Нифонт (Фомин) епископ Вязниковский
Николай Петрович Фомин родился 7 мая 1885 года в с. Липник Кирилловского уезда Новгородской губернии в семье священника Преображенской Липникской церкви Кирилловского уезда.
С 1896 года по 1900 год обучался в Кирилловском духовном училище. С 1900 года по 1906 год – получал образование в Новгородской духовной семинарии. В Новгородских Епархиальных ведомостях № 27-28 от 7-14 июля 1906 года Фомин Николай значится в числе выпускников, окончивших курс Новгородской духовной семинарии по первому разряду. В 1906 году поступил в Московскую духовную академию.
3 апреля 1910 года, обучаясь на IV курсе академии, пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха.
В том же году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, добровольно поступил учителем в Богословскую школу при Соловецком монастыре. 18 июля 1911 года его перевели на должность преподавателя гомилетики и соединенных с нею предметов Тифлисской духовной семинарии.
С 10 сентября 1911 года – преподаватель Саратовской духовной семинарии.
28 августа 1912 года о. Нифонт был назначен смотрителем Петровского духовного училища Саратовской епархии с возведением в сан архимандрита. Летом 1917 года скончался родитель будущего владыки, и о. Нифонт приезжал на родину на погребение.
Епископ Вязниковский Нифонт (Фомин) в Казанском соборе. Фото из архива Ю. А. Васищева
После закрытия училища в 1918 году служил священником в селе Красная речка бывшего Саратовского уезда.
13 апреля 1918 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии.
В 1919 и 1921 годах подвергался репрессиям. Назначение его в 1919 году епископом Череповецким, викарием Новгородской епархии, не подтверждается документально.
С 1919 по 1920 годы жил в селе Красная речка Саратовсокого округа.
В феврале 1921 года назначен правящим архиереем Царицынской епархии. С 1921 по 1927 год жил в Царицыне (с 1925 года – Сталинграде).
В 1921-1923 годы придерживался политического нейтралитета. Несмотря на это, он и его немногочисленные сторонники подверглись репрессиям. Арестован 12 мая 1922 года в Царицыне по обвинению в сокрытии церковных ценностей, осужден на 7 лет лишения свободы с последующей высылкой на 3 года в г. Кострому. Сам епископ Нифонт в протоколе допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 года, так сообщает по делу ареста 1922 года: «Арестован был как подозреваемый в сокрытии церковных ценностей. Мне было предъявлено обвинение в том, что якобы по моему приказанию при изъятии ценностей были сокрыты две чаши, два д…. и две тарелки, в действительности же я никаких приказаний на этот счет не давал и в этом я обвинялся по наговору».
Был досрочно освобожден по амнистии 7 мая 1924 года, после чего отбывал 3 года ссылки в г. Костроме.
С 1925 по 1927 год он повторно занимал Царицынскую (Сталинградскую) кафедру.
Епископ Вязниковский (май-сентябрь 1927 г.)
В мае 1927 года Преосвященный Нифонт был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии.
Временно управляющий Владимирской епархией (май – сентябрь 1927 г.).
С мая по сентябрь 1927 года временно управлял Владимиро-Суздальской епархией. После окончания отбывания ссылки в Костроме в 1927 году по разрешению властей прибыл в Москву до получения места служения.
С сентября 1927 по 1928 г. – епископ Владивостокский и Камчатский. В июне 1928 года вернулся в Москву. С середины 1928 года «вышел на покой, после чего проживал в Пензе до мая 1929 года» (из протокола допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 г.). В 1928-1929 годах «без должности, проживал в городах Камышине и Пензе». В Пензе проживал на иждивении у своего друга епископа Кирилла (Соколова).
26 мая 1929 года назначен епископом Череповецким, викарием Вологодской епархии.
В протоколе допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 года, епископ Нифонт так раскрывает этот период своей жизни: «Находясь на покое в гор. Пензе, получил от Митрополита Сергия указ об отбытии епископом Череповецким, куда и прибыл 26 мая 1929 года. По приезде в Череповец, все по моей инициативе, а также и по приглашениям верующих, с разрешения органов власти, начал совершать поездки по епархии с целью посещения подведомственных мне приходов. Так за все время поездок посетил следующие приходы: Стефановское, Городище, Вахново – Череповецкого района, Чудь, Шухободь – Абакановского района, Ковжа, Черноезерье, Чаромское – Пришекснинского р-на, Пусторадицы – Кадуйского р-на, Петровское, Рукино, Н. Торжок, Славенка, Благовещенье – Н. Торжского района, г. Кириллов, с. Покровское, Горицы, Соров, ЦЫпино, Ферапонтово, Взвоз – Кирилловского р-на, Короткое, Петропавловское, Пегенка – Петропавловского р-на, с. Мунское – Вашкинского р-на, Леушино - …ского р-на, г. Белозерск, Заболотье, Н. Озеро – Белозерского р-на. … В большинстве указанных выше приходах я совершал архиерейские богослужения совместно с архидиаконом Иосифом Чернышевым, который все … со мною разъезжал. Конечно, во время совершаемых мною богослужений я выступал с религиозными проповедями исключительно на евангельские темы, при этом никогда ничего на политические темы не говорил и недовольства Соввластью не высказывал. К Соввласти я отношусь лояльно, подчиняюсь всем ее законам и своим положением вполне доволен. Предъявленную мне проповедь, произнесенную мною на одном из богослужений на тему о евангельском юноше, в которой я сравнивал евангельское юношество с современным юношеством продающим бога, точно не помню, говорил ли я, но выражения «продающим бога» конечно не говорил, как вообще таких выражений я не произношу. Что же касается поминовения князей за богослужениями – указываю на то, что подобные явления имелись и имеются теперь при этом понимаются святые князья в молитве литии Владимир, Александр, Даниил, Борис, Глеб и Игорь». Проживал в Череповце по адресу: улица Р. Люксембург, дом 31, квартира 1 (данный адрес в протоколе обыска и ареста 4 февраля 1931 года). По-видимому, одновременно с Череповецкой епархией управлял Кирилловским викариатством, где в тот период не было своего епископа.
4 февраля 1931 года арестован Череповецким сектором ОГПУ в Ленинградском Военном округе по обвинению в антисоветской агитации. В постановлении по делу № 263-31 г. от февраля 1931 года сообщается: «Уполномоченный ЧОС ОГПУ …. Рассмотрев поступившее ко мне 10 февраля 1931 г. РЕГО дело о гражданах Фомине Никол. Петров…. и других, … в том, что (указать содержание дела) проходящие по делу лица, являясь служителями религиозного культа занимаются антисоветской агитацией, возбуждая среди верующих религиозную вражду и усматривая наличие признаков преступлений, предусмотренных ст. 58-59 Уголовного Кодекса, что согласно ст. 91 Процессуального Уголовного Кодекса, является достаточным основанием к началу предварительного следствия/дознания. Поставил: преступить к производству предварительного следствия/дознания по сему делу, о чем сообщить Череповецкому Райпрокурору». Содержался под стражей в Череповецком Домзаке. В протоколе допроса, произведенного в ПП ОГПУ в ЛВО 14 февраля 1931 года, епископ Нифонт по поводу религиозной обстановки в стране и епархии отмечает: «После выпуска М. Сергием интервью по поводу религиозных гонений, …. Обсуждаемых за границей, имел ли я с кем-нибудь разговоры, не помню, но к М. Сергию в Москву действительно ездил, специально за разъяснением, как понимать его интервью, так как на местах появились слухи, некоторые верующие не согласны с интервью, хотят отделиться от церкви. М. Сергий мне ответил, что таких гонений, как их представляют за границей у нас не существует и что на этом основании и было выпущено интервью. По поводу группирующихся монахинь, вокруг нашего собора в Череповце, сообщаю, что в этом я участия никакого не принимаю. Церковный хор состоявший в большинстве из монахинь существовал при соборе до моего прибытия. Мне известно, что эти певчие монахини в прошлом состояли в Леушинском монастыре. Что же касается замещения монахами свободных священнических мест, то такое положение в нашей епархии вытекает из того, что нет кандидатов в священники. Обнаруженные у меня на квартире при обыске 7 комплектов архиерейского облачения являются моей собственностью и приобретены мною за все время служения. Часть из них куплена лично, часть подарена. Поскольку я считаю это облачение своим личным имуществом, в церковной описи оно не значится, а потому я и хранил облачение у себя дома». Осужден 2 октября 1931 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР на 3 года концлагерей. 16 октября 1931 года направлен для отбывания срока наказания в Свирские лагеря ОГПУ.
Епископ Нифонт упоминается в судебном деле белозерского духовенства 1937 года, по которому было расстреляно около 100 человек в Левашовской пустоши, главным образом, монахини Горицкого девичьего монастыря. Цитата: «следствием установлено, что начало существования контрреволюционной организации церковников относится к 1930 году, когда управляющий Череповецкой епархией епископ Фомин Нифонт организовал духовенство Белозерского и Кирилловского районов для оказания активного сопротивления проводимой в деревне коллективизации…».
По-видимому, вскоре после ареста в 1932 году епископ Нифонт был расстрелян или погиб в заключении.
Часть меморила жертвам политических репрессий, на территории Благовещенского женского монастыря
Двоюродный брат владыки протоиерей Александр Фомин, живший на Цыпинском погосте Ферапонтовской волости, служил благочинным 3-го округа Кирилловского уезда и был приговорен в 1931 году к расстрелу.
Корнилий (Соболев) - епископ Вязниковский (1921–1926).
Василий (Преображенский) - епископ Вязниковский (октябрь 1926 – начало 1927).
Николай (Никольский) - епископ Вязниковский (сентябрь 1927–21.04.1928)
Герман (Ряшенцев) - епископ Вязниковский (26.06–14.12.1928)
Владимиро-Суздальская епархия
|