Лебедев Николай Иванович (1897—1989) — советский кинорежиссер, актер и сценарист.
Лебедев Николай Иванович
Родился 9 августа 1897 года в Гусе-Мальцевском (ныне город Гусь-Хрустальный) Владимирской губернии, в семье столяра-модельщика. Из трех сыновей был младшим. Учился в 2-классном училище, а потом отец отвез его во Владимир для поступления в Мальцовское ремесленное училище. По оценкам на вступительных экзаменах был принят двадцать четвертым учеником из тридцати двух. В 1916 году окончил Мальцовское ремесленное училище в числе первых пяти, получив звание машино-сборочного мастера. Мастером окончил училище и его приятель Костя Солоухин, родственник известного писателя. В «мальцовском» был знаком с Александром Белышевым – будущим комиссаром «Авроры», он был на 4 года старше Николая Лебедева. Успешному окончанию училища помогло одно обстоятельство. В 1915 году во время летних каникул он поехал в Петроград к брату, который устроил Николая токарем на завод Барановского. Заводские станки были лучше училищных. На них Николай и научился выполнять сложные работы. Решил во Владимир не возвращаться. Но однажды его вызвали к управляющему завода и показали бумагу, в которой было написано следующее: «Милостивый государь! Нам стало известно, что у Вас на заводе работает ученик Мальцовского ремесленного училища Николай Лебедев. Просим освободить его от работы и отправить во Владимир для окончания училища». Николаю пришлось взять расчет и вернуться во Владимир. привез с собой несколько хороших резцов, показал новые приемы обработки металлов, новые приемы пользования станками. В качестве дипломной работы ему предложили сделать чертеж и по нему изготовить фрезерный станок. С дипломной работой справился на «отлично». И когда в 1970 году снимал во Владимире «Невероятного Иегудиила Хламиду», зашел в техникум и увидел, что станок еще стоял в мастерской.
Великий Октябрь, вместе с другими рабочими приветствовал в Гусе-Хрустальном. Туда переехал из-за болезни матери. Участвовал в установлении Советской власти, был назначен комиссаром труда. Осенью 1918 года с другом Ильей Гуськовым добровольцами вступили в ряды Красной Армии. Воевал на Восточном и Северо-Кавказском фронтах, сражался под Царицыным. После гражданской войны, похоронив в Гусе мать, уехал в Петроград и случайно поступил в Институт экранного искусства. Кино запало в душу Николаю с юных лет. Каждый год летом в Гусь-Хрустальном устраивалась ярмарка – яркое, радостное зрелище. Приезжал цирк. На площади выстраивали нечто вроде балагана с навесом и там показывали чудо-кино: на полотне двигались люди, проезжал трамвай. Крутили немые фильмы. В те годы во время каникул участвовал в любительских спектаклях. Сыграл роль Васьки Пепла в пьесе «На дне». Вместе с другими гусевскими театралами ездили в Москву смотреть «На дне» в постановке художественного театра с участием К.С. Станиславского. Учились, как надо играть. Читал стихи со сцены о тяжелом положении бедного люда, о несправедливости. За что полицейский за шиворот вытащил его за кулисы. В Ленинграде учился в Институте экранного искусства и театральном училище Радлова. Учился параллельно два года, а потом ему сказали: «Надо сделать выбор». Выбрал кино. С 1923 года работал на Ленинградской фабрике «Севзапкино» (затем с 1934 г. – «Ленфильм») — актером. В 1925 году окончил актерский факультет Института экранного искусства.
Как актер начинал с эпизодических ролей. Главные исполнял в фильмах «Турбина № 3» - о создании Волховской электростанции (играл передового рабочего, который запустил турбину) и «Тормоз Вестингаузена» (играл машиниста, который пробовал первый тормоз).
С 1927 г. - ассистент режиссера. Работал у режиссеров П. Петрова Быкова «Водоворот» (о первых колхозах) и С. Юткевича «Черный парус» (о рыбаках-комсомольцах).
С 1929 года — режиссер-постановщик. Первую самостоятельную работу сделал в 1930 году о… юных натуралистах – «Настоящие охотники».
Большой успех пришел с фильмом «Солдатский сын» (1933 г.), сценарий которого написал сам Николай Иванович, на основе собственных детских воспоминаний. До войны снял 8 фильмов.
Осенью 1941 года добровольцем ушел на фронт и все четыре года с оружием в руках защищал Ленинград. Тяжелейшие будни блокадного города позднее воспроизвел глазами одиннадцатилетней девочки в картине «Зимнее утро», получившей главный приз Московского международного кинофестиваля 1969 г.
Член ВКП(б) с 1945 года.
В послевоенные годы продолжал работу на киностудии «Ленфильм». Снял фильм о нахимовцах – «Счастливого плавания», для которого марш написал композитор В.П. Соловьев-Седой. Картину украсил своей замечательной игрой Николай Черкасов, исполнив роль капитана третьего ранга Левашова. Съемки фильма Николаю Ивановичу доставили большую творческую радость. Однажды в перерыве Николай Константинович Черкасов, его большой друг, отвел Николая Ивановича в сторону и признался: «Знаешь, Коля, смотрю, как ты репетируешь с этими юнцами, и удивляюсь: они несут такую достоверность, такую правду жизни, что мне, опытному актеру, достичь подобного трудно».
В 1969 году вышел фильм «Зимнее утро». История девочки в Блокадном Ленинграде, которая выживает одна в жуткие года блокады и спасает маленького мальчика. Фильм был удостоен главного приза VI Международного кинофестиваля в Москве.
Для фильма «Зимнее утро» вместе с ассистентами просмотрел тысячи девочек в Ленинграде, Москве, Ростове, других городах. Отобрали семь претенденток на главную роль. Их пригласили на киностудию, стали репетировать с ними, снимать пробы. Вдруг открывается дверь и показывается детское личико. «Что тебе нужно?» - спрашивает Николай Иванович. «Приехала сниматься. Слышала по радио, что нужна девочка. Я живу за городом, меня мама долго не пускала». «Уже поздно» - говорит Н.И., потому что девочка заикалась. Но тут же интуитивно чувствует: «Это то, что надо». И стал с ней работать. Почему? Потому что знал замечательного ленинградского актера И.Н. Певцова, исполнителя роли полковника Бороздина в фильме «Чапаев», который заикался. Но только в жизни, в быту. Когда его спросили об этом, он так ответил: «В жизни я Певцов. А на сцене – Пушкин. А Пушкин не заикался».
В 1979 году вышел Фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.» для юношеской аудитории. Фильм о любви, дружбе, сложных отношениях и переживаниях молодых людей. Фильм получил Главный приз XVIII Международного Кинофестиваля в Хихоне (Испания) в 1980 году, Признан лучшим фильмом на МКФ стран Азии, Африки и Латинской Америки в Ташкенте.
9 августа 1987 года Николаю Ивановичу исполнилось 90 лет.
«Не припомню ни одного кинорежиссера в нашей стране или за рубежом, кто дожил бы до такого возраста. Эта профессия, помимо дарования и таланта, организаторских способностей, требует массу физических сил, здоровья. Когда был в Ленинграде, не мог не использовать счастливый случай и не поздравить его с замечательной датой! Узнал номер домашнего его телефона, позвонил, и через два часа состоялось наше знакомство. … Возле дверей стоял высокого роста, немного сутуловатый, седой мужчина с палочкой в руке. Но по внешнему виду и лицу ему трудно было дать… 90 лет. На меня смотрели внимательные, живые глаза. Николай Иванович приглашает в гостиную. Старинная мебель, на стенах картины, на полках аккуратно расставленные книги, среди которых бросаются в глаза издания по киноискусству. На трюмо букет свежих цветов. Кругом чистота, красота, уют. Начал интервью… Николай Иванович. Спросил, где живу, чем занимаюсь, что интересного произошло за последние годы в жизни Владимирщины. Я рассказал о том, что живу в Суздале, где снималось уже более тридцати художественных фильмов разными киностудиями страны, в том числе и «Ленфильмом». Сказал, что некоторые из них создавались не только в Суздале, но и во Владимире, Муроме, например,- «В огне брода нет», «Начало». - Между прочим,- не дав мне задать вопроса, стал рассказывать Николай Иванович,- я один из своих фильмов снимал во Владимире. Он назывался «Невероятный Иегудиил Хламида». Это о 27-летнем Максиме Горьком, который подписывал таким псевдонимом свои статьи и фельетоны, работая в газете города Самары. Главную роль сыграл актер Афанасий Кочетков, он очень близок к Горькому. В Самаре, нынешнем Куйбышеве, трудно было выбрать пейзаж старинного характера. Все необходимое мы нашли во Владимире: снимали старинные улицы, дома, Успенский собор издали. Во время съемок часто вспоминал годы учебы в Мальцовском ремесленном училище (в советское время Владимирский Авиамеханический Техникум). Было это еще до революции. - Николай Иванович, на киностудии «Ленфильм» Вы сняли около тридцати фильмов, немых и звуковых. Среди них – «Федька», «А крепость была неприступная», «На луну с пересадкой», «Честь товарища», «Навстречу жизни», «Андрейка», «Девчонка, с которой я дружил», «Мандат», «Зимнее утро»… - Последний свой фильм снял, когда мне было 83 года. Это – «В моей смерти прошу винить Клаву К». Картина была удостоена Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской. Все фильмы мои о детях и для детей. - Так вот почему Вас называют старейшиной детского кино. А основы Вашей собственной жизни и творчества были заложены в детстве! Народному артисту РСФСР Лебедеву – 90 лет. Возраст почтенный. Но режиссер не сидит дома сложа руки: он пишет мемуары, работает над книгой, которая называется «Счастливое плавание». Его жизнь в искусстве продолжается. При прощании он просил меня через «Призыв» передать сердечный привет жителям Гусь-Хрустального и всего Владимирского края. А я в свою очередь пожелал нашему известному земляку доброго здоровья, бодрости, новых успехов. <Ю. Белов, внешт. корр. «Призыва» (газета «Призыв», 23 августа 1987 г.).
Н.И. Лебедев умер 9 октября 1989 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Фильмы Николая Ле́бедева:
«В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), «Ждите меня, острова» (1977), «В то далёкое лето» (1974), «Найди меня, Лёня» (1971), «Зимнее утро» (1966), «Девчонка, с которой я дружил» (1961), «Мандат» (1963), «Счастливого плавания» (1949), «Навстречу жизни» (1952)
Премии и награды:
- 1950 — Сталинская премия третьей степени (1950) — за фильм «Счастливого плавания!» (1949)
- 1959 — ВКФ (Главный приз по разделу детских фильмов, фильм «Андрейка»)
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (30 июня 1959)
- Почетное звание «Народный артист РСФСР» (29 сентября 1969 года) — за заслуги в области советской кинематографии
- 1969 — МКФ в Москве (Золотой приз и диплом за лучший детский фильм, фильм «Зимнее утро»)
- 1980 — ВКФ (Главная премия по разделу детских фильмов, фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.»)
- 1980 — МКФ фильмов для детей и юношества в Хихоне (Главный приз, фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.»)
- 1981 — Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской — за фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979)
- орден Отечественной войны I степени (6.4.1985)
- орден Красной Звезды (26.5.1945)
- медаль «За оборону Ленинграда»
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- медаль «За отвагу» (30.07.1943).
Владимирская энциклопедия