Яцунский Игорь Марианович [27.09(10.10).1916, г. Ковров Владимир. губ. - 04.10.1983, г. Москва] - учёный в области ракетно-космической техники, подполковник (1957), кандидат технических наук (1959), один из создателей первого искусственного спутника Земли, один из основателей космической геодезии, лауреат Ленинской премии (1957).
Яцунский Игорь Марианович родился 27 сентября (10 октября) 1916 года в гор. Коврове Владимирской губернии, в семье потомственного дворянина Мариана Корнельевича Яцунского и его жены Марии Козьминичны, урождённой Ермолаевой. Они познакомились и поженились в период учёбы в Москве. После революции говорить о своих дворянских корнях было опасно, поэтому в анкетах в графе «происхождение» Игорь Марианович всегда писал «из служащих».
В 1916 г. родители Игоря приехали в Ковров, где жили родители М.К. Ермолаевой.
Отец Игоря — Мариан Яцунский — входил в кадетское ядро земской управы. В 1919 (или 1917) г., спасаясь от голода, семья Яцунских уехала из Коврова на Полтавщину, в город Лубны, к деду Игоря по отцовской линии К.С. Яцунскому. Считается, что Яцунские спасались от голода, но скорее всего они были вынуждены бежать из Коврова, боясь ареста.
После смерти К.С. Яцунского в 1926 г. семья переехала в Москву к брату отца В.К. Яцунскому - известному учёному в области исторической географии и экономической истории России. Яцунские переехали в подмосковную Малаховку. Игорь занимался в элитной школе Лепешинского. А вот в геолого-разведочный институт, куда он подал документы, его не взяли. Помешало происхождение: преимущество имели дети рабочих и крестьян. Яцунскому же посоветовали поступать в институт геодезии и картографии.
В 1940 г. Игорь Яцунский окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, поступил в аспирантуру, но в связи с началом войны в июле 1941 г. был призван в армию. Служил на Тихоокеанском флоте в качестве топографа-геодезиста. В начале войны молодому Игорю Яцунскому доверили проектировать аэродромы в приграничных районах СССР. На эти аэродромы потом приземлялись самолеты с американской помощью. Строили эти аэродромы женщины-уголовницы из штрафбата. А самолетам иногда приходилось летать при температуре минус 52 градуса...
Участник Советско-японской войны с августа по сентябрь 1945 г. В послевоенное время продолжал службу в качестве инженера-гидролога, затем начальника изыскательной партии Управления ВВС Военно-морского флота.
После того, как закончилась война и американцы сбросили бомбы на Хиросиму и Нагасаки, особенно остро встал вопрос о том, что в СССР надо создавать такое же оружие сдерживания. У американцев в середине пятидесятых годов было множество ядерных боеголовок и бомбардировщиков, которые могли с океана, с островов достичь территории нашей страны. В СССР на тот момент только появились первые боеголовки, а средств доставки не хватало. Встал вопрос о безопасности страны, о том, что надо создавать ракеты, которые смогут защитить нашу Родину. Королеву и Тихонравову было поручено разработать ракеты, которые могли бы преодолевать расстояние до 8 тысяч километров. Они решили реализовать идеи Циолковского. Им в группу нужен был способный математик. Им была предложена кандидатура Игоря Яцунского.
В 1947 г. Яцунский из действующей армии был направлен в НИИ № 4 Академии артиллерийских наук Министерства Вооружённых Сил СССР. Тихонравов задал ему вопрос: «Слышали ли вы что-нибудь о спутнике?» Яцунский был высокообразованным человеком, он изучал ранние работы Циолковского, потому без колебаний ответил: «Слышал». Так Тихонравов поручил секретную работу человеку, которого он абсолютно не знал.
Письмо об отзыве Яцунского из армии подписывал еще один владимирец — Анатолий Аркадьевич Благонравов. Он знал старших Яцунских: отца и дядю Игоря.
Слева направо: АНАТОЛИЙ БЛАГОНРАВОВ, ИГОРЬ ЯЦУНСКИЙ, МИХАИЛ ТИХОНРАВОВ
Яцунский начал заниматься исследованиями в области ракетной баллистики под руководством выдающегося учёного-конструктора, члена-корреспондента АН СССР М.К. Тихонравова. В это время складывалась так называемая научная группа Тихонравова, которая занималась проблемами реализации его идеи - создания многоступенчатых (составных) жидкостных баллистических ракет, которые могли быть использованы для запуска искусственных спутников Земли (ИСЗ), в том числе с человеком на борту. М.К. Тихонравову, который искал себе заместителя, порекомендовали Яцунского, и после долгих переговоров с командованием Тихоокеанского флота, Яцунский был переведён в Москву. В сентябре 1947 г. Яцунский прибыл в НИИ № 4, с которым связана вся его дальнейшая деятельность. Вместе с М.К. Тихонравовым Яцунский приступил к изучению проблемы обоснования возможности запуска ИСЗ с применением составных ракет нового класса (типа «пакет»). В 1947-1950 гг. Яцунский разработал теоретическую базу для их применения. Он разработал методику, позволяющую улучшить параметры ракеты. В результате дальность полёта ракеты увеличилась от 300 до нескольких тысяч километров.
С целью получения специальной подготовки в области ракетной техники в 1950 г. Яцунский окончил высшие инженерные курсы по реактивной технике при МВТУ им. Баумана, а в 1959 г. - вечернее отделение механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Научные изыскания, проводившиеся Яцунским, весьма обширны. Большинство полученных им результатов были реализованы при создании и использовании космической техники. Он один из авторов разработки способов посадки ИСЗ в заданном районе. Яцунскому принадлежит идея о возможности фотографирования земных объектов с искусственного спутника Земли. Таким образом, он является одним из основателей космической геодезии. Яцунский принимал участие в подготовке и осуществлении вывода первого ИСЗ на орбиту 4 октября 1957 г. Во время его запуска он был ответственным за оптические измерения орбиты спутника. Он был первым ответственным исполнителем первого отчёта по ИСЗ в НИИ № 4. Группа учёных, создавших этот ИСЗ, в т. ч. и Яцунский, были награждены Ленинской премией.
Яцунский активно участвовал в подготовке к запуску первого космического корабля с человеком на борту. Отвечал за расчёт параметров траектории полёта космического корабля «Восток», пилотируемого Ю.А. Гагариным 12 апреля 1961 г., был одним из авторов разработки способа его посадки в заданном районе.
На основе многолетних исследований и опытов Яцунский создал оптико-электронный прибор «Астрогрид» - космический навигационный комплекс, способный в некоторых отношениях конкурировать с системами ГЛОНАСС и GPS. «Астрогрид» отличался высокой точностью получаемых снимков.
Яцунский является автором более 150 научных трудов.
Был награждён орденами Трудового Красного Знамени (1961), Красной Звезды (1945, 1956) и медалями.
Коллеги отмечали его высокие моральные качества, разносторонние интересы, трудолюбие и беспредельное увлечение наукой.
Умер 4 октября 1983 года в г. Москве. Урна с его прахом захоронена в Москве, на Николо-Архангельском кладбище.
Память:
- Решением городского Совета народных депутатов г. Коврова Яцунскому присвоено звание «Почётный гражданин города Коврова» (посмертно).
- На ул. им. Дегтярёва в г. Коврове на здании, стоящем на месте дома (ул. Дегтярёва, д.18), где родился Яцунский, открыта посвящённая ему мемориальная доска (2004).
- В Ковровском историко-мемориальном музее хранится логарифмическая линейка, которой учёный производил расчеты траектории полёта Ю. Гагарина.
Основные сочинения:
О влиянии географических факторов на движение спутника // Успехи физических наук. - 1957. - Т. 63, вып. Іа; Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников Земли. - М.: Машиностроение, 1967. (Соавтор); Обоснованием. К. Тихонравовым идеи многоступенчатой ракеты пакетной схемы // Из истории авиации и космонавтики. – М., 1979. - Вып. 36; О деятельности М.К. Тихонравова в период с 1947 г. по 1953 г. по обоснованию возможности создания составных ракет // Там же. - М., 1980. - Вып. 42.
Литература: Брыков, А.В. К тайнам Вселенной / А.В. Брыков. - М.: Инвекция, 1993;
Брыков, А.В. У космоса в плену / А.В. Брыков. - М.: Изд-во Центра перспективных технологий Международ. инженерной академии, 2000;
Бажинов, И.К. О работах группы М.К. Тихонравова в НИИ-4 Министерства обороны СССР / И.К. Бажинов // Космонавтика и ракетостроение. - 2002. - № 1;
Брыков, А.В. 50 лет в космической баллистике / А.В. Брыков. - М.: СИП РИА, 2002; Монякова, О.А. Яцунские / О.А. Монякова // Рождественский сборник. - Ковров, 2003. - Вып. X;
Бажинов, И.К. Шестьдесят лет в космонавтике / И.К. Бажинов. - М.: ЦНИИмаш, 2011;
Волгин, А. Он спас нашу Землю! / А. Волгин // Знамя труда (Ковров). - 2011. - 22 февр.; Кантемиров, Б.Н. Михаил Клавдиевич Тихонравов, 1900-1974 / Б.Н. Кантемиров. - М.: Наука, 2014;
Волгин, А. Великий шаг / А. Волгин // Ковров. неделя. - 2016. - 7 окт.;
Сатина, Е. У истоков космической эры / Е. Сатина // Ковров. неделя. - 2016. - 14 окт.; Брыков, А.В. Справедливость должна восторжествовать.
Источник:
В.Г. Толкунова. Владимирская энциклопедия