В 1929 году образовано управление по строительству НКПС, образован Главкстроймаштранс, в октябре 1929 года мастерские были переданы Центральному управлению строительства Народного комиссариата путей сообщения СССР с задачей организовать ремонт строительной техники – зарубежных экскаваторов, паровозов узкой колеи, компрессоров и т. д.
В 1930 году мастерские были переименованы в Ковровский ремонтно-механический завод УЧСТРОЯ НКПС.
«Заканчивается переоборудование жел.-дорожного ремонтного завода. Все цеха и отделы перешли на ударную работу. Ковровский железно-дорожный ремонтный завод раньше занимался исключительно ремонтом подвижного состава. Сейчас на заводе заканчиваются работы по переоборудованию производства для выпуска строительных машин и приспособлений для механизации строительных работ. Завод уже работает по заданиям Цустроя. Организуется производство бетономешалок, копров и экскаваторов. До сих пор они ввозились из-за границы. Завод, кроме того, будет выпускать стандартные дома для житья рабочих на строительных работах. Они заменят не гигиеничные и неудобные общие бараки. Для постройки этих домов завод будет вырабатывать особый материал - ксилобетон из опилок. Первый целый экскаватор, целиком изготовленный на заводе из советских материалов, производственными планами завода предусмотрено выпустить в мае текущего года. В настоящее время уже начато производство отдельных частей для сборки экскаваторов. На заводе широко развернуто социалистическое соревнование и ударничество. Зa последнее время завод целиком перешел на ударную работу. Все цеха и отделы, включая расчетные конторы заводо-управления, объявили себя ударными. Они оправдывают свое звание. Например, в ударном электросварочном цехе совершенно изжиты самовольные прогулы. Производственные программы во многих цехах значительно превышаются. По формовке тачечных колес в литейном цехе каждый рабочий в день выполняет 24 штуки, планом же предусмотрено 22. В кузнечном цехе ежедневно выпускается по три экскаваторных зуба, планом предусмотрено два зуба. По плану завод должен выпускать в день по четыре штуки осей для путевых вагонеток, а выпускается по четыре с половиной штуки. Задания по выпуску кувалд, формовке колес для путевых вагонеток и костыльных молотков выполняются на сто процентов. В недалеком будущем ковровский ремонтный завод превратится в мощный завод экскаваторных машин. Его продукция даст возможность экономить значительное количество золотой валюты, уплачивающейся сейчас за заграничную продукцию» («Призыв», 16 марта 1930).
Выпуск валовой продукции вагоноремонтного завода с 1,2 млн. руб. в 1928-1929 гг. вырос в 1929-1930 гг. до 3,1 млн. руб. В 1930 г. на базе вагоноремонтных цехов были отремонтированы 12 экскаваторов различных систем. Почти все они были на железнодорожном ходу и именно по этому попали на ремонт в Ковров.
В 1930-1931 гг. директор завода - Широков Николай Николаевич (1889-1984).
Своих экскаваторов в Советском Союзе тогда не производилось. Землеройные машины закупались у зарубежных фирм: «Бьюсай-русы», «Любеки», «Марионы», «Шкоды» и «Рустоны». Американский экскаватор «Марион», исполняющий огромную службу на крупнейших стройках республики, взрывающий и убирающий землю на берегах Днепра, в степях Турксиба и на горе Магнитострой, стоил очень дорого – 140 000 руб. Израненный в первых боях на фронте индустрилизации экскаватор «Марион» попал на излечение в ковровский «лазарет» больных вагонов и паровозов. Ответственная и сложная операция над невиданным чужеземным чудовищем была выполнена безукоризненно энтузиазистами-рабочими. «Марион» был отремонтирован капитально, несмотря на всю сложность этой работы; экскаватор удалось восстановить только благодаря исключительному старанию, вдумчивости, изобретательности тех, кому поручили ремонт. Воодушевленные первым удачным опытом рабочие мастерских выдвинули перед НКПС и ВСНХ идею производства экскаваторов в Коврове.
В 1930 году для руководства заводом был создан трест «Строймаштранс», который предложил специализировать завод на ремонте экскаваторов, но вместо этого было принято решение строить свои новые советские экскаваторы – для достижения этой цели уже имелся опыт, накопленный при ремонте старых экскаваторов. Были организованы ударные бригады конструкторов, модельщиков, литейщиков, кузнецов, токарей, фрезеровщиков, сборщиков – всего 166 человек под руководством инженера А.С. Гольденберга.
С марта 1930 г. приступили к постройке первого экскаватора. «Трудности подстерегали на каждом шагу. Не было сталелитейного цеха, а литье требовалось в большом количестве. Самые ответственные и самые крупные детали на экскаваторе должны быть обязательно из стали. Плиту поворотной рамы, весившую более шести тонн, заказали на стороне. Но где взять ходовые шестерни с коленчатыми валами и другими деталями? На помощь пришла рационализаторская смекалка. Строители первого экскаватора Михаил Горбунов и Алексей Маракушев рассказывают: — Решили валы и шестерни ковать в кузнице. И тут беда: оказалось, что нет металла и негде его взять. Пошли на свалку, оставшуюся во дворе еще от прежних хозяев. Свозили туда скаты, оси вагонные, отслужившие свой век детали паровозов и вагонов. Попробовали оси. Сталь первоклассная... — Представляете, что значит ковать шестерни из осей? Такую толщу чего стоит накалить на примитивном кузнечном горне. Тогда нагревательных печей, как теперь, не было и в помине. Грели на древесном угле. А потом попробуй-ка обработать ее вручную. Паровых молотов тоже не существовало. Однако, справились кузнецы, не подвели. Михаил Иванович Горбунов говорил о том, как Маракушев и Шишанов по неделе не выходили из кузницы. «Так и спали в конторке на кулях из-под угля». Маракушеву одно время врачи предписали отдых, но он отказался оставить цех. В механическом стояли старые маломощные станки. Потребовались подъемные сооружения. Обстановка озадачила токарей: как же обрабатывать детали, весившие втрое больше станка? Как обточить стакан поворотной рамы, если сама рама не умещается на станке? И сейчас живы в памяти строителей первого экскаватора приспособления старого токаря Дерюгина. Он придумал своеобразные противовесы и с помощью их обтачивал на маленьком станке любую деталь, какой бы тяжести и конфигурации она ни была. Сборочный не покидали конструкторы, проверяя вместе с рабочими правильность своих замыслов, изменяли чертежи. Сборкой руководили начальник цеха и начальник мастерских. В эти дни в цехах зародилось социалистическое соревнование. Каждый рабочий хотел скорее увидеть на испытательной площадке первую машину. В работе один опережал другого. Трудились, не считаясь с временем. В авангарде были коммунисты» («Призыв», 23 апреля 1946).
Митинг, посвященный закладке стальцеха Ковровского завода. 7 ноября 1930 г.
Сталелитейный цех завода. 1931 г.
7 ноября 1930 г. в торжественной обстановке состоялась закладка цеха стального литья. Строительную площадку подготовили сами рабочие. За несколько дней они разобрали здание бывшей «Белой конторы» со всеми пристройками.
Первый экскаватор «Ковровец-1»
Экскаватор «Ковровец-1» во время испытаний в карьере у дер. Федулово. 1931 г.
Групповой портрет коллектива строителей первого экскаватора «Ковровец-1». 22 апреля 1931 г.
При проектировании «Ковровца» за основу был взят экскаватор «Путиловец», изготовлявшийся до 1917 г. в Петрограде. Стрелу и рукоять сделали из дубовых брусьев с армировкой полосовым железом. Экскаватор имел три паровых машины: подъемную, поворотную и напорную. Общая мощность всех трех машин составляла 150 лошадиных сил. Полный вес этой довольно громоздкой землеройной машины достигал 75 тонн, а скорость передвижения самоходом 2,5 км в час. Внутри экскаватора предусматривалось керосиновое освещение. Обслуживали машину две бригады: верхняя и нижняя. В состав верхней входили машинист, стреловой, слесарь-смазчик и кочегар; в состав нижней — бригадир и 6 человек рабочих. Часовая производительность экскаватора составляла от 150 до 300 м3 в час. Для выпуска такой техники в Коврове не было ни нужных материалов, ни специального оборудования, сказывалось отсутствие опыта и четкого руководства со стороны треста «Строймаштранс». Но инженеры и рабочие «сквозной ударной бригады» завода преодолевали трудности одну за другой. В ход пошли старые стальные оси с заводских свалок и ненужные металлоконструкции из цехов, неиспользованные детали с Путиловского завода и специальные устройства, позволяющие на малых станках обрабатывать громадные шестерни. Не хватало угля и дров, порой рабочие собирали по двору обломки досок. 21 апреля 1931 года из ворот завода вышел первый отечественный экскаватор «Ковровец № 1» - паровая машина на железнодорожном ходу с ковшом вместимостью 2.5 м3. Новый экскаватор прошел испытания. Своей работой он был способен заменить тысячу рабочих. После приемки Государственной комиссией «Ковровец» был отправлен в город Горький (Нижний Новгород) для использования при расширении местного железнодорожного узла. Позже «Ковровец № 1» работал на строительстве «Беломорканала», близ города Мурманска, на Балхашстрое, в карьерах Казанской железной дороги.
Ковровский экскаваторный завод
Рождение экскаваторостроения в Коврове проходило далеко не гладко. Руководство Наркомата путей сообщения (НКПС), которому подчинялся завод, противилось переходу предприятия на выпуск экскаваторов. Секретарь Ковровского райкома ВКП (б) Мертешев 21 апреля 1931 г. писал директору завода Черняку: «По имеющимся в райкоме сведениям вам поступило распоряжение от треста, в систему которого входит ваш завод, о переименовании завода из Ремонтного в Экскаваторный. Райком предлагает вам впредь до решения на этот счет Бюро райкома никаких переименований завода не производить». Дело о судьбе завода тянулось достаточно долго. «...Развертывание нового экскаваторостроения на Ковровском заводе стоит под угрозой срыва. С тех пор, как завод перешел на экскаваторостроение, он лишился настоящего хозяина и фактически предоставлен сам себе», — писала еще 4 марта 1932 г. центральная газета советских железнодорожников «Гудок».
В 1931 г. был выстроен новый сталелитейный цех.
Следующую машину, «Ковровец № 2», построенную по новым, исправленным чертежам, завод смог изготовить только в октябре того же 1931 г. За 1931 год ковровский завод выпускает 25 экскаваторов. В 1932 г. выстроен сборочный цех.
Ввод в строй новых цехов и коренная перестройка всего предприятия позволили перейти к массовому выпуску «Ковровцев». Всего к концу 1934 г. экскаваторный завод произвел 177 подобных землеройных машин. По имеющимся сведениям, первые ковровские экскаваторы эксплуатировались десятки лет. Некоторые из них использовались по назначению еще в конце 1980-х гг.
В декабре 1933 года завод был передан из НКПС в ведение Наркомата внутренних дел на два года, после чего в 1935 году был возвращен вновь в ведение НКПС.
С 1933 г. началась серийное производство экскаваторов. В 1934 г. закончилось строительство нового кузнечного цеха, электростанции, трансформаторной подстанции, компрессорной и автогаража. В 1934 году здесь был создан паровой полноповоротный полууниверсальный экскаватор на гусеничном ходу — ППГ-1,5, приводимый в действие так же, как и «ковровец», паровыми машинами. Он двигался по любой дорого собственным ходом, не требуя прокладки рельсового пути, и с применением 18-метровой стрелы Драгляйна мог производить глубокие выемки, независимо от места стоянки. Кран был грузоподъемностью 10 тонн. В 1935-1936 гг. таких экскаваторов было выпущено 360 таких машин.
Большинство ковровских экскаваторов направлялись на стройки, состоявшие в ведении Наркомата внутренних дел и печально знаменитого ГУЛАГа. Поэтому в 1934 г. для более ритмичной работы и прямой связи со стройками страны экскаваторный завод сроком на два года был передан в ведение НКВД. Помимо гражданского руководства предприятия на среднем и высшем уровне управления завода были назначены сотрудники НКВД. В этот же период на экскаваторном заводе работала группа специалистов, осужденных по процессу «Промпартии». Во время нахождения в составе НКВД завод работал как никогда ритмично и с перевыполнением плана. После истечения двухлетнего срока экскаваторный завод вновь перешел в состав НКПС. В 1936 году заводом освоен серийный выпуск первого в СССР универсального дизельного гусеничного экскаватора с ковшом емкостью 0,5 кубометра — ЛК-0,5. Его марка расшифровывалась как «Лазарь Каганович» — в честь тогдашнего наркома НКПС Л.М. Кагановича. Он имел рабочее оборудование: прямую лопату, обратную лопату, драглайн, грейфер, кран грузоподъемностью 7 тонн, струг (емкость ковша 0,5 кубометра), копер с весом бабы 800 килограммов. План производства этих машин вплоть до начала Великой Отечественной войны завод выполнить так и не смог из-за более сложной конструкции по сравнению с предыдущими экскаваторами. Экскаватор ЛК-0,5 выпускался вплоть до Великой Отечественной войны, когда завод стал работать на нужды фронта.
Ковровский машиностроительный завод НКПС
Все предвоенные годы завод выпускал экскаваторы «Ковровец» на железнодорожном ходу, ППГ-1,5м3, ЛК-0,5, 45 тонн монтажные краны.
В годы войны завод выпускал продукцию «Всё для фронта», «Всё для победы». Завод назывался Государственный Ковровский машиностроительный завод. См. Ковровский экскаваторный завод в годы Великой Отечественной войны
Экскаваторный завод
В феврале 1946 г. завод снова стал называться – «Ковровский экскаваторный завод». С образованием МСДМ - министерство строительных и дородных машин - экскаваторный завод входил в «Главэкскаватор».
Орденом Трудового Красного Знамени страна наградила технолога Н.М. Пивоварова, директора завода И.Т. Мышенкова, газосварщика М.П. Данилова, начальника цеха Е.Г. Иванова, фрезеровщицу В.И. Железкину; орденом Красной Звезды - начальника цеха В.И. Гудскова, технического директора Ф.А. Ветрова, медника В.П. Малышева, токаря В.С. Кочетова, зам. директора Д.М. Широкова; орденом «Знак Почёта» - главного энергетика В.А. Критского, начальников цехов А.Ф. Папина, В.М. Максимова, М.Щ. Горбунова, главного инженера Н.К. Гречина, мастера Г.Г. Веревкина, формовщика Воронова, кузнеца А.И. Шишанова» [«Коврову - 200 лет», 1978].
В конце 1945 года, впервые в отечественной практике экскаваторостроения, на заводе был сконструирован, а с 1946 года поставлен на промышленное производство экскаватор с гидравлическим управлением Д-107, имевший небольшой вес и высокие технико-экономические и эксплуатационные показатели.
«ДИЗЕЛЬНЫЙ ЭКСКАВАТОР Чугунолитейщики завода машиностроения НКПС сдали в механический цех последнюю деталь нового дизельного экскаватора. В соревновании бригад за скорейший выпуск экскаватора первенство удерживают бригады заготовщиков тов. Зиновьева и заливщиков тов. Уварова» («Призыв», 22 марта 1946).
Д-107 - универсальный гусеничный полноповоротный экскаватор с ковшом вместимостью 0.5 куб. м.
«ЭКСКАВАТОР «Д-107» Царская Россия экскаваторы покупала за границей, платила за каждый по 140—150 тысяч рублей золотом. При советской власти наш завод сначала ремонтировал их, а затем освоил производство. 21 апреля 1931 года был выпущен первый экскаватор «Ковровец». Наращивая темпы, к 1940 году завод дал стране 1111 экскаваторов разных наиболее совершенных марок. Машины были направлены на новые строительства. Особенно большую роль они сыграли на строительстве канала «Москва— Волга». В пятнадцатой годовщине экскаваторостроения коллектив завода решил выпустить новый опытный дизельный экскаватор марки «Д-107». Сейчас заканчивается изготовление последних деталей» («Призыв», 6 апреля 1946).
«Самоотверженно трудится молодежь экскаваторного завода. Все стремления юношей и девушек направлены к тому, чтобы досрочно завершить программу предмайских дней, выпустить к 21 апреля первый дизельный экскаватор «Д-107». Комитет ВЛКСМ подвел итоги социалистического соревнования за март. Победителем вышла комсомольско-молодежная бригада слесарей-инструментальщиков тов. Астахова, выполнившая только за один март программу трех месяцев. И ей по праву присуждено звание бригады трудовой доблести. Ее участники и сейчас не снижают взятых темпов. На сборке экскаваторов лучших успехов добилась бригада, руководимая комсомольцем тов. Солоухиным. Ежедневный показатель сборщиков — не ниже двух норм. Молодые обрубщики чугунолитейного цеха из бригады Миши Прислонова, кроме высокой производительности, работают без брака. За 12 дней апреля они уже обрубили отлитых деталей на 95 процентов больше, чем по плану. Не уступают им в работе и бригады котельщиков, возглавляемые комсомольцами тт. Журавлевым и Барановым. Всем этим бригадам присвоено звание «Имени четвертой пятилетки» («Призыв», 17 апреля 1946).
«И. МЫШЕНКОВ, директор завода Экскаваторы, которые ремонтировал завод, ввозились из-за границы, так как отечественного производства их еще не было и за каждую машину приходилось платить 140— 150 тысяч рублей золотом! Перед коллективом завода была поставлена задача: построить свою отечественную машину - землекоп. И 21 апреля 1931 года из ворот сборочного цеха вышел первый экскаватор на железнодорожном ходу под названием «Ковровец». Вслед за машинами этого типа была выпущена большая партия полноповоротных гусеничных (ППГ). Их сменили более производительные и легкие «ЛК» (названные так в честь наркома путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича). Эти отличались от предыдущих тем, что вместо парового двигателя имели дизельную установку. Так, совершенствуя конструкцию машин и их производство, завод к началу войны 1941 года выпустил 1111 экскаваторов различного типа. Вероломное нападение Германии на нашу Родину вынудило прекратить выпуск мирной продукции и перейти на обеспечение нужд фронта. За эти годы коллектив завода вложил много сил в дело разгрома врага, не раз завоевывая первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании. Больше двух тысяч лучших людей награждены орденами и медалями Советского Союза. Как только отгремела война, наш коллектив полностью перешел к выпуску продукции для восстановления и развития железнодорожного транспорта. Для реализации одной из главнейших задач четвертой сталинской пятилетки — механизировать труд на строительных работах и постройке дорог — правительством создало Министерство строительного и дорожного машиностроения. В его ведение вошел и наш завод. Перед нами встали богатые перспективы развития. С первых же дней мы начали создавать современный экскаватор. Конструкторы завода спроектировали очень практичную модель — «Д-107» с дизельным двигателем на гусеничном ходу и с емкостью ковша в 0.5 кубометра, которая намного производительнее всех предшествующих. И 21 апреля 1946 года выпуском первой машины этой марки коллектив ознаменовал 15-ю годовщину экскаваторостроения на заводе. После необходимых испытаний мы приступим к серийному производству этих экскаваторов и до конца года обязаны построить не менее 40 таких машин. План четвертой сталинской пятилетки предусматривает широкую реконструкцию завода. Выпуск продукции по сравнению с довоенным увеличится почти втрое. Во столько же возрастет н количество рабочих. В 1950 году мы должны дать стране 500 кубовых экскаваторов. Для этого будут построены термический, деревообделочный и другие цехи. Механический цех, ремонтномеханический и котельный расширятся вдвое, инструментальный — втрое. Соответственно этому увеличится и энергетическая мощность. Кроме того, будет проделано много других работ, связанных с увеличением производительности завода. Вдохновленные историческими предначертаниями великого Сталина, экскаваторщики делом борются за дальнейшее процветание нашей Родины. От слесаря до старшего бластера Г. ФАДЕЕВ, старший мастер сборочного цеха Вместе с ростом завода повышалась и моя квалификация. 15 лет назад, когда собирали первый экскаватор, я был рядовым слесарем. Но с каждым годом усложнялась техника, улучшалось качество выпускаемых машин. Прежних знаний было уже мало. Взялся за учебу. Основательно освоил холодную обработку металлов. Претворить в жизнь ее основы на практике мне много помог бывший начальник цеха Аким Федорович Галкин. Дела пошли куда лучше. Все реже стали появляться неясности в производственных процессах. Вскоре меня назначили бригадиром слесарей, затем мастером. Теперь я уже старший мастер сборки. Сейчас мы приступили к восстановлению и развитию народного хозяйства. В нашем цехе только что закончилась сборка первенца четвертой сталинской пятилетки — экскаватора «Д-107». Над созданием его упорно трудился весь коллектив завода. В нем воплощено все лучшее, что имеется в арсенале машиностроения. Большинство деталей проходит термическую обработку, что резко повышает их прочность. Ранее применявшиеся бронзовые подшипники заменены шариковыми. И если прежние машины обслуживало по три человека, то новой спокойно управляет одни машинист. Мы, сборщики, прилагаем все усилия к тому, чтобы строго соблюдать технические условия. В моей смене особенно производительно и качественно работают слесари Захаров, Матвеев и недавний выпускник железнодорожного училища Орлов. Им обычно доверяется сборка самых ответственных узлов. Наш завод после войны положил начало экскаваторостроению в стране. И я уверен, что мы справимся с заданием правительства — выпустим до конца года 40 дизельных экскаваторов «Д-107».
Будем выпускать первоклассные машины
С. РЕБРОВ, главный конструктор завода
Кто из нас не полнит строительства канала Москва — Волга. Сколько миллионов кубометров земли было выброшено, прежде чем вода через шлюзы пошла по заданному руслу. А ведь все эти земляные работы с честью выполнили ковровские экскаваторы. И сегодня, в день 15-летия со дня выпуска нашим заводом первой такой машины, невольно представляешь, как она рождалась. Цехи не были приспособлены к такой трудоемкой работе. Не имели своего стального литья. Многие детали приходилось отковывать в кузнице. Победило упорство в труде, победила инициатива рабочих и специалистов. С тех пор с заводской испытательной площадки сошло свыше тысячи машин-землекопов. Их было бы гораздо больше, но нашествие проклятых немецких орд заставило нас быстро перестроиться на снабжение фронта. В Отечественной войне экскаваторщики принесли на алтарь победы долю своего плодотворного труда. Еще шли жаркие схватка с врагом, жадно цеплявшимся за каждый клочок советской земли, а у наших конструкторов рождались новые мысли, идеи. Они знали, что близка победа над гитлеризмом, и поэтому решили создать новый экскаватор, который бы нашел самое широкое применение в восстановительных работах и новых стройках послевоенного периода. Вскоре в конструкторском бюро, а в эти дни уже в цехах, была создана новая универсальная машина «Д-107» с дизельным приводом мощностью в 80 лошадиных сил. На экскаваторе в качестве механической лопаты для резания тяжелых грунтов установлен черпак емкостью 0,5 кубических метра. Машину можно также использовать с другими десятью видами сменного рабочего оборудования в качестве стрелы Драгляйна, подъемного крана, грейфера и т. д. Старшие конструкторы завода тт. Никитин, Папанов, Александров и Леонтьев, разработавшие проект экскаватора «Д-107», учли опыт современного машиностроения. В конструкциях стрелы, рукоятей, поворотной рамы и других деталей широко применена сварка. Основные опоры передач установлены на подшипниках качания. Все передачи закрыты в масляные ванны, предохраняющие механизмы от засорения и облегчающие уход за ними. Широко внедрена термическая обработка, обеспечивающая надежность и долговечность деталей. Для облегчения работы машиниста применено гидравлическое управление. «Д-107» на семь тонн легче своего предшественника — «ЛК», но в то же время производительнее на 25 процентов. Он имеет две скорости поворота и хода, что дает ему возможность работать на больших скоростях при экскавационных операциях и на умеренных — при крановых. Он сможет передвигаться на своем гусеничном ходу со скоростью 3,2 километра в час, в то же время легко преодолевать уклоны до 23 градусов. Сейчас начинается первое эксплуатационное испытание экскаватора. Конструкторам предстоит еще кропотливая и настойчивая работа по корректировке чертежей для серийного производства машин» («Призыв», 23 апреля 1946).
«Главный конструктор Ковровского экскаваторного завода Алексей Сергеевич Ребров до войны сконструировал экскаваторы «ППГ», «ЛК» и пятитонный газогенераторный кран. И теперь под руководством Алексея Сергеевича разработан и выпущен новый более совершенный экскаватор «Д-107». Эта машина - детище первой послевоенной пятилетки пойдет на стройки и заменит на земляных работах сотни человек. — Мы поставили перед собой задачу сделать экскаватор легким и высокопроизводительным и добились своего, — говорит тов. Ребров, — «Д-107» на семь тонн легче своего предшественника «ЛК», но производительнее на 25 процентов» («Призыв», 11 мая 1946).
Но и на этом не остановился коллектив. Одна за другой создавались новые модели все более совершенных землеройных машин. С 1948 года стал выпускаться экскаватор марки Э-505. Он имел сменное оборудование: прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер с ковшами емкостью 0,5 кубометра, кран грузоподъемностью 10 тонн, кодер с весом бабы 1250 килограммов, и находился на уровне лучших мировых образцов. За его создание и промышленное освоение группа инженеров — Н.К. Гречин, Б.К. Рогов, А.С. Ребров и А.П. Никитин — удостоена в 1949 году Государственной премии.
Начальник инструментального цеха Ковровского экскаваторного завода Максимов В.М. 1948 г.
Главный инженер Ковровского экскаваторного завода Рогов Борис Константинович. 1949-1950 гг.
В 1949 году завод первым из отечественных экскаваторных заводов начал экспортировать свои машины. Первые экскаваторы были отправлены в Польшу, Чехословакию, Венгрию, Монголию и в Афганистан. Экспортировалось от 20 до 50 машин в год. В дальнейшем экспорт экскаваторов увеличился и к началу 70-х годов достиг 350—400 машин в год. Ковровские экскаваторы участвовали в таких всемирно известных стройках, как строительство металлургического комбината в Бхилаи, гидроэнергетического комплекса в Асуане и многих других. В 1950-1953 гг. - директор Ковровского экскаваторного завода Гречин Николай Константинович. В 1954—1959 гг. - директор завода Гришин Пётр Иванович.
С образованием совнархозов в 1957 г. завод входил во Владимирский, а впоследствии в Верхне-Волжский экономический район. Выпускал экскаваторы и запчасти к ним. С 1956 г. началось производство экскаваторов Э-651 с увеличенной до 0.65 м3 вместимостью ковша. После модернизации эта машина выпускалась под марками Э-652 с увеличенной на 30 процентов ёмкостью ковша и пневматическим управлением, Э-6516 – с дизель-электрическим приводом. Наряду с производством серийных машин на предприятии изготавливали экскаваторы специального назначения – для мелиоративных работ (Э-653 – на уширенно-удлиненном гусеничном ходу с профильным ковшом для мелиоративных работ ) в условиях городского и сельского строительства, требующих частых перебросок с одного объекта на другой, для механизации подземных работ при строительстве гидросооружений и тоннелей.
С образованием МСДиКМ - Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения - завод вошёл в него и выпускает экскаваторы Э-652А и запчасти к экскаваторам.
Экскаваторы Э-651 производства Ковровского экскаваторного завода на погрузочно-разгрузочной площадке. 1961 г. Фото: Менькова Нина Васильевна
Сборка ковровских экскаваторов. Из подборки фотографий второй областной фотовыставки «Семилетка в действии». 1961 г. Фото: Акимов Николай Михайлович
В 1961 г. партия электрических экскаваторов Э-654 была отправлена в Египет на строительство Асуанской ГЭС.
Н.И. Юрыгин
«В феврале 1963 г. на Ковровский экскаваторный завод был назначен новый директор — Н.И. Юрыгин ... К тому времени КЭЗ находился в трудном, провальном положении. Несколько лет подряд коллектив не справлялся с планом. Прибыв на завод, новый директор вник первым делом в экономические показатели. Встречался с работниками, анализировал ситуацию и уже в марте на заводском партсобрании изложил свои соображения по выводу завода из провала.
А 24 апреля 1963 г. на Всероссийском совещании работников промышленности сам Н.С. Хрущёв, генеральный секретарь ЦК КПСС, с высокой трибуны произнес во всеуслышание: «Есть в Коврове завод, выпускающий экскаваторы. Так вот он умудрился в 3-4 раза снизить надёжность и долговечность самых ответственных узлов и деталей». Буквально на следующий день нагрянули на КЭЗ десятка два проверяющих...
Начал Юрыгин с разработки и внедрения годовых планов экономического развития предприятия, считая первоочередным снижение себестоимости продукции, рост производительности труда и т.п. Вскоре коллектив стал укладываться в установленные планом показатели. Не на последнем месте была задача проектирования новой продукции - разработан и внедрён более производительный и совершенный экскаватор Э-652А.
Для дальнейшего развития необходимо было ликвидировать отсталость служб подготовки производства. Вскоре инструментальный цех был переведён в новый корпус. Развивающееся производство требовало расширения производственных площадей. Но где? Завод зажат между домами и дорогами. Николай Иванович решил и эту задачу со свойственным ему размахом. Он добился от горисполкома выделения 42 гектаров пойменных пустошей. Строительство началось. Параллельно занялись службами снабжения, завалившими своими материалами все проходы-проезды. За пару лет построит удобные склады. В стальцехе заменили допотопный «мартен» на плавильные электропечи, построили обрубное отделение, оснастили дробомётными камерами. Были построены новый сборочный цех, 2-й механический, термогальванический и заготовительный, цех катков, автогараж и многие другие производственные помещения. Так Н.И. Юрыгин создавал базовый задел развития предприятия на долгие годы вперёд. Под его руководством завод вышел в передовые по отрасли...» [«КВ», 29.03.2016].
«Добиваясь преображения завода, Юрыгин заботился и о тех, кто претворял его планы в жизнь, чьим трудом задумки становились реальностью. Он относился к людям, их чаяниям с вниманием и заботой, присущим руководителям с большой буквы. Квартирный вопрос портил многим труженикам жизнь. Но уже в 1965 г. десятки семей экскаваторостроителей справили новоселье в первом, построенном при новом директоре, многоквартирном доме. Потом многоэтажки, по словам заводчан, росли словно грибы. Открыли общежитие на 300 мест. Многое заботами Николая Ивановича в социальной сфере города строилось и открывалось КЭЗом впервые: санаторий-профилакторий, база отдыха, поликлиника и лечебный корпус нынешней ж/д больницы и многие другие объекты соцкультбыта. Недаром один из бывших окраинных районов города называется «Экскаваторный посёлок», хотя он давно уже не окраинный и находится в центре Коврова...» [«КВ», 29.03.2016].
20 июля 1966 г. за большие успехи в оснащении строительства и промышленности экскаваторами коллектив Ковровского экскаваторного завода был удостоен высшей советской награды - ордена Ленина.
Небольшими партиями завод с 1966 года выпускал роторный экскаватор ЭР-0251. Он применялся при вскрышных и добычных работах в карьерах строительных материалов, рытье крупных котлованов в промышленном и транспортном строительстве, выполнении погрузочно-разгрузочных работ на крупных складах, а также в гидротехническом строительстве при возведении дамб и плотин и прокладке каналов.
В апреле 1967 года по этому вопросу было принято специальное решение, создан совет содействия организации музея. См. Приложение 1.
С 1966 по 1970 гг. на протяжении 17 кварталов из 20 экскаваторный завод занимал классные места во Всесоюзном соревновании. В честь 50-летия Великого Октября КЭЗу вручили Знамя ЦК, Верховного Совета, Совмина и ВЦСПС на вечное хранение. Таких было всего тысяча на весь Союз...
В 1967 году был выпущен опытный образец экскаватора Э-652Б, со следующего года начался серийный выпуск новых машин. Этот экскаватор по своим техническим и эксплуатационным качествам отвечал требованиям лучших мировых образцов. В январе 1969 г. экскаватору Э-652Б присвоили Знак Качества. Ни министерство, ни вся Владимирская область подобной продукцией похвастать тогда не могли. Почётным пятиугольником отмечались и последующие модели выпускаемых машин.
Митинг по поводу присвоения экскаватору Э-652 Г государственного знака качества. 30 января 1969 г.
Э-652Б — универсальный, полноповоротный экскаватор. Он роет каналы, траншеи и котлованы, разрабатывает карьеры, использовался для погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ. Машина имела различные виды сменного оборудования. «Это было в канун празднования 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Ковровские пионеры, члены детских клубов им. Володи Дубинина, Лени Голикова и Павлика Морозова, решили собрать столько металлического лома, чтобы его хватило на изготовление экскаватора «Э-652Б». И вот работа закипела. Мальчики и девочки, руководимые А.Ф. Скачковой, М.А. Нейман и Н.К. Михайловой, быстро справились со своими обязательствами. Они собрали двадцать две тонны металлолома. Отличились пионеры из клуба им. Володи Дубинина. Их вклад был самым весомым — шестнадцать тонн. Комсомольцы экскаваторного завода построили экскаватор. На стреле написали: «Пионерский». К кабине прикрепили специальную бирочку. На ней написано: «Пионерский экскаватор Э-652Б № 773 имени большевика - революционера А.Я. Малеева изготовлен из металлолома, собранного пионерами детских клубов Ковровского экскаваторного завода в честь 100-летия В.И. Ленина». Землеройная машина была отправлена в город Набережные Челны Татарской АССР, где сооружается - автомобильный завод. Труженики «Камгэсэнергостроя», ведущие строительство, торжественно приняли подарок. На партийном собрании управления «Строймеханизация» коммунисты утвердили экипаж пионерского экскаватора. В него вошли лучшие механизаторы — В.А Зайченко, В.Н. Синчуков, Н.А. Царев и Е.В. Дмитриев. Каждый из этой дружной четверки в совершенстве владеет своей профессией. Старшим экипажа назначен коммунист В.А. Зайченко. Члены экипажа экскаватора «Пионерский» очень довольны машиной. Она безотказна в работе. А механизаторы единодушно взяли обязательства: бороться за звание экипажа коммунистического труда, до конца года вынуть 90 тысяч кубометров грунта, т. е. на 15 тысяч больше положенного, добиться снижения себестоимости земляных работ на 1.5 процента за счет экономии запчастей и повышения производительности труда. — Мы постараемся выполнить каждый пункт этих обязательств — говорит старший машинист «Пионерского» В.А. Зайченко. Сейчас экскаваторщики из экипажа, руководимого Зайченко, намного перевыполняют сменные нормы выработки. А. САВЕЛЬЕВ, корр. «Призыва» («Призыв», 12 июня 1970).
С 1972 года машина начала экспортироваться в десятки зарубежных стран.
Экскаваторы производства Ковровского экскаваторного завода перед отправкой. 1970 г. Фото: Архипов Владимир Яковлевич
Экскаватор марки ЭО-4121 был создан конструкторами завода совместно с работниками Всесоюзного научно-исследовательского института Стройдормаша. К 100-летию со дня рождения Ленина (1970) были успешно завершены приёмочные испытания опытных образцов принципиально нового экскаватора ЭО-4121 с гидравлическим объёмным приводом. Испытания проводили в сжатые сроки в пойме Клязьмы, в карьере Гостюхинского кирпичного завода, на строительных объектах города в Мелеховском карьере. ЭО-4121 предназначен для производства земляных работ, разработки карьеров, рытья котлованов, траншей, каналов и других подобных работ, а также для погрузки грунта и других сыпучих материалов. Перед заводом открылась новая перспектива. Здесь вновь ярко проявился дар предвидения Николая Ивановича как руководителя. Именно он в 1972 г. буквально отстоял новую машину, когда министерство задумало передать её производство на донецкий экскаваторный завод. В 1974 г. он был поставлен на конвейер. В 1975 году ЭО-4121 начали поставляться на экспорт.
Сборка гидравлических экскаваторов ЭО-4121 на Ковровском экскаваторном заводе. 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович
Экскаваторы с гидравлическим приводом ЭО-4121 производства Ковровского экскаваторного завода. 1974 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович
Непрерывно рос выпуск землеройных машин. Если за десять предвоенных лет заводом изготовлено 1253 экскаватора, то за один 1970 год — 2488 — почти вдвое больше. А в годы восьмой пятилетки выпущено 11825 экскаваторов. В октябре 1971 года из ворот завода вышел 40-тысячный экскаватор. Завод стал крупнейшим в мире производителем одноковшовых землеройных машин на гусеничном ходу. С конвейеров предприятия ежесуточно сходили 9—10 экскаваторов. Каждый десятый из выпускаемых предприятиями Советского Союза экскаваторов выходил из ворот ковровского завода.
Ковровский экскаваторный. Из подборки фотографий с VIII областной выставки фотографий «Край наш Владимирский». 1973 г. Фото: Егоров В. А.
Митинг на Ковровском экскаваторном заводе по случаю выпуска 50-тысячного экскаватора. 21 апреля 1976 г. Фотограф: Ларин В.
В 1978 году предприятие полностью перешло к выпуску модернизированного экскаватора ЭО-4121А. В том же году была изготовлена первая промышленная партия экскаваторов ЭО-4124 на гусеничном ходу тракторного типа, которые были особенно необходимы на строительстве газопроводов, предприятий нефтяной и газовой промышленности в районах Сибири и Дальнего Востока.
За создание, организацию крупносерийного производства гидравлических экскаваторов в 1980 г. директору завода Н.И. Юрыгину была присуждена премия Совета Министров СССР.
С 1981 по 1991 годы были выпущены экскаваторы на гусеничном ходу тракторного типа, гидромолот для работы в условиях низких температур.
Экономический кризис конца 1980-х годов сказался и на финансово-экономическом состоянии завода. Объём производства значительно сократился.
Приказом директора завода от 28 марта 1988 г. № 167 Ковровский ордена Ленина экскаваторный завод был преобразован в Производственное объединение «Экслесмаш».
Приказом Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР от 2 августа 1989 г. № 359 Производственное объединение «Экслесмаш» преобразовано в Ковровский экскаваторный завод.
С 11 октября 1989 года вновь произошла реорганизация, приказом директора завода от 11 января 1990 г. № 40 к осуществлению своей деятельности приступила Организация Арендаторов «Ковровский экскаваторный завод». Организация занималась производством экскаваторов, машин и механизмов для индустриального и жилищного строительства, лесной промышленности, использования в коммунальных и сельскохозяйственных предприятиях, домохозяйствах. Кроме основного направления работы, организация осуществляла внешнеэкономическую деятельность, занималась сдачей имущества в аренду и другой не запрещенной законодательством деятельностью.
В 1991 году завод провел очередную модернизацию гусеничных экскаваторов 4-й размерной группы, запустив в производство модели ЭО-4224 и ЭО-4225, пришедшие на смену ЭО-4124А и ЭО-4125А. В отличие от предшественников обе машины имели уширенно-удлиненный гусеничный ход, обеспечивавший лучшую устойчивость и пониженное давление на грунт. Также в ходе модернизации был усовершенствован ряд других узлов и агрегатов.
Во исполнение Указа Президента РФ от 1 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» 2 июля 1992 года Организация Арендаторов «Ковровский. экскаваторный завод» была преобразована в акционерное общество «Ковровский экскаваторный завод».
В 1994 году КЭЗ запускает в производство модернизированную модель ЭО-4225А, полностью заменившую на конвейере предшественника в 1995-м. Принципиальное отличие новинки - двигатель ЯМЗ-238ГМ2 мощностью 170 л.с., что позволило заметно повысить производительность.
В 1996 году АО "КЭЗ" преобразовано в закрытое акционерное общество "КЭЗ", которое было ликвидировано решением суда в 2004 году.
В конце 1990-х годов завод стал заниматься выпуском лесозаготовительной техники.
В 1999 году решением общего собрания акционеров ЗАО "КЭЗ" из его состава выделено новое общество - открытое акционерное общество "Экскаваторный завод "Ковровец" (ОАО "ЭЗК"), которое существовало до 2009 года и было признано банкротом решением Арбитражного суда Владимирской области от 10.02.2009.
Вскоре после своего создания в 1999 году ОАО "ЭЗК" выступает учредителем ООО "ЭЗК".
В 1998 году велась работа по проектированию и изготовлению первых опытных образцов нового семейства экскаваторов. Результатом конструкторских работ стало семейство экскаваторов - гусеничного ЭО-4228 массой 25 т и унифицированного с ним колесного ЭО-4328 массой 23,84 т.
С 1999 года завод выпускает базовую модель ЭО-4225А-07, оснащенную землеройным оборудованием, и ЭО-4225А-06 - погрузочную модификацию с лепестковым грейфером и подъемной кабиной.
В 1990-е годы на Ковровском заводе велись работы по созданию новых экскаваторов 4-й размерной группы - колесного ЭО-4326 и гусеничного ЭО-4126, однако в серию эти машины не пошли.
В 2001 г. стал победителем Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций машиностроения России XXI века.
21 сентября 2001 г. Ковровский экскаваторный завод отметил 140-летие (1861 г.) со дня основания и 70-летие (1931 г.) со дня выпуска первого советского экскаватора.
В 2003 году на Ковровском заводе произошла смена собственника. ООО "ЭЗК" признано банкротом решением Арбитражного суда Владимирской области от 06.05.2004. В феврале 2004 года общим собранием учредителей принято решение о создании ЗАО "Машиностроительный завод "Ковровец", которое не являлось правопреемником каких-либо юридических лиц и просуществовало до своей ликвидации в 2006 году.
В январе 2004-го был запущен заводской конвейер. До конца года намечалось выпустить 179 экскаваторов. Но результат оказался несколько хуже - 145 машин. Смена владельца, обещавшего вернуть былую славу Ковровскому экскаваторному заводу, не принесла ожидаемого успеха. В 2005 году предприятие изготовило 113 экскаваторов.
В мае 2006 года ОАО "Тверской экскаватор", входящий в "Группу ГАЗ" (прежнее название - "РусПромАвто"), и ОАО "Экскаваторный завод "Ковровец" объявили о создании совместного предприятия - ООО "Экскаваторный завод "Ковровец". Решением единственного участника от 16.03.2006 г. было учреждено общество с ограниченной ответственностью «Экскаваторный завод «Ковровец» (ООО «ЭЗК»). "Группе ГАЗ" в этом СП принадлежала доля 50,1% ООО "Экскаваторный завод "Ковровец".
В планах совместного предприятия значилось сосредоточение в Коврове производства всей линейки гусеничных экскаваторов, выпускаемых на тот момент на Тверском и Ковровском заводах. В кратчайшей перспективе ООО "ЭЗ "Ковровец"должно было расширить гамму выпускаемых гусеничных экскаваторов новыми моделями массой 30 и 40 т и провести модернизацию производства. В то же время в компетенции "Тверского экскаватора" оставался выпуск только колесной техники.
В 2006 году "Группа ГАЗ" представила новую модель экскаватора ЕТ-25-80, созданную совместно силами двух заводов. Как отмечало руководство управляющей компании, на первом этапе ООО "ЭЗ "Ковровец" будет поставлять на ОАО "ТВЭКС" ходовую часть машины, продолжая собственное производство экскаватора ЭО-4225А-07 и его модификацию - индустриального перегружателя ЭО-4225А-06.
Первые годы работы в составе «Группы ГАЗ» показали положительную динамику: в 2006 году было выпущено 200 экскаваторов - почти вдвое больше, чем годом ранее; в 2007-м - 405, в 2008-м - 400.
Дальнейшая совместная работа привела к запуску в серию в 2007 году 26-тонного экскаватора ЕТ-26, получившего название КиТ (Ковров и Тверь). В этой машине воплотились технические решения ковровских экскаваторов ЭО-4225А-07 и ЭО-4228 и тверского ЕТ-25.
На базе ЕТ-26 выпускался перегружатель ЕТ-26i. Несмотря на освоение новой модели продолжалось производство ЭО-4225А-07. С 2007 года на него устанавливалась кабина, опорно-поворотное устройство и гидроцилиндры тверского производства.
Выход на запланированную мощность 1000 экскаваторов в год к 2010 году так и не произошел. В 2009 г. производство было остановлено. Все годное технологическое оборудование было перевезено на ТВЭКС.
Арбитражный суд Владимирской области от 22.08.2013 решил признать ООО «ЭЗК» несостоятельным (банкротом); определил конкурсным управляющим утвердить Гусева Бориса Евгеньевича.
Ковровский экскаваторный завод прекратил свою деятельность.
Сейчас на месте одного из цехов Ковровского экскаваторного завода создан торгово-развлекательный центр, в административном здании размещен бизнес-центр, в сборочном цеху ведется производство оцинкованной стали, ряд других заводских помещений занимают разные мелкие фирмы.
Адрес: г. Ковров, ул. Лопатина, д. 5
Товарищество с ограниченной ответственностью фирма "Елена". Решением исполнительного комитета Ковровского горсовета от 24.09.91 № 434/9 кооператив "Елена" был перерегистрирован в ТОО "Елена", учредителями выступили ОА "Ковровский экскаваторный завод" и 95 физических лиц. В составе ТОО был деревообрабатывающий цех, магазин, участки пластмассы, строительный, мебельный, лесопилка.
Узловая санитарно-эпидемиологическая станция Горьковской железной дороги на станции Ковров Врачебно-санитарной службы Горьковской железной дороги Министерства путей сообщени
Железнодорожная санитарно-эпидемиологическая станция как самостоятельная организация была организована в 1935 году, располагалась на территории железнодорожной больницы в г. Коврове. Находилась в подчинении врачебно-санитарной службы (или отдела санитарной службы и лечебно-профилактических учреждений) Горьковской железной дороги. В ее функции входила борьба с эпидемическими заболеваниями, наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием условий работы на Ковровском экскаваторном заводе и железной дороге, наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием условий быта, жилищ и контроль за санитарным состоянием территории, водоснабжения на ст. Ковров и по линии ст. Новки-Муром, Храповицкая, Вязники, контроль за пищевыми точками - столовыми и магазинами.
Ликвидирована в 1957-1958 годах.
Источники: Дорогами борьбы и труда. Ковровский ордена Ленина экскаваторный завод. – 1986. – 32 с. Никулин, В. В. Город воинской славы Ковров : Сквозь века – 2013. – 463 с. Ковров : история, традиции, слава : фотоальбом / под общ. ред. О. А. Моняковой ; руковод. проекта А. В. Зотов ; редкол.: Ю. А. Миронова [и др.]. – Ковров : КОМАС ; Владимир : Транзит-ИКС, 2018. Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 2006 год / Владим. обл. универсальная научная библиотека им. А.М. Горького, Отдел краеведческой библиографии ; [сост.: Т.Г. Пелевина и др.]. – Владимир : ВОУНБ, 2005. С. 37-40. Орлова С. Юбилей потерянного завода //Владимирские ведомости. – 2011.– 27 апр. (№ 98). – С. 4.
Парк ЭКСКАВАТОРОСТРОИТЕЛЕЙ.
Город Ковров. Московско-Нижегородская железная дорога Волнения рабочих на постройке Московско-Нижегородской железной дороги 1859-1860 гг. Промышленность гор. Коврова в 1927 г. Подольная Зоя Михайловна - инженер-новатор Ковровского экскаваторного завода, народный депутат.
«ПЕРВЫЙ ЗАВОДСКОЙ МУЗЕЙ (Газета «Знамя труда», 27 февраля 1968 года) Ковровский экскаваторный завод (бывшие железнодорожные мастерские) – старейшее предприятие города. Второе столетие отсчитывает его история. Не удивительно поэтому, что кадровые рабочие завода, ветераны труда, партийная, профсоюзная организации, комсомольский актив давно вынашивали мысль о создании своего музея. В апреле прошлого года по этому вопросу было принято специальное решение, создан совет содействия организации музея. Начался большой, кропотливый и нелёгкий труд по сбору экспонатов музея, по розыску людей. Начались поиски необходимых материалов в архивах и музеях страны. Были долгие месяцы, посвящённые обработке, изучению и систематизации документов, фотографий, памятников материальной и духовной культуры. Много творческой выдумки проявили заводские художники-оформители, дружно трудившиеся вместе с авторами экспозиции А.Н. Павловым и Э.М. Григорьевой. И вот настал торжественный момент. Открывая наш музей, – сказал, обращаясь к многочисленным гостям, собравшимся в Доме культуры имени Ленина, директор экскаваторного завода Н.И. Юрыгин, – мы ставили целью показать на примере своего предприятия историю борьбы за становление Советской власти, отразить большой путь развития страны, её промышленности. Но главная задача – это воспитание коллектива на лучших традициях нашего славного завода. Музей, – говорит А.Н. Павлов, – это волнующая повесть о незабываемом революционном прошлом рабочих бывших железнодорожных мастерских, о героических делах экскаваторостроителей. После тёплых слов приветствий и поздравлений в адрес всех, кто создавал народный музей революционной, трудовой и боевой славы экскаваторного завода, перерезается красная лента у входа в экспозиционное помещение. Первые экскурсанты устремляются к стендам. И сразу взгляд каждого невольно обращается на большую электрифицированную карту, показывающую пути стальных полпредов экскаваторного завода в более полусотни стран мира. А дальше сотни экспонатов, среди которых есть редкие, уникальные вещи, живо и интересно повествуют о большой и славной истории орденоносного предприятия. Экспонаты первых стендов переносят посетителей в далёкое прошлое, знакомят с экономическим положением страны середины XIX века, рассказывают о рождении железнодорожных мастерских. Мы видим фотографии первых образцов продукции мастерских, документы, рассказывающие об условиях труда, с интересом знакомимся с подлинными инструментами рабочих тех лет. Большой познавательный интерес представляют также материалы, рассказывающие о зарождении партии большевиков, о первых революционных выступлениях в Коврове, в авангарде которых всегда были пролетарии железнодорожных мастерских. Волнуют поведанные языком документов, фотографий, вещественных экспонатов, эпизоды революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской социалистической революций. Мы видим портреты замечательных революционеров-ленинцев братьев Малеевых, братьев Ляхиных, Долбилкиных, И.С. Агапова, Н.Н. Широкова, редкие экземпляры книг из нелегальной партийной библиотеки Ковровской организации РСДРП, образцы самодельного оружия. «За власть Советов» – так называется один из стендов музея. Его материалы повествуют о боевом пути I Владимирского полка, в котором было много рабочих мастерских, по фронтам гражданской войны, о ковровских чекистах во главе с Т. Павловским, о деятельности продотрядов и героической гибели комиссара одного из них - Блинова, о первых комсомольцах-железнодорожниках.
Особенно интересные экспонаты связаны с историей выпуска первых отечественных экскаваторов, с реконструкцией железнодорожных мастерских и превращением их в экскаваторный завод. Останавливают внимание посетителей подлинные технические паспорта экскаваторов «Ковровец» и «ППГ-1», красочная карта-схема строительства канала имени Москвы с обозначением районов работы ковровских машин, на которых были установлены всесоюзные рекорды, фотографии экскаваторов на строительстве стадиона «Динамо» в Москве и Новотульского металлургического комбината, комплекс подлинных вещей, принадлежавших первому начальнику плавильного пролёта Осипову и другие волнующие материалы. Они повествуют об ударниках и лучших стахановцах завода периода первых пятилеток – М.С. Самарцеве, А.Ф. Галкине, Ф.Ф. Тараканове, В.В. Максимове и многих других. Огромной эмоциональной силы материалы связаны с участием экскаваторостроителей в Великой Отечественной войне и героическим их трудом в тылу, где ковалась победа. Трудно перечислить всё, что есть интересного в заводском музее, где последовательно и подробно отражены и период восстановления народного хозяйства, и участие экскаваторостроителей в борьбе за досрочное выполнение семилетки, и деятельность большого отряда заводских изобретателей и рационализаторов, и материалы сегодняшнего дня завода. Внимание посетителей музея привлекают яркие, запоминающиеся экспонаты, показывающие интернациональные связи завода. Итак, прошли первые экскурсии, сделаны первые записи в книге посетителей. Все они единодушны: «Замечательный музей!». Его многочисленные создатели продолжают работу, будут пополнять и расширять экспозицию. Очевидно, в будущем музей переместиться из Дома культуры имени Ленина в специальное помещение. И хочется надеяться, что первый в городе и второй в области заводской музей не будет у нас единственным, что такие предприятия, как фабрика имени Абельмана и завод имени Дегтярёва, имеющие большую и интересную историю, тоже создадут свои музеи». Экспонаты музея в 2009 году были переданы на хранение в Ковровский историко-мемориальный музей, часть из них можно было увидеть в музее на выставке «Два фронта Ковровского экскаваторного завода» в 2020 году.