Шок — ещё одна существенная достопримечательность во внутреннем ландшафте нашего Внутреннего Раненного Ребёнка. Он приходит из чувства такого глубокого страха, что мы отсоединяемся от себя и часто не можем даже чувствовать, думать, двигаться или говорить. Шок может возникать в нашей жизни непредсказуемо и внезапно, в любой ситуации, в которой есть хотя бы малейшее давление, агрессивность или боль. Спровоцированная дискомфортом бессознательная ранняя травма лишает нас возможности функционировать. Шок способен искалечить наши способности в любом аспекте жизни.
Шок приходит из травмы, причём обычно повторяющейся. Питер Левин в своей книге «Пробуждение тигра» разрабатывает динамику шока. Он объясняет, что лучший способ понять шок — это вообразить маленькое животное, загнанное в угол хищником: негде спрятаться, некуда бежать, невозможно бороться. В детстве некоторые из нас были, как это маленькое животное. Наша нервная система, выживающая с помощью бегства или борьбы, не имела в распоряжении этих возможностей, если мы оказывались в западне. Тогда она откликалась замораживанием, и системы тела сворачивались. Ребёнок чувствует себя в западне, переживая травму любого рода. Травматические опыты в какой-то форме случались с нами снова и снова. Результатом стало скрывающееся внутри глубокое чувство замороженности, и его можно в любой момент спровоцировать. Это шок. Даже если мы энергетически уводили себя от угрожающей ситуации (это называется дизассоциация), наша физиология всё же приходила в шок, и мы накапливали в бессознательном болезненные воспоминания.
Иногда эти повторяющиеся травмы случаются так рано или так незначительны, что мы даже не осознаём, что они случились. Невинный, открытый, изысканно чувствительный младенец или маленький ребёнок чувствует вокруг себя всё, и его травмирует малейшая насильственная или вторгающаяся энергия, малейшее напряжение или бессознательность в его окружении. Мы рождаемся в подавляющем и соревнующемся обществе, где в шок приводит сама его природа. Наше рождение, общение наших родителей друг с другом, их образ жизни, то, как нас касались, то, с чем мы столкнулись в школе, — чаще всего это бесчисленные травмы, которым мы подверглись. Если к этому добавить насилие, давление, критику и вторжения, постигшие нас в детстве, у нас начнёт складываться картина шока.
У одного мужчины сильная и контролирующая жена, которая, среди прочего, запретила ему есть в их дорогой машине, потому что боялась испортить обивку. Однажды, когда они ехали за городом, он купил свежие вишни и всё-таки стал поедать их в машине прямо на ходу. Она начала его пилить, но он возразил, что никакой проблемы нет, потому что он держит косточки во рту. В определённый момент он нагнулся и выплюнул их в окно. Всё было прекрасно, только он забыл его открыть. Именно это происходит в шоке. Мы так пугаемся, что делаем глупейшие вещи.
Многие вещи могут привести нас в шок. Эти вещи называются раздражителями шока. Раздражителем шока может быть любого рода высказанный или невысказанный гнев или насилие, давление, критика или осуждение. Это может быть контроль, манипуляции или ожидания. Это может быть напряжение, или негативность, «носящаяся в воздухе», или противоречивые сообщения. Даже чего-то одного из перечисленного может быть достаточно. Малейшего взгляда, какого-то тона голоса, того, как кто-то с нами разговаривает или не разговаривает, может быть достаточно, чтобы спровоцировать шок. Симптомы шока могут быть разными у разных людей. Он может вызывать холодный пот, ускоренное сердцебиение, сильное беспокойство или замешательство. Некоторые из нас могут всё время пребывать в какой-либо форме шока. Он может проявляться как фобии, приступы паники, хроническое беспокойство, расстройства способности учиться или какие-нибудь хронические болезни. Мы можем пытаться компенсировать воздействия шока, «улетая» или фантазируя, но опыт шока остаётся в теле.
Как и в случае со стыдом, шок может быть связан с разными областями нашей жизни. Шок может сделать нас недееспособными в сексе, чувствовании, гневе или творчестве. Трудно понять, почему шок возникает в этих конкретных областях нашей жизни. В случае стыда мы можем увидеть, как и в чём критикуем себя сами или подвергаемся осуждению со стороны.
Но в случае шока часто всё остаётся загадкой. Мы можем заниматься любовью и внезапно обнаружить, что не присутствуем, или тело перестаёт откликаться. Нам может быть трудно чувствовать эмоции, и мы сами не знаем, почему. Гнев, конфронтации или выступление перед группой может вызывать огромную панику.
Основные области, в которых проявляется шок:
1. Сексуальные проблемы — необъяснимые страхи или тревоги о «производительности». 2. Страх конфронтации, гнева, наказания, критики. 3. Трудности в самовыражении и творчестве. 4. Недоступность чувств.
Причиной недееспособности и шока может быть не только чрезвычайная и очевидная травма. Даже контроль или манипуляция, ситуации для нас незначительные, для Внутреннего Раненного Ребёнка бывают настолько же травматическими и шокирующими, что и очевидные случаи сексуального или физического насилия. Как и в ситуациях со стыдом, если мы спровоцированы, то отождествляемся с Раненным Ребёнком в шоке. Это заставляет нас превратиться в жертву в отношениях с людьми и с миром. Бессознательно мы видим и чувствуем себя как человека, подвергающегося насилию и заслуживающего насилия. Такой образ себя заставляет нас привлекать людей, которые обращаются с нами в том же стиле, который изначально принёс шок. Как только мы это понимаем, объяснимым становится то, почему мы продолжаем повторять одни и те же травматические опыты.
Некоторые из вас постоянно оказываются окруженными определёнными типами людей, и именно они провоцируют ваш шок. Вы можете привлекать людей, провоцировавших в вас шок при помощи контроля, манипуляций, давления или критики.
Когда в нас провоцируется шок, ничего нельзя сделать, кроме как распознать его, чувствовать и принимать как реальность. Обычно мы осуждаем себя за шок. Страх и паралич не слишком высоко котируются в шкале хорошего самочувствия. Мы стыдим себя за то, что находимся в шоке, и снова получаем коктейль из стыда и шока. Дать себе пространство, чтобы позволить проявиться страху и шоку, — один из самых храбрых и важных шагов, которые мы можем совершить. Если мы попытаемся подгонять себя, чтобы так или иначе выйти из шока, станет только хуже. Как и со стыдом, просто знания о шоке: как он чувствуется, что его провоцирует, и откуда он приходит, — достаточно, чтобы добиться от него расстояния и начать наблюдать. Понимание постепенно позволит вам приобрести способность просто «быть» с шоком, без суждений, и постепенно начать вспоминать, что когда ваш Внутренний Раненный Ребёнок входит в шок, это — не вы.
...Это величайшее преступление, которое общество совершает против каждого ребенка. Никакое другое преступление не может быть хуже. Разрушить доверие ребенка значит отравить всю его жизнь, потому что доверие так ценно, что, если вы его теряете, то тотчас же теряете и контакт с собственным существом... ОШО
УПРАЖНЕНИЯ
Исследование шока — деликатное дело, и для него обычно требуется помощь профессионала. Предложенные упражнения могут быть только руководством, чтобы понять шок глубже.
1. Переживание шока. а) Как бы вы описали собственное переживание шока? Что происходит в теле? Ускорение? Беспокойство? Потение? Замешательство? Паралич? Неспособность чувствовать? Неспособность говорить? б) В каких областях жизни вы чувствуете шок? В сексуальности? В чувствах? В гневе или конфронтации? В творчестве? Как вы чувствуете шок в этих областях?
2. Распознавание раздражителей шока. Выберите несколько недавних случаев, когда вы переживали шок. Что приводит вас в шок? Давление? Гнев? Агрессивность? Критика? Страх или переживание того, что вас покинули или отвергли? Когда вы не получаете внимания, которого хотите? Когда кто-то выходит из-под контроля, впадает в истерику, становится нелогичным или требовательным?
