Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
25.11.2024
04:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [263]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Город Суздаль после Революции

Город Суздаль после Революции

Начало » » » Город Суздаль и уезд в 1905-1918 гг.

Советская власть была установлена в Суздале без кровопролития в ноябре 1917 года. Недвижимое имущество купцов, богатеев было национализировано.
23 января 1918 года Совет Народных Комиссаров за подписью В.И. Ульянова-Ленина принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, в соответствии с которым в Суздале были закрыты Духовное училище с церковью Кирилла и Мефодия при ней и церковно-приходские школы. Громадное трехэтажное каменное здание Духовного училища (в ХѴІІ-ХѴІІІ веках здесь жили архиереи) было передано уездному отделу народного образования (УОНО). В феврале 1919 года в Рождественском соборе, Ризоположенском и Спасо-Евфимиевом монастырях были грубо вскрыты раки с мощами суздальских святых: епископов Федора, Иоанна, преподобных Евфросиньи и Евфимия. Эти акции оскорбляли чувства верующих, но народ в основной массе безмолвствовал. Из Суздаля вывозились во Владимир и Москву ценнейшие архивы и библиотеки, ценнейшие произведения искусства. Во время гражданской войны и послевоенной разрухи каких-либо радужных перспектив у Суздаля не просматривалось. Наоборот, утраты шли чередой. Открывались и переворачивались вверх дном многочисленные сундуки с бумагами, документами, облачениями, утварью. Кое-что рушилось и безжалостно уничтожалось.
В 1918 и до 1921 года настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря был Епископ Суздальский Павел (с 23 апреля 1916, 12 июня 1918 - 13 мая 1921 г.).
Исполком 21 ноября 1918 г. постановил открыть в городе по случаю годовщины Октябрьской революции памятник Карлу Марксу и выделил на это 10 тысяч рублей.
24 января 1919 г. комитет РКП(б) «санкционировал постановление Суздальского уездного исполкома о самоликвидации».
24 января 1919 г. в Суздале была получена весть о произошедшей 15 января казни немецких коммунистов Карла Либкнехта и Розы Люксембург. При открытии собрания комитета РКП(б) память этих товарищей почтили молчаливым вставанием и пением похоронного марша «Вы жертвою пали». Затем «товарищем Браньерманом внесено предложение предложить исполнительному Комитету переименовать одну из улиц г. Суздаля в память Карла Либкнехта, что и принято единогласно». Решение исполкома (в новом составе) последовало 6 февраля 1919 г. По постановлению улица Большая Владимирская была переименована в улицу К. Либкнехта.
16 марта 1919 г. в Москве умер от «испанки» председатель ВЦИК Яков Свердлов. В протоколе исполкома от 20 марта 1919 г. содержится резолюция: «Суздальский уездный исполком, получив скорбную весть о преждевременной кончине великого и самоотверженного вождя пролетарской революции председателя ВЦИК т. Я.М. Свердлова, выражает глубокое соболезнование о невозвратной потере стойкого борца за идеи коммунизма и уверен, что память о нем будет вечно жить среди трудовых пролетарских масс». Суздальские коммунисты на заседании 21 марта 1919 г. после доклада о смерти тов. Свердлова постановили не только послать телеграмму в ЦК РКП и ВЦИК с выражением глубокой скорби об утере вождя революции т. Свердлова, но и решили «предложить Уездному исполкому переименовать одну из улиц г. Суздаля в улицу «Свердлова». На следующем заседании 27 марта 1919 г. исполком постановил: «переименовать Кремлевскую улицу города Суздаля улицей имени Свердлова. Принято единогласно». Население было оповещено через газету.
В 1919 г. коммунистами направлены приветственные телеграммы красным борцам за свободу, героям Псковского и Пермского фронтов Троцкому и Блюхеру.
25 мая 1919 г. почетными председателями VIII Суздальского уездного съезда Советов были «назначены председатель Совнаркома тов. Ленин, председатель ВЦИК тов. Калинин и председатель Совнаркома Венгерской советской республики тов. Бела Кун».
«За последнее время в связи с переживаемыми мировыми событиями, наш город стал неузнаваем, куда девалась его пассивность и апатия к окружающему; вместо ничего неделания наша интеллигенция наконец поняла всю бесполезность своего поведения и двинулась вся по пути просвещения, неся свои познания в массу. Ею устроен в помещении электро-театра (красноармеец) спектакль. Сгруппированы лучшие артистические силы города. Перед спектаклем был открыт митинг, на котором выступал тов. Мизилев, давший разъяснения о цели частичной демобилизации Красной армии и горячо призывая всех к упорному труду и борьбе с экономической разрухой. За тем говорил тов. Шерстнев от Уездкомола о начинающейся пробуждаться интеллигенции. Митинг был закрыт под звуки Интернационала. На спектакль тов. красноармейцы имели бесплатный вход.
Пусть вся честная интеллигенция трудится на поприще науки; честь и слава ей. Рабоче-крестьянский класс оценит ее труды и воздаст должное. Вперед все на борьбу c темнотой! Да здравствует свет!» («Призыв», 13 января 1921).
«Суздальцы — голодающим.
Комиссия помощи голодающим Поволжья организовалась в Суздале 6-го августа. С целью объединить и втянуть в активную работу как политические, профессиональные, советские, общественные и культурно-просветительные организации и учреждения, так и все слои трудового населения уезда, были организованы волостные и сельские Комиссии и проводились собрания в партийных и профессиональных организациях. Было выпущено воззвание ко всем крестьянам, рабочим и гражданам уезда с призывом помощи голодающему Поволжью» («Призыв», 13 сентября 1921).
В Суздале был организован подотдел охраны памятников старины и искусства. Заведовал им местный художник К.В. Пономарев, в его подчинении находился бывший преподаватель духовного училища В.И. Левкоев. Денежных средств отделу не выделялось. Вряд ли кто-то требовал от его сотрудников отчета о проводимой работе. Оба были твердо убеждены: условий для создания музея в Суздале нет.
Летом 1921 года судьба занесла в Суздаль бывшего директора русских учебных заведений Великого Княжества Финляндского историка по образованию В.И. Романовского. Приехал по приглашению отдела народного образования работать воспитателем мужского интерната, как он думал, на 3-4 года — переждать лихое время в тихом городке. Василий Иванович был знаком с музейным делом. Некоторое время сотрудничал с Владимирской Ученой Архивной Комиссией, участвовал в организации в 1906 году Педагогического музея в Москве. Когда Романовский изложил местной власти мысли о городском музее, то встретил поначалу категорический отпор. Но продолжал стоять на своем:
«Внутренне я никак не мог согласиться и примириться с мнением, что в Суздале не может быть музея, когда, по несколько преувеличенному понятию, весь Суздаль целиком является музеем; нужно только его организовывать, разместить в научном порядке и сделать это историческое богатство доступным обзору, изучению и сделать их новыми факторами в культурно-историческом процессе местной жизни»… 3 ноября 1921 г. был утвержден в должности заведующего Суздальским музеем, у которого нет ни помещения, ни экспонатов.
Во время кампании по изъятию из храмов церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья ему удалось забронировать за музеем большое количество произведений искусства (церковной утвари) ХѴІ-ХѴII-ХѴIII столетий. 6 апреля 1922 г. Суздальский уездный исполнительный комитет (УИК) передал под музей здание бывшего Духовного училища (бывшие Архиерейские палаты). Романовский принялся изучать суздальские памятники (дореволюционные труды на сей счет весьма солидны и многочисленны). Главное же, как он писал, «началась весьма горячая и спешная работа по изъятию церковных ценностей в помощь Помгола. Я оказался единственным представителем музейного отдела по экспертизе и отстаиванию от реализации многих предметов... искусства. Приходилось преодолевать трения и препятствия не только со стороны лиц и учреждений, интересы которых были противоположны музейным, но и со стороны таких лиц, от которых можно было ожидать добровольного содействия интересам Музея … Вся местная власть и представители партии были исключительно настроены в пользу самой широкой передачи ценностей на помощь голодающим».
Изъятие «бесполезно лежащих» церковных ценностей на нужды измученного разрухой и голодом народа казалось логичным даже многим интеллигентам. Заведующий Владимирским губернским музеем Иванов Алексей Иванович 25 июля 1922 года признавал: «При современном обнищании страны было бы разумно и целесообразно спасти это имущество и использовать на те или иные государственные нужды».
Первая экспозиция музея была собрана и открыта В.И. Романовским в ноябре 1923 года. Василий Иванович одним из первых встал на защиту памятников старины. Суздаля и ему многое удалось сделать. Около 10 лет он проработал заведующим музея, а после 1931 года плодотворно работал на его благо вместе с молодым А.Д. Варгановым - до лета 1940 года.

«Трагическое положение переживает Суздальский «Трамот» и очевидно на него махнули рукой непосредственные его «хозяева». Лошади стоят голодные и поедают под ногами навоз. Скоро от лошадей останется одно подобие, и их придется вероятно возить самих. Заведующий, верно от «отчаяния», забрал себе лучшую из лошадей и отправился к себе в деревню убирать сенокос, не заботясь об оставшихся.
Этому-же «отчаянию» предался распорядитель двором № 1 тов. Флоров, который так-же укатил в деревню сенокосничать на одной из лошадей, но, как говорятся, «каков поп, таков и приход», возчики видя, что и им зевать нечего, регулярно берут лошадей из Трамота и также регулярно спекулируют картошкой на Владимирском рынке.
При таком ведении хозяйства далеко не уедешь, пора пресечь эту преступную бесхозяйственность и указать надлежащее место заведующему Трамотом» («Призыв», 15 июля 1922).

Епископ Василий (в миру Зуммер, имя и отчество неизвестны) в декабре 1921 года хиротонисан в Епископа Суздальского, викарий Владимирской епархии (с декабря 1921 по 24 декабря 1923 г.). В 1923 году сослан в город Ходжент. Умер в городе Ура-Тюбе 24 февраля 1932 года.
По данным отдела управления Суздальского угорисполкома известно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре в конце ноября 1920 года проживало 10 монахов, в Покровском — 110 монахинь, в Ризоположенском — 85, в Васильевском - 70. (Напомню: поданным губернского статкомитета в Суздале в 1914 г. насчитывалось духовенства — черного и белого — 954 человека).

Данные Всероссийской городской переписи 1923 года:

В Суздале — 1682 строения, 1124 квартиры (83 пустующих).
В городе — 950 голов скота (84 лошади, 385 коров, 22 свиньи, 459 овец и коз).
Торговых предприятий (с пригородами) в постоянных помещениях: 1900 г. – 156; 1922 г. – 25; 1923 г. - 51.

«40 детей с 3-мя руководительницами были вывезены в половине сентября 1921 года из гор. Цивильска, Чувашской области. Дети жили до ноября во Владимире в детском доме, содержащемся отделением Губсоюза. Здесь им жилось очень плохо: питание полуголодное, гигиенические условия были невыносимыми, но, по приеме их в Суздале отделением Губсоюза, дети в течение двух недель стали веселыми, резвыми. Тотчас же по приезде они были одеты, обуты и вымыты. Дети школьного возраста были направлены в школы, а не посещающие ее почему-либо были пристроены в сапожную мастерскую, девочки же обучаются швейному ремеслу. Четыре воспитанницы вошли в местную организацию Союза Молодежи. В такой обстановке дети незаметно дожили до весны. Взрослые занялись физическим трудом на огороде, а малыши набираются сил на свежем воздухе. Дети довольны проявляемым к ним вниманием со стороны представителей Местной Соввласти, их детское желание,— чтобы всем детям с Поволжья жилось так, как живется им...» («Призыв», 29 июня 1922).


Гор. Суздаль, ул. Ленина, д. 55

С 1923 года в этом доме размещался детский дом.
«По детским домам. (гор. Суздаль). Дом имени Луначарского.
Среди детей свирепствуют эпидемия. Сыпной тиф, чесотка и воспаление легких не переводятся. Причина болезней — недостаток белья и инвентаря. Двое-трое детей спят на одной кровати, белье грязное, покрытое паразитами. У детей не хватает посуды. Воздух в доме не проветривается. Среди детей (все они дошкольного возраста) никакой работы не ведется. Необходимо сменить заведующую, попову дочку.
В доме им. Ленина еще хуже. 50 чел. детей, в возрасте от 10 до 16 лет, живут в страшной грязи. От одеял на кроватях распространяется зловоние. Воспитательной работы не ведется. Комиссия по улучшению быта детей сюда не заглядывает. Чего же она делает?» («Призыв», 15 апреля 1924).


Коллектив детского дома им. Н.К. Крупской. 1926 г.

Первый пионерский отряд при Суздальском детском доме. 1929 г.

В 1923 году были закрыты все четыре суздальских монастыря (Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризоположенский и Васильевский), 14 приходских и две кладбищенские церкви. В соборе богослужения проходили до 1929 года, когда он стал собором-музеем.
Все церковные здания Суздаля были разделены на четыре категории. Экспертизу проводили ученый специалист отдела музеев Нарком-проса В.А. Машуровский и заведующий Владимирским губернским музеем А.И. Иванов.
К первой категории были отнесены «памятники общегосударственного значения», которые в случае ликвидации общин верующих «подлежат передаче музейному отделу в целом с иконостасом и музейными вещами».
Во вторую категорию вошли памятники «местного значения», которые в случае ликвидации общин тоже «переходят под охрану и ведение музея ...музейное имущество вывозится в музей, а не музейное - в исполком».
Третья категория включала здания, представляющие собой музейный интерес «только со стороны внешней архитектуры», после закрытия «музей вывозит музейные вещи», внешняя архитектура «сохраняется в неприкосновенности».
Наконец к четвертой категории были отнесены церкви, «не представляющие никакого музейного значения», музей может вывозить музейные вещи, а «дальнейшая судьба этих церквей определяется исполкомом вплоть до сломки».
Многое в этой иерархии достаточно легко нарушалось, к примеру, памятники третьей категории перемещались в четвертую, если власти очень требовался ...стройматериал.
Имущество было сдано на реализацию УОНО.
Спасо-Евфимиев монастырь летом 1923 года был передан в бесплатное пользование ОГПУ, для устройства концлагеря для политзаключенных. Из монастыря были изгнаны последние 15 монахов. Монах Диомид (в миру Дмитрий Романович Кузьменко, 1866 года рождения, выходец из Подольской губернии) писал:
«Грозное время меня, как и других, заставило оставить любимый Свято-Евфимиев монастырь, в котором я прожил более двадцати лет и за которым сердцем и душою скорблю, но видно Богу угодно, что пришлось... возвратиться на свою родину. Теперь возвратиться мне в Суздаль немыслимо. Поэтому я и определился в монастырь здесь... прошу не отказать, Ваше Преосвященство, выслать мне мои документы...»
Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 г. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. В Покровском монастыре казенных келий не было, кроме игуменской. Монашествующие приобретали себе жилплощадь в монастыре на свои средства или жили у тех, кто её приобрел. При выселении из монастыря по воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их приняли к себе местные жители.
В Ризоположенском монастыре размещен особый дивизион по охране концлагеря для политзаключенных. Суздаль становится тюремным городом.
В 1921 году в списках «лишенцев» лиц духовного звания — 68 человек, в 1923 г. - только 31 священник и 19 монахов. Остальные уже уехали, некоторые — арестованы.
«Пьяная пятерка. (г. Суздаль). Правление инвалидной артели беспросыпно пьянствует. Особенно отличаются председатель Федулов, заместитель его Игнатьев, заведующий лавкой Бушуев; казначей Мяктин и кассир Вознесенский. Недавно заглянула к ним ревизия и нашла кой-какие грешки. Надо-бы и рабочим заглянуть, а то с таким правлением артель легко может изубыточиться» («Призыв», 19 февраля 1924).

Газета «Суздальский крестьянин» (издание Волкома РКП(б), ВИКа, Профорганизаций Суздальской волости) начала выходить в 1925 году. Тираж около 200 экземпляров. Иногда газету называли «стенной». Особенность — с первых номеров статьи подписываются псевдонимами, содержание их - что-то среднее между доносом и провокацией. «В государственной городской типографии печатается стенгазета Суздальского волкома ВКП(б) и ВИКа «Суздальский крестьянин». 4 страницы небольшого формата. Тираж 250 экземпляров. Это была «бледненькая, технически слабенькая газета, а главное — безграмотная и пустая» («Призыв», 12 марта 1926).


Члены Суздальского уездного комитета РКП (б) и Суздальского исполкома. 1922 г.

Активисты Суздальского уездного исполкома. 1924 г.

Женские активистки - члены Суздальского исполкома. 1924 г. Фамилии пока установить не удалось.

«БЕЗБОЖНИК» ПОБЕЖДАЕТ. У нас в Суздале в январе организовалось общество друзей газеты «Безбожник». За короткий срок существования «Безбожника» проделана большая работа: вовлечено членов 182 человека; устроено 4 собрания; 4 раза читались лекции по антирелигиозным и естественно-биологическим вопросам. Кроме того, делались доклады и читались лекции в селах: Абакумлево, Романово, Крапивье и Глебовское.
Крестьяне охотно посещали лекции и каждый раз просили лекторов приезжать еще. Благодаря работе об-ва «Безбожник», ряды верующих в Суздале все редеют и редеют» («Призыв», 9 апреля 1925 г.).
«В красный уголок при артели инвалидов «Справедливость» (г. Суздаль) мудрено попасть - на это требуется милостивое разрешение заведующего Сизякова, которого днем с огнем не сыщешь» («Призыв», 23 мая 1925 г.).
В 1925 году открыто ежедневное двух-разовое автобусное сообщение: Владимир-Собинка, Владимир-Суздаль.

«Автобусное движение. К сведению всех! Ежедневное двух-разовое автобусное сообщение: Владимир-Собинка, Владимир-Суздаль. Время отправления… утренний рейс… вечерний рейс… заблаговременная запись и т.д.
Это из рекламы.
А вот картина из жизни.
Суздаль 10 мая 8 ч. утра. Около 20 человек крестьян и горожан суздальских стоит на улице, ждут автобуса... Время бы придти, говорит один. Да… запоздал, видно, отвечает другой.
Ждут час. Автобуса нет. Кто-то из ожидающих идет на телефон. Ждут с нетерпением. Возвращается уныло:
— Не придет.
— Почему?
- Не знаю, ругается! И больше ничего.
Идет другой: «может первый не туда позвонил». Ждут. Возвращается веселый.
— Придет!
Ждут еще час. Опять на телефон.
- Не придет! – ругается.
И так до 8 часов вечера. В восемь вечера кому неотложно было быть во Владимире, пошли пешком.
Та же самая сцена повторилась 15-го мая.
Это — в Суздале.
Маленькая сценка у телефона во Владимире 16-го мая.
— Товарищ, товарищ... дайте кабинет заведующего транстреста.
- А, что? Я говорю, дайте кабинет и т. д.
Опять и опять. Через 15 минут товарищ-телефонистка соблаговолила дать требуемый помер.
— Кто у телефона?..
— Товарищ, завтра нам сотруднику «Призыва», помпрокурору нужно забронировать место на автобусе в Ундол...
А, что? Не поедет? Почему? Не ходит? Совсом не ходит?
Следовало-бы, кому надлежит, спросить товарища председателя трантреста, как oн полагает. Автобусное-ли движение должно обслуживать рабочих и крестьян, или рабочие и крестьяне — автобусное движение?
И, вообще, интересно было-бы выяснить взгляд его на автобусное движение. Смотрит-ли он на него, как на серьезное предприятие, имеющее целью обслуживать интересы широких крестьянских и рабочих масс, а не как на забаву и развлечение для нэпствующего обывателя» («Призыв», 24 мая 1925).
«В вольном пожарном о-ве. 24-го июня состоялось учредительное собрание владимирского добровольного пожарного общества. На собрание явилось 38 человек. Принят нормальный устав об-ва. Членский взнос установлен в размере 3 руб. в год. Председателем правления избран тов. Осипов. Начальником дружины тов. Высоцкий Р. Евг. и его помощником тов. Сергеев Вл. И.» («Призыв», 26 июня 1925 г.).
7 ноября 1925 г. «Осенью текущего года Суздальская спортсекция примялась за оборудование спортклуба из церкви бывшей Крестовской церкви. Придет старушка и начнет креститься, где раньше был «крест чудотворный», а теперь бревно для гимнастики... Деревне самой надо взяться за устройство культурных уголков и клубов из церквей по примеру города. Е.З.»
«Мужики в деревне поговаривают, что долго берегутся Суздальские церкви и попы-то все разъехались. Хотя бы разрешили продавать крестьянам на кирпич для постройки домов. Было бы два хорошо, деньги государству и новые дома в деревне или построить фабрику и дать заработок крестьянам. Деревенская».
26 декабря. «Продолжается празднование годовщины Первой русской революции. К этому юбилею присоединяется восьмилетие ВЧК-ОГПУ. На торжественном собрании выступавшие отмечали «революционность Суздаля и волости, трудность работы в захолустье, отзывчивость крестьян»... Общая картина — участие интеллигенции в революции 1905 года и её пассивность в октябрьских завоеваниях. Произошло чествование члена партии и чекиста Бромбата (Впоследствии начальник Суздальского политизолятора)».
2 января 1926 г. «В школе первой ступени состоялся концерт. Дирижировал учитель почтенного возраста Шерышев М.П.» Автор заметки в газете «Суздальский крестьянин» упрекает устроителей концерта в отсутствии революционности.
«В волости — 43 беспризорника».
16 января. С этого номера газета «Суздальский крестьянин» имеет четыре страницы вместо одной.
30 января. «На зимний сезон 1925/1926 года правление спортклуба решило «организовать» каток. Председатель правления Сизяков заявил, что если не оборудуют каток, то его «надо будет гнать в шею». На своем посту Сизяков остался, хоть каток залит не был». «Беднота города ютится по лачугам. Однако существует много брошенных домов. Они гниют, растаскиваются. Надо бы их отремонтировать. А что ещё печальнее творится в Покровском монастыре... Келья за кельей сломаны, валятся и увозятся крестьянами по селам и деревням, а беднота, выгнанная из этих келий в суровую зиму с малыми детьми, бесцельно ходит по городу в приискании для себя более или менее подходящих квартир». «В горсовете — 71 человек».
«Назаров Иван Абрамович собирает материалы о рабоче-крестьянских поэтах для книги «Поэты из народа». Уже собраны материалы около 200 авторов начиная с Ломоносова. Письма направлять по адресу: Суздаль, район Бакунина, бывший Покровский монастырь, дом 35».
«В Суздале отсутствует общественная баня, в центре города нет колодца с чистой водой. Нужно переоборудовать помещение при электростанции и использовать материал из ликвидированных церквей».
13 марта. «При районной библиотеке организован шахматный кружок».
3 апреля. «В Суздале 202 человека, лишенных избирательных прав по статье 69 Конституции РСФСР».
1 мая. «Была устроена лекция «Древнейшая история Суздальского края». На ней присутствовало 300 человек».
Издание «Суздальский крестьянин» прекращается в 1926 г. из-за отсутствия средств.
«Минувшим летом, за рекой Клязьмой, был расположен табор цыган (сербских подданных), которые причиняли много беспокойства и милиции и крестьянам соседних сел, не оставляя, впрочем без внимания и квартиры горожан. С наступлением холодов, цыгане были размещены в Никитских и Лавровских казармах. Но вследствие неискоренимой привычки к антисанитарному образу жизни, они стали являться опасными для города. Поэтому, в целях предупреждения возникновения в городе заразных болезней, президиум губисполкома признал желательным переселить цыган в Суздаль или Гороховец, где имеется достаточная полезная жилая площадь» («Призыв», 20 января 1926). В 1926 году в Суздаль из Владимира переселили цыган, жилье им предоставили в Покровском монастыре. «В последнее время в Суздале поселилась масса цыган, которые ютятся в большом Покровском монастыре — занимаясь попрошайничеством» («Призыв», 31 июля 1926).
В суздальской больнице окончены работы по устройству печного отопления. Впервые оборудован зубоврачебный кабинет при больнице. («Призыв», 21 января 1926).
Для приобретения обуви воспитанникам детдомов города выделено 2490 руб. («Призыв», 26 февраля 1926).
У старой Суздальской заставы в черте города устроена свалка нечистот из отхожих мест. Несмотря на запрет возчики продолжают свозить нечистоты на этот пустырь, расположенный рядом с жилыми домами. («Призыв»,27 февраля 1926).
Суздальская библиотека скудна, имеет мало русской классики, современной литературы, нет журналов. Книги порваны, потрепаны. («Призыв», 31 июля 1926).
Тротуары, мостовые, а в особенности спуски к реке, в Суздале находятся в плачевном состоянии. Поговорили члены горсовета как-то зимой об обязательном исправлении мостовых да, знать, и забыли. («Призыв», 31 июля 1926).
«2 августа суздальским горсоветом назначен расширенный пленум. Из 70 членов на пленум явились 25, из которых половина была посторонних граждан, желающих послушать доклады о деятельности горсовета. Ввиду неявки установленного числа членов пленум не состоялся.
Суздальский ВИК не выдает зарплату горсовету по целым месяцам, несмотря на то, что на жалованье в горсовете всего два человека: председатель и технический секретарь, получающие - один 25 руб., другой - 20 руб. в месяц.
В середине апреля секции по народному образованию суздальского горсовета была поставлена задача - выявить неграмотность детей. Задача до сих пор не выполнена» («Призыв», 14 августа 1926).
«Напротив торговых рядов красуются разнокалиберные палатки, покачнувшиеся и развалившиеся. Почему бы не перенести торговлю с этой площади на место... сломанных рядов» («Призыв», 22 августа 1926).
«В августе был назначен новый заведующий суздальской аптеки Бродовский. Посетители и сотрудники отметили его низкую квалификацию и грубость. Заведующий губернским медторгом подтвердил его служебное несоответствие. Но он по-прежнему работает» («Призыв», 26 ноября 1926).
Епископ суздальский Григорий (Козырев) с 28 мая 1927 по 14 июня 1929 г. С января 1937 года — Епископ Барнаульский. В июле 1937-го — арестован в Барнауле и расстрелян.
Август 1929-го — взломаны Ильинская и Козьмодемьянская церкви... Романовский считал погромы в храмах делом рук подростков из местных детских домов: всю металлическую утварь и крепеж можно было сдать в Госторг по цене 28 копеек за килограмм.
Пустыми и заброшенными церкви стоять не могут. 14 февраля 1929 года Романовский пишет во Владимирский губернский музей: «Здания закрытых церквей, используемые в настоящее время как помещения для тех или иных целей, тоже являются памятниками архитектуры музейного значения, и предоставление их для использования различными организациями при условии сохранности их архитектурных форм показывает, как широко шел навстречу удовлетворению местных нужд Суздальский музей».
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЯСНО ИЗ ОТЧЕТА:
«В черте города сдаются по письменным договорам (применительно типам, установленным Главнаукой) за плату помещения архитектурных памятников:
1. Ильинская теплая церковь под красильню трикотажной мастерской — Суздальской трикотажной артели им. Ленина.
2. Богоявленская теплая церковь — льнозаводу под склад льна.
3. Цареконстантиновская холодная церковь — льнокомпрому под склад льна.
Бесплатно предоставлены:
1. Троицкая церковь Ризположенского монастыря — передана Суздальскому Гор.П.О. под склад для хлебозаготовок.
2. Иваново-Предтеченская холодная церковь — хлебозаготовительному складу Гор.П.О.
3. Входо-Иерусалимская теплая церковь - под кузницу учебно-показательных мастерских Д/Д Суздальского Горсовета.
4. Смоленская теплая церковь — под клуб сотрудников Суздальского Политизолятора ОГПУ.
5. Смоленская холодная (алтарь) — под кузницу Суздальского Политизолятора ОГПУ.
6. Сретенская теплая церковь Ризположенского монастыря — под клуб им. т. Урицкого Дивизиона войска ОГПУ.
7. Ризположенский собор — под электростанцию ОГПУ.
8. Крестовая церковь — под склад хлебозаготовок Суздальского ГорМ.О.
9. Холодная и теплая церкви б. Васильевского монастыря — для складов фуража Суздальского животноводческого колхоза имени тов. Молотова.
Музей наблюдает соблюдение условий договоров в отношении сохранности архитектурных памятников музейного значения».

Живущие на нетрудовой доход


1918-1920 гг.

В списке 1923 года лишенными гражданских прав по Суздалю значились 210 граждан. Кроме священников и монахов — бывшие торговцы, барышники, помещики, фабриканты, жандармы, городовые, урядники, стражники заключенных, огородники, сапожники, портные. По Конституции 1918 года — это «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли»; «лица, живущие на нетрудовой доход... поступлений с имущества», «частные торговцы, торговые и коммерческие посредники», «служащие и агенты бывшей полиции»...
Списки составлялись председателями уличкомов. В марте 1923 года все уличкомы Суздаля в очередной раз получили срочное распоряжение «под личной ответственностью председателей... представить самые точные сведения о всех лицах, лишенных избирательных прав... по указанной форме. За неисполнение сего виновные будут привлечены к ответственности по cm. 118 УК».
Просматривая «черные» списки, составленные председателями и секретарями уличкомов, встречаешь одни и те же красноречивые формулировки: «до революции, - помечено у большинства «занимающихся торговлей», — пользовался наемным трудом»... Сдается, что таким способом «председатели» сводили счеты со своими соседями. Трудно удержаться отулыбки, читая названия: «уличком Лассаля», «уличком Карла Либнехта», «уличком Троцкого», «уличком Свердлова», «уличком Бебеля», «уличком Бакунина» и, конечно, — «уличком Ленина». Вот вам и новейшая местная география тихого городка, не замутненного революционными традициями...
А бесцеремонность революционных конфискаций имущества стала обычнейшим делом.
Выписка из «Материалов о реквизиции и конфискации имущества 14 января - 29 декабря 1921 года» отдела Суздальского исполкома: у П.А. Баранникова конфискована швейная машина для мастерской Союза швейной промышленности. В анкете читаем: «Родился в 1846 г., бывший дворянин, служил в бывшем банке в городской управе, вышел из годов». У 75-летнего старика отобрали швейную машинку.
Из исполкомовского протокола № 218 от 28 января 1921 года:
«О реквизиции у граждан г. Суздаля мебели
1. Любавина М.И. - 12 венских стульев, 2 зеркала, 1 книжный шкаф, 2 столовых прибора
2. Цветкова — 2 венских стула, 4 кресла, 1 раскладной стол
3. Златоустова - 1 письменный стол, 1 раскладной стол
4. Лисина Е.М. — 7 венских стульев, 1 зеркало, 1 раскладной стол, 1 комод
5. Рюмина КМ. - 1 письменный стол, 6 венских стульев, 1 большой шкаф
6. Малова В.И. - 3 венских стула, 1 раскладной стол, 2 лампы, 1 гардероб, 1 раскладной стол
7. Вишнякова — 6 венских стульев, 1 письменный стол, 1 раскладной стол
8. Дубынина - 1 диван, 5 венских стульев, 2 стола, 1 мягкое кресло, 1 матрац, 1 санки
9. Бр. Черновы - 5 венских стульев (хороших), 2 кресла, 1 мягкий диван, 2 зеркала, 2 буфета, 2 шкафа
10. Снегирева - 7 венских стульев, 2 мягких кресла, 1 зеркало, 1 лампа, 2 раскладных стола, 1 письменный стол
11. Товарова В.А. - 6 венских стульев, 4 мягких кресла, 1 раскладной стол
12. Казанский — письменный стол».
Однако много столов и стульев требовалось для новой власти!
Из протокола № 570 от 20 апреля 1921 года:
«Об изъятии 58 кафтанов от общества хоругвеносцев и передаче таковых для обмундирования милиционеров».
Из протокола № 17 от 10 декабря 1921 года:
«У гр. Лялина С.Д. обнаружены: 30 ф. гвоздей, 1 десятеричные весы с гирями и медными тарелками, 3 тарантаса рессорных на ходу, 1 тарантас старый, порченный, 10 мисок белой жести. Постановили: «Зная острую нужду местных хоз. органов в разного рода гвоздях — изъять от гр. Лялина».
В 1921 году В.И. Романовский, которого судьба занесла в Суздаль и которому суждено было стать основателем Суздальского музея, писал:
«В разных казенных учреждениях, в домах и квартирах местных дворян и купцов, в домах игуменов, настоятелей и игумений, которые выселялись из своих помещений, а дома и обстановка реквизировалась из государственных надобностей, несомненно находилась масса старинных вещей; куда все это девалось, куда разошлось, почему среди реквизиций ничего из предметов искусства не попало в отдел охраны памятников старины — я не мог добиться никаких причин и объяснений. Но факт, что в течение 1918-1920 гг. все имущество богатеев, купцов, дворян, монастырей было вывернуто со дна сундуков — ничего из этих предметов не попало в музей. Осталось нетронутым и неприкосновенным все богатство монастырей и церквей и их ризниц».
Но и до них очень скоро дойдет черед...
В 1930 году было образовано Суздальское коммунальное хозяйство Ивановской области. С образованием 14 августа 1944 года Владимирской области коммунальное хозяйство вошло в состав Владимирской области. В 1960 году коммунальное хозяйство было переименовано в управление жилищно-коммунального хозяйства, а в 1965 году - в комбинат коммунальных предприятий.
В 1930 году органами Политуправления было возбуждено уголовное дело по обвинению священнослужителей города Суздаля в том, что они, «образовав из себя нелегальную группировку, на протяжении ряда лет под видом родственных и иных знакомств устраивали в г. Суздале в квартирах благочинного Цветкова, игумении Либеровской и в доме № 11 Жинкина по ул. К. Либкнехта собрания, на которых обсуждали и согласовывали вопросы по насаждению общественно вредных идей среди масс верующих, именно целью через использование религиозных предрассудков дискредитацию и ослабление Советской власти». 32 священнослужителя приговорены к трем годам высылки на север. Многих, вернувшихся вновь, привлекали к уголовной ответственности.
Летом 1931 года срочно были выселены все жильцы Покровского монастыря, который был передан в распоряжение политизолятора ОГПУ под названием БОН — «База особого назначения». Монастырь был закрыт для всех посторонних граждан. В 1936 году БОН расформировали.
В сентябре 1937 года арестована бывшая игуменья Покровского монастыря Мария Алексеевна Либеровская по обвинению в участии в антисоветских сборищах и совместных контрреволюционных суждениях. Вот выдержка из следственного протокола:
«Вопрос: Следствию известно, что в квартире Ершовой Агафьи в вашем присутствии велись антисоветские суждения» Расскажите о них.
Ответ: В декабре месяце 1936 года в квартире Ершовой Агафьи... я просматривала правительственную газету «Правда». Ершова обратила моё внимание на один из рисунков, помещенных в этой газете, и сказала, что этот рисунок изображает то, как антихрист ставит печати на лбы пионеров. Я же заявила, что этот рисунок не что иное, как насмешка над антихристом и религией со стороны советской власти, проявив тем самым клеветнический выпад по адресу советской власти, в чем и признаю свою вину».
В октябре 1937 года М.А. Либеровская, А.И. Ершова, бывшая монахиня Покровского монастыря, и ещё шесть женщин, проходивших по делу, осуждены решением «тройки» за антисоветскую агитацию, распространение контрреволюционных слухов и толкований центральных газет, а также за участие в контрреволюционных сборищах.
14 октября 1937 года Мария Алексеевна Либеровская расстреляна. Ей было 76 лет.

В 1931 году в городе выявлено 855 неграмотных и 1428 малограмотных. Для ликвидации этого явления решено было организовать 4 школы с охватом 254 человек. Начала работать одна школа.
Из протоколов заседаний бюро суздальского райкома ВКП(б) за 1931 г. «Принято решение о целесообразности перевода из Владимира в Суздаль сельскохозяйственного техникума». «Считать целесообразным перевод из Владимира в Суздаль одногодичной высшей колхозной школы на 700 человек».
Суздальский сельскохозяйственный техникум создан 29 июня 1931 года в соответствии с решением Президиума областного исполнительного комитета Ивановской промышленной области (протокол от 26 июня 1931 года № 29) путем перевода сельскохозяйственного техникума из г. Владимира в г. Суздаль.
Владимирская областная колхозная школа (ВОКША) в 1931 году была переведена в Суздаль, в здание бывшей Блохинской богадельни.
С 1936 года по решению Государственной Академии материальной культуры им. Марра было положено начало археологическому изучению Суздаля как одного из старейших городов. Руководителем будет А.Ф. Дубынин, который, будучи сотрудником Ивановского музея, уже проводил с 1925 года раскопки, исследуя местные городища, курганы, селища.


Коллектив Суздальского любительского драматического театра. 1937 г.

15 января 1937 г. «Перед горсоветом открылся газетный киоск».
1 февраля. «Начал работать зубопротезный кабинет».
25 марта. «Постановление пленума райкома ВКП(б) от 19-20 марта. В нем перечислены очаги контрреволюции в Суздале: группа последышей Иванова в ОТШ, Сперанский — член горсовета, длительное время занимавшийся там контрреволюционной деятельностью, средняя школа, где «имеются среди отдельных лиц антисоветские проявления».
28 марта. «Парторганизация райисполкома накануне выборов». При выборах парткома в ноябре обсуждение кандидатуры секретаря было проведено против воли коммунистов. Среди работников — подхалимаж (без выборов в члены пленума и президиума района был введен секретарь райкома партии Уханова). Тов. Плаксина уже признала свою ошибку. Секретарь парткома Чернышев.
4 апреля. «Собрание в артели инвалидов. Собравшиеся отмечали слабую работу парторга (парторг — Кокин) и председателя ячейки Союза Воинствующих Безбожников Калугина (30% работающих — верующие). Председатель СВБ района Касаткин оказывает мало помощи. Секретарем парторганизации была избрана Скворцова.
25 апреля. «О контрреволюционной деятельности церковников». Раскрыта группа в Суздале. Привлечены к ответственности: Виталий Кулинский — Казанская церковь, Алексей Извольский — Варваринская, Ольга Лужнова — староста церковного совета Казанской церкви и другие. Кулинский признался в том, что в течение года открыто и тайно выступал против Советской власти. Дело дошло до террора (Варваринская церковь, где служил Извольский). Лужнова проявила особую активность в средней школе, где, как она сама выразилась, «обрабатывала» учащихся, снабжала их литературой, воспитывала у них религиозную нравственность. Отсюда — случаи антисоветских высказываний в школе. Все арестованные распространяли слухи во время всесоюзной переписи о том, что скоро хлеба не будет.
«Неустанно вести антирелигиозную пропаганду». Депутат Охлонина является активной церковницей, сподвижницей попа Кулинского. Общее собрание верующих Казанской церкви вынесло решение расторгнуть договор с церковью — гнездом контрреволюции и закрыть ее. Свое решение они передали в райисполком. Райисполком «перепихнул» его в горсовет и он около недели маринует это решение, не выносит никаких решений. А Охлонина, пользуясь слабостью работы горсовета, ведет сейчас среди верующих агитацию против закрытия церкви, за отказ от поданного заявления.
Колхозник села Лопатницы Корнилов Р.П. принес в музей каменный топорик из черно-серого гранита длиною 23 см и шириною 9 см. Он имеет отверстие на рукоятке. Топорик нашел крестьянин того же села Холодков в кургане между дер. Оликово и с. Лопатницы. Это, по мнению авторов статьи Варганова и Романовского, — памятник фатьяновской культуры.
1 мая 1937 г. В с. Фомиха при вскапывании грядок был найден клад в усадьбе попа. Это горшок с серебряными монетами начала XVII в., на которых выбита надпись: «Царь великий князь Михаил Федорович всея Руси». В музей были сданы 46 монет, «остальные разбросаны».
10 июня. «Учащиеся Иваньковской школы посетили Суздальский музей. Они осмотрели антирелигиозный отдел (мощи, Корсуньские ворота), истории местного края (клыки мамонта, орудия труда первых людей, портрет Е. Лопухиной, обстановку, в которой она жила, серебряный сервиз, мебель, сундучок и другое), отдел культуры и быта (комнатная обстановка суздальских помещиков и купцов, убогая избушка)».
17 июня. Митинги в средней школе и техникуме механизации сельского хозяйства, на которых клеймят позором Тухачевского и его приспешников.
24 июня состоялось районное собрание партийного актива. Из выступления секретаря райкома Уханова: «Долгое время оставалась не разоблаченной деятельность бывшего сотрудника НКВД Чичерова», в библиотеке средней школы до сих пор пользовались контрреволюционной литературой. Подверглась критике деятельность директора МТС Серегина, а также инструктора РК ВКП(б) Савельева, который, по мнению большинства выступавших, очень плохо работал.
1 июля. Делегат межрайонного слета стахановцев Феодосия Нефедова, побывав в Суздальском музее и возвратясь в родную Фомиху, сказала: «Там у одного святого оказалось даже три ноги. Раньше мать говорила мне: «Целуй мощи, целуя глубже дыши, чтобы святой дух побывал в тебе».
Дмитриевский мост опасен для жизни, а мостовая от него до мельницы полна ямами, где нередко ломаются колеса.
8 июля. Учащийся тракторной школы П.М. Карпов написал стихи, в которых были следующие строки:
Рассчитаться мы сумеем
За предательство страны.
И таких как Тухачевский
Мы сотрем с лица земли.
8 июля над Суздалем появился агитсамолет «Пионерская правда». Его посадили на Васильевском лугу и устроили митинг. Агитировали за ускорение темпов сбора средств на оборону. На лугу собралось до тысячи человек. Лучших подписчиков на заем покатали на самолете.
Археолог А.Д. Дубынин — старший научный сотрудник Ивановского областного музея, возглавил раскопки в Суздале в 1936-1937 гг. На них в июне 1937 г. побывало 1037 человек. Среди них профессор истории Ходяков, корреспондент «Известий».
22 августа. На постройку городской бани было выделено 19 тыс. рублей. Построен лишь фундамент, который на другой год пришел в негодность и его разобрали. Это прямое вредительство. Построен колодец, который дважды в этом году ремонтировался, но неудачно. Воду жители города по-прежнему берут из реки.
В Октябрьской демонстрации приняло участие 3 тыс. чел. Она началась в 12 часов. Трудящиеся несли «гневные, злые плакаты», осуждавшие членов подпольных антисоветских группировок. На митинге выступили заместитель секретаря райкома ВКП(б) Скворцов, секретарь РК ВЛКСМ Марахоткин и пионерка Марьюшкина.
1 июня 1939 года Суздальская тюрьма прекратила свое существование. 23 июня появился «Акт о передаче музею Горкомхозом Спасо-Евфимиева монастыря на условии совместного владения после закрытия политизолятора».
Памятник В.И. Ленину был установлен на Советской площади 6 сентября 1941 г.

Далее »»» Суздаль в годы Великой Отечественной войны.

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (18.09.2020)
Просмотров: 1296 | Теги: Суздаль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru