Главная
Регистрация
Вход
Вторник
01.12.2020
14:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1318]
Суздаль [413]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [424]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [113]
Юрьев [222]
Судогда [104]
Москва [42]
Покров [139]
Гусь [156]
Вязники [279]
Камешково [95]
Ковров [376]
Гороховец [121]
Александров [248]
Переславль [112]
Кольчугино [75]
История [39]
Киржач [82]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [39]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [117]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [50]
Муромские поэты [5]
художники [25]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Город Суздаль после Революции

Город Суздаль после Революции

Начало » » » Город Суздаль и уезд в 1905-1918 гг.

Советская власть была установлена в Суздале без кровопролития в ноябре 1917 года. Недвижимое имущество купцов, богатеев было национализировано.
23 января 1918 года Совет Народных Комиссаров за подписью В.И. Ульянова-Ленина принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, в соответствии с которым в Суздале были закрыты Духовное училище с церковью Кирилла и Мефодия при ней и церковно-приходские школы. Громадное трехэтажное каменное здание Духовного училища (в ХѴІІ-ХѴІІІ веках здесь жили архиереи) было передано уездному отделу народного образования (УОНО). В феврале 1919 года в Рождественском соборе, Ризоположенском и Спасо-Евфимиевом монастырях были грубо вскрыты раки с мощами суздальских святых: епископов Федора, Иоанна, преподобных Евфросиньи и Евфимия. Эти акции оскорбляли чувства верующих, но народ в основной массе безмолвствовал. Из Суздаля вывозились во Владимир и Москву ценнейшие архивы и библиотеки, ценнейшие произведения искусства. Во время гражданской войны и послевоенной разрухи каких-либо радужных перспектив у Суздаля не просматривалось. Наоборот, утраты шли чередой. Открывались и переворачивались вверх дном многочисленные сундуки с бумагами, документами, облачениями, утварью. Кое-что рушилось и безжалостно уничтожалось.
В 1918 и до 1921 года настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря был Епископ Суздальский Павел (с 23 апреля 1916, 12 июня 1918 - 13 мая 1921 г.).
В Суздале был организован подотдел охраны памятников старины и искусства. Заведовал им местный художник К.В. Пономарев, в его подчинении находился бывший преподаватель духовного училища В.И. Левкоев. Денежных средств отделу не выделялось. Вряд ли кто-то требовал от его сотрудников отчета о проводимой работе. Оба были твердо убеждены: условий для создания музея в Суздале нет.
Летом 1921 года судьба занесла в Суздаль бывшего директора русских учебных заведений Великого Княжества Финляндского историка по образованию В.И. Романовского. Приехал по приглашению отдела народного образования работать воспитателем мужского интерната, как он думал, на 3-4 года — переждать лихое время в тихом городке. Василий Иванович был знаком с музейным делом. Некоторое время сотрудничал с Владимирской Ученой Архивной Комиссией, участвовал в организации в 1906 году Педагогического музея в Москве. Когда Романовский изложил местной власти мысли о городском музее, то встретил поначалу категорический отпор. Но продолжал стоять на своем:
«Внутренне я никак не мог согласиться и примириться с мнением, что в Суздале не может быть музея, когда, по несколько преувеличенному понятию, весь Суздаль целиком является музеем; нужно только его организовывать, разместить в научном порядке и сделать это историческое богатство доступным обзору, изучению и сделать их новыми факторами в культурно-историческом процессе местной жизни»… 3 ноября 1921 г. был утвержден в должности заведующего Суздальским музеем, у которого нет ни помещения, ни экспонатов.
Во время кампании по изъятию из храмов церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья ему удалось забронировать за музеем большое количество произведений искусства (церковной утвари) ХѴІ-ХѴII-ХѴIII столетий. 6 апреля 1922 г. Суздальский уездный исполнительный комитет (УИК) передал под музей здание бывшего Духовного училища (бывшие Архиерейские палаты). Романовский принялся изучать суздальские памятники (дореволюционные труды на сей счет весьма солидны и многочисленны). Главное же, как он писал, «началась весьма горячая и спешная работа по изъятию церковных ценностей в помощь Помгола. Я оказался единственным представителем музейного отдела по экспертизе и отстаиванию от реализации многих предметов... искусства. Приходилось преодолевать трения и препятствия не только со стороны лиц и учреждений, интересы которых были противоположны музейным, но и со стороны таких лиц, от которых можно было ожидать добровольного содействия интересам Музея … Вся местная власть и представители партии были исключительно настроены в пользу самой широкой передачи ценностей на помощь голодающим».
Изъятие «бесполезно лежащих» церковных ценностей на нужды измученного разрухой и голодом народа казалось логичным даже многим интеллигентам. Заведующий Владимирским губернским музеем Иванов Алексей Иванович 25 июля 1922 года признавал: «При современном обнищании страны было бы разумно и целесообразно спасти это имущество и использовать на те или иные государственные нужды».
Первая экспозиция музея была собрана и открыта В.И. Романовским в ноябре 1923 года. Василий Иванович одним из первых встал на защиту памятников старины. Суздаля и ему многое удалось сделать. Около 10 лет он проработал заведующим музея, а после 1931 года плодотворно работал на его благо вместе с молодым А.Д. Варгановым - до лета 1940 года.
Епископ Василий (в миру Зуммер, имя и отчество неизвестны) в декабре 1921 года хиротонисан в Епископа Суздальского, викарий Владимирской епархии (с декабря 1921 по 24 декабря 1923 г.). В 1923 году сослан в город Ходжент. Умер в городе Ура-Тюбе 24 февраля 1932 года.
По данным отдела управления Суздальского угорисполкома известно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре в конце ноября 1920 года проживало 10 монахов, в Покровском — 110 монахинь, в Ризоположенском — 85, в Васильевском - 70. (Напомню: поданным губернского статкомитета в Суздале в 1914 г. насчитывалось духовенства — черного и белого — 954 человека).

Данные Всероссийской городской переписи 1923 года:

В Суздале — 1682 строения, 1124 квартиры (83 пустующих).
В городе — 950 голов скота (84 лошади, 385 коров, 22 свиньи, 459 овец и коз).
Торговых предприятий (с пригородами) в постоянных помещениях: 1900 г. – 156; 1922 г. – 25; 1923 г. - 51.


Гор. Суздаль, ул. Ленина, д. 55

С 1923 года в этом доме размещался детский дом.


Коллектив детского дома им. Н.К. Крупской. 1926 г.

Первый пионерский отряд при Суздальском детском доме. 1929 г.

В 1923 году были закрыты все четыре суздальских монастыря (Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризоположенский и Васильевский), 14 приходских и две кладбищенские церкви. В соборе богослужения проходили до 1929 года, когда он стал собором-музеем.
Все церковные здания Суздаля были разделены на четыре категории. Экспертизу проводили ученый специалист отдела музеев Нарком-проса В.А. Машуровский и заведующий Владимирским губернским музеем А.И. Иванов.
К первой категории были отнесены «памятники общегосударственного значения», которые в случае ликвидации общин верующих «подлежат передаче музейному отделу в целом с иконостасом и музейными вещами».
Во вторую категорию вошли памятники «местного значения», которые в случае ликвидации общин тоже «переходят под охрану и ведение музея ...музейное имущество вывозится в музей, а не музейное - в исполком».
Третья категория включала здания, представляющие собой музейный интерес «только со стороны внешней архитектуры», после закрытия «музей вывозит музейные вещи», внешняя архитектура «сохраняется в неприкосновенности».
Наконец к четвертой категории были отнесены церкви, «не представляющие никакого музейного значения», музей может вывозить музейные вещи, а «дальнейшая судьба этих церквей определяется исполкомом вплоть до сломки».
Многое в этой иерархии достаточно легко нарушалось, к примеру, памятники третьей категории перемещались в четвертую, если власти очень требовался ...стройматериал.
Имущество было сдано на реализацию УОНО.
Спасо-Евфимиев монастырь летом 1923 года был передан в бесплатное пользование ОГПУ, для устройства концлагеря для политзаключенных. Из монастыря были изгнаны последние 15 монахов. Монах Диомид (в миру Дмитрий Романович Кузьменко, 1866 года рождения, выходец из Подольской губернии) писал:
«Грозное время меня, как и других, заставило оставить любимый Свято-Евфимиев монастырь, в котором я прожил более двадцати лет и за которым сердцем и душою скорблю, но видно Богу угодно, что пришлось... возвратиться на свою родину. Теперь возвратиться мне в Суздаль немыслимо. Поэтому я и определился в монастырь здесь... прошу не отказать, Ваше Преосвященство, выслать мне мои документы...»
Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 г. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. В Покровском монастыре казенных келий не было, кроме игуменской. Монашествующие приобретали себе жилплощадь в монастыре на свои средства или жили у тех, кто её приобрел. При выселении из монастыря по воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их приняли к себе местные жители.
В Ризоположенском монастыре размещен особый дивизион по охране концлагеря для политзаключенных. Суздаль становится тюремным городом.
В 1921 году в списках «лишенцев» лиц духовного звания — 68 человек, в 1923 г. - только 31 священник и 19 монахов. Остальные уже уехали, некоторые — арестованы.

Газета «Суздальский крестьянин» (издание Волкома РКП(б), ВИКа, Профорганизаций Суздальской волости) начала выходить в 1925 году. Тираж около 200 экземпляров. Иногда газету называли «стенной». Особенность — с первых номеров статьи подписываются псевдонимами, содержание их - что-то среднее между доносом и провокацией. «В государственной городской типографии печатается стенгазета Суздальского волкома ВКП(б) и ВИКа «Суздальский крестьянин». 4 страницы небольшого формата. Тираж 250 экземпляров. Это была «бледненькая, технически слабенькая газета, а главное — безграмотная и пустая» («Призыв» 12 марта 1926 г.).


Члены Суздальского уездного комитета РКП (б) и Суздальского исполкома. 1922 г.

Активисты Суздальского уездного исполкома. 1924 г.

Женские активистки - члены Суздальского исполкома. 1924 г. Фамилии пока установить не удалось.

В 1925 году открыто ежедневное двух-разовое автобусное сообщение: Владимир-Собинка, Владимир-Суздаль.

«Автобусное движение. К сведению всех! Ежедневное двух-разовое автобусное сообщение: Владимир-Собинка, Владимир-Суздаль. Время отправления… утренний рейс… вечерний рейс… заблаговременная запись и т.д.
Это из рекламы.
А вот картина из жизни.
Суздаль 10 мая 8 ч. утра. Около 20 человек крестьян и горожан суздальских стоит на улице, ждут автобуса... Время бы придти, говорит один. Да… запоздал, видно, отвечает другой.
Ждут час. Автобуса нет. Кто-то из ожидающих идет на телефон. Ждут с нетерпением. Возвращается уныло:
— Не придет.
— Почему?
- Не знаю, ругается! И больше ничего.
Идет другой: «может первый не туда позвонил». Ждут. Возвращается веселый.
— Придет!
Ждут еще час. Опять на телефон.
- Не придет! – ругается.
И так до 8 часов вечера. В восемь вечера кому неотложно было быть во Владимире, пошли пешком.
Та же самая сцена повторилась 15-го мая.
Это — в Суздале.
Маленькая сценка у телефона во Владимире 16-го мая.
— Товарищ, товарищ... дайте кабинет заведующего транстреста.
- А, что? Я говорю, дайте кабинет и т. д.
Опять и опять. Через 15 минут товарищ-телефонистка соблаговолила дать требуемый помер.
— Кто у телефона?..
— Товарищ, завтра нам сотруднику «Призыва», помпрокурору нужно забронировать место на автобусе в Ундол...
А, что? Не поедет? Почему? Не ходит? Совсом не ходит?
Следовало-бы, кому надлежит, спросить товарища председателя трантреста, как oн полагает. Автобусное-ли движение должно обслуживать рабочих и крестьян, или рабочие и крестьяне — автобусное движение?
И, вообще, интересно было-бы выяснить взгляд его на автобусное движение. Смотрит-ли он на него, как на серьезное предприятие, имеющее целью обслуживать интересы широких крестьянских и рабочих масс, а не как на забаву и развлечение для нэпствующего обывателя» («Призыв», 24 мая 1925 г.).
7 ноября 1925 г. «Осенью текущего года Суздальская спортсекция примялась за оборудование спортклуба из церкви бывшей Крестовской церкви. Придет старушка и начнет креститься, где раньше был «крест чудотворный», а теперь бревно для гимнастики... Деревне самой надо взяться за устройство культурных уголков и клубов из церквей по примеру города. Е.З.»
«Мужики в деревне поговаривают, что долго берегутся Суздальские церкви и попы-то все разъехались. Хотя бы разрешили продавать крестьянам на кирпич для постройки домов. Было бы два хорошо, деньги государству и новые дома в деревне или построить фабрику и дать заработок крестьянам. Деревенская».
26 декабря. «Продолжается празднование годовщины Первой русской революции. К этому юбилею присоединяется восьмилетие ВЧК-ОГПУ. На торжественном собрании выступавшие отмечали «революционность Суздаля и волости, трудность работы в захолустье, отзывчивость крестьян»... Общая картина — участие интеллигенции в революции 1905 года и её пассивность в октябрьских завоеваниях. Произошло чествование члена партии и чекиста Бромбата (Впоследствии начальник Суздальского политизолятора)».
2 января 1926 г. «В школе первой ступени состоялся концерт. Дирижировал учитель почтенного возраста Шерышев М.П.» Автор заметки в газете «Суздальский крестьянин» упрекает устроителей концерта в отсутствии революционности.
«В волости — 43 беспризорника».
16 января. С этого номера газета «Суздальский крестьянин» имеет четыре страницы вместо одной.
30 января. «На зимний сезон 1925/1926 года правление спортклуба решило «организовать» каток. Председатель правления Сизяков заявил, что если не оборудуют каток, то его «надо будет гнать в шею». На своем посту Сизяков остался, хоть каток залит не был». «Беднота города ютится по лачугам. Однако существует много брошенных домов. Они гниют, растаскиваются. Надо бы их отремонтировать. А что ещё печальнее творится в Покровском монастыре... Келья за кельей сломаны, валятся и увозятся крестьянами по селам и деревням, а беднота, выгнанная из этих келий в суровую зиму с малыми детьми, бесцельно ходит по городу в приискании для себя более или менее подходящих квартир». «В горсовете — 71 человек».
«Назаров Иван Абрамович собирает материалы о рабоче-крестьянских поэтах для книги «Поэты из народа». Уже собраны материалы около 200 авторов начиная с Ломоносова. Письма направлять по адресу: Суздаль, район Бакунина, бывший Покровский монастырь, дом 35».
«В Суздале отсутствует общественная баня, в центре города нет колодца с чистой водой. Нужно переоборудовать помещение при электростанции и использовать материал из ликвидированных церквей».
13 марта. «При районной библиотеке организован шахматный кружок».
3 апреля. «В Суздале 202 человека, лишенных избирательных прав по статье 69 Конституции РСФСР».
1 мая. «Была устроена лекция «Древнейшая история Суздальского края». На ней присутствовало 300 человек».
Издание «Суздальский крестьянин» прекращается в 1926 г. из-за отсутствия средств.
«Летом 1925 г. за Клязьмой под Владимиром расположился табор цыган (сербских подданных). «Президиум губисполкома признал желательным переселить цыган в Суздаль или Гороховец, где имеется достаточная свободная площадь» («Призыв» 20 января 1926 г.). Летом 1925 года в Суздаль из Владимира переселили цыган, жилье им предоставили в Покровском монастыре. «В последнее время в Суздале поселилась масса цыган, которые ютятся в большом Покровском монастыре — занимаясь попрошайничеством» («Призыв» 31 июля 1926 г.).
В суздальской больнице окончены работы по устройству печного отопления. Впервые оборудован зубоврачебный кабинет при больнице. («Призыв» 21 января 1926 г.).
Для приобретения обуви воспитанникам детдомов города выделено 2490 руб. («Призыв» 26 февраля 1926 г.).
У старой Суздальской заставы в черте города устроена свалка нечистот из отхожих мест. Несмотря на запрет возчики продолжают свозить нечистоты на этот пустырь, расположенный рядом с жилыми домами. («Призыв» 27 февраля 1926 г.).
Суздальская библиотека скудна, имеет мало русской классики, современной литературы, нет журналов. Книги порваны, потрепаны. («Призыв» 31 июля 1926 г.).
Тротуары, мостовые, а в особенности спуски к реке, в Суздале находятся в плачевном состоянии. Поговорили члены горсовета как-то зимой об обязательном исправлении мостовых да, знать, и забыли. («Призыв» 31 июля 1926 г.).
«2 августа суздальским горсоветом назначен расширенный пленум. Из 70 членов на пленум явились 25, из которых половина была посторонних граждан, желающих послушать доклады о деятельности горсовета. Ввиду неявки установленного числа членов пленум не состоялся.
Суздальский ВИК не выдает зарплату горсовету по целым месяцам, несмотря на то, что на жалованье в горсовете всего два человека: председатель и технический секретарь, получающие - один 25 руб., другой - 20 руб. в месяц.
В середине апреля секции по народному образованию суздальского горсовета была поставлена задача - выявить неграмотность детей. Задача до сих пор не выполнена» («Призыв» 14 августа 1926 г.).
«Напротив торговых рядов красуются разнокалиберные палатки, покачнувшиеся и развалившиеся. Почему бы не перенести торговлю с этой площади на место... сломанных рядов» («Призыв» 22 августа 1926 г.).
«В августе был назначен новый заведующий суздальской аптеки Бродовский. Посетители и сотрудники отметили его низкую квалификацию и грубость. Заведующий губернским медторгом подтвердил его служебное несоответствие. Но он по-прежнему работает» («Призыв» 26 ноября 1926 г.).
Епископ суздальский Григорий (Козырев) с 28 мая 1927 по 14 июня 1929 г. С января 1937 года — Епископ Барнаульский. В июле 1937-го — арестован в Барнауле и расстрелян.
Август 1929-го — взломаны Ильинская и Козьмодемьянская церкви... Романовский считал погромы в храмах делом рук подростков из местных детских домов: всю металлическую утварь и крепеж можно было сдать в Госторг по цене 28 копеек за килограмм.
Пустыми и заброшенными церкви стоять не могут. 14 февраля 1929 года Романовский пишет во Владимирский губернский музей: «Здания закрытых церквей, используемые в настоящее время как помещения для тех или иных целей, тоже являются памятниками архитектуры музейного значения, и предоставление их для использования различными организациями при условии сохранности их архитектурных форм показывает, как широко шел навстречу удовлетворению местных нужд Суздальский музей».
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЯСНО ИЗ ОТЧЕТА:
«В черте города сдаются по письменным договорам (применительно типам, установленным Главнаукой) за плату помещения архитектурных памятников:
1. Ильинская теплая церковь под красильню трикотажной мастерской — Суздальской трикотажной артели им. Ленина.
2. Богоявленская теплая церковь — льнозаводу под склад льна.
3. Цареконстантиновская холодная церковь — льнокомпрому под склад льна.
Бесплатно предоставлены:
1. Троицкая церковь Ризположенского монастыря — передана Суздальскому Гор.П.О. под склад для хлебозаготовок.
2. Иваново-Предтеченская холодная церковь — хлебозаготовительному складу Гор.П.О.
3. Входо-Иерусалимская теплая церковь - под кузницу учебно-показательных мастерских Д/Д Суздальского Горсовета.
4. Смоленская теплая церковь — под клуб сотрудников Суздальского Политизолятора ОГПУ.
5. Смоленская холодная (алтарь) — под кузницу Суздальского Политизолятора ОГПУ.
6. Сретенская теплая церковь Ризположенского монастыря — под клуб им. т. Урицкого Дивизиона войска ОГПУ.
7. Ризположенский собор — под электростанцию ОГПУ.
8. Крестовая церковь — под склад хлебозаготовок Суздальского ГорМ.О.
9. Холодная и теплая церкви б. Васильевского монастыря — для складов фуража Суздальского животноводческого колхоза имени тов. Молотова.
Музей наблюдает соблюдение условий договоров в отношении сохранности архитектурных памятников музейного значения».

Живущие на нетрудовой доход


1918-1920 гг.

В списке 1923 года лишенными гражданских прав по Суздалю значились 210 граждан. Кроме священников и монахов — бывшие торговцы, барышники, помещики, фабриканты, жандармы, городовые, урядники, стражники заключенных, огородники, сапожники, портные. По Конституции 1918 года — это «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли»; «лица, живущие на нетрудовой доход... поступлений с имущества», «частные торговцы, торговые и коммерческие посредники», «служащие и агенты бывшей полиции»...
Списки составлялись председателями уличкомов. В марте 1923 года все уличкомы Суздаля в очередной раз получили срочное распоряжение «под личной ответственностью председателей... представить самые точные сведения о всех лицах, лишенных избирательных прав... по указанной форме. За неисполнение сего виновные будут привлечены к ответственности по cm. 118 УК».
Просматривая «черные» списки, составленные председателями и секретарями уличкомов, встречаешь одни и те же красноречивые формулировки: «до революции, - помечено у большинства «занимающихся торговлей», — пользовался наемным трудом»... Сдается, что таким способом «председатели» сводили счеты со своими соседями. Трудно удержаться отулыбки, читая названия: «уличком Лассаля», «уличком Карла Либнехта», «уличком Троцкого», «уличком Свердлова», «уличком Бебеля», «уличком Бакунина» и, конечно, — «уличком Ленина». Вот вам и новейшая местная география тихого городка, не замутненного революционными традициями...
А бесцеремонность революционных конфискаций имущества стала обычнейшим делом.
Выписка из «Материалов о реквизиции и конфискации имущества 14 января - 29 декабря 1921 года» отдела Суздальского исполкома: у П.А. Баранникова конфискована швейная машина для мастерской Союза швейной промышленности. В анкете читаем: «Родился в 1846 г., бывший дворянин, служил в бывшем банке в городской управе, вышел из годов». У 75-летнего старика отобрали швейную машинку.
Из исполкомовского протокола № 218 от 28 января 1921 года:
«О реквизиции у граждан г. Суздаля мебели
1. Любавина М.И. - 12 венских стульев, 2 зеркала, 1 книжный шкаф, 2 столовых прибора
2. Цветкова — 2 венских стула, 4 кресла, 1 раскладной стол
3. Златоустова - 1 письменный стол, 1 раскладной стол
4. Лисина Е.М. — 7 венских стульев, 1 зеркало, 1 раскладной стол, 1 комод
5. Рюмина КМ. - 1 письменный стол, 6 венских стульев, 1 большой шкаф
6. Малова В.И. - 3 венских стула, 1 раскладной стол, 2 лампы, 1 гардероб, 1 раскладной стол
7. Вишнякова — 6 венских стульев, 1 письменный стол, 1 раскладной стол
8. Дубынина - 1 диван, 5 венских стульев, 2 стола, 1 мягкое кресло, 1 матрац, 1 санки
9. Бр. Черновы - 5 венских стульев (хороших), 2 кресла, 1 мягкий диван, 2 зеркала, 2 буфета, 2 шкафа
10. Снегирева - 7 венских стульев, 2 мягких кресла, 1 зеркало, 1 лампа, 2 раскладных стола, 1 письменный стол
11. Товарова В.А. - 6 венских стульев, 4 мягких кресла, 1 раскладной стол
12. Казанский — письменный стол».
Однако много столов и стульев требовалось для новой власти!
Из протокола № 570 от 20 апреля 1921 года:
«Об изъятии 58 кафтанов от общества хоругвеносцев и передаче таковых для обмундирования милиционеров».
Из протокола № 17 от 10 декабря 1921 года:
«У гр. Лялина С.Д. обнаружены: 30 ф. гвоздей, 1 десятеричные весы с гирями и медными тарелками, 3 тарантаса рессорных на ходу, 1 тарантас старый, порченный, 10 мисок белой жести. Постановили: «Зная острую нужду местных хоз. органов в разного рода гвоздях — изъять от гр. Лялина».
В 1921 году В.И. Романовский, которого судьба занесла в Суздаль и которому суждено было стать основателем Суздальского музея, писал:
«В разных казенных учреждениях, в домах и квартирах местных дворян и купцов, в домах игуменов, настоятелей и игумений, которые выселялись из своих помещений, а дома и обстановка реквизировалась из государственных надобностей, несомненно находилась масса старинных вещей; куда все это девалось, куда разошлось, почему среди реквизиций ничего из предметов искусства не попало в отдел охраны памятников старины — я не мог добиться никаких причин и объяснений. Но факт, что в течение 1918-1920 гг. все имущество богатеев, купцов, дворян, монастырей было вывернуто со дна сундуков — ничего из этих предметов не попало в музей. Осталось нетронутым и неприкосновенным все богатство монастырей и церквей и их ризниц».
Но и до них очень скоро дойдет черед...
В 1930 году органами Политуправления было возбуждено уголовное дело по обвинению священнослужителей города Суздаля в том, что они, «образовав из себя нелегальную группировку, на протяжении ряда лет под видом родственных и иных знакомств устраивали в г. Суздале в квартирах благочинного Цветкова, игумении Либеровской и в доме № 11 Жинкина по ул. К. Либкнехта собрания, на которых обсуждали и согласовывали вопросы по насаждению общественно вредных идей среди масс верующих, именно целью через использование религиозных предрассудков дискредитацию и ослабление Советской власти». 32 священнослужителя приговорены к трем годам высылки на север. Многих, вернувшихся вновь, привлекали к уголовной ответственности.
Летом 1931 года срочно были выселены все жильцы Покровского монастыря, который был передан в распоряжение политизолятора ОГПУ под названием БОН — «База особого назначения». Монастырь был закрыт для всех посторонних граждан. В 1936 году БОН расформировали.
В сентябре 1937 года арестована бывшая игуменья Покровского монастыря Мария Алексеевна Либеровская по обвинению в участии в антисоветских сборищах и совместных контрреволюционных суждениях. Вот выдержка из следственного протокола:
«Вопрос: Следствию известно, что в квартире Ершовой Агафьи в вашем присутствии велись антисоветские суждения» Расскажите о них.
Ответ: В декабре месяце 1936 года в квартире Ершовой Агафьи... я просматривала правительственную газету «Правда». Ершова обратила моё внимание на один из рисунков, помещенных в этой газете, и сказала, что этот рисунок изображает то, как антихрист ставит печати на лбы пионеров. Я же заявила, что этот рисунок не что иное, как насмешка над антихристом и религией со стороны советской власти, проявив тем самым клеветнический выпад по адресу советской власти, в чем и признаю свою вину».
В октябре 1937 года М.А. Либеровская, А.И. Ершова, бывшая монахиня Покровского монастыря, и ещё шесть женщин, проходивших по делу, осуждены решением «тройки» за антисоветскую агитацию, распространение контрреволюционных слухов и толкований центральных газет, а также за участие в контрреволюционных сборищах.
14 октября 1937 года Мария Алексеевна Либеровская расстреляна. Ей было 76 лет.

В 1931 году в городе выявлено 855 неграмотных и 1428 малограмотных. Для ликвидации этого явления решено было организовать 4 школы с охватом 254 человек. Начала работать одна школа.
Из протоколов заседаний бюро суздальского райкома ВКП(б) за 1931 г. «Принято решение о целесообразности перевода из Владимира в Суздаль сельскохозяйственного техникума». «Считать целесообразным перевод из Владимира в Суздаль одногодичной высшей колхозной школы на 700 человек».
Суздальский сельскохозяйственный техникум создан 29 июня 1931 года в соответствии с решением Президиума областного исполнительного комитета Ивановской промышленной области (протокол от 26 июня 1931 года № 29) путем перевода сельскохозяйственного техникума из г. Владимира в г. Суздаль.
Владимирская областная колхозная школа (ВОКША) в 1931 году была переведена в Суздаль, в здание бывшей Блохинской богадельни.
С 1936 года по решению Государственной Академии материальной культуры им. Марра было положено начало археологическому изучению Суздаля как одного из старейших городов. Руководителем будет А.Ф. Дубынин, который, будучи сотрудником Ивановского музея, уже проводил с 1925 года раскопки, исследуя местные городища, курганы, селища.


Коллектив Суздальского любительского драматического театра. 1937 г.

«В августе 1936 г. в Суздальской областной тракторной школе (ОТШ) снят с работы за потерю классовой бдительности заместитель директора по политчасти и секретарь парткома Д.И. Тихонов. Он не вел борьбы с воспитанниками троцкиста Иванова (обществоведение) бывшими комсомольцами Кандаловым и Борисовым, а занимался с ними пьянством и замазывал их контрреволюционную деятельность. Сигналы секретаря комсомола Алексеева в райкомы партии и комсомола не были услышаны. Более того, при обмене партийных документов было записано, что «парторганизация идейно выросла и имеет ряд успехов в своей работе». После разгромной статьи в газете «Комсомолец» это решение было отменено...»
15 января 1937 г. «Перед горсоветом открылся газетный киоск».
1 февраля. «Начал работать зубопротезный кабинет».
25 марта. «Постановление пленума райкома ВКП(б) от 19-20 марта. В нем перечислены очаги контрреволюции в Суздале: группа последышей Иванова в ОТШ, Сперанский — член горсовета, длительное время занимавшийся там контрреволюционной деятельностью, средняя школа, где «имеются среди отдельных лиц антисоветские проявления».
28 марта. «Парторганизация райисполкома накануне выборов». При выборах парткома в ноябре обсуждение кандидатуры секретаря было проведено против воли коммунистов. Среди работников — подхалимаж (без выборов в члены пленума и президиума района был введен секретарь райкома партии Уханова). Тов. Плаксина уже признала свою ошибку. Секретарь парткома Чернышев.
4 апреля. «Собрание в артели инвалидов. Собравшиеся отмечали слабую работу парторга (парторг — Кокин) и председателя ячейки Союза Воинствующих Безбожников Калугина (30% работающих — верующие). Председатель СВБ района Касаткин оказывает мало помощи. Секретарем парторганизации была избрана Скворцова.
25 апреля. «О контрреволюционной деятельности церковников». Раскрыта группа в Суздале. Привлечены к ответственности: Виталий Кулинский — Казанская церковь, Алексей Извольский — Варваринская, Ольга Лужнова — староста церковного совета Казанской церкви и другие. Кулинский признался в том, что в течение года открыто и тайно выступал против Советской власти. Дело дошло до террора (Варваринская церковь, где служил Извольский). Лужнова проявила особую активность в средней школе, где, как она сама выразилась, «обрабатывала» учащихся, снабжала их литературой, воспитывала у них религиозную нравственность. Отсюда — случаи антисоветских высказываний в школе. Все арестованные распространяли слухи во время всесоюзной переписи о том, что скоро хлеба не будет.
«Неустанно вести антирелигиозную пропаганду». Депутат Охлонина является активной церковницей, сподвижницей попа Кулинского. Общее собрание верующих Казанской церкви вынесло решение расторгнуть договор с церковью — гнездом контрреволюции и закрыть ее. Свое решение они передали в райисполком. Райисполком «перепихнул» его в горсовет и он около недели маринует это решение, не выносит никаких решений. А Охлонина, пользуясь слабостью работы горсовета, ведет сейчас среди верующих агитацию против закрытия церкви, за отказ от поданного заявления.
Колхозник села Лопатницы Корнилов Р.П. принес в музей каменный топорик из черно-серого гранита длиною 23 см и шириною 9 см. Он имеет отверстие на рукоятке. Топорик нашел крестьянин того же села Холодков в кургане между дер. Оликово и с. Лопатницы. Это, по мнению авторов статьи Варганова и Романовского, — памятник фатьяновской культуры.
1 мая 1937 г. В с. Фомиха при вскапывании грядок был найден клад в усадьбе попа. Это горшок с серебряными монетами начала XVII в., на которых выбита надпись: «Царь великий князь Михаил Федорович всея Руси». В музей были сданы 46 монет, «остальные разбросаны».
10 июня. «Учащиеся Иваньковской школы посетили Суздальский музей. Они осмотрели антирелигиозный отдел (мощи, Корсуньские ворота), истории местного края (клыки мамонта, орудия труда первых людей, портрет Е. Лопухиной, обстановку, в которой она жила, серебряный сервиз, мебель, сундучок и другое), отдел культуры и быта (комнатная обстановка суздальских помещиков и купцов, убогая избушка)».
17 июня. Митинги в средней школе и техникуме механизации сельского хозяйства, на которых клеймят позором Тухачевского и его приспешников.
24 июня состоялось районное собрание партийного актива. Из выступления секретаря райкома Уханова: «Долгое время оставалась не разоблаченной деятельность бывшего сотрудника НКВД Чичерова», в библиотеке средней школы до сих пор пользовались контрреволюционной литературой. Подверглась критике деятельность директора МТС Серегина, а также инструктора РК ВКП(б) Савельева, который, по мнению большинства выступавших, очень плохо работал.
1 июля. Делегат межрайонного слета стахановцев Феодосия Нефедова, побывав в Суздальском музее и возвратясь в родную Фомиху, сказала: «Там у одного святого оказалось даже три ноги. Раньше мать говорила мне: «Целуй мощи, целуя глубже дыши, чтобы святой дух побывал в тебе».
Дмитриевский мост опасен для жизни, а мостовая от него до мельницы полна ямами, где нередко ломаются колеса.
8 июля. Учащийся тракторной школы П.М. Карпов написал стихи, в которых были следующие строки:
Рассчитаться мы сумеем
За предательство страны.
И таких как Тухачевский
Мы сотрем с лица земли.
8 июля над Суздалем появился агитсамолет «Пионерская правда». Его посадили на Васильевском лугу и устроили митинг. Агитировали за ускорение темпов сбора средств на оборону. На лугу собралось до тысячи человек. Лучших подписчиков на заем покатали на самолете.
Археолог А.Д. Дубынин — старший научный сотрудник Ивановского областного музея, возглавил раскопки в Суздале в 1936-1937 гг. На них в июне 1937 г. побывало 1037 человек. Среди них профессор истории Ходяков, корреспондент «Известий».
22 августа. На постройку городской бани было выделено 19 тыс. рублей. Построен лишь фундамент, который на другой год пришел в негодность и его разобрали. Это прямое вредительство. Построен колодец, который дважды в этом году ремонтировался, но неудачно. Воду жители города по-прежнему берут из реки.
В Октябрьской демонстрации приняло участие 3 тыс. чел. Она началась в 12 часов. Трудящиеся несли «гневные, злые плакаты», осуждавшие членов подпольных антисоветских группировок. На митинге выступили заместитель секретаря райкома ВКП(б) Скворцов, секретарь РК ВЛКСМ Марахоткин и пионерка Марьюшкина.
1 июня 1939 года Суздальская тюрьма прекратила свое существование. 23 июня появился «Акт о передаче музею Горкомхозом Спасо-Евфимиева монастыря на условии совместного владения после закрытия политизолятора».
«Памятник В.И. Ленину. Несколько лет в горсовете и районных организациях шла речь о постановке в Суздале памятника великому вождю трудящихся Владимиру Ильичу Ленину. Нынешний год, в связи с благоустройством города, единодушное желание трудящихся Суздаля осуществляется. Памятник уже поступил в Суздаль с московского завода «Всекохудожник». Памятник представляет собой фигуру В.И. Ленина во весь рост. Высота 2,2 метра. Скоро начнется установка памятника» («Колхозная газета», 1 мая 1941 г.). Открыт памятник В.И. Ленину («Колхозная газета» 6 сент. 1941 г.).


Красная площадь гор. Суздаля (бывшая Сенная, потом Советская площадь)

«В сквере пасут лошадей. В 1941 году в Суздале на Советской площади вокруг памятника В.И. Ленину был разбит сквер. Сюда в часы досуга собирались отдохнуть горожане.
Теперь сквер неузнаваем. Многие деревья уничтожены, кругом бурьян. А по ночам… здесь пасут лошадей. Негде сейчас провести время суздальцам. И это совершенно не волнует председателя горисполкома тов. Павлова.
А следовало б возмутиться и привести сквер в надлежащий вид» (С. Потапочкин. «Призыв» № 129. 1 июля 1945 г.).

Суздаль в годы Великой Отечественной войны.
В июне1945 г. в город приезжали Герой Соц. Труда академик Капица, архитектор Иофан, Н.И. Брунов с супругами.
18 июня 1946 года ликвидировали лагерь военнопленных в Спасо-Евфимиевом монастыре. Помещения переданы отделу МВД СССР по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. 1 сентября открыта Детская мужская трудовая колония для несовершеннолетних преступников.
6 апреля 1946 года разрешено заключить договор с “Главхлебом” на аренду и “дооборудование” Петропавловской церкви под хлебозавод. 4 июня составлен акт о том, что “дооборудование” уже давно произведено: сломан северо-восточный барабан, разрушены до основания колокольня, галереи с севера и с запада; в южном фасаде прорублено окно, а портал стесан, в южной стене галереи устроена входная дверь; интерьер церкви перекрыт на два этажа бетонированным сводом на рельсах; в нижнем этаже устроена большая механическая печь; барочная масляная живопись частично сбита, в восточной стене над разгрузочной аркой установлены два водохранительных бака, у юго-западного угла западного фасада вырыт большой котлован, обнаживший фундамент.
Через год директор хлебокомбината обращается с просьбой разобрать зимнюю Петропавловскую церковь: нужно 25 тысяч штук кирпича для ремонта теплой Петропавловской, где требуется пристройка. Варганов категорически возражает, пишет в область — просьба директора отклонена. Старший инспектор работает! У Алексея Дмитриевича начинается не просто активная, а бурная деятельность на этом посту. Он заключает договора на аренду, составляет акты о недопустимом отношении к содержанию памятников, направляет протесты, жалобы и т.д. Вот несколько примеров из многих десятков сохранившихся документов.
Единственный в своем роде домик XVIII века, который хозяйка Москвина хочет перекрыть соломой, поскольку денег на железо нет. 22 августа Варганов бьет тревогу. Областной отдел по архитектуре выделяет необходимую сумму из средств арендной платы.
19 октября 1947 года летит телеграмма во Владимирский отдел архитектуры: "Срочно выезжайте Суздаль все памятники занимает Заготзерно в том числе палаты музея без разрешения и не принимая во внимание существующие арендные договоры.
Инспектор Ишанов”.
Следующая телеграмма (вероятно, того же 1947 года):
“Усыпальница Покровского монастыря отдана под овощехранилище распоряжением райисполкома. Уведомляю и прошу указаний, как быть в данном случае органам охраны памятников.
Главный инспектор Варганов”.
Докладная сторожа Летагина А.Д. Варганову (1948 год): “В Николо-Крестовской церкви на первом этаже торговая база, хранятся продукты, а на втором — контора “Заготскот ”, которая в проеме входа на колокольню устроила туалет без выгребной ямы. Стена стала желто-коричневого цвета, все стекает на первый этаж, зловония - во всем помещении”.
11 июня 1948 года Варганов выступает во Владимире на совещании организаций, арендующих памятники, и требует: надо выселить хотя бы самое нетерпимое - конюшню из Приказной избы, склад горючего из паперти Воскресенской церкви, кузницу из собора Васильевского монастыря.
11 марта 1948 года Варганов настаивал на выселении гаража райпотребсоюза из Цареконстантиновской церкви. А 5 июня — официальный ответ сверху: просьба отклонена.
17 февраля 1949 года Суздальский горсовет принимает решение о строительстве гаража автоколонны на 70 машин... на базарной площади города (!). 9 марта Варганов пишет жалобу уже в область. На этот раз — согласились с его доводами.
«Открыт городской сад. В первый день его посетили более 500 трудящихся» («Колхозная газета» 17 июня 1949 г.).
Летом 1950 года в Суздале побывал Ираклий Андроников вместе с известным драматургом Всеволодом Ивановым. Из письма И. Андроникова к А.Д. Варганову 7 сентября того же года: “Ваши пояснения вдыхают в памятник жизнь и душу. Вы населяете эти старинные монастыри живыми образами и приводите в движение факты истории...” Ираклий Луарсабович предложил Алексею Дмитриевичу выступить в центральной прессе.
Владимирское областное издательство выпустило новую книгу Ивана Абрамовича Назарова (24 мая 1953 г.).
В октябре 1955 г. открыт памятник Дмитрию Пожарскому по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова.


Памятник Дмитрию Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля

В городе в 1956 году расширен водопровод, заасфальтировано около 5 тысяч квадратных метров тротуаров и улиц, построены общежитие на 100 человек для учащихся училища механизации № 8, многосекционный магазин, фотография. Ведется строительство новой средней школы на 400 мест, многоквартирного дома и стадиона.
С апреля 1956 г. открыто внутригородское автобусное движение на комфортабельном автобусе “РАФ-21”. Для междугороднего сообщения предоставлено 9 грузотакси, 2 автобуса и 2 “Победы”.
В октябре 1957 г. во Владимире пущена в эксплуатацию ретрансляционная телевизионная станция мощностью 5000 ватт. Теперь суздаляне — владельцы телевизоров — получили возможность смотреть и слушать телевизионные передачи Московского телевизионного центра.
В городе в 1958 году сооружен железобетонный мост, построены пятнадцать двухквартирных домов, сдан в эксплуатацию восьмиквартирный дом, ведется строительство гостиницы «Сокол» с рестораном (пущена в 1961 году), Дома культуры, общежития для школы-интерната на 300 человек и т.п.
6 ноября 1958 г. на здании бывшей мельницы открыта мемориальная доска: “В этом доме в 1905-1907 годах помещалась подпольная типография Суздальской группы РСДРП”. В 1970-е гг. в так называемой бывшей мельнице Агапова оформляется экспозиция “Суздаль и уезд в революции 1905-1917 годов”.
В 1956 г. на базе Александровской селекционной станции образована Владимирская областная государственная сельскохозяйственная опытная станция. В 1959 году в Суздаль переведено крупное научное учреждение — Владимирская Государственная опытная сельскохозяйственная станция, которая призвана оказать большое влияние на подъем сельского хозяйства района.
В конце 1950-х - начале 1960-х были построены школа-интернат, стадион, хлебокомбинат, котельная. Из Александрова в Суздаль (на западную окраину) была переведена областная сельскохозяйственная опытная станция. Асфальтом покрывается улица В.И. Ленина - главная улица Суздаля. Все больше и больше туристов стало приезжать на экскурсии в Суздаль, а условий для полноценного знакомства с достопримечательностями города и музейными экспозициями, питания, проживания и отдыха здесь не было.
2 февраля 1967 года Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР одобрил Генеральный план города Суздаля, разработанный Государственным институтом проектирования городов (Гипрогор), который предусматривал превращение города и его окрестностей в заповедную зону.
1 августа 1967 года Совет министров СССР принял постановление о создании туристского центра в г. Суздале (см. Развитие Суздаля как туристического центра в послевоенное время). Так была определена судьба Суздаля, дана перспектива его развития. Намечалась комплексная программа реставрации памятников архитектуры, развития музейного дела и туризма, включавшая приспособление старых зданий и строительство новых, на принципах бережного отношения к исторической среде и сохранению силуэта древнего города. Главный туристский комплекс решено было построить на северо-западной окраине города.
С 1969 года работал ресторан “Трапезная” в Архиерейских палатах.
В 1971 году вошло в обиход название туристического маршрута по древним русским городам: “Золотое кольцо”.
С 1969 по 1972 годы было построено на улице Советской 58 жилых домов площадью 27443 квадратных метра, в которых вселились 988 счастливых семей (2187 человек). На улице Лоунской — 11 домов, 175 квартир, 7042 кв. м, в Михалях - 5 домов, 75 квартир, 4052 кв. м.
В 1971 году сданы газопровод, автостоянка и школа, как указано в акте, «с недоделками». Ох уж это непереводимое ни на один язык слово, без которого, как правило, объекты строителями не сдавались!
В 1972 году были сданы — поликлиника, центральная котельная, административное здание ГТК, станция технического обслуживания.
В 1973 году сменится начальник СМУ, им станет И.С. Войцеховский, при котором будут сданы: АЗС, районный узел связи, здание Госбанка, склады торга, дороги и площади ГТК, водопровод и канализация Покровского монастыря, цех медовых напитков, мотель № 3, кемпинг, кафе-столовая, кафе «Люкс» в деревянном рубленом доме Покровского монастыря. Начато строительство торгового центра, объектов водоканала (хлораторной, отстойников, резервуара и бункера очистки, станции обезжелезивания), КБО, Дома правосудия с гаражом, здания КГБ с гаражом. Впечатляющая картина коренного благоустройства города. Суздаль в эти годы станет самым «телефонизированным» городом области и, пожалуй, самым чистым и благоустроенным.
В 1975 году в Суздале проводились коммуникации, были сданы водопровод, кабельные линии и канализация по улицам Нетека, Заречная, Толстого, т.е. пришли удобства в старые дома. Начато строительство поликлиники, кемпинга.
В 1974 году – празднование 950-летия города Суздаля.
20 августа 1974 года указом Президиума Верховного Совета СССР город Суздаль был награжден орденом «Знак Почета» «За большой вклад трудящихся города в пропаганду культурного наследия, сохранение и реставрацию памятников древнерусского искусства и зодчества, развитие массового туризма и в связи с 950-летием». Возраст города отсчитывался от первого упоминания в летописи — 1024 год. Это была заслуженная награда за все, сделанное в последние два десятилетия. Торжественное вручение ордена проходило в Доме культуры, построенном в 50-е года, ГТК ещё стоял в строительных лесах. Гостей города принимали в только что открытом ресторане в южной части торговых рядов после завершения их реставрации и реконструкции по проекту Ольги Гавриловны Гусевой.


Монумент из армянского туфа над захоронением Пожарского

В дни торжеств состоялось открытие монумента из армянского туфа национальному герою России Дмитрию Михайловичу Пожарскому в Спасо-Евфимиевом монастыре близ фамильной усыпальницы (скульптор Н.А. Щербаков, архитектор — И.А. Гунст).
В 1974 году в Крестовой палате Владимиро-Суздальский музей-заповедник принял миллионного посетителя.
В мае 1977 года в Суздале прошла XI Генеральная конференция Международного совета музеев (ИКОМ).
В 1978 году в Суздале прошел V Конгресс ИКОМОС — организации при ЮНЕСКО по охране памятников и достопримечательных мест. В том же году в Суздале состоялся III Всероссийский съезд Общества охраны памятников истории и культуры, а в следующем году — совещание министров культуры социалистических стран. В его резолюции отмечалось, что в Суздале создан “яркий пример использования памятников старины в целях развития культуры и воспитания подрастающего поколения в условиях социализма”.
В 1979 году открылась гостиница в Ризоположенском монастыре в бывшем келейном корпусе.
Суздаль стал центром международного туризма и получил признание - Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ) в 1982 году наградила его своим почетным призом «Золотое яблоко». Это был первый лауреат «Золотого яблока» в СССР! Авторы ГТК были удостоены Государственной премии СССР в области архитектуры (1978), а группа реставраторов и музейных работников — Государственной премии России. Вся Владимирская область по праву гордилась своей жемчужиной.
Кроме ГТК в Покровском монастыре были открыты замечательные гостиницы в рубленых деревянных избах-кельях и в чудесно преобразившемся инвалидном доме — бывшей богадельне, где возникли номера с расписными потолками, лестница с узорной кованой оградой, а в подвале — бар, коих вообще-то многие до той поры и не видели.
В 1986 году вышел большим тиражом путеводитель по Суздалю — автор Юрий Белов. Даже упоминаний нет о музее-заповеднике, ни об одной экспозиции — ни слова, а ведь их было в это время в Суздале 22.
Год 1988-й. В стране широко и торжественно отмечается тысячелетие принятия христианства на Руси. Официальные торжества тысячелетия проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Владимире и Суздале. Делегация, прибывшая в наши города, очень представительна: 50 членов Поместного Собора во главе с грузинским католикосом Илией II и Владимиром, митрополитом Ростовским и Новочеркасским, а также 50 зарубежных гостей. Комиссаром (так назывался организатор этого мероприятия) был отец Валентин (Русанцов) — настоятель единственной в Суздале Цареконстантиновской церкви. Все было организовано превосходно: божественная литургия в Рождественском соборе, великолепно продуманный прием в Крестовой Палате — праздничное застолье всех гостей и священников области. Прекрасное пение женского хора Успенского собора - хористки в синих бархатных одеяниях и белоснежных головных уборах с серебром. Последний аккорд — молодые священники внесли семь больших подносов, на которых возлежали огромные осетры (их отец Валентин «добыл» в Астрахани), а из глазниц каждого сверкал и искрился огонь — это горели кусочки сухого спирта! Конечно, и музейщики с блеском показали достойное содержание отреставрированных культовых памятников, в которых расположены экспозиции и выставки. Добрые слова, благодарности, благословения...
В 1988 году первым секретарем Суздальского райкома КПСС становится Геннадий Михайлович Михайлов - молодой, энергичный. В духе начавшейся перестройки решил оперативно провести в Суздале коренные реформы музейно-туристского дела.


Г.М. Михайлов на первомайской демонстрации. 1988 г.

17 августа 1990 года очередная третья сессия Суздальского городского Совета принимает другое решение: «О памятниках истории и культуры г. Суздаля. Суздальский городской Совет народных депутатов решил считать собственностью г. Суздаля памятники истории и культуры: исторические здания и сооружения, находящиеся в городской черте. Право распоряжения ими принадлежит исключительно городскому Совету. Директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника Аксеновой А.И. В НЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР НА АРЕНДУ ЗАНИМАЕМЫХ МУЗЕЕМ ПАМЯТНИКОВ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ АРЕНДЫ В БЮДЖЕТ ГОРОДА. Сумму аренды рассмотреть и утвердить в месячный срок».
27 сентября председатель областного Совета Г.Ф. Кондрюков подписал решение: «Рекомендовать Суздальскому Совету отменить решение как противоречащее законодательству». 21 ноября Центральное телевидение по первой программе в одной из самых популярных в то время передач «Ступени” образно и с юмором осветило “перестроечные шаги” суздальской власти.
После судьбоносных августовских событий 91-го поток туристов начал резко ослабевать. В следующем году он был втрое меньше стабильной начиная с 1986 года цифры. Можно сказать, что на несколько лет установился «мёртвый сезон». Памятники архитектуры пребывали не в лучшем виде. Реставрационная мастерская прекратила существование.
В Париже было принято, наконец, решение о включении в Список Всемирного культурного наследия под охрану ЮНЕСКО белокаменных памятников Владимиро-Суздальского зодчества XII века, а также Архиерейских палат, ансамблей Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей. В марте 1993 года по этому случаю состоялись торжественные мероприятия во Владимире и Суздале, а затем в Георгиевском зале Московского Кремля министр иностранных дел А. Козырев вручил свидетельство. В своей речи он заверил, что Правительство России сделает все для достойного содержания и сохранения памятников, которые являются культурным достоянием не только России, но и всего мира.
Только с 2000-х годов туризм в Суздале начал постепенно возрождаться - на частно-капиталистических основаниях.
Появились большие гостиничные комплексы: «Пушкарская слобода» (на территории Центральной районной больницы), «Горячие ключи» (ул. Коровники), Арт-Отель «Николаевский посад» (ул. Ленина и территория городского парка). Капитально были отремонтированы гостиница с рестораном «Сокол» в центре города. Как грибы в городе начали появляться и расти гостевые дома новый вид предпринимательства.
Вековое занятие-промысел суздальцев - огородничество - ушло в прошлое. Местные жители поняли, что вместо того, чтобы горбатиться, гораздо удобнее и выгоднее сдавать туристам комнаты или целые дома.
Широкое распространение получили коммерческие проекты Владимиро-Суздальского музея-заповедника «Праздник огурца» и «Гусиные бои», разнообразные событийные мероприятия в туристских комплексах, например, «Бег в лаптях» или Банный фестиваль в «Горячих ключах». Туризм в Суздале возрождается. Но все острее становится проблема организации культурного досуга для туристов. Днём туристы знакомятся с архитектурными достопримечательностями и музейными выставками, обедают, а вот вечером пойти и культурно отдохнуть просто некуда: в Суздале нет ни театра, ни кинотеатра, филармонии, стадиона. Нет выставочного зала, Концерты и творческие встречи с мастерами искусств бывают крайне редко.
Беспокоит местных жителей и административное положение родного города. Суздаль утратил статус города областного подчинения, каковой имел с 1969 года. Ныне это всего-навсего городское поселение, что отрицательно сказывается на финансовом положении. Зарабатывать же деньги городские власти еще не научились...
С приходом к руководству Владимирской областью С.Ю. Орловой весной 2013 г. появилась надежда на перемены в лучшую сторону. В Суздале власть тоже сменилась осенью того же года. Больше внимания стало уделяться благоустройству города, его внешнему виду. В «Николаевском посаде» с успехом прошла конференция глав малых городов России, город впервые стал местом проведения Всероссийского съезда муниципальных образований. Через Суздаль прошла эстафета огня Олимпийских игр в Сочи.

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Николай (18.09.2020)
Просмотров: 45 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика