Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Епископ Вязниковский Василий (Преображенский)

Василий (Преображенский) Епископ Вязниковский

Епископ Василий (в миру – Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской епархии в семье священника. Своим воспитанием будущий владыка всецело обязан своим родителям, которые, проповедуя христианские истины, стремились оградить детей от пагубного влияния мира. Первоначальное образование Вениамин Сергеевич получил в Костромской гимназии, которую окончил отлично. Затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1901 году он окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. Вскоре за защиту диссертации под названием «О скитском патерике» В. С. Преображенскому присудили степень магистра богословия. В Воронеже будущий владыка прослужил до 1910 года, после чего для более углубленного изучения европейской культуры уехал в Англию. В Лондоне Вениамин Сергеевич прожил два года, обучаясь там в одном из университетов.
После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 году Преображенский переехал в Москву и стал преподавать латинский язык в Петровской гимназии. Одновременно он окончил педагогический институт, видя себя в будущем только преподавателем и наставником юношества.
Однажды, гостя у родителей в Кинешме, Вениамин Сергеевич с друзьями решил покататься на лодке по Волге. Но случилось несчастье – лодка перевернулась и люди, находившиеся в ней, стали тонуть. Предчувствуя скорую смерть, светский преподаватель взмолился, прося помощи у Господа, и тотчас дал обет посвятить себя Церкви, если он останется жив. Как только Вениамин Сергеевич произнес эти слова, он увидел длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл к берегу. Друзья же Преображенского все погибли. Вскоре после этого происшествия В. С. Преображенский из Москвы возвращается к себе на родину в Кинешму и в октябре 1917 года поступает псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служил его отец. Возвратившись в духовное сословие, Вениамин Сергеевич продолжил свою образовательную деятельность. Только теперь он стал проповедовать по храмам Кинешмы и окрестных сел, растолковывая прихожанам Священное Писание.


Сергей Преображенский с сыном Вениамином

16 июля 1920 года В. С. Преображенский в Костроме был рукоположен в сан священника архиепископом Серафимом (Мещеряковым). Вскоре, после кончины отца, батюшка Вениамин принял постриг с именем Василий – в память Василия Великого.
19 сентября 1921 года отец Василий был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Серафим (Мещеряков), архиепископ Севастиан (Вести) и епископ Юрьевский, викарий Владимирской епархии Иерофей (Померанцев) (все трое в 1922 г. уклонились в обновленческий раскол). Рукоположенный во епископа, владыка Василий усилил подвижнические труды. Отказавшись от какой либо собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке во дворе вдовы солдатки. Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им церковные кружки, разбросанные по всей епархии. Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше людей. За короткий срок владыка организовал христианские кружки в Кинешемском, Юрьевецком, Вичугском, Семеновском уездах. Миссионерская деятельность епископа вызывала у властей большое беспокойство, однако повода для ареста святителя пока не находилось.


Василий (Преображенский), епископ Вязниковский

Летом 1922 года в епархии начался захват православных храмов обновленцами, изгонялись православные священники и архиереи, которых советская власть подвергала арестам и заключениям. Но и тогда владыка Василий не прекратил служение. В тех приходах, где церкви были захвачены обновленцами, святитель благословлял священников не покидать своей паствы, а литургию совершать на площадях сел. Пример такого служения подавал сам владыка. Конечно, долго терпеть такого архиерея новая власть не могла, и уже 10 мая 1923 года епископ Василий был арестован и сослан на два года в Зырянский край в поселок Усть-Кулом. Здесь же тогда находились в ссылке митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), епископ Новоторжский Феофил (Богоявленский), епископ Петергофский Николай (Ярушевич), священник из Великого Устюга Михаил Шилов и петроградский священник Петр Иваницкий. Проездом в Усть-Куломе был епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). Митрополит Кирилл подарил епископу Василию (Преображенскому) свое архиерейское облачение, которое тот, почитая великого святителя, бережно хранил, а перед смертью благословил разрезать на части и раздать своим духовным детям как святыню.
В мае 1925 года ссылка закончилась, и владыка Василий возвратился в Кинешму. С этого времени Церковь в городе стала быстро расти. На Рождество 1926 года власти потребовали, чтобы епископ покинул Кинешму. Следующие полгода святитель провел в небольшой деревушке Анаполь – на родине своего келейника Александра Павловича Чумакова. Здесь владыка продолжал ежедневные богослужения. В том же году епископ Василий совершил поездку в Саров – помолиться у мощей преподобного Серафима. Тогда же он побывал в Дивееве, а оттуда поехал в Нижний Новгород, где вместе с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и епископом Лысковским, викарием Нижегородской епархии Александром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского (будущий владыка Кинешемский). Участие епископа Кинешемского Василия в этой хиротонии не случайно. Иеромонах Николай, а в миру – Владимир Иванович Голубев, вплоть до своего ареста в 1924 году служил настоятелем сельских храмов в Кинешемском уезде Костромской епархии.

Епископ Вязниковский (октябрь 1926 – начало 1927)
После хиротонии иеромонаха Николая, а она состоялась в октябре 1926 года, митрополит Сергий сообщил владыке Василию о переводе епископа Вязниковского Корнилия (Соболева) на Екатеринбургскую кафедру и что вязниковцы просят его к себе. «Я принял это назначение, – писал вскоре епископ Василий митрополиту Кириллу из Вязников, – по долгу послушания, хотя, конечно, этот перевод был встречен в Кинешме с великою скорбью. Кинешемцы и теперь все еще хлопочут о моем возвращении, но пока без заметного успеха. Лично я не ропщу, хотя и грущу по родине. По-видимому, это перемещение было необходимо по условиям моей внутренней духовной жизни, а внешние причины, пожалуй, и несущественно важны. Господь лучше нас знает, что делает, и я могу только преклоняться перед премудростью и заботливой благостью Промысла, управляющего миром не по человеческим соображениям. Помолитесь, дорогой Владыко, чтобы Господь помог мне относиться к новому делу с прежним чувством интереса и участия. Чувствую себя здесь пока спокойно; духовных детей пока не завожу, так как не уверен в долговременности своего пребывания здесь. Административных хлопот также очень мало, так как в викариатстве всего около 70 приходов (в Кинешемском было 160). Остается много времени свободного для молитвы и для личных занятий, чему я очень рад. Александр Павлович [Чумаков] живет со мной в одной комнате. Кланяется, благодарит за привет и просит благословения и молитв.
Да сохранит Вас Господь, дорогой Владыко! От всей души обнимаю и желаю бодрости и здоровья. Не нуждаетесь ли в чем?
Напишите. Простите, благословите, помолитесь.
Искренно любящий епископ Василий».
В Вязниках епископ Василий продолжил дело, начатое еще в Анаполе. Он мечтал все беседы, которые вел в храмах и кружках, собрать в одну книгу. Рукопись книги епископ Василий передал в Кинешму. В начале 1927 года владыка Афанасий (Сахаров) послал к святителю в Вязники своего келейника иеромонаха Дамаскина (Жабинского) с запиской – не примет ли епископ Василий во временное управление Владимирскую епархию, ввиду того что он, епископ Афанасий, арестован и не может продолжать служение. В связи с арестом митрополита Сергия (Страгородского) тогда в управление Православной Церковью вступил архиепископ Угличский Серафим (Самойлович). Епископ Василий к нему обратился за разрешением этого вопроса, но владыка Серафим во Владимир послал епископа Дамиана (Воскресенского), а епископа Василия назначил на Ивановскую кафедру. Но назначением воспользоваться святителю не пришлось. Убоясь проповедей владыки Василия, власти выслали его в Кинешму. Здесь он прослужил несколько месяцев, после чего от него потребовали, чтобы он уехал.
В июне 1927 года епископ Василий приехал в Кострому, где прожил около года. В 1928 году, будучи в Ярославле, митрополит Агафангел (Преображенский) предложил епископу Василию остаться в Ярославле викарным архиереем, но владыка отказался.
В августе 1928 года епископ Василий вернулся в Кинешму, а через месяц был арестован. Владыку отправили в Ивановскую тюрьму, где продержали около полугода и приговорили к трем годам ссылки. Святитель вместе со своим келейником поселился в маленькой таежной деревушке Малоречка в 25 км от районного центра Таборово Екатеринбургской области. После отбытия срока наказания владыка подумывал остаться здесь навсегда, однако местные власти не разрешили. Тогда епископ Василий решил ехать в Орел, куда прибыл в сентябре 1932 года. Но и здесь святителя не оставили в покое. 31 марта 1933 года его и келейника арестовало Орловское ГПУ и оправило этапом в Кинешму, где в то время подвергались репрессиям духовные дети владыки. Епископа Василия обвинили в том, что он «являясь противником советской власти, ориентируясь на реставрацию государственной власти, в 1918 году создал сеть контрреволюционных кружков – филиал ИПЦ [Истинная Православная Церковь], ставивший своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя… организовал и воспитал кадры тайного моления монашества… Добился в ряде сельсоветов Кинешемского района упадка роста коллективизации, массовых волнений и ухода старых работниц с производства».
В июле 1933 года епископ Василий был приговорен к пяти годам заключения в ИТЛ. Вместе с ним приговорили еще одиннадцать человек. Заключение владыка отбывал под Рыбинском на строительстве канала. В январе 1938 года святитель освободился из лагеря и поселился там же в Рыбинске. Вскоре он переехал в село Котово Угличского района, где тайно совершал богослужения вместе с местным священником и организовал церковный кружок. 5 ноября 1943 года Ярославским НКГБ владыка Василий вновь был арестован. Его и еще несколько человек обвинили в том, что «они являются сторонниками истинно православной церкви, ведут активную антисоветскую деятельность, организовали подпольную домашнюю церковь».
7 ноября епископ Василий был заключен в Ярославскую внутреннюю тюрьму. Начались многодневные допросы, которые шли без перерыва и днем и ночью, хотя святителю тогда шел уже шестьдесят восьмой год. В январе 1944 года владыку переслали этапом в Москву и вскоре поместили в больницу Бутырской тюрьмы, поставив диагноз: миокардит, артериосклероз и истощение. Однако уже через две недели епископа Василия поместили во внутреннюю тюрьму НКГБ и начались новые допросы. Владыку включили в одно «дело» с епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым), которого также доставили в Москву. Формальным основанием послужило то, что келейник епископа Афанасия иеромонах Дамаскин (Жабинский) несколько раз навещал епископа Василия. В июле 1944 года владыке Василию объявили приговор – пять лет ссылки. Местом ссылки святителя стало глухое сибирское село Бирилюссы под Красноярском. Здоровье владыки было подорвано, он стал часто болеть, с ним случился частичный паралич. Но даже и тогда святитель не подвергся унынию. В одном из писем своей духовной дочери епископ Василий писал: «Дитя мое! Не расстраивайся очень, все в воле Божией, я уже достиг предела человеческой жизни, семидесяти лет, и в дальнейшем жизнь представляет мало интереса. Несомненно одно, что пять лет в бирилюсских условиях мне не выдержать. Смерть не страшна. Хотелось бы умереть в кругу детей и родных и со всеми поговорить и благословить. По крайней мере, иметь возле себя близкого человека, которому можно было бы доверить свое завещание и похоронные распоряжения.
Увы! Ни одной души нет. Тягостно это полное одиночество. Лечусь, принимаю йод, но самое главное драгоценное лекарство получил в Великий Четверг. Благодарю Творца за все радости и утешения. Душит кашель, трудно дышать, больше лежу. Но и слишком много лежать не годится. Как бы то ни было, полная неподвижность облегчает дыхание, можно вздохнуть полной грудью.
Прощай, дитя мое! Устаю писать, не унывай. Будь здорова. Доверься вполне воле Божией; склони голову и скажи: да будет воля Твоя. Помолись. В детскую молитву я верю, она мне часто помогала. В молитве найдешь утешение. Желаю здоровья, долгой счастливой жизни. Искренно любящий епископ Василий Кинешемский. Деткам привет и наилучшие пожелания. У всех прошу прощения и земно кланяюсь».


Новомученик Василий (Преображенский)

13 августа 1945 года владыка Василий скончался. Когда весть о кончине святителя дошла до его духовных чад, то по общему согласию его заочно отпел духовный сын епископа Василия иеромонах Лухского монастыря Венедикт, живший в те годы под Кинешмой.


Свято Введенский женский монастырь г. Иваново, рака с мощами еп. Василия

18 октября 1985 года были обретены честные останки епископа Василия (Преображенского). В июле 1993 года они были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иваново. В августе 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание святителя Василия. Из духовного наследия епископа Василия сохранились проповеди, но в наибольшей полноте – «Беседы на Евангелие от Марка».

Автор Н. В. Фролов
Корнилий (Соболев) - епископ Вязниковский (1921–1926).
Нифонт (Фомин) - епископ Вязниковский (1927).
Николай (Никольский) - епископ Вязниковский (сентябрь 1927–21.04.1928)
Герман (Ряшенцев) - епископ Вязниковский (26.06–14.12.1928)
Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери
Владимиро-Суздальская епархия
Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.01.2018)
Просмотров: 1480 | Теги: Вязники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru