Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
10:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Цибин Владимир Лукич, художник

Владимир Лукич Цибин

Владимир Лукич Цибин (1914 - 1999) - художник-постановщик, заслуженный деятель искусства РСФСР (1958).

Владимир Лукич Цибин родился 27 апреля 1914 года в Гусе-Хрустальном. Отец его, Лука Антонович Цибин, служащий железнодорожной военизированной охраны, был родом из Малороссии (деревня Шеметовщина Виленской губернии, ныне Минская область Белоруссии), из крестьянской семьи. В молодости играл на скрипке и детям своим - трём сыновьям и двум дочерям - старался привить вкус к прекрасному, поэтому ростки разносторонней одаренности выявились у Владимира Лукича с детства. Отец купил гармошку, и Володя, самый младший из сыновей, не в пример двум старшим, Николаю и Анатолию, быстро освоил её и прекрасно играл. А в школе сразу проявились его художественные способности. Правда, и старшие братья замечательно рисовали, но вот судьба стать художником выпала только ему.
Мама Владимира, Анна Степановна Болдина, была родом из г. Павловский Посад Московской губернии, из семьи потомственных кузнецов. Один из её братьев тоже имел незаурядное художественное дарование. Видимо, гены матери в немалой степени определили одарённость детей. После школы Володя Цибин успешно окончил художественное училище в г. Рязани, получив специальность художника-оформителя.


Владимир Лукич Цибин

Начало его трудовой деятельности связано с городом Владимиром: в 1933 году он поступил на работу во Владимирский драматический театр им. А.В. Луначарского на должность заведующего декорационным цехом.


Эскиз декорации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», 1933 г. Владимирский городской драматический театр. Художник В.Л. Цибин.

«Дом под номером 48а. Он стоял в глубине двора, прямо на высшей точке вала, над подпорной стенкой и состоял из верхней деревянной части и нижней каменной, полуподвальной, этот дом, построенный еще в XIX веке, купил примерно в 1930 году - Цибин Лука Антонович. Дом достался ему сразу с квартирантами. Переехал он во Владимир из Тумы с женой Анной Степановной и детьми – Николаем, Евгением, Владимиром, Анатолием и Анастасией.
Лука Антонович Цибин родился в 1873 году в Малороссии в деревне Шеметовщина Виленской губернии (сейчас Минская область Белоруссии) в семье с добрым крестьянским укладом и порядком. Всю жизнь он проработал служащим железнодорожной военизированной охраны. А по приезде во Владимир устроился работать сторожем в артель инвалидов, так как был уже в преклонном возрасте. Лука Антонович был очень крепким, сильным, трудолюбивым и справедливым человеком, любил порядок, многое умел делать своими руками, был требовательным и внимательным отцом. Сам в молодости играл на скрипке и в детях своих старался развить художественный вкус. По навету в 1938 году он был репрессирован, приговорен к ссылке в Сыктывкар, где и скончался в годы войны. Жена его Анна Степановна, в девичестве Болдина, происходила из семьи потомственных кузнецов в г. Павловском Посаде. Она прекрасно шила, была трудолюбивой домохозяйкой и глубоко верующей женщиной. Похоронена на Князь-Владимирском кладбище.
Их сын Николай работал бухгалтером сначала в г. Горьком, а затем переехал в Москву, жил там с женой и двумя сыновьями - Евгением и Анатолием. Его брат Владимир был талантливым человеком: обладал прекрасными музыкальными способностями, играл на гармошке, имел отличный голое - тенор. А в школе проявились его художественные способности. Братья Николай и Анатолий тоже замечательно рисовали, но вот художником стал только Владимир. Родился он в Гусе-Хрустальном. Дело в том, что семья несколько раз меняла место жительства: жили они и в Казани, и во Владимире, и в Гусе-Хрустальном, и в Туме, поэтому дети рождены были в разных городах.
Владимир стал театральным художником и большую часть жизни посвятил Воронежскому государственному театру оперы и балета, где он работал главным художником-постановщиком.
Нелегкой оказалась жизнь Анатолия. Он работал на железной дороге. А в 1938 году был репрессирован, как и отец, и провел 10 лет на Колыме, где претерпел не мало испытаний. Отличался справедливостью, за что пользовался уважением даже у уголовников. В 1948 году был реабилитирован и вернулся во Владимир, но родителей в живых уже не было, и он уехал жить в Рязань. Там он прожил около десяти лет и трагически погиб на работе. Младшая дочь Луки Антоновича, Анастасия, окончила сельскохозяйственный институт в г. Горьком. Всю жизнь проработала во Владимирском облисполкоме, была помощником председателя облисполкома Тихона Степановича Сушкова.



Ул. III Интернационала, д. 48а (второй справа)

По приеме во Владимир семья Цибиных поселилась в квартире, которая располагалась в левом крыле дома. Позже в этой квартире осталась жить старшая дочь Луки Антоновича Евгения с мужем Василием Васильевичем Пластининым…» (Н.В. Пластинина. В «Сердце» города. Двор моего детства).

До призыва в армию в 1940 году Владимиру Лукичу пришлось поработать художником-постановщиком во многих театрах. Тут и государственный драматический театр г. Пензы, областной оперный театр в г. Москве, Канавинский государственный драмтеатр в г. Горьком, городской драмтеатр г. Рязани и, наконец, в 1938 году - городской драмтеатр г. Орехова-Зуева Московской области, где к тому времени под руководством ученика Мейерхольда A.Л. Грипича сложилась очень сильная актёрская труппа. С 1938 по 1940 год, когда там работал В.Л. Цибин, в этом театре был поставлен 21 спектакль. Во многих из них он ярко проявил своё дарование и сблизился с режиссёром.
Одним из решающих моментов для становления театрального художника как творческой личности бывает встреча со значительным и талантливым режиссёром. Такой личностью для Владимира Цибина и стал художественный руководитель Орехово-Зуевского драмтеатра Алексей Львович Грипич. Умный и талантливый организатор, умеющий тонко подмечать способности своих подчинённых, он сразу разглядел незаурядное дарование В.Л. Цибина, и их плодотворное сотрудничество не прекращалось долгие годы. До конца своих дней Алексей Львович приезжал из Москвы в Воронеж, где впоследствии работал Владимир Лукич, на премьеру каждого спектакля, оформленного Цибиным.
В 1940 году Владимир Цибин был призван в РККА красноармейцем 273-го корпусного артиллерийского полка. В ноябре 1941 года он стал заведующим делопроизводством строевой части 1125-го корпусного артиллерийского полка. С 1942 года продолжал военную службу главным художником армейского Дома Красной армии в г. Спасск-Дальний.
Возвратившись с Дальнего Востока, Цибин год проработал в 1-м Московском гастрольном драматическом театре художником-постановщиком, затем три года в Саратовском драматическом театре им. К. Маркса. С 1951 года он стал главным художником Государственного драматического театра в г. Воронеже, и, наконец, в 1961 году - Воронежский государственный театр оперы и балета, которому остался верен до конца. В.Л. Цибин отличался завидным трудолюбием в своей работе.
Театральный художник без широкого кругозора по-настоящему никогда не состоится. Ведь каждый спектакль - это огромные пласты человеческой жизни, характеров, истории, культуры. И всё это нужно умело и мастерски донести до зрителей и слушателей. В это надо проникнуть, это надо изучить и какое-то мгновение прожить и своей жизнью. И В.Л. Цибину это блестяще удавалось. А благодарные зрители овациями встречали исторический антураж, решённый красочно, фантазийно, символически убедительно, отдавая должное мастеру.
Композитор Тихон Хренников в своей статье, посвящённой постановке в Воронеже оперы Г. Ставонина «Олеко Дундич», писал: «Очень понравились декорации художника В. Цибина, они выразительны, поэтичны». И таких рецензий много.
В 1958 году В.Л. Цибину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В каждом художнике созревает своё творческое кредо, свой стиль, свой взгляд. Для Владимира Лукича характерен уход от нарочитой условности, декоративности и иллюстративности, что было особенно характерно для театральных постановок, начиная с 1960-х годов. Для Цибина подобное было мало приемлемым. Образ спектакля, эмоциональный, насыщенный, как звуковой, так и зрительный, для него был главным. Воссоздавая время, историю в оформлении спектакля, он глубоко вникал в суть. Ему не раз приходилось самому бывать в различных музеях, архивах, исторических местах. Так было с постановкой «Брестская крепость» и многими другими.
Даже обладая талантом, не каждый художник имеет способность гротескного чувствования, видения. Это была одна из его сильных сторон. В эскизах костюмов персонажи уже жили с лёгкой руки художника острыми психологическими образами.
Вот что пишет о Цибине заслуженный артист России Леонард Дитко в статье «Всё это выглядит прекрасно!», посвящённой 35-летию Воронежского театра оперы и балета: «Владимир Лукич обладает на редкость ярким, театральным мышлением. Для него в работе над спектаклем нет мелочей - создавая эскизы костюмов, он учитывает не только их верность истории и образу сценического персонажа - Цибин словно «примеряет» костюм на конкретного исполнителя. Художник принимает во внимание индивидуальность актера. Разрабатывая оформление спектакля, он тщательно разрабатывает эскизы мебели, обуви, бутафории - ни одна, казалось бы, второстепенная деталь для него мелочью не является. Театральные художники знают: подчас дистанция от макета к исполнению сложна и усыпана отнюдь не розами. Владимир Лукич в оформлении спектаклей бескомпромиссен - он жёстко требует от тех, кто воплощает макет в реальность, строго следовать первоначальной идее. Чего греха таить, не всем это нравится, но Цибин непреклонен. И эта требовательность приносит свои плоды. Особенно интересны решения Владимира Лукича в оформлении русских опер. Помню громкие, восторженные аплодисменты, раздавшиеся на премьере оперы «Князь Игорь», оформленной В.Л. Цибиным: открывался занавес, и зритель оказывался в атмосфере величественной Руси, словно переносясь из зрительного зала то в половецкий стан, то в княжеские хоромы. И всюду, где бы ни гастролировал театр - в Смоленске, Белгороде - везде зритель аплодировал высокому мастерству художника. Это была естественная признательность мастеру, чьи работы для зрителя всегда были праздничны. Для таланта понятия возраста не существует, и хотя Владимиру Лукичу исполнилось 80 лет, он по-прежнему полон творческих замыслов» («Воронежский курьер», 11 июля 1996 г.). Это написано за два года до последнего дня художника. Поистине нужно быть чрезвычайно преданным своей профессии, чтобы так плодотворно ей служить.
Кроме талантов художественного и музыкального, у Владимира Лукича был сильный голос, драматический тенор с мощной грудной диафрагмой, и он во время «бахусных» застолий любил выдавать высоты голоса. Его друзья, оперные певцы, говорили, что ему нужно петь, а для этого необходимо ставить голос и учиться. И уж ни в коем случае не перенапрягать горло, что может иметь печальные результаты. Возможно, его неумеренность и привела в уже преклонном возрасте к тяжелейшей операции в Москве по поводу рака горла.
До последних дней своей жизни В.Л. Цибин не переставал творить. Только тяжело заболев, в безнадёжном состоянии, он уже не мог трудиться и переехал к родственникам во Владимир, где всего через 12 дней, на 85 году жизни, скончался. Похоронен В.Л. Цибин на Улыбышевском кладбище.

Источник:
В.В. Пластинин. ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ТЕАТРУ
Владимирский Союз художников
Владимир Васильевич Пластинин (1933-2012) – инженер, художник – символист. Его мать - Евгения Лукинична Цибина.

Категория: Гусь | Добавил: Николай (11.04.2020)
Просмотров: 867 | Теги: Владимир, театр, Гусь-Хрустальный, художник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru