Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
09:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Меленки

Деревня Кононово Меленковского района

Деревня Кононово

Кононово — деревня в Меленковском районе Владимирской области России.
Расположена в 21 км от города Меленки. Вблизи располагается искусственное озеро «БАМ» — запруда реки Скоморошка. «Село Кононово, при речке Пентурке, находится в 18-ти верстах от уездного города и в 140 от губернского». [1]

Одна из версий связывает название Кононово с именем князя Дмитрия Донского, который в этом месте остановил свою конницу на постой во время похода к Куликову полю.

Поселение (эпоха бронзы, кон. 1-го - нач. 2-го тыс. н.э.) расположено ок. 1.5 км. к юго-востоку от деревни Кононово, правый берег ручья Скоморошка, левого притока р. Ока, ок. 1.5 км. к северу северо-востоку от городища Дмитриевы горы. Протянулось с севера на юг, перпендикулярно берегу ручья, размеры ок. 100х40 м., высота над ручьем 4-6 м. В нижнем слое найдена лепная керамика, отнесенная к бронзовому веку, кремневые отщепы. Культурные отложения эпохи бронзы прослежены лишь в северной части памятника.
В верхнем слое найдены обломки лепных сосудов, характерных для финно-угорских (муромских) памятников. [2]

По поводу названия населенного пункта бытует несколько легенд. Но самая основная – это та, что будто давным-давно, во времена Дмитрия Донского стояла в селе большая конница. В середине августа 1380 г. св. Дмитрий Донской вышел из Москвы в поход на Мамая. Путь его пролегал через современный Меленковский район Владимирской области. Недалеко от Оки "конница" сделала остановку. Близ стана русское войско "воевало" с татарским, вышедшим им навстречу. Разбив татар, войско прошло немного вверх по Оке и, дойдя до "гор", отправилось левым берегом Оки, на Куликово поле. Впоследствии на месте остановки конницы было основано село Кононово.
Есть еще одна легенда, но она не такая популярная и основывается на том, что в селе почитали икону святого мученика Конона.

В XIV веке село Кононово, как и все остальные рядом расположенные территории, входили в состав Муромо–Рязанского княжества.
Помещиком Протасовым деревня была когда-то приложена в Троице-Сергиев монастырь, во владении которого оставалась до 1764 года. По ведомости о доходах, полученных лаврой с её вотчин в 1762 году в деревни Кононово значилось 68 душ муж. пола (в 1896 г. здесь 504 души), земли пахотной у крестьян было по 107 четв. в поле, сена на 1200 копен, лесу пашенного на версту в длину и ширину; оброку они платили 69 руб. и на покупку монашествующим на свиты холста 2 руб. [1]


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«1896 год. Число дворов – 153. Число жителей – 1052. Расстояние от губернского города – 150 вёрст. Расстояние селения до уездного города – 15 вёрст. Расстояние до волостного правления – 3 версты. Расстояние до почтовой станции – 13 вёрст» (Список населённых мест Владимирской губернии. – Владимир, 1896. – 215 с.).

В селе Кононове 15 января 1886 г. открыто земской народное училище.
В 1887 г. Алексей Иванович Добролюбов окончил курс во Владимиpской духовной семинаpии и в том же году поступил учителем в Кононовское земское училище, где вместе с тем состоял и законоучителем. В Кононовском училище оставался до 1889 г.
Учащихся в училище в 1896 году было 38. [1] «Кононовское училище помещается в наемном от общества, по тесноте не вполне удобном, доме. Наем помещения для училища обществу обходится 30 руб. и кроме того квартира учителя в 20 руб. в год. Собственно училище занимает одну комнату; ночлежной комнаты для учеников нет. В библиотеке по списку училища находится книг и пособий 404 тома, на сумму 102 р. 60 к. Земство отпускает на жалование учителю 250 р. в год. Учащихся было 33 мальч. и 9 дев.; окончивших курс не было, так как училище было закрыто на 3 месяца по случаю эпидемии кори. Попечитель — крестьянин Павел Иванович Бочкарев» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.).
Первая библиотека села находилась в земском училище. «В библиотеке по списку училища находится книг и пособий 424 тома, на сумму 115 руб. в год».
Ещё одна библиотека существовала при церкви в поповском доме, заведовал ею дьякон Иван.

До 1889 года Кононово было деревней принадлежавшей к Дмитриево-Горскому приходу. В 1888-89 гг. крестьяне деревни Кононово устроили у себя деревянный храм и образовали самостоятельный приход. Кононово стала называться селом.

«1900 год. Число дворов – 183. Всего жителей – 1109. Мужчин – 537, женщин – 572. Из них: грамотных – мужчин – 153, женщин – 7; малограмотных - мужчин – 40, женщин – 7. Остальные - неграмотные» Число дворов с промыслами (не занимающиеся обработкой своей земли) – 140. Промышленные и торговые заведения в своём селении: дворов с заведениями – 5; число заведений: промысловых – 4, торговых – 1».
Численность скота у наличного населения:лошадей – 162, крупнорогатого скота – 524, овец – 424. Десятины надельной и купчей земли, находящейся в общинном владении: усадьбы – 64,9; пашни – 761,7; покоса – 464,4; выгона – 131,4; леса – 421,7 (Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Т.3: Меленковский уезд. Вып. 2. Сведения о крестьянском хозяйстве. – Владимир: Типо–Литография Губернской Земской управы, 1900. – 217 с.).
«1900 год. Численность скота у наличного населения. Лошадей – 162, крупнорогатого скота – 524, овец – 424. Десятины надельной и купчей земли, находящейся в общинном владении: усадьбы – 64,9 пашни – 761,7 покоса – 464,4 выгона – 131,4 леса – 421,7. Число дворов с промыслами (не занимающиеся обработкой своей земли) – 140. Промышленные и торговые заведения в своём селении: дворов с заведениями – 5, число заведений: промысловых – 4, торговых – 1» (Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Т.3: Меленковский уезд. Вып. 2 - 1900. – Владимир, 1900. – 210 с.).
«1905 год. Число дворов – 196. Число жителей обоего пола – 1306. Расстояние от губернского города – 150 вёрст, от уездного города – 15 вёрст, от становой квартиры – 13 вёрст, от камеры Земского Начальства – 15 вёрст, от волостного правления – 3 ½ вёрст, от почтовой станции – 15 вёрст, от станции железной дороги – 40 вёрст, от телеграфной станции – 15 вёрст» (Список населённых мест Владимирской губернии. – Владимир, 1905. – 345 с.).

17 апреля 1905 года вышел указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В период так называемого золотого десятилетия была зарегистрирована Крестовоздвиженская старообрядческая община, в которую входили христиане из г. Меленки, деревень Осинки, Войново, Крутцы, Лехтово и сел Илькино, Воютино и Кононово. В селе Кононово появилась старообрядческая церковь. В селе старообрядцев было немного. На службы люди приходили из других деревень (Воютино, Осинки).

Паточное предприятие, которым руководил Шейкин Павел Васильевич, было известно на всю округу. Хозяином мельницы был Суворкин Григорий Ветентьевич. В селе действовал кирпичный завод, который славился своим крепким кирпичом. Так как в селе было много овец, была своя шерстобойня. Кузницей руководил Авдонин Александр Иванович. Была и калашня, которая снабжала односельчан вкусными калачами и хлебушком.
В селе жили люди, которые пользовались особым почётом и уважением. В конце XIX – начале XX веков это была семья Русаковых. Великие труженики – так отзываются о них старожилы. Наживали своё добро трудолюбием, терпением. Нанимали Русаковы себе рабочих, многих отправляли на обучение ремесленному делу в город. Из воспоминаний Пушковой Т.А. «…Моего дядю они отправили учиться торговле в Московскую лавку. Приехал оттуда важным и умным человеком. Всю жизнь благодарен им…»

9 июля (26 июня) 1917 г. в Меленках группа крестьян с. Кононова самовольно увезла со склада продовольственной управы 295 пудов пшеничной муки.
«В с. Кононове, школьным работником при содействии местной ячейки РКСМ организован деревенский музей» («Красный Луч», 4 июля 1924).
В 1930 году в селе были раскулачены и вместе семьями высланы на поселение Иван Иванович Бочкарёв (род. 1901, с. Кононово, Меленковского р-на, в 1930 году раскулачен и с семьёй направлен на спецпоселение), Даниил Васильевич Денисов (род. 1880, с. Кононово, Меленковского р-на, в 1930 году раскулачен и с семьёй направлен на спецпоселение), Иван Викентьевич Оглотков (род. 1887, с. Кононово, Меленковского р-на, в 1930 году раскулачен и с семьёй направлен на спецпоселение), Шишкин Антон Васильевич (род. 1872, с. Кононово, Меленковского р-на, в 1930 году раскулачен и с семьёй направлен на спецпоселение).
В 30-е годы в селе Кононово был образован колхоз имени Ворошилова. Первым его председателем стал Пушков Иван Максимович. Иван Максимович был талантливым организатором и руководителем. Он смог образовать 5 бригад. Из-за нехватки в районе техники, пахали, сеяли, убирали урожай на лошадях вручную. Доили вручную. Это был тяжёлый труд. Но кононовцы с достоинством справлялись с поставленными задачами.
Из воспоминаний Териной Евдокии Павловны (1924-2006 гг.): «… Бывало, собирается бригада девок и парней – и все на сенокос с песнями. Работали дружно. Но были и ленивцы. Проспят целый день около копны, а вечером домой со всеми. Весело было. С песнями и частушками возвращались домой».
Существовала в колхозе и рыболовецкая бригада. Состояла она как из мужчин, так и из женщин. Из воспоминаний Пушковой Татьяны Алексеевны: «… Первым бригадиром рыболовной ватаги был Денисов Семён Иванович. Потом Терин Иван Михайлович. Рыбу сдавали в рыбтрест, который находился в селе Дмитриевы Горы. Рыбки ловилось много. Начиная с карасей и заканчивая сомами. Ходили в бригаду Тюлюков Александр, Пряхина Анна, Кочетков Федор, Блинов Михаил, Суворкина Наталья, Жулина Екатерина. Все трудились тяжело. Уходили на реку на целую неделю. Ночевали там. Ставили палатки. Рыбачили до тех пор, пока река не встанет».
Несмотря на то, что народ работал с утра до ночи, процесс коллективизации продвигался не всегда гладко. Оставались единоличные хозяйства, которые мешали развитию колхоза им. Ворошилова. Но со временем дела стали налаживаться, коллективный труд стал приносить свои плоды, в него потянулись и другие единоличные хозяйства. Государство стало помогать приобретать плуги, бороны, сортировки, льномялки и другой сельхозинвентарь.
В 30-е годы были построены первые дворы молочно-товарной фермы (МТФ). Первой заведующей МТФ была Блинова Александра Степановна (крайняя слева).
В селе была выстроена новая школа. Первыми её учителями были супруги: Прогрессовы Мария Васильевна и Валерий Иванович. Кроме 19 них учителями школы были: Суворкина Мария Григорьевна; Мария Николаевна Авророва; Пётр Васильевич Пухов; Мария Андреевна Малышева (Суконкина) из М. Санчура, жена Александра Геннадьевича Малышева; Балихин Александр Михайлович; Масленников Василий Иванович (д. Б. Санчур).
Масленников Василий Иванович родился в 1919 году в с. Большой Санчур Меленковского района, Владимирской области. После окончания школы колхозной молодёжи в М. Санчуре работал учителем в Кононовской начальной школе. В 1939 году призван в Красную Армию. В 1941 году осенью после окончания Тюменского пехотного училища в Саратове готовил маршевые роты для фронта. Принимал участие в освобождении Сталинграда и в других боевых операциях. После войны был направлен на курсы при Академии имени Фрунзе в г. Казани. В 1979 году полковником вышел в отставку. Проживал в г. Жуковский, Московской области. В довоенные годы в селе Кононово были детские ясли. Они были рассчитаны на несколько мест. Колхозники уходили на целый день на работу в луга, на полевые станы, на фермы. Оставлять самых маленьких детишек было не с кем. Поэтому собранием колхоза решили организовать детские ясли, которые облегчили труд колхозников. Работали в яслях Суворкина Мария (повар) и Пухова Александра.
В довоенные годы в селе Кононово были детские ясли. Они были рассчитаны на несколько мест. Колхозники уходили на целый день на работу в луга, на полевые станы, на фермы. Оставлять самых маленьких детишек было не с кем. Поэтому собранием колхоза решили организовать детские ясли, которые облегчили труд колхозников. Работали в яслях Суворкина Мария (повар) и Пухова Александра.
В 1958 году районные власти настояли на объединении колхоза «Большевик» с соседними колхозами, созданными на базе сёл и деревень Кононово, Муратово, Санчур, Окшово. И не ошиблись. Сумел Максим Александрович Морозов удержать позиции и подтянуть положение на фермах, и в полях вновь присоединенных хозяйств. Работали – то теперь в один карман. Да и люди в этих хозяйствах оказались и работящими, и специалистами неплохими.
В апреле 1958 года, когда началось объединение малых хозяйств, колхоз имени Ворошилова был присоединен к колхозу «Большевик».
Кононовской бригаде было присвоено название «Бригада № 4». Председателем этой бригады был назначен Колотьков Сергей Дмитриевич. Всего на территории колхоза проживало 3446 человек, в т.ч. кононовское население, которое составляло 500 человек. Из них в колхозе работало 207 человек. Выходцы из Кононова составляли всегда костяк кадров отраслей механизации, растениеводства и строительной.
Один из почётных полеводов Кононовской бригады – Бочкарёв Тихон Васильевич. Среди односельчан пользовался большим уважением, как умный и трудолюбивый человек.
В октябре 1959 года к государственной 50 электросети была подключена д. Кононово (газета «ЛК» № 130 от 01.11.1959). Первым электриком на селе был Суворкин Василий Степанович.
В 1959 году в колхозе «Большевик» пущена в эксплуатацию вновь построенная ремонтная мастерская, оборудованная токарным, сварочным, грузоподъёмным и другим технологическим оборудованием. Возглавил её 56 один лучших бригадир тракторных бригад МТС Алексей Матвеевич Китаёв – житель села Кононово.
В конце 50-х годов был построен новый сельский дом культуры. Из воспоминаний жителя деревни Кононово Китаёвой Антонины Михайловны: «Построили его в конце 50-х годов. Был этот клуб деревянным, но библиотеки там не было. В разные годы клубом заведовали: Китаёва Анастасия Ивановна, Китаёв Пётр Петрович, Мозолькова Вера Васильевна, Сиденьков Иван Николаевич, Суворкина Раиса Ивановна, Мохначёва Мария Сергеевна».
Из воспоминаний Мохначёвой Марии Сергеевны «Да, клуб был, а вот книг нет. Что были дома – всё принесла. Но этого оказалось мало. Вот и договорилась с заведующей Воютинской библиотекой, что буду заниматься передвижкой. Приносила книги. Ставила их в шкаф и выдавала их своим жителям. Затем ушла в колхоз. После меня передвижкой никто не занимался». Сельский клуб являлся единственным местом, где жители села Кононово могли отдохнуть. Справляли Сергиев день, масленицу. Всё село отправлялось на гуляния, пели частушки, песни, водили хороводы.
В 1962 году в селе Кононово была перестроена школа. Учителями продолжали работать Колотькова Прасковья Васильевна и Мохначёва Анна Васильевна.
В 1963 году Кононовская бригада была преобразована в бригаду № 2.
Молочно-товарную ферму возглавлял Шейкин Иван Павлович. На ферме появились первые доильные аппараты и автопоилки. Широко стала применяться механизация по удалению навоза.
Это был период поисков и постоянных экспериментов. Впервые стали применять искусственное осеменение коров.
В том числе один из экспериментальных способов того времени работы животными отрабатывался на Кононовской молочно-товарной ферме. Он назывался «загонной пастьбой животных». Суть его состояла в том, что рядом с фермой создавали культурные пастбища, площадь которых составляла 80 гектаров. Потом её разбивали на участки размером от 10 до 15 гектаров. И на каждом из этих участков выпасали животных в течение пяти дней. После стравливания пастбищ их сначала подкашивали, а затем подкармливали. Но животных сюда не пускали ровно месяц. Затем процедуру повторяли.
1963 год ознаменовался началом строительства будущей автомобильной трассы Дмитриевы Горы – Кононово – Меленки. Колхозные умельцы на базе трактора С-80 оборудовали корчеватель и бульдозерную навеску. И приступили к корчёвке леса на будущей дороге. В 1964 году колхоз приступил к основному этапу строительства транспортной магистрали от села Кононово до села Войново (устройство земляного дорожного полотна, покрытие булыжником и последующее асфальтирование силами колхоза).
С каждым годом техники появлялось всё больше и больше. Трактора оборудовались новыми техническими системами. При колхозе «Большевик» начали действовать курсы по повышению квалификации. Кононовские трактористы стали первоклассными водителями – механизаторами. Это К.С. Мохначёв, А.И. Терин, Ф.И. Суворкин, А.С. Суворкин, А.И. Денисов.
В 1967 году закончено строительство дороги с твёрдым покрытием.
В 1968 году на всех молочно-товарных фермах, в т.ч. и кононовской были смонтированы и пущены в эксплуатацию доильные установки типа ДАС-2, АДМ-8 (молокопровод).
В 1969 году начато строительство водопровода в д. Кононово.
Начало строительства запруды на реке Скоморошка (Пентурка) в окрестностях деревни Кононово явно совпадает с невероятной пропагандистской компанией, доходящей до истерии, развернутой в СССР после Постановления ЦК КПСС и Совета министров от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». После чего и запруду и озеро стали называть "БАМ". На железобетонной плотине длиной 268 метров рельсы так и не проложили.
Самое активное участие в пуске гидротехнического комплекса принял Суворкин Сергей Васильевич. Первоклассный специалист по ремонту техники и оборудования. Наладил работу мощной насосной станции из 6 насосов, а так же обеспечил работу и надзор за плотиной на кононовских полях.
В 1972 году жизнь потребовала изменить практику внесения удобрений на поля. Старые методы уже не годились. Поэтому стали использовать погрузчики на базе Т-74 ДТ-75. Эту новую операцию первыми освоили в кононовской бригаде М.И. Жулин, Б.М. Брицын. А.И. Денисов.
В середине 70-х годов колхоз «Большевик» стал опорно-показательным хозяйством. Была создана хорошая кормовая база. На заготовке кормов начали использовать современные комплексы и косилки, которые ускорили процесс и сделали его более качественным. И снова здесь отличились кононовские труженики: Б.М. Брицын, Ф.И. Суворкин, А.М. Китаёв.
Высоких надоев на кононовской молочно-товарной ферме в середине 70-х годов добивались знатные доярки: Авдонина Н.А, Суворкина Е. В., Мозолькова Н.Ф., Терина Т.И., Кочеткова В.С. и многие другие.
В память ушедшим и не вернувшимся землякам в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов в 1975 году в селе Кононово был поставлен обелиск, на котором высечены фамилии погибших и пропавших без вести односельчан.
В 80-годы была закрыта начальная школа в селе Кононово. Каждый день школьников возили на автобусе в Дмитриевогорскую сельскую школу.
В начале 90-х годов старый клуб был сломан, а недалеко от него, в 1992-м году было построено новое двухэтажное здание. На первом этаже расположился зрительный зал, сцена, гримёрная, фойе, кинопроекторное помещение, спортзал. Первым директором им художественным руководителем была Суворкина Светлана Федоровна. Затем работали Китаёва Антонина Михайловна.
В 1992 году в новом здании Дома культуры, на втором этаже расположилась библиотека.
Фонд библиотеки на тот момент насчитывал 7500 экземпляров. С самого начала её существования этой библиотекой заведует Терина Елена Захаровна.
В 1992 году в здании нового Кононовского ДК был открыт фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Работники ФАПа: Родина Оксана Николаевна, Щапова Зинаида Ивановна.
Осенью 2006 года было закончено строительство газопровода. Подключен к газу почти каждый дом села Кононово.
В апреле 2008 г. новым руководителем Кононовского ДК стала Шейкина Ольга Алексеевна. В Кононовском ДК был организован музей старинных вещей.
1 августа 2009 г. село Кононово праздновало свой юбилей. Ему исполнилось 120 лет. Это был первый праздник такого масштаба. В гости приехали жители соседних сёл и деревень. Программа праздника состояла из несколько частей: торжественная часть, поздравления, концерт, дискотека. Сначала ведущие рассказали об истории развития села Кононово. Затем со своими поздравлениями выступили Глава Дмитриевогорского поселения Шейкина К.И. и другие официальные лица. Поздравляли с юбилейными датами семейные пары и долгожителей. Им были вручены ценные подарки.
Осенью 2009 г. был закрыт магазин потребкооперации Меленковского района в селе Кононово.
Осенью 2020 г. был открыт магазина частного предпринимателя Суворкина В.Д. «Кононовский».
Летом 2011 г. в здании Кононовского ДК открыт столярный цех по производству мебели (ИП «Арефьев», аренда помещения).
Летом 2012 г. были построены детская площадка и открытая сцена в центре Кононово.
В 2018 году состоялся областной патриотический конкурс «Любимая земля Владимирская». В этом конкурсе приняли участие почти все населённые пункты области. Не остались в стороне и кононовцы. Визитной карточкой деревни Кононово стал видеоролик под названием «Путешествие по деревне Кононово». В его создании помощь библиотекарю оказали волонтеры библиотеки. В результате голосования проект занял 1 место в Меленковском районе.

Численность населения: в 1859 г. – 524 чел., в 1897 г. – 1042 чел., в 1905 г. – 1306 чел., в 1926 г. – 1508 чел., в 2002 г. – 392 чел., в 2010 г. – 375 чел.
МБУК "Дмитриевогорская ПБ" ("ДМИТРИЕВОГОРСКАЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА") зарегистрирована 27 декабря 2011 г. Директор - Терина Елена Захаровна. Клубная улица, д. 16. Организация реорганизована 1 июля 2014 г.

КФХ "Луч Надежды" действует с 12 апреля 1994 г. Организация ликвидирована 2 июля 2007 г.
Крестьянское Хозяйство "Восход" действует с 3 сентября 1992 г. Деревня Кононово, Центральная улица, д. 10. Организация ликвидирована 24 июля 2006 г.
Крестьянское Хозяйство "Окское" зарегистрирована 26 июня 2006 г. Глава - Царьков Виктор Анатольевич. Организация ликвидирована 26 июня 2006 г.

В 1992 году колхоз «Большевик» реорганизован в товарищество с ограниченною ответственностью (ТОО) «Дмитриевы Горы». В середине 90-х годов кононовскую ферму возглавила Герасимова Любовь Геннадьевна. Летом 2007 г. было запланировано строительство новой фермы. Совместными усилиями всего коллектива колхоза и Кононовских колхозников положено начало реконструкции технологических процессов в животноводстве и растениеводстве, начала внедряться современная импортная техника. 6 декабря 2009 г. был открыт новый доильный комплекс СПК «Дмитриевы Горы» в Селе Кононово. Заведующая комплексом Герасимова Любовь Геннадьевна. Весной 2010 г. Сухарёва Валентина Ивановна стала руководителем СПК «Дмитриевы Горы». Сменила Ульянова В.М., который ушёл на заслуженный отдых. Заведующая доильным комплексом Герасимова Любовь Геннадьевна уходит на заслуженный отдых. Руководителем становится Сальнова Татьяна Николаевна. В 2011 г. на кононовском комплексе МТФ начато строительство родильного отделения для коров. В сентябре 2013 г. руководителем доильного комплекса деревни Кононово СПК «Дмитриевы Горы» становится Суворкина Юлия Владимировна. В октябре 2014 г. Молочно-товарная ферма №2 (Зав Суворкина Ю.В.) деревни Кононово приняла участие в агропромышленной выставке «Золотая осень», проходившей в павильонах ВДНХ. Победительница корова по кличке Красота была удостоена Золотой медалью Министерства сельского хозяйства и правительства Москвы.
В конце июля 2017 г. началось строительство новых комплексов Кононовской МТФ.

Кононовский приход

До 1889 года Кононово было деревней, принадлежавшей к Димитриево-Горскому приходу. В 1888—89 г. крестьяне деревни Кононовой устроили у себя деревянный храм и образовали самостоятельный приход.
Престолов в этом храме два: во имя преп. Сергия Радонежского и в честь Боголюбовой иконы Божией Матери. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. [1]
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений до 270 руб. и арендной платы с прихожан за церковную землю 230 руб. в год. Дома для членов причта устроены при открытии прихода общественные. [1]
Земли при церкви: усадебной и пахотной 19 дес. 1354 саж. и сенокосной 5 дес. 1440 саж.; план и выпись из крепостного акта на землю имелись. [1]
Приход состоял из одного села Кононова, в котором по клировым ведомостям числилось 504 души муж. пола и 566 женского; из них раскольников 41 душа обоего пола. [1]
«Дорогое мракобесие (с. Кононово, Мел. уез.). Не захотели крестьяне остаться без попа, привезли из Суздаля — которому пришлось поправлять материальное положение. Посмотрим сколько-же это стоило о-ву?
В переводе на хлеб это равняется 100 пудам муки, 40 пудам крахмала.
Кроме того уплачено за проезд попа на подводах.
Великолепный Нардом можно было-бы оборудовать на эти средства!
Тьма — матушка ты наша непроглядная» («Луч», 17 января 1924).
«Еще один одумался (с. Кононово, Меленк. yeз.).
Отбиваться стал наш быв. батя от церковной службы. Наконец после отъезда явился на село обыкновенным гражданином.
Сельчане и рты разинули «Вот те на поди, наш батюшка-то».
А он заявил: «довольно религиозного дурмана для крестьянина. Трудиться хочу! » («Луч», 17 января 1924).

В с. Кононово стояла, как позднее писали верующие, «хотя и деревянная, но ещё новая церковь, в которой служили и совершали все службы и обряды до 1930 г.», когда священника Миловидова взяли и посадили за мелкую серебряную монету на 3 года». Все эти 3 года ситуация с храмом была неопределённой: формально он не был закрыт, но любые попытки верующих искать нового священника хотя бы провести собрание пресекались своими же сельскими властями. Аргумент «кто будет хлопотать, того вышлем в Соловки действовал безотказно (Ершов, А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011).
В 1933 году в село вернулся священник. Понимая, что это может привести к возобновлению функционирования храма, председатель сельсовета Трофим Федорович Суворкин отбирает у председателя церковного совета ключи от храма и засыпает церковь зерном.
После этого, по свидетельству верующих, Суворкин Т.Ф. с председателем колхоза Иваном Максимовичем Пушковым составили «Протокол № 10 общего собрания членов Кононовского колхоза им. Ворошилова от 22 августа 1933 г.», гласивший: «Слушали: О закрытии церкви, временно занять под склад. Постановили: Предложить завхозу и бригадирам засыпать зерно, как семенной, так и страховой, в отдельные склады, для этого, чтобы обеспечить бригад складами, временно занять церковь под зерно». А для сбора подписей ездили по полям по бригадам и тем, кто отказывался подписаться, угрожали не давать хлеба, пшена и картошки. А т.к. весной 1933 г. «был сильный голод, люди умирали от голода, поэтому из-за боязни подписывались». Следует отметить, что на собрании, согласно протоколу присутствовало 180 человек, а в «Списке верующих за закрытие церкви и использовании её под склад для овса и ржи 1933 г. - 225 подписей. Это даёт основание предположить, что собрание возможно, и проводилось, и вопрос об использовании храма ставился, целью же поездок по полям был дополнительный сбор подписей.
1 сентября 1933 г. пленум Кононовского сельсовета постановил: «Имея 12000 пудов овса, 10000 пудов ржи, 3000 пудов проса и много других культур, и в виду неимения обеспечения полностью складами, согласно решения общего собрания колхозников Кононовского колхоза и прилагаемых к протоколу подписей на 70 % к числу населения, занять под засыпку семфондов пустующую с 1929 г. церковь. Остальные 30% верующих обслуживаются Воютинской церковью, которая находится в 2 км от с. Кононово».
Примечательно, что указание на временный характер закрытия, имеющееся в протоколе отсутствует. Таким образом, перед нами самое настоящее постановление о закрытии храма, что является нарушением действовавшего тогда законодательства, ибо подобное постановление мог вынести только Нижегородский крайисполком (Ляховский район входил в Нижегородский край), а сельсовет и даже райисполком могли лишь ходатайствовать перед ним об этом. Кроме того, 14 даже использование храма под склад требовало некоторого 2 недели после постановления верующими, а при обжаловании лишь после постановления ВЦИК.
После этого в декабре 1933 г. собрались несколько верующих женщин, которые стали ходить по дворам с подписным листом «кто желает открыть церковь и хлопотать по попе», подписалось более 600 человек, как колхозников, так и единоличников. Заявление и списки с ходатайством отправили в район, и, как писали верующие, «там их под сукно положили, и ладно, и церковь открыть не разрешили» 8 февраля 1934 г. Кононовский сельсовет высылает в Ляховский райисполком материалы по церкви. В них он указывает, что ближайшие находятся в с. Воютино (2 км) и с. Дмитриевы Горы (3 км); указывает, что церковь не действует с 1929 г., а 1931 г. передана верующим через общее собрание колхозу с. Кононово под складные помещения, кроме того, пишет, что «в с. Кононово имеются 2 религиозные секты, как-то: старообрядцы и «православные». В старообрядческую секту входит 204 хозяйства колхозников и 41 хозяйство, из них: 205 хозяйств колхозников и 46 хозяйств единоличников». 11 хозяйств, видимо, считались атеистическими.
14 мая 1934 г. президиум Ляховского райисполкома постановил: «Ввиду того, что церковь в с. Кононово с 1929 г. не функционирует, здание церкви в 1931 г. передано верующими с. Кононово колхозу под зернохранилище. О закрытии церкви имеется подписной лист верующих в количестве 225 хозяйств. В настоящее время здание церкви используется под складские помещения колхоза. Принимая во внимание, что на расстоянии 2 км от с. Кононово имеется функционирующая церковь в с. Воютино, которая вполне может обслужить религиозно – верующих граждан д. Кононово – решения колхозников от 20.08 – 33 г. утвердить церковь в с. Кононово закрыть, просить крайисполком данное решение утвердить и произвести реализацию имущества».
В конце мая 1934 года верующие начали сбор подписей, на этот раз подписалось около 300 домохозяйств, после чего отправили ходока С.Л. Челышева в крайисполком, который оттуда отправил жалобу аж во ВЦИК. В жалобе в крайисполком излагают всю историю закрытия храма, в том числе описывают и способы сбора подписей. Так как «Ответу ни из края, ни из ВЦИК не поступало», 25 июня 1934 года верующие снова пишут жалобу во ВЦИК. В ней излагают всю историю закрытия храма под склад («склад, конечно, они могли бы и кроме найти, но это сделали, чтобы не допустить службы»), указывают, что «не только колхозники, но и члены партии и те хоронят и крестят попом» и что при всех соседних селах нашего района служат». Просят открыть церковь и вернуть всё имущество по списку, «а то говорят, там кое – что потаскано».
12 июня местная власть, воспользовавшись тем, что селяне ушли на работу на луга, залезли на колокольню и скинули колокола; об этом верующие сразу же информировали крайисполком. Ответа на это сообщение верующие не получили, зато 15 июня Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, в связи с жалобой верующих «предлагает (край – и райисполкому)… освободить здание церкви, возвратить его в пользование верующих и устранить препятствие к отправлению и устранить препятствия к отправлению в нём церковных служб». Подобный стиль указания говорит о том, что пока Комиссия рассматривала ситуацию лишь как конфликт между верующими и сельсоветом, и тот же сельсовет не имел права закрыть храм, то Комиссия и приказала вышестоящим органам, в полном соответствии с законом, пресечь подобные действия сельсовета.
Но у сельсовета нашёлся заступник в лице крайисполкома, который не испугался грозного тона директивы Комиссии по вопросам культов при президиуме Горьковского крайисполкома лаконично постановила: «Согласиться с постановлением Ляховского РИКа от 14 мая 1934 года и церковь в с. Кононово ликвидировать с последующим переоборудованием 16 церкви под зернохранилище. Вследствие обжалования, всё дело направить на окончательное рассмотрение Президиума ВЦИК». 3 августа президиум Горьковского крайисполкома это постановление утвердил, одновременно 27 июля верующие пишут очередное письмо во ВЦИК со всем тем же списком жалоб и требований, кроме того, указывают, что у сельсовета появилась идея использовать, храм под школу, о чем он уже ходатайствовал перед крайисполком. 4 августа Комиссия при Президиуме ВЦИК затребовала у крайисполкома все дело уже не так притеснения сельсоветом своих верующих, а как официальный процесс ликвидации храма имеющим на то законные права крайисполком.
13 августа крайисполком выслал в Президиум ВЦИК обстоятельный доклад: «3 августа 1934 г. президиум Горьковского крайисполкома утвердил решение Кр. Комиссии по культам о ликвидации церкви в с. Кононово Ляховского района с её последующим использованием под зернохранилище. …Церковь в с. Кононово фактически верующие не используют с 1929 г., сначала по причине отсутствия служителя культа, а потом вследствие передачи её на основании постановления общего собрания колхозников под ссыпку зерна. Имея это в виду и принимая во внимание, что на расстоянии 2-х километров от закрываемой находится другая церковь, крайисполком ликвидацию церкви санкционировал; т.к. приспособление молитвенного здания под зернохранилище, кроме снятия глав и закладки окон, ничего не требует, крайисполком на предоставлении плана и сметы не настаивает». По неизвестным причинам крайисполком не стал предлагать использовать закрытый храм про школу.
1 ноября 1934 года Президиум ВЦИК утвердил постановление Горьковского крайисполкома о ликвидации церкви в с. Кононово Ляховского района» (Материалы XVII Межрегиональной краеведческой конфедерации (20 апреля 2012). – Владимир, 2013. – с. 41-46).
Из воспоминаний жителя деревни, ветерана труда, труженика тыла Шейкина Алексея Павловича (1930-2014). «…Не смогли сами отвоевать церковь. Меня звали сносить её, я не пошёл, ну, думаю, всё, завтра заберут, обошлось. Сначала увезли колокола, потом церковь заняли под склад, под зерно. Аж потом даже трактора в ней ремонтировали. Это кощунство какое-то! Хорошо хоть ограду отвоевали, служит она теперь на кладбище…».
Старая деревянная церковь не сохранилась. В 1968 г., когда в Дмитриевогорском колхозе председательствовал М. Морозов, было принято решение храм сломать и на этом месте построить магазин. «Наши-то, кононовские мужики, отказались заниматься разрушением, так пришли дмитриевогорские плотники, пригнали трактора. Деревянный сруб храма разобрали по бревнам, растащили по домам – кто на дрова, кто баньку потом построил. Позже на месте храма построили магазин.

Много лет жители Кононова ездили на богослужения в Войново, ходили за три километра в Воютино. В 2009 году на общем собрании жители деревни приняли решение: строить свой храм.
В июне 2010 года началось строительство деревянного храма Сергия Радонежского. 3 августа - закладка в фундамент памятную доску. В заливке плиты, которая датирует начало строительства храма приняли участие отец Владимир и Иоанн. Это событие сопровождалось проведением службы, в которой приняли участие жители села Кононово.
Строительство велось на пожертвования прихожан, поэтому затянулось на несколько лет.
Здание храма было отстроено за три года, а в последующие два года занимались внутренним убранством, приобретением церковной утвари.
В сентябре 2012 г. кононовский храм посетил высокопреосвященный Владимирского и Суздальского архиепископ Евлогий.
31 мая 2014 г. Преосвященный Нил, епископ Муромский и Вязниковский, освятил храм в честь преподобного Сергия Радонежского в с. Кононово. Первую проповедь в освященном храме произнес священнослужитель о. Геннадий (Штроткин), во время которой сравнил храм с оросительным каналом в безводной пустыне, источником благодати, питающим наши души. Со счастливыми одухотворенными лицами шли прихожане после первой литургии в теперь уже освященном храме, поздравляли друг друга с праздником и от всей души радовались – это счастье, когда есть свой храм.


Храм-часовня Преподобного Сергия Радонежского. © ElisFotMan

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Преподобного Сергия Радонежского села Кононово Меленковского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 23 октября 2014 г.
Настоятель председатель приходского совета - Штроткин Геннадий Сергеевич.
Юридический адрес - 602152, Владимирская область, Меленковский район, деревня Кондаково, Центральная улица, дом 55б.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
3. Летопись с. Кононово Меленковского района Владимирской области. ЦБС «Меленковского района», Кононовский сельский филиал.

Суворкина Раиса Ивановна

В. АЛЕКСАНДРОВ. На отчей земле. 1982 г.


Суворкина Раиса Ивановна

Для Раисы Ивановны лучшее время года — лето, и, как она считает, его вершина — сенокос. Любит она эту пору прежде всего за праздничность труда.
А о приближении сенокоса первыми напоминают ей ребятишки. Слетаются стайками к ней и требовательно просят:
— Тетя Рая, не забудьте нас взять в луга. Мы все делать будем, что скажете.
Хороводятся вокруг нее шестиклассники, семиклассники, восьмиклассники, верят, что отказа не будет, а все же глазенки выдают; желают услышать твердый ответ — от взрослых, мол, всего можно ждать, дома-то только и слышишь: мал да мал еще.
Вот и она, когда была девчонкой, так же нетерпеливо ждала этих денечков. Беспокоилась за то, что ее не «занарядят» на работу. А могли это и сделать. Мать, солдатская вдова, жалела свою младшую дочь. В доме она одна осталась. Старшие ее братья вылетели из родного гнезда — один в Златоусте, инженер, другой — в армии — офицер. Без отца, погибшего под Смоленском в сорок первом году, проявили волю и характер, исполнили свою мечту и вот встали на ноги. Хотела, чтобы и дочь свое житейское счастье нашла. Оттого и нежила, считала, что надо ей силенок поднакопить.
Но разве отстранишь малого или старого от сенокоса? Откажешь — нанесешь такую обиду, что долго ее помнить будет. Как отлучить от этого общего праздника труда! Таким он исстари был в деревне.
Во время этой крестьянской страды, тяжелой по напряжению сил и страстной по азарту работы, не надо никого понукать. Трудятся все до ломоты в костях, дружно, ладно и споро. Только и обеспечивай, как говорится, фронт работ, да щи понаваристей. И каждому хочется тогда доброе слово сказать за труд, за то, что он настоящий крестьянин.
Раиса Ивановна знает силу доброго слова о хороших делах человека. И познала ее, когда лет двадцать назад работала заведующей клубом. Тогда вменили ей в обязанность выпускать «молнии», «боевые листки».
Она видела, как вызывают они чувство рабочей гордости, у тех, кого она отметила за трудовые успехи, а у других — желание не уступить нынешнему герою дня: не хуже, мол, его. Мастерства не занимать, — посмотрим, что завтрашний день скажет. Вот «молния» и высечет огонек трудового соперничества, который в свою очередь высветит все сильные и слабые стороны характера в человеке. Так агитатор открывала для себя, кто есть кто.
А потом появилось у нее желание рассказать о передовиках — красивых и сильных душой людях — через газету. Пусть об их делах не только в их бригаде, но и во всей округе знают. С тех пор она и держит постоянную связь с меленковской районной газетой «Коммунар». В ней постоянно публикуются ее материалы о трудовых успехах, о передовом опыте, о том новом, что появляется в хозяйстве.
Раисе Ивановне было и есть о чем рассказывать. Ведь на ее глазах и при ее непосредственном участии происходят те перемены в деревне, которые вызваны аграрной политикой партии. И ей, живущей нынешними и завтрашними проблемами села, непривычна даже думать о том, что их могло не существовать.
Но что лукавить, было это, когда она, как и многие ее сверстники, не представляла своей жизни в деревне и стремилась устроиться в городе. Он манил богатством выбора профессий, насыщенностью деятельности. Пример братьев чего стоил. Да и мать, хотя и жалко было отрывать дочку от себя, настраивала на такой шаг. Благо за плечами есть десятилетка — дорога открыта широкая и прямая.
Но мать остается матерью — далеко не отпустила. Поступила Рая в Меленковский лесотехникум — было такое учебное заведение в их районном центре. Занималась неплохо, но не видела в профессии, к которой себя готовила, призвания. И когда вышла замуж, без сожаления оставила учебу.
Молодая семья поселилась в Муроме. И потекли счастливые дни их жизни. Ее Сергей — статный, сильный, как, наверное, и все бывшие военные моряки, быстро завоевал уважение на производстве. Из таких выходят настоящие кадровые рабочие. Это сразу заприметили. И потому дали им без лишних хлопот с их стороны комнату в общежитии. В перспективе виделась благоустроенная квартира. Что еще для молодых, полных сил и надежд, надо?
Но Сергей Васильевич круто повернул их жизнь. Любил он, когда приезжали в родное Кононово — их отчие дома стоят невдалеке друг от друга — потолковать со своими сверстниками, в основном механизаторами, о колхозных делах, помочь им отремонтировать трактор, автомашину. Он на это мастер. И однажды решил: «Мы нужны колхозу». Так и сказал, твердо, бесповоротно. Оказывается, и с правлением договорился.
— Всплакнула я тогда, — вспоминает Раиса Ивановна. — Ты-то, положим, нужен, говорю ему. А я? Подумал, что я здесь делать буду? Он ответил — подыщем и тебе по способностям работу. И вот стала я заведующей местным клубом.
И захватили, закружили ее колхозные дела. Не отстранялась от них, была в их гуще. Да и как отстранишься, если ими жила вся семья!
Так и она втянулась и прикипела сердцем к колхозным делам. О том красноречиво свидетельствовала ее работа как селькора и агитатора. И закономерным был следующий шаг — поступление на заочное отделение Владимирского сельскохозяйственного техникума. Нельзя не сказать, что на руках ее были тогда двое малых детишек — сын и дочка.
— Правление попросило Раису Ивановну взять на себя заведывание свинофермой, — рассказывает секретарь парткома колхоза Иван Васильевич Волков, — она взялась. И вышло удачно. Справлялась со своими обязанностями просто хорошо. Оказалась она, как говорят, прирожденным руководителем и воспитателем. Когда же встал вопрос, кого назначить бригадиром кононовской бригады, то остановились на кандидатуре Суворкиной. И опять не ошиблись. Вывела бригаду в передовые. По всем показателям. Никто у нее без дела не сидит. Ко всякому подход имеет. Организованность и трудовая дисциплина стали неизмеримо выше, чем ранее. Одним словом, не зря она удостоена звания «Лучший мастер-воспитатель области».
Что стоит за этими словами лестной оценки? Труд бригадира. Труд напряженный и творческий.
— Мне с Раисой Ивановной интересно, приятно и легко работать, — говорит главный агроном колхоза Василий Иванович Паршин. — Она думающий человек. У нее всегда сто вопросов: как этот агроприем лучше провести, а если вот так сделать, а какие, применительно к этим работам, есть научные рекомендации, где найти литературу по этому вопросу. И всегда так: есть сомнение — идет советоваться. И не только к нам, специалистам, но и к опытным механизаторам.
Выяснив досконально все, что ее интересовало, выверив, она уже неукоснительно следует правилам агротехники. Во время сева, например, если хочешь ее найти, направляйся в поле.
Василий Иванович достает общую тетрадь, куда он заносит по годам показатели урожая всех культур, и разворачивает ее на странице, на которой написано «Кононовская бригада».
Смотрим, 1971 год, в который Р.И. Суворкина стала бригадиром. Урожай зерновых на круг составил 14 центнеров. 1976 год — 20.3 центнера. По колхозу— 17,8. 1978 год — 28,7, по колхозу — 21.4 центнера. Тот же рост урожайности картофеля от ста с небольшим центнеров в 1971 году до 246 центнеров.
Результаты впечатляющие. И они достигнуты в целом-то на скудных землях. Достигнуты благодаря высокой культуре земледелия.
Если зимой поездить по полям кононовской бригады, то увидишь, что здесь вовсю работают механизаторы. Они вывозят на поля торфонавозные удобрения, складируют их. В колхозе постоянно накапливают органику. И, что особенно важно, стремятся качественно вносить ее в точно определенные сроки.
Много забот у Раисы Ивановны Суворкиной. И как у бригадира, воспитателя и селькора. И как у депутата Верховного Совета РСФСР.
Вместе с односельчанами она радовалась, когда заасфальтировали тротуары вдоль обоих порядков домов в Кононове. Выполнен еще один из наказов избирателей. Стал ходить автобус Муром — Дмитриевы Горы. Это тоже ее заслуга.
Все эти перемены видны, общеизвестны. А кто, кроме Раисы Ивановны, знает, сколько она как депутат приняла людей, какую оказала им помощь. Но эти заботы ей не в тягость. Они приносят удовлетворение. Удовлетворение тем, что нужна людям.
Колхоз «Большевик», Меленковский район.

Категория: Меленки | Добавил: Николай (24.06.2019)
Просмотров: 2101 | Теги: Меленковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru