Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
15:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Епископ Вязниковский Корнилий (Соболев)

Корнилий (Соболев), епископ Вязниковский

Епископ Корнилий (в миру – Гавриил Гавриилович Соболев) родился в ноябре 1880 года под Выборгом (по другим данным – в самом городе Выборге, который тогда находился в составе Великого княжества Финляндского).
Образование получил в Санкт-Петербургской семинарии, которую окончил в 1900 году, и Санкт-Петербургской духовной академии.
28 сентября 1902 года, когда еще обучался на III курсе академии, Г. Г. Соболев принял монашеский постриг с именем Корнилия. Пострижение в мантию совершил ректор академии епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии Сергий (Страгородский). Вместе с Соболевым иночество принял его сокурсник Киприан (Шнитников). Обращаясь к новопостриженным инокам, Преосвященный Сергий произнес пророческие слова: «Послушание имей во всем. Конечно, не без боли, не без тяготы совершен вами этот бесповоротный шаг. Многое вам пришлось оставить за собой, от многого отказаться навсегда. Перенесли вы и мучительный вопрос, отовсюду направлявшийся к вам: «Зачем вы делаете этот шаг, зачем не довольствуетесь обычной жизнью мирской, в которой ведь тоже можно спастись?» Да, зачем? Но зачем Петру было бросаться в озеро, когда он увидел, что Господь его стоит на берегу? Зачем было христианским мученикам добровольно проситься на костры, когда можно было и без этого спастись, когда и без этого Господь, быть может, их услышал бы и даровал бы им Царство Небесное? Ведь чтобы «войти в жизнь вечную» по слову Самого Господа, необходимо только «соблюдать заповеди», самые обыкновенные и для всех обязательные. Но разве любовь когда-нибудь спрашивает, когда-нибудь высчитывает, сколько нужно пожертвовать для любимого предмета? Разве дело любви – размерять величину своего подвига, как бы боясь передать лишнее? Любовь поэтому и любовь, что она себя не щадит, что она всегда на все готова, – готова принести жертву даже тогда, когда этой жертвы от нее и не требуют. Та же любовь ко Христу, блеснув пред вашим духовным взором, увлекла и вас за собой, и вся привела к решимости оставить мир похотения, служение своим страстям, оставить жизнь по своим планам и желаниям и предать себя Христу в жертву чисту, благоугодну…
Решительный шаг совершен. Прошлого уже нет. Теперь начинается для вас новая жизнь. Может быть, она предносится вашему воображению в особенном свете, в виде славного поприща, исполненного небывалых, особенных подвигов. Предносится, может быть, одному из вас тихая подвижническая келья где-нибудь в пустынном скиту, где кроме Бога и Богом сотворенной природы, являющей каждому истинному подвижнику Божие величие и красоту, нет ничего, где он один в тиши и безмолвии может беседовать с Богом, молиться день и ночь. Другому, может быть, предносится поприще миссионерское, где он, оставив все: свою родину, свой язык, идет в неведомые страны, несет язычникам свет Христов. Но, юные мои братья, слишком немудрена была бы монашеская жизнь и легко было бы спастись, если бы для этого нужно было только быть каким-нибудь героем, т. е. задумать какой-нибудь подвиг и раз навсегда совершить его, прославившись и здесь, и там. Не тот настоящий воин, который только в минуту особенного подъема духа может блеснуть самопожертвованием. Жизнь созидается не минутным решением и состоит не в одном столь же поспешном исполнении этого решения. Жизнь, настоящая жизнь, состоит из постепенного упорного труда и незаметного делания».
Тогда же инок Корнилий был рукоположен в иеродиакона, а в 1903 году – во иеромонаха.
После окончания духовной академии в 1904 году иеромонах Корнилий 28 июля того же года был назначен членом Урмийской духовной миссии в северной Персии – в городе Урмия, столице Западного Азербайджана близ одноименного озера Урмия. История миссии началась в 1898 году, когда девять тысяч сиро халдеев подали прошение о соединении с Русской Православной Церковью. В 1901 году в Северной Персии был построен первый православный храм, а с 1905 года при миссии на русском и сирском языках стал издаваться журнал «Православная Урмия».
Начальником миссии с 1904 года был кандидат Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Сергий (Лавров), под началом которого и служил иеромонах Корнилий. Персия в то время находилась в политической и финансовой зависимости от Российской империи. В ее городах, в том числе и в столице, размещались русские казачьи части, персидские шахи являлись должниками Русского учетно-ссудного банка. Десятки тысяч персиян, жителей пограничных территорий, в том числе Западного Азербайджана, уходили на заработки в Закавказье и Закаспийскую область Российской империи. Поэтому Русская Православная Церковь стремилась как можно эффективнее воздействовать на население этой провинции. Когда о. Корнилий служил в Урмии, в Персии были сильны революционные настроения. В середине декабря 1905 года началась Персидская революция. Антишахское движение испытывало влияние революции в России. Весь 1906 год прошел в демонстрациях, столкновениях митингующих с солдатами правительственных войск. Одним из центров революции стал Тебриз, расположенный в непосредственной близости от Урмии и южных границ Российской империи. В 1907 году при активном участии русских и английских войск революция в Персии была подавлена, а страна фактически разделена на русскую и английскую зоны влияния. Таким образом, служение иеромонаха Корнилия пришлось на бурные и опасные годы, хотя в Урмии было сравнительно спокойно.
14 августа 1907 года был назначен преподавателем, но уже 21 августа того же года перемещен на такую же должность в Александро-Невское духовное училище в Петербурге. Там в 1908 году он был награжден орденом Св. Анны III ст. 20 августа 1909 года его назначили преподавателем Санкт-Петербургской духовной семинарии, а 25 января 1910 года – там же инспектором.
1 сентября 1911 года о. Корнилий был назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
17 (30) сентября 1917 года архимандрит Корнилий был хиротонисан в Туле во епископа Каширского, викария Тульской епархии. 2 февраля 1918 года в Туле состоялся не разрешенный властями крестный ход. Шествие с иконами и хоругвиями, которое двинулось из кремля, было встречено пулеметным огнем красноармейцев. Десятки верующих были ранены, 13 человек убиты. Среди раненых был и епископ Каширский Корнилий (Соболев). Запись об этом событии оставил в своем «Дневнике» профессор Московской духовной академии А.Д. Беляев: «В Сретенье в Туле был крестный ход, которого не желали и требовали отменить большевики, но Дума и все население требовали… Большевики стреляли в идущую толпу богомольцев из пулеметов, есть убитые и раненые. В викарного епископа Корнилия попали 2 пули в ноги, навылет. А Тульского епископа Ювеналия после хода богомольцы одели в соборе в тулуп, и он пешком был проведен домой для безопасности».
С 22 января 1920 года владыка Корнилий – епископ Новосильский, викарий Тульской епархии.

Епископ Вязниковский 1921–1926 гг.
В 1921 году Преосвященный Корнилий был перемещен на Вязниковскую кафедру. Однако управлял епископ Корнилий недолго. Уже 27 марта 1921 года он был арестован в Вязниках, но затем отпущен под подписку о невыезде. Владыка обвинялся в антисоветской агитации. Решением коллегии Владгубчека от 7 июня 1921 года «…хотя юридически виновность Корнилия не доказана, ему было предложено в течение 2 недельного срока выехать в распоряжение Московской епархии».


Отец Корнилий (Соболев)

В январе 1922 года Преосвященному Корнилию разрешили вернуться в Вязники.
Повторно епископ Корнилий был арестован 1 декабря 1922 года. На этот раз его обвиняли «…в будировании народных масс на религиозной почве». Интересный случай из вязниковского периода владыки Корнилия вспоминал позднее в одном из писем святитель Афанасий (Сахаров). Этот эпизод произошел летом 1922 года, когда отмечалось нашествие различных насекомых – вредителей сельскохозяйственных культур. В целях прекращения этого бедствия епископом Корнилием по просьбе крестьян на полях был прочитан «Чин, бываемый на нивах… аще случится вредитися от гадов…», который принес желанные плоды. Ковровский епископ Афанасий (Сахаров) писал: «Покойный преосвященный Корнилий, архиепископ Свердловский (Соболев) рассказывал мне, что, когда однажды, в бытность его Вязниковским, путешествовал по своему уделу, он сам видел на нивах, на которых накануне был совершен означенный чин, целые кучи мертвых вредителей, именно тех, которые были закляты с призыванием мучеников Трифона, Евстафия и Иулиана». Эта история, по видимому, также стала одной из причин последующего в том же году ареста владыки. Решением комиссии НКВД по административным высылкам от 30 марта 1923 года епископ Корнилий был приговорен к высылке сроком на три года под гласный надзор ГО ОГПУ в Нарымский край Енисейской губернии.
После освобождения он в январе 1926 года был временно управляющим Владимирской епархией.
16 июля 1926 года Преосвященный Корнилий был арестован во Владимире без предъявления ему обвинения, а 18 августа освобожден под подписку о невыезде из Москвы.
В августе 1926 года он был определен архиепископом Свердловским и Ирбитским. Осенью 1926 года среди архиереев стала обсуждаться необходимость тайного избрания Патриарха, который смог бы положить конец церковным нестроениям. Инициатива тайного избрания принадлежала епископу Павлину (Крошечкину) и архиепископу Корнилию (Соболеву). Кандидатом в Патриархи стал первый из архиереев, назначенный в Местоблюстители по «Завещанию» святого Тихона, митрополит Казанский Кирилл, срок ссылки которого к тому времени заканчивался. В условиях постоянных гонений на Русскую Православную Церковь созыв Поместного Собора был невозможен. Поэтому каждого архиерея навещали лично и собирали их подписи за кандидатов. Владыка Корнилий одним из первых подписал акт об избрании митрополита Казанского Кирилла (Смирнова) Патриархом. К ноябрю 1926 года было собрано всего 72 подписи об избрании Всероссийским Патриархом митрополита Кирилла. За ходом выборов с самого начала следило ГПУ. Вскоре были арестованы почти все архиереи, поставившие свои подписи под избирательными бюллетенями. В тюрьмы, лагеря, ссылки было отправлено 40 архипастырей, в том числе и архиепископ Корнилий. Отбывавшего ссылку кандидата в Патриархи митрополита Кирилла вновь арестовали и бросили в тюрьму.


Заключенный Гавриил Гавриилович Соболев

Тогда в управление Русской Православной Церковью вступил митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых). Владыка Иосиф не исключал и своего скорого ареста. 25 ноября 1926 года он составил завещательное распоряжение о преемстве высшей церковной власти, в котором назвал своих преемников – Корнилия (Соболева), архиепископа Свердловского и Ирбитского, Фаддея (Успенского), архиепископа Астраханского и Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского. 17 декабря 1926 года архиепископ Корнилий вместе с группой архиереев был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним по одному делу проходили митрополит Сергий Страгородский (с 10 августа 1917 г. по 16 июня 1922 г. носил титул Владимирский и Шуйский), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), викарий Нижегородский Григорий (Козлов) и викарий Курский Павлин (Крошечкин). Преосвященный Корнилий был обвинен за принадлежность к антисоветской группе архиереев. 29 апреля 1927 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ по ст. 58–6 УК РСФСР «Соболев Г. Г.» был приговорен к трем годам концлагерей и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Следующий месяц владыка Корнилий провел на этапе вместе со своими «однодельцами» – епископом Афанасием (Сахаровым) и епископом Григорием (Козловым). Через ленинградскую пересыльную тюрьму они прибыли на Соловки. От того времени известно письмо архиепископа Корнилия к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) по поводу текущих событий церковной жизни, написанное 7 мая 1928 года. 23 ноября 1929 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ дело было пересмотрено, и епископа Корнилия выслали в Сибирь сроком на три года. Таким образом, он сначала находился в заключении на Соловках, а затем на поселении в Казанской области. Кафедру владыка Корнилий возглавлял до 1933 года. Все это время он управлял епархией в большей степени номинально. Практически Преосвященный Корнилий с 1923 года не покидал тюрьмы и концлагеря.
Скончался владыка Корнилий 16 апреля (по данным архива Владимирского УФСБ – 17 апреля) 1933 года. По слухам, он был убит татарином, доставлявшим ему рыбу. Оставшись ночевать, он ночью зарезал архиепископа с целью ограбления. После этого владыка провел в сильных мучениях 13 дней и умер в первый день св. Пасхи.
15 апреля 1993 года прокуратура Владимирской области реабилитировала епископа Корнилия за отсутствием в его деле состава преступления.


Часть меморила жертвам политических репрессий, на территории Благовещенского женского монастыря

Автор Н. В. Фролов
Василий (Преображенский) - епископ Вязниковский (октябрь 1926 – начало 1927).
Нифонт (Фомин) - епископ Вязниковский (1927).
Николай (Никольский) - епископ Вязниковский (сентябрь 1927–21.04.1928)
Герман (Ряшенцев) - епископ Вязниковский (26.06–14.12.1928)
Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери
Владимиро-Суздальская епархия
Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.01.2018)
Просмотров: 1492 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru