Виктор Алексеевич Самарин родился 22 ноября 1910 года в потомственной рабочей семье Великодворского стекольного завода Касимовского уезда Рязанской губернии (ныне Гусь-Хрустального района Владимирской области). После окончания шести классов заводской школы Виктор Самарин в 1924 году стал учеником резчика стекла на Великодворском стекольном заводе имени А.А. Зудова. В выборе профессии большую роль сыграло влияние отца Алексея Степановича — потомственного рабочего, резчика стекла, мастера. Так, в неполные 14 лет он стал познавать одну из сложных специальностей в стекольном производстве и одновременно учился на профессионально-технических курсах, повышал квалификацию. Через год он уже работал мастером.
К активной общественной работе Виктор Самарин готовился в рядах пионерской организации, в состав которой он вступил в числе первых заводских школьников, а с 1925 года — в комсомольской организации. Его коммунистическая убежденность формировалась под влиянием рабочих-коммунистов.
В годы великих свершений советская молодежь работала на благо своей социалистической Родины и училась, осваивала сложные науки. Такое счастье пришло и к рабочему парню Виктору Самарину: проработав пять лет на заводе, в 1929 году он поступил учиться на Владимирский рабочий факультет. Окончив рабфак, он с комсомольской путевкой Владимирского обкома ВЛКСМ был направлен в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.
Пять лет курсантской жизни прошли быстро. В.А. Самарин, получив весной 1937 года диплом инженер-механика и звание воентехника 1-го ранга, поехал служить на юг страны, в Севастополь. На Черноморском флоте его служба началась в должности командира группы подводной лодки, затем командира электромеханической части базового дизельного тральщика «Груз». Накануне Великой Отечественной войны он стал флагманским инженер-механиком соединения охраны водного района Главной военно-морской базы Черноморского флота в г. Севастополе.
В соединении, в котором он служил и встретил Великую Отечественную войну было 13 базовых дизельных тральщиков и 14 сторожевых катеров. С начала войны и до середины 1942 года Виктор Алексеевич был флагманским инженер-механиком охраны водного района Главной базы Черноморского флота с базированием в бухте Стрелецкой.
В августе 1941 г. В.А. Самарина приняли в Коммунистическую партию. Он прекрасно понимал, что коммунисты ему оказали большое доверие, приняв в свои ряды. Чувство величайшей ответственности за судьбу Родины еще более овладело им с этого времени. В жизни он постоянно использовал опыт идейно-политической и организационной работы, полученный в комсомольской организации Великодворского стекольного завода. Он с любовью работал комсоргом курса в рабфаке, членом бюро комитета ВЛКСМ и комсоргом группы в Военно-морском инженерном училище.
В начале войны охране водного района кроме имевшихся боевых кораблей — двух дивизионов базовых дизельных тральщиков и дивизиона сторожевых катеров — были переданы различные по типам и назначению суда. В это время сформировали еще третий дивизион из семи тральщиков, два дивизиона катерных тральщиков, отряд минных заградителей. Охрана водного района Главной базы по количеству кораблей была крупным, но разнородным по составу соединением на Черном море. В первые дни военных действий в соединение, находившееся в Одессе, было включено также около сотни разнохарактерных по своим классам, различным по своему техническому оборудованию и техническому состоянию кораблей «Совторгфлота», «Госрыбтреста» и других организаций.
Капитан-лейтенант-инженер В.А. Самария вложил весь свой опыт, энергию и изобретательность в дело организации, повседневного наращивания производственной мощности судоремонтных мастерских, руководства деятельностью ремонтников. Только за первые семь месяцев войны им было организовано четыре судоремонтных предприятия с общей производственной мощностью, способной поддерживать боеготовность всех соединений военно-морских баз Черноморского флота.
По приказу командования в середине октября корабли Черноморского флота осуществили эвакуацию войск и военной техники из Одессы в Крым. С конца октября 1941 года и до июля 1942 года В.А. Самарин участвовал в обороне Севастополя. Мужество и героизм, проявленные солдатами Советской Армии и моряками Черноморского флота при защите Севастополя, носили массовый характер.
Во время боев за Севастополь сложные ситуации возникали часто. В конце декабря 1941 года в Феодосии во время высадки десанта артиллерийским снарядом были повреждены подводная часть корпуса и винты тральщика «Трал». 13 января 1942 года его подняли для ремонта на малый мортонов эллинг. После ремонта тральщик готовили к спуску на воду. В это время в один из трех рельсов, на которых находился корабль, попал артиллерийский снаряд противника. Создалась чрезвычайная обстановка. Позднее директор Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе М.Н. Сургучев вспоминал: «Выход нашел бывший в то время у эллинга флагманский механик ОВРа Главной базы ЧФ капитан-лейтенант-инженер В.А. Самарин, который раньше плавал на тральщиках и хорошо знал эти корабли.
Он принимает решение спустить тележку по двум уцелевшим рельсам. Конечно, это был риск, но раздумывать не позволяло время. В момент спуска произошел сильный толчок, когда тележка оказалась на .поврежденном рельсе. Но в следующий момент «Трал» благополучно закачался на воде».
Поврежденному в Килен-бухте Севастополя от бомбежки 17 июня 1942 года тральщику «Гарпун» нужен был большой ремонт. Буксирами порта его перевели в Корабельную бухту, вывели из опасной зоны обстрела. Работами но отправке тральщика из Севастополя на ремонт к причалу морского завода в Туапсе руководил Виктор Алексеевич. Тральщик «Гарпун» после ремонта вновь вступил в строй.
За время осады противником Севастополя в ремонтных мастерских, созданных В.А. Самариным, капитально отремонтирован 131 корабль. Только за шесть последних месяцев обороны Севастополя в судоремонтной мастерской охраны водного района в Стрелецкой бухте были произведены следующие работы по ремонту кораблей: ликвидировано боевых повреждений — 58, повреждений от навигационных аварий — 33, проведено текущих ремонтов — 42, средних — 4, капитально-восстановительных — 11, докований кораблей — 60, отремонтировано и установлено на корабли 39 моторов.
Во второй половине июня продолжалась эвакуация жителей, рабочих и предприятий Севастополя. Во время перебазирования Севастопольского морского завода имени Серго Орджоникидзе в Туапсе рабочим большую помощь оказали краснофлотцы и офицеры мастерских технического отдела Черноморского флота. В эти трудные дни сюда часто приезжал Виктор Алексеевич, оказывал помощь ремонтникам. Из Севастополя он уходил вместе с последними защитниками Главной базы.
Положение с ремонтом кораблей еще более осложнилось после того, как станки и материалы мастерских во время их эвакуации из Севастополя были затоплены врагом. В Туапсе и Сочи были созданы новые ремонтные мастерские. Работу в мастерских в Туапсе, инженерную службу соединения возглавлял инженер-капитан 3 ранга В.А. Самарин. С июля 1944 года его назначили помощником флагманского инженер-механика Черноморского флота по группе катеров. За годы Великой Отечественной войны под руководством В.А. Самарина было создано семь судоремонтных мастерских, которые обеспечивали боевую готовность кораблей охраны водного района, бригады траления и заграждения, других соединений Черноморского флота.
После войны Виктор Алексеевич свой опыт общественной, организационной и военно-технической работы использовал для воспитания и боевой подготовки флагманских специалистов соединений Черноморского флота, для организации ремонта кораблей. Свои знания и опыт военных лет он передавал командирам, молодым офицерам и курсантам. 31 августа 1949 года его назначили флагманским инженер-механиком Черноморского флота. 21 мая 1954 года постановлением Совета Министров СССР В. А. Самарину присвоено звание контрадмирал-инженер.
В.А. Самарин, М.В. Королев, Чопикашвили
Четырнадцать лет до ухода в 1969 году на пенсию Виктор Алексеевич работал начальником кафедры Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова. Свои знания и богатый практический опыт службы на кораблях контрадмирал-инженер, доцент В.А. Самарин умело передавал курсантам корабельного факультета. Курсанты и офицеры в учебной и практической работе используют его 32 научные работы.
Более 37 лет Виктор Алексеевич служил на Военно-Морском Флоте СССР, в том числе почти тридцать три года на кораблях Черноморского флота. За время своей службы он показал себя исключительно добросовестным, преданным Ленинской партии, социалистической Родине и советскому народу командиром.
За мужество, героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, В.А. Самарин награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
Всю жизнь В. А. Самарин посвятил защите нашей прекрасной социалистической Родины. Его жизнь стала достойным примером для нового поколения офицеров Военно-Морского Флота.
Умер 1 ноября 2003 года в г. Севастополе. Похоронен на городском кладбище (5-й км Балаклавского шоссе).
22 ноября 2010 года исполнилось 100 лет со дня рождения известного флотского инженер-механика контр-адмирала Виктора Алексеевича Самарина.
В 2015 году моряки-черноморцы увековечили память последнего флагманского механика Черноморского флота инженер-контр-адмирала Виктора Алексеевича Самарина. В присутствии ветеранов Великой Отечественной войны, сослуживцев и действующих офицеров состоялось торжественное открытие памятной таблички в здании технического Управления Черноморского флота.
ЕВГЕНИЙ ЧЕБАКОВ, председатель совета ветеранов Пятой средиземноморской эскадры кораблей Военно-Морского флота: «Для меня, как для флагманского механика эскадры вызывало восхищение то, с какой находчивостью Виктор Алексеевич справлялся со своей работой во время обороны Севастополя. Всего четыре года после окончания училища он уже обеспечивал свыше сотни тральщиков, морских охотников, девять дивизионов. Это составляло защиту Севастополя. Жизненно важно было, чтобы корабли были в строю. Ночью ремонтировали, а днём тральщики работали».
КОНСТАНТИН БЕСПАЛЬЧЕВ, контр-адмирал в отставке:
«Виктор Алексеевич был замечательным человеком. Он описывал в своих воспоминаниях, как он выбирался из Севастополя во время оккупации. Если их почитать – вы поймёте, что этот человек был незаурядный. Он готов ради дела, ради службы всё сделать. Так оно и было до самого конца. Очень веселый и порядочный человек был» (Телеканал НТС. 31.10.2015 20:10).
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны