ПРИГОДИТСЯ В ЖИЗНИ Наш кружок появился в школе давно, когда мы еще учились в четвертом классе. Тогда мы поставили пьесу по сказке С.Я. Маршака «Кошкин дом». Есть там такой персонаж — свинья. Вот эту роль я и играла. Нам всем казалось, что хорошо выступать только в главкой роли. Но, когда все поработали как следует, увидели, что все роли хороши и важны по-своему. Ведь спектакль — это единый ансамбль. Потом в «12 месяцах» С.Я. Маршака я играла падчерицу. Спектакль мы показали несколько раз, он всем понравился, а нам — больше всех. Мы и не заметили, как сдружились, волновались один за всех и все за одного. В прошлом году мы поставили сказку «По щучьему велению». Роль царевны-Несмеяны мне очень дорога. Может быть потому, что так долго и трудно мы с мамой делали костюм, придумывали хитроумное приспособление, чтобы текли «настоящие» слезы. И они потекли, да так, что зрители первого ряда их помнят до сих пор. Сказки — мудрые жемчужины народного творчества. В них есть все, чтобы заставить задуматься и ребенка, и взрослого. Поэтому я так люблю играть в пьесах — сказках. Сейчас мы готовим спектакль по сказке «Волшебная лампа Алладина». В ней мне доверили роль царевны Будур. Многому научил нас драмкружок. И пусть мы не станем артистами, когда вырастем. Мы научились дружить, научились делить не только радости успеха (это легко), мы научились, вернее, учимся не унывать, не вешать носа при неудачах. А это в жизни очень пригодится. Рита КОНУШКИНА ХОРОШО, КОГДА ВМЕСТЕ Я тоже занимаюсь в драмкружке со дня его создания. Мне посчастливилось играть самую главную роль в спектакле «Кошкин дом» — роль Кошки. Мы долго и тщательно готовили к постановке эту чудесную сказку, много репетировали, подбирали музыкальное оформление, делали маски, шили костюмы. Наш дебют состоялся перед малышами, воспитанниками детских садов. Потом мы показывали спектакль школьникам, на конференции родителей, в клубе поселка. В сказке С.Я. Маршака «12 месяцев» я играла роль королевы. Этот спектакль получился у нас, пожалуй, самым живописным. Мы так привыкли делать одно общее дело, что нам стало чего-то недоставать, когда спектакль был уже показан зрителям и не надо было больше собираться на репетиции. Каждый в нашем классе и еще чем-нибудь интересуется. Я занимаюсь в легкоатлетической секции, несколько мальчиков — тоже, двое занимаются в кружке изобразительного искусства, шесть человек — в кружке технического творчества, девочки — в вокальной группе. И, все-таки, пожалуй, больше всего все мы любим заниматься в драмкружке. Там мы все вместе. Это очень нужно, чтобы делать общее, важное для всех дело. Таня ШАЛАЕВА БЕЗ МАЛЬЧИКОВ НЕВОЗМОЖНО Многие почему-то считают, что мальчики не хотят заниматься общественной работой, в частности, художественной самодеятельностью. В нашем классе двадцать пять мальчиков, и все мы выступаем в спектаклях. Я в «Кошкином доме» играл роль Поросенка. Слов у роли нет, только забавная песенка. Но в какой восторг приходили наши зрители — малыши, когда на сцене появлялись веселые поросята — в нагрудниках с аппликацией мордочки поросенка, с деревянными ложками и мисками! Мы пели и танцевали — это было очень весело. В «12 месяцах» я играл роль доброго солдата, а другие мальчики — роли двенадцати месяцев, канцлера, профессора, садовника, министра, стражников. К этому спектаклю я долго готовил себе костюм. Каждый раз, уходя со сцены, мы слышали аплодисменты, это было очень приятно. В сказке «По щучьему велению» мне дали роль скомороха. Я сначала обиделся: вся роль — несколько стихотворных строчек. И роль-то какая — клоун! Но освоился, и получилось хорошо. Это правда, что нет маленьких, неважных ролей. При подготовке спектакля не только артисты нужны. Требуются бутафоры, декораторы. И тут без мальчиков уж никак не обойтись. Так что не знаю, кто более активен — девочки или мальчики. Попробовали бы они смастерить без нас доспехи стражникам! В прошлом году мы готовили и ставили очень ответственный спектакль, посвященный 30-летию Великой Победы над фашистской Германией, под названием «Мальчишки из города». В нем играли и мои друзья — Миша Талызин, Саша Пучинин, Вова Смирнов, Катя Дмитриев. Спектакль рассказывает о героическом подвиге советских пионеров, восстановивших разбитый фашистами памятник В.И. Ленину. Мы долго готовили костюмы для ролей гитлеровцев. Искали в книгах иллюстрации. Консультировались у бывших фронтовиков. Я люблю наш кружок. Алеша ЛАГУНОВ «ПИОНЕРСКИЙ ФИТИЛЬ» Недавно мы поставили сатирическое обозрение «Пионерский фитиль». Это четыре отдельные сцены, связанные одной идеей — критикой недостатков работы в пионерском отряде. Спектакль остроумный, с музыкальным оформлением, живой, действенный. Боевой задор ему придают стихи, являющиеся своеобразными заставками. Я была в спектакле ведущей вместе с Ритой Конушкиной. Я участвовала и в прежних постановках «Фитиля», но этот спектакль мне особенно понравился сатирической направленностью, злободневностью. В стране ежегодно проводится «Неделя театра». Членов нашего драмкружка пригласили в областной театр имени Луначарского на «День открытых дверей». С большим волнением мы вошли в светлое красивое здание — изящное содружество стекла и бетона. Нам рассказывали об истории драмтеатра города Владимира, о том, как было построено это прекрасное здание, об удивительных конструкциях, сложных и смелых, делающих акустику зала необыкновенной, оформление — красивым и торжественным. Мы были даже на сцене и видели, какие сложные механизмы опускают и поднимают декорации, видели пульт управления помощника режиссера, побывали в артистических уборных, видели грим и костюмы. Наташа КАЗНАЧЕЕВА МОИ РОЛИ Мне тоже поручали играть в спектаклях разнообразные роли. Сначала роль Котенка, потом — Лисы в пьесе «12 месяцев», а в сказке «По щучьему велению» — роль Щуки. Это была самая сказочная из всех моих ролей. Сложный костюм из фольги получился не сразу. Надо было научиться говорить таинственным голосом, мгновенно исчезать и появляться. Сказки тем и хороши, что там все звери говорят человеческим языком, совершают поступки, свойственные людям, и помогают раскрывать достоинства или недостатки людей. И самое главное, наверное, в том, что сказка помогает нам увидеть окружающий мир в новом свете, еще лучше, еще краше. Оля ГЛАЗКОВА» («Знамя», 17 января 1976).
«МЫ — ЮНАРМЕЙЦЫ Весной минувшего года мы торжественно отметили 30-летие Великой Победы, но работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе не затихает ни на один день. Руководит ею комитет ДОСААФ во главе с военруком П.Т. Афёновым. В школе действует лекторская группа, члены которой проводят лекции и беседы. Мы встречаемся с участниками боев. В День Победы ветеранам защиты Сталинграда наши школьники вручили снарядные гильзы с землей, взятой на Мамаевом кургане во время экскурсии в этот город-герой. Ездили мы также в Ленинград, Одессу. Много ребят занимаются в кружках разведчиков, радистов, телефонистов, санинструкторов, флажковой сигнализации, гражданской обороны, строевой подготовки. Все это помогает нам воспитывать в себе глубокий патриотизм, вырабатывать силу, ловкость, мужество. Не случайно команда нашей школы является постоянным участником и призером районных и областных военно-спортивных игр «Зарница». Подготовка юнармейцев к соревнованиям начинается у нас с пятого класса. Эта работа по-настоящему увлекает ребят. К каждому выступлению мы готовимся очень серьезно, тщательно проверяем снаряжение, отрабатываем до мелочей каждое движение. Дважды мы были участниками финала Всесоюзной игры: «Зарница-71» в крепости герое Бресте и «Зарница-75» в городе-герое Ленинграде. Мне в составе команды наших юнармейцев довелось побывать в Ленинграде и защищать вместе с товарищами честь Владимирской области. Впечатление от поездки огромное. Оно надолго сохранится в нашей памяти. Мы побывали на месте боев, о которых знает теперь весь мир. Посетили Пискаревское мемориальное кладбище, были на берегу Ладожского озера, через которое проходила знаменитая «дорога жизни», осмотрели много других памятников мужества и героизма советских людей. Финал Всесоюзной игры «Зарница» - не только радостный праздник. Это еще и проверка мужества, дружбы, готовности по первому зову Родины встать на ее защиту. И пусть мы не стали победителями, но мы испытали себя, узнали свои силы, пополнили знания, которые очень помогут юнармейцам. Сейчас мы — выпускники школы. Но скоро состоится областной финал «Зарницы», и мы не можем стоять в стороне. Наши ребята помогают шестиклассникам, которые должны будут в скором времени стать основой команды. И мы верим, что они неплохо выступят. И. ШЕВЧЕНКО, учащаяся Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 26 февраля 1976).
«БЫТЬ УЧАСТНИКОМ На своем собрании комсомольцы Оргтрудовской средней школы обсудили итоги XXV съезда КПСС и задачи по выполнению его решений. Первое слово было предоставлено секретарю школьной парторганизации Б.А. Петухову. Он рассказал о работе съезда, его значении, о принятых документах, призвал учащихся принять участие в претворении в жизнь решений форума коммунистов, ответить на них отличной учебой. Сейчас для восьмиклассников и десятиклассников главное — хорошо подготовиться к выпускным экзаменам, а потом или продолжить учебу, или занять достойное место в трудовом строю. — Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым, — этими известными словами закончил Б.А. Петухов свое выступление. Затем слово взяла секретарь школьной комсомольской организации Надя Иванова. — Своим трудом, отличной учебой, — сказала она, — мы должны внести достойный вклад в укрепление могущества Родины. Уже сейчас каждому из нас надо подумать о выборе жизненного пути, о приобретении будущей профессии. На собрании выступили комсомольцы Лена Смирнова, Валя Червякова, Наташа Дмитриенко, Женя Петрова и другие. Они говорили о повышении качества получаемых в школе знаний, об усилении подготовки к экзаменам, о своих планах на будущее. Десятиклассник Олег Мысляев, например, предложил сильным ученикам взять шефство над слабыми, чтобы рядом не было ни одного неуспевающего. Особый интерес вызвало у ребят выступление ветерана Великой Отечественной войны В.А. Кудрякова. — Труд каждого человека,— сказал он,— должен быть вложен в выполнение планов партии, намеченных на десятую пятилетку. Поэтому и каждый комсомолец, будь он рабочий или школьник, должен поставить перед собой ясную задачу, чтобы стать не просто зрителем, а самым непосредственным участником борьбы за претворение в жизнь предначертаний съезда. В заключение выступила секретарь райкома комсомола Н.А. Щурова, которая сказала, какие задачи стоят сейчас перед школьными комсомольскими организациями в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения. Собрание приняло постановление, где записано, что каждый комсомолец обязуется отработать по четыре часа на фабрике «Организованный труд», а заработанные средства перечислить в фонд пятилетки. В постановлении говорится также об оказании шефской помощи колхозу «Большевик», о подготовке к выпускным экзаменам и к Ленинскому зачету по ХХѴ съезду КПСС. А. ПОЛЯКОВА, внешт. корр. «Знамени» («Знамя», 24 апреля 1976).
«Быть закаленным каждый обязан Если я здоровый и крепкий, я могу долго готовить уроки и не устану. Если я каждый день занимаюсь зарядкой, обтираюсь мокрым полотенцем, если я закаленный, то мне не страшна холодная погода, и я не признаю никаких там гриппов. Вот почему в нашей школе большое внимание уделяется физической подготовке учащихся. — Становись! Мы выстраиваемся в коридоре. Мы — это ребята постарше. Наступает тишина. Только из спортзала доносятся голоса и стук мяча. Там уже началась тренировка малышей. А мы выбегаем на улицу и — кросс километра три. Такие кроссы совершаем ежедневно, в любую погоду. Вот приходим в спортзал. Проделываем несколько упражнений: мах одной и двумя руками попеременно, прыжки на месте, дыхательное упражнение. Дыхание стало ровное. Начинается основное занятие. Это прыжки в высоту и в длину, прыжки с препятствиями. Игра в регби. Но вот занятие окончено. Чувствуешь приятную усталость. Хорошо! Вот так проходят у нас занятия легкоатлетической секции, которая разбита на две группы — для младших и для старших школьников. И пусть мы не все станем выдающимися спортсменами. Быть здоровым, физически закаленным должен каждый советский человек — школьник, рабочий, артист, космонавт. Коля ДМИТРИЕВ, ученик 7 «б» класса Оргтрудовской школы» («Знамя», 22 января 1976).
«Второе место в соревнованиях сборных команд районов области, проходивших в г. Муроме, заняла команда нашего района в составе: Н. Семеновой, А. Зеленова, А. Мишина и А. Потапова из Оргтрудовской средней школы. Наибольшего успеха достигла Наташа Семенова, занявшая первое место на дистанции 1500 метром и второе место в беге на 80 метров. Команд награждена дипломом второй степени областного спорткомитета» («Знамя», 8 мая 1976). «В гостях у ветеранов ТРУДА На днях гостями Оргтрудовского дома инвалидов и престарелых стали пионеры средней школы. Они пришли сюда вместо со старшей вожатой Ольгой Степановной Германовой и преподавателем музыки Валерием Анатольевичем Батищевым, чтобы выступить перед живущими здесь ветеранами труда с концертом художественной самодеятельности. Встреча юного и старшего поколений проходила интересно для тех и других. Дружными аплодисментами наградили зрители Олю Ермакову и Олю Симонову за темпераментное исполнение танцев народов СССР. Немало аплодисментов досталось и Артуру Харотяну, исполнившему несколько веселых песенок. Горячо благодарили ветераны труда своих гостей за хороший концерт и теплые поздравления. На прощание все ребята получили памятные подарки. Наблюдая эту теплую встречу, я невольно думала о том, что только в стране, где у власти стоит народ, человек-труженик чувствует заботу своей Отчизны не только в годы работы, но и на заслуженном отдыхе. Только в стране, где труд — главное мерило человеческой ценности, может он рассчитывать на спокойную старость и всеобщее уважение. А. ПОЛЯКОВА, внешт. корр. «Знамени» («Знамя», 15 мая 1976).
«В лагере «Солнышко» Тепло и ласково назвали ребята свой лагерь при средней школе поселка Оргтруд. «Солнышко» — так называют ученики первых-пятых классов то место, где ежедневно собираются они вместе. Сюда же приходят их учителя и постоянно среди ребят находится старшая пионерская вожатая Ольга Степановна Германова. Над «Солнышком», не смолкая с утра и до вечера, стоит радостный и многоголосый ребячий гомон. Подвижные игры, всевозможные викторины, аттракционы — так заполнен их летний день. Весело и интересно отдыхают школьники. Летние каникулы это еще и знакомство с новыми людьми, книжками, неизведанными еще лесными уголками, изучение истории родного края. Вот на таком сборе, посвященном прошлому нашего поселка, первым пионерам, комсомольцам и коммунистам, среди приглашенных была и я. В тот день на лесной полянке возле пионерского костра встретились ребята и их гости. С большой радостью увидела я с каким вниманием и интересом слушали ребята мой рассказ о прошлом нашего поселка, о наших замечательных земляках. Потом сами ребята выступали с художественной самодеятельностью. И снова песни, игры. Это очень хорошо — правильно организованный летний отдых детей. Учителя, вожатые не жалея сил и времени, занимаются с детьми. Хочется от души поблагодарить их за это. А. БЕЛОВА, пенсионерка, член КПСС» («Знамя», 6 июля 1976).
«ЧЕРЕЗ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В Оргтрудовской средней школе встретились ее выпускники 1951 года Ровно 25 лет тому назад был у них выпускной вечер. Восемь классов окончили они (школа была восьмилетней) и вступили в большую жизнь. И вот теперь они снова собрались в школе, в том же старом ее здании, где учились (хотя есть прекрасное новое). Как же они изменились, дорогие мои мальчишки и девчонки! Как возмужали! И в то же время я вижу их прежними. Узнаю ставшие для меня такими родными их черты, их привычки. Сидела я, старая учительница, смотрела на счастливые лица моих учеников и радовалась за них, за нашу советскую Родину. В то далекое время, когда собравшиеся кончили школу, очень популярной считалась песня из репертуара Клавдии Шульженко: Пусть дни нашей жизни, как волны бегут. Мы знаем, что счастье нас ждет впереди. Порукой в том юность и радостный труд И жаркое сердце в груди. Юность, любовь к труду, большое стремление стать полезными Родине сделали свое дело: все двадцать шесть выпускников нашли свою дорогу, свое призвание, свое место в общем строю созидателей коммунистического общества, Люся Пискарева и Люся Тумина преподают математику, первая – в одной из школ Казахстана, вторая - на Урале, Витя Шибаров - инженер-химик, работает в г. Кирове, Галя Конушкина и Дуся Муравьева стали врачами-педиатрами. Тася Сидорова тоже врач — зубной. Трое живут и работают в городе Владимире. Это мастер завода «Точмаш» Николай Лавров, заведующий лабораторией одного из институтов Сева Руфицкий, преподаватель математики строительного техникума Люба Чистякова. Мальчишки-девчонки. Не могу я перестроиться и называть вас по имени-отчеству. А надо бы. Ведь вы уже многого достигли. Вот, например, Витя Шибаров. О нем, о Викторе Николаевиче Шибарове, уж и в газетах писали, что это прекрасный инженер, один из ведущих рационализаторов и изобретателей завода, что лично им подано 32 рационализаторских предложения, внедрение которых дало экономический эффект в 713 тысяч рублей. А взять Любу Чистякову. Прекрасный математик. А Коля Лавров - это один из лучших мастеров предприятия, опытный наставник молодежи. Сколько было во время этой встречи воспоминаний, рассказов о теперешней жизни. Выпускников школы приветствовали нынешний ее директор Маргарита Дмитриевна Малышева. Всеволод Руфицкий, бывший комсорг класса, сказал ответное слово. Нашли они, наши гости дорогие, время для того, чтобы почтить память своих учителей, которых уже нет в живых. Все мы посетили поселковое кладбище и возложили венки на дорогие могилы... Глубоко взволновала меня встреча с питомцами школы. Учителей иногда называют сеятелями разумного, доброго, вечного. Да, это так! Я увидела хорошие плоды этих посевов, которые будут сказываться и дальше — в новых поколениях. А. ПОЛЯКОВА, учительница-пенсионерка» («Знамя», 3 августа 1976).
«742 ученика сядут за парты в Оргтрудовской средней. Принаряженной, словно помолодевшей встретит их школа. Просторные классные комнаты, коридоры сверкают белизной, свежей краской. Тона выбраны светлые, мягкие. Парты выкрашены в светло-голубой, почти белый цвет в большинстве классов. При отделке помещений, видно, все время помнили об эстетике. Вот стена лестничной клетки. На ней яркое панно. Сама лестница покрашена так, что кажется будто на нее постелили ковровую дорожку. Очень хорошо, что во всех помещениях, особенно в классных комнатах, много света: ряды больших окон, безотказно действует продуманная система электрического освещения. Все учащиеся обеспечены учебниками. Школой приобретено много новых наглядных пособий, приборов. Шире будут внедряться телевизионные уроки, для чего имеется два телевизора. Оборудованы учебные кабинеты. Кадрами учителей школа укомплектована полностью, восемнадцать педагогов из сорока трех прошли в течение летних каникул курсы повышения квалификации. Полностью готовы к работе школьные столовая и интернат. За здоровьем ребят будут следить постоянно работающие при школе зубной врач и медицинская сестра. Обновлена вся наглядная агитация. Красочно, броско оформлены стенды «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь», «Труд — это живой огонь», «Развитие науки и техники», «Герои космоса», «Выпускники школы — в рядах Советской Армии», «Пионер дружит с детьми всех стран», «Для юных атеистов» и другие. Составлен в школе план расширения среднего образования на 1976—1980 годы и план профессиональной ориентации. Девятнадцать выпускников десятых классов пошли работать на фабрику «Организованный труд» в 1975 году, а в этом году — двенадцать. И, по всей вероятности, что число это увеличится. Восемь выпускников 1976 года пошли учиться в сельскохозяйственные училища» («Знамя», 24 августа 1976). «Лекцию на тему «Антирелигиозное воспитание» прочитала в клубе поселка Оргтруд преподаватель Оргтрудовской средней школы Н.М. Маркова. После лекции демонстрировался художественный фильм «Анафема» («Знамя», 18 сентября 1976). «В районных соревнованиях по пионерскому четырехборью «Дружба» приняли участие команды семнадцати школ. В личном общем зачете у девочек 1-е место заняла М. Козлова, 2-е место — Е. Ясинецкая (обе из Оргтрудовской средней школы). У мальчиков в личном общем зачете 1-е место занял С. Панфилов (Оргтрудовская средняя школа), 2-е место — В. Соколов (Камешковская школа № 3)» («Знамя», 7 октября 1976).
«За многолетнюю и плодотворную работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения и в связи с 50-летием со дня рождения директор Оргтрудовской средней школы Малышева Маргарита Дмитриевна награждена Почетной грамотой райкома КПСС и райисполкома» («Знамя», 11 ноября 1976).
«Соревнования на приз клуба «Белая ладья» прошли среди команд школ района. Первое место заняла команда Камешковской школы № 2, второе — Сергеихинской, третье — Оргтрудовской» («Знамя», 18 декабря 1976).
«Поэт земли Владимирской Сергей Никитин. Имя этого писателя, нашего земляка широко известно. В октябре ему исполнилось бы 50 лет. Этому событию и было посвящено вредное занятие факультатива, который уже много лет работает в нашей школе. К этому занятию мы тщательно готовились. Прочитали произведения Никитина «Голубая планета», «Костер на ветру», «Золотая пчела», «Под старыми тополями», «О первой любви», «Падучая звезда». Много говорили ребята о жизни писателя, о его творчестве, читали отрывки из наиболее полюбившихся произведений. Но самым интересным было выступление жены Сергея Константиновича Никитина Клары Михайловны. Война. Однажды в классе, где училась Клара, появился новый ученик. Это был, по сравнению со сверстниками, маленький и щупленький мальчик. Тихий и незаметный, поэтому сначала на него никто не обращал внимания. Но через некоторое время в классе поняли, что новичок — не обыкновенный. Он оказался очень остроумным, своим рассказом умел увлечь слушателей. В его обществе было всегда очень интересно… Клара Михайловна подарила нам большую фотографию писателя, которая вместе с собранными нами материалами о нем, сочинениями, отзывами о книгах пополнит школьный уголок краеведения. Н. МАТРЕНИЧКИНА, ученица 10 «а» класса Оргтрудовской школы» («Знамя», 23 декабря 1976).
«В воскресенье, 16 января, на хоккейной площадке в г. Камешкове звенели коньки, стучали клюшки. Здесь проходили финальные игры на приз клуба «Золотая шайба». Первыми на площадку вышли команды хоккеистов Камешковской средней школы № 1 и Оргтрудовской средней школы. Игра началась бурными атаками камешковцев. Они уверенно повели в счете, воспользовавшись слабой игрой в защите. Общий счет матча 10:0 в пользу юных хоккеистов школы № 1» («Знамя», 20 января 1977).
1977 год
«Любят спорт в Оргтрудовской средней школе. Каждой зимой здесь все встают на лыжи, катаются на коньках. И этот год не стал исключением. В один из февральских дней 172 ученика приняли участие в борьбе за первенство по лыжным гонкам. Соревновались на дистанциях в 1, 2, 3 и 5 километров. Удачно выступили учащиеся 4 «А», 6 «Б» и 7 «А» классов. В личном зачете отличились Саша Панфилов, Валя Алексеева, Сережа Чешков, Лена Копылова, Саша Потекаев и Наташа Шутова, занявшие в своих возрастных группах первые места. Сильнейшие спортсмены школы приняли участие в матчевой встрече с многоборцами ГТО Боголюбовской средней школы. Соревнования проводились по двум видам многоборья: лыжным гонкам и подтягиванию у мальчиков, отжиманию у девочек. В группе участников 1964—1965 годов рождения удачно выступил Валера Чепурин из Боголюбовской школы, занявший первое место с результатом 43 очка, второе и третье места у наших ребят — Вовы Потекаева и Сережи Чешкова. У девочек этой группы отличились оргтрудовцы Маша Федулеева (18 очков, первое место) и Оля Шувалова (17 очков, второе место) и Наташа Ефремова из Боголюбова. У мальчиков 1962—1963 годов рождения все три первых места достались оргтрудовцам — Николаю Дмитриеву (46 очков), Михаилу Семенову (40 очков) и Александру Панфилову (39 очков). У девочек первое и третье места заняли боголюбовские Наташа Липатова и Ира Катина, а оргтрудовка Люба Панкратова была второй. В общем зачете первенствовали многоборцы Оргтрудовской школы. Эти межшкольные соревнования прошли организованно. В них приняли участие 34 человека, из которых 29 школьников выполнили нормативы юношеских разрядов. Встреча была этапом подготовки спортсменов Оргтрудовской школы к первенству района по зимнему многоборью ГТО. Соревновались на первенство школы и хоккеисты. Участвовали сборная восьмых классов и команды 9 «А», 9 «Б», 10 «А» и 10 «Б» классов. Верх за хоккеистами 10 «Б» класса, на втором месте — 9 «А» и на третьем — сборная восьмых классов. Хочется отметить ребят из 9 «А» класса Сашу Савина, Володю Сереброва, Мишу Громова, Володю Жукова, которые активно помогали строить хоккейную коробку, постоянно очищали ее от снега, а также приняли участие в составе сборной школы в районных соревнованиях по хоккею. В феврале были проведены стрелковые соревнования в честь 50-летия ДОСААФ. В общей сложности в зимней спартакиаде приняли участие почти все ученики Оргтрудовской средней школы. В. ФИЛИМОНОВ, методист производственной гимнастики фабрики «Организованный труд» («Знамя», 24 февраля 1977). «СЕМИНАР ВОЖАТЫХ На базе Оргтрудовской средней школы проведен семинар старших пионерских вожатых района. Его участники побывали на утреннике октябрят «Наших правил ровно пять — мы их будем выполнять» во 2 классе, на пионерском сборе «Везде, на всех материках чтят и помнят Ленина» в 4 классе. На сборе выступила награжденная орденом Трудового Красного Знамени начальник цеха фабрики « Организованный труд» Л.Е. Путикова, которая рассказала, как текстильщики готовятся встретить 60-летие Октября. Присутствовали вожатые и на заседании клуба интернациональной дружбы «Глобус». На нем с рассказом о своей поездке в ГДР выступила учительница Т.К. Зайцева. Руководитель клуба учительница Н.Ф. Конушкина познакомила ребят с историей Парижской Коммуны. На этом же заседании заместитель председателя исполкома поссовета Т.В. Калашник рассказала об истории поселка, о его жителях» («Знамя», 10 марта 1977).
«Родина готовится к достойной встрече 60-летнего юбилея Советской власти. Трудящиеся нашей страны стремятся отметить торжественную дату активным и творческим трудом. Задача школьников — не только приобрести глубокие и прочные знания, но и выработать активную жизненную позицию, воспитать в себе качества убежденных борцов за социалистические идеалы, научиться чувству гражданской ответственности за порученное дело. По всей стране проходило Всесоюзное комсомольское собрание с повесткой дня: «Коммунистическую идейность, активную жизненную позицию — каждому комсомольцу». Такое собрание состоялось и в Оргтрудовской средней школе. Аплодисментами встретили комсомольцы выступление учителя истории, участника Великой Отечественной войны Б.А. Петухова. На собрание были приглашены рабочие фабрики «Организованный труд» Зинаида Александровна Зиновьева, Клавдия Андриановна Талатина. С любовью рассказывали они о своей профессии, об успехах и достижениях в труде, о развернувшемся социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции. О том, как живут и учатся комсомольцы нашей школы, рассказали групкомсорги, Марина Лукичева (9 «Б» класс): — Наш класс так же, как и все комсомольцы, стремится встретить юбилей страны только хорошими и отличными показателями в учебе, труде и спорте. Предварительная сдача Ленинского зачета показала, что 13 человек учатся только на «4» и «5». Нам было дано задание — собрать материал о поселковой больнице. Мы посетили людей, давно работающих там, беседовали со старшей медсестрой Р.В. Удаловой, врачом А.В. Лежневой и собрали нужный материал, опираясь на эти рассказы. Интересное сообщение сделала Ольга Симакова (9 «А» класс): — В феврале в школе проходил лыжный кросс «Олимпийцы среди нас». Конечно, всем хотелось добиться хороших результатов. И. Перфилова на дистанции 3 километра показала очень хорошее время —15 минут 15 секунд, а Г. Швецова — 18 минут. Это — спортивная гордость нашего класса. Поиск, желание сделать большее руководят комсомольцами 8 «Б» класса. Рита Конушкнна: — В классе у нас еженедельно проводятся обзоры газеты «Комсомольская правда», материалов телепередачи «Время». Больше половины наших ребят занимается в «Зарнице». Нам дано задание — собрать материал о работниках торговли нашего поселка. Работа еще не завершена, но собраны уже довольно обширные данные. На собрании комсомольцы решили: продолжить соревнование за достойную встречу 60-летия Октября, за право подписать Рапорт Ленинского комсомола ЦК КПСС. Для этого надо серьезнее относиться к изучению общественных дисциплин, марксистско-ленинской теории, проявлять больше внимания и интереса друг к другу, к жизни товарищей по классу, вызвать на соревнование комсомольцев Оргтрудовского профучилища. Решение собрания - развернутая програма наших действий в юбилейном году. Н. МАТРЕНИЧКИНА учащаяся 10 «А» класса Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 9 апреля 1977). «Родина готовится к достойной встрече 60-летнего юбилея Советской власти. Трудящиеся нашей страны стремятся отметить торжественную дату активным и творческим трудом. Задача школьников — не только приобрести глубокие и прочные знания, но и выработать активную жизненную позицию, воспитать в себе качества убежденных борцов за социалистические идеалы, научиться чувству гражданской ответственности за порученное дело. По всей стране проходило Всесоюзное комсомольское собрание с повесткой дня: «Коммунистическую идейность, активную жизненную позицию — каждому комсомольцу». Такое собрание состоялось и в Оргтрудовской средней школе. Аплодисментами встретили комсомольцы выступление учителя истории, участника Великой Отечественной войны Б.А. Петухова. На собрание были приглашены рабочие фабрики «Организованный труд» Зинаида Александровна Зиновьева, Клавдия Андриановна Талатина. С любовью рассказывали они о своей профессии, об успехах и достижениях в труде, о развернувшемся социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества выпускаемой продукции. О том, как живут и учатся комсомольцы нашей школы, рассказали групкомсорги, Марина Лукичева (9 «Б» класс): — Наш класс так же, как и все комсомольцы, стремится встретить юбилей страны только хорошими и отличными показателями в учебе, труде и спорте. Предварительная сдача Ленинского зачета показала, что 13 человек учатся только на «4» и «5». Нам было дано задание — собрать материал о поселковой больнице. Мы посетили людей, давно работающих там, беседовали со старшей медсестрой Р.В. Удаловой, врачом А.В. Лежневой и собрали нужный материал, опираясь на эти рассказы. Интересное сообщение сделала Ольга Симакова (9 «А» класс): — В феврале в школе проходил лыжный кросс «Олимпийцы среди нас». Конечно, всем хотелось добиться хороших результатов. И. Перфилова на дистанции 3 километра показала очень хорошее время —15 минут 15 секунд, а Г. Швецова — 18 минут. Это — спортивная гордость нашего класса. Поиск, желание сделать большее руководят комсомольцами 8 «Б» класса. Рита Конушкнна: — В классе у нас еженедельно проводятся обзоры газеты «Комсомольская правда», материалов телепередачи «Время». Больше половины наших ребят занимается в «Зарнице». Нам дано задание — собрать материал о работниках торговли нашего поселка. Работа еще не завершена, но собраны уже довольно обширные данные. На собрании комсомольцы решили: продолжить соревнование за достойную встречу 60-летия Октября, за право подписать Рапорт Ленинского комсомола ЦК КПСС. Для этого надо серьезнее относиться к изучению общественных дисциплин, марксистско-ленинской теории, проявлять больше внимания и интереса друг к другу, к жизни товарищей по классу, вызвать на соревнование комсомольцев Оргтрудовского профучилища. Решение собрания - развернутая програма наших действий в юбилейном году. Н. МАТРЕНИЧКИНА учащаяся 10 «А» класса Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 9 апреля 1977). «В спортзале Оргтрудовской средней школы прошли соревнования на первенство района по волейболу. В них участвовали команды фабрик имени Свердлова, имени Володарского, имени К. Либкнехта, «Организованный труд» и совхоза «Родина». Первое место вновь заняла команда фабрики имени Свердлова, второе — у оргтрудовцев, третье — у волейболистов «Родины», показавших дружную игру. Чемпион награжден переходящим кубком и грамотой» («Знамя», 17 мая 1977). «Очень любят спорт пионеры нашей школы. В дружине проводились соревнования между отрядами. Все пионеры сдавали нормы спортивного комплекса ГТО. Активно участвовали ребята в соревнованиях «Старты надежд». Состоялись товарищеские встречи по волейболу и баскетболу. Много участников и болельщиков собрали пионерское четырехборье «Сегодня старты пионерские, а завтра олимпийские», весенний легкоатлетический кросс, лыжные гонки на приз Героя Советского Союза А. Матросова, встречи на приз клуба «Золотая шайба». Померялись силами юнармейцы – участники игры «Зарница». Дружина им. А. Матросов, Оргтрудовской школы» («Знамя», 19 мая 1977).
П.Т. Афёнов
«В этом сухощавом, подтянутом, с твердыми чертами яйца человека сразу угадывался бывший военный. — На старт! — на другом конце беговой дорожки школьники приняли нужное «положение. — Внимание! Мар-рш! Финиш. Ребята выслушивают замечания преподавателя. О, как умело владеет он своим голосом, а точнее, методикой обучения: сейчас говорит совсем тихо, не торопясь, и это-то еще больше повышает внимание школьников. Таковые были первые впечатления от встречи с преподавателем начальной военной подготовки и физкультуры Павлом Тимофеевичем Афёновым. А наслышаны о нем мы были много. Шутка ли сказать: единственный в районе человек, которому удалось вывести своих питомцев — юных зарничников — в финал этой замечательной всесоюзной игры. И не один раз, а целых три. Города Брест, Ленинград, Ульяновск — вот места, где учащиеся Оргтрудовской средней школы, руководимые П.Т. Афёновым, участвовали в «Зарнице» в 1973, 1975 и в 1977 годах. Естественно, что наш первый вопрос к Павлу Тимофеевичу был о том, как ему удалось добиться таких успехов, в чем секрет высокой действенности военно-патриотической воспитательной работы в Оргтрудовской школе? Преподаватель стал отвечать. В школе создана неплохая материальная база для такой работы. В нее вносят посильный вклад практически все учителя, особенно учителя физкультуры В.А. Филимонов и Евгений Евгеньевич Першин (27.12.1938-03.04.2011), тренер детской спортивной школы С.И. Куликов. Хорошо помогают делу физкультурные кружки и секции — легкоатлетическая, футбольная, волейбольная и баскетбольная, хоккеистов, лыжников и другие. Большую роль играет непрерывность занятий — они идут и летом, и с первого до последнего дня учебы в школе. Мы вошли в один из классов. Как раз была большая перемена — 20 минут. Открыли дверь, а там разгар тренировки в стрельбе из пневматических ружей. Есть ответственный, ребята строго соблюдают порядок. У каждого свой листок бумаги с черными кругами и «яблочком» в центре — персональная мишень. С такими мишенями в руках и обступили учителя ребята, воспользовавшись случаем. — Посмотрите, я правильно целился? — Почему пули ушли вправо? — Гляньте у меня! — У меня!.. Учитель еле успевал отвечать. Те из ребят, кто уже испробовал твердость руки и верность глаза, выходили из класса. — Это седьмой «А», — сказал Павел Тимофеевич. — Вот так тренируются у нас почти все классы. К концу учебного года выявляем, где лучше результаты, какой класс может достойно представить школу в «Зарнице». И не только по стрельбе. Старшеклассники проходят курс военной подготовки на учебных уроках согласно школьной программе. Они же дополнительно, а также учащиеся средних классов утоляют любознательность, интерес к военному делу во внеурочное время. Душой всей этой работы является военрук П.Т. Афёнов. Во многом благодаря его стараниям оборудован в школе класс начальной военной подготовки, стрелковый тир, городок гражданской обороны. В классе плакаты, стенды, витрины, разъясняющие необходимость защиты Родины, военную присягу, основные положения воинских уставов, рассказывающие о тактической и огневой подготовке подразделений Советской Армии. Вот висит в классе обыкновенная школьная доска, но стоит только опустить ее верхний край и расположить доску горизонтально, она превращается в макет местности, на котором можно решать топографические, тактические и иные задачи. П.Т. Афёнов проводит с детьми беседы и лекции о том, что представляют собой наши Вооруженные Силы, о ленинских принципах их строительства, о том, как отражается научно-техническая революция на Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Но больше военно-патриотическое воспитание ведется в игровой форме. Преподаватель старается развивать и поддерживать дух состязательности. Делом спорят ребята, кто лучший в данном классе стрелок, разведчик, инспектор ГАИ, спортсмен, пожарный и т. д. И класс на класс — кто победит. Военно-патриотическое воспитание благотворно сказывается на развитии всех школьников, мальчиков и девочек, повышает их дисциплинированность, вызывает сознательную любовь к Советским Вооруженным Силам. Не удивительно, что выпускники этой школы особенно охотно идут в военные учебные заведения, а срочную служат примерно. Ко всему этому причастен, всему этому помогает возродиться и окрепнуть Павел Тимофеевич Афёнов, в прошлом офицер, а ныне школьный военрук. М. ПЛЯЦЕВОЙ» («Знамя», 27 сентября 1977).
Германова Ольга Степанова
«ГОТОВИМСЯ К ЮБИЛЕЮ В этом учебном году пионеры нашей школы, как и вся пионерия страны, продолжают работу по Всесоюзному маршу «Идем дорогой Ленина, дорогой Октября». Работать под этим девизом начали еще с прошлого учебного года. Нa заседании совета дружины составили и утвердили план мероприятий, дали задания пионерским отрядам по достойной встрече 60-летия Великого Октября. Главной задачей определили добиться полной успеваемости пионеров при высоком качестве знаний. Задача эта решена. Неуспевающих не было. Из 270 пионеров закончили год на «4» и «5» — 87 и на «5» — пятеро. Это Марина Букарева, Сергей Матреничкин, Лариса Зеленова, Ира Филиппова, Марина Матвеева. За активную работу по маршу мы присвоили звание правофланговых пяти пионерским отрядам. В течение прошлого учебного года пионеры приняли также активное участие в операциях «БАМу — пионерские поезда», «Миллион—Родине», «Лесная аптека», «Живи, книга». Собрано 9,5 тонны металлолома, 3,2 тонны макулатуры. Особенно нужно отметить пионерские отряды 5 «А», 6 «А», 7 «Б» классов. Надолго останутся в памяти встречи с интересными людьми нашего поселка: первым комсомольцем Федором Никитичем Зайцевым, депутатами поссовета Тамарой Васильевной Калашник, Маргаритой Дмитриевной Малышевой, председателем поселкового Совета Павлином Ионовичем Беляковым, с передовиками фабрики «Организованный труд» Людмилой Ефимовной Путиковой, Марией Григорьевной Федоренко, с участницей гражданской войны Анной Ивановной Беловой. Она рассказала ребятам, каким был наш поселок до революции и после, о жизни рабочих при хозяине-капиталисте Никитине и о том, как на ее глазах преобразуется жизнь поселка, почему ему дали название «Организованный труд». Анна Ивановна ушла добровольцем на фронт гражданской войны, была там санитаркой. Она — член партии. Пионеры вели поисковую работу. Собран материал на темы: «Комсомольцы 70-х годов нашего поселка», «Передовики колхоза «Большевик», «Госпиталь 58-58», «Профессии наших родителей», «Передовики фабрики «Организованный труд» и сферы обслуживания поселка Оргтруд». В этом учебном году мы продолжаем вести поисковую работу. Участвуя в «Поиске—60», пионеры собирают материал о выпускниках нашей школы, так как в 1979 году ей исполняется 50 лет, материал о фабрике «Организованный труд» (скоро ее 100-летний юбилей), об участниках гражданской и Великой Отечественной войн, о стахановцах первых пятилеток. Большую работу в пионерской дружине проводят пинеры-активисты. Это Марина Матвеева, Лариса Зеленова, Марина Букарева, Наташа Шутова, Валера Солодов, Люда Пелевина, Валя Казакова, Инна Ермакова и многие другие. Накануне 60-летия Великого Октября мы проведем праздник «Летопись Октября — летопись мужества». К нему готовятся все пионерские отряды школы. О. ГЕРМАНОВА, старшая пионервожатая Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 6 октября 1977).
«Двенадцатый год работает старшей пионервожатой Оргтрудовской средней школы Ольга Степановна Германова. Умелым организатором пионерской работы зарекомендовала она себя. Участие пионеров и школьников в операциях «БАМу—пионерские поезда», «Лесная аптека», «Живи, книга», встречи с интересными людьми, поисковая работа, ставящая своей целью прославить имена тех, кто самоотверженным трудом, боевыми подвигами крепил могущество Родины, — все это и многое другое организует, ведет, поощряет старшая пионервожатая. Она постоянно совершенствует свои педагогические знания, умения. В этом году поступила на заочную учебу во Владимирский пединститут» («Знамя», 3 декабря 1977).
«Последний звонок Вот он и наступил. День, который мы ждали с радостью и грустью одновременно. Последний день занятий в школе. Празднично украшенный зал. Большая стенгазета с заголовком «От семи до семнадцати». На ней множество фотографий и забавные подписи. Вот такими мы были до школы, а вот мы — десятиклассники, Звучит торжественный марш, и в зал входят наши гости — выпускники детских садов, будущие первоклассники. Они напомнили; как девять лет назад робкими малышами, держась за руки наших мам, мы впервые переступили порог школы. А сейчас смотрим, и улыбаемся, как две девчушки с громадными бантами едва справляются со школьным звонком. Школьный звонок! Ты приглашал нас в класс, звал на школьную линейку, весело звенел в конце четверти, заливался перед летними каникулами. С тобой связаны и минуты огорчений (не доделал контрольную), и минуты радости (Ура! Не спросили). Сейчас ты звенишь для нас в последний раз. О многом говоришь ты, последний звонок! О том, что кончилось детство, о том, что впереди незнакомая жизнь, неизведанные дороги. Не можешь только сказать, кто какую дорогу выберет, кем станет. Но на пороге взрослой жизни предстоит нам ответственное испытание — экзамены на аттестат о среднем образовании. Мы очень волнуемся, волнуются и наши учителя. Нам хочется сказать им большое спасибо. Никакими словами не выразишь ту огромную благодарность, которую чувствуем мы к своим наставникам. За их терпеливое отношение к нам, за знания, за добро и желание воспитать нас прежде всего людьми. Последний звонок! Помни нас, школа! Десять школьных лет навсегда останутся самым светлым воспоминанием в нашей жизни. Нина МАТРЕНИЧКИНА, ученица 10 «а» класса Оргтрудовской школы» («Знамя», 2 июня 1977).
«Есть у ребят „Солнышко" Идет пионерское лето. Зовет оно на речки и озера, на туристские тропы, в лес и загородные лагеря. Многие ребята уехали на каникулы из дома. Они привезут с собой массу впечатлений от увиденного, узнают немало интересного о родном крае, об исторических местах страны. Но не скучают и те, кто остался на лето дома. Каждое утро веселыми стайками бегут оргтрудовские ребята к себе в «Солнышко». Веселое, доброе и теплое название дали они своему поселковому лагерю. Утро, как и полагается, начинается с линейки. Объявляется распорядок дня, назначаются дежурные. После завтрака каждый отряд занимается своим делом. Прогулки в лес, где заросли молодняка обязательно таят что-то таинственное и неожиданное, веселые соревнования или просто прятки в высокой траве на лесной поляне, прочитанная вслух новая книга — и все это в кругу друзей — здорово! Самым большим успехом пользуются спортивные праздники. Их программа очень богата и разнообразна. Прыжки в длину на площадке, оборудованной самими же ребятами, бег на 30 метров, метание мяча и разные веселые игры. А обеды в «Солнышке» ничуть не хуже маминых, и съедаются они с завидным аппетитом. Проводятся в лагере и многочисленные конкурсы на смекалку, лучшую загадку, шараду. Не так-то просто оказалось ответить на вопросы викторины «Знаешь ли ты рыб?» С интересом слушали рассказы Ираклия Андроникова об А.С. Пушкине. В викторине по сказкам великого русского поэта все приняли самое активное участие, что показало хорошие знания ребят. Каждый день в лагере — это новое, интересное, увлекательное. На вечерней линейке — итоги прошедшего дня, вручение грамот победителям спортивных соревнований. Потом ребята пойдут домой. А завтра ждут их встреча с передовой ткачихой, беседа о развитии нашего края в десятой пятилетке и многое другое. Богаты ребята выдумкой, неистощима их фантазия. А сообща можно выполнить любые задумки. Сделать это можно в нашем лагере с теплым названием «Солнышко». Н. МАТРЕНИЧКИНА» («Знамя», 21 июня 1977). «За обслуживание 418 станков на фабрике «Организованный труд» ребята Оргтрудовской средней школы получили 1800 рублей… Так, был запланирован лагерь труда и отдыха Оргтрудовской средней школы на базе колхоза «Большевик» Но по вине руководителей хозяйства его не организовали» («Знамя», 19 ноября 1977).
«НЕУТОМИМЫЙ ПРОПАГАНДИСТ КНИГИ Накануне выпускного вечера Оля Петухова получила неожиданный подарок — ее читательский формуляр за все десять лет учебы. Детские сказки, стишки, книжки, в которых почти все содержание выражалось картинками... Такие записи вначале. На последних листках — Пушкин, Толстой, Тургенев, Бальзак, Драйзер... Много воспоминаний вызвал у выпускницы этот оригинальный подарок. А преподнесла такой подарок девушке, и не только ей одной, заведующая библиотекой Нина Ивановна Морозова. Каким же надо быть увлеченным своим делом человеком. Как любить детей, заботиться о них, чтобы вот так год за годом собирать исписанные листки формуляров, раздумывать над ними, сравнивать их, делать выводы для будущего. Н.И. Морозова работает в Оргтрудовской средней школе давно. В свое время окончила библиотечный техникум. Полюбила свою специальность. Пропаганду литературы считает делом жизни. Постоянно совершенствует знания, навыки, приемы работы. Выдача книг — это малая толика всего того, что делает школьный библиотекарь. Хорошо проходят у Нины Ивановны во всех классах специальные библиотечные уроки. «В.И. Ленин и книга», «В.И. Ленин читает», «Иллюстрация в книге», «Газета «Пионерская правда» — глубоко интересуют ребят эти и другие уроки. На них школьники получают навыки ориентировки в безбрежной, все возрастающей массе литературы, учатся правильному, необходимому каждому подбору книг для чтения, познают великую ценность кладовой знаний. Для ребят, которые проявляют повышенный интерес к литературе, в школе существует кружок «Друзья книги». Занятия в нем ведутся более углубленно, по трехгодичной программе. Причем, многое делается практически. В этом году кружковцы готовятся и проводят беседы в группах продленного дня на библиотечные темы, литературные викторины. Меняют разделители на книжных полках. Ведут ремонт книг, для чего библиотека располагает десятью переплетными станками и всеми необходимыми материалами. Особенно хорошо это получается у Нади Нагаевой, Оли Федуловой, Иры Головановой, да и у многих других школьников. Нина Ивановна неутомимый пропагандист книги. Ее часто видят выступающей на родительских собраниях, педсоветах. К ней то и дело обращаются с просьбами помочь в подборе дополнительной литературы к урокам, классным часам, для проведения факультативов. Главный итог работы Нины Ивановны в том, что среди учащихся поддерживается постоянный, неослабевающий интерес к чтению, что число любителей книги все возрастает. По чтению есть в школе свои, так сказать, чемпионы. Это восьмиклассник Миша Карпов, десятиклассники Марина Лукичева, Миша Василевский, перечисление их можно продолжать. Ее опыт работы изучается, он обобщен Владимирским институтом усовершенствования учителей и Министерством просвещения РСФСР. М. МАТВЕЕВ» («Знамя», 1 декабря 1977).
«КEM БЫТЬ? КАКИМ БЫТЬ? Так назвали свое собрание комсомольцы Оргтрудовской школы. Выступавшие говорили о том, насколько важно определить свой выбор еще в школе. - Мало учесть свои интересы, желания. Надо еще и учитывать свои возможности, уровень знаний. Выбор профессии – дело всей жизни. Чтение книг и журналов, телепередачи помогают выяснить, что особенно по душе,- так высказала свое мнение ученица 8 «А» класса Ира Голованова. Перед ребятами выступили гости – шефы с ткацкой фабрики «Организованный труд». начальник ткацкого участка № 2 Р.М. Подосинникова рассказала о том, в каких специалистах нуждается фабрика, как приобрести профессии ткачихи, шлихтовальщика, помощника мастера, об условиях труда на современном текстильном предприятии. А потом слово взял руководитель одной из лучших комсомольско-молодежных бригад фабрики Исаев. Всего пять лет назад он закончил нашу школу и стал работать на фабрике. На этого поммастера и его коллектив ровняются люди, им гордится фабрика. И.С. Исаев говорил о своей бригаде, о своем цехе, о том, как необходимы человеку знания. — Основной фундамент для будущей профессии - знания, полученные в школе,— начала свое выступление ученица 8 «Б» Mарина Босхолова. — Сейчас трудно представить себе токаря, не умеющего работать с чертежами, почтового работника, не знающего, как обращаться с ЭВМ, или тракториста, не знающего физики и математики,- сказала она. Ее одноклассник Саша Бурдюгов считает, что очень важно уметь и желать приобретать знания, тогда лишь можно стать полезным обществу. — Человек не должен быть наблюдателем со стороны. Быть причастным к общему делу и оставить след в жизни своими делами может не каждый. Некоторые сами учатся хорошо, а успехи товарищей их почему-то мало волнуют. А ведь на производстве люди стараются сделать так, чтобы рядом не было отстающих. И в школе так жить надо. Активная жизненная позиция в человеке воспитывается с детства: не проходи мимо, если обидели маленького или слабого; не проходи мимо безобразия и хулиганства, мимо бесчестного поступка. Человек отвечает за все, что вокруг него происходит,- горячо и взволнованно говорили девятиклассница Люба Догазина и Таня Пыжова из 10 «б». Родине нужны знающие специалисты, разносторонне развитые люди. Как мы готовы к самостоятельной жизни? Что уже сегодня мы можем дать стране? Что мы сегодня сделали для нашего будущего? Эти вопросы волнуют выпускников. И не в первый раз они обсуждаются в школе. «Серьезно отнестись к выбору профессии, воспитывать в себе активную жизненную позицию, быть инициатором и активным участником всех трудовых дел в школе, самым главным делом считать приобретение знаний, на деле осуществлять принцип «Ни одного отстающего рядом», считать себя лично ответственным за учебу своего класса»,- так записано в решении комсомольского собрания. Г. Матреничкина, организатор внеклассной работы Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 21 апреля 1979). «Час поэзии В Оргтрудовской средней школе состоялся час поэзии на тему «Их имена связаны с нашим краем». Его открыла библиотекарь Н. Морозова. Она рассказала о творчестве писателей и поэтов Владимирщины. Затем слово было предоставлено членам кружка «Друзья книги». Они читали стихи Герасима Фейгина, Алексея Фатьянова, Бориса Гусева, Василия Барынкина, Нины Макарочкиной и других авторов, наших земляков. На вечере звучали также песни на стихи А. Фатьянова. Особый интерес собравшихся вызвало знакомство с творчеством Олега Бушко, выпускника Оргтрудовской школы, который прислал ребятам подарок – книгу своих стихов «Начало» («Знамя», 9 мая 1979).
В 1979 году, в посёлке произошли два знаковых события: фабрика «Организованный труд» отмечала свой столетний юбилей, а школа - своё 50-летие. Школа весь учебный год готовилась принять на празднование юбилея выпускников всех возрастов: комсомольцы писали письма с приглашениями на торжественный вечер, администрация школы поместила в областной и районной газете сообщения о грядущем юбилее. «Во время месячника в честь юбилея школы прошел лыжный кросс учащихся 4—7 классов. Состоялся конкурс чтецов под девизом «Тебе, родная школа». Особенно удачными на конкурсе были выступления Наташи Родионовой, Лены Запорожец, Гели Жаворонковой, Игоря Мысляева, Марины Матвеевой и других ребят. Прошла декада выставок по классным параллелям. Чего только не было на выставке поделок учащихся первых-шестых классов. И мягкие игрушки из ткани, плюша, меха, и аппликации, и мозаичные картинки, составленные из огромного количества мелких цветных кусочков бумаги, аппликация, изображающая лебедя (а он сделан из манной крупы), и выжигание по дереву, и вышивки, и рисунки, и выпиленные из дерева олимпийские мишки и веселые человечки, и чеканка. Выставлены здесь поделки из природного материала, из пуха, проволоки. Всего и не перечислишь. Каждый день экспонаты прибавлялись, потому что фантазия детей неистощима. Каждый класс приготовил рапорт-приветствие родной школе. Дети переписывались с выпускниками школы, просили их рассказать о себе, о своей профессии. Старательно рисовали пригласительные билеты, приготовили специальные номера стенных газет. Не забыли нас и шефы: в гости приезжали ребята из владимирского Дворца пионеров. Они поздравили нас с предстоящим торжеством и преподнесли свой подарок — замечательный концерт музыкально-хоровой студии Дворца пионеров. Музыкальный руководитель и дирижер хора Герман Сергеевич Федоров рассказал собравшимся о том, как создавалась студия, как она работает. Больше часа продолжался концерт. Мы прослушали песни о В.И. Ленине, пионерские, народные, современные песни-шутки. Трудно сказать, что из репертуара гостей больше всего понравилось. Зрители каждый номер принимали очень тепло. Гости уехали, а ребята еще вспоминают, как красиво звучало многоголосие, как широко и свободно лилась народная мелодия. Какое это удивительное чудо — музыка! Месячник закончился. Сегодня в 18 часов состоится торжественный юбилейный вечер. Г. МАТРЕНИЧКИНА, организатор внеклассной работы школы» («Знамя», 17 марта 1979). В день торжества на дверях классных комнат были вывешены таблички с годами нескольких выпусков, чтобы бывшие одноклассники могли встретиться и вспомнить школьные годы, рассказать о своей жизни. Актовый зал был переполнен: приехали выпускники из разных уголков страны от Севастополя до Дальнего Востока, из союзных республик. С приветственным словом выступила директор школы М.Д. Малышева. Она называла фамилии выпускников-медалистов, защитников Родины, в том числе Героя Советского Союза Виктора Башкирова, Виктора Ефимова - члена-корреспондента РАН имени Циолковского, внесшего вклад в развитие космонавтики, поэта Олега Бушко (выпуск 1942), академика Валерия Терентьева (выпуск 1952).
Валерий Терентьев
М.Д. Малышева перечислила более 30-ти фамилий учителей, вернувшихся на педагогическую работу в родную школу после окончания вуза, фамилии заслуженных учителей, врачей, сельхозработников, правоохранительных органов и других выпускников, которыми гордится школа. Также она отметила, что многие выпускники решили выбрать нелёгкую и опасную профессию - защитника Родины: закончили военные училища и Академии Сергей Конушкин, Виктор Филиппов, Владимир Преображенский, Борис Матросов, Виктор Левин и многие другие. Были названы фамилии лучших спортсменов школы, которые стали мастерами спорта, в том числе Мария Ботова, Лев Марков. Маргарита Дмитриевна выразила удовлетворение, что каждый выпускник нашёл своё место в жизни, что они любят и не забывают родную школу и учителей. Она кратко рассказала об успехах и достижениях в работе школы: проводится опытническая работа по цветоводству. Школа является постоянной участницей выставки на ВДНХ в павильоне цветоводства, заслуга принадлежит учителю труда Н.М. Марковой. Члены кружка технического творчества под руководством учителя труда К.М. Маркова на выставке действующих моделей в Японии заняли второе место. Юнармейцы под руководством преподавателя начально-военной подготовки П.Т. Афёнова во всесоюзной военно-патриотической игре «Зарница» оказались пятыми, что было неплохим результатом. Участники художественной самодеятельности на всех смотрах и конкурсах занимали первые места - заслуга учителей С.И. Сергеева и В.А. Батищева. Члены историко-краеведческого кружка завоевали первое место в областной олимпиаде «Знай свой Владимирский край» и в экспедиции «Факел». Гости посетили школьный музей, выставку поделок кружка «Умелые руки» и изделий кружков «Кройки и шитья» и «Технического моделирования». Концертную программу приготовила замдиректора по воспитательной работе Г.М. Матреничкина совместно с клубом. Гости встретили аплодисментами выступление клубного хора старых производственников, инструментального ансамбля, школьного хора, танцевальных коллективов. Встреча закончилась танцами в актовом зале школы. А подарки бывших выпускников школы пополнили экспозицию школьного музея. Школьная пионерская дружина им. А. Матросова с ее опытной пионервожатой Германовой О.С. была неоднократно победителем различных смотров и конкурсов. Каждый стремился стать тогда октябренком и пионером и с гордостью носил комсомольский значок.