Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь до революции
Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь
В грамоте царя Алексея Михайловича 1660 г. упоминается о том, что впервые деревянная Никольская церковь была названа в несохранившейся недатированной грамоте царя Иоанна IV Васильевича. Согласно писцовой книге 1628 г., храм в 1618/19 г. сожгли «черкасы» - украинские казаки и русские «воры». В писцовых книгах, хранившихся в думе Гороховца, написано (что выписал в 1825 бывший тогда строитель Иероним Агриков): «...прежде на том месте, где ныне находится монастырь, был древеный самый город Гороховец, и тот город сожгли черкесы в 127 году, следовательно до 7127 году монастыря еще не было. Далее видно из описи монастыря 1760 года, что во 7127 (1619) году уже хранились в ризнице монастырской выписи из писцовых книг на владение угодий оному монастырю. А из того следует, что монастырь был выстроен вскоре по сожжении города. Сомнение остается только в том, что в той же описи упомянуто о грамоте царя Михаила Федоровича, которая даже была во 151 (1643) году, на отведение под монастырь и на келейное поставление земли за рукою дьяка Тимофея Голосова, за справою Степана Лакина..., а потому неизвестно, было ли какое до того времени на том месте строение и братство, несомненным, впрочем, остается то, что в 7151 (1643) году чрез тридцать от сожжения города уже монастырь начало свое восприял».
Никольский монастырь был основан в 1643 году.
В 1643 г. на месте уничтоженного храма был построен деревянный 5-главый 2-этажный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца. По переписным книгам 1646 года (154) Гороховец имел следующий вид: «...около города 242 сажени да в осыпи, что бывал внутри города Храм ружный Николая Чудотворца и на том месте ныне церковь Живоначальной Троицы с пределом Николая Чудотворца верх шатров, а по грамоте царя Михаила Федоровича учинен монастырь около погосту забор, на погосте пять келий, живут два попа черных да три человека братии старцев...».
По переписным книгам 1678 года картина Гороховецкого монастыря несколько меняется к лучшему: «Внутри города монастырь Николая Чудотворца, в нем холодная церковь Живоначальной Троицы и под ней придел Николая Чудотворца, другая теплая церковь Покрова Пресвятой Богородицы; монастырь огорожен забором рублен в замок, в нем 6 келий, строитель черный поп Варлаам, 10 человек братии старцев, двор скотской...».
Монастырь оставался деревянным до последней четверти XVII века. После этого в нем началось интенсивное каменное строительство.
В 1686 году купец Семен Ершов обратился с челобитной к московскому патриарху Иоакиму и добился права на застройку самого «красного» места в городе. В ответной грамоте патриарх потребовал, чтобы храм имел вполне определенный вид.
«Грамота патриарха Иоакима в Гороховской Николаевский монастырь 7194 /1686/ года в 21 день. …Великий господин Святейший Иоаким Патриарх Московский и всея России в нынешнем во 194 (1686) году бил челом нам… Гороховлянин посадской человек Семен Ершев а в челобитной его написано в Гороховце де в Николаевском монастыре внутри города церковь Живоначальныя Троицы а под нею церковь чудотворца Николая теплая деревянная ветхия и служить нельзя и ныне де он обещался в том монастыре построить каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, а под нею другую, во имя Николая Чудотворца теплую и нам святейшему патриарху пожаловать бы его благословить велеть те церкви строить и о том дать ему нашу благословенную грамоту и аз великий господин Иоаким… святейший патриарх Московский и всея России гороховлянина посадского человека Семена Ершева пожаловал благословил велел камень кирпич известь песок на связи железо на подвязи и кружалы и на сваи лес и всякия к каменному делу припасы готовить и в тех припасах в городе Гороховце внутри в Николаевском монастыре построить теплую церковь во имя Николая Чудотворца с трапезою а на верху тоя церкви и трапезы построить другую церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы а верхние бе церкви алтарь был над нижнею церковию чтоб нижния церкви алтарь был выпущен, а не под алтарем верхним, а верх на тех церквах велеть зделать почину протчих каменных церквей, а не шатровой, а алтари круглые тройные, а в церквах в алтарных стенах двери были б посреди, а по правую их сторону меж южных вначале поставить Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того святого храма, а по левую сторону царских дверей меж северных вначале поставить образ Пресвятые Богородицы и иные образы по чину, а как те церкви построены и ко освящению изготовлены будут и о освящении тех церквей и о антиминсах впредь бить челом нам святейшему патриарху…и с старых престолов из деревянных Троицкой и Николаевской церквей антиминсы положить новых каменных церквей в престолы в столбце от восточная страны в ящике закрыв доскою а церкви будет об их впредь кто на строенье челобитчиков не будет разобрать и вывезть в поле и в чисте месте спалить. Писана на Москве лета 194 (1686) июля в 21 день».
По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 21 июля 1686 г. на средства посадского Семена Ершова начато строительство каменного соборного храма во имя Живоначальныя Троицы.
В 1689 году собор был уже завершен по указанному правилу. Он двухэтажный: на первом этаже располагалась теплая Никольская церковь, а на втором Троицкая летняя. Прямоугольное в плане здание собора бесстолпное, завершается пятиглавием. Летний храм двухсветный, перекрыт сомкнутым сводом, все остальные помещения — коробовыми сводами. Окна обрамлены красивыми наличниками с килевидным и зубчатым завершением. Стены четверика заканчиваются полуциркульными декоративными кокошниками, опирающимися на ленточный карниз, состоящий из поребрика и полуваликов. Барабаны глав глухие, декорированы колонками, перехваченными бусинами. С южной стороны собора находится интересное крыльцо с ширинками на столбах и ползучей аркой, ведущей на паперть, откуда был вход в летний храм. Церковь поставлена почти посредине монастырской территории и хорошо просматривается со всех сторон.
В 1689 г. каменный 2-этажный Троице-Никольский храм был освящен после получения грамоты патриарха Иоакима, на освящение храма (данной 13 июля 1689 года). «Грамота патриарха Иоакима в Гороховской Николаевский монастырь /1689 г./ …Великий господин святейший Кир Иоаким Московский и всех северных стран патриарх в нынешнем 197 году бил челем нам святейшему патриарху города Гороховца Троицкого Николаевского монастыря иеромонах Корнилий по нашему святейшего патриарха указу и по благословенной грамоте построена в том Николаевском монастыре каменная церковь вверху Живоначальныя Троицы, а в исподи теплая церковь во имя Николая Чудотворца, да города Гороховца в Богородицком девичьем монастыре построена каменная церковь во имя Пресвятые Богородицы Владимирская и ко освящению те церкви изготовлены… Писана на Москве 197-го июля 13 день».
Грамотой епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова) от 26 ноября 1790 г. благословлялось устройство при Никольской церкви придела в честь Преображения Господня. «…наша благословенная грамата по прошению Епархии нашей Гороховшаго настоятеля Иеромонаха Иова с братиею, о строении в оном монастыре… предельной во имя Преображения Господня церкви которую из прочих из древен поныне святохранимых благолепием состоящих церквей, престол… устроить по силе Святых отцов в вышину не менее аршина шести вершков, в длину аршина… в ширину же аршина четырех вершков, и чтоб иконы писаны были по древнему… греческого исповедания обычаю… когда же оная церковь… всем вышеписанным удовольствована будет, тогда о освящении оной просить особо… Лета мироздания 7298 (1790 г.),… благословили мы по прошению епархии нашей Гороховского Николаевского монастыря строителя иеромонаха Иова новопристроенную придельную в оном монастыре во имя Преображения Господня церкви освятить на нововыданном от нас полотняном антиминсе…»
Освящен придел в честь Преображения Господня 18 октября 1792 года. Это было предпоследнее капитальное строение на территории
монастыря, кроме кивория, который был построен в конце 19 века.
Здание собора представляет собой бесстолпный 2-светный четверик на подклете, увенчанный 5 луковичными главами на высоких глухих барабанах, с 3 апсидами с востока и папертью с запада, на которую с южной стороны ведет лестница с крытым крыльцом. Фасады четверика завершены фризом из поребрика и карнизом, рядом кокошников. Окна фасадов (3 в нижнем ярусе, 2 в верхнем) и апсид декорированы наличниками с килевидными и зубчатыми завершениями; барабаны глав - аркатурно-колончатыми поясами. Арочное ограждение лестницы и столбы крыльца украшены изразцами.
«Троицко-Никольская двух-этажная каменная церковь, крытая железом. Построена в 1681 году иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершева. Общий вид храма — квадратный о пяти главах с восьмиконечными железными вызолоченными крестами. Храм длиною 15 саж., шириною 7 саж., верхний во имя св. Троицы, а нижний — во имя св. Николая чудотворца; наружный вид храма особых украшений не имеет» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).
В Троицкой церкви находился 4-ярусный иконостас с иконами кон. XVII в. Согласно описанию 1906 г., «все они гладкие, темно-орехового цвета, краски сохранились, но от времени потемнели». 3-ярусный иконостас Никольской церкви того же времени был «столярной работы, покрыт красной краской, с резьбой и карнизами... в нем царские врата резные прозрачные раззолоченные». Все иконы относились к XVII в., а «8 икон древних неизвестного времени». Особо почитался древний образ св. Николая Чудотворца.
Известно также, что в подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идёт от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки. Согласно местным легендам, в сём обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Её оберегали хранители, служившие в храме Николы. Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сёл Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретённою «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова. Подземный ход под храмом стал открыт со времени упразднения общины в 30-х годах ХХ века, тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Многое они успели спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека. Асградские волхвы появлялись у Ярилиной горы-могилы 13 купальня (3 июня), в день Семаргла Огнебога. Согласно древней мистерии, Семаргл Огнебог сын Сварожич в сей день обретает Книгу Вед. По преданию, образ (список) этой Книги с тех пор хранится в подземельях Горы-ховца. В «Сказании о Битве цветов» об этом также есть свидетельство. «И многие века потом служил тот ход хранителям веры. И скрывал он великие сокровища и тайны… И говорят, были сокрыты в нём лари с книгами старой веры. И ещё недавно пользовались теми книгами посвящённые. И в одной из тех книг сохранилось сказание об Асгасте, Дулебе и Асуице. И ведающие поныне знают, где есть начало того подземного хода… Хоть и завалено оно в подвале храма на Гробенской горе и заложено оно камнями, да и сам ход под горою давно обветшал и кое-где обвалился… Забыт и оставлен в небрежении, как оставлена была и сама старая вера… Но теперь пришло время для того, чтобы вспомнить всё. Ведь ещё и сейчас поют у той Горы-ховца в дни Ярилы и в дни Купалы последние из тех хранителей веры, кто ещё не забыл, что славяне и русы – суть внуки Солнца…» Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы – это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород (Священные прародины славян / Александр Асов. - М.: Вече, 2008. - 384 с.)
У северо-западного угла собора стоит шатровая колокольня, построенная в тe же годы, что и сам собор, и составляющая с ним одно целое. Когда-то колокольня соединялась с папертью собора крытым переходом, ныне разобранным. На небольшом, квадратном в плане, четверике, перекрытом сомкнутым сводом, поставлен высокий восьмерик, включающий три яруса. Последний ярус открытый с восьмью арочными пролетами. Шатер колокольни, завершающийся небольшой главкой, имеет три ряда «слухов», оформленных фигурными наличниками. Это первая по времени каменная колокольня Гороховца. Она имеет ярко выраженное местное своеобразие, заключающееся в особом пропорциональном соотношении высот заниженного четверика и повышенного восьмерика. Впоследствии этот тип колокольни закрепился в горохо- вецком зодчестве. По описанию 1686 г., в монастыре находилась деревянная колокольня на 2 столбах, в 1702 г. упомянута каменная колокольня, возведенная, вероятно, в 90-х гг. XVII в. у северо-западного угла Троице-Никольского собора. Она представляет собой типичную для Гороховца архитектурную композицию: на квадратном в плане основании (где находилась кладовая) возведен высокий восьмерик (с 1884 с ризницей), ярус звона которого имеет арочные проемы и завершен шатром с небольшой главкой. Каждая грань шатра украшена 3 слухами, декорированными фигурными наличниками. Колокольня соединялась с папертью собора крытым переходом (не сохранился).
«Колокольня — каменная, стоит отдельно от Троице-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имеется больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весит 157 пудов 27 фунт., слит в гор. Москве иждивением гостинного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 году ноября 11 дня. В нижнем этаже колокольни находится монастырская кладовая, а в среднем этаже - устроена в 1884 году ризница» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в восстановленной части ограды на Святых Вратах возведен на месте одноименной деревянной церкви (построена между 1646 г. и 1678 г.). Строительные работы начались по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 6 июня 1698 г. на средства посадского человека Григория Авдеева Ширяева.
«Грамота патриарха Адриана в Гороховецкий Николаевский монастырь 7206 /1698-го/ июня в 6 день …Святейший Кир Адриан архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх в нынешнем 206 (1698) году июня во 2 день бил челом нам… города Гороховца посадской человек Григорий Авдиев сын Ширяев, а в челобитной его написано в Гороховце де на горе в Троицком и Николаевском монастыре церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы гораздо ветха и служить в ней не возможно и ныне де обещался он построить у того монастыря Святые врата каменные и на тех вратех построить церковь каменную ж во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а без нашего де указу и без благословенной граматы на врата и на церковь камню и кирпичу и иных припасов готовить не смеет и нам святейшему патриарху пожаловать его благословить велеть камень кирпич и иные припасы готовить и у Троицкого монастыря врата и на вратех церковь строить и о том церковном строении дать ему нашу благословенную грамату и Аз великий господин святейший Кир Адриан… архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх города Гороховца посадского человека Григорья Ширяева пожаловал благословил велел ему камень кирпич известь песок на связи железо и подвязи лес и тес и всякие припасы готовить и в тех припасах в городе Гороховце у Троицкого монастыря что на горе построить ему Григорью на свои деньги, и на не монастырские Святые врата а на вратех построить церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, а верх на той церкви велеть зделать по чину против прочих каменных церквей а не шатровой и олтарь круглой, а в церкве на олтарной стене царские двери были б посреди а по правую их сторону южныя а по левую северныя а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пречистыя Богородицы и иные образа по чину, а как та церковь построена и к освящению изготовлена будет и о освящении тоя церкви и о антимнисе и кому святить впредь бить челом нам святейшему патриарху… Писана на Москве лета 206 июня в 6 день».
В 1702 г. храм числился построенным и освященным. Представлял собой квадратный одноглавый четверик с папертью. Богослужение в храме совершалось раз в год, в престольный праздник.
Гороховецкий Николаевский монастырь на открытке начала XX века. Справа виден купол несуществующей ныне надвратной Покровской церкви.
Надвратная Покровская церковь
«Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится над св. вратами, стоящими на восточной стороне монастырской ограды, каменный, крыт железом, об одной главе, крест железный выкрашенный; длиною храм 20 арш. и шириною 15 арш. Построен в 1689 году иждивением Гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева. Храм квадратный, алтарь полукруглый, с папертью каменною» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).
Из-за ветхого состояния и отсутствия средств на ремонт в 1930-х гг. надвратная Покровская церковь была навсегда разобрана. Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с. Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (в последствие Троицко-Никольского) монастыря. Однако церковь собрать так и не смогли. В первую очередь это нужно отнести на трудности с финансированием, неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К музею деревянная церковь прямого отношения не имела, а смотреть за будущим макетом церкви некому - создавать Музей деревянного зодчества, по типу Суздальского, из-за одной постройки смысла нет. Кроме того территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежития-бараки с минимальными удобствами и печным отоплением. Естественна судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого "жилмассива", старые брёвна активно разворовывались с естественными утратами порядовки и меток для сборки сруба. Скорее всего местные истопники и не догадывались, что за брёвна тут валялись. Через несколько лет собирать уже было нечего, в архивах остались лишь красивые чертежи проекта сборки/реставрации. Строить же новодел-имитацию для светских властей противоестественно. Мало того, кирпичный верх фундаментов местные умельцы тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника.
Подлинная несчастная история деревянной церкви села Егорий и Покровской церкви Никольского монастыря уже никогда не увидит свет ни в одном официальном документе. Но из памяти ещё живых очевидцев стереть это невозможно.
Братский корпус
Кроме двух братских корпусов, построенных по правую и левую стороны Покровской церкви и святых врат, был построен еще один каменный одноэтажный корпус, который располагался в северной стороне, на той же линии, что и настоятельский корпус, за калиткой, со входом в монастырь от реки Клязьмы. По оградной восточной стене до башни к братским кельям примыкал конюшенный двор и сарай для хранения монастырского экипажа. За оградой в восточной части находились яблоневый сад и огород, колодец и баня.
Церковь Иоанна Лествичника с трапезной палатой
Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника была возведена в северо-восточном углу монастыря по «обещанию» посадского Ивана Авдеева, сына Ширяева. Строительство началось по указу царя Петра I и по грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 24 мая 1710 г..
«Указ Рязанского митрополита Стефана в Гороховецкий Николаевский монастырь 1710 г. Лета 1710 маия в 24 день великому государю и великому князю Петру Алексеевичу… бил челом города Гороховца посадской человек Иван Авдеев сын Ширяев, а в челобитной его писано в городе Гороховце в Николаевском монастыре обещание его построить вновь церковь во имя преподобного отца нашего Иоанна Списателя Лествицы каменную а без указу великого государя той церкви строить не смеет, а великий государь пожаловал бы его велел о строении тоя церкви дать ему великого государя указ и по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевич… преосвященный Стефан митрополит Рязанский и Муромский меж патриаршества посадского человека Ивана Авдеева сына Ширяева благословил велел ему на церковное строение всякия припасы камень кирпич и железо готовить из тех припасов в городе Гороховце в Николаевском монастыре на угодном церковному строению месте построить вновь церковь во имя преподобного отца нашего Иоанна Списателя Лествицы, а верх на той церкви зделать по чину против прочих каменных церквей и олтарь зделать круглый тройной, а в церкви в олтарной стене царские двери были бы посреди, а по правую сторону южныя, а по левую северныя, а подле царских дверей по правую сторону меж южных вначале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того святого храма, а по левую сторону царских дверей меж северных поставить образ Пресвятыя Богородицы и иные образа по чину а как та церковь построена и ко освящению изготовлена будет и о освящении тоя церкви и о антимнисе и кому святить бить челом впредь…»
В 1716 году храм выстроен. Освящен 24 мая 1716 г.
Церковь представляет собой бесстолпный односветный четверик на подклете, увенчанный главой, с апсидой на востоке и трапезной на западе. Вход в трапезную с южной стороны в виде крыльца с мощными резными столбами, лестницы с арочными проемами по сторонам. Северный и южный фасады четверика и трапезной, а также апсида оформлены небольшими полуциркульными окнами с наличниками в виде колонок с дыньками и ступенчатыми фронтонами сверху. Все фасады храма декорированы фризом из поребрика и карнизом над ним; стены четверика завершают ряд килевидных кокошников и карниз.
Весьма оригинальные изразцы с выпуклым изображением двуглавого орла, покрытые синей поливой, украшают бусины колонн входного крыльца храма Иоанна Лествичника.
«Храм св. Иоанна списателя лествицы находится на северо-восточном углу монастырской ограды. Построен в 1710 году Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым, каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом; длиною храм 30 арш., шириною 12 арш.; снаружи особых украшений не имеет» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).
В 1909—1910 годах Московское археологическое общество на нескольких своих заседаниях под председательством графини П. С. Уваровой рассматривало доклад Н. Н. Соболева о катастрофическом состоянии церкви Иоанна Лествичника в Никольском монастыре. Только после неоднократных обращений к высшим церковным властям на памятнике был произведен ремонт, предотвративший его неминуемую гибель.
С запада к церкви примыкает двухэтажный настоятельский корпус (первая половина XVIII века). Он имеет характерную для древнерусского деревянного жилого зодчества структуру дома «в две связи», то есть с сенями посредине и жилыми помещениями по сторонам. Снаружи здание имеет довольно скромный вид: по вертикали фасады членятся «лопатками», а по горизонтали оформлены профилированными карнизами и междуэтажными тягами. Внутри здание часто перестраивалось, но большую часть времени на втором этаже была настоятельская келья, соединенная с церковью переходом, а внизу — братская трапезная. Первоначально настоятельный корпус был соединен на втором этаже переходом с церковью Иоанна Лествичника. В середине XIX века здание было перестроено, в результате чего потеряло свой архитектурный облик.
«Круг оного монастыря ограда каменная круглая мерою на сто пятьдесят саженех высотою две сажени с половиною, а в некоторых местах по две сажени». Ограда была возведена в начале XVIII века, так что монастырь уже тогда был обнесен со всех сторон надежным оплотом. Башенки по углам ограды были украшены цветными изразцами, вставленными в ширинки. В восточной части, где располагались св. врата с Покровской церковью, было построено «двое местных ворот, одни для торжественных крестных ходов, другие для въезда», на юго-западной стороне - въездные ворота, на северной - калитка.
Штат монастыря в 1646 г. составляли 2 иеромонаха и 3 старца, в 1678 г.- строитель, иеромонах и 10 насельников, в 1702 г.- строитель-иеромонах, казначей, 3 крылошанина-монаха, 17 простых монахов, в 1753 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон и 5 монахов. По штатам 1764 г. монастырю полагалось иметь 7 чел. братии. В Г. м. в 1880 г. проживали: настоятель, 3 иеромонаха, диакон и 3 послушника, в 1900 г.- настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 4 послушника, в 1916 г.- 7 монахов и 2 бельца.
Материальное обеспечение монастыря до 1764 г. складывалось из сумм, полученных за требы и за сдачу в аренду пахотной земли и угодий. Монастырь владел 2 деревнями в Купленской волости и Лухманском стане Гороховецкого уезда.
В 1661 г. за монастырём числилось 15 дворов, в 1700 г.- 18. По ревизии 1748 г., в них проживало 76 мужчин. Монастырь владел также пустошами, лугами и покосами за р. Клязьмой, пользовался мельницами Опаринской, Белинской и Ширяевской в заречье «на Великои Печкурской истоке». О ружном жалованье известно крайне мало. Сохранились грамоты о получении в первые годы существования монастыря из Н. Новгорода по «безмену», а с 1661 г. по пуду воска в год на церковные нужды. Реформы Петра каким-то образом не коснулись Николаевского монастыря, по крайней мере, по известным документам этого не видно, и до 1764 года вотчина с 76 крестьянами была сохранена за монастырем, поэтому материально монастырю было гораздо легче выживать в эти годы. Управление до 1764 года он имел игуменское и только по выведению за штат в царствование Екатерины перешел на управление строителем. В «Прибавлении» содержалось требование того, чтобы монастыри жили по общежительному уставу, а настоятели их избирались братией. При вступлении в должность они обязывались присягой «монахов содержать по положенным правилам и уставам», в противном случае им угрожалось низведением в братство. Казну настоятель должен был ведать не иначе, как сообща с несколькими честнейшими старцами. Монахам запрещалось иметь частную собственность и держать по кельям чужое имущество (кроме книг), иначе все отбиралось в монастырскую казну. Переход из монастыря в монастырь, равно как бродяжничество монахов по миру, строго преследовалось. Они должны были обязательно оставаться в тех монастырях, где заставала их монастырская перепись. Настоятель, самовольно принявший беглого инока, лишался настоятельства и до своей кончины осуждался на монастырские работы, а беглый монах осуждался на монастырские работы в оковах. Предназначение монастыря — быть в отдалении от мира. Для это-
го было постановлено: для управления монастырскими вотчинами вместо посельских старцев посылать приказчиков, монахам ходить к родным и знакомым не больше четырех раз в год по уважительной причине, чьей либо смерти или тяжелой болезни, при том с благословения настоятеля и в сопровождении честных старцев. Со времени Петра I в монастырь постоянно посылались на содержание больные и раненые военные, а также умалишенные преступники. Екатерина I подтвердила все указы, касавшиеся монастырей. Описание Николаевского монастыря по переписи Екатерининских чиновников, составленное капитаном Федором Сенявиным: «Опись Гороховского Святотроицкого Николаевского монастыря 1764 г. Состав. кап. Фед. Сенявиным. 1. Святотроицкий Николаевский монастырь в городе Гороховце по конец жительства города Гороховца на горе близ Клязьмы реки. А о построении оного монастыря первую грамоту имеет данную повелением царя и великого князя Михаила Феодоровича всея России в 7151-м году. 2. в том монастыре каменная церковь 1 — соборная во имя Живоначальныя Троицы о пяти главах, обита жестью, в ней один престол. 2 — под оною церковью теплая Николая Чудотворца, в ней один престол. 3. церковь во имя Иоанна Списателя Лествицы, в ней один престол об одной главе. Четвертая церковь на святых вратех во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, в ней один престол об одной главе. В том монастыре колокольня каменная, на ней 9 колоколов, в них весу в первом больше 150 пуд 25 фунтов, во втором — 60 пуд, в третьем — 12 пуд, в четвертом — 8 пуд, в пятом — 4 пуда, в шестом — 3 пуда, в седьмом — 2 пуда, в осмом — 1 пуд с половиною, в девятом — 1 пуд. В том монастыре настоятельских и братских келий каменных о двух апартаментах три длиною на 10 шириною на четырех саженях. Под оными кельями кладовая палатка, длиною на пяти, шириною на 4 саженях. Братцкие кельи каменные в один апартамент, первая длиною на 6, шириною на 4-х саженях да при кельи в одной связи, длиною на 4-х поперег на трех саженях, сверх оных келий деревянные кладовые чуланы. И все вышеписанные кельи крыты дранею. Под церковию Иоанна Списателя Лествицы поварня и две кладовые палатки каждая длиною на шести, шириною на 4-х саженях… Да деревянного строения в том монастыре анбаров кладовых 2, длиною на 5, шириною на трех саженях… Круг оного монастыря ограда каменная круглая мерою на 150 саженях высотою две сажени с половиною, а в некоторых местах и по две сажени. При том монастыре за оградою скотцкой двор, в нем деревянного строения изба мерою на 4-х поперег на трех саженях круг оного двора забран забор бревнами, длиною на 40, широтою на 20 саженях с надлежащею во оном пристройкою. В том дворе скота меринов 2 коров… две. Против оного монастыря сад, длиною на 48 поперег 31 сажень, в котором саду деревья от морозу посохли, а садитца земляной овощ…, а ныне налицо: игумен Иринарх, казначей иеромонах Варлам, иеромонах Иннокентий, иеромонах Геннадий (2 бельца, солдат, 4 крестьянина)».
Список настоятелей обители
1. Игумен Феодосий 7168-169 (1660-1661 гг.)
2. Леонид 1687 г.
3. Иосаф 1703 г.
4. Исаакий 1716 г.
5. Варлаам 1723-1729 гг.
6. Филарет 1730-1760 гг.
7. Алексий 1760 г.
8. Иаков (значится по синодику без годов)
9. Иринарх 1760-1764 гг.
10. Павел, последний игумен, 1768 г.
Какое-то время
Серафим Саровский (1754 или 1759—1833) был приписан к Гороховецкому Николаевскому монастырю, за который он, несомненно, молился.
По указу Суздальской консистории 42 строителю иеромонаху Иову от 30 марта 1799 года за № 1652, о принятии Гороховским Николаевским монастырем на реке Люлехе мельницы. По указу Владимирской духовной консистории строителю иеромонаху Гедеону от 28 июня 1804 года, о принятии рыбных ловель при деревне Лукино в реке Лух. В то время иметь свою мельницу и рыбную ловлю было очень выгодно. Можно было иметь доход с обмолота зерна, а также с отдачи в наем рыбных ловель. Поскольку расходы на поддержание хозяйства и ремонта церковных и административных зданий были достаточно велики, что видно по описи расходно-приходских книг, которые каждодневно и ежегодно велись в монастыре, отражая его хозяйственно-ремонтную деятельность, со времени принятия этих указов у монастыря всегда была своя рыба и определенный необходимый доход. В то время таких сильных и доброхотных жертвователей как купцы Ершов и братья Ширяевы уже не было, но тем не менее находились благочестивые даятели из мирян.
По указу Гроховецкого магистрата от 10 июня 1774 года, о пожертвовании в обитель фруктового сада от неизвестного гражданина Н. и о завещании от 1815 года гороховецкого мещанина В.П. Ершевского на уступку участка своего сада к данному участку гражданина Н., а также свидетельству из Гороховецкого уездного суда о правах владения монастыря четырьями пашнями за рекой Клязьмой, монастырь вновь обрел хозяйственную независимость в виде земельных угодий, рыбных ловель, садов и мельницы.
С XIX в монастырь отчислялись небольшие штатные суммы и деньги за аренду пахотной земли и угодий. С 1804 г. монастырь владел 40 дес. пахотной земли при дер. Крюковке Судогодского уезда; 4 пожни в черте городской земли ему пожертвовали в 1819 г. гороховецкие мещанки Пелагея Петровна и Ульяна Афанасьевна Кожевниковы; монастырь имел мельницу Золотуха на р. Люлих со смежной с ней землей и лесом на 85 дес. 1284 сажени, что было окончательно закреплено за монастырем сенатским указом от 5 сентября 1898 г.; с 1819 г. монастырь пользовался рыбными ловлями на р. Лух и у с. Лукино Мугреевской волости Вязниковского уезда. Пожертвования совершались не только в виде недвижимости и земельных угодий, но и денежными средствами. В летописи монастыря, где дается описание имущества, приводятся Билеты Сохранной Казны, которых с 1810 по 1897 год было 23. Неприкосновенный капитал в доходных билетах, на 1917 г. составлял 23 530 р.
«Опись Николаевского монастыря 1860 г. Кругом монастыря каменная ограда, на восточной стороне с двумя в смежности вратами, одни для торжественных ходов, а другие для въезда, на северной стороне — с калиткою. В ограде находятся здания: среди монастыря двухэтажная соборная церковь, вверху — во имя Св. Живоначальныя Троицы, а внизу — во имя Святителя и Чудотворца Николая, с стоящею при ней отдельно на север колокольнею на ней девять колоколов. Над вратами ограды церковь во имя Покрова… и по обеим сторонам врат одноэтажный корпус, на северном углу ограды над упраздненными службами — церковь во имя Иоанна Списателя Лествицы, и в смежности с нею к западу — двухэтажный корпус, в северной же стене ограды за калиткою одноэтажный корпус. Все здания каменные, соборная церковь покрыта железом, а прочие — тесом. Все церкви и большой корпус со сводами, а прочие — с накатниками. Настоятельские покои вверху двухэтажного корпуса о 16-ти с трех сторон окнах, в трех раздельных капитальными стенами комнатах и с двумя в них входами: наружною каменною и внутреннею деревянною лестницами. От каменной лестницы — комната холодная с кладовою, середняя — с кирпичною печью и разделена перегородками, с тремя в них дверьми, наугольная комната — с полуизращатою печью и о четырех помещениях, в зале и спальне двери створчатые, резные, в одних нутряной замок с щеколдою... а) внизу двухэтажного корпуса под наугольною настоятельскою комнатою одна келья о пяти окнах с кирпичною печкою и разделена перегородками с четырьмя в них дверьми. б) за калиткою в одноэтажном корпусе две кельи, разделенные сенми: по правую сторону в келье шесть окон, кирпичная печь и две перегородки с дверьми, а по левую сторону в келье два окна, кир- пичная печка. в) в корпусе при Покровской церкви пять келий. В смежности с торжественными вратами две келии с особыми в каждую сенми и одною печкою, в ближней одно окно, а в дальней три окна и две перегородки с дверьми, при сей в сенях бревенчатый чулан с дверью и окном; а в смежности с въезжими воротами три кельи с коридором, где по одному окну и две печки… В том же корпусе при Покровской церкви на стороне въезжих ворот за кельями трапеза и кухня, разделенные сенми с деревянным крыльцом. В трапезе с трех сторон семь окон, кирпичная печка и за штукатурною перегородкою два помещения со входом из трапезы и из сеней, под ними каменный подвал с наружным входом и окном за решеткою. В кухне два окна, русская печка с очагом, к задней стене снаружи пристроена провизная деревянная с особою тесовою кровлею, в коей два окна и два чулана с дверьми. В двухэтажном корпусе под настоятельскими покоями хлебопекня о трех окнах с русскою и голландскою в совокупности печками и двумя за перегородками с дверьми помещениями, чрез простенок же каменный ледник с наружною дверью и окном и бревенчатою внутри перегородкою для погребка…
В колокольне две палатки со сводами за досчатыми дверьми с нутряными и висячими замками, верхняя о трех окнах для хранения разных вещей, а нижняя с сусеками для ссыпания хлеба…»
Строители-иеромонахи с периода царствования Екатерины II
1. Мефодий — 1772-1778 гг. 2. Иов — 1778-1784 гг. 3. Феодосий — 1784-1787 гг. 4. Иов — возвращен паки 1787 г. сентября 4 дня, находился по 1799 г. 5. Андрей — 1800 г., находился около полугода. 6. Ананий — определен 1800 г. августа, переведен 1801 г. декабря. 7. Платон — 1802 г. 8. Мелхиседек — определен 1802 г. ноября, переведен 1804 г. марта. 9. Гедеон — определен 1804 г. марта, а 1805 г. генваря переведен. 10. Мелхиседек — переведен паки 1805 г., скончался 1810 г. апреля. 11. Иосиф (Березин) — …из учителей философии 1810 г. мая, переведен 1811 г. июня. 12. Филарет — определен 1811 г., а того же года декабря переведен. После него управлял сим монастырем Флорищевой пустыни строитель Иереним. 13. Гедеон II — переведен из Золотниковой пустыни 1813 г. июня, потом переведен 1814 г. декабря. 14. Игнатий — 1814 г. декабря, 1816 г. генваря. 15. Димитрий — переведен 1816 г. февраля, уволен в число братства 1823 г. генваря. 16. Иероним (Агриков) — 1823 г. генваря, переведен 1825 г. 17. Киприан — переведен 1825 г. 18 августа, уволен от должности Строительской 1829 г. 4 октября. 18. Симеон — 1829 г. октября 4 дня, скончался в сем монастыре 1831 г. генваря. 19. Лонгин — того же года 1831 октября 23 дня переведен. 20. Парфений — переведен 1831 г. октября 23 дня, уволен в число братства Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. 21. Клеопа — из Флорищевой пустыни, определен из иеромонахов 1836 г. февраля 3 дня, а июля 28 туда же возвращен. После сего был под управлением Флорищевой пустыни строителя Варсонофия 3 месяца с половиной. 22. Агафодор — определен ноября 18 1836 г., а переведен мая 15 1842 г. 23. Гавриил — 1842-1846 гг. 24. Иероним — 1846-1853 гг. 25. Даниил — 1854, в 1867 г. переведен в Борковскую пустынь. 26. Ираклий — 1867-1869 гг. 27. Феогност — 1869 г. 28. Варсонофий — 1869-1871 гг. 29. Феодосий — 1871 г.
Выдержка из книги о старце Серафиме Вырицком (1866-1949 гг.), который, будучи еще мирянином, посещал Свято-Троице-Никольский монастырь: «В жизнеописании прп. старца Варнавы Гефсиманского, изданном в 1907 г., есть упоминание о неком его духовном сыне, петербургском купце В.Н. М-ве, видевшем удивительный сон. Наш читатель без труда признает здесь Василия Николаевича Муравьева, которому Промыслом Божиим через двадцать лет суждено было стать духовником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. «Виделось мне, — говорил он, — будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде (неподалеку от Иверско-Выксунского женского монастыря, основанного преподобным отцом Варнавой). Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь. Старец сказал: «Пойдем, проведу тебя, я туда же иду». Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем о. Серафима (святого прп. Серафима Саровского) и сам спросил у него: «Батюшка, вы будете отец Серафим?» «Да, я Серафим», – ответил мне старец и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и стали что-то говорить. Тогда, в пору своей духовной молодости, будущий иеросхимонах Серафим (Муравьев) не мог понять, о чем говорили незабвенные старцы, однако, он был уже рядом с ними и шел с ними одним путем. Куда? В монастырь, к Николаю угоднику…».