Главная
Регистрация
Вход
Пятница
19.04.2024
14:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Шуя

Субботин Николай Иванович, историк церкви

Николай Иванович Субботин

Сын священника Троицкой церкви, впоследствии протоиерея Покровского собора г. Шуи Иоанна Александровича Субботина (1790-1860), родился 13 ноября 1827 года. Окончил Шуйское духовное училище (1842) и Владимирскую духовную семинарию (1848). По окончании Владимирской семинарии, в числе лучших четырёх выпускников был отправлен в Московскую духовную академию в 1848 году, которую окончил в 1852 году третьим магистром XVIII курса. Выпускное сочинение — «О заслугах духовенства в отношении к верховной власти в России».


Николай Иванович Субботин

21 октября 1852 г. определен в Вифанскую дух. семинарию: в высшем отделении читал церковную историю и церковное законоведение; в среднем отделении преподавал церковно-библейскую историю. С ноября 1853 года был одновременно помощником инспектора семинарии.
12 ноября 1854 г. за сочинение «Обь отношениях духовенства русского к князьям с XI до половины XV века» возведен в степень магистра Богословия.
2 ноября 1855 года перемещен баккалавром в Московскую духовную академию по классу герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. С 24 февраля 1859 года в звании экстраординарного профессора преподавал библейскую герменевтику и учение о вероисповеданиях, ересях и расколах. С ноября 1857 года исполнял также обязанности помощника инспектора, с сентября 1860 — помощника библиотекаря, а с ноября 1862 года был библиотекарем Московской духовной академии — оставаясь в этой должности до мая 1864 года, когда был определён секретарём Комитета для цензуры духовных книг.
По новому уставу 1869 года из учения о вероисповеданиях была выделена отдельная дисциплина, и Субботин возглавил с 1870 года новую кафедру истории и обличения русского раскола. В этом же году он был избран членом совета Московской духовной академии.
В 1872 г. был учредителем «Братства святого Петра Митрополита».
18 апреля 1874 года после публичной защиты диссертации «Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой, австрийской, или Белокриницкой иерархии» (М., 1874), получив похвальные отзывы профессора В.О. Ключевского и писателя П.И. Мельникова-Печерского. Удостоен степени доктора Богословия.
В сентябре он был утверждён в звании ординарного профессора Московской духовной академии, а в ноябре академическим советом был избран помощником ректора по церковно-историческому отделения и занимал эту должность до сентября 1883 года.
В январе 1881 года в связи с 25-летием службы при Московской духовной академии он получил звание заслуженного ординарного профессора. В 1884 году был избран в члены правления академии.
Издавал миссионерский журнал «Братское слово» (1875-1899 гг.), посвященный изучению раскола. С 1875 года Николай Субботин был редактором журнала «Братское слово», статьи которого вызывали негодование у старообрядцев. В январе 1879 года советом академии он был определён одним из редакторов журнала «Прибавления к Творениям Святых Отцов» (до сентября 1883 года).
Пользовался любовью и уважением студентов академии, которых принимал на своей квартире с прекрасной библиотекой и архивом. Оказал большое влияние на своего племянника Миловского Николая Михайловича, который после окончания Академии следовал заветам своего наставника.
До последних лет жизни не терял связи с Шуей, поддерживая родное духовное училище. Был пожизненным почетным членом «Общества вспомоществования ученикам ШДУ».
17 окт. 1894 г. Н.И. Субботин вышел в отставку в чине тайного советника и посвятил себя литературной работе, сотрудничая в ряде церковных и исторических журналов.
Пожизненный член Владимирской ученой архивной комиссии (1900-1905 гг.).
21 октября 1902 года в Москве был торжественно отпразднован, в присутствии Московского митрополита Владимира, 50-летний юбилей церковно-общественной деятельности Н.И. Субботина. Братство св. Петра устроило торжественный праздник в храме Богоявленского монастыря с участием митрополита Московского и Коломенского, ректора Московской духовной академии и др. Субботину преподнесли ценные иконы и адреса от братства, Троице-Сергиевой лавры, поздравления от обер-прокурора Св. Синода Победоносцева, епископов, коллег. От императора он получил орден «св. Владимира 2-й ст.». До этого он имел ордена: «св. Анны» 2-й и 1-й ст., «св. Владимира» 4-й и 3-й ст., «св. Станислава 1-й ст.».
В 1902 году приветствовал юбиляра его бывший преподаватель по семинарии протоиерей Николаевской, на Долгоруковской улице, церкви П.В. Приклонский. «Вы в свое время были красою семинарии — и я хорошо помню, с какими светлыми надеждами провожал Вас в Московскую академию бывший в то время ректором семинарии, впоследствии епископ Саратовский Евфимий. Семена, восприятые Вами в семинарии, принесли обильные плоды, которые в академии еще более умножались и преумножались, так что Вы доселе составляли честь как для семинарии, так и для академии. От лица сородичей наших, т. е. Володимирцев, я радуюсь и благодарю Бога, что Господь из среды нашей извел деятеля, который со славою потрудился в пользу Церкви Православной!..»
Всю жизнь свою и литературную деятельность профес. Н.М. Субботин посвятил служению Церкви в борьбе с старообрядчеством. С именем этого талантливого и неутомимого труженика связана история роста науки о русском старообрядчестве и борьбы с этим печальным явлением нашей церковно-исторической жизни. Насколько многоплодна была деятельность профессора в этой области, может свидетельствовать один перечень литературных его трудов, посвященных истории и обличению старообрядчества, занимающий несколько страниц убористого печатного шрифта. Кроме этого в течение 29 лет (с 1875 — 99 гг.) Субботин издавал журнал «Братское Слово». Это был первый орган, посвященный изучению старообрядчества. Живо откликаясь в этом издании на все текущие события из жизни старообрядчества, Н.И. Субботин много уделял в нем места и историческому прошлому старообрядчества, знакомил с ним читателей на основании архивных данных.
30 мая 1905 года на своей даче в Томилино скончался заслуженный профессор Московской духовной академии, видный ученый и общественный деятель Н.И. Субботин. 2 июня Высокопреосвященным Митрополитом Московским Владимиром совершено было отпевание и погребение почившего в Московском Николаевском единоверческом монастыре, что у Преображенской заставы. Н.И. Субботин погребен у северной стены алтаря Никольского храма, рядом с могилой известного единоверческого архимандрита Павла Прусского.
После кончины Николая Субботина был издан царский Манифест, вводивший гражданские свободы, в частности, свободу совести и свободу вероисповедания, после провозглашения которых старообрядцы получили законное право создавать общины и строить свои храмовые здания, с чем категорически был не согласен профессор Субботин.

Жена: Екатерина Ивановна (ур. Поспелова) - вдова доцента Д.А. Королькова. Брак в 1875 г.
Дети: Владимир.

На 150-летнем юбилее МДА в 1964 г. патриарх Алексий I в своем выступлении отметил Субботина одним из трех выдающихся профессоров академии.

Библиография:
Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова Новоезерского монастыря. — СПб., 1862
Из истории Преображенского кладбища. — М.: тип. Каткова и К°, 1862. — 55 с.
Дело патриарха Никона. — М., 1862
О православии греческой церкви. — М., 1865
Современные движения в расколе. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1865.
Раскол как орудие враждебных России партий. — М.: в Университетской тип. (Катков), 1867
Новый раскол в расколе. — М., 1867
Русская старообрядческая литература за границей // Русский вестник. 1868. — № 7, 8.
Деяние московского собора 1654 г. по подлинному списку, с предисловием. — М., 1873
Происхождение ныне существующей у старообрядцев так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии. (недоступная ссылка) — М., 1874. — докторская диссертация
О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от православной церкви. — М., 1874 Сказание о московском поповщинском соборе 1779—1780 годов. — М., 1880
Нечто о притязаниях раскольнического духовенства на полноправность. — М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1881. — 32 с.
О сущности и значении раскола. (недоступная ссылка) — СПб., 1881
К истории Рогожского кладбища М.: тип. М. Н. Лаврова и К°, 1882
Свидетельства древлеписьменных и древлепечатных книг о правильном начертании и произношении достопокланяемого имени Христа Спасителя Иисус. — М., 1884
История Белокриницкой иерархии. Т. 1-2. — М., 1874, 1897
История так называемого Австрийского или Белокриницкого священства. Вып. 1-2. — М., 1886, 1899
Богословие Павла Белокриницкого или Первая глава «Устава» Белокриницкого монастыря (Прил. к Истории Белокриницкого священства). — 1894
Вып. 1. Учреждение раскольнической митрополии в Белокриницком монастыре. — 1895. — 388 с.
Материалы для истории так называемой австрийской или белокриницкой иерархии. — 1899. — 472 с.
Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Братством св. Петра митрополита. Т. 1-9. Под ред. Н. Субботина. — М.: тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1875-1895
Переписка раскольнических деятелей. Материалы для истории белокриницкого священства. Вып. 1-3. — М., 1887—1899
Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). Предисловие Н. И. Субботина. — М., 1890
Двадцатипятилетие присоединения к церкви раскольнических епископов и других членов белокриницкой иерархии. — М., 1890
Аркадий, архиепископ Пермский и Петрозаводский и некоторые его сочинения против раскола. — М., 1890
О перстосложении для крестного знамения. — М., 1891
О сущности и значении раскола в России. — СПб.: Синод. тип., 1892
Памяти почившего в Бозе архимандрита Павла М., — 1896
Из истории раскола в первые годы царствования Александра II. — М., 1900
О единоверии (по поводу его столетнего юбилея). — М., 1901
Мысли и заметки по вопросам о расколе. — М., 1901
Митрополит Филарет и архимандрит Антоний как чтители заветов и памяти преподобного Серафима : Ст. проф. Н. Субботина, написанная под впечатлением светлых Саровских праздников 1903 г. М.: тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1904
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимирская епархия.

Категория: Шуя | Добавил: Николай (28.04.2020)
Просмотров: 713 | Теги: шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru