Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
24.02.2020
17:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [138]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1199]
Суздаль [359]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [379]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [6]
Судогда [9]
Собинка [86]
Юрьев [200]
Судогда [86]
Москва [42]
Покров [113]
Гусь [134]
Вязники [244]
Камешково [70]
Ковров [302]
Гороховец [104]
Александров [225]
Переславль [102]
Кольчугино [64]
История [39]
Киржач [69]
Шуя [95]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [29]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [73]
Писатели и поэты [94]
Промышленность [86]
Учебные заведения [78]
Владимирская губерния [36]
Революция 1917 [47]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [42]
Муромские поэты [5]
художники [19]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [3]
краеведение [39]
Отечественная война [15]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 31
Гостей: 31
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Свадебные обряды в Вязниковском уезде

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ

Семейные обряды Владимирской деревни. Часть 1. Областной центр Народного Творчества. Владимир 1995.

Ковровский уезд

В деревнях Алексинской волости существует доселе оригинальный свадебный обычай. На первое утро после брака в дом новобрачных собираются родственники и дружки, одеваются как можно позабавнее и, обвешав себя вениками, берут два или три помела, садятся на них верхом и, вымарав себе лицо сажею, (...) отправляются по всей деревне. А прочие дружки между тем идут подле изб, стучат под окнами палками и приговаривают: «Милости просим, хозяин с хозяюшкой, пожаловать к нашему молодому князю помыться, побелиться, порумяниться!» За этим зовом являются в дом молодых охотники погулять. Там их встречают с поклонами и, улучив минуту, марают их лица сажей. Посмеявшись этой проделке, молодой берет ковшом воду для умывания, а молодая стоит с полотенцем, которым мараные гости утираются. Вслед за этим подают гостям по стакану водки. Выпивши водки, запивают ее налитой в ушат брагой. После этого радушного приема гости, подгуляв, отправляются с песнями по домам.

ВЯЗНИКОВСКИЙ УЕЗД

№ 25

Течение событий совершается своим путем. Вот рано утром выходит из ворот дома пожилая женщина с озабоченным лицом, тепло укутанная, вокруг внимательно озирается, глядя на церковь набожно крестится, делает несколько шагов вперед и вопросительно повертывается к своей избе. В этот миг выбрасывают из ворот вслед ей осиновое полено (если полено ляжет плашмя, то успех, если ребром неудача), она одобрительно кивает головой и продолжает идти по назначению. Подойдя к дому, на минутку останавливается в раздумье и поспешно входит в избу, где три раза мерно крестится с поясными поклонами Образам и, после обычных приветствий хозяевам дома, торопливо садится на лавку под подматок и тем обнаруживает причину раннего своего посещения: в ней узнают сваху.
Свахой избирается пожилая женщина и близкая родственница жениху. Она тотчас приступает к допросу родителей девушки: «отдатчица» ли она у них, или нет? На положительное «да» сваха объясняет кто жених, какие могут быть требования приданого, какие условия жизни и сколько могут дать выкупу деньгами за невесту; расточает также похвалу жениху, рисует в радужном свете перспективу будущего довольства и счастия от предстоящего брака, словом, сваха, как и всегда, старается уладить с успехом сватовство.
При согласии родителей выдать дочь в замужество за предлагаемого жениха, делается в доме их вечером того дня, или на другой день, сговор и рукобитье. На этот случай сзываются родные невесты для совета и отец жениха - для окончательных условий сватовства. Решив участь девушки и назначив день свадьбы сваты (отец жениха и отец невесты) бьют по рукам и стаканом водки скрепляют свое согласие честного слова навсегда. Не было примера, чтобы после рукобитья не состоялась свадьба, хотя большею частию родители не справляются о желании дочери. Воля их для нее священна.
На другой день рукобитья жених присылает невесте для выкройки свою рубашку и порты, по которым она должна из цветного холста собственноручного рукоделья сама сшить всё в подарок жениху.
По вечерам собираются к ней подруги с желанием послушать вопления невесты, для чего она садится на лавку, под ноги подставляет небольшую скамейку, опускает на руки голову и печальным напевом голосит причитания. К подругам:
Подите, добро пожаловать
К мому горю великому!
Что заели меня во чужи люди
Родимой-то мой батюшка
Со родимой-то с матушкой.
Заевши меня, горьку горюху,
Отступились, отшатнулись от меня,
Что заевши меня горькую,
Не приступятся, не пришатятся.
Не прогневайтесь подруженьки,
Что я вас горькая не встретила
Середи двора широкова,
Середи моста тесовова,
Не отворила вам тесовую дверь,
Не привстала я на резвы ноги,
Не приклонила вам буйну голову, -
Не пошли мои ноги резвые,
Не сокатилась моя буйна голова
С моех-то плеч могучих -
С моех-то слёз горючиих!..
Невеста неутешно плачет навзрыд, подруги стараются ее утешить: «Полно, полно матка! - чай уж и так надсадилась сердешная... не то мы уйдем.» Невеста на короткое время стихает, как бы собираясь с новыми силами и обращается с таким же печальным воплем к своей замужней сестре, или снохе, а если нет ни той ни другой, то к тетке:
Ты поди, матушка, размила сестра,
Что долго ко мне не бываешь,
Ко мому горю великому,
Что заели меня приятели -
Разболезной мой батюшко
Со приятушкой матушкой
Еще молоду и зелену.
Возвейте во свой хороший венок;
Не подпортит ли мой алой цветок,
Матушка, размила сестра,
Ты послушай-ко, разлебёдушко,
Что тея я буду спрашивать:
Каково житьё во чужих людех
У чужова отца с матерью,
У чужова роду-племени?
Сестра, подпершись рукой в щеку, а другую руку положив под локоть и сбочив насторону голову, голосит:
Ты послушай-ко, размила сестра,
Что тее я буду говорить:
Не ровно житьё во чужих людех
У чужова отца с матерью,
У чужова роду-племени.
Что живу я горько-горюха,
Что живу я - проклажаюся
У чужова отца с матерью!..
Опять следуют утешения подруг невесте и просят ее сестру не надсаживать более невесту, иначе грозят уйти, но невеста предупреждает их: встает с места, усердно утирает платком глаза и охотно провожает подруг из избы, до следующего вечера. Подобные церемонии продолжаются каждый вечер до дня свадьбы - от одной до двух недель. Невеста всё это время никуда не выходит, жених также, и они не видят друг друга до дня свадьбы.
Накануне свадьбы подруги топят для невесты баню, ходят к жениху за мылом и брагою и с различными песнями моют ее в бане, а брагою поддают каменку. В заключение невеста провопит им известный причет и подруги (...) возвращаются по домам.
В день свадебного обряда невеста встает очень рано, садится за стол и, подперши руками голову, вопит к матери:
Ты послушай-ко, родима матушка,
Что тея я буду спрашивать:
Что спалась ли тее тёмна ночь?
А мне горькой не уснулося!
На белой зоре призабылося -
Не хорош мне сон привиделся:
Через наш ли высок терем
Что летят-те гуси-лебеди,
Кричат они жалобнёхонько:
«Проспала ты, красна девица,
Свою красоту ты красную!»
Подойди родима матушка
Ко мому столу дубовому,
Ты накрой буйну голову.
Мать подходит к дочери, ознаменовывает ее крестом и покрывает ее голову платком. Дочь тем же напевом благодарит мать:
Спасибо, родима матушка,
Что накрыла буйну головушку!
Вскоре приходят родные невесты, сваха и подруги. Одна из подруг, пользующаяся особым расположением невесты, подходит к ней и начинает расплетать косу. В это время невеста вопит:
Как стоят у тея ноги резвыя,
Моя матушка-подруженька?
Как поднялись у тея руки белые
На мою ли то буйну голову,
На мою ли косу русую?
Я пущу-тко свою красоту
На любезную подруженьку -
Ты красуйся-ка, моя подруженька -
Моя красота хорошая.
Моя матушка - подруженька, -
Она тебе не полюбится,
Не полюбится, не покажется,
Моя красота сироцкая,
Моя красота хорошая.
Пустить мне свою красоту
На луга пустить в зелёные,
На лугах она загуляется
Со цветочками замешается!..
Распущенные на голове у невесты волосы перевязываются у затылка цветною лентою. «Сряжают» невесту к венцу: надевают на нее цветной сарафан и шубу. В настоящее время этот обычный наряд начинает утрачиваться. Нередко можно видеть невесту под венцом в шелковом платье и пальто. Но во всяком случае подвенечный наряд сопровождается предохранительными мерами: от колдовства и порчи вкалывают на спине в сорочку две скрещенные булавки, кладут в чулки и башмаки бодягу и прочее.
Совсем одетая невеста обращается к отцу, потом к матери с просьбою дать ей благословение, выражая свою просьбу пением, как предыдущие:
Ты послушай, болезной батюшка,
Что тее я буду говорить:
Уж как я стану, горько-горюха,
Уж просить у тея благословения
На веки нерушимова,
Чтобы жити мне, не догибнути,
Что мне жить во чужих людех
У чужова отца с матерью,
У чужова роду-племени!

Отец Образом благословляет дочь и передает Образ матери. Невеста обращается к ней с тою же просьбою, по окончании которой мать благословляет дочь.
Если же выходит замуж сирота, то посаженным отцом и матерью бывают крестные или дядя с теткой или, наконец, посторонние. Просьба сироты-невесты о благословении у посаженных высказывается в более грустном напеве и выражениях:
Снарядить меня есть кому,
К злату венцу везти есть кому,
Благословить меня некому.
Нет родимова батюшки
Со любезной матушкой!
Как пойду я, горько-горюха,
Я ко Божией ко церкови,
Я ударю в большой колокол -
Не расступится ли мать-сыра-земля,
Не раскроется ли гробова доска,
Не распахнется ли тонко полотно,
Что ко этому ль ко часику
Не встанет ли родимый батюшка
Благословить горьку-горюху!..
После благословения родителей невеста в последний раз вопит вышепомещенные причеты подругам и сестре. Затем ожидают послов от жениха. Невесту сажают на приготовленное для нее место - на лавку, покрытую шубой, за столом, накрытым столешником (скатертью) в переднем (образном) углу избы. По правую руку рядом с невестою помещается сваха. Вскоре со звонками и «поездом» подъезжает жених к церкви и посылает дружку с поддружьем за невестою. (В этом поезде жених с дружкой и поддружьем едет впереди всех в телеге с верхом на тройке с поддужными колокольчиками и позвонками, за ними в открытых телегах едут «поезжане» - родные жениха.) Послы являются в избу к невесте, крестятся, раскланиваются, приветствуют всех присутствующих и спрашивают сваху: готова ли невеста? Сваха отвечает уклончиво. Дружка требует ковш с водою или квасом и подносит свахе в виде любезного угощения: «Пожалуйте отведать!» Сваха внимательно смотрит на ковш и, ничего в нем для себя интересного не видя, творит: «Невеста, чай, не железный грош, даром штоль норовишь взять, вона какой! А ты сперва посеребри питьё, да и подноси нам». Дружка, не смущаясь, с достоинством бросает в ковш гривенник. Сваха зорко следит за полетом монеты и торопливо выхватывает ее из ковша и покорно возвещает дружке, что невеста готова - хоть сейчас под венец. Тотчас следуют сборы и невеста, сопровождаемая свахою, дружкой, поддружьем родными и гостями отправляется в церковь. (В поезде невеста едет вместе со свахою в телеге с верхом на тройке с колокольчиками в таком только случае, если невеста и жених из окрестных деревень. Когда же невеста и жених из села, то большею частию шествие совершается в церковь пешком.) Родители ее остаются дома и, по уходе всех, садятся на шубу - место невесты и, крепко обнимаясь, целуются, желая тем дочери хорошего супружества.
Под венцом невеста должна быть в шубе, а жених в чупане (род чуйки из домашнего сукна). Примета: если жених с невестою одновременно крестятся, означает согласие в будущем, розно - дурное житье.
Если свадьба произошла у сельских, то новобрачных ведут до дома в венцах с зажженными в руках свечами и в сопровождении духовенства в полном облачении. Замечают: у кого раньше потухнет свеча, тому прежде и умереть.
По приходе или приезде молодых в дом невесты или жениха, смотря по условию свадебного договора, сват сдает невесту жениху и потом они принимают благословение от родителей.
После чего «столуют» (обедают) молодые, миряне и гордые. Но прежде всего новобрачных угощают вареным куриным яйцом, разрезанным пополам, каждому по отдельной половине, - чтобы ладно жили, а также кормят молоком - чтобы дети были белы. Потом следует общий обед, состоящий из холодного студня, лапши со свининой, жареной баранины, телятины и сальника. В промежутках при перемене кушанья пьют брагу, вино и водку, «подслащиваемые» по требованию мирян поцелуями молодых. На другой день свадьбы дружка с поддружьем ходят по селению для сбора яиц на белила и румяна молодым, вместо которых сами состряпают яишницу и угощают собравшихся гостей. Дня через три совершенно оканчивается свадебное празднество. Новобрачная первую неделю своего замужества обязывается обычаем не выходить никуда из дома (...).
Рождественский пост прекращает свадебные обряды до весны.
(с. Никольское, с. Южа, деревни: Омелово, Нефедово, Тарантаево, Костяево, Реброво, Сойна и Русино)

№ 26

Сватовство начинается следующим образом: отец жениха посылает сваху к невесте. (...) В это время зажигают пред Образами свечку и дожидаются ответа. Как только получат от свахи ответ с согласием, отец жениха собирает родственников на рукобитье. Самые близкие из собранных родных отправляются в дом невесты «брать руку». В доме невесты отец жениха затепливает пред Образами свечку и все - с семейством невесты - молятся Богу. Потом отец или мать жениха «берут руку» невесты у ее родителей. После чего они садятся за стол и им делается угощение. По окончании его уходят обратно. Пришедши, с веселым видом приветствуют жениха с невестой. У жениха также начинается угощение. (До возвращения от невесты в доме жениха не делается никакого угощения, а ожидают все прихода «взявши руку».) После рукобитья невеста плачет причетами. На другой или на третий день от невесты приходит женщина к жениху за сорочкой (сделать мерку для невесты).
До дня брака проходит одна неделя и не больше двух. Невеста окружена родными и подругами-девушками, которые шьют приданое. Жених неоднократно посещает невесту и в последний приход приносит гостинцы, состоящие из разных лакомств. Невеста дарит жениха за гостинцы жилетом или галстуком, и угощает подруг жениховыми гостинцами.
Когда жених до дня брака посещает невесту - с ним вместе приходят мужчины и женщины из ближайших его родных. Жениха и пришедших с ним угощают чаем и прочим. Девицы прячут невесту, и жених выкупает ее деньгами, смотря по состоянию. И как выкупит невесту - она садится с ним за стол. В эти вечера с невестиной стороны приглашаются родственники и девицы - подруги невесты. Жених и пришедшие с ним просят девиц петь песни. (...)
Накануне свадьбы у жениха и невесты бывают столы, называемые вечеринками. На вечеринки созываются все родные. У жениха приглашается священник с причтом и женский их пол. От жениха к невесте посылается дружка с поддружьем. (Дружкой выбирается женатый молодой родственник жениха - бойкий, который должен знать все обряды свадебной процессии, а поддружьем - мальчик.) Они привозят невесте шкатулку, в которую положены «чиверики» (башмаки), чулки, белила, румяна, помада, духи, гребенка и прочее, и отдельно в кулечке зеркало, обернутое белым полотенцем. Это все отдает дружка матери невесты, потом садится за стол. Ему подносят водки - первоначально отец, а потом мать невесты, а за ними все гости, созванные на вечеринку. Гостей бывает от 20 до 30 человек и более. Дружка непременно должен выпить от каждого (...). Поддружье угощают брагой и медом. По окончании угощения дружку с поддружьем дарят подарками, заключающимися в жилетной материи, галстуках или носовых платках и вручают им сладкий пирог с ягодами (более - с изюмом) и узорчато сплетенными разными фигурами или вензелевым именем жениха. В заключение их провожают за ворота все гости с низкими поклонами. Возвратясь в дом жениха, дружка отдает пирог и показывает подарки. Стол у жениха кончается сладким пирогом, привезенным от невесты - разрезается и делится каждому гостю.
У невесты вечеринка начинается по отъезде дружки. Она сидит впереди в темном наряде и черном платке. У нее на вечеринке пируют подруги и родственники. В продолжении стола, невеста, приподнявшись, просит пожаловать гостей.
На другой день священник с причтом обедают у жениха. После обеда вскоре жених с дружкой ездят звать родных на свадьбу. Также и с невестиной стороны сзывают своих родных. Каждый родственник посылает к жениху, а родные невесты - к ней, коровай черного хлеба. Когда соберутся родные к жениху, которые называются «поезжане», дружка приглашает священника. Дружка отправляется к невесте с шубкой и известием, чтобы всё было готово к принятию поезда. По отъезде дружки невесту благословляют родители, а также отец и мать крестные, иконами и хлебом-солью. Невеста кладет три поклона в землю, целует икону, хлеб-соль, родителей и принимает благословение, кляняясь родителям в ноги. Невеста с воплями и причетами бросается на шею родителям, родным и подругам, - каждому кланяется в нот и беспрестанно плачет, чем отвечают ей родные и подруги. Потом, совсем одетую к венцу невесту сажают вперед на «кошму» (давний) обычай сажать невесту и жениха на кошму (эпанчу или войлок за стол, накрытый скатертью). На столе положены: хлеб (а в нем соль) и пирог. Рядом с невестой садится ближайшая ее родственница. Во все это время свечка теплится пред Образами. В это же время благословляют к венцу жениха - родители, отец и мать крестные - иконами и хлебом-солью, так же как и невесту. По возвращении дружки, священник с женихом и весь поезд отправляются к невесте в дом. Все поезжане, проходя из дверей и ворот дома и на перекрестках улиц, крестятся. (...) Впереди идет дружка с поддружьем, а за ними попарно мужчины, позади священник с женихом и сваха на лошади. (Если свадьба зажиточная, то и весь поезд отправляется на лошадях, но сваха обязательно всегда на лошади.) Сваха с пряником и брагой в кувшинах.
По прибытии поезда в дом невесты, жениха с поезжанами сажают за стол. Сваха угощает привезенной ею брагой лиц находящихся в доме невесты, ее подруг. Пряник, привезенный свахою, кладется на стол. С невестиной стороны угощают поезжан водкой, брагой и прочим. Дружка выводит жениха и невесту из-за стола в соседнюю комнату, где их обоих вместе благословляют родители невесты иконами. После чего священник, жених и невеста и весь поезд, помолясь Богу, отправляются в церковь. Жених со свахой выводят невесту из комнаты. Невеста раскланивается во все стороны, потом крестится и садится со свахой и своей родственницей в приготовленный экипаж. Кортеж следует тем же порядком как и к невесте, но впереди дружка с поддружьем несут благословленные жениху и невесте иконы.
Мать невесты, проводя поезд в церковь, садится на то место, где сидели жених с невестой. И как получит известие, что поезд прибыл в церковь, встает из-за стола и молится Богу. Пирог, который находился на столе, разрезается и раздается нищим. То же самое происходит и в доме жениха.
У церковного подъезда жених невесту и сваху принимает из экипажа. Священник вводит их в церковь. Дружка становится с правой, сваха с левой стороны и поезжане с обеих сторон - мужчины с правой, а женщины с левой.
Во время бракосочетания родственник невесты отвозит в дом жениха приданое, которое отдает отцу и матери жениха с поклонами в ноги.
По совершении бракосочетания: священник с крестом, дружка и поддружье с иконами, певчие и весь поезд сопровождают сочетавшихся в венцах и с горящими свечами. У ворот дома встречают их родители и родные. Отец берет жениха под руку, а мать невесту и вводят их в комнату. В комнате священник снимает венцы, родители жениха благословляют новобрачных иконами и садятся все за стол. После приличного угощения духовенство и поезжане удаляются.
Новобрачную свахи уводят в особую комнату «крутить голову», то есть заплетают две косы. (Девицы до брака заплетают одну косу, а замужние две косы и уже не ходят с раскрытой головой.) Надевают ей на голову кокуй (кичку) и повойник (головной убор, закрывающий косы). Повойник сверх перевязывают шелковой косинкой. После этого обоих молодых сажают на стул, закрывают полотенцем с задней стороны и заставляют посмотреть в зеркало. Сваха спрашивает: кого каждый из них видел. Они называют свои имена. Потом сажают их за стол и угощают чаем и кушаньем. В то же время дружка отправляется с «отвестьем» в дом новобрачной и говорит ее родителям о благополучном бракосочетании.
Вечером в доме новобрачного дается пир, который называется «гордый стол». Приглашаются все родственники молодой и родственники жениха. Отец и мать молодой приходят со всеми своими родственниками. Их встречают в воротах отец, мать, жених и все налицо родственники молодого. Отец невесты вручает коровай черного хлеба и кланяется свату и свахе в нош. Затем гости входят в комната и садятся за столы. Почетные места занимают отец с матерью новобрачной и ее родные. Гордый стол начинается ужином (в зажиточных домах сначала бывает чай). Перед началом ужина подносят сразу по три стакана водки, наливки или красного вина, или меду - кто что пьет, а потом дают кушанье, заключающееся в следующих блюдах:

Кушанья, окорок и поросенок для гордого стола, а также свечи на столе украшаются фольгой или обрезками цветной бумаги. В промежутке после каждого кушанья подносят по 2 раза и более водки, браги и прочих вин. Порядок блюд и на небогатой свадьбе соблюдается. За столом происходят следующие церемонии. Когда подают середку (середина барана), молодой берет из нее почку, разрезает на самые мельчайшие кусочки и раздает на вилке всем присутствующим. Принимая кусочек почки, каждый выпивает и заставляет целоваться. Эта церемония продолжается очень долго, и особенно, если гостей бывает много (человек до 60). Когда подают гуся, новобрачные уходят из-за стола и переодеваются в другое платье. А также в это время из-за стола выходят все пирующие. Потом садятся снова и доканчивают стол. Если у кого физические силы слабы, то нет никакой возможности просидеть весь стол, который продолжается далеко за полночь.
На другой день с раннего утра собираются те же гости на похмелье. Тут уже всё пьяно, крик, шум, пляска, песни и всякого рода неописуемые безобразия. К половине дня приготовляется стол, называемый «завтрак». Близкие родные новобрачной приезжают с завтраком из ее дома. Привозят с собой жареную середку (баранину), брагу и сладкий квас. За завтраком угощают водкой, закусывают, а почка из середки молодым раздается, как и за «гордым столом». После завтрака молодые дарят своих родственников платками, материалом, жилетами, галстухами, которые в свою очередь отдаривают деньгами. А потом опьяневшие гости отправляются гулять по улицам с пением песен и нередко катаются на лошадях, маскированными во что пришлось.
Вечером в этот день молодой отправляется к теще на блины, которые разрезает он со всеми местными обычаями. После блинов подается яишница, которую тоже разрезают особенным, принятым издавна манером. В заключение теша дает тарелку блинов, которую молодой отвозит своей супруге.
На третий или четвертый день брака точно такой же бывает «гордый стол» у отца молодой. На этот стол также приходят гости и родственники с обеих сторон и происходит пиршество как и у отца жениха. На утро опять похмелье в доме отца выданной дочери. Надобно заметить, что при небогатой свадьбе водка на похмелье отпускается в небольшом количестве (а часто и ничего), но собравшиеся гости делают складчину денег и тем непременно удовлетворяют свое желание (...).
У зажиточных бывает в первый воскресный день свадебный стол, похожий на гордый стол, но на него приглашаются только ближайшие и избранные родные. И пиршество на свадебном столе поблаговиднее, нежели на гордом.
(слобода Мстера)
Обряды Владимирской деревни:
Рождение младенца
Детские игры
Свадебные обряды в Юрьев-Польском уезде
Свадебные причитания в д. Добрынино Ставровской волости
Свадебные обряды во Владимирском уезде
Свадебные обряды в Вязниковском уезде
Свадебные обряды в Шуйском уезде

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (02.02.2020)
Просмотров: 25 | Теги: Вязниковский уезд, обряды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика