Главная
Регистрация
Вход
Пятница
29.03.2024
00:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Церковь Казанской иконы Божьей Матери в гор. Гороховце

Село Красное

Красное – бывшее село, находившееся рядом с городом Гороховцом. Ныне входит в состав города.
«Село Красное при речке Могиленке находится вблизи своего уездного города (Гороховецкий уезд) и в 160 от губернского». [1]
В 1622 г. село Красное с окружающими многочисленными деревнями было пожаловано царем Михаилом Федоровичем князю Ивану Петровичу Буйносову-Ростовскому.
В 1663 г. царь Алексей Михайлович создал в составе тайного приказа, личной канцелярии царя, хлебный приказ, к которому вскоре была приписана половина села Красного. В свою очередь Гороховец с деревней Городищи, как собственность царя, относился к тайному приказу. В силу того, что хлебный приказ ведал винокурением, в Гороховецком уезде и в Красносельской волости в первую очередь сразу же распространилась эта крайне прибыльная отрасль народного хозяйства. Из хлеба, поступавшего в Красносельскую волость из окрестностей Арзамаса и Алатыря, ежегодно производилось около 1400 ведер «доброго» вина и 3000 ведер «расхожего». Продажная цена одного ведра равнялась 1 рублю серебром при себестоимости изготовления 45 копеек. Естественно, что это крайне выгодное занятие сразу же укрепилось в уезде и определило на будущее род занятий жителей целого ряда населенных пунктов (дд. Выезд, Куприяново, Шубино), население которых стало заниматься винокурением.

Красносельское училище, в с. Красном, основано удельным ведомством в 1844 г. Ближайшие училища: Гороховецкое в 1 в. и Мячковское — 7 в. в 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; светлое, но холодное; квартира учителю есть; классных комнат две: первая — длиною 14, шириною 11, вышиною 4 ¾ арш.; вторая — длиною 5 ½ , шириною 7 ½ , вышиною 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 263 р. 6 к. Библиотеки нет, кроме 25 книг. Земли небольшой огород, — без употребления. Законоучитель священник Николай Якиманский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1-го августа 1877 г., а в настоящем училище с 1-го августа 1880 г.; учитель Михаил Троицкий, окончивший курс во Владимирских педагогических курсах, преподает с 1869 г., а в настоящем училище с 26-го июня 1883 г. Попечители: коллежский ассесор Павел Петрович Булыгин и крестьянин Иван Абрамович Абрамов; пожертвовали прежде — 1-й 16 р. 5 к. и 2-й 17 р. 40 к. и 14 парт. Учащихся к 1-му января 1883 г. 76 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 20 м. Окончило курс со свидетельствами 10 м. Вновь поступило 29 м. К 1-му января 1884 г. состояло 75 м. Возраст: 7-8 л. 1, 8 — 9 л. 17, 9 — 10 л. 14, 10 — 11 л. 20, 11 — 12 л. 16, 12-13 л. 5, 13 — и выше 2. Из учащихся: 28 из с. Красного, 9 из д. Морозовки в 2 в., 1 — д. Городищ — 2 в., 18 — д. Выезда — 3 в., 1 — Омаева — 3 в., 1 — д. Арефина — 3 в., 3 — д. Куприанова — 5 в., 2 — д. Княжичей — 5 в., 1 — д. Асошкова — 5 в., 1— д. Кондюрина — 5 в., 1 — д. Лучинок — 6 в., 2 — д. Шанькова — 7 в., 1 — д. Шуклина — 10 в. и 1 — д. Шубина — 15 в. Ночлежного приюта нет. Некоторые живут на квартирах у родственников, бесплатно. Вероисповедания: православного 54, раскольн. 21 м. По сословиям: личн. двор. 1, мещ. 1, крест. 73 м. Средства: от земства 350 р., от волости 356 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 110 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учителю 396 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 4 грам., остальные неграмотным. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 1-го сентября по 23-е мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 9, по Русскому языку 39, по Славянскому языку 6, по арифметике 19, по пению 3. Получили награды 8. Получившие свидетельства учились 3 г. Не окончившие курса учились до 2 л. Обозревали училище по 1 разу — инспектор народных училищ и член училищного совета В.Н. Бартенев. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
1890 г. «Школа расположена на ровной местности, по линии улицы, углублена на 13,6. Учеников: 64 мальч. Место для прогулок и игр учеников (на воздухе) между уроками: Школьный двор. Здание построено специально для школы в 1847 году. Дом деревянный, общественный, построен в 1847 г. на суммы удельного ведомства. Крыша деревянная. Пол деревянный, крашеный. Подполья нет. Стены оклеены обоями. Фасад дома обращен на север. Небольшая сборная учительская; жилых комнат нет. Занавесок нет. 3 печи кирпичных, выбелены мелом. Топятся один раз, сосновыми. Угара не бывает. Вентиляция: оконные форточки и вентиляторы в стенах. Отхожее место пристроено у восточной стороны школьного дома. Столов в 1-й кл. комнате 20, во 2-й — 5. Высота всех 0,75, а длина 1,0 и 3,50. Разсаживаются соразмерно росту и физическим свойствам. Столы сделаны на волостные суммы в 1880 году. Классная доска черная — у северной стены. Число ежедневных уроков: 4 урока, 2 по ½ час. и 2 по 1 часу. Перемены: 1 — в 16 м., 2 — 20 и 3 — 25 минут. Чистота поддерживается на волостные суммы; есть сторож. Завтракают то, что принесут из дому. Вода из речки, — не вредна. Ночлежный приют нанимается земством, с 1884 года. Дети спят на полатях и на полу, едят свое. При больнице в Гороховце, в ¼ верст. от с. Красного. Состояние здоровья удовлетворител.Раздеваются пред уроками в классах, одежда — на вешалках».

В XIX – нач. ХХ вв. село Красное – центр Красносельской волости. «Земский начальник 1-го участка - от. Гвар. корят Николай Павлович Краснощеков. В состав участка входит волости — Красносельская, Мячковская, Станковская.
Красносельское Волостное Правление (Почт. адр. г. Гороховец).
Волостной старшина - кр. Иван Федорович Маслов. Писарь - Осип Петрович Гнедов.
Волостной Суд. Председатель - волостной старшина. Судьи: кр. Осип Ефимович Ежков, Петр Иванович Грехов, Василий Иванович Гришанов, Алексей Григорьевич Климов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

В с. Красное в 1832 году родился Тупицын Евграф Козьмич (1832-1878) - будущий предприниматель, разработал технологию изготовления фосфора.
«При прокладки шоссе от г. Вязников на село Красное, город Гороховец остался в стороне, севернее линии шоссе, и отделен от последнего горой, неудобной для езды в весеннее и осеннее время. Жители г. Гороховца, при проезде в 1837 г. Наследника Цесаревича в Нижний-Новгород (см. Путешествие государя наследника цесаревича Александра Николаевича в 1837 г. по Владимирской губернии), подали ему просьбу, вследствие которой составлен проект на устройство шоссе от села Красного до г. Гороховца и представлен в 1838 году на утверждение. Но так как Нижегородское шоссе в этом месте еще только строилось, то исполнение проекта отложено до 1844 года, в котором проект переделали и нашли, что стоимость шоссе в 17 ½ фут. ширины, на расстоянии 375 саж., обойдется в 4268 руб.; устройство моста через р. Мочалку 735 р. и трубы через овраг 85 р.; все же сооружение стоило по смете 5088 р. Работа эта в исполнение не приведена по не ассигнованию на нее денег; но при этом сами местные жители, сознавая пользу от устройства удобного сообщения, не решились, хотя бы в разные сроки, пожертвовать такую незначительную сумму, которая, сверх того, могла бы понизиться наполовину торгами и изменениями самого проекта, через уменьшения ширины полотна, щебенчатой насыпи и через менее тщательную работу мостовых сооружений. В 1860-е годы значение этого участка шоссе было потеряно: железная дорога прошла в 9 верстах от Гороховца и постройка искусственного пути на такое расстояние сделалась для Гороховецкого уезда обременительной; местное земство обратило внимание на более полезное сооружение,— мостовой в самом городе, затопляемом ежегодно весной водами р. Клязьмы, покрывающими единственную улицу в Гороховце иногда на 1 ½ аршина глубины» (Труды Владимирского губернского статистического комитета. Выпуск 8. 1869 г.).

В селе Красном жил владелец Гороховецкого судостроительного завода – Иван Александрович Шорин.
На 30-е сентября и 1-е октября 1907 г. о. Епархиальный миссионер А.А. Акципетров был вызван священником села Красного, Горохов. уезда, о. А. Казанским для бесед в его приходе с известным начетчиком Ф.И. Большаковым. Несмотря на свое письменное обещание приехать, Большаков на беседы не явился. Тогда о. миссионер вел беседы апологетического содержания в местном приходском храме и говорил проповеди такого же характера. На 1-е октября о. миссионер вместе с приходским священником был „за вечерней" в старообрядческой поморской молельне, устроенной тамошними фабрикантами братьями Шориными. Туг же после вечерни о. миссионер с собравшимися безпоповцами повел приблизительно такой разговор. „Мне второй раз приходится присутствовать за богослужением в вашей молельной, и я хочу поделиться теми впечатлениями, которые выношу от вашей службы". В дальнейшей части своей речи о. миссионер похвалил внешность, уставность их богослужения, их общее довольно стройное хоровое пение, в котором принимали участие все молящиеся (в молельной главным образом были женщины до 70 человек). Затем о. Акципетров остановил внимание поселян-безпоповцев на том, понимали-ли они то, что сейчас пели и читали. „Вот вы, напр., Иван Александрович", обращаясь к чтецу-фабриканту Шорину, продолжал о. миссионер: „читали паремию „от Премудрости Соломони чтения", что Премудрость создала себе храм и утвердила в нем семь столпов, а далее верующие приглашаются вкусить от хлеба, предложенного этой Премудростию. По толкованию свв. отцов, Премудрость — это Сын Божий, семь столпов — семь таинств церковных, а хлеб — Пречистое Тело Спасителя. Само собою напрашивается вопрос: имеется-ли у вас-безпоповцев все это?" На последовавший отрицательный ответ со стороны молившихся безпоповцев, а также их чтеца и руководителя Шорина, о. миссионер сказал:,, так зачем же вы и приглашаете верующих питаться тем хлебом, которого дать не в состоянии". Затем о. миссионер обратил внимание на пение старообрядцами „стихеры" в честь Покрова Пресвятой Богородицы. „Приидите, вернии, пели безпоповцы за своей вечерней, в церковь, идеже Пречистая Богородица своим „амфором" покрывает люди своя от всех вражеских напастей". „Имеете-ли вы, глаголемые старообрядцы-поморцы, у себя эту именно церковь, в которой только Пресвятая Богородица и обещает спасать людей своих от великих напастей." Глубокое молчание со стороны собравшихся было ответом на столь ясный вопрос. „Не значит-ли, продолжал о. миссионер, что при всей внешности и уставности в службе у вас нет сути христианства, у вас одна наружность, а нет внутреннего содержания, или оно полно гнили. Неужели вам не приходит на память грозное прощение Господа: „приближаются ко мне людие сии, иже усты своими чтут мя, сердце же их далече отстоит от мене"... Продолжающаяся безответность безпоповцев и их упорное „самонадеяние" на одну только внешность и уставность своих служб повергли в глубокую скорбь православного миссионера, и он прибавил, что как Владимирский Архипастырь, тот и он молят Господа, чтобы Всемогущий своею милостию призрел на заблуждающихся, наставил их на путь истины... (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 41-й. 1907 г.).


Объявление 1915 года. Купцы Шорины

В годы Первой Мировой войны из уездного бюджета выделялись средства на содержание лазаретов для больных и раненых воинов в г. Гороховце и с. Красном. В Красном селе для лазарета было построено отдельное кирпичное здание на 25 коек, сохранившееся до наших дней. Финансировал строительство и содержал этот госпиталь крестьянин-предприниматель, владелец котельно-судостроительного завода Иван Александрович Шорин. Здесь же чуть позже располагался детский приют для сирот прифронтовой полосы. Заведующей приютом была Екатерина Владимировна Судоплатова, воспитательницей – Анфиса Георгиевна Винокурова.
В 1915 году погиб сын уездного предводителя дворянства Н.А. Бурмина – Алексей Николаевич Бурмин. Возле красносельской Казанской церкви в металлической ограде стоит мраморный памятник с лаконичной надписью: «Подпоручик Алексей Николаевич Бурмин, 19 лет, пал в бою под Самбором 9-го мая 1915 года». Чудом этот памятник в числе немногих сохранился до наших дней на некогда богатом кладбище.

«Красносельская волость. 28-го марта 1917 года на волостном сходе избран волостной комитет и подробно обсужден вопрос о взаимоотношении волостного правления и волостного комитета, при чем решено, что старшине, как лицу, получающему вознаграждение от волости, вменить в обязанность работать вместе с секретарем во все присутственные дни и часы.
По вопросу о реквизиции скота постановлено: распределить реквизицию скота по селениям сообразно с числом ревизских душ, привлечь к поставке скота фабрики М.В. Скворцова, Антонова и Крюкова (по одной голове с фабрики).
Постановлено также оказать помощь наиболее нуждающейся в продовольствии части населения через земский сельско-хозяйственный склад, но лишь по предоставлении удостоверения комитета о степени нужды.
Собрание решило ходатайствовать перед земством о скорейшем приобретении семян и об отпуске пленных на время летних работ» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №29, 11-го апреля 1917).
«Красносельская волость. Гороховецкого уезда. Волостной исполнительный комитет в своем заседании 5-го апреля по вопросу о разверстке скота для потребностей армии, постановил: обратиться к населению волости с воззванием воздержаться от продажи скота мясникам на сторону, приберегая его на случай реквизиций, дабы обеспечить исправность питания армии; в тех случаях, когда продать лишний скот является необходимым по случаю какой-либо нужды, то рекомендовать сдавать такой скот в земство, что бы он был зачтен в счет реквизиции» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №37, 21-го апреля 1917).
«В селе Красном 10 мая 1917 года состоялось собрание волостных писарей Гороховецкого уезда и их помощников. Собрание решило присоединиться к сорганизовавшемуся 28 апреля губернскому союзу волостных писарей. По вопросу о земле вынесено постановление об упразднении частной собственности и о предоставлении земли в пользование трудящихся масс. По вопросу об улучшении экономического положения волостных писарей собрание присоединилось к пожеланию губернского съезда, чтобы содержание писарей было принято на счет государства и был установлен минимальный размер вознаграждения помощников писарей 900 руб. для первых помощн. и 600 руб. для вторых.
Для проведения в жизнь высказанных пожеланий признано необходимым иметь представителей в Советах крестьянских, солдатских и рабочих депутатов, а также на Всероссийском съезде волостных писарей, созываемом на 1-е июня 1917 года в Москве» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. воскресенье 21-го мая 1917 года).

1 сентября 1959 г. в с. Красное открыта Гороховецкая музыкальная школа.


Первый экзамен в Гороховецкой музыкальной школе. 1959 год. Справа первый директор И.П. Афанасенко. Фото из архива Гороховецкой детской школы искусств.

С 1960 г. село Красное в черте г. Гороховца.
В 1961 г. в связи с передачей села Красное в городскую черту произошло переименование улиц:
- Нижегородской и Владимирской в ул. Московскую,
- Первомайской в ул. Калинина,
- 1-ой Никольской в ул. Ленина (6-ой участок),
- 2-ой Никольской в ул. Никольскую.
В 1961 г. новой улице, выстроенной в бывшем Красном селе, присвоено наименование - улица Суворова.


Остановка картежа, перевозящего мощи св. Серафима Саровского в бывшем Красном селе. 1991 г. Фото А.Н.Леничева

В 1991 г. в 16 часов в Гороховце сделал остановку картеж, перевозящий мощи святого Серафима Саровского из Ленинграда в Серафимо-Дивеевский монастырь. Серафим Саровский (1754-1833), принявший схиму во Владимире в 1786 году, всю свою монашескую жизнь был приписан к Гороховецкому Николаевскому (ныне Троице-Никольскому) монастырю, но сам в Гороховце никогда не был.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери

В писцовой книге 1628 г. в селе значится «церковь Николая Чудотворца древяна клецки, при ней три придела – муч. Феодора, преп. Марии Египетской и преп. Михаила Малеина, строение эта церковь кн. И.П. Буйносова Ростовскаго; при церкви поп Иван, пустой двор попов, дьячек, земли церковной по 10 четв. в поле; в селе двор княжой, в нем живут дворовые люди, двор людской, 16 дворов крестьянских и 8 бобыльских. К селу за речкою слободка бобыльская – 11 дворов, бобыли пашут на князя землю и на суда наймуются».
Во второй пол. XVII в. село Красное снова значится государевым дворцовым селом. В нем располагался «двор государев», где жили воеводы, насчитывалось 62 крестьянских и бобыльских двора. В 1678 г. в селе находятся уже две деревянные церкви «холодная – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца – «рублена в углы» и теплая – во имя св. Алексия человека Божия; при церквах колокольня рублена восьмериком верх шатровый; при церкви поп, у него два захребетника, вдовый поп, у него также 2 захребетника, пономарь, и у него два захребетника».

В 1708 г. вместо двух деревянных церквей построена одна каменная на средства гороховецкого купца Ширяева.
Колокольня построена одновременно с церковью. На одном из колоколов есть надпись, что он приложен в 1745 г. П. Ширяевым, «со граждани и с прихожаны».
В 1817 г. стены холодного храма «приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остается без существенных изменений; внутренния же украшения храма обновлялись не однажды».
В феврале 1889 года преподано благословение Св. Синода без грамот церковному старосте села Красного, гороховецкого уезда, крестьянину деревни Куприянова Петру Степанову Тарасенкову, за пожертвование в церковь села Красного металлических хоругвей в 100 руб.
В церкви были следующие престолы: главный – в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы, в теплой трапезе – во имя Преображения Господня и Св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресв. Богородицы; риза на иконе шита золотом и низана жемчугом, венец и оклад серебряные вызолоченные, в венцах две короны с разноцветными камнями. Другая икона Казанской Божией Матери шита разноцветными шелками, по преданию, княгиней Буйносовой-Ростовской. На особом аналое в иконе был напрестольный крест с частицами св. мощей и других свящ. Предметов: часть древа Господня, часть ризы Господней, ризы Богоматери, камень гроба Господня, гроба Богородицы, земля из-под гроба Господня, камень с горы Преображения, камень страстей Господних, камень Неопалимыя Купины, части св. мощей: ап. Петра, Павла, иакова, Евангелистов Марка, Луки и Матфея, ап. Фомы, Варфоломея, Симона, Филиппа, архидиакона Стефана, Логина сотника, Василия Велик., Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских, Николая Чудотворца, преп. Евфимия, Антония Великаго, Игнатия Богоносца, Саввы Освященнаго, Саввы Звенигородскаго, царя Константина и матери его Елены, кн. Владимира, св. Киприана, Федора Стратилата, Харитона Исповедника, Димитрия Селунскаго, муч. Нестора и Иоанна Воина. Когда и кем приложен этот крест, неизвестно. Хранилось в церкви напрестольное Евангелие изд. 1628 года. [1]
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений и процентов с причтового капитала (1169 р.) до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 740 саж., к ней в 1845 г. прирезано в пользование причта из крестьянской земли 1721 саж., пахотной 30 дес. 840 саж., под дровяным лесом 2 десят. 1530 саж., сенокосной земли не имелось. [1]
Приход (в 1897 г.) состоял из села Красного и деревень: Омлева (2 вер. от церкви. По писцовым книгам 1628 года в дер. Омлеве на р. Клязьме было 6 дв. крестьянских и 5 бобыльских, по переписным книгам 1678 г. в ней 16 дворов, а в 1897 г. здесь 45 дворов.), Куприянова (5 вер. В 1628 г. в Куприянове было 4 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. – 18 дворов, а в 1897 г. – 76.), Ветельниц (5 в. В 1628 г. в дер. Ветельнице было 6 дв. крестьянских и 2 бобыльских, в 1678 г. – 21 двор, а в 1897 г. 49 дворов.) и Выезда (3 вер. По переписным книгам 1678 г. в дер. Выезде было 26 дворов, а в 1897 г. здесь 65 дворов.), в коих по клировым ведомостям за 1897 г. числилось 1121 душа мужского пола и 1335 женского, из них раскольников 366 душ муж. пола и 436 женского. [1]


Церковь Казанской иконы Божьей Матери

В 1915 году погиб сын уездного предводителя дворянства Н.А. Бурмина – Алексей Николаевич Бурмин. Возле красносельской Казанской церкви в металлической ограде стоит мраморный памятник с лаконичной надписью: «Подпоручик Алексей Николаевич Бурмин, 19 лет, пал в бою под Самбором 9-го мая 1915 года». Чудом этот памятник в числе немногих сохранился до наших дней на некогда богатом кладбище.
В 1916 г. священник с. Красного, Николай Миловидов назначен священником в действующую армию.

Храм был закрыт в 1938 году.
А закрыли церковь в основном потому, что сюда приезжало очень много людей из Дзержинска и других городков, поселков, деревень Горьковской области. Чтобы попасть на вечернюю, а потом на утреннюю службу, они оставались ночевать в домах, принадлежащих церкви, останавливались у гороховецких прихожан. На большие праздники народу собиралось так много, что храм не вмещал прихожан и паломников. Во время служб открывались окна и двери и народ, истосковавшийся по церковным службам, безропотно молился под стенами храма. Наплыв паломников, без сомнения пугал местные власти, это прибавляло работы, ведь за верующими надо было следить, наверное, писать отчеты, приставлять доносчиков и пр. Комсомольцы, конечно, устраивали в городе свои антирелигиозные акции, но дома у многих были верующие бабушки и родители, так что уж совсем антихристов были единицы. Высоких показателей в атеистической работе в граде Пресвятой Богородицы не было. Райком партии тоже атеистическим ожесточением не отличался.
Настоятелем и единственным священником здесь в 1938 году был отец Василий. Жил отец Василий в одном из домов, принадлежавших церкви, но отсюда, после закрытия храма, он был выселен. И тогда священник, скорее всего сам, предложил представителям местной власти оставить его при церкви сторожем, одновременно и уборщиком и дворником. Попросил он разрешения жить в церковной сторожке и власти на это согласились. Отчасти, согласились, наверное, потому что в закрытую Казанскую церковь свозили на хранение иконы и утварь из других закрытых гороховецких церквей и монастырей. А может быть, и не только из гороховецких. Так вот, сторож и хранитель Казанской церкви был нужен, а батюшка Василий не внушал опасения властям, потому что был стареньким, смиренным, не подбивал прихожан устраивать протесты и т.п. Он не собирал вокруг себя молодежь, верны отцу Василию остались только пожилые и тоже, видимо, смиренные духовные чада. Они, кстати, батюшку и питали, принося к сторожке продукты, из этого можно заключить, что отец Василий, скорее всего, был сторожем и дворником на общественных началах, на работе нигде не состоял.
Приносили ему и дрова, словом, жил он подаянием своей бывшей паствы, которая священника очень любила. Только, когда батюшка заболевал, его брали к себе домой духовные чада, на время. А в целом он, конечно, был под строгим надзором, и в ОГПУ его вызывали и за сторожкой следили, брали на заметку тех, кто к отцу Василию ходит. Так что со временем все поняли, что и дрова и продукты лучше просто класть у дверей сторожки, причем, потемну.
Красносельскую церковь безбожные власти закрыли.
И остался бездомным смиренный священник Василий.
Поселился в холодной и темной церковной сторожке,
Ни жены, ни детей, у порога голодные кошки.
В ГПУ вызывали, решили – старик безответный,
Никого не смущает, в сторожке живет незаметно.
Незаметно и жил, только все убирался упрямо,
Словно дворник, вокруг затворенного белого храма.
И никто не видал, чтоб от церкви старик отлучился,
Все следил, чтобы вор не залез и пожар не случился.
Ну, а если ночной исповедник стучался в окошко,
Значит, ангел Господень невидимой делал сторожку.
И неслышимым делал молитвенный плач о России.
Много плакал в сторожке священник Василий
О страдальцах живых и о тех, кого нынче убили,
О заблудших, которые светлую церковь закрыли.
Много плакал Василий, и церковь его устояла,
Чудом Божьим открыли, когда десять лет миновало,
Скоро после Победы… Народу счастливому тесно…
Только дожил ли старец Василий, теперь неизвестно.
Наталья Семякова
Возобновление богослужений в храме в 1948 году на Пасху. «В ночь Воскресения Христова в городе было великое народное ликование, даже салют устроили возле храма из оружия, привезенного с фронта. История повторилась и в 1949 году, а потом салют на Пасху был запрещен. Но Казанская церковь, как только открылась, тут же оказалась наполнена и переполнена народом, словно, и не было десяти лет разлуки, словно, не было никакой безбожной пропаганды, никаких атеистических лекций, комсомольских акций» (Наталья СЕМЯКОВА).
Адрес: г. Гороховец, ул. Московская, д. 72
Престол - Казанской иконы Божией Матери.
Настоятель - протоиерей Георгий Софронов.
Катехизические беседы для крестников и родителей проходят каждое воскресенье в 15.00.
Список клира: протоиерей Георгий Софронов, иерей Роман Левицкий, диакон Николай Копысов.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.

Гороховецкое военное стрельбище


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«О возбуждении чрез г. Владимирского губернатора пред правительством в установленном порядке ходатайства о перенесении Гороховецкого военного стрельбища.
На земле города Гороховца имеется находящееся в ведении г. местного воинского начальника стрельбище для производства стрельбы воинскими нижними чинами. Стрельбище это расположено относительно проходящего здесь казенного Московско-Нижегородского шоссе так, что воинскому начальству приходится устранять всякое движение — проход и проезд — по части названного шоссе от села Красного до Мячковской чрез реку Клязьму переправы — всего на протяжении около 4 верст 400 саженей.
В данном месте дамба (насыпь) шоссе представляет собою единственный удобный путь по заболоченной в некоторых местах пойме реки Клязьмы: по шоссейной же земле — в виду этой заболоченности ее и сильных на ней зарослей — устройство удобного объезда не представляется возможным, да и устройство такого объезда в узкой полосе шоссейной земли, хотя объезд этот и будет отделен от стрельбища шоссейной насыпью, все же не будет обезопасен от рикошетирующих пуль, иначе говоря — устройство такого объезда в пределах шоссейной земли является не достигающим своего назначения.
Указанное закрытие — на время стрельбы — подгородной части шоссе на протяжении почти пяти верст для всякого здесь движения представляет очень большое неудобство для местного населения. Хотя по сообщению г. Гороховецкого исправника — г. Гороховецким воинским нальником и допускается, в случае какой либо экстренности, прекращение стрельбы и разрешение проезда по оцепленному месту, но установление действительности «экстренности» ничем не обусловлено, что может вызывать в разных случаях нежелательные пререкания и нарекания, да и со стороны местного населения нельзя и ожидать, а тем более желать — «вмешательства в распоряжения властей». Закрытие же движения по шоссе на время стрельбы делается без предварительного о том оповещения населения.
Кроме того та же стрельба в данных ее условиях вызывает и прекращение на указанном протяжении шоссе всяких на нем работ иногда спешных и срочных. Так губернской управой в текущем году с 8 августа (немедленно по получении на то согласия со стороны министерства путей сообщения) велись спешные и срочные (требовавшие окончания за теплое время) работы по устройству и укреплению насыпи взамен сгоревшего в ночь с 14-го на 15-е мая 1913 года деревянного моста в дамбе у р. Клязьмы — в пределах вышеуказанного стрельбищного района. На эти работы управой нанята была артель в составе 27 землекопов и 25 лошадей при них, при чем в виду отсутствия в прилежащей к месту работ местности привычных землекопов и лошадей артель эту пришлось привести из дер. Ожгова, Святской волости, Гороховецкого уезда — а 60 верст от места работы. И вот с 16 по 27 сентября включительно (кроме четвергов, 19-го и 22-го — базарных в гор. Гороховце дней, и воскресенья 26-го) ежедневно с 6 часов утра до 1 час. дня из за производства боевой стрельбы запасными нижними чинами на Гороховецком стрельбище — сказанной артели землекопов приходилось прерывать работу и уезжать за две версты, к Мячковской переправе. Артель землекопов работала сдельно — поэтому 17-го сентября она предъявила требование об уплате ей за прогульное из-за стрельбы и проездов время, а затем потребовала учинения расчета с ней и объявила о своем отъезде с работы домой. В данное время оказалась счастливая для дела случайность: предположено было в 1914 году урегулировать съезд с шоссейной дамбы к месту причала парома в весеннее время на Мячковской переправе, для чего предположено было по этому съезду сделать невысокую присыпку земли, насыпь с пологими — в виду заливаемости ее — откосами. Вот и удалось уговорить землекопов остаться на работы по устройству насыпи в дамбе, дав им — чтобы занять их на время стрельбы — работу по устройству съезда на Мячковской переправе, при чем последнюю работу — в этих ненормальных условиях — пришлось сдать по цене, несколько большей нормальной для этой работы. Кроме того,— управа — конечно — согласилась уплатить землекопам за прогулы из-за стрельбы время в дни 16-го и 17-го сентября.
В виду особых технических условий замены сгоревшего моста насыпью в Мячковской дамбе — управление внутренних водных путей и шоссейных дорог особым указанием — через г. инспектора шоссейных дорог — возложило ответственность за работы по такой замене на губернскую управу. Эта особо подчеркнутая ответственность потребовала от управы особенно внимательного отношения к этому делу: организации достаточно большой и опытной артели, распределения работ так, чтобы — несмотря на запоздавшее разрешение названного управления — работы не только по устройству самой насыпи, но и по укреплению откосов ее (одного — метловою покрышкою, другого — дернованием) были закончены возможно ранее, за теплое время года. И все это могло бы не удаться, не представься случайной возможности занять землекопов работой на Мячковской переправе. А если бы работы затянулись — из-за нового набора землекопов-лошадников — и попали бы на зиму, то возможно было бы, что весной 1914 года зимние земляные работы оказались бы размытыми разливом реки Клязьмы. И единственный весенний путь сообщения данной местности с гор. Гороховцем и к востоку от него был бы — хотя бы и не на очень значительное время — но все же прерван.
В недалеком относительно будущем губернской управе могут предстоять значительные работы по всей дамбе в пойме реки Клязьмы у Мячковской переправы: засыпка остальных имеющихся в этой дамбе отверстий деревянных мостов с повышением дамбы и перестройкой каменной одежды на ней. Все эти работы — работ теплого времени года. На таких значительных работах придется ставить сотни, если не всю тысячу, рабочих. Раз начатые земляные здесь работы по засыпке деревянных мостов и по непосредственному повышению дамбы должны быть окончены в один строительный сезон. Риск возможности не окончания этих работ к зиме должен быть устранен. Должна быть устранена и возможность перерыва работ на шоссе стрельбою на Гороховецком стрельбище.
В виду всего этого губернская управа имеет честь просить губернское земское собрание уполномочить управу на возбуждение пред правительством (п. 14 ст. 63 Положения о земских учреждениях) в установленном порядке чрез г. Владимирского губернатора ходатайство о переносе Гороховецкого стрельбища с теперешнего его места на другое в целях, чтобы пользование этим стрельбищем не вызывало прекращения движения и работ на Московско-Нижегородском шоссе» (Доклад Владимирской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию 1913 года. Год издания: 1914).
Город Гороховец

Категория: Гороховец | Добавил: Николай (30.01.2018)
Просмотров: 4297 | Теги: гороховец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru