Адрес: Владимирская обл., г. Александров, ул. Вокзальная, д. 12
В 1888 г. при станции Александров Московско-Ярославско-Архангельской дороги была построена часовня.
«Указом Святейшего Синода от 27 октября 1889 г. за №4172 выражена признательность Святейшего Синода г. начальнику дистанции московско-ярославской железной дороги Казимиру Герцику за пожертвование им 1500 руб. из собственных средств на устройство каменной часовни при станции «Александрово» означенной дороги» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 23-й. 1889).
В протоколах строительного отделения Владимирского губернского правления за 1904 г. записано: "По коллективной просьбе служащих железной дороги предполагается в текущем году сооружение пристройки к существующей часовне для образования храма для молящихся, причем часовня будет приспособлена для алтаря будущей церкви".
Храм построен в 1904 году в русском стиле и был главным украшением привокзальной площади. Да и во всем городе немного было таких живописных зданий, необыкновенно изящных, с затейливым декором.
Это был один из первых, освященных во имя канонизированного в 1903 г. великого русского святого, преподобного Серафима Саровского чудотворца.
В 1905 г. преподано благословение от Его Преосвященства Александровскому купцу Николаю Иванову Мягкову, крестьянке села Петровского, Юрьевского уезда, Параскеве Сергеевой Карзовой, Александровской мещанке Надежде Ивановой Калининой, дворянке Екатерине Николаевой Красюк, Александровской купеческой вдове Клавдии Алексеевой Зубовой, фабриканту Василию Иванову Соколикову и монахине Аглаиде с другими сестрами Успенского в гор. Александрове монастыря за пожертвования на устройство храма, во имя Преподобного Серафима Саровского, из часовни при станции „Александров“, М.Я.А. железной дороги: Мягковым — 150 руб., Карзовой — 250 руб., Калининой — 200 руб., Красюк — 100 руб., Зубовой — 400 руб. (и сребровызолоченных сосудов в 200 р.); Соколиковым — 250 руб., монахиней Аглаидой — 100 р. и другими сестрами монастыря — 300 руб.; начальнику дистанции М.Я.А. жел. дор. инженеру Валентину Николаеву Чекалову, начальнику станции „Александров" Ивану Васильеву Прорехову и начальнику Александровского отделения Московско-Архангельского жандармского полицейского Управления жел. дороги Дмитрию Матвееву Вольф — за содействие игумении Александровского Успенского монастыря при хлопотах ее об отводе железнодорожным начальством земли под вышесказанный храм при станции „Александров" и церковную сторожку и за участие в наблюдении за производством работ по устройству того храма; председателю Александровского общества хоругвеносцев Никону Михайлову Круглову и членам этого общества — за пожертвование в тот же, при станции „Александров", храм медновызолоченных хоругвей стоимостью 300 руб. (из них 150 руб. — личная жертва председателя Круглова и 150 р. поступивших от членов общества).
В августе 1928 г. по постановлению исполкома храм был закрыт, здание и церковная утварь переданы в коммунальный отдел.
«Около самого вокзала в Александрове, рядом с железнодорожными учреждениями, приютилась маленькая красненькая церковь. Никто на нее не обращал серьезного внимания. Каждый день по звону колокола десятка два старушек лениво тащились в церковку замаливать грехи прожитой жизни. Но вот недавно случилось горсовету заняться грехами и самих церковников. С момента заключения договора, никто из церковников и не думал его выполнять, никакой охраны имущества не было и в течение последних трех лет было не мене 30 краж. Украдено все, что моно только унести. А церковники и в ус не дули. Их дело маленькое — сообщат об этом (да и то целую неделю спустя) в уголовный розыск, пусть и ищет. Вместо того, чтобы здание содержать в надлежащем порядке, производить мелкий ремонт, к нему относятся так, что раз здание национализировали, то нехай оно развалится. Церковь имеет хорошее паровое отопление, вполне исправное, но им все таки не пользуются, много дров идет. Поставили маленькую печку, которую топят только тогда, когда служба идет. В результате здание от сырости дало трещины. За последние 10 лет оно совсем не ремонтировалось, здание разрушается. Раз церковь отделена от государства — значит на нее советские законы не распространяются, — так рассуждают церковники. Пригласили они живописца - члена союза заставили его богов рисовать на потолке. Конечно, никаких мер к предупреждению несчастного случая не предприняли. Живописец упал и насмерть расшибся. После него осталась семья, живущая теперь на пенсии. Церковный совет нанял двух женщин для хозяйственных надобностей, расчетных книжек у них нет, страхование за них не вносится, а на божие дела можно поработать им и побольше 8 часов. Уж с каждым годом в церковь ходит народу все меньше и меньше, да и то старушки. От них много не заработаешь. Но и тут нашелся выход. Регулярно, каждый месяц по городу Александрову посылаются сборщики пожертвований. Хотя советский закон и говорит, что сборы пожертвований могут производиться только в зданиях церкви, но раз в церковь нейдут, так надо к гражданам идти — пусть и в церковь не ходят, да на храм дают. Разрешений на такие сборы не было. Собирали по подписным листам, — их конечно в делах церкви нет. Напрасно комиссия искала эти деньги в приходо-расходной книге: никаких следов — дело сделано чисто. В апреле месяце в гор. Александрове в железнодорожном клубе было общее собрание рабочих транспорта. Клуб был полон. Один из рабочих внес предложение возбудить ходатайство перед горсоветом о закрытии серафимской церкви к 1 мая и организовать там столовую. Известно железнодорожники ни в чорта, ни в бога давно не верят. Проголосовали. Все подняли свои мозолистые руки. Церковники тоже не дремали. Они без ведома горсовета и милиции созвали 5 мая общее собрание верующих, где обсудили этот вопрос: решили не согласиться с мнением рабочих и послать делегацию во ВЦИК. Но кто же был на этом собрании? Со всего города стеклись сюда лишенные избирательных прав: урядники, стражники, полицейские, торговцы — бывшие и настоящие, затем старики и старухи и очень немного женщин-домохозяек. Большинство из них никогда в эту церковь и не ходит, так как ближе к их дому другие церкви есть. Но надо же набрать побольше голосов: которых занесли в список два-три раза, записаны дети и т.п. Руководитель выбранной комиссии для поездки во ВЦИК известный Сиверский. Это тот, которого верующие выгнали в 1925 году из старост церкви за присвоение церковных денег. Своя рубашка, знать, ближе к телу. Председатель церковного совета Шевчик — частный торговец - должник и уфинотделу, торговать торгует, а налоги не платит. Одним словом, человек святой. Староста Валамов — за церковные денежки уже пострадал. Отбыл 6 месяцев в тюрьме. Секретарь церковного совета, он же священник церкви отец Сергий Виноградов. Старичок так себе - кормится около церкви. Для УФО показывает заработок 60-70 рублей, а по «братской книге» священника и дьякона доход немного побольше — рубликов под 150-170 в месяц. Главный же руководитель и вдохновитель церковных дел в городе Александрове — это настоятель собора Пимен Киселев. Не все темные дела сошли ему с рук, — недаром он теперь сидит в губизоляторе. Нужно постановление железнодорожников выполнить. Необходимо закрыть церковь и устроить в ней столовую. А для верующих есть еще церкви — рядом кладбищенская и, наконец, собор. Церемониться с маленькой группой антисоветски настроенных церковников нечего, тем более, что они не выполняют взятые на себя по договору обязательства» («Призыв», 21 июля 1928).
«С самого утра 29 августа, как только начала работать комиссия по приему церковного имущества, возле здания церкви собралась группа старушек и бывших монахинь, посмотреть на вынос церковкой утвари и погрузку ее на автомобиль. В 5 часов вечера около быв. церкви был организован митинг с большим количеством рабочих железной дороги. На митинге выступал секретарь укома ВКП(б) тов. Верный, подчеркнувший, что закрытие церкви является достижением рабочего класса, в частности железнодорожников и, что этот факт наглядно показывает сознательность пролетариата. Выступало несколько рабочих железнодорожников, благодаривших советскую власть за выполнение их просьбы о закрытии церкви. После закрытия митинга, около церкви, вместо бывш. молитвенных пений раздался «Интернационал». В здании бывшей церкви предполагают организовать красный уголок» («Призыв», 8 сентября 1928).
В 1958 г. в перестроенном здании была открыта столовая ОРСа Московско-Ярославского отделения Московской железной дороги. В советское время и до 2003-2005 гг. в храме находилась столовая ОРСа и магазины.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Преподобного Серафима Саровского Чудотворца Города Александрова Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 8 июня 2001 г., ОГРН присвоен 18 января 2003 г.
В 2001 г. образован приход и назначен настоятель, но чиновники Московской железной дороги долго препятствовали передаче здания верующим.
В 2003 г. православные жители города создали общину храма прп. Серафима Саровского и стали бороться за его возрождение. Верующие и первый настоятель прихода, о. Георгий Запольнов, собирались у здания столовой, пели акафист прп. Серафиму Саровскому, просили его предстательства, чтобы Господь помог возродить храм. А потом были долгие разговоры и переговоры с руководством железной дороги об освобождении помещения столовой.
1 сентября 2003 года помещение храма было возвращено Владимирской епархии в очень тяжелом состоянии. К этому времени, попечением первой старосты прихода Г.Н. Павловой и других представителей православной общественности города, возле будущего храма стояла крохотная, но очень живописная часовенка со скульптурой преподобного Серафима Саровского, молящегося на камне. Она вселяла в души людей веру, что святыня обязательно будет восстановлена!
Часовня Серафима Саровского
Историческая часть храма была просто в плачевном состоянии. Нужно было очистить наружные стены от краски и штукатурки (так как изначально храм был построен из красного кирпича, и штукатурки не предполагалось), восстановить своды и кровлю – весьма сложной формы; большой главный и малые купола с крестами, звонницу, поменять всю систему водоснабжения и отопления, настелить новые полы и, разумеется, выполнить заново все внутреннее убранство! Назначенный настоятелем в конце 2005 г. молодой священник о. Олег Турков поначалу был даже несколько растерян – столь масштабные задачи стояли перед ним. Но – что невозможно человекам, возможно Богу. По молитвам преподобного Серафима, с Божьей помощью на глазах горожан происходило настоящее чудо – храм восставал из небытия. Случалось так, что в нужный момент находились и средства, и люди, которые могли и хотели помочь храму.
С лета 2006 года на благотворительные средства концерна "Росэнергоатом" активно начались восстановительные работы.
2006 год: "В истекшем году в приходе проведены достаточно большие ремонтно-восстановительные работы: при помощи строительной фирмы "Регит" были разобраны позднейшие постройки, окружавшие храм, полностью восстановлена отопительная система. Восстановлены северный и южный порталы. Верхняя часть храма приобрела первоначальный облик. При ее реставрации использовались самые современные технологии, в частности, заливка сводов керамзитобетоном – легким, прочным материалом, имеющим отличные теплоизоляционные качества. На крыше смонтированы стропила, выполнено временное покрытие рубероидом. Идет подготовка к монтажу медной кровли. Разобрана свалка мусора, благоустроена прилегающая к храму территория".
Храм Серафима Саровского
1 апреля 2007 года в День Входа Господа в Иерусалим состоялось освящение и воздвижение Креста на главный купол Храма. Чин освящения Креста совершил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.
2007 год: "Восстановлен почти полностью первоначальный облик храма, воздвигнуты купол и крест. Крыша покрыта медью. Внутри полы выложены плиткой, проведены большие отделочные работы – стены полностью оштукатурены и побелены. Приобретено и смонтировано паникадило. Богослужения перенесены в историческую часть храма".
С 1 августа 2007 года богослужения проводятся в обновленном Храме.
Боже, радость нам какая!
Вот, по милости Творца,
Колокол стоит, сверкая
От ушка и до венца
Зорькой золотой
Блещет шлем литой,
И в гербе горит реченье,
Славя новое творенье...
Ну-ка, дружно за канаты!
Вознесем его в простор,
В царство звуков, под богатый
Голубых небес шатер!
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идет!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его о мире!
31 мая 2009 г., в воскресенье, при большом стечении прихожан, был освящен и поднят на звонницу храма самый большой колокол. Теперь звоннице – полный набор колоколов. И они прекрасно звучат. Теперь храм имеет свой неповторимый голос, и сердца прихожан, идущих на службу, радостью откликаются на его призывный звон. Колокола отлиты фирмой «Литэкс», пожалуй, самой известной в стране на сегодняшний день. Средства на их приобретение были собраны усердием прихожан. И это очень важно, что самые обычные люди, небогатые, все- таки смогли все вместе сделать такое большое дело для своего храма. Это говорит о том, что вокруг храма сложилась община и началась нормальная приходская жизнь, а в наше сложное время это дорогого стоит!
Клир и прихожане выражают огромную благодарность рабочим архитектурно-реставрационной фирмы «Регит» и прорабу Виктору Петровичу Авдееву. Благодаря их просто-таки ювелирному мастерству площадку звона удалось оборудовать прямо на крыше храма! Это, конечно, гораздо удобнее, чем звонить с земли. Но на это никто не мог рассчитывать!
Храм Серафима Саровского
Роспись
Поскольку алтарь представляет жилище Самого Бога, и в алтаре совершается Таинство Евхаристии, постольку в нем изображалось то, что с этим Таинством наиболее непосредственно связано.
Первый ряд росписи в апсиде алтаря представляет собой ряд Святителей – творцов Божественной литургии и учителей Церкви, обращенных ликами к Горнему месту – центральной части апсиды, где располагается образ Господа нашего Иисуса Христа – Спасителя от вечной смерти и греха. Этот регистр росписи получил название «Служба Отцов Церкви» и символизирует общее сослужение членов Небесной и земной Церкви как Единой во Вселенской Литургии. Запрестольный образ Спасителя указывает нам Того, чья Кровь и Тело приготовляется в Таинстве Евхаристии на Св. Престоле.
Роспись в апсиде алтаря
Следующий регистр росписи, расположенный выше «Службы Отцов» в конхе апсиды, именуется Деисус, то есть моление. В конхе алтаря храма преподобного Серафима Саровского использован классический сюжет византийской росписи – Богоматерь на троне с Богомладенцем Христом на руках и предстоящими Ей в молении со страхом и трепетом Архангелами Михаилом и Гавриилом, взирающими на преславное и страшное таинство – воплощение Сына Божия.
Роспись в конхе алтаря храма
Использование в росписи этих двух главных регистров из апсидных программ раскрывает всю полноту догматического учения Церкви о Боговоплощении второго Лица Троицы от Духа Святаго и Девы Марии и установлении таинства Церкви с Главой Христом.
Далее, поскольку алтарь является местом принесения Бескровной Жертвы, сюжеты росписи раскрывают смысл этой Жертвы в композициях «Распятие», расположенной прямо перед Жертвенником в левой части алтаря и «Снятие с Креста» – в правой части. Эти композиции – главные фрагменты «Страстного чина». На западной стене алтаря изображены св. Архидиаконы – сослужители в Божественной литургии. Выше их по периметру – Святители Вселенской Церкви.
Средняя часть храма символизирует собою тварный мир, преображенный, новую землю и новое небо, и в то же время и тем самым – Церковь. Поэтому в куполе изображался Глава Церкви – Христос Вседержитель. Так как Церковь была предвозвещена пророками, основана на апостолах, то они изображались непосредственно под образом Спасителя. Затем в «парусах» изображались четыре евангелиста, проповедавшие Евангелие четырем частям света.
Роспись в куполе храма
На стенах – главные события Священной истории, особенно те, которые празднуются как раскрывающие христианское учение, как «перлы божественных догматов», по выражению св. Германа Константинопольского. Наконец, западная стена заполнялась изображением Страшного суда – конца истории Церкви и начала будущего века.
Таким образом, тематика росписей распределялась в зависимости от смысла храма в целом и от смысла его отдельных частей.
Роспись центральной части свода
Росписи храма выполнялись высококвалифицированными мастерами-иконописцами из Нижегородской епархии в полном соответствии с церковными традициями и канонами. В центральной части свода – мандорла (итал. – миндалина) – сияние в форме овала, в котором изображена этимасия (греч. – готовность, уготованность) – престол, уготованный для Второго Пришествия Иисуса Христа, грядущего вершить Суд над живыми и мертвыми. На престоле положены Евангелие и орудия Страстей Господних – Крест, копье и трость с губкой.
В «парусах» – традиционное изображение четырех Евангелистов.
Следующий ярус изображений – важнейшие события Священной истории: Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господне, Воскресение Христово, Вознесение.
Преображение
Вход Господень в Иерусалим
Воскресение Христово
Поскольку храм посвящен святому преподобному Серафиму Саровскому, в настенных росписях подробно отражено его житие, в частности, такие эпизоды, как чудесное спасение отрока Прохора при падении с колокольни, исцеление послушника Прохора Божией Матерью от смертельной болезни, видение иеродиакону Серафиму Господа во славе, и т.д.
В Храме находится великая святыня - частичка мощей Преподобного Серафима Саровского, привезенная из Дивеево.
Ковчег с частичкой мощей Преподобного Серафима Саровского
В храме появилась еще одна святыня – икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. 20 сентября после Литургии был отслужен молебен перед вновь обретенной святыней, а 27 сентября – Акафист в честь нее.
Икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная
С ноября 2006 года, при храме действует воскресная школа.
Настоятель, председатель приходского совета - Турков Олег Владимирович.