1923 - 1937 гг. - Владимирский педагогический техникум. В связи с реорганизацией системы профессионального педагогического образования и реализацией программы преодоления безграмотности населения все практические институты народного образования были реорганизованы в 1923 г. в педагогические техникумы, что определило и уровень подхода к образовательному процессу в новом учебном заведении. В педагогическом техникуме могли обучаться лица, окончившие семилетние школы. В отличие от Практического института народного образования педагогический техникум оказался более ограниченным: уровень профессиональной подготовки учителей возвращался к уровню семинарии. В условиях развернувшейся кампании по ликвидации безграмотности возрастал спрос прежде всего на учителей начальной школы. Эта потребность и определила деятельность педагогического техникума на ближайшее время. В годы НЭПа и довоенных пятилеток школы городов и деревень Владимирской губернии комплектовались в основном за счет выпускников педагогического техникума, такая же ситуация сохранилась и во время нахождения Владимирской губернии в составе Ивановской промышленной области (с 1930 по 1944 гг.). Адрес Педтехникума («Призыв», 1923): улица III-го Интернационала, д. 4. «Учащихся в педтехникуме 240 ч., из них 73 комсомольца. Кроме обычных занятий, проходят еще кружковые, делая доклады. Кружки посещаются всеми охотно. Правление клуба поставило 1 концерт и 1 спектакль. Литературный кружок намечает выпуск журнала. Изучается новая педагогика. Имеются две группы (м. и жен.) спортивного кружка. Санитарная комиссия ведет борьбу за частоту. Оказывается всемирная помощь наиболее нуждающимся товарищам. На казенном пайке существует 140 чел. Организована платная столовая» ("Призыв", 30 ноября 1923). «28-го января 1924 г., в 4 ч. дня, педагогическом техникуме состоялось открытое торжественное заседание педагогического совета. На собрании, кроме преподавателей Педтехникума и курсантов, присутствовали некоторые преподаватели школ города. Заседание открылось пением похоронного марша, затем были сделаны два доклада: «В.И. Ленин, как революционер» — и «В.И. Ленин, как ученый и идейный вождь пролетариата».— Докладчики очень полно и обстоятельно изложили все основные этапы в жизни и революционной и научной деятельности Владимира Ильича. По обоим докладам Президиумом совета была предложена следующая резолюция. «Мы — настоящие и будущие народные учителя — над свежей могилой великого учителя и борца, Владимира Ильича Ленина, даем клятву жить и работать по тем заветам, которые он нам оставил. И в знак того, что мы действительно будем проводить его заветы в жизнь, воспитывая по ним юношество, мы выражаем единодушное желание наименовать наш Педтехникум именем дорогого и незабвенного вождя, Владимира Ильича Ленина». Резолюция была принята под гром дружных и продолжительных аплодисментов. После закрытия заседания совета состоялась еще исполнительная часть, где курсантами было исполнено несколько стихотворений, посвященных памяти Владимира Ильича (между прочим стихотворение одной курсантки), прочитаны воспоминания и характеристики Владимира Ильича. Хор учащихся очень стройно и с подъемом исполнил кантату на смерть Ленина, слова В. Брюсова, муз. Багриновского» («Призыв», 1 февраля 1924). «С 16-го июля Владимирский педтехникум будет вечерами в безоблачную погоду устанавливать на Пушкинском бульваре один из своих телескопов — 3-х дюймовый рефрактор, для наблюдений, желающими из публики, небесных светил. Наблюдения будут сопровождаться соответствующими объяснениями преподавателя астрономии В.А. Юдина. За наблюдение каждого отдельного светила или небесного явления устанавливается плата 10 коп., которая поступает в пользу Общества беспризорных детей. Т.т. красноармейцы и дети детдомов будут допускаться к наблюдениям бесплатно. В телескоп будут показаны луна, планеты Марс, Юпитер, Сатурн и Венера, двойные и переменные звезды, звездные скопления и туманности. Настоящий год представляет исключительный интерес для наблюдений: планета Марс подойдет в августе на самое близкое к земле расстояние (23 августа— «Великое противостояние Марса»). Пройдут десятилетия, прежде чем это явление повторится вновь. Трубы астрономов всего мира будут в августе направлены на Марс и можно надеяться, что в этом году будет окончательно выяснен вопрос об обитаемости Марса и жизни на нем. 14-го августа будет наблюдаться полное лунное затмение» («Призыв», 16 июля 1924). 1924 г. «Педтехникум г. Владим. 4-х годичн. с отделениями: школьным, дошкольным и политпросвет работы. Прием в 1-ую группу техникума — с познанием 3-хлет школы II ст. или семилетка, в подготовительные группы — с познанием школы I ст. по испытаниям. Дает квалификацию школьного работника I ст., дошкольного и политпросвет. раб. (изба-чит., библ. и т. д.)». «Общество друзей книги. В начале октября 1925 г. учащиеся педтехникума организовались в ячейку общества друзей книги. Избрали бюро в составе 5 товарищей. Намечен был план работы до конца года, в который вошли и обсуждение докладов: «о самообразовании», «как готовиться к уроку и докладу», «как читать газету и писать в нее» и т.д. Создана при ОДК литературная секция, успевшая за этот короткий промежуток времени разобрать повесть тов. Фадеева «Перелом». Фадеев - член ячейки ОДК, учащийся педтехникума. Основной задачей членов ячейки ОДК при педтехникуме будет вербовка и вовлечение в библиотеки города нечитающих, пропаганда книги, организация громкого чтения и кружков чтецов» («Призыв», 3 ноября 1925). «Учащиеся владимирского педтехникума выехали по деревням Меленковского, Владимирского, Муромского и Александровского уездов для работ по промывке семян формалином. Всеми необходимыми приспособлениями учащихся снабдил губсовет Авиахима» («Призыв», 29 апреля 1926).
«На средства, отпущенные губисполкомом, педагогический техникум оборудовал общежитие для учащихся. В общежитии поставлено свыше 200 железных кроватей. Спать на козлах, как это было в прошлом году, учащимся не придется. Одеялами, постельным бельем, а также столами и стульями учащиеся будут обеспечены полностью. В настоящее время педагогический техникум возбуждает ходатайство перед губисполкомом об отпуске средств для наружного ремонта здания» («Призыв», 5 августа 1926).
«До сих пор в педагогическом техникуме неофициально работала секция по подготовке учителей школ крестьянской молодежи. Окончившие педтехникум по этой секции особых прав и диплома не получали. Педтехникум ходатайствовал об официальной утверждении этой секции. Но по последним сведениям, Главпрофобр предполагает секцию ликвидировать вовсе. В настоящее время педтехникум вновь возбуждает ходатайство, с тем, чтобы 4-му курсу секции закончить занятия по программе прошлого года, а на 3-м курсе с начала занятий, взамен секция школ крестьянской молодежи, организовать параллельное школьное отделение» («Призыв», 12 августа 1926).
«Ячейка общества «Долой неграмотность» организовалась при Владимирском педтехникуме» («Призыв», 9 ноября 1926).
«На первом, втором и третьем курсах педтехникума в этом году введено обучение немецкому языку. Занятия по физкультуре с 20-ти часов (в прошлом году) уменьшены до 4 часов в неделю» («Призыв», 10 декабря 1926).
«Все нечистоты уборных и помойных ям из здания педтехникума спускаются по попорченным канализационным трубам и заливают дома на первой Щемиловке. От такого зловонного потока уже пострадал дом гр-на Ермолаева и снесен сарай гр-ки Коноваловой. Такая же участь грозит и другим домам. Завхозу здания, а также саннадзору, не мешало бы обратить на это внимание. Заразу распространять не годится» («Призыв», 26 июня 1927).
«При педтехникуме губОНО открывает курсы по переподготовке волостных библиотекарей. На курсы вызваны из губернии 40 чел. библиотекарей. Продолжатся курсы три недели» («Призыв», 3 июля 1928). «Классная дама» во Владимирском педтехникуме Ежегодно Владимирский педтехникум выпускает 15—20 молодых дошкольных работниц. Несмотря на строгий классовый отбор, в подтехникум все-таки удается пробраться чуждым нам элементам. Возьмите Дериглазову — она свои антисоветские взгляды ярко выявляет в среде своего коллектива, а заведующая дошкольным отделением везде ее защищает. Зато слушательниц из рабочей среды не щадит «классная дама». На неоднократные просьбы слушательниц дать им образцовый показательный урок «классная дама» заявляет: — Я отстала от детей в советской обстановке, у меня всегда от одного детского шума голова болит. Каких руководителей для детей рабочих и крестьян дадут такие руководители. Нам нужны добросовестные работники, а не «классные дамы» («Красная молодежь», 28 февраля 1929).
Возглавлял техникум Венедикт Кудрявский, делегат 1-го Всесоюзного съезда учителей. В коллективе педагогов были: историк Н. Суханова, биолог И.Я. Бобров, художник Д.И. Рохлин.
«Недавно при владимирском педтехникуме организовались курсы трактористов со сроком обучения в два месяца. На курсы прибило 50 батраков и бедняков. Нужно отметить, что слушатели курсов живут в крайне скверных условиях. В комнате №6, например, под койками стоит вода на вершок от пола, с потолка капает и т. д. Такое же почти положение и в остальных комнатах. Среди слушателей нет никакой дисциплины: курсанты приходят на занятия когда вздумается. От слушателей не отстает и педагогический состав: на урок приходят с опозданием, занятия проводят плохо. Окрколхозсоюзу нужно немедленно произвести обследование тракторных курсов и устранить недочеты» («Призыв», 16 марта 1930). «Зав. владимирским педтехникумом тов. Крайнов сообщает: на-днях мы сделали выпуск 26 учителей школ 1-й ступени и 26 учителей для обучения детей дошкольного возраста. В мае нынешнего года сделали выпуск 51 человека, в январе 15 и в январе 31 года дадим школам области 16 педагогов. Если сравнить требования области на учителей, то эти выпуски ничтожны. Весной нынешнего года облОНО предложило техникуму осенний прием донести до 240 человек и иметь в виду январский прием 160 человек. От такой разверстки пришлось отказаться. В своей докладной записке зав. техникумом ссылался на отсутствие помещения и в качестве реальной меры предлагал облОНО возбудить ходатайство перед городским советом о выселении школы 1-й ступени № 6 и школы 2-й ступени № 4 в другое помещение. В условиях города Владимира можно было это сделать. Но как говорят — «воз и ныне там». ОблОНО было вынуждено изменить свою разверстку и вместо 240 человек пришлось примять 120. В январский прием будет принято такое же количество. Среди принятых детей рабочих 55,6 проц., служащих 11,5, а остальные колхозники и дети середняков. Техникум обеспечен преподавательскими кадрами» («Призыв», 21 августа 1930). «Педтехникум чувствует себя, хуже всех. С новым набором техникум переживает определенную горячку и неразбериху. А все потому, что рвет его беспощадно облОНО. ОблОНО разверстку меняло 3 раза. Неоднократно выходило так, что набирали учащихся на отделение, проводили испытания, известили принятых о зачислении и начале занятий, а в это время облОНО пишет, это отделение ликвидировать совсем. Пришлось снова писать и учащимся отказывать. Но и это все бы ничего, но вот на-днях произошло из рук вон выходящее событие. ОблОНО прислал директиву, в которой снова предлагает открыть уже закрытое только что отделение. Снова писание, снова волынка. Помещение техникум имеет на 365 человек, а учащихся будет 470. Дать помещение горсовет отказался. В результате, 100 человек будут заниматься под открытым небом. Нам кажется, что общественность не допустит этого положения» («Призыв», 27 августа 1930). В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. Педтехникум прикреплен к районной электростанции. Школы І-й ступени в большинстве прикреплены к мастерским дома «юных коммунаров», затем к мастерским педтехникума и заводу «Красный Строитель». «Студенты педтехникума до 1 января имели свою столовую, которая работала в порядке самообслуживания. С первого же января столовая перешла в ведение владимирского ЦРК. Но ЦРК с первых же дней безобразно поставил дело. Появились бесчисленные очереди — очередь за хлебом, за тарелками, за супом, за вторым и т. д. На всю столовую есть только один половник, нет тарелок, студенты должны иметь собственные ложки. На занятия ребята ходят голодными, так как не всем успевают выдать хлеб. Все это отражается на производственной работе, студенты запаздывают на уроки. Некоторые студенты обращались к зав. столовой Резвовой с вопросом, скоро ли кончатся такие безобразия. Она же отвечает: — А разве вам не нравится? Правление ЦРК должно срочно упорядочить работу столовой. Работникам, которым безобразия нравятся — в столовой не место» («Призыв», 15 января 1931). «В связи с политехнизацией школы педагогический техникум с 15 января организовал производственную практику на фабрике им. Правда. В каждую декаду практику должны отбыть 10 человек, с тем, чтобы ознакомиться с производством и самим практически побыть на месте рабочего. Учащиеся, приходя на производство заменяют не вышедших на работу рабочих. В начале практики учащихся ставили почти всегда на одну и ту же работу. Но так как их цель познакомиться со всем производством, то их после уже стали посылать в различные цеха на различную работу. В конце декада студентам подробно рассказали о всех процессах работы на фабрике, о всех машинах, какую работу они выполняют. В общем, практика учащимся дала и даст многое. Она поможет подготовке новых кадров, нужных для политехнической школы» («Призыв», 8 февраля 1931). «Всего преподавателей в педтехникуме 24 человека, из них: служащих 10 человек, из рабочих — 5 человек, из крестьян — 5 человек, детей служителей культа — 3 чел. и одна дочь мелкого торговца. Партийная прослойка слаба: из 24 человек преподавателей членов ВКП(б) 4 человека; по образованию 17 преподавателей с высшим и 7 человек специалистов. Среди преподавателей проводится соцсоревнование и ударничество, которое проходит под лозунгом «за товарищеское отношение к студентам, за своевременный приход на занятия, за участие в общественной работе в стенах техникума» и т. д., но результаты соцсоревнования преподавателей неизвестны. Также не знают, на сколько процентов преподаватели охвачены соцсоревнованием и ударничеством — отговариваясь «нет заведующего техникума», как будто заведующий эти сводки возит с собой» («Призыв», 7 июля 1931).
«Нет контроля за работой по ликбезу ПЕДТЕХНИКУМ организовал 14 групп. Всего они обучают 470 неграмотных и малограмотных. Район обслуживания: часть города с Вокзального спуска до фабричного поселка. В районе города ведутся занятия и с индивидуалами, для чего выделено 168 культармейцев. В штаб ликбеза при педтехникуме входят преподаватели ФЗС, 6-й, 4 и 3 школ. Силами этих школ ведутся занятия с неграмотными и малограмотными пакгауза и спиртзавода. Кроме занятий с учащимися (малограмотными и неграмотными) устраиваются экскурсии, раздаются им книги из специального фонда при педтехникуме. Из преподавателей выделены методисты, которые прикреплены к разным участкам и ведут постоянную работу с ликвидаторами в этих участках. Как профком, так и партийная и комсомольская ячейки слабо контролируют ход работы по ликбезу, в результате чего в некоторых участках получился прорыв из-за халатного отношения к делу культармейцев. Слабее идет ликвидация неграмотности в Ямской слободе, где ликвидаторы (преподаватели и учащиеся) недостаточно серьезно относятся к делу» («Призыв», 25 февраля 1931). С.-х. техникум в 1930 г. переехал в бывшее здание Реального училища. В 1931 году в городе был открыт Учкомбов - учебный комбинат по борьбе с садово-огородными, полевыми и лесными вредителями, включавший в себя техникум, рабфак и вуз. Его разместили на ул. Фрунзе, д. № 4 (здание б. Педтехникума, бывшая духовная семинария).
Владимирский педагогический техникум переехал в 1931 году в здание бывшего реального училища рядом с Золотыми воротами (улица Никитская, д. 1).
Улица Никитская, д. 1
«Владимирский педагогический техникум объявляет весенний набор не основной курс техникума. Будет принято 40 человек по школьное отделение и 40 человек на дошкольное. Срок обучения 3 года. В техникум принимаются лицо в возрасте от 15 до 24 лет, имеющие образование в объеме семилетки… Все принятые обеспечиваются общежитием в домах техникума. Рабочие и дети малообеспеченных рабочих и колхозников обеспечиваются стипендией» («Призыв», 14 февраля 1932).
«Владимирский районный отдел народного образования с 1-го марта 1932 г. при Педтехникуме открывает шестимесячные курсы по подготовке учителей школ 1-й ступени. Заявления принимаются в канцелярии педтехникума (против Золотых Ворот)» («Призыв», 23 февраля 1932).
«Педтехникум сделал заказ на 20 кроликов и на этом успокоился. О клетках и корме для кроликов никто не заботится. На общем собрании вопрос о кролиководстве поставлен не был. Организации техникума стоят от этого дела в стороне. Надо сейчас же развернуть массовую работу у себя в техникуме и в подшефном семеновском сельсовете, сейчас же начать практическую работу по организации крольчатника» («Призыв», 16 мая 1932).
«Ячейка ДШО педтехникума развертывает свою работу. Члены ее по-большевистски берутся за работу. 1 июня ячейкой ДШО был сделан массовый выход. В деревню вышло 18 комсомольцев, которыми проработаны последние решения СНК и ЦК ВКП(б) и по мобилизации средств собрано 282 р. К каждому селению по подготовке к выпуску нового займа прикреплены товарищи от партячейки и сельсовета. В ближайшие дни педтехникум делает вторичный массовый выход» («Призыв», 14 июня 1932). «Администрация педагогического техникума разрешила ставить кино-сеансы в зале техникума, но никаких противопожарных мер не предпринято. Правда, есть противопожарный кран, но к нему нет рукава и брансбоя. Лавки для сидения зрителей расставлены в беспорядке, нет проходов с краев и в середине. Количество билетов на сеанс не ограничено, так что публика занимает битком весь зал и лестницу, идущую с верхнего этажа. Все это может привести к катастрофе. Пожарной команде и администрации техникума необходимо принять меры к усилению противопожарной охраны» («Призыв», 22 июля 1932).
«Ha-днях на комсомольском собрании педтехникума был проработан вопрос о включении во всесоюзное соцсоревнование ВУЗ-ов и техникумов. Включаясь в соцсоревнование, комсомол обязуется: в течение всего учебного 1932-33 года биться за качество советского специалиста - педагога; за поднятие сознательной дисциплины на высоту, обеспечивающей качество учебы. За лучшее овладение марксистско-ленинской теорией и заключить соцдоговор по политучебе с кооптехникумом. К 15-й годовщине Октября придти с 100 проц. выполнением учплана. Развернуть индивидуальное соцсоревнование и ударничество среди всех комсомольцев, для чего проработать и установить профиль ударника. Создать агитгруппы при каждом цехе, силами которых вести повседневную политическую работу в цехах по разъяснению вопросов текущей политики. Комсомол обращается ко всему педперсоналу техникума и студентам с призывом включиться во всесоюзное соцсоревнование. Только при активном участии всех студентов и преподавателей можно добиться качества выпускаемых советских специалистов» («Призыв», 6 ноября 1932).
«12 января в здании педтехникума открылась районная учительская конференция. На конференции присутствует 265 сельских и 115 городских просвещенцев, представители районных организаций… Затем с обширным докладом о работе наших школ за первое полугодие выступал зав. райОНО тов. Клочков. Всеобуч по району проведен на сто проц. Семилетним обучением охвачено в городе сто пр., по селу 80 проц. учащихся. Открыто в этом году 25 новых ШКМ. Район приступил к развертыванию сети десятилетнего обучения, открыты три группы восьмого года обучения. Кадрами школы обеспечены. Состав кадров — хороший. Общественность во многих местах оказывает широкую помощь школе («Оргтруд», рукавский, карякинский, бараковский и другие колхозы). Все же качество работы школ района за первое полугодие неудовлетворительно. Многие школы не выполняют учебные программы — ФЗС № 1, 2, 3, симоновская ШКМ, давыдовская и другие. Успеваемость во многих школах низкая — ФЗС № 4, 5, брутовская ШКМ, боголюбовская и т. д. Горячие завтраки введены лишь в третьей части школ района, особенно здесь плохо в сельских местностях. Топливом не снабжены школы боголюбовского, новосельского сельсоветов, городские школы. Тов. Клочков особенно много останавливается на необходимости повышения квалификации учительства и широкой мобилизации всей общественности к делу помощи школам. С 13 января конференция разбилась на секции и начала проработку новых программ, по которым школы начнут работу с 15—16 января» («Призыв», 14 января 1933). «Организуем набор в педтехникум Во второй пятилетке вопросы культурного строительства занимают большое место. Требуются сотни тысячи высококвалифицированных школьных работников и работников для все расширяющейся сети культучреждений. Это ставит огромную задачу перед педтехникумом. Чтобы педтехникум справился с этой огромной задачей в области обеспечения культфронта работниками — ему должна быть оказана соответствующая помощь со стороны советских, профсоюзных и др. организаций, а также и руководителей культучреждений в подборе контингента учащихся на 1933-34 уч. год. Педтехникум имеет три отделения: школьное, трудовое и дошкольное. Школьное отделение готовит работников для ФЗС, ШКМ и школ 1-й ст., трудовое отделение — инструкторов политехнического труда для школ повышенного типа и дошкольное отделение — руководителей и организаторов по дошкольному воспитанию. В педтехникум принимаются окончившие 7-летку по образованию, а по соцпроисхождению — дети рабочих, колхозников и специалистов. Принятые студенты обеспечиваются бесплатным обучением, общежитием и питанием в столовой, стоимостью до 24 р. в месяц. Стипендией обеспечиваются свыше половины принимаемых на учебу, в зависимости от качества учебы, участия в общественной работе и материальном положении, — размер стипендии от 25 до 120 руб. В предстоящем учебном году педтехникум должен принять на школьное отделение — 80 чел., на трудовое отделение — 40 чел., дошкольное — 80 чел.» («Призыв», 10 апреля 1933).
«Стенновка «Бюллетень» (педтехникум) Прежде всего надо отметить хорошее начинание педтехникумовцев: они с самого начала сессии, не ограничиваясь газетой, стали выпускать бюллетень хода зачетной сессии. Однако, это хорошее начинание превратилось в бледное, официальное издание, ни в коей мере не мобилизующее студенчество и преподавательский состав на борьбу за высшее качество зачетной сессии. Начиная с 20 июня в «Бюллетене» стали помещаться сухие, шаблонные сводки о результатах испытаний отдельных групп с указанном лучших и худших студентов, превратив «Бюллетень» в простую информацию результатов сессии. Необходимо сейчас же исправить эту ошибку, превратив «Бюллетень» в подлинно боевой орган борьбы за качество сессии. Студенты и преподаватели должны внимательно со всей тщательностью проанализировать содержание самих сессий. Как обстоит дело с комиссиями? Ведь в педтехникуме были случаи, когда испытание проводилось одним преподавателем. Исправлено ли это дело? Какова роль преподавателя? Как ведет себя на испытании другой член комиссии? Участвует ли он при оценке преподавателем ответов? Ведь зачетная сессия является проверкой не только знаний студентов, но и работы преподавателя. Как преподаватель задает студентам вопросы? Ведь в том же педтехникуме был случай, когда преподаватель задавая несущественные вопросы, вроде — на каком съезде было вынесено такое-то решение (по педагогике). Зачем нужен такой вопрос? Не напоминает ли он прежних вроде такого: а что произошло в 1596 году? Почему «Бюллетень» проходит мимо таких искривлений? Почему сейчас же, на ходу, не бьется «Бюллетень» за их исправление, недопущение в практике дальнейшей работы? А как проходит подготовка самих студентов? Как они используют время, отведенное для подготовки? Есть же факты, что некоторые студенты ничего не делают, и на зачетной сессии отвечают не на хорошо, а могли бы на хорошо ответить, если бы как следует подготовились. Уже эти факты доказывают, что недостатки в самом проведении сессии есть. Следовательно, надо отсюда сделать вывод — мобилизовать всех на их ликвидацию в ходе проведения испытаний!» («Призыв», 27 июня 1933).
Владимирский педагогический техникум им. М.Н. Покровского
«Педагогический техникум укомплектован полностью. Техникум с первых же дней взялся за боевое развертывание учебы. Из шуйского педтехникума прислан договор на соревнование по лучшему проведению учебного года. Договор принят на собрании студентов. Чyвcтвуется забота и о материально-бытовом положении студенчества. Педтехникум имеет свою собственную столовую и овощехранилище. В первые дни учебы обеды продавались не плохие: варили кроликов из собственного крольчатника, организовали третье блюдо. Не хватает мелочей: студенты получают общежитие, койки и матрацы, а вот некоторым из них недостается одеял, не хватает простыней, хотя для пошивки их получено 1000 метров мануфактуры» («Призыв», 8 сентября 1933). С 15-го декабря 33 года при педтехникуме открылось вечернее дошкольное отделение, задачей которого является дать возможность работникам дошкольных учреждений без отрыва от работы повышать свой общественный, политический и специальный уровень знаний. Срок обучения трехгодичный. Принимаются лица, окончившие семилетку. Занятия производятся три раза в пятидневку. «С целью повышения квалификации дошкольных работников при влад. педтехникуме с 15 декабря 33 года открылся трехгодичный вечерний техникум. Занятия в нем проходят три раза в шестидневку, без отрыва от работы. В техникуме не благополучно. Главное — часть учащихся перестали посещать техникум, ссылаясь на загруженность общественными и домашними делами. ГорОНО мало интересуется работой техникума. И райпрос не обращает внимания на разгрузку слушателей от общественных работ, чтобы этим самым дать им возможность аккуратно посещать техникум. ОТ РЕДАКЦИИ: техникум по повышению квалификации работников дошкольных учреждений полностью не скомплектован. Записалось только 30 человек, но и из них посещают учебу 18—20 чел. Дошкольный техникум — беспризорное учебное заведение. На него совершенно не обращается внимания со стороны райпроса (Самойловой) и особенно горОНО (Угловой). Они — конкретные виновники развала техникума» («Призыв», 4 февраля 1934).
«Трудовое политехническое отделение педтехникума плохо готовит педагогов-руководителей по труду для ФЗС. Программы по политдисциплинам не выдерживаются. Причина — недостаточно преподавателей, нет оборудованных кабинетов. По этим-же причинам не выдерживаются или совсем изъяты из программы курс кино и радио-техники, электротехники. Зав. учебной частью педтехникума тов. Беляков пригласил «педагога» Павловского, который не имеет специального образования по этим дисциплинам и который был в свое время уволен из мехтехникума за технеграмотность. Вот его методика построения уроков. По электротехнике: почти час прибивал плакат на стену кабинета, а в это время студенты сидели и спокойно созерцали. По кинотехнике вертел час киноленту без всяких объяснений. По черчению: студенты копируют чертежи, несмотря на то, что имеются детали, экспонаты изделий и т.д. По истории материал должен быть проработан на 2 году обучения, но его не прорабатывали, и сейчас на третьем приходится нагонять. За два с половиной года сменилось 5 преподавателей математики. Частая смена преподавателей нанесла большой ущерб учебе. В настоящее время курс математики прорабатывается наспех. Скверно с учебниками, обеспечивающими специальный профиль отделения. Теория не подкрепляется практической работой. В единственном политехническом отделении области - кустарное оборудование. В слесарной мастерской не хватает напильников, ножовок, нет контрольно-измерительных приборов. Строгальный станок старой конструкции — расшатан, требует капитального ремонта, работать на нем нельзя. Расшатаны и сверлильный станок, и токарные. Тиски разбиты… *** Создать политехническую базу Педтехникуму требуется оборудование мастерских 50 тысяч руб. Область отказалась отпустить средства. Мастерские сейчас находятся в подвальном темном, сыром, тесном помещении. Президиум горсовета еще 16 августа 1933 г. постановил: «предложить педтехникуму немедленно вывести мастерские из учебного здания, а горкомхозу оказать содействие в подыскании помещения». Шесть месяцев подыскивает горкомхоз помещение и подыскать не может, а горсовет забыл, что выносил такое предложение. При мастерских нет кузницы для горячей обработки металла. Отсутствие хорошей политехнической базы — тормоз в подготовке политехнических кадров. И эта база должна быть создана» («Призыв», 28 февраля 1934). «Просвещенец» - стенгазета педтехникума. Редколлегия «Просвещенец» за пять месяцев выпустила 8 номеров. Она слабо организовывала студенчество на борьбу за качество учебы, за удовлетворение культурно-бытовых нужд студентов. Об этом газета писала вскользь, случайно. Слабое место «Просвещенца» — большие статьи общего порядка. Например, в статье об итогах и перспективах педтехникума не поймешь, в чем же здесь дело, где главное, — все растворяется в общих фразах. В № 5 помещена статья под заголовком: «Где искать недостатки в нашей работе?» — Всюду кричим, фиксируем у нас 100 проц. охвата соцсоревнованием, во что кроется в соцсоревновании этого охвата? Формальный подход к делу. Буквально вся статья построена из таких кричащих, порою безграмотных, выражений. Газета не привела ни одной группы, курса, не показала живого человека. Получился холостой выстрел. Главный недостаток «Просвещенца» — отсутствие показа урока, опыта работы педагогов, учебы лучших студентов, худших. Газета не ведет борьбы за действенность заметок, ни в одном номере нет отклика на ту или иную заметку. В газете не видать большевистской самокритики, нет критики недостатков самого руководства и работы общественных организаций. Последний номер газеты (23 февраля) красочно оформлен, имеется 13 каррикатур. Но газета снова дает статью о соцсоревновании, по сути дела ни чем не отличающуюся от прежних. В материале о производственной учебе комсомола сказано, что комсомольцы школьного отделения имеют 50 неудов (за какой период — неизвестно) и дальше: — Мы должны ударить по этим лицам нашим комсомольским влиянием. Как это «ударить комсомольским влиянием?» С начала учебного года по февраль из педтехникума отсеялось по неуспеваемости 48 чел. А газета словно в рот воды набрала, не промолвив об отсеве ни одним словом, не мобилизовала общественность педтехникума на борьбу с отсевом. С помощью парторганизации газета должна перестроиться, превратиться в крепкого организатора за выковку хороших педагогических кадров» («Призыв», 1 марта 1934). «С начала учебного года по февраль из педтехникума отсеялось 48 студентов. Зав. учебной частью педтехникума т. Беляков и бывш. директор (ныне зав. РОНО) т. Зворыкин считают отсев закономерным. — Осенний набор проведен в увеличенном количестве на 20 чел. Это раз. А второе — в большинстве студенты ушли из-зa неуспеваемости, часть по семейным обстоятельствам... Сколько бы тт. Беляков и Зворыкин не доказывали «закономерность» отсева — с этим согласиться нельзя. Главное — в беспечности, безответственности при наборе студентов. — Мы к неуспевающим студентам прикрепляли более сильных товарищей, преподавателей, проводили с ними дополнительные занятия, но ничего не помогло. Уж слишком они отстали в своем развитии, — заявляет т. Беляков. Партийная организация педтехникума (секретарь т. Калабушкин) ни разу не обсуждала вопрос об отсеве. Организации педтехникума должны учесть допущенную ошибку прошлого года и к очередному набору студентов подойти так, чтобы «обеспечить надлежащий академический уровень принимаемых в вузы контингентов и такую организацию учебной работы, режима и помощи студентам, особенно первокурсникам, которая обеспечила бы ликвидацию отсева» (не постановления Наркомпроса РСФСР от 15/II-34 г.)» («Призыв», 12 марта 1934). «Некоторые преподаватели вместо того, чтобы точно оценить знания студента нередко... гадают. Так, преподаватель математики Сафонов, не зная, как оценить знания студента, слабо ответившего, заявил: — чего тебе поставить? «Уд» с плюсом или «вуд», или «хорошо»? Преподаватели ведут примиренческую линию. Примиренчество заключается в том, что они неправильно оценивают знания студентов, завышая отметки слабым. А это порождает безответственность у студентов. Возьмем опять математика Сафонова. Студенты второго курса не знают таблицы умножения, не знают умножения простых и десятичных дробей, а уж об уравнениях, прогрессиях, что сейчас они проходят и говорить не приходится. Преподаватель, объясняя это плохой подготовкой студентов, заявил одной студентке,— «Ну, милая моя, прядется тебе поставить «уд», хотя она дала неправильные ответы. Первые курсы немного посильнее старших. Это преподаватели объясняют тем, что у них лучше подготовка. Так-ли это? Нет. Первокурсники прорабатывают материал вне урочное время, что не делают старшие курсы. Студенты старших курсов надеются на... примиренчество преподавателей. Преподаватель русского языка Соколов также ведет примиренческую линию. Такие студенты, как Ковалев, весь год получающий «неуд», из-за того, что зачетную письменную работу выполнил на «уд», а устные ответы еле-еле вытянул, переведен на 4-й курс трудового отделения без работы по русскому языку на лето. Соколов пошел дальше. Чтобы меньше было «неудов» в процессе года он «уд» ставил даже за 7 ошибок. Таким образом, учителя приноравливались к лени студентов. Вот почему из педтехникума выходят искалеченные преподаватели. По географии Беляков также завышает отметки. У него можно не зная географии, как Старцев, но не тушуясь смело врать и строить свой ответ в виде доклада и получишь «хорошо». Преподаватель естествознания Змеева после сессии, встретя студентку Брянцеву сказала ей: — Ну вот, Брянцева, хотя ты и плохо отвечала, но я тебе «хорошо» за год вывела. Нельзя сказать, что преподаватели педтехникума плохие. Они очень много работают, но своим примиренчеством порождают в студентах безответственность, формализм. Преподаватели педтехникума много дают консультаций, много помогают студентам, но не спрашивают с них и завышая отметки тем самым притупляют стремление студентов к самостоятельной проработке материала. В этом корень зла. Надо в корне пресечь примиренчество! Выпускать полноценных работников школы из педтехникума» («Призыв», 27 июня 1934). «Педагогический техникум организовал университет культуры. В план работы включены лекции о литературе, искусстве, музыке и др. Культуниверситет вызывает огромный интерес у студенчества. Проведено два занятия, на последнее пришло свыше 100 человек. Сейчас насчитывается три культуниверситета: при мехтехникуме, медтехникуме и педтехникуме» («Призыв», 16 октября 1934).
«Студентами педагогического техникума депутатами горсовета избраны лучшие ударники-студенты, преподаватели: Седова Соня, комсомолка, активистка. Конышкин, кандидат партии, руководит сектором общественного питания. Соколов, преподаватель русского языка. Соколов пользуется заслуженным авторитетом среди студенчества, несколько раз премирован. Принят наказ, состоящий из 16 предложений» («Призыв», 20 ноября 1934). «Письма студентов педтехникума проверены нашим сотрудником. Проверка не только подтвердила правильность фактов, но и вскрыла еще более возмутительные вещи. В педтехникуме — налицо самое бюрократическое отношение к живому человеку — студенту, к его культурно-бытовым нуждам. Постановление ЦК партии о Новочеркасском институте, решения РК ВКП(б) обсуждены в педтехникуме формально. Вот почему общежитие при клубе Молотова производит тяжелое впечатление. Двери не отремонтированы, запоров у них нет. Не хватает табуретов. Студенты нередко остаются без воды и уходят в техникум не умывшись. Студенты носят воду для питья в... бутылках. Света недостаточно, вечером студентам крайне трудно готовить уроки. Стирка белья для студентов не организована и оно не стирается по месяцу и больше. Простыни не выдаются, некоторые студенты спят без них (Егорова и др.). В комнате № 3 — «А», проживает 13 чел., а имеется один стол. Студенты готовят уроки на кроватях. Комнаты имеют убогий вид. Массово-политическая работа среди студентов, особенно первого курса, не ведется. Зам. директора техникума т. Беляков, секретарь парткома — т. Калабушкин беспомощно разводят руками, заявляя, что они здесь не причем, а виноваты во всем горсовет, горфо, не отпускающие средств. Этим самым прикрывается преступная бездеятельность. Техникум имеет свою мастерскую и в ней легко организовать поделку вешалок, ремонт дверей, окон, табуретов, тумбочек. Не снимается вина и с горсовета (Орлов), горфо (Зуев). Они не выполняют решение райкома партии об оказании помощи учебным заведениям» («Призыв», 2 ноября 1934).
«Сегодня мы расскажем о библиотеке педагогического техникума. Здесь нельзя пожаловаться на отсутствие книг. Помещение библиотеки забито книгами до потолка. Заведует библиотекой товарищ Семенова, имеющая специальное среднее библиотечное образование. До Семеновой библиотекой заведывала в течение двух лет Полушкина, окончившая областную совпартшколу и все же в библиотеке педтехникума хаос, безучетность. Хуже того, библиотека до сих пор не очищена от троцкистско-зиновьевского хлама. Мы просмотрели только три нижних полки отдела ленинской литературы. Что обнаружено? Книга под № 6700 со статьями контрреволюционеров Троцкого, Зиновьева и Каменева. Брошюра Каменева «Год без Ильича», его же «Ленин и его партия», книга Лилиной, в которой половина произведений Зиновьева, Троцкого и Сафарова. Но это не все. Имеется несколько экземпляров брошюры меньшевика Мартынова в издании «Красная Новь» 1924 года. Как будто в педтехникуме «Аграрный вопрос в России» больше не почему изучать, как только по Мартынову. На ряду с тем, что весь этот троцкистско-зиновьевский хлам лежит на самом видном месте и находится в ходу, такие труды Сталина, как письмо «О некоторых вопросах истории большевизма» в количестве сотни экземпляров лежит на полке «лишней» литературы не разрезанным. Директор педтехникума т. Пантелеев, секретарь парткома т. Калабушкин и преподаватели коммунисты — Румянцева и Гусева ничего не предпринимают для того, чтобы очистить библиотеку от контрреволюционной литературы. В парторганизации педтехникума недопустимо ослаблена классовая бдительность» («Призыв», 11 марта 1935). «В общежитии не хватает тумбочек и столов Общежитие студентов педагогического техникума по улице имени Ленина неблагоустроено. Студентам негде положить белье, зубные щетки, хлеб. Вот почему все это складывается в тумбочки. Кстати — и тумбочек-то мало. Из-за недостатка столов в комнате № 18 студенты вынуждены заниматься на койках. В некоторых комнатах нет вешалок. Хозяйственная часть техникума мало обращает внимания на благоустройство общежития. В общежитии не организована культмассовая работа. Комсомольская организация техникума не догадывается организовать в общежитии читку литературы, шахматно-шашечные турниры и другие виды культурных занятий и развлечений. Савватеев, Сафонова, Тарасов» («Призыв», 21 марта 1935). «В педтехникуме история партии преподается «попутно» История ВКП(б) не выделена здесь в самостоятельный предмет, а проходится «попутно» с общей историей. О том, какие грубевшие извращения допускаются в этом «попутном» преподавание свидетельствуют следующие факты: «Шесть условий товарища Сталина. Письмо товарища Сталина о некоторых вопросах истории большевизма. Итоги первой пятилетки. Победа социализма и 17 съезд партии». На изучение всего этого отведен... один час. «15 съезд партии, 16 конференция, 16 съезд. Борьба с правым уклоном. Разгром право-левацкого блока» — тоже один час. Ha-ряду с этим выделен целый час на такой вопрос, как «либералы в революция 1905—7 года». А такие важные темы, как перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую, борьба партии с троцкизмом и меньшевизмом совершенно отсутствуют. Теперь о самом преподавания истории партии. «Изучение истории партии должно быть увлекательной, полной революционного вдохновения работой по усвоению боевых дел большевистской партии» — пишет «Правда» в передовой от 7 марта. Эти указания никак не отражены в методе преподавания историка Румянцевой. Она ведет занятия скучно, без использования наглядных пособий и к тому же вопросы истории партии заслоняет вопросами общеисторическими. При прохождении темы «Февральская революция» Румянцева почему то 90 процентов времени уделяла периоду империалистической войны, говорила об интригах царского двора, о Распутине и почти ничего не сказала о самой Февральской революции. Она совершенно не остановилась на ленинской оценке Февральской революции. Вопросу о движущих силах революции она уделила ровно столько времени, сколько требуется для выражения фразы — «движущими силами этой революции был пролетариат и крестьянство». «Попутное» преподавание истории партии в педагогическом техникуме дальше не может быть терпимо. Нужны немедленные и решительные меры к тем, кто игнорирует и опошляет сильнейшее средство воспитания масс — историю нашей партии» («Призыв», 21 марта 1935). «Педагогический техникум выпускает — 82 чел., из них: 17 преподавателей по труду, 20 руководителей детсадов и площадок, 44 учителя начальных школ» («Призыв», 29 июня 1935). «82 человека выпускает педагогический техникум. Среди выпускников — 44 учителя начальных школ, 18 преподавателей по труду, 20 руководителей детских садов и площадок. Все они успешно закончили учебу и сейчас идут на отдых, а осенью — за работу в школах, на площадках, в садах. Первым из первых выпускников является тов. Пиманов Т. Он — отличник. Все четыре года упорной учебы он высоко держал звание отличника, сочетая учебу с общественной работой. 14 отличных отметок и две — хорошо — вот постоянные показатели его. На товарища Пиманова равнялись и другие студенты. 25 ударников учебы уезжают на курорты, в дома отдыха, чтобы отдохнув взяться по-большевистски за почетное дело — за воспитание детей. 16 студентов отправляются в экскурсии и 130 человек — в лагери. *** Вчера педагогический техникум посетил прибывший из Иванова зав. облОНО тов. Ильин. Тов. Ильин присутствовал на зачетах курсантов химиков-биологов и ознакомился с выпускниками, проведя с ними беседу» («Призыв», 29 июня 1935). «На итоговом вечере все участники его отметили, что техникум сделал значительный шаг вперед. Если прошлый год успеваемость составила 96,3 проц., то в настоящем — 98,3 проц. Лучшие студенты — Воробьев, Гаврилова, Дреир и другие получили премии. Студент Дреир, получая премию, заявил: — В новом учебном году буду учиться еще лучше» («Призыв», 2 июля 1935). «С 1 сентября при Владимирском педтехникуме открываются пять годичных курсов: разбитых на группы – две группы учительских для подготовки учителей начальных школ, одна группа дошкольных работников, группа для подготовки преподавателей по труду и группа преподавателей химиков-биологов» («Призыв», 26 июля 1935). «С восьмимесячных курсов при педагогическом техникуме выпущено 28 школьных работников и с шестимесячных политехнических курсов — 23 чел. Школьные работники направляются на работу в районы области» («Призыв», 16 августа 1935). «В средней школе № 2 студенты педагогического техникума проходили практику. Большим препятствием в прохождении практики явилось отсутствие наглядных пособий по биологии и другим дисциплинам. В подготовке к новому учебному году наглядные пособия должны быть приобретены» («Призыв», 16 августа 1935). «В общежитии педтехникума, расположенного около дома колхозника, стены грязные, обои в некоторых местах оборваны. В педтехникуме не хватает около 100 простыней. Культурное содержание общежитий зависит и от самих студентов. Повседневно заботиться о чистоте и опрятности общежитий должны и учащиеся. Нельзя допустить малейшей неряшливости в комнатах студентов педагогического техникума, когда они готовятся стать воспитателями нашего молодого поколения. Не могут они передать навыки культурного образа жизни, если сами не будут образцом культуры. Комнаты первокурсников студентов педагогического техникума далеки от того, чтобы назвать их культурным общежитием советских студентов. Комнаты не проветриваются, в них — спертый воздух. Нет занавесок на окнах, цветов. Постели измяты, одеяла наброшены на скорую руку. Особенно плохо выглядит комната № 5 первого курса дошкольного отделения (профорг Ермилова). Яркий контраст представляет собой 14 комната студентов 3 курса школьного отделения группы «Б» педагогического техникума. На окнах чистые занавески, кровати блещут чистотой, в комнате цветы, для верхней одежды - гардероб, столики покрыты и также чистые. Видна забота каждого студента о комнате» («Призыв», 23 сентября 1935). «ЖЕНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОЛИМПИАДА Комитетом комсомола педагогического техникума проведена женская художественная олимпиада. В ней участвовало 70 девушек. Особенно хорошо прошли выступления: комсомолки—пионервожатой Зины Румянцевой (пение) и студентки третьего курса Али Гуляевой. Аля руководит хоровым кружком. По отзывам многих студентов, эта олимпиада, во много раз прошла лучше ранее проводимых в техникуме общедостуденческих олимпиад и художественных вечеров» («Призыв», 28 декабря 1935).