Абакумлево — село в Суздальском районе Владимирской области, входит в состав Селецкого сельского поселения.
Село расположено на реке Нерль.
Численность населения: в 1859 г. – 441 чел.; в 1897 г. – 509 чел.; в 1926 г. – 558 чел.; в 2002 г. – 9 чел., в 2010 г. – 6 муж. и 7 жен.
- Селище Абакумлево (XIV-XVII вв.) расположено на восточной окраине села, правый берег р. Нерль.
Ключарь Анания Федоров со слов Суздальских старожилов, Покровского монастыря духовника иеромонаха Пахомия и архитектурной палаты ученика Илии Артемьева, живший в первой пол. XVIII в., пишет, что в селе Абакумлево и соседнем приписном к нему селе Новоселке «многие имелись гробы Благоверных Великих Суздальских и Княгинь, над которыми были гробницы и дски белыя каменныя с надписями, и оныя гробницы упразднены и дски многия безвестны стали». На основании этого предания можно предположить, что происхождение означенных сел относится ко временам Суздальского княжества, то есть по крайней мере к XIV в., и что в этих селах Суздальские князья имели дворцы, в которых проживали, вероятно, в летнее время. Достоверные исторические известия о селе Абакумлеве относятся к первой пол. XVI в. Из царской несудимой грамоты, данной в 1606 г. Суздальскому Покровскому девичьему монастырю Царем Василием Иоанновичем, видно, что село Абакумлево принадлежало означенному монастырю в 1543 г. В 1551 г. Царь Иоанн Грозный, по прошению игуменьи монастыря Василисы с сестрами, повелел переписать жалованные прежними Государями грамоты на села, деревни и на починки на свое имя, обязав монастырь поминать вечно умершую свою дочь, княжну Анну, и в память ее два раза в год кормить бедных. В грамоте сказано: «Царь и Великий Князь Иван Васильевич… Покрова Пречистые девича монастыря игуменью Василису с сестрами или по ней иные игуменьи будут пожаловал, по своей дщери по… княжне Анне, за то, что имя ее написати в вечной сенаник и за два корма, что им кормити, по его дщери по княжне Анне по вся годы, дважды в год велел им на их монастырские дворы, и на села, и на деревни, и на починки переписати свои жалованныя грамоты: что их, в Ополье, село Гавриловское, да селцо Абакумле, да селцо Новоселка, да деревня Турыгина… да в Суздальском уезде село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да село Вышеславское с деревнями и с починки… да у них же Государево жалованье в Суздальском уезде село Романчуково да слобода Шиповская». Царь Василий Иванович в 1607 г. августа 31 дня, по прошению игуменьи Ольги с сестрами, жалованную грамоту Иоанна Грозного повелел переписать на свое имя и освободить монастырские вотчины «от ямских денег и от посошные службы и ото всяких податей», и предоставил право разбирать преступления в вотчинах монастырским властям, «кроме душегубства и разбоя с поличным». В 1623 году марта 30 дня, по прошению Покровского монастыря игуменьи Ульянеи с сестрами, Царь и Великий Князь Иван Федорович жалованные грамоты Царя Василия Ивановича повелел переписать на свое имя. В «жалованной несудимой грамоте Суздальскому Покровскому девичьему монастырю 1623 года Марта 30» написано: «положили оне (игуменья с сестрами) пред нами Царя Василия Ивановича жалованные четыре грамоты 114 году… В другой (второй) грамоте написано: что в Ополье, их село Гавриловское, да селцо Абакумле, да селцо Новоселки, да деревня Турыгино, да село Павловское с деревнями и с починки и с пустошми, да деревня Романчуково… да село Шипово с деревнями, да слободка Шипово… И мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович… Покрова Пречистые Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею с сестрами пожаловали, велели те прежние жалованные грамоты переписать на наше Государево Царево и Великаго Князя Михаила Федоровича Самодержца всея Руси имя», с прежними льготами. Абакумлево оставалось вотчиной Суздальского Покровского девичьего монастыря до учреждения монастырских штатов в 1764 г.
Река Нерль
Церковь Михаила Архангела
В письменных источниках упоминается под 1556 г. Вероятно, речь идет о деревянном храме, предшествующем существующему. Каменная зимняя церковь Михаила Архангела построена в 1758 г. на средства прихожан, монастырских крестьян.
Церковь Михаила Архангела
Сохранившиеся замечательные каменные узоры кладки апсиды дают представление о характере сооружения. По всей видимости, это был компактный храм суздальского типа для ежедневного моления и с возможностью подтапливать внутренний объем в холодное зимнее время. Об этом свидетельствует круглое отверстие под дымовую трубу в своде апсиды. Скорее всего и трапезная имела одну-две отопительных печи, вполне справляющихся с поддержанием нормальной температуры. Своды низкие, трапезной и основного объема практически равной высоты. Церковь одноэтажная, находится рядом с летней церковью Троицы Живоначальной. Наибольшие разрушения просматриваются со стороны трапезной. Своды частью обрушены. Однако на их изломах заметна попытка когда-то сделать укрепление сверху устройством цементной стяжки толщиной 2-3 см. Интерьер полностью утрачен, сверху падают кирпичи, все конструкции аварийные. Единственный сохранившийся фрагмент росписи был обнаружен на арке между трапезной и основным объемом, которая ввиду своей увеличенной толщины в этом месте не смогла подвергнуться сквозному замачиванию. Тип полов визуально определить невозможно.
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Троицы Живоначальной построена в 1778 г.
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь представляет собой прекрасный образец типично суздальского храма. Удобного, выстроенного в строгой и очень красивой пропорции кубоватого основного объема и завершения. Из-за перепада рельефа, обращенного к реке Нерль, зодчие несколько увеличили высоту главной части церкви и разместили большие красивые окна в два яруса. Из-за этого церковь внутри залита потоками света и очень уютна. Мало того, свод основного объема имеет световой проем в барабан главы, из-за чего свет хорошо распределяется и по высокому своду. Стены изнутри не перегружены фресками, а искусно украшены ими. Стены выложены мастерами высочайшей квалификации, снаружи фасады богато декорированы ширинками, кокошниками и другим узорочьем. Тщательность и разнообразие рисунка кирпича напоминает резьбу по дереву на фасадах самых богатых изб. Храм имеет явно летний, праздничный характер. Была утрачена, целиком разобрана трапезная, возможно и колокольня, не было кровель. Были взломаны и разбросаны плиты белокаменных полов. Основной объем полностью был раскрыт широким проемом и не защищен от осадков и ветра с западной стороны. К одному из южных окон основного объема прикреплен старый металлический баллон из под кислорода, выполняющий роль сельского вечевого колокола.
В 1882 г. преподано благословение от Преосвященного Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского прихожанам с. Абакумлева и церковному старосте села, за постройку дома для священника и пожертвование на оный до 800 руб.
Причт-штат: священник и псаломщик. При церкви имелось земли: усадебной полдесятины, пахотной и сенокосной 33 десятины. На содержание причт получал ежегодно 250 рублей серебром. Дома у причта собственные. [2] Приход состоял из одного села, в котором 96 дворов, 265 душ мужского пола, а женского пола 256. [2] В селе существовала церковно-приходская школа. К селу Абакумлеву приписана Воскресенская церковь села Новоселки Нерльской.
«В с. Абакумлеве, Суздальского (уезда, РКСМ был поставлен 1-го мая спектакль «Женитьба» Гоголя. Спектакль заинтересовал граждан и школа была переполнена народом. В его время у попа в церкви стояли 2-3 старушки. Обидно стало попу, что его горланье народа не привлекает и решил он действовать похитрее. На следующий день, когда опять шел спектакль, поп решил дождаться конца спектакля, и тогда уже зазвонил во все тяжкие. Но граждане, боясь испортить впечатление oт хорошей пьесы, разошлись по домам...» («Призыв», 24 мая 1921 г.). «В с. Абакумлеве Суздальского у. свершилась революция. Самая что ни на есть настоящая. Все село всколыхнулось. Буря целая. Собрались крестьяне на сход, председатель бумаги прочел. — Ну а теперь поговорим как верующие, — сказал председатель, закрывая собрание:— вон батюшка от нас уходить хочет, мало платите, говорит, землю и сенокос отняли, жать нечем стало. — Сюда его,— крикнул кто-то из толпы. Поп покорно подчинился, стал перед лицом всех граждан и начал речь: — Православные! Стал я теперь, как и вы все, простой гражданин. Приходится и мне трудиться. Всякий труд оплачивается. Посмотрите сколько зарабатывает каждый мастер, плотник, столяришко? Мне же, ученому человеку, вы совсем пустяк платите, только похоронные, панихидные, крестильные, венчальные и т. п. Маловато мне этого. Доплатите мне еще следующее количество... И поп начал перечислять столько, что и не упомнишь. Знаю одно, аппетит разыгрался прямо-таки лошадиный: 45 п. сенца, 13 п. ржи, а остальных продуктов и не перечислишь. Мужики пришли в ярость. — Ты что с ума сошел, конь долгогривый?— посыпались на попа. — Да ты что церковь с мастерской сравнял. — Да ты лучше рясу сними. Поп старался остановить расходившихся мужиков,— не тут то было. Поп рассердился и крикнул: — Да чем тут кричать, я лучше сдам ключи и кончено дело. Толпа загоготала снова: — Ты ключи то сдай, пугать нас нечего. Не Морозовская фабрика,— и станет не беда. Ключи сдавай и выметайся отсюда. Поп разошелся: «А я не уйду, пахать буду». Мужики в ответ: «когда снимешь длиннополку свою да гриву срежешь, тогда можешь трудиться и землю дадим, а сейчас проваливай»... Долго бушевало собрание. Поп едва-едва ушел, пообещав сдать ключи от всего небесного рая. Собрание не расходилось. Бабы и те расшумелись вовсю, забыли, что детей крестить придется. — Правду большевики говорят, что это лавочка. Так и есть. Ну-ка, церковь с мастерской сравнял. — Нет по шапке его, без него обойдемся. Так и разошлись мужики в глубокой уверенности, что правы были большевики, отделяя церковь от государства» («Призыв», 19 сентября 1922 года).
«(с. Абакумлево, Суздальск. у.). Не раз писалось на страницах „Призыва" о лошадином аппетите местного попа. Раньше в предъявляемых им требованиях крестьяне частью шли на уступки. Но вот Уфинотдел спрашивает с попа подоходный налог, поп опять об уплате за него налога обращается к «пасомым» с требованием. Крестьяне окончательно отказали; попом овладела ярость, погрозил уходом из села и демонстративно ушел с собрания. Подыскав более «доходный» приход, поп надумал бить по двум зайцам. — Буду мол служить там, а семья будет в Абакумлеве и пользоваться землей. — Крестьяне не долго думали, да скоро решили. На общем собрании 8 февраля постановили снять с попа, как полевую, так и усадебную землю, поповский же дом передать ячейке РКСМ» («Призыв», 19 февраля 1924).
В нач. 1930-х гг. при закрытии храмов все имущество было сожжено; вещи кидали из окон храма в разведенный у храма костер; правда, часть икон верующие вытаскивали прямо из огня и уносили домой. Закрывали оба храма одновременно. Колокольню снесли в мае 1941 г. путем замены кирпичей в нижней части колокольни деревянными брусками и дальнейшего поджога этих брусков, когда бруски сгорели, колокольня рухнула. Храм реставрируется с 2006 г.
В настоящее время над рекой стоят руины Михаило-Архангельской церкви и изящная после реставрации Троицкая церковь (без трапезной и колокольни).
Леонид Васильевич Розанов
Леонид Васильевич Розанов, сын священника с. Абакумлева Суздальского у., родился 3-го марта 1881 года. Образование получил во Владимирской Духовной Семинарии. Пробыв год учителем Ореховской церковно-приходской школы, поступил в Юрьевский университет на медицинский факультет, который окончил в 1911 году. Летом этого же года назначен земским врачом в родной Суздальский уезд, а в 1913 г. переходит на службу в Симбирскую губ. На военную службу взят при первой мобилизации — 19-го июля 1914 г. Сперва состоял во Владимире младшим ординатором Сводного Эвакуационного 27, а потом 29 госпиталя, что в Епархиальном семинарском здании. В мае 1916 г. добровольно отправляется в Кавказскую Действующую Армию и получает назначение на должность старшего врача 66 пех. дивизионного обоза. В первых числах октября, когда процент больных в дивизии значительно сократился, он попросил прикомандировать его во 2-ой лазарет 66 пех. дивизии. Просьба была удовлетворена, и ему, как пользующемуся репутацией врача умелого и энергичного, поручают самую трудную и ответственную работу быть заведующим заразным отделением лазарета. Пробыв здесь немного, более месяца, Л. В. заболевает возвратным тифом, от которого 23-го ноября 1916 г. и скончался. В последние дни, когда уже выяснилось, что положение его безнадежно, много грустил; тяжело было умирать одному, на чужбине, за несколько тысяч верст от своих родных и семьи, которую он горячо и нежно любил. После покойного осталась жена с малолетним сыном. Тело его перевезено на родину и погребено в церковной ограде рядом с могилой родителей. [1]