваю все сделать, что нужно. Очень рада за тебя, что начинаешь привыкать к учебе в институте, мама все время держит меня в курсе того, как ты живешь и работаешь, а особенно, сколько она тебе посылает. Хорошо, что во время подошел ее выигрыш, как он ей помог. От души рада за тебя и за нее. На праздники получила много телеграмм и поздравлений, многие студенты у меня побывали, в том числе была и Аввакумова. Она учится в Тимирязевской академии, очень довольна. А так из Вашего класса мало кто устроился, по 10«А» куда больше. Ты во всяком случае выиграла, что пошла в этот институт. Он тебе по всем признакам очень подходит. Как хочется, чтобы на II семестр ты порадовала нас с мамой стипендией. Твердо уверена, что так и будет. Девушка ты упорная, мать любишь, значит,постараешься в полную меру. Вот приедешь, наговоримся всласть. Воображаю, как тебе трудно с «твердым приступом». И нас когда-то мучили, но в процессе работы в классе на это времени много не остается, потому что грамматика и вся программа заедает. Мне в этом году очень трудно с десятыми классами, чужие классы, никак не приучу к своим требованиям. Еще 10б несколько выправляется, за исключением таких, как например, МОСИН, а уж с 10а не знаю, что и делать. Дополнительные провожу регулярно каждую неделю, да еще завела на многих индивидуальные тетради, заботы полно, а результаты пока плачевные. Нервов трачу на них уйму. Нет у них комсомольской сознательности, что знания нужны не мне, а им. учатся на отметку. От нее и танцуют. Пиши, Тамарочка, что у Вас нового, как идут дела. потом прошу тебя посмотреть в Вашем киоске, нет ли новых книг по немецкому языку. Если, что есть, напиши мне, что за книги и я вышлю сейчас же деньги. Я очень нуждаюсь в свежей методической литературе, а здесь ничего нет. Даже институт усовершенствованияне имеет нужной литературы. Вот пока и все. Целую тебя крепко и искренне от всей души желаю успехов в работе. Привет нашим девочкам. Пиши, не забывай. Твоя …