Иоанн Трифонович Грацилевский
Иван Трифонович был сын причетника села Белавина, Муромского уезда; на должность диакона в Гороховецкий Благовещенский собор поступил в 1835 году. С первого же года своего приезда в Гороховец он занялся в своей квартире обучением детей городских жителей, а с 1844 года определен штатным учителем Гороховецкого приходского училища. В 1875 году за усердную и весьма полезную службу по должности учителя получил серебряную медаль.
В 1885 года он по расстроенному здоровью, согласно прошению его, уволен за штат; но и будучи заштатным постоянно стремился в храм Божий, как добрый христианин и верный служитель Божий.
8-го декабря 1885 года, в Гороховецком Благовещенском соборе, с разрешения Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, было отправлено юбилейное празднество заштатным диаконом означенного собора Иоанном Трифоновичем Грацилевским, по случаю прослужения в сане диакона 50-ти лет, в следующем порядке. По распоряжению о. протоиерея Андрея Богословского литургию в указанный день совершали, соборне, под предстоятельством самого о. протоиерея, священник собора Семен Беневоленский и исправляющий должность строителя Никольского Гороховецкого монастыря иеромонах Пахомий, с двумя диаконами — Юбиляром и соборным диаконом Алексеем Миловидовым. Служба совершалась весьма благочинно, при стройном пении соборных певчих. По предварительном извещении о. протоиереем Городской Управы о имевшем быть необычайном в городе торжестве, прихожане наполнили собор до несчетного количества их (гораздо более, чем бывает их к нарочитые праздники). По окончании литургии все священнодействующие начали благодарственный Господу Богу молебен. Пред окончанием благодарного молебствия и по пропетии песни «Тебе Бога хвалим», о. протоиерей Богословский поднес икону Благовещении Божией Матери Юбиляру в медно-позлащенной ризе, весьма хорошей отделки, с произнесением экспромтом краткой, но назидательной речи о том, что, подносимая им, Икона пусть будет залогом будущего «его благоденствия и, в случае кончины его, да будет Матерь Божия предстательницей и ходатаицей за него пред Сыном Своим Иисусом Христом, для водворения его в небе сных селениях». — При окончании благодарственного молебна произнесено было многолетие Его Императорскому Величеству со всем Его Царствующим Домом; Святейшему Правительствующему Синоду и Высокопреосвященнейшему Феогносту и Юбиляру. После молебна Юбиляр был сопровождаем до дома своего священником Беневоленским и иеромонахом Пахомием; впереди коих диакон Миловидов нес поднесенную Юбиляру икону. В дом Юбиляра прибыли с хлебом и солью многие более почетные прихожане — городской Голова, даже и из другого Воскресенского прихода; некоторые из них дарили Юбиляра и ценными вещами. При сем посетителям предложены были чай и пирог. Тем и кончился Юбилей.
Считаю не лишним сказать несколько слов о достоуважаемом о. диаконе Грацилевском. Он 73-х лет от роду, но бодрый и всегда статный. Служил все время прекрасно — басом не рядового достоинства. Вдовец с первого года, по вступлении в брак. Пенсионер за 25-ти летнюю службу в должности городского Учителя; за ту-же службу имеет серебряную медаль. Дай Господи иметь многим церквам не только нашей епархии, но и всей православной России таких диаконов, какого мы сейчас описываем. В заключение сего моего донесения дозволяю себе возгласить многая лета о. диакону Ивану Трифоновичу Грацилевскому! При сем прилагается и подлинный адрес Гороховецкой Городской Управы, поднесенный о. диакону в день празднования юбилея, следующего содержания:
«Милостивый Государь, Почтеннейший и многоуважаемый
о. диакон Иван Трифонович! В продолжении пятидесятилетней службы своей в сане диакона при здешнем Благовещенском соборе Вы постоянно представляли собою жителям города Гороховца живой пример благочестия, кротости, смирения, незлобия, трудолюбия и человеколюбия; пятидесятилетняя благотворная деятельность Ваша в гор. Гороховце — как по духовному ведомству, как и на педагогическом поприще — в качестве учителя приходского Училища останется в памяти граждан города на многие десятки лет. Городская Управа, в качестве представителя от гор. Гороховца, поздравляя Вас с пятидесятилетним юбилеем в диаконском сане, по древне-русскому обычаю, в настоящий знаменательный день, покорнейше просить Вас принять от граждан города хлеб и соль — в знак искренней и сердечной благодарности и любви их к Вам. Вместе с тем мы служащие в Городской Управе молим Всевышнего Создателя, чтобы Он сохранил драгоценную жизнь Вашу при хорошем здоровье еще на многие годы.
На подлинном адресе следуют подписи Городского Головы и Членов Управы».
Соборный священник Семен Беневоленский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 1886, № 3).
17 октября 1889 г. скончался престарелый заштатный диакон Гороховецкого Благовещенского собора Иван Трифонович Грацилевский.
«В нашем небольшом городе Гороховце 19 числа октября 1889 года происходило событие, по-видимому самое обыкновенное, но представляющее ту особенность, что оно наглядно показывает, как глубоко уважает Православный народ и невысоких по положению, но достойных по жизни лиц духовного звания, как высоко ценит их добрые качества. 17 числа октября скончался престарелый заштатный диакон Гороховецкого Благовещенского собора Иван Трифонович Грацилевский, а 19 числа совершалось погребение тела его. В продолжение двух суток, пока тело почившего не было еще предано земле и находилось в принадлежавшем ему доме, каждый почти из жителей города считал священною обязанностью отдать последний долг почившему, принести горячую молитву Господу Богу о упокоении его души в царствии небесном и проститься с ним.
При выносе в Благовещенский собор тела усопшего, я, к сожалению, по служебным своим обязанностям не мог быть; а потому об этой процессии умалчиваю. Как только звон колокольный возвестил, что тело покойного внесено в собор, я поспешил к литургии и, входя в соборную ограду, увидел значительную толпу народа, в которой находился весьма близкий мой знакомый, 62-летний и вдобавок больной, старик. Я тут же обратился к нему с вопросом: зачем вы здесь стоите? Вы знаете, что при вашей болезни вредно быть на сыром воздухе и при ветре! На это он ответил мне: нельзя же не проводить своего доброго наставника; ведь он учил меня грамоте, закону Божию, и своим примером учил всякому добру. — Что же вы не идете в церковь? — Я был, но там тесно и душно, поэтому и вышел освежиться на воздух. Распростившись с знаковым своим, я поспешил в собор, в котором только-что началась литургии, а народу уже было действительно очень много. Перед отпеванием местный протоиерей Андрей Иванович Богословский произнес надгробное слово, в котором между прочим преподал слушателям назидательный урок в жизни и деятельности почившего. Погребение совершали — все без исключения городское духовенство, священник пригородного села Красного и некоторые из монашествующих Николаевского монастыря, при участии хора певчих. При перенесении тела почившего о. диакона, из Благовещенского собора до могилы в ограде Николаевского монастыря, провожали не только большая половина городских жителей, но очень многие крестьяне из приписанных к собору деревень. Такого большого стечения народа при проводах усопших давно здесь не бывало. Что же именно привлекло такое множество народа? Знатное-ли положение почившего в обществе, или богатство и пышное погребение? Совсем нет! Покойный даже не заботился о завтрашнем дне, а пользовался только настоящим, говоря: Бог даст день, и Бог даст и пищу. Поэтому денег по смерти его, насколько мне известно, ничего не осталось. Что же побудило народ воздать такую почесть почившему? То, что в продолжение прожитых о. диаконом в Гороховце 54 лет никто не слыхал от него ни одного обидного слова,— со всеми он был вежлив, ласков, почтителен и добр. Для бедных прихожан был отцом и благодетелем; с нуждой шли к нему, как к родному,— и что мог сделать, в том никому не отказывал. Всякого, бывало, обласкает, всякого вразумит и утешит. К службе в церковь являлся первым, а выходил последний. Служил с благоговением; голос имел хороший, басистый. В хлебной водке он не знал и вкуса, а при случаях позволял себе выпить рюмку белого, или красного вина — и только. Все это, при его жизни, внушало к нему уважение и любовь, а по кончине его — добрую память и теплую молитву перед Богом о упокоении души усопшего в селении праведных» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1890 года).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимирская епархия.
|