Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2022
18:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1501]
Суздаль [450]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [481]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [13]
Собинка [143]
Юрьев [247]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [168]
Гусь [187]
Вязники [343]
Камешково [114]
Ковров [426]
Гороховец [131]
Александров [291]
Переславль [116]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [91]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [119]
Писатели и поэты [188]
Промышленность [129]
Учебные заведения [155]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [63]
Муромские поэты [6]
художники [51]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2250]
архитекторы [30]
краеведение [69]
Отечественная война [267]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [37]
Оргтруд [40]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский практический институт народного образования (ПИНО)

Владимирский практический институт народного образования (ПИНО)

6-го ноября 1875 г. в городе Владимире торжественно открылась Владимирская учительская семинария.

1919 - 1920 гг. - Владимирский институт народного образования.
9 июля 1919 года Народный комиссариат просвещения советской России принял постановление о преобразовании учительских семинарий в другие типы учебно-профессиональных заведений.
23-24 августа 1919 г. заседала инициативная группа, которая решала вопрос о новом статусе семинарии. В состав группы вошли педагоги: (А.А. Бауэр, Б.В. Быстрицкий, Ф.А. Альбицкий, Н.Н. Шемянов и С.Г. Добролюбов) и представители власти (заведующий губоно С. Плакса и заведующий уездным отделом народного образования А.М. Лифанов).
Перед провинциальными интеллектуалами встала задача выявить объективные условия для выбора формы учебного заведения. Первым аспектом стал промышленный характер Владимирской губернии, которая «нуждается в учителе повышенного типа». Педагогические курсы не могли удовлетворить запросов к уровню квалификации учителей ЕТШ со стороны власти и общества. Во-вторых, губернский центр, где находились почти все образовательные учреждения, легко мог обеспечить контингент студентов и будущих абитуриентов для института. При организации ИНО требовалось набрать не менее 30 человек в подготовительные группы для лиц старше 15 лет, а оптимальное количество студентов на курсе должно было быть не менее 40 человек. Третьим весомым аргументом считалось удовлетворительное состояние женской учительской семинарии.
Создание вузов в регионах было возможно только при тесном взаимодействии власти и общества. Наркомпрос в нормативных документах определял активную роль губернских отделов народного образования (губоно). Кроме того, рекомендовалось уездными отделами народного образования включиться в организацию вуза. Однако сам факт появления ИНО на практике во многом зависел от усилий общественности. Власть понимала, что для эффективного проведения реформы необходимо привлечь «все местные культурные силы, пригодные для подготовки школьных работников, в том числе и специалистов по трудовым процессам, по дошкольному воспитанию и внешкольному образованию: инженеров, агрономов, врачей и т. д.». Именно эти силы и составили основу педагогического коллектива. Преподавательский состав почти весь был приглашен еще весной 1919 г. Ф.А. Альбицкий отмечал, что «мысль о реформе семинарии в институт была здесь сильна с самых первых минут, как только раздались голоса об улучшении постановки дела в педагогических учебных заведениях».

23 августа 1919 года на базе Владимирской женской учительской семинарии был открыт Институт народного образования (ИНО), ставший родоначальником Владимирского государственного пединститута. Это было первое высшее учебное заведение в городе.
24 августа 1919 г. сформировался первоначальный состав администрации института, состоявшей из Совета и Правления. Возглавил Совет и Правление ИНО Альбицкий Фёдор Алексеевич. Несмотря на происхождение из известной семьи священников, Федор Алексеевич связал свою жизнь с преподаванием естествознания. Он был подлинным инициатором и организатором высшего образования во Владимире. Кроме того, Ф.А. Альбицкий приложил значительные усилия для создания Владимирского губернского научного общества по изучению местного края, заменившее Владимирскую ученую архивную комиссию и Общество любителей естествознания.
Заведующим школьным отделением стал энциклопедист Николай Николаевич Шемянов. Во Владимирском ИНО он полностью погрузился в образовательный и научный процесс: проводил занятия, математические экскурсии, организовал математический кружок, издавал студенческий журнал и т. д. Впоследствии он переберется в Ярославль, где создаст собственную методическую школу преподавания математики. Наряду с научно-преподавательской деятельностью Николай Николаевич был известен как литератор. Еще до революции он написал несколько пьес «Чахлая береза», «На волнах». Вместе с другими преподавателями и студентами Н.Н. Шемянов составлял литературную группу, которая публиковалась в местных поэтических сборниках («Астры», «Рассвет»).
Значимый вклад в становление высшей школы внесли бывшие выпускники различных университетов ещё царской России (Д.В. Соколов, Л.Е. Морякина, Н.В. Малицкий и др.). В новых условиях они выступали хранителями социально значимых традиций и самого института высшего образования. Из их числа и формировался педагогический коллектив вуза. Всего на 1 января 1920 г. числилось 19 преподавателей и 11 служащих.
В августе-сентябре 1919 г. окончательно оформился Совет ИНО, занимавшийся организационными вопросами. В его состав вошли педагоги вуза, ¼ часть учащихся, сотрудники опытной школы и представитель губернского отдела народного образования. Основными задачами в первые месяцы стали организация образовательного процесса и решение хозяйственных вопросов.
Всё имущество преобразованной учительской семинарии - земля, учебно-вспомогательные учреждения, кредиты - перешли по принадлежности к вновь образованному институту.
Учебные занятия начались 1 сентября 1919 г.
В составе Владимирского института народного образования имелось одно школьное отделение, в 1920 г. открылось дошкольное, в 1921 г. политико-просветительское отделение.
Подготовка учительских кадров проходила в десяти небольших деревянных домиках на Студеной горе. Именно здесь располагались аудитории, кабинеты, лаборатории и даже студенческие общежития. Сложился своеобразный институтский городок, но те не менее, институт нуждался в просторном и удобном здании.

Образовательный процесс строился на традиционных представлениях о подготовке учителей и новой идеологии. Многие предметы (история и теория научного социализма, история научного миросозерцания, методология наук, Советская Конституция и т. д.) должны были способствовать расширению представлений «нового» учителя о мире. Вполне возможно, что такая энциклопедичность отражала идею классического университета. К тому же основными принципами и требованиями к выпускникам педагогических вузов были «овладение научным миросозерцанием, понимание переживаемого исторического момента и задач строительства страны во всех областях».
Программы составлялись на местах с учетом методов преподавания. Традиционной была лекционная форма занятий. Обязательным нововведением стали трудовые процессы, для сего организовывались мастерские, фермы и огороды и т. п. Во Владимирском ИНО уже с первого года обучения студенты выходили на практику в опытную школу, где погружались в педагогическую деятельность.
Студентом ИНО мог стать каждый. Вступительных экзаменов не было: проводились собеседования по программе 2-й ступени Единой Трудовой Школы. Уровень подготовки поступавших был неодинаковый, но, тем не менее, преобладали абитуриенты с относительно хорошей подготовкой. Это объяснялось тем, что «для приобщения к высшей школе в теперешнем ее состоянии все же необходима та своеобразная 8-летняя схоластическая тренировка мозга, которой занималась старая средняя школа». Поэтому для рабочих, не имеющих начального образования, учеба становилась непосильной. Так, во Владимирском ИНО рабочих не было вообще: большинство слушателей было выходцами из крестьян (44%) и мещан (27%), а также дети духовенства (16%). Среди слушателей также были дворяне (6%), почетные граждане (4%) и выходцы из чиновничьей среды(3%). Некоторые из них уже имели высшее образование, т.к. люди осознавали кардинальные перемены, и, приспосабливаясь к ним, вынуждены были менять род своей деятельности.
6 октября 1919 г. состоялось нечто высшего акта. В зале собрались все, кто имел отношение к институту. Председатель Совета института Фёдор Алексеевич Альбицкий, а также преподаватели Николай Николаевич Шемянов, Юлия Александровна Охотина и Дмитрий Владимирович Соколов объяснили смысл реформы и «дух нового учебного заведения с его социалистическим укладом жизни и трудовой дисциплиной».
«К вопросу о частной школе.
В отдел Народного Образования поступило заявление от группы преподавателей ИНО с просьбой об открытии частной школы 2-й ступени. Коллегия Губотнароба разрешила открыть таковую с начала учебного 1921/22 года, руководясь ст. 11 положения о Единой школе распространяющейся и на все школы, возникающие по частной инициативе. Этим последним может быть даже оказана государственная поддержка при условии признания ценности данно школы местным отделом Народного Образования. Основанием для разрешения послужила также и словесная справка, полученная в Наркомпросе одним из сотрудников Губотнароба и подтвержденная затем центральным инструктором Наркомпроса, заявившим, что в принципе вопрос об открытии частных школ решен утвердительно при условии, что занимающиеся в частной школе преподаватели обязаны давать определенное число часов в государственной школе.
Разрешение было дано группе преподавателей педагогического института с тем, чтобы разгрузить их от частных уроков и избавить от поисков заработка, обеспечивающего хотя бы полуголодное существование. Занимаясь частными уроками, преподаватели института тратили много времени не производительно.
Занятия в частной школе дают возможность сэкономить время, более разумно и целесообразно использовать его в институте.
Школа разрешена при условии, что программы и методы преподавания будут соответствовать духу советской школы и производиться под контролем Губотнароба.
В настоящее время поступили еще заявления об открытии частных школ, что вызывается, безусловно, крайне необеспеченностью школьных работников. В виду того, что в Губотделе работников просвещения совместно с Губотнаробом поставлен вопрос об обеспечении школьных работников вообще за счет местного населения, Губотнароб находит необходимым до разрешения этого вопроса, а также до выяснения в Наркомпросе порядка открытия частных школ, воздержаться от выдачи разрешений на таковые.
Зав. Губотнаробом А. Соколов» («Призыв», 12 июля 1921).
«В помощь голодающим.
Студенты Владимирского института Народного Образования, получившие за три месяца по 9 фун. муки на человека, отчислили два пуда пшеницы в пользу голодающих приволжских губерний.
Берите пример, товарищи, с учащихся института, которые учитывают всю тяжесть момента, сами находясь в ужасном продовольственном положении, делят свои крохи с голодающими братьями» («Призыв», 12 июля 1921).
«Студенты Владимирского Института Народного Образования, видя угрозу, надвинувшуюся на республику в виде голодной тучи Поволжья, из полученных за три месяца по 9 фунтов муки на человека, выделили два пуда пшеницы для голодающих» («Призыв», 6 августа 1921).
«В настоящем учебном году, несмотря на тяжелое продовольственное положение губернии, Владимирскому Институту Народного Образования не придется остановить своей деятельности из-за недостатка продовольствия. Пайком будут снабжаться все студенты, семьи которых не связаны с землей и которые предоставят об этом удостоверения от государственных органов, т.е. пролетарскому элементу будет дана возможность получить, не выезжая из пределов губернии, высшее образование. Насколько велика тяга молодежи к дальнейшему образованию показывает количество поданных заявлений. До настоящего времени зарегистрировано около 150 заявлений, а принимая во внимание прежнее число студентов в 140 человек и то, что прием заявлений продолжается, можно ожидать, что в этом году контингент слушателей достигнет 400 человек. Живой силой институт обеспечен…» («Призыв», 15 сентября 1921).


Одно из зданий, в которых располагался ПИНО. В доме № 9 по ул. Студеная Гора располагалась канцелярия ПИНО.

«Губернские курсы по дошкольному воспитанию. 1-го июня 1921 г. в г. Владимире открываются губернские курсы по дошкольному воспитанию. Курсы засчитаны на 6 м-цев, после чего идет практическая работа в учреждениях и заключительная конференция. На курсы принимаются лица обоего пола с познаниями школы второй ступени. Все поступающие будут пропущены через коллеквиум. Право отводя в продолжение всей работы курсов остается за Губотнаpoбoм. Право делегирования на курсы предоставляется Уотнаробам. Каждому уезду дается два места — за исключением Меленковского и Гуся-Хрустального, которым предоставляется по три места. По окончании курсов слушательницы будут мобилизованы на дошкольную работу. Курсантки получают от курсов стипендию по нормам государственного социального обеспечения: обед и ужин, 1 ф. хлеба в день и общежитие (Студеная гора, д. Свицкой, 10). На местах делегированные сохраняют денежное содержание по занимаемой должности. В виду недостаточности питания Уотнаробам предлагается снабдить делегированных на курсы продовольствием» («Призыв», 14 мая 1921).

1921 - 1923 гг. - Владимирский практический институт народного образования.
В 1921 г. Владимирский институт народного образования был преобразован во Владимирский практический институт народного образования (ВПИНО), в котором на тот момент обучались 360 человек. Альбицкого и выбрали первым ректором.
Выпускники ВПИНО значительно пополнили учительский состав губернии, включились в культурно-просветительскую деятельность. Среди студентов института был Н.Н. Воронин, впоследствии ставший известным археологом и историком русской культуры.
«Владимирский Институт Народного Образования, в связи с общей реорганизацией педагогического образования, преобразован осенью текущего года в практический ИНО с предоставлением ему всех прав высших учебных заведений Республики.
Задача Ин-та – подготовка высококвалифицированных работников в области Народного Образования, прошедших через специальную подготовку и получивших практический опыт, основанный на научных и теоретических познаниях.
Курс Ин-та – трехгодичный, из которых первый год – общепедагогический, знакомящий студентов с общими основами педагогических наук, с некоторым уклоном в сторону избранной специализации; два последних года заключены в узкоспециальные рамки и не допускают излишней многопредметности.
Пока во Владимирском Ин-те имеются два отдела: отдел социального воспитания с отделениями школьным и дошкольным; первое подготовляет школьных работников для школ второй ступени, второе – инструкторов дошкольного дела, руководителей детских садов, площадок, яслей и проч.; отдел политикопросветительный выпускает высококвалифицированных работников библиотечного, музейного, агитационно-пропагандистского и проч. видов внешкольного воспитания.
Кроме специальных курсов имеются подготовительные группы, на которые принимаются лица не моложе шестнадцати лет; рабочий факультет, прием на который производится на общих основаниях согласно положению о рабочих факультетах, и общеобразовательный одногодичн. курс, дающий к своему окончанию знания в объеме 2-й ступени Единой школы.
Институт приступает к деловой работе и проведению в жизнь учебных планов и программ, выработанных в центре.
По мере возможности при институте могут быть открыты отделы этического и физического воспитания, а также отдел подготовки лекторского состава в педагогические техникумы.
Вопрос об открытии последнего отдела находится на обсуждении в Главпрофобре.
Для студентов института в настоящее время имеется три общежития на 60 коек, достаточно оборудованных кроватями и матрацами. Согласно постановления уездного коммун. отдела, институту представляется еще 2 дома, и которых можно развернуть общежитие на 40 человек за вычетом помещения необходимого для аудиторий. Вопрос о выдаче стипендий находится на окончательном разрешении в Отделе улучшения быта учащихся ВУЗ при Главпрофобре, а пока стипендии выдаются в размере 8400 рублей в месяц.
Работа Владимирского Практического Института, включенная центром в одну из ударных задач настоящего момента, приобретает теперь особую важность» («Призыв», 13 октября 1921).

«С 1 октября 1921 года в городе Владимире (Троицкая улица, здание быв. Васильевского училища) открывается Педагогический Техникум с 4-х годичным курсом обучения. Педагогический Техникум имеет своей целью подготовку работников Просвещения, при чем первые три года дают законченное общее образование, 4-й год обучения – специальный, разделяется на 2 отделения: школьное и дошкольное.
Принимаются лица обоего пола, не моложе 15 лет, по испытаниям.
Для поступления на 1-й курс требуются знания в объеме 1-го и 2-го года обучения школы 2-й ступени.
Заявления принимаются в Губпрофобре (секции педагогического образования); там же можно получить все справки» («Призыв», 24 сентября 1921).

«В воскресенье, 4-го декабря (1921), состоялось общее собрание родителей учащихся Владимирской опытно-показательной школы-коммуны при ИНО, на котором постановлено взять на содержание школы одного ребенка школьного возраста из Татреспублики. Ребенок будет на полном иждивении родителей учащихся и педагогов школы вплоть до нового урожая. Жить он будет в общежитии-коммуне при школе. Избрана особая комиссия из родителей и преподавателей, которой и поручено непосредственное наблюдение и заботы за жизнью и состоянием ребенка» («Призыв», 10 декабря 1921).
«В настоящее время (1922) Институт закончил перевыборную кампанию и окончательно сконструировался по типу ВУЗ. Институт разбит на три отделения (факультета): политико-просветительный, школьный, дошкольный; кроме этого имеется общеобразовательный курс и подготовительная группа с общим количеством слушателей около 200 человек; из них 50% иногородние; много командированных профессиональными и правительственными организациями и учреждениями.
Аудитории, кабинеты, лаборатории и студенческие общежития ютятся в 10 небольших деревянных домиках в бывш. частных квартирах, что создает огромное неудобство. Летом 1921 года правлением было возбуждено перед Губисполкомом ходатайство о предоставлении Ин-ту помещения быв. казен. Мужской гимназии (ныне ул. Большая Московская, 35), но на ходатайство не было обращено должного внимания и помещение было передано другому учреждению. Институт был оставлен на прежнем месте.
В настоящее время ведутся переговоры о переводе Ин-та в здание бывшего епархиального училища (ныне ул. Луначарского, 3). Это необходимо для плодотворной и правильно организованной работы, когда можно было бы развернуть кабинеты и лаборатории, сконцентрировать показательные учреждения: опытно-показательную школу, коммуну и детский сад.
Кроме того – предполагаемое соединение Ин-та с ковровским Университетом в одно ВУЗ также потребует значительного помещения. Это соединение диктуется целесообразностью как в академическом отношении, так и в административно-хозяйственном.
В финансовом отношении положение Ин-та крайне тяжелое, с января месяца по настоящее время отпущено всего 345 000 000. На апрель месяц Губпрофобр ассигновал 15 000 000 р. и на хозяйственные расходы и на оплату личного состава, а минимальная потребность выражается в 750 000 000 руб. на месяц.
Нет дров, а купить не на что, стоят не только не отопленные помещения, но дело доходит до того, что учащимся, живущим в общежитиях, не на чем готовить пищу. Последние 10 сажен получены благодаря содействию председателя Губисполкома Савостина. Но дрова отпущены в кредит, а платить нечем.
Лекторский персонал далеко не получает содержания полностью, но несмотря на это, чтение лекций в течение всего прошедшего учеб. года прервано не было и учебная программа будет выполнена. Текущие хозяйственные расходы из-за отсутствия средств не оплачиваются…
Несмотря на критическое положение, вводится 3-й треместр с практикой и трудовыми процессами…» (Из беседы с ректором ПИНО Ф.А. Альбицким. Май 1922).
«Во Влад. практическом ИНО.
Академическая работа началась: три отделения — школьное, дошкольное и политико-просветительное с общим количеством учащихся около 200 человек, приступили к занятиям. Приемная комиссия закончила свою работу, пропустив около 70 человек. Значительное количество, из числа вновь поступивших, школьные работники, командированные профессион. организациями. По социальному происхождению более 50% пролетарского и полупролетарского, второе место занимают дети крестьян. В отношении материального обеспечения положение студентов представляется в следующем виде: имеется 35 денежных и 160 продовольственных госстипендий, но этого недостаточно. Необходимо, чтобы один из местных хозяйственных органов взял на себя несколько стипендий и вообще оказывал некоторую материальную поддержку ин-ту. Отлынивать на «незаинтересованности» не приходится. Дело народного образования должно быть близко всякому, будь он самый раскоммерческий орган. В прошлом учебном году были разговоры о шефстве Губсоюза, но разговоры остались разговорами и Губсоюз по некоторым своим соображениям отказался от всякой помощи институту.
Около 90 студентов пользуются общежитиями. Помещения настоятельно требуют ремонта. Правление же и уполномочен. по делам учащихся, опираясь на «скорый» переезд в другое здание капитального ремонта не производят. Но надежды на «скорый» переезд, пожалуй, слишком радужны, т. к. институт «едет» уже второй учебный год, но какая-то злая или добрая воля тормозит это намерение. Чрезвычайно остро стоит топливный вопрос. Месячная потребность дров для отопления только одних общежитий определяется в 18 сажен, не считая отопления аудиторий и кабинетов. Налицо сейчас имеется только около 20 сажен закупленных на средства учащихся и вырученных ими от продажи части своих пайков за летний треместр. Но больше средств нет и в перспективе рисуются отмороженные руки и посиневшие лица и даже—срыв учебного плана. Здесь необходима немедленная помощь. Пора госорганам и некоторым ответственным товарищам бросить смотреть на практический институт, как на излишнюю роскошь без которой можно обойтись. Ин-тут подготовляет высококвалифицированных работников школьного, внешкольного и дошкольного дела, в которых у нас ощущается огромный недостаток. Ценность ин-та правильно учли уезды, которые ежегодно командируют своих работников для большей специальности.
Институт является насущной потребностью края и прямо отвечает, задачам момента. Не об сокращении ин-та надо разговаривать, не обурезывании отпускаемых ему средств, а на деле придти ему на помощь; дать материальную и моральную поддержку. О первой пусть подумает Губэкосо и Хозорганы, а о второй партия. Среди студенчества наблюдается рост интереса к политическим и общественным дисциплинам, в этом есть большая заслуга лекторов партийцев и сравнительное уменьшение политнеграмотности учащихся. Из сказанного можно сделать вывод, что разговоры в «правящих сферах» ин-та о закрытии 3-го курса политико-просветительного отдела несвоевременное. Итак практический ин-тут приступил к выполнению учебных заданий этого года, работа нужная и трудная. Нужна и материальная и моральная поддержка.
Практический ин-тут ее ждет.
Вас. Б.» («Призыв», 10 октября 1922).
«Марксистская секция.
Во Владимирском практическом ИНО по инициативе студенческого к-та и при участии т. Лукачевского организовалась секция по изучению Марксизма. Записалось около 50 человек слушателей, из них большинство бывшие школьные работники. Намечен план занятий и темы для рефератов. Секция вызывает большой интерес со стороны студенчества» («Призыв», 19 окт. 1922).
«В нашем городе существует Институт Народного Образования, который живет потихоньку, где-то на окраине.
В институте имеется и правление, и лектора, и студенты, только жизни современней, кипучей не видать.
В И.Н.О. имеются и разные кружки — археологический, математический, секция искусств, группа поэтов и пр. Из них работает только марксистский, благодаря деятельному участию т. Лукачевского и работе одного из членов студенческого бюро. Остальные кружки еще не проявили себя.
Внутри - студенческая жизнь идет тихо. Недавно студенты влились в Всероссийский Союз Коммунистического Студенчества, выбрали центр бюро и надо ждать теперь усиления работы по сравнению с прошлым годом.
Помещается Ино в нескольких зданиях. Аудитории совершенно не отапливаются. Общежития тоже предпочитают теплу прохладу. Дров на зиму не запасено. Денег нет. Нет ни столовой, ни клуба.
Администраторы не утруждают себя излишним рвением. Разве только один из них возведет очи кверху да жалостливо поломает ручки, а другой сальный анекдотец расскажет — тем дело и кончится. Популярностью среди слушателей правление не пользуется.
Администрация и студ. бюро стараются не замечать друг друга. Где-то в правлении сиди уполномоченный по студенческим делам, но что он делает для студентов — сам Аллах не сумеет ответить. Подавляющее большинство студентов не обеспечено, перебиваются с хлеба на картошку, ищут всякой работы, начиная с репетирования и кончая грузкой дров. Стремление к знанию не легко осуществляется. В заключение надо сказать, что на Ино надо обратить внимание некоторым учреждениям.
Т. т. студентам же необходимо отбросить свою безучастность и энергично взяться за внутреннюю работу.
Только тогда Ино даст Р. С. Ф. С. Р. не «людей в футляре», а «сеятелей разумного, доброго, вечного»» («Призыв», 9 ноября 1922).



Улица Большая Московская, д. № 106

В 1922 году институту было передано здание Владимирской духовной семинарии (ныне ул. Большая Московская, д. 106) в обмен на часть зданий на Студеной горе. Но оказалась размороженной система отопления, здание находилось в ужасном состоянии. Пришлось опять готовить документацию, искать средства, специалистов, что в условиях голода и тяжелом финансовой ситуации требовало немало сил и времени.

1923 - 1937 гг. - Владимирский педагогический техникум.
В связи с реорганизацией системы профессионального педагогического образования и реализацией программы преодоления безграмотности населения все практические институты народного образования были реорганизованы в 1923 г. в педагогические техникумы, что определило и уровень подхода к образовательному процессу в новом учебном заведении. В педагогическом техникуме могли обучаться лица, окончившие семилетние школы. В отличие от Практического института народного образования педагогический техникум оказался более ограниченным: уровень профессиональной подготовки учителей возвращался к уровню семинарии.
В условиях развернувшейся кампании по ликвидации безграмотности возрастал спрос прежде всего на учителей начальной школы. Эта потребность и определила деятельность педагогического техникума на ближайшее время. В годы НЭПа и довоенных пятилеток школы городов и деревень Владимирской губернии комплектовались в основном за счет выпускников педагогического техникума, такая же ситуация сохранилась и во время нахождения Владимирской губернии в составе Ивановской промышленной области (с 1930 по 1944 гг.).
Адрес Педтехникума («Призыв», 1923): улица III-го Интернационала, д. 4.
«Учащихся в педтехникуме 240 ч., из них 73 комсомольца. Кроме обычных занятий, проходят еще кружковые, делая доклады. Кружки посещаются всеми охотно.
Правление клуба поставило 1 концерт и 1 спектакль. Литературный кружок намечает выпуск журнала. Изучается новая педагогика. Имеются две группы (м. и жен.) спортивного кружка. Санитарная комиссия ведет борьбу за частоту. Оказывается всемирная помощь наиболее нуждающимся товарищам. На казенном пайке существует 140 челов. Организована платная столовая» ("Призыв", 30 ноября 1923).
«28-го января 1924 г., в 4 ч. дня, педагогическом техникуме состоялось открытое торжественное заседание педагогического совета. На собрании, кроме преподавателей Педтехникума и курсантов, присутствовали некоторые преподаватели школ города. Заседание открылось пением похоронного марша, затем были сделаны два доклада: «В.И. Ленин, как революционер» — и «В.И. Ленин, как ученый и идейный вождь пролетариата».— Докладчики очень полно и обстоятельно изложили все основные этапы в жизни и революционной и научной деятельности Владимира Ильича. По обоим докладам Президиумом совета была предложена следующая резолюция.
«Мы — настоящие и будущие народные учителя — над свежей могилой великого учителя и борца, Владимира Ильича Ленина, даем клятву жить и работать по тем заветам, которые он нам оставил. И в знак того, что мы действительно будем проводить его заветы в жизнь, воспитывая по ним юношество, мы выражаем единодушное желание наименовать наш Педтехникум именем дорогого и незабвенного вождя, Владимира Ильича Ленина».
Резолюция была принята под гром дружных и продолжительных аплодисментов.
После закрытия заседания совета состоялась еще исполнительная часть, где курсантами было исполнено несколько стихотворений, посвященных памяти Владимира Ильича (между прочим стихотворение одной курсантки), прочитаны воспоминания и характеристики Владимира Ильича. Хор учащихся очень стройно и с подъемом исполнил кантату на смерть Ленина, слова В. Брюсова, муз. Багриновского» («Призыв», 1 февраля 1924).
«С 16-го июля Владимирский педтехникум будет вечерами в безоблачную погоду устанавливать на Пушкинском бульваре один из своих телескопов — 3-х дюймовый рефрактор, для наблюдений, желающими из публики, небесных светил. Наблюдения будут сопровождаться соответствующими объяснениями преподавателя астрономии В.А. Юдина. За наблюдение каждого отдельного светила или небесного явления устанавливается плата 10 коп., которая поступает в пользу Общества беспризорных детей. Т.т. красноармейцы и дети детдомов будут допускаться к наблюдениям бесплатно.
В телескоп будут показаны луна, планеты Марс, Юпитер, Сатурн и Венера, двойные и переменные звезды, звездные скопления и туманности. Настоящий год представляет исключительный интерес для наблюдений: планета Марс подойдет в августе на самое близкое к земле расстояние (23 августа— «Великое противостояние Марса»). Пройдут десятилетия, прежде чем это явление повторится вновь. Трубы астрономов всего мира будут в августе направлены на Марс и можно надеяться, что в этом году будет окончательно выяснен вопрос об обитаемости Марса и жизни на нем. 14-го августа будет наблюдаться полное лунное затмение» («Призыв», 16 июля 1924).
1924 г. «Педтехникум г. Владим. 4-х годичн. с отделениями: школьным, дошкольным и политпросвет работы. Прием в 1-ую группу техникума — с познанием 3-хлет школы II ст. или семилетка, в подготовительные группы — с познанием школы I ст. по испытаниям. Дает квалификацию школьного работника I ст., дошкольного и политпросвет. раб. (изба-чит., библ. и т. д.)».
«Общество друзей книги. В начале октября 1925 г. учащиеся педтехникума организовались в ячейку общества друзей книги. Избрали бюро в составе 5 товарищей. Намечен был план работы до конца года, в который вошли и обсуждение докладов: «о самообразовании», «как готовиться к уроку и докладу», «как читать газету и писать в нее» и т.д.
Создана при ОДК литературная секция, успевшая за этот короткий промежуток времени разобрать повесть тов. Фадеева «Перелом». Фадеев - член ячейки ОДК, учащийся педтехникума.
Основной задачей членов ячейки ОДК при педтехникуме будет вербовка и вовлечение в библиотеки города нечитающих, пропаганда книги, организация громкого чтения и кружков чтецов» («Призыв», 3 ноября 1925).
«Все нечистоты уборных и помойных ям из здания педтехникума спускаются по попорченным канализационным трубам и заливают дома на первой Щемиловке. От такого зловонного потока уже пострадал дом гр-на Ермолаева и снесен сарай гр-ки Коноваловой. Такая же участь грозит и другим домам.
Завхозу здания, а также саннадзору, не мешало бы обратить на это внимание. Заразу распространять не годится» («Призыв», 26 июня 1927 г.).
Возглавлял техникум Венедикт Кудрявский, делегат 1-го Всесоюзного съезда учителей. В коллективе педагогов были: историк Н. Суханова, биолог И.Я. Бобров, художник Д.И. Рохлин.

«Недавно при владимирском педтехникуме организовались курсы трактористов со сроком обучения в два месяца. На курсы прибило 50 батраков и бедняков.
Нужно отметить, что слушатели курсов живут в крайне скверных условиях.
В комнате №6, например, под койками стоит вода на вершок от пола, с потолка капает и т. д. Такое же почти положение и в остальных комнатах.
Среди слушателей нет никакой дисциплины: курсанты приходят на занятия когда вздумается. От слушателей не отстает и педагогический состав: на урок приходят с опозданием, занятия проводят плохо.
Окрколхозсоюзу нужно немедленно произвести обследование тракторных курсов и устранить недочеты» («Призыв», 16 марта 1930).
«Зав. владимирским педтехникумом тов. Крайнов сообщает: на-днях мы сделали выпуск 26 учителей школ 1-й ступени и 26 учителей для обучения детей дошкольного возраста. В мае нынешнего года сделали выпуск 51 человека, в январе 15 и в январе 31 года дадим школам области 16 педагогов. Если сравнить требования области на учителей, то эти выпуски ничтожны.
Весной нынешнего года облОНО предложило техникуму осенний прием донести до 240 человек и иметь в виду январский прием 160 человек. От такой разверстки пришлось отказаться. В своей докладной записке зав. техникумом ссылался на отсутствие помещения и в качестве реальной меры предлагал облОНО возбудить ходатайство перед городским советом о выселении школы 1-й ступени № 6 и школы 2-й ступени № 4 в другое помещение. В условиях города Владимира можно было это сделать. Но как говорят — «воз и ныне там». ОблОНО было вынуждено изменить свою разверстку и вместо 240 человек пришлось примять 120. В январский прием будет принято такое же количество. Среди принятых детей рабочих 55,6 проц., служащих 11,5, а остальные колхозники и дети середняков. Техникум обеспечен преподавательскими кадрами» («Призыв», 21 августа 1930).
«Педтехникум чувствует себя, хуже всех. С новым набором техникум переживает определенную горячку и неразбериху. А все потому, что рвет его беспощадно облОНО. ОблОНО разверстку меняло 3 раза. Неоднократно выходило так, что набирали учащихся на отделение, проводили испытания, известили принятых о зачислении и начале занятий, а в это время облОНО пишет, это отделение ликвидировать совсем. Пришлось снова писать и учащимся отказывать. Но и это все бы ничего, но вот на-днях произошло из рук вон выходящее событие. ОблОНО прислал директиву, в которой снова предлагает открыть уже закрытое только что отделение. Снова писание, снова волынка.
Помещение техникум имеет на 365 человек, а учащихся будет 470. Дать помещение горсовет отказался. В результате, 100 человек будут заниматься под открытым небом. Нам кажется, что общественность не допустит этого положения» («Призыв», 27 августа 1930).
В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. Педтехникум прикреплен к районной электростанции. Школы І-й ступени в большинстве прикреплены к мастерским дома «юных коммунаров», затем к мастерским педтехникума и заводу «Красный Строитель».
Владимирский педагогический техникум переехал в 1934 году в здание бывшего реального училища рядом с Золотыми воротами (улица Никитская, д. 1). В дом №106 въехала средняя школа № 3, находившаяся там до мая 1941 года.


Улица Никитская, д. 1

1937 - 1939 гг. - Владимирское педагогическое училище.
7 января 1937 г. Наркомпрос приказом № 58 переименовал педагогические техникумы РСФСР в педагогические училища. Как и педтехникумы, педучилища готовили учителей для 1-4-х классов и воспитателей для детских садов и домов. Владимирское педагогическое училище имело пять отделений: подготовительное, школьное, дошкольное, трудовое, а также отделение детских домов. Уровень общеобразовательных знаний его выпускников соответствовал стандарту среднего специального образования, учащиеся получали хорошую педагогическую и методическую подготовку.
В связи с быстрым развитием всеобщего обучения и с введением в стране всеобщего семилетнего образования с 1934 г. стали организовываться двухгодичные учительские институты для подготовки учителей неполных средних школ (5-7-е классы). В учительские институты принимались лица, имевшие среднее общее образование. Их выпускники могли без отрыва от производства сдать экзамены за курс педагогического вуза, а проработавшие три года в семилетней школе получали право поступать на 3-й курс педагогического института без вступительных экзаменов. Потребность в учительских институтах в стране стала возрастать. 27 июня 1939 г. Совет Народных Комиссаров постановлением № 318 «О реорганизации педагогических училищ Наркомпроса РСФСР в учительские институты» разрешил Наркомпросу реорганизовать с 1 сентября 48 педагогических училищ в двухгодичные учительские институты. Среди реорганизуемых педучилищ значилось и Владимирское педагогическое училище.

1 сентября 1939 - 1949 г - Владимирский государственный учительский институт с двухгодичным сроком обучения.
Первым директором учительского института стал Иван Пантелеевич Пантелеев.
Владимирский государственный учительский институт вобрал в себя традиции Института народного образования, ВПИНО, педагогического техникума и училища. Существенно менялись учебные планы и образовательные программы, учебно-воспитательный процесс наполнялся новым содержанием. Появились условия для более полного удовлетворения потребностей и запросов школ и дошкольных учреждений в педагогических кадрах. Институт становился учебно-методическим центром учительства всей Владимирщины. Вначале учительский институт имел два отделения: физико-математическое и историко-филологическое. Стали организовываться кафедры истории, педагогики, физики, математики, русского языка, литературы и некоторые другие. Преподавательский состав кафедр был представлен квалифицированными специалистами, получившими профессиональное образование в крупнейших университетах и педагогических институтах страны.
С декабря 1940 г. по сентябрь 1941 г. директором института был А.И. Антипов.
Первый выпуск учительского института состоялся в 1941 г.
«Государственные экзамены в учительском институте
Владимирский учительский институт в этом году производят первый выпуск учителей — 86 человек. На-днях закончилось распределение их на работу. Кроме Ивановской области, многие выпускники направляются на работу в Союзные республики.
Сейчас в институте начались государственные экзамены. Первыми сдавали физику учащиеся первой группы второго курса физико-математического факультета. Курс физики читался на протяжении двух лет. Несмотря на большой материал, учащиеся справились с ним хорошо. Из 19 человек неудовлетворительную оценку получил только один. Пять человек получили посредственно и восемь—хорошо.
Особенно хорошие знания показали студенты Володин, Ермолаева, Еремина, Федотов и Чунаева. Государственная экзаменационная комиссия, под председательством тов. Лотоцкого, оценила знания этих товарищей на отлично.
Д. Волгин» («Призыв», 31 мая 1941).
«Организованно и хорошо проходят государственные экзамены в учительском институте по основам марксизма-ленинизма. Чувствуется, что будущие учителя, ныне студенты института, в основной своей массе, со всей ответственностью подошли к этому важному предмету, поняли, что без знания основ марксизма-ленинизма ни о какой педагогической деятельности не может быть и речи.
О качестве знаний говорит подведенный итог по литературному факультету. Из 51 человека, державших экзамен, 20 получили отличные оценки, 16 - хорошие, 13 - посредственные и только двое неудовлетворительные.
Отдельные студенты показали, что они прекрасно овладели предметом, строили ответы на ярких примерах из история большевистской партии, показали силу марксистско-ленинской теории.
В частности, отличную оценку получила студентка Сидорова, изложившая вопрос о декабрьском вооруженном восстании. Она ясно и содержательно обрисовала обстановку в стране, рост революционного движения, перераставшего в вооруженное восстание, тактику и роль большевиков, причины поражения восстания и т. д.
Студентка Никешина отлично изложила вопрос о борьбе Ленина со всякого рода ревизионистами - врагами марксизма, рассказала ясно о сущности марксистского философского материализма. Отличными были ответы студентов Ревякиной, Соковой, Серова и других.
Но наряду с этим надо отметить, что некоторые студенты несерьезно отнеслись к экзаменам. Так, например, студентка Альбицкая совершенно не ответила на такой важный вопрос, как высказывание товарища Сталина о трех сторонах диктатуры пролетариата. Не могла она объяснить и приведенный ею же пример, подтверждающий всеобщую связь и взаимозависимость явлений в природе и обществе. Это говорит о том, что существа марксистско-ленинской философии она не усвоила. И несмотря на то, что Альбицкая имела все показатели на получение диплома с отличием — она получит диплом без отличия.
Еще в худшем положении оказалась студентка Белякова, которая совершенно запуталась в вопросе коммунистического воспитания. Не знать, что из задачи построения коммунизма в нашей стране во всей полноте выступают задачи коммунистического воспитания, не знать того, в каком направлении нужно воспитывать молодое поколение, какие пережитки капитализма в сознании людей у нас еще остались — непростительно будущему учителю.
Совершенно плохие знания показала студентка Гусева, которая не могла ответить на самые простые вопросы. В частности, она не могла ничего сказать о таком вопросе, как осуществление ленинско-сталинской национальной политики в СССР, несмотря на то, что ей были даны такие наводящие вопросы, на которые ответит школьник 7 класса, изучающий Конституцию. Она не знала и не могла ответить на такой вопрос, как противоречия между производительными силами и производственными отношениями при капитализме. Экзаменационная комиссия поставила Гусевой плохую отметку.
Примитивные ответы давала студентка Домогатская и некоторые другие.
Какие выводы надо сделать дирекции института?
Надо в будущем лучше поставить контроль над самостоятельной работой студентов, так как экзамены показали, что в результате отсутствия такого контроля часть учащихся не работала над многими вопросами основ марксизма-ленинизма.
Лектор горкома ВКП(б) С. Лобковский» («Призыв», 4 июня 1941).
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. внесла существенные коррективы в существование и развитие учительского института. Начало войны застало студенчество и преподавателей вуза во время завершения экзаменационной сессии, когда выпускники вуза ожидали торжественного акта вручения дипломов об окончании учебы, но настроение было омрачено нахлынувшими чувствами ожидания чего-то непонятного и даже трагического. Выпускница первого выпуска учительского института А.В. Колесова (Медова) о тех днях вспоминала: «Год 1941 г., страшный год начала войны. Первый и послевоенный выпуск студентов литфака учительского института. Никаких торжественных актов по случаю окончания. По ул. III Интернационала сплошным потоком войска в полном обмундировании, комендантский час с 8 вечера. Надо успеть перебраться из общежития на вокзал, т. к. поезд идет ночью. Там прощание с г. Владимиром, бесконечное ожидание, неизвестность будущего, но родной дом в Вычуге. Училось с чувством ответственности, не досыпали, не доедали, на совесть перечитывали художественную литературу, но успевали красиво духовно отдыхать: театр, кино, незабываемые вечера в институте у Золотых ворот. В залах гремела музыка оркестра из воинской части (в основном вальсы. Штрауса). Сама молодость украшала нас (ни единого скверного слова, никаких помыслов о горючем)».
Уже на следующий день после объявления о начале войны учащиеся учительского института рано утром разносили повестки военкомата военнообязанным. Многие студенты писали заявления в военкомат с просьбой о призыве их в ряды Красной армии. Им отвечали: «Поедете туда, куда Вас распределят в институте». Некоторые преподаватели и сотрудники вуза добровольцами ушли на фронт защищать Отечество.
24 июня 1941 г. эвако-госпиталь №1887 занял четыре здания: школа № 1, учительского института, часть здания Дома Красной армии, и «каменное старое двухэтажное здание у Золотых ворот» - бывшая школа № 2. 1 января 1944 г. ЭГ-1887 сменил ЭГ-5799.


Ул. Пос. Воровского (Княгинин монастырь), д. 20

В газете «Призыв» 22 июля 1941 года было напечатано объявление: «Владимирский государственный учительский институт продолжает прием студентов на 1941-1942 учебный год на следующие факультеты: 1. Русского языка и литературы, 2. Физико-математический. При институте имеется заочное отделение с теми же факультетами. Срок обучения: в стационаре – 2 года, на заочном отделении – 2 с половиной года… Лица, принятые в институт, обеспечиваются общежитием. Заявления подавать и за справками обращаться по адресу: гор. Владимир, поселок Воровского, дом № 20, Государственный учительский институт».
16 августа 1941 г. в Суздальский музей (здание бывшего Суздальского Духовного Училища) приходит решение исполкома Суздальского горсовета: “Предложить зав. музеем тов. Варганову сдать в аренду Учительскому институту излишнее помещение музея” (Владимирскому) “Излишними”, т.е. свободными, оказались 360 кв. м. на третьем этаже Архиерейских палат (под общежитие) и 240 кв. м. на втором — для кабинетов и библиотеки. 27 августа был заключен вполне грамотный договор об аренде, где даже были сформулированы условия для арендаторов — что где отремонтировать, вставить стекла и даже “освободить от дровянников, хлевов, сеновалов и уборных галерею нижнего этажа, с устройством сквозного прохода” и “освободить от дровянников и сеновалов большую палату нижнего этажа и произвести в ней необходимый ремонт для использования институтом”.

Помещения Суздальского музея (Архиерейские палаты) по решению Суздальского исполкома райсовета были переданы под учительский институт.
В 1941 году учительский институт был эвакуирован в г. Суздаль. При эвакуации институт понес материальные потери. Многое из учебного оборудования оказалось утерянным, по разным книгохранилищам разошлась библиотека, складывавшаяся со времен женской учительской семинарии и института народного образования. Некоторые редкие и ценные научные и литературные издания, хранившиеся в ней, оказались потерянными.
С сентября 1941 г. временно исполнял обязанности директора института С.С. Алякринский.
29 сентября 1941 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР принял решение о закрытии учительского института с 1 октября. Приказом наркома просвещения В.П. Потемкина предписывалось: «Все дела и имущество института передать Шуйскому учительскому институту. Студентам Владимирского института предоставить возможность поступить в Шуйский и Ивановский учительские институты. Преподавателей, не имеющих ученого звания и степени, направить в распоряжение Ивановского облОНО для назначения на работу в средние школы». В тексте приказа Владимирский учительский институт назван педагогическим институтом.
«Антифашистский митинг молодежи г. Суздаля
12 октября более 200 юношей и девушек города Суздаля собрались в зале учительского института на антифашистский митинг молодежи. Открывая митинг, ученик областной тракторной школы тов. Якубов сказал:
— Мы полны решимости бороться с врагом нашей родины до полного его уничтожения. Мы не допустим издевательств и насилии над нашим народом и уничтожим гитлеризм.
Затем выступила жена бойца Красной Армии тов. Хромешина, прибывшая из Смоленской области. Она заявила:
— Гитлер разрушил нашу семью, наши мирные города. В захваченных городах и селах фашистские изверги грабят и издеваются над мирным населением, убивают женщин и детей. Бойцы Красной Армии, молодые патриоты страны, отомстите врагу за его зверства, бейте его до полного уничтожения.
Вслед за ней выступили студентка учительского института тов. Пустоханова, допризывник тов. Тульчилов, секретарь РК ВЛКСМ тов. Серёгин и другие. В своих гневных речах они призвали молодежь изучать военное дело и быть в любую минуту готовыми к отпору врагу. По-военному трудиться в тылу, укрепляя народное хозяйство, повседневно помогать Красной Армии разить врага.
Работница пригородного совхоза тов. Филиппова и работница артели «Искра» тов. Боровкова, обязуясь выполнять по 2—3 нормы, призвали молодежь растить число двухсотников, неуклонно повышать трудовую дисциплину и производительность в колхозах и предприятиях района.
В единодушно принятом решении участники митинга призвали всю молодежь района к борьбе с кровавым врагом, к самоотверженной работе на своих постах. В решении митинга выражена неуклонная воля молодежи — все свои силы отдать на защиту своей родины от фашистских людоедов» («Колхозная газета», 15 октября 1941).
В октябре 1941 года учительский институт был закрыт.

Продолжение »»» Педагогический институт ВлГУ

Категория: Владимир | Добавил: Николай (16.11.2022)
Просмотров: 26 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru