Главная
Регистрация
Вход
Четверг
10.10.2024
03:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [247]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2400]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [173]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гаврилов Пасад

Василий Андреевич Вифлеемский - благочинный Гавриловского посада

Василий Андреевич Вифлеемский

Вифлеемский Василий Андреевич, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1836 году, с 1860 по 1874 годы – священник Гаврилова Посада Суздальского уезда.
Благочинному Гавриловского посада священнику Василию Вифлеемскому 18 января 1867 г. разрешено преподавать Закон Божий в батарейной школе.
7 декабря 1867 г. Гавриловского посада Благочинный священник Василий Вифлеемский уволен от должности законоучителя в приходском Гавриловском училище, а вместо его определен законоучителем священник того же посада Константин Доброхотов.

В нашей церковно-приходской жизни нельзя не отметить за последнее время одного весьма отрадного факта, это — все чаще и чаще повторяющихся случаев особого рода чествований прихожанами своих духовных пастырей, с поднесением лицам чествуемым нередко очень ценных подарков. Явление это представляется, на наш взгляд, заслуживающим особенного внимания. В нем мы видим не только проявление глубокой любви и сыновней признательности пасомых к добре-трудящимся пастырям, но и доказательство высокого достоинства самих пастырей, если им воздаются такие почести, чем, без сомнения, сильнее всяких слов опровергаются те нарекания на духовенство, от которых нередко приходится терпеть этому сословию. С другой стороны явление это нельзя не признать добрым знамением нашего времени и в том отношении, что оно прямо указывает на пробуждающийся в нашем обществе, за последнее время, религиозный интерес, так как при этом лишь условии могут достойно оцениваться и вызывать к себе чувства признательности заслуги лиц непосредственно служащих делу религии, каковы наши духовные пастыри.
В этом именно смысле заслуживает внимания совершившееся в Гавриловском посаде 7-го мая 1887 года торжественное поднесение местными гражданами наперсного креста протоиерею В. А. Вифлеемскому.
Мы не думаем утверждать, что на высказанные нами сейчас суждения не может быть сделано никаких возражений. Люди, которые не хотят ничего другого видеть в подобных указанному нами фактах, кроме одного официально выполненного обряда, без сомнения найдут, с своей точки зрения, наши взгляды преувеличенными. Но мы не намерены вступать с ними в спор, считая это бесполезным, да и цель нашей заметки вовсе не та, чтобы вести с кем либо пререкания. Не можем однако не указать здесь на одну ошибку, которую всегда допускают люди означенных взглядов в своем предубеждении против вышеуказанных нами торжеств: они обыкновенно говорят, что все те чествования, о которых здесь идет речь, воздаются всегда лицам чествуемым в известные юбилейные сроки, и потому уже одному не могут иметь за собою иного значения, кроме внешнего обряда, введенного обычаем. Другими словами — торжества эти, как урочные, по их понятию, в нравственном отношении ровно ничего не значить, и придавать им какой либо смысл нет никакого основания. Ошибочность этого мнения как раз изобличается нашим посадским торжеством, которое вовсе не было приурочено ни к какому юбилейному сроку. И замечательнее всего то, что чевствуемому нами о. Протоиерею до полного пятидесятилетия его службы не достает всего только полтора года. Несмотря однако на это, признательные посадские граждане не захотели дожидаться этого урочного времени, чтобы, как говорится, «кстати» воздать честь уважаемому пастырю.
Но обратимся к самому торжеству. Еще в 1886 г. посадские граждане, в своих частных кружках, неоднократно высказывали желание почтить уважаемого всеми о. Протоиерея каким либо особым, вполне достойным общей любви, знаком благодарности за его службу. И чем время шло дальше, тем желание это выражалось сильнее. Для осуществления задуманного дела не доставало лишь официального утверждения. И вот, наконец, в одном общем собрании посадских граждан, в здании местной Управы церковным старостою посада, купцом Алексеем Ивановичем Зезиным, было подано письменное заявление об этом предмете. Представитель посада, градской голова, купец Михаил Иванович Козлов, принял это заявление с особенным сочувствием и предложил вопрос на общее обсуждение. Все, находившиеся в собрании, с таким же сочувствием отнеслись к доброму делу, и тут же постановили, в знак особой признательности за многолетнюю и честную службу о. протоиерея, Василия Андреевича Вифлеемского, поднести ему от общества наперсный с украшениями крест, при чем для сбора денежных пожертвований на покупку креста, тотчас же открыта была подписка. Ходатайство на испрошение у Епархиального Архипастыря разрешения по упомянутому постановлению общества принял на себя тот же церковный староста Алексей Иванович Зезин, которому граждане посада поручила покупку и самого креста. Когда денежный сбор по упомянутой подписке был окончен, и, на ходатайств общества, последовало от Высокопреосвященнейшего Феогноста разрешение, вскоре был куплен, в Москве, изящный по работе и ценный по материалу дар о. Протоиерею. Новым собранием посадской Думы постановлено было отправить церковное торжество с поднесением этого дара чествуемому Пастырю 7-го мая, за день до местного храмового праздника.
В назначенный день ровно в 9 часов утра начался церковный благовест в большой колокол с обычным праздничным перезвоном. Для священнослужения в этот день прибыли в посад ведомственный благочинный, священник о. Иоанн Семеновский, и пять других, заранее приглашенных, священников из ближайших к посаду сел, с троими диаконами. Не прошло и 10 минут от начала звона, как обширный Воскресенский храм буквально переполнен был народом, не смотря на то, что был рабочий будничный день. Сюда собрались не только все местные жители посада, от старого до малого, как говорится, но и многие окрестные поселяне. Кроме успевших войти в храм, столько же, если не больше, окружало самое здание храма, а также и вблизи его находящийся дом о. Протоиерея. Чрез полчаса после начала звона, прибывшими священнослужителями начат был водосвятный молебен. По обе стороны водосвятного столика были поставлены два небольшие аналогия, из которых на одном открыто лежал, в футляре, золотой с украшениями наперсный крест, предназначенный для поднесения чествуемому о. Протоиерею, на другом — вновь изготовленная церковным старостою Зезиным для той же цели палица из дорогой парчовой материи. Вскоре по окончании молебна и окропления святой водой означенных предметов явился в храм чествуемый о. Протоиерей украшенный всеми имеющимися у него отличиями.
Первенствующий диакон прочел обычные входные молитвы, которые выслушивались вместе с о. Протоиереем священниками Бобровым и Наумовым. В то же время городской голова Михаил Иванович Козлов и церковный староста Алексей Иванович Зезин, как представители общества и главные виновники в учреждении настоящего торжества, заняли ближайшее место к амвону, держа на большом блюде, накрытом церковной пеленой, предназначенный для поднесения чествуемому о. Протоиерею наперсный крест. Когда окончено было чтение входных молитв и маститый о. Протоиерей обратился от царских врат с обычным испрошением у предстоящих христианского прощения, купец Гавриловского посада Иван Васильевич Бурков, от лица всех посадских граждан, обратился к о. Протоиерею с следующею приветственною речью:
«Ваше Высокопреподобие,
Высокопочтеннейший отец протоиерей Василий Андреевич!
По поручению, возложенному на меня обществом побыть выразителем пред Вами, наш достойнейший Пастырь, тех глубоких сердечных чувств любви и уважения, какими мы всегда были преисполнены к Вам, как предстоятелю нашей церкви, я за особенное удовольствие и честь поставляю себе сказать Вам несколько простых, но задушевных слов, по случаю настоящего нарочито учрежденного нами торжества. И причина и цель, по которой мы все, ваши духовные чада, окружаем теперь Вас, как нежно любящие дети любимого отца, на этом священном месте, в этом святом храме, есть та, чтобы достойно воздать Вам нашу общую сердечную дань за понесенные Вами многолетние пастырские труды: вот что собрало нас в таком многолюдстве в этот дом Божий ныне!
Из полувекового почти служения вашего в священном сане, двадцать семь лет ваших пастырских забот посвящено духовному благу нашего посадского общества. Во все это время мы видели Вас пастырем добрым, право правящим слово истины.
Многотрудно и многоответственно служение пасущего стадо Христово; но Вы, наш достойнейший Пастырь, несли и несете его, как выше было сказано, вот уже почти полвека с неустанной ревностию и тщанием, являя в себе высокий образец пастыря, всею душою преданного благу пасомых. Мы постоянно видели и видим Вас не только благоговейно священнодействующим и истово исполняющим разные приходские трибы, но и самым искренним нашим радетельным отцом, близко принимающим к сердцу все наши семейные радости и скорби. Никогда и никому из нас не были закрыты двери не только вашего дома, но и вашего доброго сердца — при всех тех случаях, когда многоразличные нужды вашей духовной паствы требовали вашего опытного совета, пастырского назидания, отеческого участия. Ни мы, ни дети наши никогда не забудем этой, поистине высокой, черты вашего характера — со всеми мирствовать и повсюду водворять мир. Можно сказать, что Вы, как в своих личных отношениях к нам, так и в нашем взаимообщении друг с другом, ничего так сильно не домогались, как видеть эту достохвальную благодать мира, о которой говорит Боговдохновенный псалмопевец: «се что добро, или что красно, но еже жити братие вкупе».
Все эти отеческие отношения ваши к нам заставили нас сердечно выразить пред Нами глубокую признательность нашу преподнесением Вам этого священного дара — Креста Единого всех Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа, благодатию Которого жизнь ваша так многоплодна и долголетня, и к щедротам Которого мы не перестанем возносить свои хотя и немощные, но сердечные молитвы о сохранении вашего здравия еще и еще на многия лета. Примите же, достойнейший Пастырь наш, этот священный дар, подносимый ныне Вам нашею общею любовию и сердечною признательностию! Да украшает он Вашу грудь, согретую отеческою любовию к нам и станет священным заветом не только для нас, но и в роды наши, как надлежит чтить духовных пастырей добре-трудящихся».

Ясное и отчетливое произношение каждого слова этой речи г. Бурковым, который сумел каждому оттенку чувства, выраженному в речи, придать должное значение, произвело на всех присутствующих глубокое впечатление нелегко поддающееся описанию. При заключительных словах речи, вышеупомянутыми представителями посада, градским головой и церковным старостой, поднесен был чествуемому отцу Протоиерею и самый дар. Глубоко тронутый всем совершающимся вокруг него высокопочтенный Пастырь, с благоговением облобызавши святый крест и возложивши его на свои рамена, тихим дрожащим от волнения голосом прежде всего воздал, словами церковной песни, хвалу Господу за все Его неисчетные милости к нему, затем, обратившись к предстоящим, высказал в своей ответной речи приблизительно следующее:
«Не нахожу достаточно слов для выражения волнующих меня в настоящие минуты душевных чувств благодарности к вам, мои дорогие дети, за ту честь, какую принимаю от вас ныне. В вашей преданности и любви ко мне я имел так много случаев убеждаться и прежде, в чем всегда почерпал для себя не малый источник утешения и ободрения в своих пастырских трудах. При сознании, что я тружусь для духовного блага вашего не без пользы, ибо усматриваю в вас не малый духовный плод, иго пастырских обязанностей было для меня благим и бремя легким. Что же касается моих посильных заслуг, которые обрела во мне ваша любовь, то я не осмеливаюсь приписать их лично себе, а отношу все к благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей».
В заключение, благословляя всех предстоящих, о. Протоиерей произнес: «Благословение Божие да будет выну на вас и детях ваших!»

После этих ответных слов благодарности к своим духовным детям, произнесенных маститным старцем с чувством сердечного волнения, священник Алексей Бобров обратился к чествуемому с следующим приветствием:
«Ваше Высокопреподобие,
Досточтимый о. Протоиерей Василий Андреевич!
Великий из Апостолов, Святый Павел сказал: «прилежащии добре пресвитеры сугубой чести да сподобляются» (1 Пос. к Тимофею 5 гл. 17 стих). Это Апостольское слово во всей точности исполняется на Вас, достойнейший служитель Христов! Честь вашего священнослужения, неоднократно свидетельствованная высшею церковною властию, редкими знаками отличия, ныне по благословению нашего Архипастыря, вновь усугубляется любовию ваших пасомых в поднесении Вам этого многоценного священного дара. Не многим священнослужителям достается счастливый жребий такого долголетнего и многоплодного служения, какого, благодатию Божиею, удостоены Вы. Еще меньшему числу избранных воздается такая высокая почесть, какая от благодарных сердец ваших пасомых принята Вами. Щадя вашу скромность, я не осмеливаюсь высказывать Вам похвалы, вполне заслуженные многолетним и честным трудам вашего пастырского служения. Громче всех хвалений Вы имеете свидетельство о себе в этом многоценном знаке любви и признательности ваших пасомых.
Смотря на Вас, благоукрашенного этим священным знамением креста, не могу однако не высказать и лично от себя и от всего посадского причта, что мы сердечно и глубоко сорадуемся Вам радостию, вдвойне присущею нам и соутешающею нас; ибо возданная Вам ныне честь есть вместе честь и всего нашего священного собора. Примите же, достойнейший предстоятель наш, вслед за выраженными Вам нашим благородным обществом чувствами любви и признательности, и от нас, как самых ближайших сопричастников и вашего служения и вашей чести, задушевное слово радования в настоящий приснопамятный день!».
Братский смиренный поклон и краткое слово благодарности приветствующему были ответом со стороны о. Протоиерея на эту речь.
Ровно в 11 часов началась Божественная литургия. Кроме первенствующего в служении о. Протоиерея, в совершении литургии приняли участие шесть священников и четыре диакона. Такой многочленный собор священнодействующих, при стройном клиросном пении, придавал особенную торжественность Богослужению. По окончании литургии на благодарном молебне, после обычного многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, местному Архипастырю Высокопреосвященнейшему Феогносту, было провозглашено многолетие и самому виновнику настоящего торжества о. Протоиерею Василию Андреевичу Вифлеемскому.
Церковное торжество закончено импровизованной речью о. благочинного, священника Иоанна Семеновского, который, обратившись с приветствием к своему глубокочтимому духовному отцу (Отец протоиерей Вифлеемский состоит на должности ведомственного духовника.), в кратком задушевном слове выразил ему лично от себя и от имени всего ведомственного духовенства чувства сыновней радости по случаю возданной чести их достойному представителю, и молитвенно пожелал, чтобы многолетняя жизнь о. Протоиерея, представляющая высокий образец для сослужащих с ним пастырей, на много лет сохранена была Господом для чести всего ведомственного духовенства.

Не можем не сказать в заключение всего, что наша посадская духовная паства, при заметно оскудевающих, за последнее время, материальных средствах вследствие значительного упадка промышленности и торговли, нимало не оскудевает в наследованной от предков любви к храмам Божиим, к завещанным преданиями старины добрым христианским обычаям, и в истинно-сыновних чувствах к своим духовным пастырям, доказательством чему служит описанное нами торжество. Дай Бог, чтобы эти добрые черты посадской паствы были неотъемлемым ее достоянием в долготу дней!
Священник Алексей Бобров.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1-го августа 1887 года).
Гавриловский посад
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимирская епархия.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гаврилов Пасад | Добавил: Николай (13.11.2018)
Просмотров: 856 | Теги: Суздальский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru