Меры монастырских дисциплинарных взысканий в ХѴIII веке
Открытие Переславской Епархии в 1744 году.
- Арсений Могилянский - 25 июля 1744 — 30 мая 1752 гг. Архиепископ Переславский и Дмитровский.
- Амвросий (Зертис-Каменский) - 1753-1761 гг. Епископ Переславский и Дмитровский.
- Сильвестр Страгородский - 1761 – 1768 гг. Епископ Переславский.
Со времени Петра Великого Россия вошла в тесную связь с Западной Европою и вступила на путь широких преобразований своей общественной п культурной жизни. Но преобразования эти, понятно, не могли совершиться сразу. Долгое время наша культурная связь с Европой отражалась лишь в верхних слоях общества и обнаруживалась главным образом в сфере чисто внешних позаимствований. Основы внутренней жизни остались те же, с теми же некоторыми добрыми пережитками, какие передала нам древне-русская старина, но вместе с тем с теми же вопиющими недостатками, которые тоже достались нам, как тяжелое наследие нашего старинного прошлого. Одно из видных мест среди таких недостатков занимает грубость нравов, сказывавшаяся в жестоких телесных наказаниях, соединенных с пытками и истязаниями. Тяжелое истязание на теле, битье батогами, кнутьем, шелепами, плетьми — были в XVIII веке обычными мерами дисциплинарных взысканий не только в светской судебной практике, но даже и в чисто педагогической области. Жизнь церковная не могла, конечно, стоять вне общего течения жизни общественной. Суровый режим, царствовавший в судебной светской практике, нашел для себя выражение и в тех дисциплинарных мероприятиях, какие по временам духовное начальство применяло в отношении к своим подчиненным. Мероприятия эти по местам и по временам отличались с нашей точки зрения чрезмерною суровостью и с этой стороны были данью своему времени, господствовавшим понятиям и воззрениям. Характерный пример в этом отношении представляет одно дело, начатое по доношению настоятельницы Переславского Феодоровского девичьего монастыря, которое, если и не может быть рассматриваемо, как одно из многих, часто повторявшихся, то во всяком случае не может быть признано для данной эпохи и необычным, исключительным.
В апреле месяце 1746 года настоятельница Переславского Феодоровского девичья монастыря Александра вступила к Преосвященному Серапиону, епископу Можайскому и Волоколамскому, с всепокорным доношением, изложенным в такой форме: «Сего 1746 году апреля против 4-го числа во святей церкви во время утреннего пения на крылосе старицы крылошанки Александра, Измарагдина, Александра Рижская производили многой шум с криком, следующий мне именованной к немалому поношению, и которым от места своего посылала я будильницу, чтобы таковую молву прекратили, ибо всем монахиням от суесловия их соблазн произойти может. Того ради после отпуска утреннего пения я именованная, остановя оных стариц в церкви, о том же исправлении предлагала, на что они не токмо к смирению склонность не показали, но паки с необычайною молвою и криком учинили мне многую противность, в которой и по ныне находятся невозвратно. Того ради Вашему Преосвященству всепокорно доношу, дабы повелено было указом Вашего Преосвященства прописанных стариц привести к смирению, понеже мне смирить невозможно за оказываемою их противностию, а без того в чувство им прити ненадежно, но более в монастыре сестрам от них паки следовать может смущение, а мне именованной безпокойство, ибо и напредь предписанного числа в разныя времена от показанных стариц в церкви и в кельях таковыя производились суесловии, о которых по числам именно в сем доношении изъяснить не упомню. И чрез многия им словесныя от меня предложении, чтобы следовали пути благому, ожидано времени их исправления, а ныне Вашего Преосвященства сим доношением всепокорно достойной резолюции испросить к обороне осмеливаюсь».
На прошении настоятельницы Феодоровского девичьего монастыря Александры епископ Серапион положил суровую резолюцию: «Сыскать в духовную консисторию игумению и при ней были бы другия старейшия, коих она игумения пожелает взять, до десяти сестер и в бытность оной игумении с сестрами показанным безпокойным клирошанкам, церковным правилам и государственным указам в противность разговоры в церкви святой производящим, учинить наказание такое: дать каждой шелепами по пятьдесят ударов, и дабы впредь порядков бы таких учинить не дерзали и были бы игумении благопослушны, взять с этих стариц подписку, а в тот Феодоровский девич монастырь послать от духовной консистории указ, в котором обозначить, дабы игумения как тех безпокойных стариц клирошанок, так и всех прочих без изъятия во всяком монашеском блогочестии и страхе Божием содержала и по своепохотным отрастем жительствовать бы им не попущала под опасением ей самой игумении жестокого за небрежение истязания. Апреля 8-го числа 1746 года. Епископ Серапион».
9-го апреля в Переславской духовной консистории над клирошанками Феодоровского монастыря учинено наказание, согласно резолюции Преосвященного Серапиона, шелепами и взята подписка, чтобы впредь они были у своей игумении «в благополезном послушании и ежели хотя мало в чем пред нею игумениею вознеистовятся, за то подвергнут себя наивящшему истязанию».
Чтобы судить о степени строгости наказания, которому подверглись Переславские клирошанки, надобно иметь в виду, что шелепами назывались веревочные канаты с короткими рукоятками, наказание которыми принадлежало к суровым истязаниям и назначалось за тяжелые преступления. Не надобно забывать, что наказанию этому, при довольно значительном количестве ударов, подверглись в приведенном случае женщины и при том престарелые. Неудивительно поэтому, что, даже при господствовавшем тогда суровом режиме, эта мера дисциплинарного взыскания показалась жестокой и возбудила в монастыре недовольство. Положение настоятельницы монастыря, ставшей предметом новых и при том более серьезных нападков, становилось трудным, и она решила вторично обратиться с жалобой к епископу Серапиону, хотя сделала это как бы неохотно, опасаясь новых каких-нибудь осложнений в монастырской жизни. В архивном деле этот эпизод новой жалобы передается так: «Оная игумения Александра Его Преосвященству Преосвященному Серапиону епископу в бытность у Его Преосвященства между прочаго объявила, что за вышеписанное учиненное по доношению ее монахиням наказание происходит на нее игумению немалое негодование — таковое, чего де напредь в том монастыре не бывало, а ныне де она игумения то сделала, а от кого то негодование происходит, о том она игумения именно Его Преосвященству объявить было не хотела, однако по неоднократному Его Преосвященства оную игумению спрашиванию хотя под скрытьем, но только обозначила, что негодование происходит от жительствующих в том монастыре некоторых белиц».
Эта новая жалоба решила судьбу жительствовавших в Феодоровском монастыре белиц. 16 апреля того же года епископ Серапион приказал послать к Феодоровской игумении указ, коим повелевалось ей учинить именные ведомости как о монахинях, проживавших в Феодоровском монастыре, так и о белицах, с тем, чтобы «оказавшияся белицы, жительствующие в том монастыре не для пострижения и кои ни каковых монастырских послушаниев прежде не несли и ныне не несут, по приказанию Его Преосвященства из того монастыря все имеют быть выведены, ибо девичьи монастыри устроены не для жительства белиц, пачеж таковых и монахинь к неприличным поступкам навадниц, но для общаго и душеполезного жительства добросовестных монахинь». Резолюция епископа Серапиона была приведена в исполнение, и белицы: выселены из Феодоровского девичьяго монастыря.
/Из прошлого Владимирской Епархии. Выпуск Второй. К. Малицкий. 1907 г./
Из быта духовенства Переславской епархии XVIII столетия
Переславская Семинария была открыта 20 марта 1753 года.
Город Переславль-Залесский
Переславский уезд.
Copyright © 2016 Любовь безусловная |