Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
05.02.2023
13:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1517]
Суздаль [452]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [484]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [13]
Собинка [144]
Юрьев [247]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [169]
Гусь [189]
Вязники [344]
Камешково [114]
Ковров [428]
Гороховец [131]
Александров [291]
Переславль [116]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [93]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [121]
Писатели и поэты [191]
Промышленность [130]
Учебные заведения [160]
Владимирская губерния [42]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [63]
Муромские поэты [6]
художники [53]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2282]
архитекторы [30]
краеведение [69]
Отечественная война [268]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [41]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Промышленность

Завод «Электроприбор» в 1963-64 годах

Завод «Электроприбор» в 1963-64 годах

Начало » » » Завод «Электроприбор» в 1958-62 годах

4 декабря 1962 года состоялось назначение Рапопорта. Данила Борисовича Рапопорта директором «Электроприбора» (декабрь 1962 – сентябрь 1984).
В начале 1963 года он был полон сил и здоровья, излучал энергию, заражал ею своё окружение. Он был очень требователен, строг. Работал много, каждый день засиживался до девяти-десяти часов вечера, очень быстро соображал, вникал в проблему и находил верное решение. Природный ум позволял ему, инженеру-механику, быстро познать особенности радийного производства, его технологии. Конечно, специалистом по радиотехнике он не стал, да директору этого и не требовалось, но общая инженерная эрудиция позволяла ему не попадать впросак и грамотно разговаривать с заказчиками, разработчиками и исполнителями. Деловую хватку его на заводе почувствовали быстро и появилось уважение, хотя попадало от него (и крепко) многим. В выражениях он не стеснялся, но откровенного хамства, на которое были способны Тюков и особенно Чернов, не допускал. То, что это была незаурядная личность, поняли быстро все. Потом это понимание постепенно, в результате совместной работы, личного общения, наблюдения перейдет в искреннее уважение, даже восхищение, а когда он уйдет, - в долго хранимую народную память. Холерический темперамент, быстрая возбудимость, резкость удачно сочетались в нём с отходчивостью, незлопамятностью.
Его выступления, хорошо сдобренные блестками юмора, активной жестикуляцией, слушались всегда с большим вниманием и интересом. Особые “перлы” с удовольствием передавались потом из уст в уста и оседали в памяти.
И в начале, и потом многих поражали его глубокие знания конкретной экономики, понимание сути планового хозяйства, учета. В середине семидесятых только что назначенная главным бухгалтером Колыханова Л.С. вышла от него после первого для нее обсуждения годового отчета и удивленно заявила: “Он знает бухучет лучше меня!”. Схватывал он, что называется, налету. Был очень чуток к новому. Он один из немногих директоров глубоко осознал необходимость экономических реформ, с надеждой принял попытки Косыгина обновить экономику в 1965 году, искренне верил в них, активно занимался реформой на заводе и был глубоко разочарован тихой её кончиной. Открыто, правда, не возмущался. Он был осторожен, как были осторожны все руководители его поколения. Да и то, как он был в 1961 году неоправданно жестоко наказан, довлело над ним всю последующую жизнь, хотя трусом он, конечно, не был.
Назовем цеха и руководителей на момент вступления Рапопорта в должность:
цех №1 - литья и пластмасс - Солонец Н.Ф.
цех №2 - каркасно-штамповочный - Говердовский Ю.А.
цех №3 – механический - Усков В.А.
цех №4 - автоматно-механический - Саунин В.П.
цех №5 - гальванопокрытий - Ушаков Г.В.
цех №6 - сборочный - Половинкин В.В.
цех №7 - сборочный - Мелешкин А.П.
цех №8 - автомонтажный - Пугачев Ю.М.
цех №10 - трансформаторный - Шеногин И.К.
цех №11 - антенно-мачтовый - Панько И.Л.
цех №12 - механический для 907 комплекса - Кольчугин Ю.И.
цех №13 - механический для тропосферных станций - Тарасов Н.В.
цех №16 – сборочный - Климов Ю.С.
цех №17 - сборочный - Бажанов Ю.Н.
цех №21 - опытный - Федоров В.А.
цех №30 - инструментальный - Хромов Д.И.
цех №31 - ремонтно-механический - Матвеев В.Г.
цех №32 - энергоцех - Чередков Н.И.
цех №36 - транспортный и хоздвор - Монахов И.И.
цех №37 - строительный - Закиров С.А.
Были четыре самостоятельных участка:
уч. №33 - нестандартного оборудования - Тихановский В.А.
уч. №34 - типография - Веретенников А.И.
уч. №35 - котельная - Логинов А.Ф.
ЛКИ - лаборатория контрольных испытаний - Карцев И.Е.
Основные отделы заводоуправления возглавляли:
Инструментально-штамповый - Петров Н.Н.
Главного технолога - Тыкоцкий А.И.
Главного механика - Матвеев Н.И.
Главного энергетика - Китов В.А.
Технического надзора - Ступин И.Е.
Главный контролер - Коньков Н.М.
Главный бухгалтер - Сустретов И.Г.
Планово-экономический - Колтунов Н.Ф.
Труда и зарплаты - Печенкин А.Д.
Кадров - Османов А.О.
Финансово-сбытовой - Толкушкина Л.А.
Материально-технического снабжения - Макаров В.А.
Комплектации и внешней кооперации - Тимченко В.И.
Главного конструктора - Гладков А.Д.
Начальником производства был - Чернов В.И.
Зам. главного инженера по подготовке производства - Чекмарёв П.Ф.
Эту команду Рапопорт принял и с этой командой ему предстояло выводить завод “в люди”. Большинство из названных руководителей дружно работали под его руководством многие годы. Он не очень любил менять кадры, делал это всегда трижды обдуманно, хотя были случаи и ошибался. Воспитанный на заводах с конвейерным непрерывным производством, он, конечно не мог смириться с неритмичностью и долгой раскачкой производства и в начале 1963 года выпустил приказ о преодолении неритмичности, но так и не победил это зло до конца своей трудовой деятельности. На то были объективные причины. Назовём их кратко:
1. Параллельное освоение, то - есть, завод получал некомплектную, недоработанную документацию от разработчиков, которые уже в процессе изготовления вносили тысячи изменений.
2. Малая серийность выпускаемых изделий.
3. Большая номенклатура изготовляемых деталей, особенно на штамповке, из-за слабой унификации конструкций, из-за большого количества предприятий-разработчиков.
4. Большая номенклатура комплектующих изделий и сложная внешняя кооперация.
5. Ежегодное обновление, модернизация выпускаемых изделий; службы подготовки производства не успевали готовить новое производство, оснастку, специнструмент, рабочие места.
Были и субъективные причины. Такая неритмичность устраивала многих. Рабочим и мастерам нравилось вырвать “колбасу” (специальное премиальное положение) в конце месяца. Заказчикам доставляла возможность “выбить” у директора квартиру или место в детском саду и просто показать свой нрав, подчеркнуть зависимость директора и завода в целом от воли военпреда. Многим исполнителям: комплектаторам, снабженцам, конструкторам, цеховым работникам в обстановке штурма удавалось скрыть свои огрехи. Короче говоря, это, пожалуй, единственная борьба, в которой Рапопорт потерпел неудачу, но, обладая упорным характером, попыток побороть этот недостаток не оставлял всю жизнь.

Прощание с автоприборами

Чем замечателен год 1963-й для завода? В первую очередь изменением внешних условий. Пять лет существования совнархозов в стране не привели к бурному росту экономики, на который надеялся Хрущёв Н.С. Полного возврата к старой схеме управления экономикой он допустить не мог. Поэтому появился промежуточный вариант - территориальные (как теперь говорят - региональные) совнархозы. Четыре области: Владимирская, Ивановская, Костромская и Ярославская были объединены в Верхне - Волжский Совнархоз с центром в городе Иванове. Однако, отраслевое Управление радиотехнической промышленности расположилось в Ярославле. Если раньше заводчанам для решения вопросов достаточно было спуститься по улице Батурина на 500 метров, и вот он Совнархоз, то теперь надо было колесить по трем областям, то до Иванова, то до Ярославля. Да и в Москве кое- что надо было решать у разработчиков, в Госснабе, в Госплане. И длилось это три с лишним года.
Одной из первых инициатив Рапопорта было развёртывание соревнования за звание предприятия высокой культуры производства. Эта инициатива была одобрена на Бюро промышленного Обкома КПСС и начала уже в этом году воплощаться в конкретных делах по внедрению на заводе промышленной эстетики.
Производственная жизнь на заводе шла своим чередом. В начале 1963 года надо было переквалифицировать и трудоустроить большую группу рабочих из ликвидированного цеха УТ. Среди них было много передовиков производства, отработавших на “Автоприборе” и “Электроприборе” по десять и более лет.


Анастасия Алексеевна Кириллова

Трудилась в цехе УТ на сборке Анастасия Алексеевна Кириллова. Пришла она на “Автоприбор” еще в 1936 году после школы, потом перешла на филиал в 1950 году вместе с цехом гибких валов. Была она смолоду жизнерадостной, жизнелюбивой, а вот семьи создать не удалось, как и многим женщинам её поколения. Повыбивала война мужиков. Главным в Настиной жизни стал труд. Работать она умела и любила, и еще в сороковые годы стала стахановкой. В 1951 году она с двумя напарницами стала инициатором соревнования за снижение себестоимости на каждой производственной операции. Когда передали в Ригу производство гибких валов, поплакала Настя, но быстро переучилась на сборщицу УТ. И там стала передовиком производства, и там у нее учились работать другие. Она была в числе тех, кто радостно встречал директорство Чернова И.И. Он знал её давно, с войны, частенько присаживался к ней за конвейер поговорить, пошутить. Горевала она, когда у него не получилась служба на “Электроприборе”. А вскоре опять пришлось поплакать - производство УТ передали в Муром. Направили Кириллову в цех №6 на сборку радиоаппаратуры. Освоилась она с новым делом быстрее всех. Уж если есть у человека руки да голова, он в любом месте сработает. Нормировщицы удивлялись: “Что ты, Настя, никогда не возмущаешься, когда пересматриваем нормы и снижаем расценки?”. А она с улыбкой отвечала: “Придумаем что-нибудь, на что нам голова-то? Все равно свое заработаю”. Одной из первых она начала работать на печатных платах, на мелкой сборке. Все у нее получалось, ловкая была, внимательная и безотказная. Попросят остаться после работы, поработать в выходные, особенно в конце месяца - и оставалась, и работала, зарабатывала на зависть некоторым, менее расторопным. Общественной работой она не занималась никогда, не любила быть на виду. Правда, совсем уж скромницей не была. И глазками на мужиков посверкивала, и губки до 80 лет подкрашивала. Но когда в 1971 году получила первый в цехе №6 орден Трудового Красного Знамени, не нашлось ни у кого слова против. Весь цех единодушно решил: награда по заслугам. В 1972 году стала одним из первых заслуженных ветеранов завода и доработала в цехе до 1987 года. Стаж на заводе составил 51 год!
Из цеха УТ были трудоустроены на заводе почти все, даже пенсионеры.
Большая работа проводилась в начале 1963 года на заводской котельной. Котельная с четырьмя котлами ДКВ-6,5/13 работала на угле. Уголь подавали скребками из двух больших ям. Зимой он смерзался, частенько рабочие из основных цехов направлялись ломами разбивать глыбы угля. Пара на технологию и тепла на отопление не хватало. Нужно было газифицировать котельную. Основной вклад в эту нужную работу внесли Главный энергетик Китов В.А., его заместитель Горчаков А.А., начальник котельной Логинов А.Ф., старший инженер ОГЭ Гуров В.В. Весной 1963 года котельная заработала на газе. Чище стал воздух над заводом, меньше грязи и пыли на улице Северной и второй промплощадке. Котлы стали производительней на 20%, в цехах стало комфортнее. Основным специалистом котельной стал оператор котла, а не кочегар и зольщик.
В связи с ликвидацией Владимирского совнархоза заводу был передан гараж совнархоза, располагавшийся вдоль улицы Северной. Его пришлось капитально ремонтировать, но в цехе №36 появились боксы для ремонта машин и, хоть небольшие, но бытовки для водителей.
В марте 1963 года был создан цех №35, теплоцех на базе котельной и сантехнических участков энергоцеха. Весной же Рапопорту удалось решить вопрос о выселении жителей четырех бараков по чётной стороне улицы Батурина. Для выселяемых был сдан в эксплуатацию дом по улице Осипенко. Тогда же директор договорился с городскими строителями о совместном финансировании и строительстве дома №83 по улице Северной, 110-комнатного дома для специалистов завода и строительного треста. По нынешним меркам квартиры с кухней на 5-6 семей далеко не сахар, но тогда для пятидесяти с лишним молодых семей это был праздник.
К приходу Рапопорта производственные площади завода составляли 65 тыс. кв. метров при численности работающих 6000 человек. Освободившиеся бараки стали быстро перестраиваться под заводские производственные нужды. Монтажный участок цеха №31, затем электроцех, столярный участок и участок запчастей цеха №11 - вот первые переселенцы. Но главное внимание Рапопорта было сосредоточено на строительстве и сдаче в эксплуатацию корпуса №9. Уже тогда и заводчане, и подрядчики увидели, что занимается он строительством не просто активно, а увлечённо, со знанием дела, хотя особого опыта строительного у него не было. Он участвовал на оперативных совещаниях на стройке, вникал в проблемы, помогал их решению, строго спрашивал с работников технадзора. В результате его вмешательства корпус рос не по дням, а по часам. Такую активность в строительстве он проявлял и в дальнейшем. Стоит назвать хотя бы некоторых городских строителей завода в 60-70-е годы. Руководители строительных организаций Румянцев Н.И., Инберг М.И., Артюшенко Г.П., начальники СМУ, главные инженеры Пастухов Б.Д., Соловьев Л.П., Морозов А.М., Сахаров С.Т., Колосов Н.В., прорабы Коваленко Е.П., Иванов В.И., Чистов Д.В., Хабаров Л.Н. и другие. Невозможно назвать, но нельзя не поклониться с благодарностью всем бетонщикам, каменщикам, плотникам, штукатурам, малярам, электромонтерам, сантехникам и другим специалистам треста “Владпромстрой” и субподрядных организаций, Строивших завод.
Очень активно содействовал строительству завода прославленный владимирский строитель Виктор Владиславович Гебгардт, тогда управляющий треста, а затем начальник Областного управления строительства. Энергичный, трудолюбивый, требовательный руководитель, грамотный авторитетный специалист-строитель, он в день оперативки рано утром обходил стройку и к моменту совещания владел ситуацией лучше своих подчинённых. Темперамент его отличался от Рапопортовского, но остроумен он был не меньше, и когда два этих артистичных человека сходились в деловой полемике, полной иронии, колкостей, анекдотов, остальные участники совещаний чувствовали себя зрителями в театре и неделями потом вспоминали их пикировки. Но все это было направлено на общее дело и надо признать, что при Гебгардте строительство завода было самым интенсивным.
В начале 1964 года после сдачи корпуса №9 в эксплуатацию началось очередное “великое передвижение”.
Понимая всю важность развития ОКБ, от скорости и качества разработок которого полностью зависел завод, Рапопорт еще в начале 1963 года заставил технологов и отдел технадзора пересмотреть планировку корпуса № 9 и отдать четырехэтажную часть корпуса вдоль улицы Мира под конструкторское бюро.
ОКБ сразу получило более 4000 кв. метров площади, что позволило с перспективой строить работу, как над собственными разработками, так и над переработкой конструкторской документации, полученной от других НИИ и КБ.
К началу 1964 года чётко нарисовались направления номенклатуры выпускаемых заводом изделий, его специализация.
Первой и главной номенклатурой, в этот период, были аэродромные командно-стартовые радиостанции Р-831 и Р-834, разработанные ОКБ в 1960 году. Изделие принимало военное представительство №1321 (нач. Акулов Н.М.). Следующими по объемам стали разработанные МНИРТИ и модернизированные конструкторским бюро тропосферные станции Р-408 (“Баклан”), а также “Фрегаты” и “Лодки”, для приемки которых еще в 1962 году было организовано ВП №1957 (нач. Богомольник Я.Л.). Третьим направлением был 907-й комплекс (“Фаланга”) - ВП №1661 (нач. Малиновский В.В.).
Руководители ОКБ: начальник Черемных Л.Ф., главный инженер Беликов М.Н., зам. начальника Саломатин В.И. очень оперативно организовали заселение новых площадей. Облегченно вздохнули до некуда стеснённые конструкторы и лаборанты - условия в новом корпусе были почти идеальными.
Одновременно заводские службы организовали переезд в корпус № 9 автоматного цеха №4. Этот цех был одним из бурно развивавшихся тогда механических цехов. В цехе были освоены следующие техпроцессы: обработка деталей на многошпиндельных автоматах, холодная высадка на высадочных автоматах, резьбонакатка на автоматах и полуавтоматах, навивка пружин, нарезка гаек и т.д. Ежегодно из цехов №3 и №13 в цех №4 передавались 15-20 деталей с токарных станков, что давало большой экономический эффект. Оборудование, правда, было достаточно старым, один станок был даже с дореволюционным стажем, но работало благодаря цеховым службам надёжно. Более 16 лет начальником цеха отработал Виктор Петрович Саунин, старый горьковский специалист. Он и его помощники создали дружный коллектив рабочих и ИТР, с честью выполнявший поставленные задачи.


Доброхотов В.В., Логинцев В.С., Гаврилов В.Е.

Многие работники цеха №4 составили “золотой” фонд “Электроприбора”. Старший мастер Логинцев В.С., наладчики Доброхотов В.В., Гаврилов В.Е., Редькин В.П., Галактионов А.И., сверловщица Васильева А.И., токарь Маркова М.А., резьбонарезчица Тигина П.Н., токарь - револьверщик Фролова О.М. технолог Писаренко В.Н., начальник техбюро Чуйкин В.И. и многие другие были гордостью этого славного коллектива.
Владимир Васильевич Доброхотов, бывший автоприборовец перешел на “Электроприбор” позднее других, в 1962 году, съездил на три месяца в Хабаровск грузчиком, но уже потом с 4 декабря 1962 года (в один день с Рапопортом) пришел на завод и прирос к цеху №4 до конца трудового стажа. Человек степенный, порядочный, добросовестный он пользовался общим уважением. Он практически все станки в цехе, и агрегатные, и специальные, освоил и переналаживал оперативно, со знанием дела. Техническая грамотность и творческие способности проявились в рационализаторстве, он внёс очень много нового в работу наладчика, в технологию обработки на автоматах. В 1971 году он был награждён орденом “Знак Почёта”, а в 1974 году орденом Ленина. Дважды признавался лучшим наладчиком отрасли. Не однажды коренастый, крепкий Доброхотов нес заводское знамя на праздничных демонстрациях.
Владимир Сергеевич Логинцев тоже начинал наладчиком автоматов на филиале “Автоприбора” еще в 1953 году и стал бы таким же асом в наладке, если б не было на заводе и в цехе дефицита мастеров. Логинцев был членом партии и его в 1962 году “принудительно” направили в школу мастеров, а после её окончания назначили мастером, в 1970 году - старшим мастером. Его искренне уважали рабочие за доброе отношение, да он и был всегда своим для них, все-таки более десяти лет был рабочим. Избирали его несколько раз председателем цехкома профсоюза, секретарём цеховой парторганизации. Участок, возглавляемый Логинцевым, всегда выполнял государственный план. В 1971 году Логинцев стал кавалером ордена Трудового Красного знамени.
В 1955 году к Логинцеву, тогда наладчику, привели подростка Витю Гаврилова. Парень оказался смышленым, рукодельным и быстро освоил профессию наладчика. Так и шел он по жизни рядом с наставником. Тоже потом много раз избирался председателем цехкома, был членом профкома завода, членом парткома. Был награжден в 1974 году орденом “Знак Почёта”.
Отдыхали они частенько семьями в “Сосенках” и вообще, по воспоминаниям Логинцева в цехе умели работать и умели отдыхать. Сейчас, когда цеха №4 не существует хочется, чтобы этот коллектив не был забыт. Во время расцвета завода в 60-80 годы работали там славные и надёжные люди.


Панько И.Л.

По соседству с цехом №4 разместился цех №11 – антенно-мачтовых устройств. Цех был создан в 1962 году и почти сразу начальником цеха был назначен бывший начальник цеха УТ Илья Леонтьевич Панько. Выросший на “Автоприборе” и ставший начальником еще до войны, он пользовался заслуженным авторитетом на заводе. В цехе его любили, несмотря на известную русскую слабинку.
Работящий, в меру требовательный, никогда не кричавший на подчиненных, но умевший убедить и организовать выполнение задач, стоящих перед цехом, он сумел создать достойный коллектив, хотя в цехе было много малоквалифицированной работы и соответственно рабочих. Были в цехе участки механический, сварочный, сборочный, окрасочный, участок запчастей, тарный (деревообделочный), ставший через несколько лет самостоятельным. Воспитанниками Панько считали себя такие руководители, как Носиков Н.Г. - будущий директор ВЭМЗ, Орлов О.П. - будущий начальник производства и Главный механик, Юрченко М.И. - будущий председатель завкома. Много славных имен было и среди рабочих и ИТР цеха. Сварщик Лукоянов В.А., токарь Власов Б.Н., наладчик Войнов В.В., штамповщица Брылькова Л.А., токарь Овчинников В.А., сверловщица Останина В.А., инженер-технолог Шитова Д.А., мастер Сотникова М.В., начальник техсектора Грибанов Н.И., кладовщица Чернова В.А. и многие другие вписали свои яркие страницы в трудовые свершения цеха.
Тогда же в корпус №9 въехал отдел кадров завода во главе с перешедшей из горкома КПСС Шамцовой А.Ф. Многие годы в отделе кадров добросовестно проработали: Красилыцикова Е.В., Клечковская Р.М., Юрова Р.М., Колчанова Л.В., Притуманова Т.А., именно они встречали и оформляли на работу каждого электроприборовца и провожали потом на заслуженный отдых.


Тропосферная Станция Р-408М. На позиции

К лету 1964 года ОКБ закончило переработку документации на Р- 408 и в целях развертывания производства этих станций на заводе был создан сборочный цех №14. Начальником цеха был назначен Виктор Иванович Чернов. Цех начинал работу на площадях, освобожденных ОКБ в корпусе №2. В цех были переведены из других сборочных цехов лучшие специалисты-рабочие. Станции предстояло осваивать сложные, на новой элементной базе. Много времени уходило на регулировку и наработку изделий. И вначале, и потом постоянную помощь цеху оказывали работники ОКБ и москвичи-разработчики. И все-таки главная нагрузка легла на руководство цеха. Чернов оставил о себе, как о начальнике, добрую память в цехе. Известны его инженерная и общая эрудиция, умение разговаривать с людьми, умение решать вопросы с заказчиками, конструкторами, разработчиками. Он участвовал в создании одного из лучших цехов завода. Потом этот коллектив начал выдвигать из своих рядов руководителей высокого ранга. Из цеха №14 выросли директора заводов Давыдов Л.А., Киселев Н.И., Русаковский А.М., Бирюков С.Е., председатель горисполкома Звонарев М.И., ген. директор ВКБР Гончаров В.В. О трудовых свершениях и людях цеха №14 мы еще расскажем в следующих главах.


Тарасов Н.В.

Изделие Р-408 было сложным не только по сборке и регулировке. Оно включало в себя сложные антенны, машины обслуживания и служебной связи, электростанции и т.д. и требовало точной механики. Созданный в 1962 году цех мелких серий - цех №13 стал специализироваться на деталях, узлах и антенных устройствах для тропосферных станций и в 1964 году стал одним из крупных механических и механосборочных цехов завода. С момента основания на долгие годы начальником цеха стал Тарасов Николай (Нафанаил) Васильевич. Родом из глухого угла Костромской области, он ушел в армию в 1944 году семнадцатилетним юношей и почти семь лет прослужил на тихоокеанском флоте. Оказался после демобилизации в Горьком, кончил техникум, потом уже во Владимире заочный институт по специальности инженер-механик. На “Электроприборе” начинал он старшим технологом в цехе №2 на участке легкой штамповки. Пришлось поработать и начальником смены, и заместителем начальника цеха, а с 5 марта 1963 года и до марта 1987 года он был начальником механосборочного цеха №13 - стаж рекордный для завода.
Создание цеха, его становление, успехи в освоении тропосферной связи, технологии, которые ему пришлось осваивать с рабочими и инженерами, неудачи и выговора, победы и поражения, правительственные награды - все было в нелегкой жизни этого скромного, невысокого роста мужичка с простым русским лицом. Главное же, чем отличался Тарасов - это необыкновенное трудолюбие. Все начальники работали по - многу, но Николай Васильевич был просто трудоголиком. Цех №13 был трудным всегда. Разнообразие технологий: штамповка, механообработка, сварка, клепка, окраска, сборка, прогон изделий, потом добавилось литье и пайка в расплаве солей - завод в заводе! Кроме изготовления деталей и корпусов для цеха №14, цех сам производил окончательную сдачу заказчикам антенн, антенных прицепов, электростанций и т.д.
Неритмичность была присуща и этому цеху и поэтому в конце месяца цех был заставлен готовой и полуготовой продукцией так, что невозможно было пройти, а нужно было варить и красить, нарушая все и всякие пожарные нормы и технику безопасности. Выговоров за это у Тарасова было столько, сколько не было у всех других начальников вместе взятых. Это не помешало ему получить орден “Знак Почёта” в 1971 году, стать первым на заводе заслуженным машиностроителем РСФСР в 1981 году, быть несколько созывов депутатом райсовета и вообще пользоваться на заводе всеобщим уважением. Рабочие цеха иногда подтрунивали над Николаем Васильевичем, когда он таскал на плече в гальванику на покрытие алюминиевые шестиметровые дуги, но любили его за беззаветную преданность делу и трудолюбие.
В цехе, производившем детали высокой точности, сложнейшие контурные трубы, работали специалисты высшей квалификации. Токари Бондарев В.Н., Седельников И.С., братья Зайцевы Н.М. и А.М., фрезеровщики Грачев Л.Н., Дмитриевский Л.М., Зотов В.Н., клепальщики Якущев А.Н., Луканов И.Я., Фадеев А.Н., слесари Васильев О.П., Зорин В.А., Кузьмин В.Г. и многие другие рабочие были гордостью и славой не только цеха, а и завода в целом. Хорошими заместителями у Тарасова были Сафонов В.Н., Звонарев М.И., ставший в будущем мэром города Владимира. На участке клепки цеха №13 начинал трудовую деятельность другой будущий мэр Кузин В.А. Стоит вспомнить и отличный мастерский состав цеха: Абрамов В.М., Анисимов Л.П., Грибов В.И., Воронин И.Н., Глебов В.Н., Мигунов С.В., Малыгин А.И. и др. Цеха сейчас нет в связи с прекращением производства тропосферных станций, но многие бывшие работники цеха №13 достойно трудятся в других подразделениях завода и многих отличает то трудолюбие, которое прививал им собственным примером их первый начальник.
Летом 1964 года был ликвидирован цех №16, все работы по сборке 907-го комплекса отныне были сосредоточены в цехе №17, а механика в цехе №12.
Нельзя не отметить замечательных людей цеха №16, принявших на себя все трудности освоения и выстоявших с честью в самые трудные годы.
Это мастера, старшие мастера, начальники участков: Власова Н.М., Шеногина Л., Перлов Ю.В., Ерастов А.И., Слонов М.А., Умрихина М.М., Подойницын А.Е., Быков Р.Г., Батенин Г.М., Шипилов А.И.; начальник ПДС Филипова А.А., планировщик Жукова Л.М.; технологи: Щербаков Г.Н., Кулыгин С.М., Савин В.В., Барскова А.Я., Уварова Н.Б., (к сожалению, всех перечислить невозможно) и, наконец, самые главные представители основных рабочих профессий:
- регулировщики: Сухов Г.Н., Максимов Л.А., Чаев Е.А., Лиженин В.В., Хромов В.В., Левин Б.В., Федоров Ю.К., Сорокина Л.А., Быченков Г.А., Сырова Г.А.;
- монтажницы Матвеева Л.Н., Стицук Л.И., Дружинина Д.А., Гусева М.С., Грунина Л.В., Широкова Ю.И., Яшина В.М., Заливохина Н.Д., Григорьева С.А., Пичугина Г.В., Кирилова Н.И.;
- вязальщицы жгутов Лебедева В.М., Трясоногова В.П., Горбушина М.В.;
- слесари - сборщики Борисов В.Н., Аверин Н.А., Алышев В.Г., Агеев В.П. и др.
Итак, цех №16, как родоначальник - производитель изделий комплекса «Фаланга» прекратил свое существование, но сам комплекс остался на заводе, все работники так же продолжали трудиться.
В этом же году завод начал получать тепло от ТЭЦ, пока по временной схеме один корпус №9, но это уже позволило разгрузить собственную котельную.

Осенью страна проводила без почёта на заслуженный отдых Хрущёва Н.С., ожидали перемен. Почти сразу были восстановлены единые партийные органы. С определенной задержкой, но была восстановлена и старая система управления промышленностью. На завод поступили бывшие работники совнархоза: Главный экономист Кузнецова З.А., зам. главного механика Пискунов В.М., зам. начальников цехов Шебеко Г.Т., Максимов Г.И. и другие. Происходили изменения и в руководстве общественных организаций завода. О работе парткома, завкома профсоюза и заводского комсомола в те годы мы расскажем отдельно.
А год 1964-й завершился на заводе успешно. План был выполнен по всем технико-экономическим показателям. С хорошим настроением отметили электроприборовцы свой первый юбилей - десятилетие завода.

Первый юбилей. «Сосенки»

В январе 1964 года Валерий Анатольевич Беляев был избран секретарем Горкома КПСС. Секретарем парткома завода стал его заместитель Юрий Михайлович Тюкаркин. Молодой, энергичный, активный, открытый людям он был прирожденным лидером, неплохо зарекомендовал себя на комсомольской работе. Он быстро завоевал уважение заводских коммунистов. Сказывались общение и совместная работа с Беляевым. Пять лет возглавлял он партийную организацию. Авторитет и значение парткома в заводской жизни при нем были достаточно высокими. Недостатком, который он сам признавал, был малый хозяйственный опыт, практическое отсутствие его. После техникума немного поработал конструктором, потом комсомол, после небольшого перерыва - в зам. секретаря парткома по идеологии. Потому и “отпросился” он у партийных органов на хозяйственную работу, став в 1968 году Главным механиком завода вместо освобождённого Матвеева Н И.


Тюкаркин Ю.М.

Замом при Тюкаркине был сначала Перфилов Ю.Н., переведенный вскоре в Обком КПСС инструктором, а после него стал Кондратьев Е.Ф., боевой летчик, участник Великой Отечественной войны. Перфилов, Кондратьев и пришедший ему на смену в 1970 году Кузьмин В.Ф., также будущий инструктор Обкома, делали свое дело добросовестно и активно и не их вина, а наша общая беда, что обрушилась партия, страна, а та идеология, которой они верно служили, оказалась во многом ложной. Но в стране нашей тогда верили в основы марксистко-ленинской теории очень многие и почти все участвовали в строительстве сначала реального социализма, а затем коммунистического общества. Инакомыслящих были единицы.
Сейчас мы понимаем, что ввод войск в Чехословакию в 1968 году был преступлением против братского народа, а тогда меньше двух десятков человек вышли с протестом на Красную площадь, все остальные были уверены, что делается благое дело.
Но парткомы занимались не только идеологией, это была еще и организующая сила, а главной их заслугой была ответственность руководящих кадров за исполнение своих обязанностей, производственная и трудовая дисциплина и четкий контроль за исполнением принятых решений органов власти и собственных. Строгий спрос был со всех членов партии, независимо от чина.
Более демократичны были профсоюзы. В начале 1963 года председателем завкома профсоюза был избран Усков В.А., работавший до того начальником цеха №3. Заместителями у него были Лебедева Л.Ф. и Шолохов С.И. Виктор Александрович Усков был очень выдержанным, уравновешенным, пользовавшимся любовью рабочих, сначала в цехе, а затем и на заводе. Производство он знал прекрасно. Высокий, представительный он был прост в обращении с людьми, не заносчив и те тянулись к нему, как к своему. Оратор он был, правда, неважнецкий и выступать не любил, а профсоюзная работа требовала речей с трибуны, поэтому и рвался он все время назад в цех и в феврале 1965 года вернулся в начальники цеха №3.
На смену Ускову В.А. пришел Китов В.А., работавший Главным энергетиком, с заместителями Пугачёвым Ю.М. и Бирюковым Е.С. На долю нового состава профсоюзного комитета выпала резкая активизация социальной политики Рапопорта на заводе, активизация социалистического соревнования.
Неплохие показатели в труде и полученная прибыль позволили Рапопорту требовать от Совнархоза увеличения финансирования жилищного строительства. Вместе с другими директорами он добился решения об отмене финансирования строительства через единого заказчика - УКС горисполкома и начал напрямую заключать договора с подрядными строительными организациями. Сразу же начали строить шестидесятиквартирный дом по улице Чайковского, построили детский комбинат №63, а в феврале 1965 года Рапопорт договорился об отведении заводу 10 га лесных угодий на берегу Клязьмы у деревни Пенкино под строительство заводского профилактория. Строительство начали сразу еще до решения всех организационных вопросов, решений, согласований и т.д. В это же время заводу была передана бывшая лесоторговая база на улице Северная и отведён под застройку жильём квартал между улицей Осипенко и 2-м Почаевским проездом. Под дальнейшее строительство завода была отведена большая площадь от улицы Батурина до 2-го Почаевского проезда между Северной улицей и Почаевским оврагом. Нужно было выселять жителей частных домов по 3-му Почаевскому проезду. Дома эти довоенной и послевоенной постройки, деревянные, некоторые пятистенные, были ещё добротны и годились для жилья. Их то после выселения хозяев в благоустроенные квартиры и было решено перевезти в район Пенкино. С них и началось строительство “Сосенок” (название появилось позже).
Создали бригаду строителей во главе со Столяровым К.П. Электропитание стройки временно договорились и обеспечили с соседней турбазы Дома Офицеров. А тем временем Китов В.А., новый Главный энергетик Горчаков А.А. и начальник цеха №32 Чередков Н.И. занялись капитальным обеспечением электроснабжения, быстро соорудив подстанцию и проведя кабель от высоковольтной линии на Симоново.


Бревенчатый домик в санатории-профилактории «Сосенки»

Стройка пошла веселее. Столовую соорудили пока легкого типа с колоннами из мачт, выпускавшихся цехом №11. Рапопорт держал стройку под повседневным контролем. Активно занимались строительством базы отдыха начальник цеха №37 Закиров С.А., Главный механик Матвеев Н.И., начальник цеха №36 Монахов И.И., помогал Афанасьев И.И. Почти все производственные цеха получили конкретные задания от директора по оказанию помощи строителям. К примеру, цех №11 изготовил три щитовых домика с террасами на одну комнату. Потом их в шутку называли улицей Панько. Проектировали все сами. Проектно-сметную документацию, иногда уже на выполнявшуюся работу, выполняли инженеры ОГМ, а потом ОМА Толмачев И.В., Михайлов В.П., Веденеев В.В., Капустина Н.А. и конструктора ОГЭ Чугунов А.П., Пасько Ю.Е., Хорошаев Н.Д.


Юрченко М.И.

