5-го февраля в приходской Троицкой церкви села Ворщи, Владимирского уезда, было совершено погребение заштатного диакона села Ворщи Алексея Ильича Смирнова.
Алексей Ильич Смирнов честным тружеником в сане диакона прослужил в Ворщинском приходе 37 лет (а раньше сего 4 года в с. Кузьминском Юрьев. уезда). Обладая приятным звучным голосом и приличной диаконской осанкой, Алексей Ильич был весьма любим и уважаем всеми прихожанами, так что и по выходе его в заштат Ворщинские прихожане не оставляли его без материальной поддержки, из сочувствия к небогатому состоянию его семейства. Не сладкую чашу жизни пил А.И. Отец его был диаконом в с. Гольцове, Переславского уезда, настолько бедном, что А.И., избрав себе в супруги подобную себе по бедности невесту, венчался в чужом пальто своего товарища (Протоиерей с. Боголюбова, Владимир. у., Аркадий Неаполитанский). Имея большое семейство (8 человек), при средствах весьма ограниченных (особенно в период времени реформы когда штатные диакона получали равную долю дохода с псаломщиками), А.И. жить было не легко. По его собственному выражению «пришлось дорожить каждой копейкой». Но при всей экономии расходы его, как хозяина собственного дома и главы большого семейства, далеко превышали доходную статью его годового бюджета. Было время, когда в семействе о. диакона сразу училось четверо. Всех нужно было одеть, обуть, снабжать учебниками, за всех заплатить за квартиру, за стол и т. д. (на казенном содержании не было ни одного). Вся надежда о. Алексея Ильича была на материальную поддержку со стороны старшего его сына Ивана Алексеевича, окончившего курс Владимир. дух. семинарии, бывшего впоследствии учителем в с. Перниках, Покров. у.; но эта единственная надежда его скоро рухнула. Иван Алексеевич по окончании курса заболел и скоро от чахотки испустил дух на руках безутешно скорбящего своего родителя. С горькими слезами похоронив единственную надежду своей семьи, А.И., продолжая давать образование прочим детям, вместе с этим был крайне озабочен устроением первой дочери М. А.
Обремененный тяжелыми думами и заботами, о. диакон любил свои молитвы изливать ко Господу и Тому возвещать печали свои. Особенное внимание было обращаемо им на домашние молитвы своей семьи. Собрав всю семью свою вечером, сам он становился впереди, одного из детей заставлял читать вечерние молитвы, по окончании которых общая семейная молитва продолжалась в таком виде. Сначала произносилось обращение троекратное к Господу Иисусу Христу из акафиста 13-го кон. «О пресладкий и всещедрый Иисусе» — далее «Избави от бед рабы Твоя, Многомилостиве»... После сего в таком же виде — обращение к Божией Матери: из акафиста 13-й кон. «О всепетая Мати», «Спаси от бед». Затем сам он читал тропари св. Троице, св. Александру Невскому и Дмитрию Мироточивому, в честь которых посвящены престолы Ворщинского храма. После каждого тропаря он прилагал особенную молитву, в которых испрашивал у небесных покровителей храма милостей и заступничества своему семейству. Затем прочитывал тропарь своему небесному патрону св. Алексею Митрополиту. Далее, мать семейства, — супруга А.И., прочитывала тропарь своей св. покровительнице преп. Марии. После сего по порядку старшинства каждый член семейства прочитывал вслух тропарь своему святому, имя которого он носит, при чем после каждого тропаря А.И. родитель семейства прилагал особенную молитву за того члена семьи, кого тропарь читался. Семейная молитва оканчивалась поминовением «О здравии», начиная с Государя Императора, местного Владыки Архиепископа и кончая дальними родственниками и близкими знакомыми; точно так же поминались и «за упокой». Такая молитва патриарха семьи не пропала пред Господом туне. Старшая дочь М. А. вскоре была устроена. В настоящее время (1904 год) она в замужестве за диаконом с. Ваганова, Владим. у. Остальные дети состоят: старший сын Михаил — диаконом в п. Семиновой-Горе Влад, у., следующий Александр — диаконом в п. Заболотье, Покр. у., Николай - священником в с. Скомове, Юрьев. у., Андрей — учителем и законоучителем Клетновской школы Шуйск. у., младшая дочь Евдокия — за диаконом с. Ворщи Влад. у. Павлом Лавровым.
2 февраля 1904 года о. диакон А. И., напутствованный таинствами елеосвящения, исповеди и приобщения св. Таин Христовых, тихо и мирно отошел в вечность. Заупокойную литургию и отпевание покойного старца совершали: настоятель Ворщинской Троицкой церкви священник Н. Туторский в сослужении с священниками с. Семиновой-Горы В. Руфицким и с. Скомова, Юрьевского у., с прочими детьми покойного. Перед пением «Со святыми упокой» сыном покойного свящ. с. Скомова Н. Смирновым от имени всех детей была сказана трогательная речь, во время которой плакали не только дети покойного, но и все молящиеся в храме. Вечная память примерному отцу семейства и скромному служителю алтаря святого!
Мария Ивановна Смирнова
22 мая 1913 года в день отдания Пасхи, в селе Жерехово, Владимирского уезда, было погребение почтенной старушки, вдовы заштатного диакона с. Ворши, Владимирского уезда, Марии Ивановны Смирновой. Родиной покойной было беднейшее село Кузминское, Юрьевского уезда, где М.И., в многолюдной семье бедного священника, с юных лет воспитывалась в нищете, скорбях и лишениях. Будучи дочерью благоверного иерея Иоанна Руфицкого, она всю жизнь свою благоговела перед Богом, нелицемерно уважала сан иереев, как служителей Божиих. Покойная считала непростительным для себя грехом пропустить литургию, особенно в праздничные дни, понуждая к тому же и всех детей своих. Оставленного дома она заставляла непременно во время литургии прочитать акафист Спасителю или Божией Матери. Стоя в храме, М.И. присматривала за поведением поющих на клиросе своих детей, следила за совершением ими молитвенных поклонов, за истовым осенением себя крестным знамением и в случае замеченного ею недостаточного благоговения, дома строго выговаривала детям. Выходя из храма, считала для себя святым долгом поделиться с нищей братией, разделяя им последние гроши. Особенно внимательна была М.И. к странникам, путешествующим по святым обителям. Ночлежный дом в с. Ворше открыт в 1906 г. А так как село Ворша расположено на большой дороге от Москвы к Нижнему, то в таких паломниках, особенно в ее время, недостатка не было. Одного, а иногда и двоих Марья Ивановна на паперти храма непременно приглашала в свой дом, кормила, поила чаем, а иногда и одевала. Были случаи, что из сердечного сочувствия к раздетому, к разутому, делилась чуть не последней парой белья. Вследствие этого Марию Ивановну, как благодетельницу, знали многие странники и странницы разных губерний. Некоторые из них смело заходили во всякое время года, надеясь воспользоваться в доме Воршинской дьяконицы-старушки приютом, покоем и ночлегом, как в странноприимном доме. Редкий год проходил, чтобы и сама Мария Ивановна не посетила святой обители преп. Сергия, Хотьков монастырь и других святынь, к которым она питала особенное благоговение и святую любовь. Бывало, покойная соберет подобных себе благочестивых подруг из крестьянских женщин и вместе с ними, с котомкой на плечах и палкой в руке, отправляется в путешествие по святым обителям, не без опасности возвратиться целой и не обиженной от недобрых людей. Из года в год, проходя знакомыми лесами и полями, М.И., для поддержания в себе религиозного чувства, вместе со своими подругами пела дорогой духовные канты и тропари святым угодникам Божиим. Эти священные канты и духовные песни она любила воспевать и за домашней работой, внушая содержанием их своим детям любовь и благоговение к Богу и преданность Его Небесному Промыслу. Без краткой молитвы: «Господи, благослови» не решалась приниматься ни за какое хозяйственное дело. Любила она священников и диаконов, истово, неторопливо совершающих богослужение и указывая на таковых детям, имеющим священный сан, требовала и от них подражания добрым примерам. Последние дни своей жизни она доживала в с. Жерехове, в доме зятя своего свящ. П. Лаврова. Здесь она и скончалась 20 мая в день памяти небесного покровителя супруга ее, диакона Алексия Ильича, святителя Алексия, митр. Московского. Кроме указанного зятя, вынос, заупокойную литургию и отпевание покойной совершали собравшиеся дети М. И-ны и священники: Николай (с. Ягренева, Переславского уезда), Андрей (с. Васильевского, Шуйского уезда), диаконы: Михаил (п. Семиновой горы, Владимирского уезда) и (п. Борисоглебского, Покровского уезда). При общем пении радостного тропаря «Христос Воскресе» и других пасхальных песнопений душевная скорбь скорбящих детей много сорастворялась небесною радостию при надежде на отверстыя Христом Жизнодавцем врата рая. 23 мая, в день Вознесения Господня, после литургии тело Марии Ивановны, с разрешения гражданской власти, перевезено было в с. Воршу, где и опущено в могилу, рядом со своим супругом диаконом Алексеем Ильичом и со своими давно схороненными сыновьями Иваном (бывший учитель в с. Перниках, Покровского уезда) и Алексием. Царство небесное и блаженство со святыми, тебе добрая старица, страннолюбица и примерная мать! Редактор Н. Малицкий «Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 46 (16 ноября 1913 год).
Село Ворша Церковь Святой Живоначальной Троицы в с. Ворша
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимирская епархия.