3. Источники шока. У некоторых из нас есть хорошее представление о том, как мы подверглись шоку в детстве. Но для других это остается загадкой. Какова на сегодняшний день ваша картина того, как вы подверглись шоку? Что вас испугало, и что создало беспокойство? Помните, ребёнка может испугать любая мелочь. Может быть полезным представить себе ребенка, — не вас самих, — который растёт в среде, в которой выросли вы. Как бы он себя чувствовал? Был бы он в безопасности? Мог бы этот ребёнок испытывать чувства? Выражать и принимать гнев? Быть прямым и открытым? В чем он или она получает или не получает поддержку в творчестве? Как он подвергается давлению?
КЛЮЧИ
1. Шок сворачивает нашу способность чувствовать и часто заставляет нас устраняться. Это делает его трудным для распознавания. Осознавая шок, мы начинаем понимать тот аспект своей эмоциональной природы и поведения, который ранее осуждали.
2. Мы попадаем в ситуации шока заново, чтобы его можно было исцелить осознанностью и пониманием. Сами того не зная, мы привлекаем людей, которые так или иначе провоцируют в нас шок. Как только мы узнаем, что это такое, как он ощущается и провоцируется, и знаем немного о его корнях, мы можем оставаться с ним, когда он всплывает. Не пытаясь его изменить, не пытаясь заставить его уйти, но просто оставаясь с ним.
3. Шок — общая тема в отношениях. Когда мы ничего о нём не знаем, он неизменно ведёт к боли, непониманиям, обидам и конфликтам. Путём понимания его люди могут стать более чувствительными к шоку друг друга, и он может буквально стать дверью к гораздо более глубокой близости и заботе.
4. Шок может быть также окном в более глубокую уязвимость. Когда мы начинаем соприкасаться с этим пространством, легко увидеть, что нас могли привести в шок малейшие вторжения и проявления бессознательности.
СТРАХ-СТРАЖ
Для того чтобы перейти в новую модель сознания, для того чтобы быть настоящим хозяином своей жизни, давайте разберёмся с такой отрицательной эмоцией, как страх.
Страх присутствует во всех отрицательных эмоциях. Иногда вышедший из-под контроля страх может поработить человека, сделать так, что его эмоции станут неуправляемы. Поэтому так важно понимать, что такое страх, и так важно научиться взаимодействовать с ним.
Если вы постоянно о чём-то думаете, то отдаёте объекту мысли свою энергию, поэтому негативные, разрушительные мысли, особенно усиленные страхами, приведут к достаточно быстрой их материализации. Тогда как позитивные мысли создают позитивные события. Любое событие, любая мысль имеет представительство на всех планах бытия. И на плотном — физическом, и на тонком — ментальном плане. Чем больше какая-то мысль крутится в голове, чем ярче создаваемый при этом образ, тем быстрее произойдёт материализация этой мысли.
Представьте себе что кто-то называет последовательно пять букв - Л-И-М-О-Н. Что вы почувствовали? Появилось обильное слюноотделение? А ведь это только одно слово! Представляете, что бывает, когда мы в страхе рисуем на своём ментальном экране целые сцены. Мысленно, а иногда и вслух произносим множество «страшных» слов. При этом на физическом плане вырабатываются комплексы самых разнообразных веществ внутри организма, а они-то и приводят к развитию самых разнообразных заболеваний. Посерьёзнее лимона будет! Поэтому не сама проблема является причиной стресса, а наше отношение к ней. Следовательно, нам необходимо так уметь взаимодействовать со страхами, с нашими негативными мыслями, чтобы создавать такие ситуации, которые научат нас спокойствию и уверенности.
Давайте рассмотрим само слово СТРАХ, оно по звучанию и по смыслу соответствует слову СТРАЖ, СТОРОЖ. Сначала функция страха заключается в защите человека. И его мысли — СТРАЖ-ники, проявляя о-СТОРОЖ-ность, охраняют его от неприятностей. Но это только вначале. Потом, когда бояться становится вредной привычкой, страхи оберегают окружающий мир от пагубных, разрушительных мыслей этого человека. О-СТОРОЖ-ность становится СТРАЖ-ем, страх перерастает в фобию.
За любым словом, любой мыслью любого человека стоит позитивное намерение. Давайте попробуем определить, какое позитивное намерение стоит за страхом. Чему страхи учат людей?
Существуют две разновидности страха:
Первая — это элементарная осторожность, предупреждающая о реальной опасности и оберегающая от неприятностей. За осторожностью стоит инстинкт сохранения жизни. Осторожность, её физиологическая составляющая, заставляет человека быть в состоянии готовности к возможным быстрым действиям, в кровь выбрасываются адреналин и другие гормоны, учащается число сердечных сокращений, поднимается артериальное давление, напрягаются мышцы тела. Такой страх помогает держаться подальше от опасности.
Вторая разновидность страха — это страх ложный, иллюзорный. Он возникает из-за ошибочного восприятия окружающего мира. Но по силе своего воздействия он ничуть не уступает реальному страху. Многим людям очень хорошо знакомо чувство страха, которое может возникнуть, если вы один дома, и лет вам немного, и за окном гроза, и родители ещё не скоро придут с работы. Малейший шорох, звуки, доносящиеся из-за закрытой входной двери, — всё может повергнуть вас просто в панический ужас. А причиной тому иллюзорный страх, в основе которого лежит ложное восприятие окружающей действительности. Недаром в народе бытует поговорка: «У страха глаза велики!»
Иллюзорный страх рождается из неадекватного восприятия самого себя. В основе лежит заниженная самооценка, недоверие к себе, сомнения в успехе. Если человек воспринимает самого себя как неспособного справиться со сложными проблемами современной жизни, то он сразу становится добычей иллюзорного страха. А ошибочное, неадекватное восприятие самого себя — почти всегда результат жёсткого, авторитарного воздействия в детстве на неокрепшее сознание ребёнка. Именно в детском возрасте, когда сознание наиболее восприимчиво к накоплению новой информации, человеческий мозг очень легко обучается. И те представления о мире, которые закладываются в детстве, очень прочно закрепляются в поведении на многие годы, а иногда и десятилетия. Очень часто, общаясь с пациентами, сталкиваюсь с глубоко запрятанными в подсознание детскими страхами. Они, часто неосознаваемые, подсознательно вмешиваются в поведение давно уже взрослого человека, мешают ему жить.
Позитивное намерение есть в любой мысли и любом действии любого человека, так и в страхе есть определённая польза. Она, прежде всего, заключается в том, чтобы обратить внимание человека на сам факт существования страха. Да ещё детского страха, который, с одной стороны, и яйца выеденного не стоит, а с другой — очень сильно отравляет жизнь человеку. А иногда и многим окружающим его людям. Поэтому такважно не бороться, а уметь взаимодействовать со страхами, трансформировать их энергию во что-то доброе. Для того чтобы научиться взаимодействию с любыми эмоциями, необходимо освоить метод общения со своим подсознательным разумом. Нужно будет перепрограммировать себя так, чтобы иллюзорное восприятие престало быть иллюзорным и вызывало не страх, а позитивные эмоции, которые приведут к повышению самооценки, к уверенности в себе. Естественно, чем больше чувство уверенности в себе, тем меньше необоснованных страхов. Существует достаточно много способов взаимодействия со страхами, но прежде всего необходимо понять, для чего наше подсознание создало нам страх, для чего он нам нужен, чему учит.
Страх является неотъемлемой частью инстинкта самосохранения, страх предупреждает о возможной опасности, указывает нам на то, что тот путь, которым мы идём, может привести к возникновению проблем. Однако иллюзорный, ложный, ненужный страх только мешает, создаёт массу лишних проблем, порабощает сознание. Отсюда следует, что надо уметь различать страхи, задавать себе вопрос: насколько необходим страх, предупреждает ли он о реальной опасности, насколько иллюзорен тот или иной страх?
Не будем также забывать о том, что ожидание ситуации порождает ситуацию. Поэтому важно во-время остановить поток «страшных» мыслей, поблагодарить своё подсознание за этот страх, как это ни парадоксально звучит, и спросить себя о том, для чего этот страх нужен. Люди своими страхами портят друг другу жизнь.