Комсомольская организация завода продолжала свою жизнь в общем русле тех свершений в стране и на заводе. Комсоргами после Войненкова избирались Степанов Вячеслав, Гордеева Тамара, Кудрявцев Олег. Но особо ярких событий в деятельности комсомола в те годы не было, пока волей комсомольцев в 1966 году не был избран секретарем Миша Юрченко. Он сумел всколыхнуть застоявшуюся жизнь комсомола. Михаил Иванович вспоминает:
Ни в школе, ни в институте, ни в армии не помышлял, что мне придется заниматься общественной работой, или как теперь называют политической. Школу закончил с медалью, институт с отличием, готовился стать квалифицированным инженером-сварщиком, а потом заняться диссертацией. И на тебе. В октябре 1966 года выступил на заводской комсомольской конференции, выступил, как я понимаю, по делу и горячо. Комсомольцев задел за живое и они меня тогда же избрали своим вожаком. Время тогда было шестидесятников - людей, которых всколыхнула хрущёвская оттепель. Активность, особенно у молодежи, резко возросла. Через несколько лет консервативная верхушка КПСС похоронит и инициативу, и ростки свободы, а тогда все были полны светлых ожиданий и творческих устремлений.
На заводе тоже установилась необычайно творческая атмосфера, как я понимал, благодаря стараниям Данила Борисовича Рапопорта, главного героя того времени на заводе. Завод был молодёжным. В комсомольской организации состояло более 1200 человек, к концу моего пребывания на посту секретаря в 1969 году достигнет 1500 комсомольцев (вторые в городе после ВТЗ ). Почти все имели среднее, средне-специальное и высшее образование. Нас считали элитой городской комсомолии. Вместе со мной активно работали Галя Разина, Эдик Загуменников, Юра Вавилов, Оля Давлетбаева, Саша Корсаков, Игорь Патрикеев, Адольф Тересов, Вадим Егоров и многие другие. Команда была авторитетной у заводской молодежи, сплоченной и сильна была конкретными делами.
В первую очередь мы обязаны были преодолеть укоренившиеся апатию и лень. Начали с организации досуга. Во вновь сданном корпусе №14 появились клуб и спортзал. Мы стали проводить силами самих ребят мероприятия на высоком уровне. Десятки людей готовили эти мероприятия. Многие праздники стали традиционными: весенний бал “Берёзка” перед майскими праздниками, “Осенний бал” в сентябре, 3-4 новогодних вечера. Из-за высокого уровня популярность и на заводе, и в городе у наших мероприятий была необычайной. Билетов всегда не хватало, хотя зал наш вмещал 800 человек. На этих вечерах впервые засияли наши самородки, прославившие в дальнейшем завод: Саша Сачков, Вася Явнюк, Анита Коричук, Женя Вуколов, Саша Гаранин, Валера Максимов. Почти все они были и комсомольскими активистами.
Тогда же по инициативе ребят и при самом активном содействии Рапопорта создавался ЭВИА-67 (ансамбль). Вторым направлением стал туризм. Необычайно популярны были походы по Клязьме на теплоходе или катере. В выходные выезжали на природу по 70-80 человек. Заводилой у туристов был Валера Линичев, на заводе появилась секция спортивного ориентирования и клуб туристов. От организации досуга мы пришли к трудовой деятельности молодежи. В тот год страна готовилась к празднованию 50-летия Советской власти, а немного спустя к 50-летию ВЛКСМ. Мы организовали соревнование среди молодежных бригад за право носить имя 50-летия Советской власти и 50-летия ВЛКСМ. Помогал нам профсоюзный комитет и лично Солонец Н.Ф. и Бирюков Е С. Была продумана мотивация по привлечению молодежи к учебе. Тогда же было организовано ГПТУ-27 и открыт на заводе филиал авиамеханического техникума.
Были у нас и неудачи. Была задумка у городской комсомолии спроектировать и построить во Владимире памятник Фрунзе на заработанные молодежью средства. Были придуманы “красные наряды”, заработанные по которым в рабочее и нерабочее время деньги перечислялись на спец. счет. Но строительство памятника затягивалось. Комсомольцы наши решили покритиковать власть за это. На одном из КВН (встречались ВНИИСС и “Электроприбор”) наш ведущий Володя Прищепа “неудачно” пошутил. Якобы ангел докладывает создателю о земных делах: “Во Владимире деньги на памятник молодежь заработала, а памятника нет”. Создатель: “А что в горкоме думают?” Ангел: “Они не думают, они лошадь для памятника ловят”. За эту шутку мне на экстренном заседании ГК ВЛКСМ объявили выговор, а на следующий день на бюро ГК КПСС выговор по партийной линии “за политическую близорукость”.
В эти же годы появились комсомольские оперативные отряды по охране общественного порядка на всех заводских мероприятиях, а затем и в парке им. 850-летия г. Владимира. В отряд мы вовлекали и потенциальных нарушителей, т.н. “трудновоспитуемых”. Это добавляло головной боли мне и командиру отряда Володе Черкашину, но польза от этого была всем. Много комсомол поработал и в парке 850-летия, и на базе отдыха “Сосенки”. Шефствовали мы и над школами №3 и №8. Время было интересное, но в 1969 году я стал ощущать возврат апатии, пассивности у молодежи, да и возраст мой превысил комсомольский и ушел я в цех №11 заместителем начальника цеха. А комсомол завода возглавил Адольф Тересов”.
Весь 1965 год завод осваивал новый корпус №10, расположенный вдоль улицы Мира. Быстро переехал на 4-й этаж отдел Главного технолога. Три нижних этажа активно начал обживать инструментальный цех. Производственные площади под инструментальное производство были выстроены с перспективой. Рапопорт несколько раз высказывал: “Если хочешь оценить завод, начинай с инструментального хозяйства”. Цех №30, которому было выделено много нового оборудования, получился на славу.
Но переезд был непростым, потери для производства были ощутимыми. Графики подготовки производства новых изделий и модернизации старых срывались. КБ и разработчики, по воспоминаниям Зуева В.С., каждый день занимались устранением собственных ошибок по изделию “Баклан”.
Отношения Рапопорта и находившегося в Ярославле территориального управления Верхневолжского Совнархоза оставляли желать лучшего, помощи от начальства ждать не приходилось.
План 1965 года был провален по товарному производству, по себестоимости, прибыли и прочим показателям. Правда, семилетка была завершена более-менее успешно. И по этим результатам заводчане получили правительственные награды. Орденом “Знак Почёта” был награжден Рапопорт Д.Б., орден Ленина получила начальник цеха №1 Солонец Н.Ф., орден Трудового Красного Знамени - начальник лаборатории КБ Богданов Е.В. Всего были награждены 24 работника завода. Эти награды были приятны, но они обязывали к дальнейшему совершенствованию, к скорейшему изживанию недостатков, к улучшению работы всего коллектива.


Шеногин И.К.

Среди награждённых был начальник цеха №10 Шеногин И.К. Последние годы семилетки и начало новой пятилетки были звёздными в жизни цеха №10. Созданный в 1962 году, цех постоянно занимал классные места в социалистическом соревновании, награждался переходящим знаменем, удостаивался чести возглавлять заводскую колонну на праздничных демонстрациях. Немалая заслуга в этих успехах принадлежит первому начальнику цеха Игорю Константиновичу Шеногину.
В тридцать лет ставший начальником, он со всей энергией молодости старался создать коллектив не только способный решать все производственные задачи, но и активно участвовать в общественной жизни завода. Шеногин поощрял занятия спортом, художественной самодеятельностью. Именно из цеха №10 было потом больше всего представителей в составах ЭВИА-67 и «Калинки».
В цехе было несколько бригад коммунистического труда, победителей социалистического соревнования. Бригады Абрамовой З.А., Давыдовой М.П., Ивановой Л.Г. и конечно, Крюковой А.И. неоднократно поощрялись и награждались за отличную работу.


Крюкова А.И.

Скромная, доброжелательная, улыбчивая Алимпиада Ивановна еще до создания цеха возглавляла бригаду по намотке катушек. Было удивительно, как эта небольшого роста хрупкая, симпатичная женщина запросто справляется с такими тяжелыми катушками весом в несколько килограммов. Работала она споро и внешне легко. Залюбуешься! Но в работе нужны были не только руки, а и характер. Она всегда была активна, смела во всех начинаниях, создавала в бригаде обстановку творческого поиска, дружбы, сплоченности. Умела постоять за бригаду перед начальством и нормировщиками, но если видела резервы, скрытые возможности, убеждала бригаду в необходимости пересмотра норм. В 1971 году она была награждена орденом Ленина, высшей наградой Родины, но оставалась скромной, отзывчивой, душевной женщиной.


Давыдова М.П.

Другой знатный бригадир - Мария Панкратьевна Давыдова. Она рассказывает: “В 1954 году окончила я РУ №7 при ВТЗ и была направлена на филиал “Автоприбора”. Трое из нас попали на намотку трансформаторов. Учились мы у первого заводского специалиста Антонова В.Т., но вскоре мы, девушки, стали обгонять нашего наставника - для женских рук намотка была сподручней. Вскоре стала я бригадиром. Отношения в цехе сразу складывались добрые, во многом благодаря начальству. Хорошо относились к нам первый начальник цеха Киреев Е.И., старший мастер Малов В.И., технолог Райзман М.И.
Потом, когда цех в 1962 году был возрождён, эти традиции доброжелательности, сплоченности, дружбы были ещё больше развиты. Вообще нам везло на начальников. Отличным начальником цеха был Шеногин И.К. Когда его взяли от нас в цех №8 в 1966 году, мы очень жалели. При Шеногине у нас зародилась художественная самодеятельность, был хор. До сих пор помню концерт наш на смотре в старом театре.
А бригада у нас сложилась отличная: Афанасьева Е., Егураева Ф., Иванова А., Кирова, потом пришла Крюкова А. Ей я и уступила бригадирство, когда ушла в декретный отпуск. Бригадиром Алимпиада стала отличным, все награды её по заслугам. Меня тоже и награждали, и премировали, частенько на заводских мероприятиях избирали в президиум, но я этого не любила, тяготилась. А начальники у нас и после Шеногина были хорошие. И Климов Ю.С., и Носиков Н.Г., и, конечно, Топорков С.С., поработавший в цехе дольше всех, которого любили все рабочие. Подстать им были и заместители. Очень уважали мы Резникова В.З. Подсядет бывало ко мне или к Ковлагиной Л. и просит объяснить ему, что и как мы делаем. “Теорию-то я - говорил - в институте изучал, а мне нужно практически увидеть” Простой был и добрый. Все мы, зачинатели цеха, теперь на заслуженном отдыхе, но лучшие традиции наши в цехе хранят. Спасибо нынешнему начальнику Майорову В.А., Лене Ларионовой, Любе Мосько и другим ветеранам десятого цеха”.


Соков К.Т.

Еще один заслуженный ветеран завода и цеха №10 Соков Константин Тимофеевич был одним из лучших рационализаторов завода. В 1945 году юношей пришёл Костя на “Автоприбор” учеником слесаря-инструментальщика и закончил трудовую деятельность на “Электроприборе” мастером ШИХа цеха №10 в 1991 году. В 1954 году, после армии, пришел он в инструментальный цех и работал с Клочковым А.П., делал формы и приспособления.
Поработал немного в опытном цехе, откуда его и уговорил перейти в сборочный цех бывший тогда начальником Трутнев Н.С. Сначала слесарь, потом мастер ШИХа, к тому времени по настоянию Зайцева Ю.И. окончил школу мастеров. Так с основания цеха №10, Соков и обеспечивал инструментом и оснасткой производство трансформаторов и других изделий цеха. На этой работе и проявились его творческие способности. Подтолкнул его к рационализаторству Тихановский В.А. Начинал с мелочей, затем появились более эффективные решения.
К примеру: заливался собранный узел компаундом. После затвердевания нужно было просверлить отверстие и нарезать резьбу. Что такое сверлить окаменевшую смолу знает тот, кто эту работу выполнял. Соков предложил изменить форму, включив в нее резьбознаки. Отпала необходимость сразу в двух трудоемких операциях. Экономия - 1360 рублей. Потом предложил изменение технологии и приспособление для развальцовки барабанов вентиляторов. Затем придумал твердосплавные штампы для вырубки пластин трансформаторов, затем безотходные штампы. Предложения, поданные и внедренные Соковым, а их более 100, дали заводу более 40 тыс. рублей экономии, а созданные им приспособления служат до сих пор. В 1976 году он стал “заслуженным рационализатором области”.


Топорков С.С.

Сорок лет проработал в цехе №10 Сергей Сергеевич Топорков, из них более двадцати начальником цеха. В момент создания цеха в 1962 году он был старшим мастером (вторым старшим мастером был Е.С. Бирюков). Когда Шеногин И.К. был переведен на укрепление руководства цеха №8, в конце 1966 года, Топорков, который к тому времени стал заместителем начальника цеха, заменил его на посту начальника. Нехватка опыта, молодость, излишнее добросердечие, а главное, резкий рост потребности завода в трудоёмких моточных изделиях, и в результате в 1970 году возврат на должность заместителя начальника. Через шесть лет, после того как начальниками побывали Климов Ю.С. и Носиков Н.Г., Топорков вновь дал согласие возглавить цех. Было это уже на новой производственной площади в корпусе №12. Двадцать лет после этого Топорков руководил, и успешно, цехом №10. Авторитет Сергея Сергеевича и в коллективе цеха, и среди начальников цехов был непререкаем. Его любили за человечность, искренность, доброту, за знание дела, специальности.
Последние годы жизни он приболел, мог бы уйти на пенсию, но представить себя без жизни с цехом, с заводом не мог.

Продолжение » » » Завод «Электроприбор» в 1965-68 годах

Категория: Промышленность | Добавил: Николай (28.01.2022)
Просмотров: 207 | Теги: Промышленность, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2023
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru