Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
02:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Свято-Воскресенско-Фёдоровский монастырь

Свято-Воскресенско-Федоровский монастырь

Воскресенско-Феодоровский мужской общежительный монастырь расположен в 11 километрах к югу от города Шуи Ивановской области, при селе Сергееве (бывшем Воскресенском-Сергееве), на левом берегу реки Тезы

В 1881 году здесь была устроена женская Воскресенско-Феодоровская община, которая после семилетнего своего существования была возведена на степень монастыря. Обитель управлялась игуменьей.
Ансамбль Воскресенского Фёдоровского (женского) монастыря основан сравнительно поздно, в 1881 г. А.Н. Шубиной.
Первоначально основу обители составляла приходская церковь Михаила Архангела, каменная кладовая и построенные три двухэтажных корпуса келий (два деревянных, один полукаменный). В самом конце XIX в. на средства основательницы монастыря А.Н. Шубиной владимирский архитектор П.Г. Бегин разработал проект ансамбля. Комплекс строился в течении почти десяти лет, с 1897 по 1905 год.
Проект в целом оказался очень удачным. Он достаточно хорошо вписал культовые постройки в сельскую застройку и окружающий ландшафт.
В состав единого памятникового ансамбля входят следующие строения: Успенский собор, Михаило-Архангельская церковь, колокольня, здание трапезной, хозяйственная кладовая и монастырская ограда с угловыми башнями.
Закрыт в 1929 г., на территории размещалась колония для несовершеннолетних преступников, с 1950-х г. передан Шуйскому с/х техникуму.
В 1998 году здесь вновь возродилась монашеская жизнь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия, в стенах этой обители открыт Воскресенский Фёдоровский мужской монастырь. Настоятелем назначен игумен Георгий (Ильин).
Религиозная Организация "Воскресенско-Феодоровский Мужской Монастырь Шуйской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 8 июня 2000 г.
Временно исполняющий обязанности игумена - Левинтович Игорь Яковлевич.
Адрес: Ивановская область, Шуйский район, село Сергеево.

Здания

Соборный храм в честь Успения Божией Матери, заложен 2 сентября 1897 года, архитектор П. Г. Беген.
С 23 на 24 октября 1905 г. Преосв. Никон совершал всенощное бдение во вновь устроенной церкви Федоровского-Воскресенского монастыря, а 24-го совершено было Владыкой освящение означенного храма во имя Успения Божией Матери и литургия в нем, за которой был рукоположен во диакона с. Егорья, что за Вазалью, псаломщик того села Ф. Архангельский.



Соборный храм в честь Успения Божией Матери

24-го октября 1905 года происходило освящение главного соборного храма в Воскресенско-Феодоровской женской обители. Радость этого события для насельниц монастыря можно понять из того, что до сих пор, за все время существования монастыря, инокини (числом до 200) должны были в будничные дни собираться для богослужения в домовой церкви, устроенной в честь Феодоровской Иконы Божией Матери создательницей обители Александрой Николаевной Шубиной в одной из комнат ее покоев. В праздничные и воскресные дни богослужение совершалось в маленьком каменном храме в честь Архистратига Михаила, отчисленном, при открытии монастыря, от малолюдного Воскресенско-Сергеевского прихода.
Освящение новосозданного храма совершено было Преосвященнейшим Никоном, Епископом Владимирским и Суздальским. Владыка, не взирая на неблагоприятную погоду и смуты на железных дорогах, непреклонно решил лично освятить монастырский храм и разделить с сестрами обители их великую радость по случаю открытия для молитвы величественнейшего монастырского собора в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Всенощное бдение накануне освящения храма совершал старец местный священник о. Василий Доброхотов, очевидец возникновения, как самого собора, так и всей обители. На литию и величание выходили Архипастырь Никон с 4-мя протоиереями и 5-ю священниками. В торжестве освящения храма и совершении первой литургии на новоосвященном престоле во главе с Архипастырем Никоном приняли участие: два протоиерея из г. Владимира о. В. Косаткин и о. Ключарь П. Евгенов; два протоиерея и благочинных из сел: села Васильевского А. Благосклонов и с. Палеха Н. Чихачев и четыре священника: два местных монастырских В. Доброхотов и П. Смирнов, с. Воскресенско-Сергеева свящ. Г. Беляев и Благочинный соборной гор. Шуи свящ. о. Н. Широкогоров.
За причастным стихом монастырский старец священник В. Доброхотов, как очевидец созидания соборного храма, произнес поучение, из которого, между прочим, видно, что соборный монастырский храм созидался главным образом на средства частных благотворителей старанием Игумении Софии и ее ближайшей помощницы монахини Афанасии.
Гордость и красота монастыря — соборный храм заложен 24-го июля 1897 года по плану архитектора П.А. Бегена. Построен он из обыкновенного кирпича с заводов монастырских. По форме правильный куб в 13 сажен с 5-ю массивными главами, из которых чрез среднюю проникает свет внутрь собора. Для получения света кроме того в стенах в два яруса сделаны окна, так что света в храме вполне достаточно. При входе в храм особенное внимание обращает на себя с резными колоннами в шесть ярусов иконостас. Иконы почти все писаны в собственной мастерской. Главную святыню собора составляет точная копия с иконы Знамения Пресвятой Богородицы, прославленной чудесами в Понетаеве. Среди жителей окружающих монастырь селений икона эта пользуется глубоким уважением: к ней прибегают за благодатною помощью страждущие.
Официально обитель называется Воскресенско-Феодоровский женский общежительный монастырь. Двойное название дано, во-первых, по храму, у которого она возникла, и по иконе Феодоровской Божией Матери, которою создательница обители благословила первых насельниц будущей обители. Первые насельницы пришли по указанию Архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Иоасафа в 70-х год. XIX столетия. Поселились они в усадьбе А.Н. Шубиной и ходили на богослужение в храм села Воскресенско-Сергеева. В обиходе монастырь, т.е. среди обывателей, носит название Сергеевский монастырь и официального его названия почти никто и не знает. На закате дней своей жизни создательница обители пожелала прочно обеспечить собранных ею сестер. Все свое благоприобретенное имение «матушка барыня», уступает в вечное пользование непрестанным молитвенницам, поэтому указом Святейшего Синода община преобразовывается в монастырь, который и открыт был в 1889 году сентября 2-го дня.
В новоустроенной обители своей создательница имела непреклонное желание собрать и устроить все, чем бы обитель была достойною носительницею своего высокого назначения. Свято храня заветы Саровского подвижника Преподобного Серафима, А.Н. пожелала и свою обитель устроить по примеру тех обителей, где сам Саровский подвижник непосредственно устроил подвижничество, т.е. в Дивееве.
Нельзя, говоря об обители, пройти молчанием и живописную мастерскую. Устроение ее есть плод благородных стремлений высокопросвещенной А.И. Еще в молодых летах знакомая с влиятельными лицами при дворе Императора, А.И. исходатайствовала для послушниц Дивеева монастыря у Императора Николая Павловича право обучаться живописи у художников, расписывавших Исаакиевский собор. От этих первых мастериц Дивеева разрослись мастерские в Понетаеве, а отсюда и в данной обители. В нач. ХХ в живописной мастерской работало до двадцати живописен и чеканщиц фона икон.
Священник П. Смирнов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № -й. 1906 г.).
Храм шестистолпный, двусветный, с двумя боковыми приделами и массивным пятиглавием. В оформлении фасадов использованы мотивы византийской архитектуры. После закрытия монастыря использовался как склад, но из-за пришедшей в негодность кровли и активного проникновения внутрь осадков склад в 1973 г. был закрыт.
В 1942 г. в результате удара молнии в пятиглавие одна (малая) главка сгорела. В 1954 г. в южной стене собора пробит проём для проезда автомашин внутрь подтклета-подвала, который был неряшливо заложен кирпичом в 1966 г. Конструктивное состояние строения в целом можно оценить на сегодняшний день как удовлетворительное.


Колокольня

Колокольня, начата строиться в 1902 году, колокола подняты 8 сентября 1904 года.
Она четырёхстолпная, трехярусная с центральным арочным проездом в первом ярусе, является типичным примером конструктивного типа: "восьмерик на четверике". Четверик представляет собой четыре мощных столба, связанных арками. Перекрытие над проездом - крестовый свод. Второй, восьмериковый ярус значительно меньших габаритов, имеет четыре арочных проёма и перекрыт сомкнутым сводом. На него опирается восьмигранный барабан с луковичной главкой. Снаружи и внутри колокольня оштукатурена цементной штукатуркой и окрашена жёлтой меловой краской. Кровля металлическая, чешуйчатая. Композиция колокольни строго вертикальна, это подчеркивается значительным уменьшением объёмов к верху и характером декоративного убранства. С запада и востока к ней примыкает монастырская ограда. Под колокольней устроен проезд шириной 3,5 м. На восточной и западной стенах есть окна, дающие ему дополнительное освещение. После закрытия монастыря пустовала. В 1953 г. была приспособлена под водонапорную башню, существовавшая здесь до 1969 г.


Церковь в честь св. архистратига Михаила

Церковь в честь св. архистратига Михаила (1732 г.) первоначально являлась приходской, а при возведении ансамбля органично вошла в его состав, замкнув одну из сторон ограды. Постройка состоит из четверика одноглавого храма, алтаря, трапезной и нижнего яруса колокольни, расположенных по длинной оси. Верхние ярусы колокольни разрушены в 1942 г. Сразу же после закрытия монастыря здание было приспособлено под учебные мастерские, а с конца 1950-х гг. здесь размещался спортивный зал техникума. Состояние церкви в целом удовлетворительное.
Игуменский корпус с церковью в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Трапезная (1904-1905 гг.) представляет собой некультовую, зальную постройку с рядом вспомогательных помещений. Лестница расположена со стороны южного фасада. Общий габарит сооружения: 28,7х23,5 м. Постройка кирпичная, с несущими наружными и внутренними стенами. Перекрытия деревянные по балкам, оштукатуренные изнутри. Кровля металлическая на деревянных стропилах. Снаружи и внутри стены здания покрыты цементной штукатуркой. Фасады выкрашены меловой краской в белый и желтый цвета. Фундаменты ленточные кирпичные. Композиция представляет собой прямоугольный объём с двумя портиками на южном фасаде. Трапезная обращена главным фасадом на площадь перед собором и дает ей определенные границы, таким образом, является существенным элементом ансамбля монастыря.

Одноэтажная хозяйственная постройка. Построена в начале XIX в., до возведения собственно монастырского ансамбля. Стены выполнены из кирпича. Кровля металлическая, на деревянных стропилах, опирается на наружные несущие стены, покрытые побелкой. Здание имеет подвал. Постройка представляет собой невысокий прямоугольный объём под двухскатной вальмовой кровлей. Своими небольшими размерами и простой формой здание удачно контрастирует с парадным Успенским собором и трепезной, располагающимися неподалеку. Здание имеет два основных помещений, вход в которые осуществляется через двери восточного фасада. В одно из помещений ведет дополнительная дверь в северной стене.


Хозяйственные (северные) ворота в ограде (1902 г.).

Угловая башня ограды (1902 г.).

Угловые башни ограды (1902 г.) расположены в северо-восточном и юго-восточном углах ограды монастыря. Башни восьмигранные, с деревянным шатровым завершением и угловым примыканием стен. В основе планировки лежит восьмигранник со стороной 2,03 м и 1,43 м соответственно. Башни различаются лишь декором и габаритами: юго-восточная - малая, северо-восточная - крупная. Несущие кирпичные стены первой башни с деревянным завершением беседки на восьми деревянных столбах, поддерживающих деревянный шатёр, крытый железной кровлей. Восьмигранный объём второй башни завершается высоким шатром, украшенным флюгером. Спрятанные в листве деревьев, башни придают интимность монастырскому ансамблю. Декор: пояски из кирпича, поставленного углом; небольшие консоли, образующие арочные ниши. На малой башне имеются стрельчатые ниши, размещенные на каждой грани.


Остатки келейного корпуса (конец 19 в.), хлебный корпус (вторая пол.19 в.)

Реликвии

- В кипарисовом кресте частица древа Креста Господня в виде маленького крестика, часть губы, на которой была капля крови Христовой, камешки из пещеры Гроба Господня и от пещеры Божией Матери и камешек от Сорокодневной горы;
- Чудотворная икона Знамения Божией Матери Серафимо-Понетаевские, копия с чудотворного образа, что в Серафимо-Понетаевском монастыре (в сребропозлащенной ризе, с жемчугом и драгоценными камнями; венцы на Богоматери и Божественном Младенце украшены разноцветной эмалью); Икона Успения Божией Матери, в сребропозлащённой ризе (вручена была преподобным Серафимом Саровским на благословенье одной из сестёр—первоначальниц здешней обители и почитается чудотворною);
- Часть мощей великомученика Иакова Персянина и великомученицы Параскевы, наречённые Пятницы;
- Ковчег, с большою частью того камня, на котором преподобный Серафим молился тысячу ночей, и небольшой ящичек, с частью волос этого святого и кровью его на одежде;
- Обрубки дерева от келии преподобного Серафима.
Шуйская епархия.
Спасский женский монастырь, г. Шуя
Троицкий Шуйский мужской монастырь, г. Шуя
Шуйский-Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Шуя
Свято-Успенско-Казанский мужской монастырь. Кузнецово.
Свято-Успенский женский монастырь. Шуйский р-н, Дунилово
Николо-Шартомский монастырь. Шуйский р-н, Введенье

Категория: Шуя | Добавил: Николай (18.06.2020)
Просмотров: 1289 | Теги: Шуйский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru