Дубенки — село в Муромцевском сельском поселении Судогодского района Владимирской области России.
Находится на небольшой речке реке Дубенке в 7 км от Судогды и в 36 км от Владимира. «Село Дубенки на рч. Дубенке находится в 6 вер. от уездного города (Судогодский уезд) и в 33 от губернского». [1]
Село Дубенки иначе называлось Пятница-Дубенки или просто «Пятница». Так оно называлось потому, что здесь в старину существовала церковь во имя «в.-муч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы». Название села связано с преданием о чудесном явлении иконы святой Параскевы.
Село образовалось из бобылей, поселившихся на церковной земле еще в ХVII столетии, в 1719 г. этих бобылей было 4 двора (в 1719 г. в приходе было 45 дворов), а по ревизии 1744 г. их было уже 69 душ. По отобрании церковных вотчин в 1764 году эти были и образовали казенное село Дубенки.
Местное предание приписывает первоначальное основание церкви чудесному явлению иконы св. в.-муч. Параскевы Пятницы. Икона эта, по преданию, явилась близ рч. Дубенки на вековом дубу. Жители деревень Моругина и Лобанова перенесли эту икону к себе, но через ночь она опять оказалась на прежнем месте. Тогда на месте явления иконы и построен был храм в честь св. муч. Параскевы-Пятницы.
Предание не определяет время построения храма, первые же документальные сведения о нем имеются в патриарших окладных книгах. В этих книгах под 136 (1628) г. отмечено: «церковь святые великие Христовы мученицы Парасковьи, нареченныя Пятницы, в Листвинской волости на Дубках, дани по жалованной грамоте вдвое, 20 алтын 4 деньги, десятильничьих 2 гривны».
Непрерывные отметки в этих книгах свидетельствуют о непрерывном существовании церкви в Дубинках в течении всего XVII века.
В тех же книгах отмечено, что в 1710 г. был выдан антиминс для освящения церкви во имя св. в.-муч. Параскевы-Пятницы в село Дубенки. Из этой отметки видно, что в то время в Дубенках построена новая церковь. Новопостроенная церковь, равно как и предшествующая, была деревянная. В 1819 — 22 гг. вместо деревянной церкви построен в Дубенках каменный храм. Трапеза была освящена в 1820 г.; в ней было два престола во имя св. Николая Чудотворца и св. в.-муч. Параскевы; иконостасы перенесены были из деревянной церкви. Главный храм освящен в 1823 г. в честь Рождества Христова, иконостас был куплен в Ильинской г. Владимира церкви.
В 1829 г. в приходе — 787 душ муж пола.
В 1837 г. при храме была устроена каменная колокольня. В 1843 г. трапеза была расширена, устроены в ней новые иконостасы. Придел Николая Чудотворца при сем был переименован во имя св. в.-муч. Георгия.
В 1863 г. в холодном храме был устроен новый иконостас и престол был переименован во имя Вознесения Господня.
Священник Левкоев Григорий Онисимович в 1850 г. окончил ВДС по 1 разряду. С 1854 г. священник в селе Дубенки Судогодского уезда. "Священник Григорий Онисимович Левкоев, скончался 12 апреля 1897 г. 70-ти лет, священствовал в Дубенках 42 года".
Левкоев Иван Григорьевич (преподаватель Владимирской духовной семинарии) родился в с. Дубенки.
Димитрий Григорьевич Левкоев родился в 1875 г. в с. Дубенки в семье священника Григория Онисимовича Левкоева (1826-1897) который был 42 года (с 1854 по 1896) настоятелем храма в этом селе. В семье было 10 детей.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями, икона св. в.-муч. Параскевы-Пятницы; эта икона, как сказано было выше, почитается в народе «явленною».
Хранилось в церкви напрестольное Евангелие изд. 1644 г. На этом Евангелии две подписи по листам
1) «Лета 7153 марта в день 22 боярина князя Юрия Андреевича Сицкаго и Ярославскаго жена ево княгиня Фетинья Володимерова положила сию книгу Евангелие напрестольное Ефремова города в монастырь Успения Пресв. Богородицы, поволочено камкою лазоревою цветною... Евангелисты медные позолочены, по муже своем по князе Юрье по ево душе и по себе и по наших родителях, при строителе старце Серапионе и при честном священнике Касьяне и прочих братьев. А кто сию книгу Евангелие похочет взять из дому Пресв. Богородицы себе или кому отдать, и того судит Бог с нами на втором пришествии Господа нашего I. Христа. А подписал сию книгу по приказу Государыни княгини Хрестовой ее поп Карп Григорьев». 2) «1778 г. сие св. Евангелие Владимирского уезду погосту Дубенок Пятницкой церкви напрестольное». Каким образом это Евангелие поступило в Дубенковскую церковь, никаких сведений не имеется.
Был в церкви деревянный потир с изображениями Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, но он взят в древлехранилище братства св. Александра Невского.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений, земли церковной и хлебного сбора с прихожан до 1060 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 десят. 800 саж., пахотной и сенокосной 33 десят.
Приход состоял из села Дубенок и деревень: Сорокина (3 вер. от церкви), Сипунова (2 вер.), Медведцева (3 вер.), Кудрявцева (2 вер.), Павликова (6 вер.), Моругина (7 вер.), Потаповской (9 вер.), Наумовской (9 вер.), Клавдина (2 в. Деревни Клавдинка и Сипуново весьма недавнего происхождения; в 1843 г. помещицей были выселены 5 дв. крестьян из д. Моругина и образовали д. Клавдинку, а в 1847 г. выселенцы из Заястребского прихода образовали деревню Сипуново.), Лобанова (6 вер. (В переписных книгах 1678 г. за жильцом Ив. Хоненевым значится новоселебное сельцо Лобаново: в нем 2 двора крестьянских и 2 дв. задворных людей, в 1897 г. здесь 35 двор.) и Федоровки (9 вер.); во всех этих селениях по мировым ведомостям 1897 г. числилось 411 дворов 1098 душ муж. пола и 1176 женского; из них раскольников 10 душ. [1]
В Дубенках с 1891 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 32. [1]
До революции село входило в состав Авдотьинской волости Судогодского уезда.
«О пособии крестьянину с. Дубенок Г. Н. Ганецкому. Проситель в 1905 г. находясь на военной службе во время наводки орудий на крейсере «Громобой», повредил себе ногу, которую пришлось отнять по бедро. Казенного пособия ни от кого не получает, хотя и обращался в морское министерство. Крайне бедственное положение вынуждает просителя обратиться к земскому собранию, не найдет ли оно возможным назначить ему какое либо пособие» (Доклады Судогодской Уездной Земской Управы очередному уездному земскому собранию 1912 года).
В 1929 году был арестован священник о. Михаил (Давыдовский), затем репрессированы о. Иван (Двоеглазов) и о. Григорий (Покровский).
В 1930-е годы богослужение в храме прекратились. Ключи от храма были одно время у старосты храма. После войны в храме устроили зернохранилище, а затем машинно-тракторную станцию. В 1958 году была разрушена колокольня. Со слов старожил при снятии креста он упал и ушел в землю на такую глубину, что его так и не могли откопать.
Небольшие работы по консервированию храма начались еще в 2005 году под руководством протоиерея Олега Толкачева. К 2014 году активизировались ремонтные работы по восстановлению кровли алтаря и трапезной части храма. Молебны и панихиды совершаются в теплое время года два-три раза в месяц.
Храм приписан к храму св. мц. царицы Александры в пос. Муромцево.
Притч: Протоиерей Олег Анатольевич Толкачев - настоятель храма св. мц. царицы Александры в пос. Муромцево.
Приделы: Центральный - в честь Вознесения Господня (частично разрушен, используется летом для молебнов); в честь св мц. Параскевы Пятницы; св. вмч. Георгия Победоносца или свт. Николая Чудотворца (приделы разрушены).
Численность населения: в 1859 г. – 361 чел., в 1905 г. – 386 чел., в 1926 г. – 452 чел., в 2002 г. – 24 чел., в 2010 г. – 19 чел.
В селе родились:
- Иван Александрович Тихомиров (о. Арсений) - "протодиакон всея Руси". Он обладал редкостным могучим бархатистым басом. Сначала он пел на клиросе в своем храме, потом в Троице Сергиевой Лавре, где принял постриг с именем Арсения. Как-то в Лавре на него обратил внимание митрополит Филарет и взял его в Москву. Вся Москва стекалась послушать замечательного протодиакона. Так продолжалось в течение пяти лет, когда император Николай Павлович, услышав его голос на богослужении, пожелал его видеть в Санкт-Петербурге. Святитель Филарет отпустил о. Арсения в столицу, где началась его жизнь при императорском дворе. Трудно было устоять перед грешными страстями высшего света. Карьера протодиакона закончилась его высылкой в один из монастырей Новгорода, где вскоре он и скончался.
- Николай Яковлевич Дубенский (1822—1892) — сельскохозяйственный писатель.
- Александр Васильевич Савельев (1917—1949) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.