Главная
Регистрация
Вход
Четверг
20.06.2019
02:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1044]
Суздаль [341]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [352]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [77]
Юрьев [195]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [106]
Гусь [116]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [286]
Гороховец [85]
Александров [206]
Переславль [99]
Кольчугино [61]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [44]
Селиваново [25]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [41]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [65]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [28]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Граффити Дмитриевского собора в г. Владимире

Граффити Дмитриевского собора в г. Владимире

С.Н. Вахтанов

Белокаменные памятники домонгольской архитектуры Владимиро-Суздальской земли хранят на своих стенах древние граффити, которые располагаются как на глади стенной кладки, так и на поверхности древних фресок. Не является исключением и Дмитриевский собор XII в. в г. Владимире.
Граффити Дмитриевского собора не столь многочисленны, как, например, в церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Владимирском Успенском соборе или Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, однако и они представляют собой интересный материал для изучения истории памятника.


Ил. 1. Строительные метки в интерьере:
а) на центральном прясле западной стены, на хорах;
б) на восточной грани юго-западного столба;
в) на южной стене, на хорах

Рисунки-граффити сохранились на поверхности белого камня, и лишь в одном случае — на фреске. Основная часть их расположена снаружи храма. Надписи, за исключением трех небольших фрагментов, отсутствуют.
Актуальность настоящей работы по выявлению и исследованию граффити Дмитриевского собора определяется тем, что данная тема сегодня практически не изучена, а сами граффити не опубликованы.
По содержанию почти все граффити можно отнести к двум группам. Первую представляют строительные метки, вторую — рисунки религиозно-символического характера.
За рамками названных групп встречаются также граффити иного характера. Одно из них было обнаружено на хорах (ил. 1а). Это изображение, отдаленно напоминающее птицу. Оно расположено на центральном прясле западной стены собора, под нижним левым углом окна, на высоте 1 м 30 см от пола хор. Рисунок процарапан грубыми линиями. Вопрос о его датировке проблематичен.
Остальные сохранившиеся внутри собора граффити являются строительными метками и, видимо, относятся к периоду строительства храма. Причем среди многочисленных линий, процарапанных на стенах собора, лишь немногие можно с уверенностью отнести к знакам древних зодчих (ил. 1б). Образуемая четкими линиями стрела направлена своим острием в нижний правый угол крупного блока слева от южного окна, на хорах, на высоте 2 м 07 см от уровня пола (ил. 1в). Очередной знак в виде пересекающихся процарапанных линий-диагоналей находится на нижнем правом блоке восточной грани юго-западного столба. Подобный строительный знак и особенно стрелы широко применялись в середине XII в. при строительстве церкви Бориса и Глеба в Кидекше.


Ил. 2. Строительная метка в виде вертикальной линии на южной полуколонне центральной апсиды.

Строительные метки, сохранившиеся в Дмитриевском соборе, немногочисленны, однако разнообразны по типам (ил. 2). Следующий их тип представлен вертикальной линией, процарапанной по поверхности соседних находящихся один под другим блоков. Метку данного типа мы находим на двух блоках южной полуколонны центральной апсиды, на восточном фасаде собора. Это блоки третьего и четвертого рядов кладки от профилированного цоколя. Линия нанесена по центральной оси полуколонны.


Ил. 3. Кресты-граффити:
а) на южном фасаде;
б) на южной пилястре южной апсиды;
в) на северной стене южной апсиды;
г) на северной пилястре северной апсиды;
д) на колонне северо-восточного угла собора

Характерной особенностью строительных меток, приметавшихся строителями Дмитриевского собора, во всех выявленных случаях является то, что все они нанесены на поверхность камня неглубокими тонкими линиями. Это позволяло легко скрыть их под слоем побелок и фресковой росписи по окончании строительства, поскольку данные метки преследовали чисто технологические цели при возведении здания.


Ил. 4. Граффити на южной пилястре и южной стене южной апсиды.

Вторую группу граффити почти полностью составляют изображения крестов. Они расположены главным образом на южной и северной апсидах собора. На южном фасаде имеется лишь один крест. Он находится на третьем камне слева от восточной пилястры в третьем от цоколя ряду кладки (ил. 3а). Это небольшой четырехконечный крест, врезанный в поверхность камня достаточно глубоко.
Следующие изображения крестов расположены на трех соседних блоках южной стороны южной апсиды. Первый из них находится в кладке южной пилястры апсиды во втором от цоколя ряду (ил. 4а). На его поверхности имеются три креста. Кресты различны по величине, но обнаруживают сходные признаки: все три являются четырехконечными, лопасти на концах расширяются у малых — треугольниками, у большего — в виде ромбов, общей является и техника — резьба. Между тем есть и значительные различия. Перекрестие самого крупного креста очерчено двойным ромбом. Рядом с самым малым крестом видны остатки надписи (ил. 3б). В данном случае сохранились только две буквы: «I-С» над левой лопастью креста. Они обозначают имя «Иисус» при использовании типичного сокращения.
Начертание букв выглядит достаточно архаично, хотя материала для точной датировки недостаточно. А.А. Медынцева склонна отнести данную надпись к раннему времени, не исключая и домонгольский период. Подобную форму крестов (с треугольными расширениями на концах лопастей) Н.Н. Воронин также предположительно относит к раннему периоду истории Владимиро-Суздальской школы белокаменного зодчества — вплоть до XII в.
Следующий камень с граффити расположен справа, рядом с предыдущим блоком (чуть ниже его), в первом ряду кладки от цоколя (ил. 4б). На нем находятся слабо процарапанные два крестообразных знака, а ниже их — два небольших креста. Один из них восьмиконечный, с отрогами у основания. Возможно, что первоначально он имел также и Голгофу, о чем заставляет думать характер пострадавшей в этом месте поверхности камня. Находящийся чуть ниже шестиконечный крест изображен стоящим на прямоугольной двухступенчатой Голгофе.
На соседнем справа блоке, в левом верхнем секторе, различимы еще два тонко процарапанных креста простой, но достаточно правильной формы (ил. 4в). Кресты четырехконечные, с легкими зарубками на концах лопастей. В правой части камня находятся изображения, напоминающие остатки букв какой-то надписи. Ниже проведена ломаная линия, которая подчеркнута еще одной (относительно прямой) линией. Рисунок напоминает городковый орнамент.
На северной стене южной апсиды имеется еще одно граффити. Блок с этим рисунком расположен во втором от цоколя ряду кладки и является первым слева от северной угловой пилястры (ил. 3в). Граффити представляет собой шестиконечный крест с небольшими зарубками на концах лопастей. Линии перекладин не одинаковы по ширине и глубине и даже несколько кривоваты. Эго единственный крест-граффити в центральной части восточного фасада. Остальные кресты группируются по краям фасада. На центральной апсиде они совершенно отсутствуют.


Ил. 5. Граффити на северной стене и северной пилястре северной апсиды.

Очередная группа граффити расположена на северной стене северной апсиды, на трех блоках подряд, находящихся на одном уровне (ил. 5а). Самым замечательным является изображение двух крупных четырехконечных Голгофских крестов, соединенных в единый орнамент рядом элементов, также напоминающих по своей форме кресты. Кресты прочерчены в две линии (контурно), лопасти на концах завершаются треугольными расширения. Обе Голгофы полукруглые. Блок с этим «крестовым орнаментом» находится в первом ряду кладки выше цоколя, вторым по счету влево от северной пилястры апсиды (ил. 5б). Первый от названной пилястры камень также имеет изображение Голгофского креста значительно меньшего размера. Голгофа изображена с треугольным верхом. Крест четырехконечный, с круглыми расширениями на лопастях и расширением в виде ромба в месте их пересечения.
Следующий справа блок с прямоугольной вертикальной полочкой принадлежит кладке северной пилястры северной апсиды — второй от северного угла апсиды (ил. 5в). Его пострадавшая от времени поверхность хранит изображения еще шести крестов. Три из них — один шестиконечный и два четырехконечные — процарапаны неглубоко и снабжены круглыми углублениями на концах лопастей. Еще один крест — около 3 см высотой — составлен пересечением двух едва различимых линий. Он имеет форму равностороннего греческого креста. Выше расположены 2 четырехконечных креста: один — с круглыми, другой — с треугольными расширениями на концах лопастей. Около последнего креста, выше горизонтальной перекладины, видна надпись: «ІС ХС» (ил. 3г). Оба слова стоят под титлами в виде слегка изогнутых г-образно горизонтальных линий. Высота букв — около 1 см. Рядом, справа, находится фрагмент аналогичной надписи, от которой осталось только слово «ХС» под титлом, имеющим более выраженный и более декоративный S-образный изгиб с коротким штрихом, пересекающим это титло в центральной части. Высота букв — 1,8 и 1,4 см. Пересечение наклонных линий буквы «X» расположено не по центру, а поднято на уровень 2/3 высоты самой буквы, что соответствует манере письма XIII в.
На первом от профилированной базы блоке колонны северо-восточного угла собора с восточной стороны хорошо различим четырехконечный Голгофский крест (ил. 3д). Концы его лопастей имеют небольшие расширения треугольной формы. Голгофа высокая, двухступенчатая.


Ил. 6. Граффити на угловом фрагменте белокаменного блока с росписью.

Рассматривая граффити Дмитриевского собора, необходимо сказать еще об одном камне, находящемся в экспозиции собора. Это угловой фрагмент белокаменного блока, одна из граней которого покрыта росписью. Имеющееся на этой грани граффити доказывает, что некоторое количество граффити сегодня утрачено вместе с настенной росписью собора (ил 6). На данном камне видны остатки какого-то рисунка, нанесенного острым инструментом поверх живописи, линии которого местами врезались в поверхность самого камня. По причине утрат живописного слоя в этом месте содержание рисунка остается неясным.
Приведенные выше граффити демонстрируют широко распространенное в Древней Руси явление, требующее дальнейшего изучения в качестве ценного исторического источника. При этом большое их количество именно на поверхности белого камня, видимо, связано с характеристиками используемого известняка — его податливостью и пригодностью как для резьбы, так и для самой тески, позволявшей добиваться гладкой (удобной для письма) поверхности стен.

Источник:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» Выпуск 14. 2008.
Дмитриевский собор
Граффити Золотых ворот в г. Владимире
Граффити Успенского собора города Владимира
Граффити XII – нач. XV в. церкви Покрова на Нерли
Граффити церкви свв. Бориса и Глеба XII в. в селе Кидекше

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (08.06.2019)
Просмотров: 24 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика