«Весть о почине белорусских ребят — собрать металлолома столько, чтоб хватило его на 100-тысячную колонну, тракторов имени В.И. Ленина — быстро облетела всю страну. Из городов и сел, поселков и деревень в центральный штаб рапортовали дружины: «Сделаем!». Школьники Оргтрудовской школы первыми в районе уверенно заявили: «Соберем в 1969 году 20 тонн металлолома». В прошлом учебном году было собрано немногим более 15 I тонн. В сентябре на воскресник вышли пионеры и комсомольцы школы. И теперь оргтрудовцы рапортуют: есть 20 тонн металлолома! В школе проведена трудовая неделя. Совет дружины и комитет комсомола дали каждому отряду и комсомольской группе задание. Учащиеся старших классов делали посадку деревьев на «Комсомольской аллее» в поселке Оргтруд, заложенной в честь 50-летия ВЛКСМ. Комсомольцы-старшеклассники выезжали в подшефный колхоз «Большевик» на уборку картофеля и брюквы, которую сами же сажали, находясь там летом в лагере труда и отдыха. Школа в поселке построена совсем недавно. И дел по благоустройству территории вокруг школы хоть отбавляй. Ребята ведут подготовку площади под цветники будущего года. А юным спортсменам нужен комплекс спортивных сооружений. И они приступили к расчистке места для волейбольной площадки, готовят беговые дорожки. В будущем ребята думают построить около школы настоящий спортивный городок. Г. КИРИЛЛОВА» («Знамя», 7 октября 1969). Во время каникул в летнее время каждый учащийся 5-7 классов должен был в течение двух недель отработать на пришкольно-опытном участке по уходу за цветами, вишнёвыми деревьями, посаженными ребятами, овощными культурами под руководством преподавателя труда Н.М. Марковой. В теплице, построенной школой, выращивали рассаду томатов, цветов, овощей для школьного участка и на продажу: на вырученные деньги приобретали семена и удобрения. Какое-то время даже разводили кроликов. Ребята сажали возле школы деревья, в центре посёлка под руководством учителя истории участника войны И.В. Егорова был заложен парк, где позднее был установлен обелиск воинам-оргтрудовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Ежегодно школьники помогали подшефному колхозу «Большевик» в уборке урожая, а правление колхоза обеспечивало школьную столовую картофелем, а также молоком для питания детей начальных классов и проживающих в интернате.
Для летнего оздоровительного отдыха детей на левом крутом берегу Клязьмы были построены павильоны пионерского лагеря «Чайка». Ребята из пионерлагеря ходили в турпоходы по родному краю и ездили в турпоездки: в Гусь-Хрустальный на стекольный завод и музей хрусталя, на курсирующем по Клязьме катере «Зарница» в Спас-Купалище, где кристально-чистая речка Судогда впадает в Клязьму, в Пенкино на товарищескую встречу по футболу, в село Давыдово, чтобы посетить дом Дианина, в котором композитор А.П. Бородин сочинил некоторые части оперы «Князь Игорь», на озеро Войхра, богатое рыбой, с ночёвкой в палатках (см. ВПЕРЕДИ - НОВЫЕ МАРШРУТЫ, 1968 г.). Ходили на заповедный боголюбовский луг, в лесу лакомились черёмухой и орехами, собирали хворост для громадного прощального костра, возле которого традиционно пели лагерную песню: «Чайка крыльями машет...» В течение всего года и в каникулы в школе работали кружки: хоровой, краеведческий, литературный, художественной гимнастики, юннатов, Юных друзей милиции, моделирования, изобразительного искусства, спортивные секции, которыми руководили В.А. Филимонов, Т.В. Шипулина, С.И. Куликов и др. «ПРАЗДНИК УРОЖАЯ» Юннаты Оргтрудовской средней школы принесли мне красочно оформленный самими ребятами пригласительный билет. В нем говорилось, что в воскресенье в помещении школы состоится «Праздник урожая». Наступило воскресенье. Когда я вошел в школу, то заметил деловую суету, веселое оживление: ребята заканчивали последние приготовления и с нетерпением ждали открытия праздника. Вот, наконец, распахнулись двери класса. Юннаты и гости торжества сели за праздничные столы, которые украшали блюда, приготовленные самими школьниками. Здесь были и салат из овощей, выращенных юннатами, и вишневое варенье - дар школьного сада, и, конечно, чай с конфетами, с печеньем, которые, кстати, были куплены на деньги, вырученные от продажи урожая фруктов и овощей пришкольного участка. Праздник, ставший традиционным у оргтрудовских школьников, открыла руководитель кружка юных натуралистов, преподаватель школы Нина Михайловна Маркова. Она рассказала об истории юннатского дела в Советском Союзе и на Владимирщине. Первые кружки возникли в 1913 году, а сейчас, спустя 50 лет, только во Владимирской области насчитывается 540 кружков, среди которых одно из первых мест занимает кружок юннатов Оргтруда. Из года в год члены его являются участниками ВДНХ, где неоднократно были награждены дипломами. Нина Михайловна рассказала также о юбилейном областном слете юннатов. Работы оргтрудовцев были отмечены путевкой в пионерский лагерь Артек. Этой награды юннаты были удостоены за успешные опытнические работы по цветоводству. О своих опытах с георгинами рассказала участница областного слета юннатов Люба Беспалова. Три года занятий в кружке юннатов обогатили ее знания и кругозор, привили навыки в экспериментальной практике. Опыт проходит успешно, но окончательный результат будет известен лишь весной следующего года. О работе в кружке рассказали также юннаты Оля Миронова и Надя Суркова. Надя, например, ведет эксперименты с гладиолусами. Цель опыта - выведение нового многолетнего морозостойкого сорта этих цветов. Рассказав о своей кружковой работе, юннаты угощают собравшихся дарами природы. Я попробовал вишневое варенье и скажу откровенно - такого вкусного я еще никогда не ел. А ребятам оно показалось, наверное, еще вкуснее. Ведь все это выращено своими руками. После угощения школьники пели пионерские песни, декламировали стихи, исполнили литературно-музыкальный монтаж, посвященный «Празднику урожая». В перерыве между номерами художественной самодеятельности юннатам были вручены книги, которыми их наградила Владимирская областная станция юннатов. Веселью не было конца. И надо было видеть эти улыбающиеся лица, эти радостные искорки в глазах ребят, чтобы понять, что «Праздник, урожая» запомнится юннатам Оргтрудовской средней школы надолго» («Знамя», 26 октября 1968).
Кружок «Юннатов», 1971 год
«День урожая». Недавно в Оргтрудовской средней школе состоялся праздник «День урожая». Честь присутствовать на нем выпала учащимся, которые за работу на пришкольном участке получили отличную оценку. Н.М. Маркова рассказала ребятам о проведенной работе на пришкольном участке. Юннаты доложили собравшимся о своих опытах. А затем все угощались плодами с пришкольного участка. Самым старательным и трудолюбивым были вручены подарки. Веселым конкурсом на лучшего певца, чтеца, массовыми играми и танцами закончился праздник юных натуралистов школы» («Знамя», 20 октября 1970).
8 «а» класс. Учителя: Троянова, Быстрова. 1970 г.
«ДЕЛО ВЕСЬМА СЕРЬЕЗНОЕ Время неумолимо движется вперед, унося нас все дальше от тех лет, когда мы, держась за руки мам и пап, первый раз переступили порог школы. И этот корабль знаний понес нас по волнам арифметики и алгебры. 10 лет мы изучали правила грамматики, вместе с учебником географии путешествовали по странам мира, учителя помогали проникнуть нам в тайны атомного ядра. Но вот наступил день, когда директор школы вручил нам аттестаты зрелости, и мы закружились в прощальном вальсе выпускного вечера. С тех пор прошло много лет. Мои ровесники стали врачами, учителями, офицерами Советской Армии, инженерами. Однако всякий раз, когда мы получаем школьные пригласительные билеты, нас охватывает волнение. Почти каждый год я прихожу на традиционные встречи, но этот вечер для нас стал особенным. Сегодня мы встретились в новом здании школы. Хозяева вечера провели нас по классным комнатам, показали спортивный зал, кабинеты иностранного языка и физики. Когда прозвенел звонок, все мы - и «бывшие», и учителя, и десятиклассники - собрались в ярко освещенном актовом зале для разговора о профессиях. Вечер открывает директор школы М.Д. Малышева: «41-й год существует Оргтрудовская средняя школа. И ежегодно, начиная с 1944 года, собираются здесь ее питомцы. Школа гордится своими выпускниками, а комсомольцы собирают сведения о тех, кого вырастила школа. Среди них Герой Советского Союза летчик Башкиров, поэт О. Бутка-Жук, Л. Бурдюков... Многие из окончивших школу возвращаются сюда, но уже учителями. Около половины преподавательского состава - наши питомцы». После выступления М.Д. Малышевой секретарь комсомольской организации школы Галя Кириллова приглашает и бывших выпускников, и десятиклассников к большому разговору о выборе профессий. На трибуну поднимается Людмила Степанова. В прошлом году она была комсомольским секретарем школы, а сегодня Людмила - студентка биолого-химического факультета Владимирского педагогического института. С детства она мечтала стать педагогом, и вот ее мечта сбывается. Л. Степанова рассказала собравшимся о своем институте, о трудной и благородной профессии учителя. О Горьковском университете им. Лобачевского говорила студентка факультета вычислительной математики и кибернетики Надежда Лагунова. Работа в вычислительных центрах и научно-исследовательских институтах связана с глубоким знанием учебного материала, и поэтому учеба в университете, предъявляет строгие требования к студентам. Немало, наверное, мальчишек пожелает приобрести военные специальности. Что ж, пожалуйста, выбирай на вкус! Виктор Левин, курсант Высшего военно-морского училища радиоэлектроники, пригласил ребят, желающих стать офицерами, поступать в училище. А Николай Антипов, курсант зенитно-ракетного училища ПВО - рассказал о курсантской жизни. Познакомили десятиклассников со своими профессиями будущий бухгалтер Люба Бычкова, студентка медицинского училища Надя Кузнецова, токарь завода «Точмаш» Рудольф Исаев, будущий юрист Людмила Тарасова. Закончилась официальная часть вечера, а разговор о выборе жизненного пути продолжался. В перерывах между номерами концерта, во время танцев десятиклассники расспрашивали своих старших товарищей о мельчайших подробностях и тонкостях их профессии. Еще бы! Выбор профессии — дело весьма серьезное» (Внештатный корреспондент газеты «Комсомольская искра», студент 5-го курса Владимирского политехнического института В. Украинский Пос. Оргтруд. Газета «Знамя» 12 февраля 1970 г.).
8 «Б» класс. 1970 год. Гришина Лидия Сергеевна, Афонькина Мария Алексеевна
«Пионеры Оргтрудовской средней школы собрали 5600 килограммов металлолома, посадили 430 деревьев и 850 кустарников, изготовили 60 скворечников и 30 кормушек для птиц, собрали 1800 килограммов макулатуры. Наиболее активным оказался отряд имени Ю.А. Гагарина 5 «Б» класса. Он занял первое место в сборе металлолома. Пионеры активно участвуют в художественной самодеятельности школы, включились в работу с октябрятами по маршруту «Звездочка» («Знамя», 18 мая 1971). «На днях в Оргтрудовском доме-интернате престарелых и инвалидов с интересной концертной программой выступили учащиеся младших классов местной школы. Они читали стихотворения, в сопровождении баяна исполняли песни и танцы. Очень понравилась песня «Россия», которую задушевно спела четвероклассница Света Украинская. Непринужденно держалась перед зрителями ведущая концерт Люда Алешина. Хочется от всей души поблагодарить ребят за концерт, за ту радость, которую они доставили зрителям своим выступлением. Большое спасибо и учителям, подготовившим с ребятами этот концерт. М. СЕВРЮГИНА» («Знамя», 5 августа 1971).
«Я учительница-пенсионерка. Жила в квартире с печным отоплением, было тяжело носить дрова и топить печи. Обратилась к директору Оргтрудовской средней школы М.Д. Малышевой. При ее активном участии мне предоставили квартиру со всеми удобствами в новом доме. Огромное спасибо вам, Маргарита Дмитриевна, за помощь. Т. ФУРОВА, пос. Оргтруд» («Знамя», 14 декабря 1971). «Каждое утро раздаются у входа в Оргтрудовскую начальную школу звонкие ребячьи голоса, называющие это имя. И каждое утро тетя Вера встречает ребят у дверей, помогает раздеться, повесить пальто на вешалку, ровным рядком расставить обувь. А когда звонок позовет учеников в классы и в коридоре никого не останется, тетя Вера начинает протирать полы, стирать влажной тряпкой пыль с подоконников, дверей, чтобы всюду были полный порядок и чистота. Вот уже восемь лет Вера Алексеевна Митина работает уборщицей в школе. Все знают ее как старательную, трудолюбивую женщину. Ученики любят и уважают свою тетю Веру, добрую и ласковую со всеми, но порой строгую и требовательную к тому, кто в чем- то провинился. Уходя после уроков домой, малыши один за другим подходят к ней: — Тетя Вера, завяжите шарф. — Тетя Вера, застегните пуговицу. — А у меня портфель не закрывается... Всем помогут добрые материнские руки тети Веры, никто не останется без ее внимания. У нее трое своих детей, которые тоже постоянно требуют к себе заботливого отношения. Уходя из школы, дети кричат: — Спасибо, тетя Вера. До свидания! И тетя Вера ласково смотрит им вслед, тронутая теплотой и детской непосредственностью этих мальчишек и девчонок. Мы часто бываем в школе, где учатся наши дети и внуки. Видим трогательное отношение Веры Алексеевны к ним и их ответную любовь и привязанность и благодарим эту женщину за доброту, за ее скромный труд. ИГУМНОВА, ПЕЛЕВИНА, БОРДЮКОВА» («Знамя», 21 декабря 1971).
Ул. Молодежная, д. 10а
«Два месяца назад было принято решение об открытии в поселке Оргтруд филиала детской музыкальной школы. Занятия стали проводиться в помещении бывшей мастерской местной школы. Оборудовать его соответствующим образом взялся Алексей Петрович Михеев, музыкальный работник Оргтрудовского детского сада. Он проделал большую и сложную работу. Не считаясь со своим личным временем, отремонтировал электропроводку, двери, вставил стекла в окнах, сделал шкаф для музыкальных инструментов. И все это — на общественных началах, без всякой оплаты. Этот человек пользуется большим авторитетом у жителей поселка, он прекрасный семьянин, добросовестный работник. Вместе с преподавателем музыки Виктором Васильевичем Дмитриевым он участвовал в организации набора детей в музыкальную школу. Большое родительское спасибо этим отзывчивым людям, всегда готовым на добрые дела. Е. ИГУМНОВА» («Знамя», 30 декабря 1971).
Алексей Петрович Михеев
Школьные мастерские, где с 1971 года размещалась музыкальная школа, были приспособлены под жилые помещения, в которых поселились семьи учителей М.В. Паринской и Г.В. Соповой.
«Следопыты ведут поиск Однажды на очередном заседании школьного «Клуба любознательных», руководит которым М.Д. Малышева, было решено собрать сведения о жителях поселка Оргтруд — участниках Великой Отечественной войны. Сейчас уже окончившие школу, а тогда бывшие учениками восьмого класса Оля Гришанкина, Ира Платонова, Ира Коловерова, Коля Котов, Валя Ваванова, Слава Митрофанов, бывшая старшая пионервожатая начальных классов Тамара Тимофеевна Литвинова, не терял времени, сразу же приступили к работе. И вот первые успехи. Следопыты навещали родственников бывших воинов, собирали нужные сведения, фотографии, письма с фронта. Все это систематизировалось, приводилось в порядок, постепенно заполнялись страницы объемистого альбома. Открывается он словами В.И. Ленина: «Россия способна давать не только одиночек-героев... Нет, мы были правы, когда говорили, что Россия даст таких героев из массы, что Россия сможет выдвинуть этих героев сотнями, тысячами». Заглянем в альбом, перелистаем его страницы одну за другой. На каждой — пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас и пожилые люди, и совсем еще молодые парни, ушедшие защищать нашу Родину в самом начале своей жизни и отдавшие эту жизнь за свободу нашего народа, за то, чтобы людям следующих поколений больше не пришлось испытать ужасов войны. Одни из них имеют награды, благодарности, другие не успели получить их. Да разве ради наград взялись за оружие братья Леонид и Василий Гришины, Александр Никитович Лапшин, Станислав Белов, семнадцатилетний Василий Веселов и другие их земляки-оргтрудовцы? Нет, они не думали о наградах. Вот что писал своей матери Владимир Нацибулин: «Я получил ваше письмо, в котором вы даете мне наказ драться, как герою. Этот материнский наказ я буду выполнять с честью и достоинством. Буду драться до последнего удара моего сердца, до последнего дыхания». Старший сержант танкист Нацибулин сдержал свое слово. Он геройски сражался с врагом до тех пор, пока 31 июля 1944 года не погиб при штурме города Минска-Мазовецкого. Ненависть переполняла сердца советских воинов при виде зверств и насилий, учиненных фашистами на нашей земле. «Мамочка, я не представлял, что на свете есть такие животные, — писал с фронта Владимир Марков. — Мы проходили мимо развалин, мимо убитых детей, стариков. Всю жизнь я буду бороться с фашистами». Комсомолец Владимир Марков ушел на фронт добровольцем. В жестоких боях под Сталинградом он вступил в партию. Был тяжело ранен в голову. За боевые заслуги награжден двумя орденами. Меньше месяца оставалось до капитуляции фашизма, когда вражеская пуля сразила отважного бойца. Добровольцем ушел на фронт и Николай Тужилов. Это он в 1942 году под Великими Луками встал во весь рост, увлекая бойцов в атаку за высоту, захваченную врагом, и погиб. ...Вдвое больше было самолетов противника, когда в бой с ними вступила группа советских истребителей, среди которых находился и оргтрудовец Николай Коновалов. Сбив одного стервятника и расстреляв все боеприпасы, Николай пошел на таран. Но во время тарана самолет его загорелся. Смелый летчик посмертно награжден орденом Красного Знамени. Среди жителей поселка — участников войны были летчики и саперы, танкисты и пехотинцы, артиллеристы и разведчики. Они сражались на Карельском и Воронежском, Северном и Ленинградском фронтах. Но всех их вела в бой ненависть к врагу, решившему поработить наш великий народ, стремление разгромить захватчиков, вторгшихся на нашу священную землю, желание защитить и избавить от фашизма все свободолюбивые народы мира. Можно найти в альбоме и короткие рассказы об оргтрудовцах, защищавших легендарную Брестскую крепость — медсестре О.М. Ханиной, пехотинце М.Д. Приказчикове. На одной из страниц помещены фотографии двух человек, разных по возрасту, но похожих друг на друга. Это Афанасий Васильевич Смирнов и его сын Алексей. Оба они ушли на фронт и оба погибли. Отец под Смоленском, сын — при взятии немецкого города Данцига. На последних страницах альбома — рассказ о Герое Советского Союза летчике Викторе Андреевиче Башкирове, на счету которого 281 боевой вылет, 33 воздушных боя, 16 сбитых самолетов противника. Сто шесть суток в общей сложности провел В.А. Башкиров в воздухе за время войны и в послевоенные годы службы в авиации. В настоящее время он полковник запаса, живёт в городе Чернигове. Сколько радости было у оргтрудовских ребят, когда по их просьбе летчик-герой приехал в поселок, встретился со своими земляками, рассказал о том, как воевал, а потом сфотографировался на память в кругу красных следопытов. Трудно в газетной статье рассказать обо всех тех, чьи имена нашли свое место в этом красиво оформленном альбоме. Ребята не только собирают сведения о героях-земляках. Члены лекторской группы рассказывают о них своим товарищам по школе, заботятся о могилах, где похоронены воины. Большую и нужную работу ведут оргтрудовские школьники. Их девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто». Память народная вечно будет хранить имена героев, шедших на смерть ради нашего будущего, ради жизни. Е. АНАТОЛЬЕВ» («Знамя», 25 января 1972).
«В нашем классе Двадцать три комсомольца нашего класса входят в школьную организацию. Надеемся, что к концу учебного года комсомольцами станут все наши товарищи. Еще семиклассниками начали мы собирать материал по истории комсомольской организации школы. Уже тогда мы были пионервожатыми и сейчас шефствуем над пионерами 6 «Б» класса. Готовим вместе с ними интересные пионерские сборы, посвященные героям-комсомольцам, рассказываем им о героях Великой Отечественной войны. На репетициях перед большими праздниками готовим литературные монтажи, разучиваем песни, разрабатываем и составляем программы тематических вечеров. Сейчас готовим КВН. Недавно на сборе пятиклассников познакомили их с историей комсомольской организации нашей школы. Наши ребята взяли шефство над учительницей-пенсионеркой Е.Н. Рубцовой, помогают ей пилить дрова и складывать их в поленницу. Любим мы литературу и искусство. Принимали участие в подготовке и проведении некрасовского вечера. Вместе с 10 «А» классом готовили новогодний вечер. Впервые за много лет ни один человек не пришел на праздник без маски или маскарадного костюма. На вечере, сценарий которого готовили сами ребята, было очень интересно. Понравился всем и концерт, в его программе прозвучали стихи, песни, были показаны небольшие юмористические инсценировки. К концу третьей четверти мы решили подготовить и показать на школьной сцене спектакль по пьесе А.Н. Островского «Доходное место». Конечно, мы не только развлекаемся. На проводимых регулярно политинформациях знакомимся с событиями в нашей стране и за рубежом. Проводим тематические комсомольские собрания, обсуждаем наши классные дела. Учеба, естественно, — для нас самое главное, ведь это — наш труд. Тем более, что мы выпускники. Уже сейчас многие из нас задумываются над тем, чем они будут заниматься, выйдя из стен школы. В классе у нас проводятся беседы о различных профессиях, обсуждения книг на эту тему. Иногда к нам приходят люди разных профессий, чтобы рассказать о своей работе, посвятить нас в тайны достигнутого ими мастерства. Одним словом, живем мы интересно. Стараемся хорошо учиться и весело проводить свободное время. О. МАТРЕНИЧКИНА, комсорг 10 «Б» класса Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 3 февраля 1972).
«Каждый пионер нашего отряда посещает какой-нибудь кружок. А выбор их и школе богатый. Это кружки: вокальный, фото, английского языка, горнистов и барабанщиков и другие. Многие мальчики и девочки ходят в детский сектор, которым руководит Т.А. Батищева. Здесь мы готовим концерты, а потом выступаем с ними на торжественных заседаниях, вечерах. Танцевальный кружок ведет Т.П. Ивлева. Она помогает нам разучивать новые танцы. Члены фотокружка сделали много фотографий во время походов, лыжных прогулок, на сборе металлолома. Девочки в кружке вязания научились вязать себе красивые вещи. На занятиях кружка английского языка мы учим песни, короткие пьесы, стихи, играем в английское лото, записываем лучших чтецов по-английски на магнитофон и затем прослушиваем их. Сейчас готовимся к вечеру на тему: Мы говорим по-английски». Надя КВАША По маршруту «Зарница» В нашей школе несколько юнармейских кружков. Нам, мальчишкам, очень нравится заниматься в них. Ведь все, чему мы научимся, пригодится в будущем, когда нам придет время служить в рядах Советской Армии. Там будет много легче, если в кружках мы овладеем основами какой-либо военной специальности. Особенно возрос интерес к военизированным кружкам после того, как юнармейцы нашей школы добились успехов в игре «Зарница» и получили право участвовать в ее финале в городе Бресте. Некоторые мальчики и даже девочки нашего класса посещают кружок стрелков. Это Саша Збрищак, Надя Кваша, Катя Есякова и другие. Есть такие, что занимаются в кружках радистов, санитаров, гражданской обороны. Мы с Сережей Карповым ходим в парашютно-десантный. Руководит им офицер Веселов. Он знакомит нас с устройством парашюта, учит разбирать и собирать его. Мы с нетерпением ждем мая, когда поедем смотреть, как прыгают с парашютами настоящие десантники. Саша МИШИН Хотим быть полезными Всем отрядом вышли мы на проведение операции «Приноси людям пользу». Целую неделю тщетно пытались найти людей, которым могли бы быть полезными. Лишь три старушки позволили донести им домой ведра с водой. И все. Неужели никому не нужна наша помощь? Заходим к одиноким старушкам, предлагаем сходить в магазин за хлебом. И получаем отказ. Почему? Может, нам не доверяют деньги? А нам так обидно. Ходим по поселку, ищем, кому бы помочь, а в результате все это оказывается ненужной тратой времени. Товарищи взрослые, мы обращаемся к вам. Зовите нас, когда вам нужна наша помощь. Мы будем очень рады этому, поверьте. ТАНЯ РОГАЧЕВА Дружим с книгой Второй год многие из нас ходят в кружок «Друзья книги». Руководит им школьный библиотекарь Нина Ивановна Морозова. Многому научила она нас за это время. Мы умеем «лечить» книги, ставить на них штампы. Дело это полезное, а приносить пользу всегда приятно. Ребята читают книги, но правильно и бережно обращаться с ними умеет не каждый. В библиотеке много испорченных книг. В перемену мы прибегаем к Нине Ивановне в библиотеку и помогаем ей обменивать книги. На занятиях кружка мы знакомимся с новыми интересными книжками. Одни из них нам читает Нина Ивановна, о других просто рассказывает, третьи мы читаем по ее рекомендации. Сколько нового можно узнать из литературы? Здесь и рассказы о природе, животных, о научных открытиях и великих ученых, о дальних странах и путешествиях, ответы на многие интересующие нас вопросы. Мы хотим, чтобы как можно больше ребят посещало библиотеку, читало книг. Вера СИДНЕВА
Идет занятие кружка «Друзья книги»
Зарубежные друзья Интересную работу ведем мы по маршруту «Мир и солидарность», так как в настоящее время очень большое значение имеет укрепление дружбы между народами всех стран. Всем отрядом принимаем участие в «Турнире смекалистых», проводимом газетой «Пионерская правда». Один из вопросов первого тура такой: как готовятся польские харцеры (пионеры) к встрече 500-летия со дня рождении их великого ученого-астронома Николая Коперника? Мы обратились в одну из польских школ с просьбой рассказать нам об этом. Оттуда пришло подробное письмо, в котором были и адреса нескольких харцеров. Так завязалась переписка. Начинаем переписываться мы и со школьниками из Чexoсловакии. Это очень интересно, потому что мы знакомимся с обычаями и традициями разных стран, получаем много сувениров, значков, книг, открыток. Недавно на пионерском сборе директор школы М.Д. Малышева рассказала нам о своей поездке в Болгарию, о встречах с болгарскими пионерами, показала привезенные оттуда сувениры. Марина КАЛАШНИКОВА НАШИ «ЗАЙЧАТА» Мы любим заниматься с малышами. С удовольствием ходят к октябрятам из 1 «Б» класса Лена Богатырева и Таня Шувалова. А я и Нина Матреничкина взяли шефство над младшей группой детского сада № 1. Ребятишки радуются каждому нашему приходу, так как знают, что мы расскажем что-нибудь интересное или прочитаем занимательную книжку. Однажды мы показали им кукольный спектакль «Новые приключения Колобка». Малыши смотрели его очень внимательно, переживали за каждого героя. Им было жалко серого зайца, чуть не попавшего в лапы лисы, так хотелось заступиться за него. А как радовались они, когда хитрая лиса наконец-то попалась! Все захлопали в ладошки и закричали: — Так тебе и надо, рыжая! Спектакль yже кончился. ЗА ребятами пришли родители, а им все не хотелось уходить домой. С той поры мы стали звать их нашими «зайчатами». Иногда устраиваем конкурс: кто лучше споет или расскажет стихотворение. Участников находится столько, песни и стихи каждый исполняет так старательно, что всем приходится давать призы. Моя мечта – стать учительницей или воспитательницей детского сада. Работа с малышами очень поможет мне достичь своей цели. Валя ЩЕРБАКОВА. Скоро в поход У каждого человека есть свое увлечение. Наш отряд увлечен родной природой. Скоро растает снег, и мы отправимся в лес, в поле, на реку. На такие прогулки никого упрашивать не приходится. Впереди обычно идут мальчики. Они первыми приходят в назначенное место, собирают хворост, разводят костер. У нас есть для таких прогулок свое излюбленное место на берегу Грезинской речки. Там мы сделали даже качели. Пока два повара готовят обед, остальные играют в бадминтон, качаются на качелях. Но однажды от качелей пришлось отказаться. Прямо под ними птицы свили себе гнездо, и мы решили их не тревожить. Не скучно нам и в морозные зимние дни. С нетерпением ждали воскресенья, когда можно стать на лыжи и покатить в заснеженный лес. Очень красиво в такое время в лесу возле реки, особенно в солнечные дни. Солнце искрится на покрытых белоснежными шапками верхушках деревьев, которые стоят как зачарованные волшебной сказкой. Приходит весна, и природа меняет свою окраску. Как прекрасны белые стволы березок на фоне только что распустившихся клейких зеленых листочков. Скорой бы снова в походы! Надя БЕЛОВА
Приятный отдых Наш отряд очень любит театр. Все мы ходили на спектакли «Ленинградский проспект» и «Эй ты, здравствуй!», которые показывали в нашем поселке артисты областного драматического театра имени А.В. Луначарского. Мы и сами ездим во Владимир и каждый раз возвращаемся оттуда переполненные впечатлениями от просмотра той или иной пьесы. Сейчас областной театр переехал в красивое здание возле Золотых ворот. Мы побывали и там на одном из спектаклей. Новое трехэтажное здание театра нам очень понравилось. В нем большой зрительный зал с балконами, покрытыми коврами полами, очень удобными креслами. Приятно побыть здесь, отдохнуть, посмотреть интересный спектакль. Есть у нас мечта — съездить в Москву в Большой театр. Думаем, что в следующем учебном году мечта наша осуществится. Таня БАРАНОВА» («Знамя», 21 марта 1972).
«СКВЕР имени 50-летия пионерской организации решили заложить пионеры Оргтрудовской средней школы совместно со своими шефами — комсомольцами фабрики «Организованный труд». Во время коммунистического субботника они расчистили пустырь возле оврага. Сейчас ведется заготовка саженцев» («Знамя», 22 апреля 1972).
«САМИ Последний, пятый урок. Витя нетерпеливо посматривает на часы: остается две минуты. Одна нога высунута из-под парты по направлению к двери. Рука уже сжимает папку с учебниками. Скорей бы! Звонко и голосисто запел звонок. Сейчас метеором к раздевалке и домой. Ах, совсем забыл! Ведь сегодня собрание. Опять просидишь битый час истуканом без всякой пользы. Тему какую-то придумали — «Класс и ты». А зачем? Все равно все будут сидеть и молчать, как всегда. Ну да ладно, послушаем. Собрание началось. Слово берет комсорг. Нина встала, перебросив толстую косу за спину, окинула своими синими глазищами класс. Взглянув на Витю, почему-то хитро улыбнулась. «Чего это она?» — подумал Витя.— Уж не хочет ли что-нибудь про меня ляпнуть?». — Почему мы должны ждать, когда нам предложат что-нибудь провести?— говорила Нина. — Разве без подсказки классного руководителя мы не можем обойтись? Живем, как слепые кутята, которых в молоко надо носом тыкать. А ведь мы уже девятый класс. Вон в девятом «А» как интересно живут, у них и вечера, и беседы, и диспуты. А у нас стенгазета даже с наклеенной картинкой уже два месяца висит. Витя молчит, смотрит в окно. Там на улице прыгают и что-то кричат первоклашки. Услышав свое имя, он вздрогнул. — Вот ты, Витя,— Нина смотрела прямо на него,— ведь хорошо рисуешь, а какую-то стенгазету оформить не умеешь. — Как не умею? — Витя даже обиделся.— Да я такую газету сделаю... — Вот и хорошо,— Нина снова улыбнулась. — Ребята, пусть Витя будет ответственным за выпуск стенгазеты. Никто не против? Так что, Витя, принимайся за дело. Бумага у Виктории Дмитриевны. …Через полтора часа Витя шел домой. Вопреки привычке, он не спешил, внимательно осматривал деревья, людей. Как быстро эта Нина все решила про газету, и про математический вечер, и про сбор! А что если и в самом деле жизнь класса после этого изменится? Слова Нины задели его за живое. Почему она думает, что он не справится с какой-то стенгазетой?.. Прошло две недели. — Что это они не выходят?— спрашивали школьники друг у друга, недоуменно поглядывая на плотно закрытую дверь в 9 «В». Вообще, странные дела стали твориться за этой дверью. Самые закоренелые двоечники вдруг начали поднимать на уроках руки и проситься к доске, приводя в удивление учителей. В классе появилась новая красивая стенгазета. После уроков никто не разбегается по домам, как раньше. Что-то обсуждают, спорят, вызвали на соревнование 9 «А»... Кто-то заглянул в класс. Вокруг преподавательского стола сгрудились девчонки и мальчишки, о чем-то горячо рассуждая. Весеннее солнце, врываясь в окна, золотит встрепанные волосы на их головах. — Мы и сами с этим справимся,— громко говорит один, и голос его тонет в гуле одобрения. Т. НАЗАРОВА, ученица 9 «Б» класса Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 29 апреля 1972).
«Наступила пора отдыха, интересных и полезных дел. Пионеры и комсомольцы школы заложили пионерским парк: посадили декоративные кустарники, сделали планировку. Возле здания школы высадили березки, вишни, разбили цветники, вырастили много цветочной рассады. Пусть поселок будет лучше, краше! *** С нетерпением ждали учащиеся 30 мая. В этот день состоялся общешкольный туристско-краеведческий слет. Штаб слета заранее разработал план его проведения. Был определен маршрут, найдено великолепное место для бивуака. Учителя истории, литературы, географии подготовили краеведческие викторины. Участники слета участвовали в соревнованиях по ориентированию на местности. Редакторы выпускали «молнии»; повара накормили всех вкусным обедом; участники художественной самодеятельности показали концерт. Проведен конкурс на лучшую туристскую самоделку. *** Подвели итоги работы группы продленного дня. В последний день занятий состоялся праздничный концерт. «Все дала нам, Родина, наши старшие наставники! Отблагодарим их. Покажем в доме-интернате для престарелых и инвалидов концерт»,— решили ребята. Решили и сделали. Под руководством воспитателей группы продленного дня Н.И. Шубиной, В.О. Жарковой, Р.Ф Агаповой школьники подготовили большой праздничный концерт и пришли к престарелым, бывшим ткачихам фабрики «Организованный труд». Каждый номер художественной самодеятельности зрители встречали аплодисментами. Концерт удался. «Приходите к нам еще! Мы вам очень, очень рады!» — приглашали старушки юных артистов» («Знамя», 1 июня 1972).
«К первому дню экзаменов в Оргтрудовской средней школе все было подготовлено заранее: убраны кабинеты, написаны лозунги, классные родительские комитеты назначили дежурных родителей. И вот он — первый день экзаменов — настал. Подтянутые, взволнованные, нарядные еще задолго до звонка собрались в школе десятиклассники и восьмиклассники. Сегодня им предстоит отчитаться перед Родиной о полученных знаниях. Звонит звонок. Все занимают свои места. Директор школы М.Д. Малышева вскрывает пакет и называет темы сочинений для учащихся 10-х классов. Вздох облегчения вырвался у некоторых, многие заулыбались. Темы знакомые: о рядовых революции (по роману А. Фадеева «Разгром» и по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая»), о силе истинного патриотизма (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»), о возрастающей роли литературы и искусства в создании духовных богатств социалистического общества (по материалам XXIV съезда КПСС и произведениям советской литературы). Сосредоточенные, задумчивые лица. Но вот определена тема. Все пишут. Оля Смирнова и Люба Беспалова рассказали в своих сочинениях об истинном патриотизме русского народа, воспетом в романе «Война и мир». Оля Матреничкина, Тамара Морозова, Коля Макаров избрали третью тему. О рядовых революции, показанных в романе «Разгром» и пьесе «Любовь Яровая» писали Надя Суркова, Евгений Гаранькин, Вала Гришанкина. Интересные темы сочинений были предложены восьмиклассникам: «Коммунизм - это молодость мира, и его возводить молодым» и «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой». А. ПОЛЯКОВА» («Знамя», 8 июня 1972).
«Вернулись с победой С 29 июня по 2 июля в селе Небылое Юрьев-Польского района проходили финальные игры первенства области по волейболу. Наш район представляла команда Оргтрудовской средней школы, обыгравшая по пути к финалу сильную команду Ковровского района. Соперниками оргтрудовцев были прошлогодний чемпион — команда Юрьев-Польского района, команды Собинского, Вязниковского и Меленковского районов. В первом матче наша команда встречалась со сборной Вязниковского района. Счет партии говорит сам за себя 2:0 в пользу оргтрудовцев. Под дождем при сильном ветре в этот же день проходила встреча с меленковцами. И снова со счетом 2:0 победила наша команда. На второй день встретились лидеры - камешковцы и юрьев-польцы. Наша команда уступила в первой партии со счетом 16:18. Во второй и третьей партиях оргтрудовцы предельно собрались и победили. Общий итог — 2:1 в нашу пользу. Теперь, чтобы стать чемпионами области, наши волейболисты должны были выиграть у сильной собинской команды. И они добились своего, победив со счетом 2:0. Большой вклад в успех команды внесли А. Станаковский — капитан, А. Коробов, Ю. Степанов, В. Филиппов, В. Федоров, В. Хромушин, В. Каменский, Л. Шугаев и И. Чирцов. Команда была награждена переходящим кубком, а игроки — грамотами облоно. Второе место у команды Юрьев-Польского района, третье - у собинцев. В. ФИЛИМОНОВ, тренер команды волейболистов Оргтрудовской средней школы» («Знамя», 13 июля 1972).
«Более 10 лет прошло с того дня, когда мы окончили Оргтрудовскую среднюю школу, и уже 5 лет, как работаем в разных местах после окончания специальных учебных заведений. И вот мы снова оказались на родине. В первую очередь решили посетить школу, в которой когда-то учились, встретиться со своими учителями, уйти в «босоногое детство» — пору мечтаний и надежд. Первыми, кого мы встретили, были директор школы М.Д. Малышева, библиотекарь М.И. Морозова, ночная няня школьного интерната Н.И. Митрофанова. Они показали нам новую школу. Нас поразило обилие цветов в вестибюле. Их вырастили юннаты под руководством учителей биологии Н.М. Марковой, Г.Г. Пенкиной. Летом из зеленоватого стеклопрофилита для учащихся были сделаны гардеробы, придающие вестибюлю торжественный вид. Хорошо подготовлены к занятиям кабинеты биологии, химии. В школе имеется своя кухня, которая встретила нас чистотой и порядком. В школе сохраняется добрая традиция: в каникулы создаются строительные бригады из старшеклассников, которые помогают ремонтировать мебель, инвентарь, делают стенды для оформления помещения, работают на благоустройстве пришкольной территории. Цветник, разбитый у фасада школы, стал любимым местом прогулок родителей с малышами. Скоро мы уедем и увезем с собой самые приятные воспоминания о школе, в стенах которой когда-то учились познавать жизнь. В. БОГДАНОВА, техник-технолог швейного производства; К. РУМЯНЦЕВА, врач-педиатр» («Знамя», 2 сентября 1972).
«Многочисленные болельщики с интересом наблюдали за стартами лыжников пяти средних школ района, которые также проводились в Оргтруде. Всего на старт вышло 136 школьников. Здесь полное преимущество имели спортсмены Вахромеевской средней школы. На четырех дистанциях они набрали 57 очков, опередив своих ближайших соперников — оргтрудовцев на 63 очка! На третьем месте — команда Камешковской школы № 1 — 220 очков. В беге на 10 км. у юношей первенствовали вахромеевские школьники В. Варгасов, В. Щелкунов и Н. Морозов, прошедшие дистанцию быстрее 42 минут. Такого же результата достигли вахромеевцы и в гонке на 5 км. у юношей. Первые три места заняли В. Болобонкин — 21 минута 24 секунды, В. Перенко — 22 минуты 7 секунд и В. Куванов. У девушек на дистанции 3 км. первой была В. Зайцева (Вахромеевская школа) — 14 минут 9 секунд. Далее следует Л. Ершова (Оргтрудовская школа) — 15 минут 26 секунд и В. Титова (Вахромеевская школа). В беге на 5 км. отличилась Г. Макушина (Вахромеевская школа) — 24 минуты 50 секунд. Н. Котова из этой же школы была второй. Она проиграла победительнице 18 секунд. На третьем месте — Н. Абрамова (Камешковская школа № 1). Многие школьники, выступавшие в соревнованиях, выполнили нормы ГТО и различных спортивных разрядов. В. ГРИГОРЬЕВ, главный судья соревнований» («Знамя», 27 февраля 1973). «M.Д. МАЛЫШЕВА, директор Оргтрудовской школы Школа проводит большую разъяснительную работу среди учащихся и родителей о курсе нашей партии на всеобщее среднее образование. Проведен педагогический совет, на который были приглашены учителя восьмилетних школ, поставляющих нам контингент учащихся в девятые классы, — Давыдовской и Гаврильцевской, родительские собрания и собрания учащихся. Вопрос этот обсуждался на сессии поселкового Совета. Использовали с целью пропаганды среднего образования школьную печать, радио, встречи с выпускниками школы, людьми разных профессий, учащимися военных училищ, высших учебных заведений. В результате народнохозяйственный план набора в 9-е классы выполняется ежегодно. Укрепляется материальная база для перехода на всеобщее среднее образование: введена кабинетная система, приобретаются наглядные пособия, технические средства наглядности, библиотеки пополняются методической и художественной литературой» («Знамя», 29 марта 1973). «Наша Родина видит в нас строителей будущего. А для этого мало только хорошо учиться. Быть строителем коммунизма — значит быть всесторонне образованным и культурным человеком, быть общественно активным. Этому тоже нужно научиться. Даже самый придирчивый человек найдет в нашей школе дело по душе. Увлекаешься спортом — занимайся в волейбольной, баскетбольной, футбольной секциях или катайся на лыжах. Любишь рисовать — иди в кружок ИЗО. Увлекаешься фотографией — в школе есть фотокружок. Есть вокальный кружок, кружки предметные, технического творчества, моделирования. Не обижаются и малыши. У них есть «Пионерский театр». В начале года ребята подготовили два кукольных спектакля по сказкам, а потом пьесу-сказку «Кошкин дом» Маршака. Много терпеливого труда, сил и энергии затратили четвероклассники для того, чтобы спектакль получился хорошим. И вот премьера. В зале гости: ученики 1—3 классов и ребята из детского сада. На сцене — красочный дом кошки, клумба цветочная, на стене — портрет ангарского кота. Мы (шефы 4-го класса — ученики 7 «А» класса) волнуемся не меньше артистов, потому что помогали делать декорации и костюмы, испытываем профессиональный страх: а вдруг не понравится? Мы очень любим свою школу. Красивое светлое здание, яркие цветники у фасада, наш чудесный пришкольный участок и сад. Любим школьные вечера. И тот, кто активно участвует во всех школьных делах, не сможет вырасти человеком сухим и черствым. Это просто невозможно! Света НАЗАРОВА *** У НАС В ВОКАЛЬНОМ Я занимаюсь в вокальном кружке. Мы не только учим песни для участия в концертной программе, но немногое узнаем о теории музыки, о композиторах. Учимся культуре исполнения. Как в родной семье у нас в вокальном: весело и интересно! Люба Царева *** МНЕ НРАВИТСЯ ТЕХНИКА Я занимаюсь в факультативе по русскому языку. И вот когда нам предложили выбрать тему для газетной информации, я твердо решил, что напишу о кружке технического творчества. Мне очень нравятся занятия. Мы делаем фрезерный станок. Вот он на фотография. А еще раньше наши ребята сделали действующую модель лесопильного завода, которая побывала на выставке в Японии. Валерий ЩЕТНИКОВ *** ОПЕРАЦИЯ «КНИЖКА В ОПАСНОСТИ!» Многие ребята портят деревья. И не задумываются над тем, что губят огромные богатства нашей страны, которые трудно восстановить. Из древесины можно многое сделать. Можно изготавливать и бумагу, которая идет на тетради, книги, газеты, журналы. Бумаги нам требуется очень много. И вот для того, чтобы сохранить лесные богатства, ежегодно собирается макулатура. У нас тоже объявлен сбор вторичного сырья. Только называется он интересно: операция «Книжка в опасности!». Сначала вожатые прошли по отрядам и все объяснили подшефным, и вот операция началась! Соревновались 14 пионерских отрядов. Особенно активны были малыши. Они «прочесали» почти весь поселок. Там, где они проходили, не оставалось ни одной бумажки. Ребята собрали все: коробки из-под обуви, старые газеты, журналы, непригодные учебники. Со всех сторон к школе потянулись «ручейки» ребят, несущих макулатуру. Операция прошла успешно. Мы довольны, что помогли сохранить нашей Родине ценное богатство — лес. Галя Аграфенина».