Присоединение к православию 40-ка военнопленных чехов
17-го апреля 1916 года Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, в гор. Муроме совершено присоединение к православию 40 военнопленных Чехов (36 офицеров и 4 нижних чина).
Все присоединенные офицеры — лица с образованием, не ниже среднего, двое имеют ученую степень доктора прав.
Предварительный искус совести присоединяющиеся проходили под руководством о. Протоиерея гор. Мурома, А. Боброва и священника Алякринского. Кроме того для той-же цели Его Высокопреосвященством командирован был в гор. Муром о. Ректор Владимирской Духовной Семинарии, ныне Епископ Суздальский Павел, на Вербное Воскресение. Затем, сам Его Высокопреосвященство надлежащим порядком вызывал к себе представителя ищущих православия, д-ра прав Иосифа Коутняк, который провел в близком духовном общении со Владыкою 3 великих дня: Страстную Субботу, 1-й и 2-й дни Св. Пасхи.
Характерно письмо Чехов, в котором выражена просьба о присоединении их к Православной Церкви.
... «Вам известно, пишет по уполномочию Чехов, д-р прав, Иосиф Коутняк, что народ наш чешский уже от VIII столетия был в борьбе с католицизмом и Римом. Особенно от XV столетия Вам известно имя Иоанна Гусса, который свое стремление жизнию заплатил. Вам наверно известно, почему Гусситы, т.е. народ чешский в течение более 250 годов до году 1620 истекал кровью. Вам известно, что то была борьба на жизнь и смерть о славянском вероисповедании, борьба за причащение Святых Таин под обоим способом, хлебом и вином. Но Габсбургской династии в конце концов удалось силою оружия нас католиками сделать, когда из 8.000.000 народа чешского 7.200.000 перекололи, дворянство чешское показнили и всех остальных лучших людей чешских выгнали из пределов государства чешского. Им удалось ужасным насилием формально добиться успеха, но сердце чешского человека осталось все-таки непоколебимым. Народ чешский не изменил своему мученику Иоанну Гуссу и живет до сих пор с тайной надеждой, что в конце концов ему все-таки удастся его старое стремление — уход от Рима. А теперь это время приблизилось, ибо приблизилось время освобождения нас чехов от ига Габсбургского. Русские доблестные войска пошли в бой за свободу нас малых народов славянских, томящихся до сих пор в службах враждебных славянству государств. Русский Государь Император Великий Царь Николай II хочет нас освободить. И поэтому мы бы хотели уже теперь сделать то, что безусловно весь народ наш сделает после победы русского оружия, т.е. отбросить католицизм и перейти в православие».
К сему приложен список желающих принять православие.
16-го апреля 1916 г. с вечерним поездом в город Муром изволил прибыть Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, для присоединения к православной церкви сорока военно-пленных чехов Римско-католического исповедания, из которых 36 офицерского звания и 4 нижних чина. Для встречи Владыки выезжал на станцию «Климово» Благочинный г. Мурома, Протоиерей Алексий Бобров, а на Муромскую станцию для встречи прибыли: Преосвященный Епископ Митрофан, Игумения Муромского Троицкого монастыря Азария, Игумения Владимирского Аврамиевского монастыря Августа, священник собора Александр Алякринский с военно пленными чехами, корпорация Муромского духовного училища и чины Муромской полиции. Здесь один из чехов приветствовал Владыку речью на русском языке, окончивши ее пожеланием Владыке многолетия, которое тут же и было пропето его товарищами — чехами.
Ответную речь Его Высокопреосвященство изволил произнести на чешском языке. Затем каждого чеха благословил и всему народу преподал общее благословение, на что чехи спели „ис полла эти, деспота".
Присоединение имело характер трогательного и умилительного торжества. При громадном стечении народа, заполнившего собор и всю соборную площадь гор. Мурома, в присутствии двух Святителей и уездных властей.
Присоединение Высокопреосвященнейший Архиепископ Алексий совершил в городском соборе Рождества Богородицы перед литургией 17-го апреля, по окончании часов. Начало присоединения третьим чином, т. е. отрицание от ересей, было совершено вне собора, при огромном стечении народа, занявшего всю галерею собора и почти всю соборную площадь. При пении 66 псалма, Владыка, снявши с себя большой омофор и отдавши его в руки присоединяемым, оставив на себе только один конец его, ввел таким образом всех их в храм, где и было окончено над ними присоединение 3-м чином. По окончании означенного чина, Его Высокопреосвященство совершил 2-й чин присоединения над четырьмя из 40 присоединившихся, которые не были конфирмованы в Римско-католической церкви. Божественную литургию совершил Преосвященнейший Митрофан, в сослужении соборного причта и Протоиерея Иоанна Чижова. За литургией присоединяемых причастил Святых Таин сам Высокопреосвященнейший Владыка Алексий. По окончании литургии, Его Высокопреосвященство изволил произнести, обратившись к присоединенным речь.
После речи Владыки присоединенным была вручена от имени Владимирского Братства Св. Благоверного В. Князя Александра Невского икона этого святого, при произнесении соответствующей речи о. Протоиереем Александром Васильевым, прибывшим для этой цели вместе с Владыкой из Владимира. Затем каждому присоединенному Владыка Алексий подарил по маленькой иконе и евангелию. Раздавши подарки, Высокопреосвященный Архипастырь вышел из храма, в сопровождении Его Преосвященства и всего городского духовенства, для совершения благодарственного молебствия на площадь. Пред молебном Владыка Алексий возложил палицу на Протоиерея Иоанна Чижова. К обычным многолетиям о. протодиакон Иоанн Ушаков присоединил и многолетие новоприсоединенным. По окончании церковных торжеств, крестными отцами присоединенных Высокопреосвященнейшему Алексию была предложена скромная трапеза в зале Реального училища, где были и все присоединенные чехи, которые, по окончании трапезы, пели русский, чешский и общеславянский гимны, а также исполнили и другие песнопения своей нации. К этому времени был приглашен фотограф, который и снял всех участвовавших в описанном торжестве.
Представитель от Александро-Невского Братства гор. Владимира, Протоиерей А. Васильев принес поздравление присоединившимся чехам в следующих словах: „Братья славяне! Владимирское Православное Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, с разрешения и благословения своего Архипастыря, совершившего ныне над Вами чин присоединения к православию, радостно приветствует Вас, как новых членов Церкви Православной. Полагая в основу своей деятельности поддержание и распространение святого православия под небесным покровительством Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского, Владимирское Православное Братство признало радостным своим долгом разделить Вашу радость настоящего дня и передать Вам в благословение на новую жизнь в лоне православной церкви святую икону Небесного Своего Покровителя.
Давно-давно, почти семьсот лет тому назад, когда теснились к нам на Русь вероучения католичества и лютеранства, на рубеже той местности, где ныне северным фронтом своим ведется нами война с Германией, выступил войной-же на защиту святого православия Благоверный Великий Князь Александр Невский и знаменитым Ледовым побоищем в 1242 году остановил волну наступающего на нас не православного движения с запада. Благодаря деятельности Благоверного Князя прочно была постановлена им на все дальнейшее время территориальная граница западному влиянию на чистоту православия в нашем отечестве.
Ныне новая война и с тем же врагом открывает движение в сторону православия славянским народностям вражеской нам страны, которые, по требованию своего верноподданничества, вовлечены были германскими планами в войну с нами, своими родичами по крови — славянами. Несомненно, что это поднятие оружия на брата своего, вынужденное необходимостью, всегда сознавалось истинными сынами славянства, как восстание на родственную кровь и вот ныне, когда отпала необходимость подчинения железной германской руке, среди наших военнопленных славян-католиков отмечается движение в сторону святого православия, как религии большинства славянских народностей. Родственные нам по крови народы естественно влекутся быть родственными с нами и по религии, как такой стороне жизни, которая дороже всего и сближает народы к устроению царства Божия на земле. Такое движение, возникшее и в этом городе среди вас, военнопленных чехов, создало настоящее торжество.
Привет Вам, новые сыны церкви православной. Православное Братство Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского в знак молитвенного общения с Вами и в благословение на новый путь жизни святительскими руками своего Архипастыря вручает Вам сию святую икону Небесного Покровителя православия, именем которого действует Братство в пределах местности, где судил Вам Господь назваться сынами православной церкви».
Получено много приветственных телеграмм и писем, из которых приведем более выдающиеся.
Славянское Благотворительное Общество в Петрограде отметило торжество следующей приветственной телеграммой, присланной на имя Высокопреосвященнейшего Владыки Алексия: «В знаменательный день возвращения военнопленных наших братьев чехов из давнего римского плена в любвеобильное лоно матери православной, Кирилло-Мефодиевской церкви Совет Петроградского Славянского Благотворительного Общества радостно приветствует Вас, Милостивый Владыко, с совершающимся событием торжества православия и славянской идеи и самих духовно соединяющихся с нами братьев наших, которые, помня заветы своей родной истории, справедливо считают свой акт залогом будущего, духовного и политического освобождения целого своего народа. Да засвидетельствуется перед ним наша духовная радость и братская любовь словами послания Константинопольской церкви к чехам, которое мы посылаем им через Вас, вместе с кратким изложением славных, но и мученических подвигов их предков за правду Божию и православного народа. Да будет слово и Вашей любви к духовным нуждам наших братьев, столь долго томившихся вожделением истинной матери церкви и обретших ее под Вашим святительским попечением. Председательствующий Генерал от Инфантерии Скугаревский».
От Императорской Петроградской Духовной Академии получена следующего содержания телеграмма: «Императорская Петроградская Духовная Академия, имея в своем составе четырех представителей славянской науки, радостно приветствует Вас Владыко и через Вас воссоединяющихся с православной церковью братьев наших чехов. Да будут духовные узы наши с ними святы и нерасторжимы. Епископ Анастасий, Профессор Пальмов, Евсеев, Верюжский».
Владимирский Губернатор, лишенный возможности в силу служебных своих обязанностей присутствовать лично на торжестве присоединения, приветствовал Архипастыря следующей телеграммой: «Срочные служебные обязанности лишают меня возможности присутствовать при глубокоотрадном торжестве присоединения единокровных нам славян чехов к лону православной церкви. Примите Владыко мои искреннейшие поздравления по случаю радостного события и не откажите передать мои поздравления новым сынам святой церкви православной, которая в любвеобильном сердце своем объединит со временем всех представителей великого славянства. Владимирский Губернатор Камергер Высочайшего Двора Владимир Крейтон».
Приняли православие следующие военнопленные чехи: прапорщики: 1) Мирослав Ядвик, 2) Мирослав Штулик, 3) Франтишек Потак, 4) Арнольд Бартош, 5) Властимиль Козельский, 6) Рудольф Поторны, 7) Антоний Гнатек, 8) Станислав Кличник, 9) Войтех Кергарт, 10) Николай Долежал, 11) Бедржих Макориус, 12) Вячеслав Легат, 13) Милослав Кратохволь, 14) Людвик Кашпарск, 15) Станислав Булант, 16) Франз Топинка, 17) Антонин Душанск, 18) Фердинанд Моркуп, 19) Франц Коурил, 20) Франц Дубан, 21) Корел Кржиж, 22) Ярослав Уирковский, 23) Антон Хроуст, 24) Вильгельм Кржечек, 25) Воцлав Тихий, 26) Ярослав Иоганик, 27) Иосиф Прибыч, 28) Франц Слунечко, 29) Фердинанд Соукуп; Подпоручики: 30) Иван Риб, 31) Иосиф Коутняк, 32) Иосиф Шевчик; Поручики: 33) Франц Гниздо, 34) Антонин Машита; Штабс-Капитаны: 35) Ярослав Силитек, 36) Адольф Левитнер; нижние чины: 37) Франц Суханек, 38). Корел Рига, 39) Корел Зволонск и 40) Антонин Нейбауер.
В тот же день вечером Его Высокопреосвященство выбыл из города Мурома во Владимир. Для проводов его, на вокзал прибыли те-же лица, которые имели честь приветствовать его при встрече, а также и все городское духовенство. Пред отходом поезда, чехи вместе с духовенством пропели русский гимн и „ис полла эти, деспота".
/Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 30-го апреля 1916 года/
РЕЧЬ Высокопреосвященнейшаго Алексия к присоединившимся к православию военнопленным Чехам
Поздравляю Вас, братие, со вступлением в благодатную семью православного славянского племени. И до этого священного момента Вы были нашими братьями: мы любили Вас, следили за Вами, жалели Вас и не раз призывали Вас в наши братские объятия, но Богу, Который строит судьбы царств и народов, угодно было отодвинуть момент нашей братской встречи и единения до другого времени... Теперь Вы, родные всему славянскому по крови, вступили с ним в единение веры, в общение любви и причастие благодати Св. Духа. С этого момента наше естественно-племенное родство с Вами становится духовно-благодатным союзом, наше братство по плоти становится братством во Христе Иисусе Спасителе нашем.
Пред Своей смертью Господь наш Иисус Христос молился: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне» (Иоан. 17, 21). Какой это близкий, теснейший и исполненный «живой жизни» союз! Чрез братство во Христе Иисусе, Сыне Божием, мы вступаем в таинственное единение с Его Отцом, Творцом и Промыслителем мира, мы делаемся присными Ему, отдаем Ему себя, чтобы от Него получить жизнь, могущество и явить на земле прочим народам правду Божию. Вот, истинное призвание православного славянства. Для него избран славянский народ и к нему ведет его Всемогущая Рука Промыслителя мира.
На исторический путь славянский народ выступил после других народов. Впереди его по этому пути пошли семиты, романские народы, германцы и др. Каждый из этих народов нес с собою в сокровищницу человечества свой дар. Семит принес идею Единого Бога, романские народы — понятие о достоинстве человеческой личности и с ним стремление к свободе, германцы завоевательные инстинкты, стремление к господству над другими народами, в основе которых лежит гордость, имеющая свое начало в диаволе, исконном враге рода человеческого. Но что несут с собою в сокровищницу человечества славяне?
Хотите это знать, обратитесь к мифологии этого народа, к его первоначальной истории, к его истории, как народа христианского.
Три светлые, чистые стихии лежат в основе славянской мифологии: свет (солнце), вода и огонь. Славянин-язычник любит их, он тянется к ним всей душой, он простирает к ним свои руки, он хочет жить под их благодетельным воздействием. Он просит солнышко согреть его детушек, обогреть его пашню, осиять и согреть землю-матушку. Вода символ здоровья, счастья, как земля синоним богатства. В воде он видит стихию, которая очищает нечистоту не только телесную, но и духовную, приключающуюся человеку от злого духа, он просит воду очистить его от призора очей, от чар колдуна, он умоляет ее очистить его дом, его скот от действия злого духа. Огонь для славянина такая-же чистая, светлая стихия, как и вода, но тоньше, сильнее, проникновеннее воды... Он также освобождает человека от действий злого духа, предохраняет его от них, возвращает ему здоровье и подает счастье в жизни. Итак, душа славянина-язычника жила по преимуществу в сфере света, идеальной чистоты, прекрасного возвышенного... Были и у славян мрачные, злые боги, но они исчезали, как тьма пред светом, пред его светлыми представлениями. С такими представлениями, с таким душевным настроением славяне пошли на встречу другой, светлой, чистой, святой силе — благодатной силе христианства. Была-ли встреча этих двух родственных сил в акте принятия славянами христианства с Востока случайной как то стараются доказать враги православия, или в ней сказалась воля Провидения, всегда пекущегося о судьбах славянства, но только с этого времени славянство и православие становятся не отделимыми друг от друга, делаются синонимами... И всякий раз, когда то или иное славянское племя забывало про это родство, оно подвергалось великим историческим бедам Те естественно-племенные, так сказать, свойства души славянина, которые выражались в нем в стремлении к светлому, чистому, прекрасному, возвышенному, христианство озарило силою божественной благодати, усилило их, сделало их возвышеннее, прекраснее. То, что славянин носил в душе своей, как естественный дар Божий, и к чему он смутно тяготел своей душой, теперь сделалось потребностью его жизни, его историческим призванием. Явить на земле правду Божию, жить по правде, жить по Божьему, сказать другим народам, что кроме интересов социальных, экономических, есть у народов на земле другие высшие интересы — интересы духа, просветленного божественным светом христианства, стремящегося дать на земле торжество христианским началам правды, любви, стремящегося к красоте в жизни, — вот то, что православные славяне несут в сокровищницу человеческой жизни. И разве они не доказали этого самым делом? Возьмите самые выдающиеся моменты в истории того или иного славянского племени, когда славяне призывались исторической судьбой явить всю силу своего духа, разве они не являлись защитниками правды Божией, попираемой на земле врагами ее? Разве Иван Гусс и все гусситское движение не есть один великий, беспримерный подвиг славян-чехов за правду Божию -- за правду Христову, попранную врагами православия-католиками? Разве наш русский 12-й год не есть такой-же подвиг за правду Божию, попранную диктатором Наполеоном? И знаменательно, что Россия, освободившая Европу от этого диктатора, возвратившая ее к ее политической жизни, не использовала своей победы в корыстных целях, хотя легко могла сделать Европу своей данницей на целое столетие,- все делалось во имя правды, во имя любви. А еще так недавно, на наших глазах совершившийся величайший в истории народов, акт освобождения 10-ти миллионов русских крестьян от крепостной зависимости, разве не есть яркое свидетельство той любви, мира, стремления к правде Божией, которыми живет русский народ? Западные народы, которые привыкли свободу соединять с революцией, с потоками крови, только развели руками, видя, как у нас все совершилось по братской любви, мирно, спокойно. Наконец, настоящая война, которая ведется нами за правду Божию, попранную в лице родного нам сербского народа, разве не тоже самое доказывает? Я не хочу утомлять Вас, братие, дальнейшими указаниями на исторические факты в этом роде: для доказательства достаточно и приведенных... Но не могу удержаться, чтобы еще раз не повторить Вам, что славянство и православие неотделимы друг от друга, что славянин может быть только православным, что измена славян православию равносильна смерти их, — смерти духовной и политической. Вот, почему настоящее торжество присоединения к православию наших братьев по крови — чехов исполняет нас глубокой радости: это заря воскресения западного славянства, возвращения их под родной кров св. вселенской православной Церкви, начало духовно-благодатного единения славян, которое всегда вливало в них силу и мужество и делало их непобедимыми и страшными для врагов правды Божией на земле.
Да будет же благословен настоящий день, приведший нас в братские объятия. Воскресения день и просветимся торжеством и друг друга обымем!
Город Муром
Владимирская епархия.
Copyright © 2019 Любовь безусловная
|