Главная
Регистрация
Вход
Среда
01.04.2020
09:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1210]
Суздаль [369]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [389]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [6]
Судогда [10]
Собинка [96]
Юрьев [210]
Судогда [93]
Москва [42]
Покров [125]
Гусь [148]
Вязники [259]
Камешково [83]
Ковров [315]
Гороховец [113]
Александров [231]
Переславль [102]
Кольчугино [66]
История [39]
Киржач [79]
Шуя [95]
Религия [4]
Иваново [49]
Селиваново [33]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [82]
Писатели и поэты [95]
Промышленность [88]
Учебные заведения [80]
Владимирская губерния [36]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [43]
Муромские поэты [5]
художники [20]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [3]
краеведение [39]
Отечественная война [183]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Дача Шаляпина в Ратухино

Дача Шаляпина в Ратухино

В Казани, в церковной книге, есть запись о том, что родился Федор Иванович Шаляпин 1 февраля 1873 года (ст. стиля). Там же сказано, что его родители — крестьяне, а восприемник (крестный отец) — крестьянин Владимирской губернии Тонков. Ни имени, отчества Тонкова, ни наименования уезда и деревни, откуда он происходил, к сожалению, не известно. Переехав в Казань, Тонков занялся сапожным ремеслом. В книге «Страницы из моей жизни» Шаляпин вспоминает, что когда он, мальчиком, оставил школу, то «...отец решил, что из меня «ни черта не выйдет» и отдал меня в учение к сапожнику Тонкову, моему крестному отцу. Я и раньше бывал у Тонкова, ходил в гости к нему с моим отцом и матерью. Мне очень нравилось у крестного. В мастерской стоял стеклянный шкаф, и в нем на полках были аккуратно разложены сапожные колодки, кожи. Запах кожи очень привлекал меня, а колодками хотелось играть. И все было весьма занятно. А особенно нравилась мне жена Тонкова, каждый раз, когда я приходил, она угощала меня орехами и мятными пряниками...
Отдавая меня сапожнику, отец внушал: «Научишься шить сапоги — человеком будешь, мастером, заработаешь хорошие деньги, и нам от тебя — помощь!»
Позже мальчик оставил работу у Тонкова. Но первый приобретенный от владимирского сапожника трудовой навык Шаляпин всегда отмечал в своих воспоминаниях. Был «учеником сапожника» — пишут и его биографы.
Ф.И. Шаляпин в 1898 году провел лето в Александровском уезде Владимирской губернии.
В 1898 году, в глуши земли владимирской двадцатипятилетний Шаляпин готовился к своему выступлению в опере «Борис Годунов». Как известно, эта постановка послужила триумфальному успеху русской оперы за рубежом и мировой славе артиста.
Лето 1898 года Шаляпин проводил на даче оперной певицы Т.С. Любатович и в имении С.И. Мамонтова в Путятине, близ станции Арсаки. Живописная местность эта, как и село Гагино, относилась к Александровскому уезду Владимирской губернии.
Шаляпину полюбились владимирские леса, озера, реки. Но не только для отдыха пригласил его сюда основатель Русской частной оперы в Москве С.И. Мамонтов (он же драматург и режиссер), сыгравший большую роль в творческой судьбе Шаляпина.
Тогда же в Путятине собралась группа артистов Русской оперы. Приехал и композитор С.В. Рахманинов. Ему было поручено готовить к постановке оперу «Борис Годунов». Шаляпин работал над ролью царя Бориса и очень прислушивался к указаниям Рахманинова. Под руководством композитора Шаляпин «серьезно занимался теорией и гармонией, которые ему до того не приходилось изучать», вспоминает Е. Рожанская-Винтер, племянница Т. С. Дюбатович.
Чтобы лучше изучить образ Бориса Годунова, артист встречался с знаменитым историком В. О. Ключевским. «Гулял я с ним во Владимирской губернии по лесу...» — писал Шаляпин, вспоминая, «как чудесно рассказывал ему историк о Борисе Годунове, Василии Шуйском, их эпохе и среде».
В Путятино приехала также и невеста Шаляпина Иола Игнатьевна Торнаги. Это была итальянка, прима-балерина театра. Любовь к ней возникла у Шаляпина двумя годами раньше, во время гастролей итальянской труппы в Нижнем Новгороде, в театре Мамонтова. Долго не мог признаться Федор Иванович будущей невесте в своих чувствах. И вдруг — решился. Случилось это так.
Шла репетиция «Евгения Онегина», Торнаги находилась в зрительном зале. Исполняющий роль Гремина Шаляпин должен был пропеть: «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну...» Неожиданно он спел: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги...»
Все засмеялись. Лишь ничего не поняла сама Иола Торнаги. Потом она вспоминала: «Савва Иванович нагнулся ко мне и прошептал по-итальянски: «Ну, поздравляю вас, Иолочка! Ведь Феденька объяснился вам в любви...»
В метрической книге церкви села Гагино за 1898 год, о бракосочетании 27 июля в графе о женихе записано: «Вятской губернии и уезда Вожальской волости деревни Сырцевой крестьянин Федор Иоаннов Шаляпин, православного вероисповедания, первым браком. Лета жениха — 25. В графе о невесте: Итальянская подданная Иола Игнатиева Лопрести католического вероисповедания, первым браком. Лета невесты — 25».
В записи указаны и поручители: «по женихе — коммерции советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин; по невесте — статский советник Симеон Никонов Кругликов и художник Константин Алексеев Коровин».
В 1898 году во Владимирской губернии, в селе Гагино, состоялось бракосочетание Шаляпина и Торнаги. В метрической книге Иола Игнатьевна записана под другой итальянской фамилией — Лопрести. Ф.И. Шаляпин родился в Казани, но в книге он записан как крестьянин Вятской губернии, по происхождению родителей. Поручители: С.И. Мамонтов, В.Н. Сабанин — певец его оперного театра. Поручителями со стороны невесты были также видные представители искусства: С.Н. Кругликов (1851—1910) — музыкально-общественный деятель, автор рецензий о Шаляпине, друг Н.А. Римского-Корсакова, заведовал репертуарной частью театра; К.А. Коровин (1861—1939) происходил из крестьян Владимирской губернии. Это известный живописец и декоратор. Был связан долгой дружбой с Шаляпиным. Знакомил его с природой нашего края. Коровин писал в воспоминаниях: «Как-то раз приехал на Вашутино озеро (Переславского уезда Владимирской губернии, ныне район Ярославской области), Шаляпин пришел в восторг и, с присущим ему ребячеством, решил: надо жить на озере... Поехал к настоятелю монастыря покупать озеро». Эта «покупка» не состоялась. Любил отдыхать Шаляпин и на крутом берегу реки Нерль.

Знаменитый российский промышленник и меценат Савва Игнатьевич Мамонтов и его отец были известны как создатели железной дороги, соединившей Москву с Ярославлем, а затем и с Архангельском. Около станции Абрамцево на этой дороге, недалеко от Сергиева Посада, Мамонтов обустроил усадьбу, где подолгу гостили и творили такие мэтры живописи, как Васнецов, Врубель, Серов и др. Он также владел другими землями вдоль Ярославской дороги, в частности, у станции Итларь. Она была названа так по местной деревне, получившей свое имя еще во времена Киевской Руси, когда здесь в заложниках содержался сын степного хана Итлара.
К.А. Коровин входил в круг творческих людей, на произведения которых С.И. Мамонтов не жалел денег. Поэтому неудивительно, что меценат при случае продал художнику заинтересовавшую его недвижимость по символической цене. Это следует из расписки о получении денег за имение, проданное Коровину Мамонтовым: «Принадлежащее мне имение пустынь Ратухино Переяславского уезда Владимирской губернии всего пятьдесят десятин 1563 сажени продано мною Константину Алексеевичу Коровину за две тысячи рублей. В счет этой суммы получено мною одна тысяча семьсот пятьдесят рублей. / Савва Ив Мамонтов / 14 января 1897 года / Москва. Остальную причисляющуюся мне сумму, т.е. двести пятьдесят рублей сполна получил Савва Мамонтов».
К 1902-1903 годам Коровин построил на приобретенной земле дом, где также размещалась его мастерская. Художник жил и работал в этом доме почти 20 лет. Нередко в гости к Коровину приезжали художник Валентин Серов, писатель Максим Горький.


К. Коровин. Шаляпин на даче

В этих краях Шаляпин появился летом 1903 года, когда по приглашению Коровина, он провел несколько дней на его даче в деревне Охотино. Чудесный новый дом из соснового леса, тишина, покой, уединенность – не могли не понравиться Шаляпину. Отъезд в деревню с Ярославского вокзала становился своеобразным ритуалом: публика могла увидеть могучую фигуру Федора Ивановича Шаляпина, «одетого охотником, в высоких сапогах». Путь из столицы в деревенскую глушь был сравнительно долгим — ехали на поезде шесть, а то и восемь часов, на станции уже ждали запряженные лошади.
Шаляпин не был ни охотником, ни рыбаком, но втягивался в увлечения друзей с азартом, выказывая соревновательность, горячность и нетерпение. Мужики-егеря, зная пылкий нрав Шаляпина, заряжали его ружье холостыми патронами — не приведи Господь попасть под горячую руку! Охотничий термин «тяга» Шаляпин понимал как особое душевное состояние, с охотой для него мало связанное. «Тяга» — оттого, что «тянет», «на природу тянет».


Шаляпин и Коровин во время загородного отдыха.

Дом Коровина стоял в лесу, около самой речки. В большой комнате-мастерской дружески-радушно шумел самовар. На столе ждали пышущие жаром деревенские лепешки, ватрушки, пирожки. После удачной охоты подавались запеченные утки. За столом слышался голос простуженного на охоте, но очень довольного Шаляпина.
Шаляпина влечет и притягивает дачная жизнь. Он всерьез задумывается о строительстве собственного дачного дома по оригинальному проекту. Дом предполагалось построить в деревне, или рядом с ней, на особицу, вблизи леса, у самой реки.
В 1905 году он выкупил у Коровина 48 десятин земли с условием, что художник будет пожизненно пользоваться своим домом. Шаляпин докупил земли у помещика Н.Н. Полубояринова Н.Н. и, став владельцев в общей сложности более 200 десятин, выстроил себе дачу в 1,5-2 километрах от дома Коровина.
Дом был спроектирован К.А. Коровиным, а его возведением руководил архитектор В.А. Мазырин. Длинный 2-этажный дом с крыльцом в стиле «русский модерн» видел таких гостей, как Сергей Рахманинов, Михаил Врубель, Максим Горький, Валентин Серов, Савва Мамонтов, юная Любовь Орлова. Сам Шаляпин очень любил свою переславскую дачу и нередко отдыхал здесь вплоть до 1922 года.


Дом Ф.И. Шаляпина в Ратухине. 1905 г.

Сохранилось такое свидетельство в письме великого певца В.А. Теляковскому: «Дорогой Владимир Аркадьевич, сейчас я, Костя Коровин и Серов (художник) едем в Переславль-Залесский. Собираемся с Костенькой в первых числах июня к Вам. Живем, слава богам, ничего себе, грустим о событиях, что-то Вы? Имение замечательное хозяйствую во всю, крою крыши, копаю земляные лестницы на сходнях к реке и вообще по хозяйству, дошел до того, что самолично хочу выводить гусей и кур. Шлю искренний привет. Ваш Ф. Шаляпин».
И еще такое «признание» Шаляпина из его мемуаров «Маска и душа»: «Да, признаюсь, была у меня во Владимирской губернии хорошая дача. И при ней было триста десятин земли. Втроем строили мы этот деревенский мой дом. Валентин Серов, Константин Коровин и я. Рисовали, планировали, наблюдали, украшали. Был архитектор, некий Мазырин, — по-дружески мы звали его Анчуткой. А плотником был всеобщий наш любимец, крестьянин той же Владимирской губернии — Чесноков. И дом же был выстроен! Смешной, по-моему, несуразный какой-то, но уютный, приятный; а благодаря добросовестным лесоторговцам срублен был — точно скован из сосны, как из красного дерева».

До дачи артист добирался поездом, проезжая через г. Александров. «Имение замечательное. Хозяйствую вовсю, крашу крыши, копаю земляные лестницы на сходнях к речке и вообще по хозяйству дошел до того, что самолично хочу выводить гусей и кур», — так Шаляпин вживался в залесскую природу, приобретал большие земельные наделы, чтобы стать полноправным землевладельцем. После покупки 203-х десятин земли всемирно известный оперный артист вышел из сословия крестьян, стал дворянином.
Шаляпин не только положительно встретил революцию 1917 года, но и ранее со своей стороны делал все возможное для ее наступления. Советская власть также вначале благосклонно относилась к певцу с рабоче-крестьянским происхождением. Однако со временем неизбежно возникли неразрешимые противоречия. Любивший роскошную жизнь Федор Иванович был вынужден давать концерты в СССР буквально за мешок картошки, в результате чего обе его жены с многочисленными детьми голодали.
Сам он так писал о своей жизни при советской власти: «Признаюсь, что не раз у меня возникало желание куда-нибудь уйти, просто сбежать куда глаза глядят. Но мне в то же время казалось, что это будет нехорошо перед самим собою. Ведь революции-то ты желал, красную ленточку в петлицу вдевал, кашу-то революционную для «накопления сил» едал, говорил я себе, а как пришло время, когда каши-то не стало, а осталась только мякина, - бежать?! Нехорошо». Между тем, советские власти периодически проводили обыски у Шаляпина, а также наложили на него «контрибуцию» в 5 млн рублей. Артист вспоминал: «Мне присылали об этих миллионах повестки и назначали сроки для уплаты. Я грузно соображал, что пяти миллионов я во всю свою карьеру не заработал. Как же я могут платить? Взять деньги из банка? Но то, что у меня в банке хранилось, «народ» уже с моего счета снял. Что же это - недоразумение или глупость?».
В итоге в 1921 году Федор Иванович обратился к советским властям с просьбой разрешить ему отправиться на заработки - на гастроли за рубеж. Этот вопрос рассматривался в ЦК РКП(б) в присутствии самого В.И. Ленина. Луначарский так высказался о Шаляпине (вполне пророчески): «Рано или поздно, но он от нас удерет. Это не подлежит для меня никакому сомнению. Разница между его заработком в России и за границей громадная. Допустим даже, что он не соблазнится в этот раз остаться в Америке. Это случится либо в следующую его поездку, либо просто он в один прекрасный день перейдет финскую границу и – конец. У нас таким образом уехало из России видимо-невидимо актеров без всякого нашего разрешения. Легко может сделать это и Шаляпин, будет скандал».
ЦК все же выпустило Шаляпина на гастроли в США, но с условием выплаты половины гонорара в советскую казну. В России также оставались в заложниках родные и близкие певца. Меньше, чем через год он вернулся в СССР, но уже в 1922 году снова отбыл на заработки за границу. Годовой доход Шаляпина в то время оценивается в пересчете на современные деньги в 1,4 млн. долларов. Пять лет Шаляпин колесил по стране, собирая полные залы и снабжая валютой Советский Союз. Американцы принимали его «на ура»: например, широко известно, что мэр Бостона преподнес Шаляпину ключ от города, а студенты при встрече Шаляпина грянули его фирменную песню – «Дубинушка».


Гости на видовой площадке дачи Шаляпина в Ратухино

Ходили слухи, что Ф.И. Шаляпин посещал и сам город Александров. Историю этого посещения раскрыла жительница Александрова Мария Ивановна Семенова. Вот ее рассказ: «В 1946 году я вышла замуж за Дмитрия Дмитриевича Семенова, уроженца города Александров. Он родился и вырос в доме, что напротив здания бывшей земской управы. Отец мужа Дмитрий Иванович Семенов был музыкально одаренным человеком, в его доме хранились различные инструменты, на которых он играл. В городе Дмитрия Ивановича знали как талантливого регента церковного хора. Мария Ивановна не смогла сказать, в каком храме служил ее свекор. Возможно, в Троицком соборе Успенского монастыря. В городском приходском храме Рождества Христова регентом служил В.М. Широгоров, но только после 1914 года. До Широгорова там мог служить и Дмитрий Иванович. В семье Семеновых долгие годы хранилось фото, запечатлевшее группу людей, одетых в теплые зимние шубы, где в центре группы сидели Ф.И. Шаляпин и Д.И. Семенов. Мария Ивановна видела эту фотографию и сама передала ее для временного пользования знакомым. Когда спохватилась, было уже поздно: умер человек, интересовавшийся фотографией, а куда она исчезла после его смерти, никто не знал.
Д.И. Семенов работал в Александровской уездной земской управе, его фамилия находилась в списке служащих управы (в начале 1900-х гг.) — он занимал должность делопроизводителя, по сословию — из крестьян. Со слов невестки — он родом из села Афанасьево (д. Колпаково?). То есть был коренным александровцем.
Когда и где состоялось знакомство Дмитрия Ивановича с Шаляпиным, никто не знает. Фотография была сделана именно в Александрове. Свекровь рассказывала Марии Ивановне, что Шаляпин приезжал к Дмитрию Ивановичу в его дом под новый 1922 год. Именно это посещение и было запечатлено фотографом. Хозяин тогда подарил гостю одну из своих скрипок. Чем была вызвана эта встреча? Была ли она просто встречей старых знакомых, певцов-музыкантов? Вряд ли — время было неподходящее.
В Москве и Петрограде Шаляпин, несмотря на благосклонность к нему властей, испытывал много неприятностей бытового характера: его, как и прочих «буржуев», подвергали нередко ночным обыскам, забирали ценности и дорогие, памятные для певца вещи. А самой большой неприятностью было лишение его земельной собственности и имения.
В описи имущества, принадлежащего Ф.И. Шаляпину, составленной 2.02.1918 г. членами Погостовского волостного Совета Переславского уезда В. Осиповым, Н. Большаковым и председателем Н. Киселевым, значатся 4 дома деревянных, крытых дранью, 2 сарая, амбары с сусеками, 2 беседки, лошадь — кобыла буланая, телка черная, соха, плуг — всего 141 наименование. Дача была передана под лесную школу для оздоровления детей.
Конечно, артисту важно было сохранить имение, ведь у него было уже две семьи, дети нуждались в отдыхе на природе. Шаляпин боролся за свое имущество, в этом ему помогали все его друзья и знакомые. Надо полагать, что в это время Федор Иванович больше всего нуждался в грамотном и знающем канцелярские дела человеке. Безусловно, им мог быть Д.И. Семенов. Он помогал Шаляпину вести переписку с новыми властями, и думаю, что преуспел в этом. В 1922 году дачу возвратили владельцу по распоряжению ВЦИК. Но в это время Шаляпин уехал на гастроли за границу.
В 1927 году Шаляпин купил в Париже 5-этажный дом для вывезенной им из СССР семьи и обставил его антиквариатом, как аристократический особняк. В своих мемуарах он так описывал свой приезд в Европу: «С жадной радостью вдыхал я воздух Европы. После нищенской и печальной жизни русских столиц все представлялось мне богатым и прекрасным. По улице ходили, как мне казалось, счастливые люди - беззаботные и хорошо одетые. Меня изумляли обыкновенные витрины магазинов, в которых можно было без усилий и ордеров центральной власти достать любой товар. О том, что я оставил позади себя, не хотелось думать. Малейшее напоминание о пережитом вызывало мучительное чувство».
«Ф.И. ШАЛЯПИН. ПЕРЕСЛАВСКИЙ УИК ВОЗБУДИЛ ВОПРОС ОБ ОТЧУЖДЕНИИ ИЗ ВЛАДЕНИЙ ШАЛЯПИНА УСАДЬБЫ И ДОМА-ОСОБНЯКА.
Ф.И. Шаляпин, по его словам, вышел из морской пены. На этом место он ставит три точки и продолжает:
— Мой отец сапожник, неграмотный человек. Мать — крестьянка...
И т. д.
Этим своим пролетарским происхождением Шаляпин в прошлом гордился, описывая с особой торжественностью свою тяжелую жизнь у отца и под открытым небом, когда он, будучи босяком, путешествовал из города в город, нанимаясь то на малярные работы, то на разгрузку судов, барж. А потом... постепенно гордость стала угасать.
Не стало больше Шаляпина-грузчика, маляра, босяка. Над морской пеной поднялся чистенький, гладенький Федор Иванович Шаляпин — солист императорских театров, владелец десятков имений, миллионер.
Так высоко вскинула его жизнь, поставив в одну шеренгу с великими людьми России. Характерен один снимок, помещенный в журнале «Нива» в первые годы империалистической войны, на котором с левой стороны изображен Шаляпин, в середине — Л. Толстой и справа художник И.Е. Репин. Снимок озаглавлен «Три великих человека русской земли».
Да, Ф.И. стад великим человеком, но... недоступным для тех, из среды которых он вышел.
Его мог слушать фабрикант, помещик, его слушали их «императорские величества», перед которым Ф.И., падая на колени, пел «боже царя храни»...
Но недоступно было слушать его рабочему и крестьянину.
Так было в далеком и недавнем прошлом.
После Октябрьской революции советское правительство, высоко ценя исключительный талант Шаляпина, присвоило ему звание народного артиста республики и закрепило за ним его имения.
Казалось, после этого Ф.И. должен был бы быть благодарным трудящимся советской страны и служить исключительно им, но...
Федор Иванович за свои выступления в тяжелые голодные годы требовал кадушки меда, варенья, десятки пудов пшеничной муки, десятки аршин сукна...
Он не хотел выступать за обесцененные в то время деньги; ему подай натурой!
Рабочие стали протестовать и отказываться от выступлений Шаляпина.
Федор Иванович Шаляпин уехал за границу, туда, где опять-таки, по его словам, можно будет подзаработать; вернее — он уехал к тем, кому он служил в «старое, доброе времячко».
Это факт. Недавно стало достоверно известным, что Шаляпин оказывает материальную помощь русским белогвардейским организациям, ведущим по указке Англии до сих пор борьбу с нами.
Мимо этого наша общественность, ясно, не могла пройти. Она потребовала от правительства лишения Шаляпина такого высокого, почетного звания, как звание народного артиста республики.
Ф.И. пошел дальше. В своих беседах с иностранными корреспондентами, он везде и всюду клеветал на наше правительство о «насильственном отчуждении у него имущества в пределах СССР».
Это заявление Шаляпина — наглая ложь.
В Рязанцевской волости, Переславского уезда, Федор Иванович до настоящего времени имеет в собственном владении огромную богатую усадьбу и барский дом особняк.
Сейчас президиум переславского УИК-а, присоединяясь к ряду профорганизаций Москвы и других городов, возбудивших ходатайство перед правительством о лишении Шаляпина звания народного артиста, поручил УЗУ возбудить вопрос перед ГЗУ об отчуждении из владения Шаляпина усадьбы и дома.
Президиум УИК-а предполагает передать все владения Шаляпина трудящимся под культурно-просветительные учреждения.
Это постановление переславского УИК-а будет с удовлетворением встречено нашей рабоче-крестьянской общественностью.
Мы не нуждаемся в таких «народных артистах», которые, не дав ничего пролетариату, еще клевещут на его правительство, оказывая в то же время материальную помощь белогвардейским организациям и многим монархистам-эмигрантам.
Решение переславского УИК-а надо только поддерживать. А. Шульпин» («Призыв», 29 июля 1927 г.).
24 августа 1927 года Совет Народных Комиссаров РСФСР лишил Шаляпина звания народного артиста республики, а затем и советского гражданства. Посол СССР во Франции, старый большевик Христиан Раковский утверждал, что после оглашения этого решения Федор Иванович разрыдался.
9.1.1928 г. Переславль-Залесский УИК постановил «…просить губисполком передать бывший дом Шаляпина…под организацию санатория для малокровных и слабых детей». В доме открылся детский санаторий «Итларь».
К.А. Коровин вспоминал свою встречу на Марне (Франция) с уже старым и больным лейкозом артистом: «А знаешь ли, — сказал, помолчав, Шаляпин, — живи я сейчас во Владимирской губернии, в Ратухине, где ты мне построил дом, где я спал на вышке с открытыми окнами и где пахло сосной и лесом, — я бы выздоровел... Как я был здоров! Я бы все бросил и жил бы там не выезжая».
Шаляпин умер в Париже в 1938 году. Он похоронен на кладбище Батиньоль. На его могиле сделана надпись: «Здесь покоится Федор Шаляпин, гениальный сын земли русской»...
После окончания Великой Отечественной войны его могилу посетила группа советских воинов-фронтовиков, принесших Европе освобождение от ига фашизма. Возложили цветы. Нередко посещали шаляпинскую могилу советские люди, бывающие в Париже. В 1974 году вышел из печати сборник рассказов Владимира Солоухина «Олепинские пруды»; первый рассказ в этом сборнике называется «Три белоснежные хризантемы» и посвящен описанию поездки писателя на кладбище Батиньоль, к могиле Шаляпина. В этом лирическом рассказе есть строки, которые хочется здесь привести:
«Да, рисовало, рисовало еще сегодня утром мое воображение эту встречу двух русских людей. Раздумчивое брожение по печальным скорбным дорожкам. Найти, положить хризантемы. Постоять. Прислушаться к набегающим мыслям и чувствам, к их неизбежной последовательной цепочке. А направление цепочки будет зависеть от изначального толчка. А толчок будет необыкновенный, редчайший — могила Шаляпина. В Париже! Посидеть, пока не стемнеет. Уйти, унося устоявшуюся за эти часы печаль, мысли, ставшие более четкими, чувства, ставшие более определенными».
В 1984 году прах Шаляпина был перезахоронен с кладбища Батиньоль в Париже на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1991 году Совет Министров РСФСР отменил решение Совнаркома о лишении певца звания народного артиста как необоснованное.

Во время Второй мировой войны в усадьбе Шаляпина размещался «Дом ребенка» для детей до 4 лет, а затем был открыт соматический санаторий для детей фронтовиков, эвакуированных, семей рабочих и служащих.
Впоследствии рядом с дачей Шаляпина были построены новые корпуса санатория, а дом певца в 1962 году подвергли такой реконструкции, что после нее он перестал быть похожим сам на себя. Окончательно дом был разобран в 1985 году после пожара в пристройке.
В 2016 году правительство Ярославской области сообщило о ликвидации ГКУЗ ЯО «Детский соматический санаторий «Итларь». Санаторий был закрыт из-за недостатка средств на его содержание.
В сентябре 2018 года в честь 145-летия со дня рождения Федора Шаляпина прошел фестиваль «Искусство жить на Даче», в рамках которого состоялись Большой Коровинский пленэр и историческая реконструкция «Приезд Шаляпина в гости к Коровину в 1903 году» на станции Итларь. Участники фестиваля также посетили обустроенную «тропу Шаляпина», пролегающую между дачами певца и художника вдоль берега Нерли.


«Тропа между дачами Константина Коровина и Федора Шаляпина
Между дачами знаменитого художника Константина Коровина в Охотине и великого русского баса Федора Шаляпина в Ратухинской пустоши пролегала лесная дорога в 1,5 км. По воспоминаниям старожилов, на обочинах были посажены цветы. Друзья частенько ездили друг к другу в гости. В гостях у Шаляпина и Коровина бывали Валентин Серов, Максим Горький, Сергей Рахманинов.
Художник К.А. Коровин и певец Ф.И. Шаляпин в жизни были друзьями. В искусстве – соратниками. Коровин и Шаляпин взаимно обогащали друг друга. Коровин ценил пение и актерский талант Шаляпина, а Шаляпин под воздействием художника рисовал.
Значительное место в воспоминаниях Коровина занимают веселые случаи и наблюдения, связанные с отдыхом Шаляпина в деревне. Деревенская жизнь оставила у певца самые лучшие впечатления до конца его дней. «Шаляпину нравилось жить в деревне, нравились деревенские утехи – рыбная ловля и охота»,- писал Коровин в своих мемуарах».

Тропа Шаляпина.

В наши дни на месте дачи Шаляпина можно увидеть лишь остатки фундамента дома и угловую липовую аллею, посаженную самим певцом вдоль яблоневого поля, на месте которого сейчас размещается площадка для мини-футбола.


Липовая аллея у дачи Шаляпина.

Вещи с дачи Шаляпина в историко-художественном музее на территории Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.

Некоторые личные вещи певца с его бывшей дачи (мягкое кресло, подаренное Шаляпину на новоселье Мамонтовым, зеркальный шкаф, стол в стиле «модерн», коробочка для марок, концертный галстук, красный берет, лото и пр.) сохранились. Их можно увидеть и сейчас в историко-художественном музее на территории Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Часть вещей в музей передала в 1962 году дочь певца Ирина Федоровна Шаляпина, а часть – родственники Горького.

Источники:
1. Как и за что у Шаляпина дачу отобрали (и не только): [Электронный ресурс] // Яндекс. Дзен: [сайт]. – 2019. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb462a435327000aedfe4a9/kak-i-za-chto-u-shaliapina-dachu-otobrali-i-ne-tolko-5d5ef7c8d11ba200ad7a28f1
2. Александровская тайна Шаляпина: [Электронный ресурс] // Уездный город Александров как он есть: [сайт]. – 2007. – URL: http://www.alexnews.info/archives/5420

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (10.01.2020)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика