Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
10:11
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Монастыри

Военная охрана Саровской пустыни в XVIII-XIX вв.

Военная охрана Саровской пустыни в XVIII-XIX вв.

Саровская пустынь, впоследствии один из известнейших монастырей России, была основана в 1706 г. у слияния рек Сатиса и Саровки в глуши муромских лесов. В двух верстах от монастыря проходила Большая Темниковская дорога, на которой разбойничали лихие люди. Они досаждали саровским пустынножителям еще до основания монастыря, являлись причиной ухода монахов с избранного места. После официального учреждения монастыря, Саровская пустынь строилась очень быстро и крепко. Это вызывало кривотолки о средствах пополнения монастырской казны и продолжало притягивать в пустынь разбойный люд. В монастырских документах отмечены нападения на монастырь с целью грабежа в 1706, 1712, 1714, 1731 гг. Жестоким было нападение 30 ноября 1714 г. Разграбили все, что было в церквях и кельях. Особенно пострадал тогда будущий второй настоятель Дорофей. Его пытали огнем, и до конца жизни лицо было бронзового цвета, не росли ни брови, ни ресницы. Бедствие постигло монастырь и 20 апреля 1731 г. Донося об этом, первоначальник Иоанн писал: «Ворвавшись в церковь во время утрени, где были все братия, многолюдством с рогатинами и ружьями, почали нас бить и увечить смертельными побоями, и от того их разбойнического бою и страху некоторые из нас бросились в окна, некоторых же они, разбойники, поймав, били и увечили, рогатинами кололи, и ныне они лежат при смерти». Награбленное вывезли на монастырских же лошадях. Зачинщик этого мятежа мордвин Мореска Тихаев был пойман.
Неминуемая беда угрожала монастырю и в 1774 г., во время Пугачевского бунта. И только благодаря счастливому стечению обстоятельств монастырю удалось избежать разорения отрядом повстанцев, расположившимся в городе Темникове.
В последующие годы так же продолжались посягательства на покой обители, и практика долгих лет показывала, что монастырь собственными силами защищаться не может. О необходимости военной охраны докладывал настоятель Саровской пустыни Пахомий епископу Владимирскому и Муромскому Иерониму (с 1764 по 1789 гг. Саровская пустынь была во Владимирской епархии) в бытность его в Сарове на освящении Успенского собора 15 августа 1788 г. Преосвященный предложил изложить о том письменно, что и было исполнено в 1779 г., но ответа не последовало. В 1780 г. Преосвященный Иероним вновь посетил Саровскую пустынь, и Пахомий вновь доложил ему о необходимости охраны и получил распоряжение – донести по форме. Немедля Пахомий направил прошение Его Преосвященству Иерониму с просьбой передать это прошение«… в Государственную военную коллегию с требованием, дабы она благоволила в нашу пустынь для остережения разбойничьих нападений откомандировать из Владимирского батальона одного унтер-офицера и шесть рядовых солдат», ссылаясь на то, что «…Саровская пустынь построена в самом глубочайшем лесу, в непосредственной близости никаких селений нет, а в этой пустыни находится только небольшое число насельников. В прошлом 1779 году и ныне в весеннее время, около оной пустыни ходили почасту злодейские разбойничьи шайки с ружьями и рогатинами многолюдством, которые много встретившихся им людей грабили, особливо господина подполковника Василия Васильевича Неелова и других помещиков в разных селениях, а впредь угрожали напасть пограбить нашу пустынь, от злодеев произносится угроза словом. Обстоит нам опасность, что бы они злодеи не сделали нашу пустынь разбоем нападением при разграблении и непременно оную огнем исжгли в конечное истребление».
Среди всех обиженных помещиков персонально упомянут подполковник Неелов. Ссылка на эту личность была весомым аргументом, поскольку Неелов был Темниковским воеводой, хотя у монахов он не мог пользоваться уважением. Дело в том, что в 1774 г. по обвинениям Неелова попал в ссылку на Соловки настоятель близлежащего Санаксарского монастыря иеромонах Федор (Иван Игнатьевич Ушаков – дядя адмирала Федора Федоровича Ушакова, причисленный к лику местночтимых святых Саранской епархии в 1999 г.).
На этот раз дело по ходатайству настоятеля Пахомия решилось быстро. Уже через месяц было предписано выслать «из ближайшего к оной пустыни гарнизона» одного офицера и шесть рядовых инвалидов.
Инвалиды – солдаты, неспособные нести службу из-за увечий, полученных на войне или при исполнении служебных обязанностей в мирное время. По степени служебной пригодности различали полуинвалидов, способных еще для несения внутренней службы, и полных инвалидов. Указом Петра I от 1720 г. было повелено определять инвалидов офицеров и нижние чины на жительство в монастыри и богадельни и выдавать им пожизненно содержание по гарнизонным окладам, но с 1722 г. оклады были значительно уменьшены. С 1764 г. Екатерина II прекращает высылку инвалидов в монастыри и выдворяет их на жительство в особо-назначенные города.
В список таких городов вошел и город Владимир. По административной принадлежности команда инвалидов в Саровскую пустынь направлялась из Владимирского батальона и комендант его генерал–майор Фон Каулвазье (Каулбарз) велел «напутствовать солдат должным образом». Из гарнизона отряд вышел с инструкцией, в которой было определено, что «… та команда кроме жалования будет иметь довольствие пищею от той пустыни. Получив сию инструкцию следовать тебе командою немедленно прямейшим трактом к настоятелю и истребовать от него наставление, каким образом будете там поступать, и быть в послушании и повелении того строителя, в случае злодейских людей поступать на благополучие пустыни. Отчитываться каждомесячно, вести себя порядочно и никаких непорядочных изволений отнюдь не чинить, опасаясь за неисполнение штрафа».
«В это самое время или после привезены в пустынь пять (по другим источникам – шесть) чугунных пушек пудов по шести, кои, как говорит устное предание, поставлены были на лафеты на оконечности горы, близ северо-западной башни, жерлами к большому мосту, что на реке Сатисе, и что им воям из тех пушек каждодневно делалось по два выстрела в день утром и вечером».
Команда пробыла в Сарове до 1797 г. «Пустынь прислугою их осталась довольна во многих отношениях». Простоял отряд в монастыре 17 лет, этим определился размер «выходного гостинца» - 17 рублей.
С конца 1796 г. происходит очередная реорганизация, и инвалиды определяются в особые инвалидные роты при гарнизонных батальонах. По этому указу, видимо, и была выведена команда инвалидов из Саровского монастыря.
Еще раньше, в 1789 г. Саровская пустынь была переведена в Тамбовскую епархию, но отряд продолжал оставаться в Сарове еще восемь лет, поскольку «граница губерний около Сарова «формально утвердилась» только к 1797 году».
Какова была судьба инвалидов, полных сведений не имеется. Известно, что в 1817 г. Синод интересовался инвалидами у саровского игумена Нифонта и на запрос последовал ответ: «В Сарове нет никаких сведений о бывших прежде инвалидах, Они были назначены при Владимирской епархии намесником тамошнего губернатора графом Воронцовым и находились по самое царствование Павла I. Бумаг об них не было. Содержались от пустыни. Уволены но остались в пустыни». По другим сведениям, некоторые солдаты вернулись во Владимир.
Пушки оставались в монастыре. После ухода от дел солдат « вместо них приставили из братии (к пушкам) в штате коей, тогда было немало оставлено солдат и даже из бомбардиров, но тогда уже стреляли только из одной пушки и по одну выстрелу в день. Пушки эти в последствии, как ненужные, сняты были с лафетов, и врыты вместо столбов у передних проезжих ворот монастырских».
В XIX в. уже нет известий о погромах самой обители, но продолжались конфликты монастыря с крестьянами близлежащих деревень, как правило, из-за самовольных порубок последними монастырского леса и заготовки ими другого лесного сырья. Крестьяне зачастую объединялись в ватаги по несколько сот человек и немногочисленным монахам – полесовщикам и рабочим, нанятым для охраны монастырской лесной дачи, было не по силам противостоять порубкам.
В 1817 г. настоятель Нифонт вынужден вновь прибегнуть к помощи военной охраны. За поддержкой он обращается к обер-прокурору и кавалеру князю Александру Николаевичу Голицину. В привлечении к охране военных он видел пользу, как для солдат, так и для монастыря. Нифонт писал: «Саровская пустынь украшена твердыми основами в правилах пустынножития, проявления странноприимства и общежительного согласия должна принять участие в людях, защищавших при нападении врага отечество и самим спокойствием жизни монашеской должна, и может презрить и успокоить ныне их самих», «военные в пустыни получат спокойствие и могут быть употреблены в охране. Охрана была и раньше и была признана полезной. При покойной императрице Екатерине II наместник губернатора назначил в Саровскую пустынь из ближайших инвалидов команду из шести нижних чинов и одного унтер-офицера или капрала. Пустынь подтверждает, что желает иметь такую же команду впредь проходить службу, и примут в надлежащее довольствие».
Делу был дан ход, и в 1818 г. по предложению господина министра духовных дел и народного просвещения А.Н. Голицина, и по указам Его императорского величества и Святейшего Синода в Саровскую пустынь была назначена команда, также из шести рядовых и одного офицера, «с тем, что бы начальник Главного штаба Его Императорского Величества определил их из ближайшей инвалидной команды, и считать их в командировке, и проследить, что бы они были не в худшем положении, чем люди в городах».
С 1811 г., с учреждением батальонов внутренней стражи, из подвижных инвалидов были организованы инвалидные роты при госпиталях, а из остальных – команды служащих и неспособных инвалидов во всех уездных городах.
И на этот раз, по приказу генерал-адъютанта князя Волконского, командир отдельного корпуса внутренней стражи генерал-адъютант граф Комаровский командировал отряд из служащей инвалидной команды города Темникова – ближайшего уездного города к Саровской пустыни. Командир Тамбовского внутреннего батальона подполковник Климов уведомил, что в сентябре в Саровскую пустынь прислано «шесть рядовых и один офицер благонадежных, для охранения оной. Командированы при всей амуниции, с полным наставлением к настоятелю и которые переменяться будут другими через месяц приказами». О выполнении приказа о смене команды в монастырских делах документов не содержится. Для удобства несения службы солдатами в ноябре 1823 г. темниковским судом было предписано устроить будки для часовых, что и было спешно исполнено, как видно из докладной казначея иеромонаха Иосии.

Расстались с командой уже при настоятеле Исаии. В 1848 г. по предложению Обер-прокурора Святейшего Синода Графа Протасова «Государь Император особо учредил комитет о способах к ограничению в губерниях и уездах инвалидных команд караула внутренней стражи». По сему указу Саровская пустынь попала в число объектов, караул которых приводился в штатное положение. «Предписано настоятелю Саровской пустыни Исаии дабы он впредь в штат инвалидной команды для занятия при пустыни нужных караулов нанимал на монастырскую сумму отставных, либо досрочно отпущенных нижних чинов, либо других по усмотрению своему принимая для того меры». Положение вводилось с 1 января 1849 г., и с этого времени должно было «перечислять на счет Духовного Ведомства Довольствие на старость инвалидов, а их самих содержать за свой счет». Условия оказались невыгодными, и было принято решение отказаться от караула. Инвалиды выбыли из пустыни в апреле 1849 г.
Впоследствии Саровская пустынь уже не прибегала к помощи военных для охраны обители, изыскивались другие способы для сохранения спокойствия монастыря.

Источник:
Военная охрана Саровской пустыни. Куванова М. Е.: [Электронный ресурс] // Муромский историко-художественный музей: [сайт]. – 2014. – URL: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-v/voennaya-ohrana-sarovskoy-pustyni
Инокини Серафимо-Дивеевского монастыря в Муроме
Владимирская губерния

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Монастыри | Добавил: Николай (19.10.2018)
Просмотров: 934 | Теги: монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru