Столетний юбилей Переславского духовного училища
14 декабря 1888 года Переславское духовное училище в светлой радости отпраздновало столетнюю годовщину своего существования. Предвкушение этой радости началось впрочем гораздо ранее означенного числа, — с тех пор, как училище стало получать приветствия по поводу предстоящего празднества. Прежде всего училище было порадовано выражением одобрения ему со стороны высшей духовной власти — Святейшего Синода. Вследствие ходатайства перед Святейшим Синодом Владыки Феогноста, о разрешении училищу праздновать столетнюю годовщину и о преподании ему благословения, Святейший Синод благоволил на имя Владыки выслать указ, коим дано разрешение Переславскому училищу праздновать столетие его существовании по составленной в семь училище программе, и коим определено преподать училищу благословение с выдачей установленной грамоты, каковая грамота Святейшего Синода и была препровождена при указе. Таково прекрасное начало радости юбилейного праздника!
Архипастырь, в свою очередь, за несколько дней до торжества прислал училищу свое отеческое приветствие, соединив приветствие с пожертвованием в пользу училища 50 рублей, из коих 25 руб. Владыкой назначены в пользу Общества вспомоществования нуждающимся ученикам, и 25 руб. в пользу ученической библиотеки.
Кроме этих высоких приветствий, Переславское училище ко дню юбилея получило несколько приветствий со стороны бывших учеников училища, которые сопровождали свои поздравления посильными жертвами в пользу бедных учеников. Из числа юбилейных даров училищу особенно благодарного внимания заслуживает дар настоятеля Задонского монастыря, о. архимандрита Прокопия, который прислал в пользу бедных учеников 5% билет в 1000 рублей. Кроме того добросердечный о. архимандрит прислал образ Святителя Тихона Задонского в красивом киоте и, для раздачи ученикам училища. 200 экземпляров «Троицкого» листка, в котором изложена повесть Святителя Тихона о самом себе. Этот образ Святителя Тихона вместе с его повестью о самом себе представляют в высшей степени назидательный дар для учеников; ибо Святитель Тихон, сын бедного причетника, сам прошедший тернистый путь духовной школы с ее суровой нуждой и лишениями, являет собой для бедных питомцев духовного звания самый лучший и живой образец школьного усердия и трудолюбия, образец закаленного терпения в борьбе с нуждой. Такое сердечное отношение о. архимандрита к школе, давшей ему первоначальное образование, не только исполнило отрадным умилением учащих, учащихся и всех, имеющих отношение к нашей школе, но и послужило предметом поучительных бесед между лицами, стоящими вне училищной среды, которые отдали честь щедрости о. архимандрита и его примерно-трогательной признательности к своей низшей almae matri. Предвкушение радости юбилейного праздника усиливалось вследствие сочувственного отношения Переславских граждан к предположенному празднеству духовного училища. Граждане древнего Переславля как-бы соревновали своим предкам, которые, как и все Русские доброго старого времени, видели в духовенстве и духовных школах высший источник просвещения. Некоторые из граждан, достойные наследники своих доблестных предков, очень осязательно проявили свое уважение к духовной школе, в течение векового существования принесшей немало пользы отечеству,— изъявив желание принять живейшее участие в торжестве юбилея и добродушно предложив свои услуги по устроению материальной части праздника. Наконец, в значительной мере предрасполагало к радости юбилейного праздника представление той счастливой обстановки, в коей училище имело торжествовать свою вековую годину. 95 лет училище пребывало в ветхом, мрачном и холодном здании, не имея ученического общежития. Но пять лет тому назад школа, как-бы готовясь к своему вековому празднику, сменила ветхую оболочку на новую; на развалинах упраздненного Горицкого монастыря, заботами и изобильными щедротами любвеобильного Архипастыря, настойчивыми трудами энергичного о. Смотрителя училища и стараниями его усердных сподвижников, воздвиглось прекрасное училищное здание с просторными, светлыми и теплыми помещениями, с благоустроенным общежитием и с благолепно-изящною домовою церковью. Итак, вот в совокупности каких благоприятных условий и обстоятельств готовилась школа торжествовать свою столетнюю годовщину! Накануне юбилея, 13 декабря, в 4 часа пополудни о. Смотрителем училища, протоиереем А. Свирелиным, в сослужении члена Правления, протоиерея П. Знаменского, учителя приготовительного класса, свящ. И. Беневоленского и некоторых приезжих священников, была совершена панихида по умершим начальникам училища, которые все поминались поимено, и по всем усопшим наставникам училища. В 5 ½ часов началось всенощное бдение всем Святым, во имя которых устроена училищная церковь, по уставу о храмовых главах. Бдение совершал священник Иоанн Беневоленский. На литию и полиелей выходил о. Смотритель училища вкупе с собором из 6-ти священнослужителей. В самый день празднества, перед литургией быль совершен молебен с водосвятием. Литургии, начавшаяся в 9 часов, была совершена о. Смотрителем училища, протоиереем А. Свирелиным, в сослужении шести лиц. В обычное для проповеди время о Смотритель достопочтеннейший ветеран училищной службы, сказал слово на текст: «Помыслих дни первыя... и поучахся». Литургийные песнопения большей частью были исполняемы древними напевами в их партесных переложениях. И надо заметить, что певчие - ученики, при участии приглашенных из города больших певчих (басов и теноров) и под руководством опытного учителя пения, М.В. Загорского, отлично исполнили литургию,— стройно, звучно и изящно. По окончании литургии, был совершен благодарственный молебен, на который во глине с о. Смотрителем вышел многочисленный сонм священнослужителей, прибывших почтить торжество. На молебне благодарственная молитва была прочитана с коленопреклонением; в конце молебна были провозглашены многолетия: Их Императорским Величествам, Наследнику Цесаревичу и Всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду, Высокопреосвященнейшему Феогносту, учащим и учащимся, благотворителям, учредившим и поддерживающим при училище Общество вспомоществования бедным ученикам. Еще с началом богослужения в училище начали прибывать многочисленные группы посетителей. Тут были: священно-церковно-служители Переславского училищного округа; бывшие ученики и учителя училища — духовные и светские; Переславские граждане обоего пола — разных сословий, состояний и возрастов. К 12-ти часам стечение посетителей было настолько велико, что обширный училищный зал едва мог вместить всех собравшихся. В начале первого часа, при собрании многочисленного и разнообразного общества, был начать акт молитвой: «Царю небесный». Затем о. Смотритель училища после нескольких глубоко-прочувствованных слов приветствия собравшимся прочитал вышеозначенный укав Святейшего Правительствующего Синода о разрешении училищу праздновать столетнюю его годовщину и о преподании сему училищу благословения; вслед за сим о. Смотритель прочитал и саму благословенную грамоту, дарованную училищу. Грамота эта гласит следующее:
«Святейший Правительствующий Всероссийский Синод в ознаменование векового существования Переславского духовного училища, усердными трудами начальников и наставников своих благоустроенного и благоуспешно исполняющего свое назначение, преподает сему училищу свое благословение». Грамота эта тотчас же, по прочтении ее, была вывешена на видном месте актового зала в заранее приготовленной изящной рамке. По окончании приветственной речи о. Смотрителя, на кафедру взошел учитель Н. С. Виноградов, который и прочитал извлечение из составленной им ко дню юбилея исторической записки о Переславском духовном училище (Еще более, чем за год до юбилейного торжества, Виноградову, как бывшему делопроизводителю Правления, Правлением училища было поручено составить означенную историческую записку. Виноградов успешно исполнил данное ему поручение. С августа месяца сего года «Историческая записка о Переславль-Залесском духовном училище» начала печататься на страницах «Владимирских Епархиальных Ведомостей», а ко дню юбилея она уже была издана отдельной книгой с приложением к ней списков окончивших курс учеников училища, начинал с 1799 г. и по 1888 г.). Виноградов в своем извлечении сделал краткое, но цельное и законченное обозрение судеб вековой школы, ее состояния в течение 100-летнего существования в материальном и учебно-воспитательном отношениях, при чем он останавливал внимание предпочтительно на более отдаленных по времени эпохах училищной истории. Непосредственно за Виноградовым на кафедре появился бывший ученик Переславского училища и старейший учитель этого училища, 20 лет подвизающийся на педагогическом поприще в родной школе, украшенный орденами за свою усердную и плодотворную деятельность — М. В. Загорский. Предметом речи его были благодарные воспоминания о воспитавшей его школе и о воспитателях этой школы. С особенной сердечностью Загорский вспоминал некоторых добрых воспитателей хорошего старого закала, которые не ограничивались только формальным преподаванием, а влагали живую, любящую душу в свои отношения к ученикам, т. e. которые на первом плане поставляли любовь к воспитанникам, и на этом благородном основании созидали дело научения юных питомцев. В заключение оратор обратился с речью исключительно к ученикам училища, находившимся в зале; им он преподал свой авторитетный совет — быть благодарными воспитавшей их школе и, в выражение этой благодарности, всегда любить труд. После этой речи певчие, под управлением того же М.В. Загорского, исполнили концерт Бортнянского: «Сей день, его же сотвори Господь». Далее предложил чтение учитель А.П. Виноградов. В основу своей речи он положил то обстоятельство, что 100-летний юбилей училища совпадает с 900-летием духовных школ на Руси. Пользуясь этим обстоятельством, Виноградов в сжатом, но живом очерке изложил историю духовной школы, которая была несколько веков единственным светочем русского народа. Начав свой очерк со школ Владимирова времени, оратор довел историю духовной школы до нашего времени, и в заключение высказал мысль, что в настоящем столетии духовная школа последовательно отрешалась от схоластики и постепенно стала на тот разумный и живой путь, который свойственен высокому назначению ее. Последняя речь была произнесена учителем С. Н. Лебедевым, который провел мысль, что к юбилейным праздникам духовенства и духовной школы имеют основания с живейшим участием отнестись все сословия; так как духовенство и духовная школа оказали и оказывают высокие культурные заслуги всем сословиям нашего обширного отечества. По окончании этой речи, певчие исполнили гимн свв. Кириллу и Мефодию. Затем о. Смотритель училища прочитал приветствие со днем юбилея от Владыки, который отечески— сердечно пожелал нашему училищу процветания на будущее время. Вслед за сим о. Смотрителем были прочитаны поздравления, прибывшие в училище ко дню юбилея от прежних учеников училища: профессора Варшавского университета А.И. Смирнова, помощника инспектора военно-медицинского управления А.И. Беляева, о. архимандрита Прокопия и Синодального Ризничего о. архимандрита Владимира. После чтения этих приветствий свящ. В. Товаров очень звучно и выразительно прочитал адрес училищу от духовенства IV благочиннического округа Переславского уезда. В этом адресе духовенство, помянув благодарным словом почивших Святителей Владимирской епархии, не мало потрудившихся для Переславского духовного училища, с особенно живым чувством благодарности останавливается на всем известных заботах и благодеяниях для училища Святителя Феогноста, «великого печальника о наших юных питомцах»; наконец выражает благодарность «достойному представителю и мудрому начальнику училища о. протоиерею А. И. Свирелину, потрудившемуся с членами училищного Правления и строительного комитета в деле о благоустроении училища», а также и всем преподавателям училища «труженикам религиозно-нравственного воспитания детей». В заключение акта были пропеты: «Славься, Славься» ... и «Боже Царя Храни». Акт закончился около 3 часов. После акта посетителям был предложен обед в одном из классов. Во время обеда с почты были принесены поздравительные телеграммы и письма, которые все тут же были прочитаны помощником Смотрителя М. Цветковым. Поздравления были получены: от Владимирской духовной семинарии, от духовных училищ: Владимирского, Суздальского и Муромского; кроме того от следующих бывших учеников училища: ректора Пензенской духовной семинарии, протоиерея М.К. Знаменского, инспектора Владимирской семинарии В.Я. Розанова и преподавателей той же семинарии: П. А. Белоярова, В. М. Орлова, В.Г. Добронравова,— прозектора С.-Петербургской медицинской академии П. М. Альбицкого, директора Киевской гимназии К. Н. Воскресенского, братьев И. В. и В. В. Свирелиных (из них первый — инспектор Виленской гимназии), смотрителя Московской мещанской богадельни М. И. Соколова, инспектора народных школ В. В. Богословского, инспекторов гимназий — Красовского и Смирнова, протоиереев: Левицкого и Ссрвицкого, архимандрита Иова, смотрителей училищ: прот. М. В. Семеновского и А. И. Покровского, преподав. Лодзинского реального училища А.В. Семеновского, свящ. кандидата академии И. А. Соловьева, преподавателя Тульской семинарии А. И. Нарбекова, братьев Меморских, студента Дерптского университета М. А. Свирелина, надзирателей Вифанской семинарии, воспитанников Владимирской и Вифанской семинарий, врача С. Елпатьевского и некоторых друг. лиц. В конце обеда были произнесены речи. Говорили: бывший ученик училища, становой пристав Александровского уезда Н.И. Соловьев, свящ. В.А. Товаров и о. Смотритель училища. Речь первого имела характер живых лирических излияний,- излияний чувства высокого уважения к труженикам-наставникам духовных школ, к питомцам духовных школ, отличающимся особенным типическим закалом в хорошем смысле, и наконец к духовенству вообще, которое Государь почтил доверием, призвав его к великому делу образования народа. О. Товаров от лица местного духовенства выразил благодарность о. Смотрителю протоиерею А. И. Свирелину, который способствовал процветанию училища своей мудрою и энергической деятельностью в течение его продолжительной смотрительской службы. О. Смотритель, нарисовав в своей речи неприглядный со внешней стороны образ многострадальной духовной школы и охарактеризовав эту школу словами: «есть наслаждение и в дикости лесов», указал на замечательную настойчивость, с какою питомцы духовных школ пробивали себе дорогу в жизни, и на их страстную жажду просвещения. Для иллюстрации он привел случаи из жизни одного человека, бывшего ученика Переславского училища (позже занимающего высокий пост на гражданской службе) который, по окончании семинарского курса, поехал на собранные с родных бедняков деньги в Петербург для сдачи приемного экзамена в одном из высших учебных заведений и, прибыв туда, очутился в этом чужом большом городе всего с 20 копейками денег. В другой своей речи высокоуважаемый оратор, обращал внимание на ту благоприятную обстановку, в которой находится теперь Переславское училище, выразил мысль, что все присутствующие обязаны удовольствием праздновать столетний юбилей училища в этом благоустроенном, радующем взоры, здании отеческой попечительности об училище Архипастыря. В выражение сердечной благодарности Святителю о. Смотритель предложил ознаменовать столетнюю годовщину училища таким памятником в честь Владыки, который был бы достоин этого радетеля о благе духовных школ. Лучшим памятником юбилея о. Смотритель нашел учреждение стипендии имени Высокопреосвященнейшего Феогноста в пользу одного из бедных учеников. И тем более настаивал о. Смотритель на учреждении стипендии, что мысль о ней была высказана в одном из приветственных писем,- письме о. Цветаева. Предложение об учреждении стипендии получило единодушное одобрение со стороны гостей училища, которые при этом единогласию выразили желание послать телеграмму Его Высокопреосвященству с выражением благодарных чувств. Кроме того служащие при училище положили от себя послать адрес Владыке с выражением сыновних чувств к нему по поводу юбилея. Адрес этот и был послан вскоре после юбилейного торжества.
Вечером окончилось юбилейное торжество, оставив в участниках этого торжества сладостные воспоминания. Приятно было созерцать эту радость празднующими в основе которой лежали побуждения духовные, — уважение к науке, к просвещению. Приятно было созерцать бывших учеников училища, в числе которых, наряду с лицами духовными, были представители разных родов гражданской службы и деятельности. Отрадно было видеть, как они, без различия своего теперешнего звания и состояния, стирались наперерыв друг перед другом выразить свои благодарные воспоминания о воспитавшей их школе. Они вспоминали своих бывших наставников, вспоминали товарищей по школе, вспоминали о разных эпизодах школьного житья-бытья, вспоминали о радужных мечтах и надеждах своей юности. Из наших наблюдений над картинами празднества можем сделать такой вывод: юбилей какого-либо учреждения представляет гораздо большее поле для чистых радостей, чем юбилей личности, хотя-бы и достойнейшей; ибо в последнем случае к выражаемым чувствам могут примешиваться нечистые побуждения: лесть, пристрастие, своекорыстие и том. под. Не то при юбилее целого учреждения! Здесь юбиляр невидим телесными очами, но он во всем своем спокойном величии предстоит в сознании празднующих, наводя на поучительные мысли, возбуждая высокие чувствования. И если имеет глубокое нравственное значение юбилей вообще всякого учреждения общественного, то тем более юбилей дух. школы. Духовная школа основалась на жестокой нужде, на суровых лишениях, на тяжелых трудах. А воспроизводить этот суровый образ старой школы весьма полезно для молодого поколения, дабы оно почерпало в этом образе силы для нравственного мужества и самообладания. Остается пожелать, чтобы духовная школа почаще заявляла себя юбилейными торжествами: они освежают нравственную атмосферу всех лиц, имеющих связь или соприкосновение с этой школой. Учит. С. Лебедев.
Слово в день столетнего юбилея Переславского духовного училища 14-го декабря 1888 года
«Помыслих дни первыя.... и поучахся» (Исая. 76, 6).
Вот слова св. Псалмопевца, которые невольно приходят на мысль по случаю настоящего праздника! Протекло сто лет учебной жизни в нашем рассаднике просвещения, сколько было в это время преподавателей, сколько переучилось учеников, сколько произошло событий и разных обстоятельств в жизни тех и других! Как не вспомнить прошлое нашего училища и не поучаться? По слову древнего мудреца: «во мнозем времени премудрость, во мнозе же житии ведение» (Иов. 12, 12). Первое наше слово, вызываемое настоящим торжеством, есть слово благоговейной благодарности Богу за просвещение юношества во весь столетний период светом истинной веры и полезными учениями. Всем известно, что от первого направления человека в юности часто зависит течение всей жизни его, его счастие и спокойствие. В нашем начальном рассаднике духовного просвещения образование всегда велось строго в духе православной веры без всяких сомнений, колебаний и увлечений. И это направление воспитало и образовало впоследствии множество иереев благоговейных, доблестно трудившихся и труждающихся доселе на ниве Христовой, — множество граждан честных и полезных для общества и государства. Тем сильнее должно быть благодарение наше к Богу, что это доброе религиозное направление в нашем училище непрерывно продолжалось во весь столетний период времени. Были тяжелые дни для училища: средств не было содержать его, храмины его ветшали и клонились к разрушению; был даже поднят вопрос о закрытии его. Но Господь помог перенести эту тяжелую годину и не допустил до закрытия училища, а к концу столетия явил свою милость с растворением: вместо прежних мрачных и хладных помещений, мы пользуемся удобным, светлым и теплым помещением; вместо прежней скудости и лишений, имеем лучшие средства и удобства жизни. Помыслих дни первые нашего училища и поучахся благости и благословению Божию, так ясно зримым в судьбе его. Нельзя не вспомнить и многострадальной и тяжкой прежней жизни учителей и учеников. Не было ни строго обдуманной системы в учении, ни улучшенных приемов в преподавании и изучении учебных предметов; ощущался недостаток даже в самых книгах учебных. Средства к жизни как учащих, так и учащихся были самые скудные: труд учительский ценился не более, как труд чернорабочего, а учащиеся часто нуждались в насущном хлебе и, как нищие, обращались за подаянием милостыни. Между тем знание все-таки строго требовалось и взыскивалось и с учителей и с учеников. И были учителя успешно преподающие, и ученики отлично учащиеся; и выходили из этого горнила житейских и учебных невзгод люди зрелого ума и твердой воли, люди с великою честию и славою трудившиеся и доселе еще труждающиеся на разных ступенях церковной и гражданской жизни. Что же побуждало тех и других к упорному учебному труду? Только благородное, по совести блазе, стремление к честному исполнению своего долга. В спокойствии совести и честном исполнении своего долга они находили лучшее для себя вознаграждение; в сладких надеждах на лучшее будущее они умеряли горечь своей тяжелой жизни. «Премудрость» по замечанию древнего мудреца, «стропотно ходит с человеком в первых,— и помучит его в наказании своем,— и искусит его во оправданиях своих (своими уставами): и паки возвратится прямо к нему, и возвеселит его и открыет ему тайны своя» (Сирах. IV, 18—21). Оправдалась эта премудрость и в приложении к столетию нашего училища: первую половину изречения сего выполнили наши предки. Они, учащие и учащиеся, стропотно (трудными путями) ходили в первых временах училищной жизни; годами беспросветной бедной доли влачили они свою жизнь; на слезах и суровых искусах стояло учебное дело: но наши труженики не падали духом под тяжестию его, не бросили этого тесного и скорбного пути, вынесли на своих раменах все тяготы школьной жизни,— и мы, искушенные их трудами и подвигами, пользуемся второю — светлою половиною мудрого изречения, вошли в их труд, и пожинаем добрые плоды. Помыслих тя, многострадальная учебная жизнь, и поучахся терпению и неустанному труду научному! Вот в этом прошлом, в этих поучительных примерах учителей и учеников, мы учащие и вы учащиеся должны находить для себя самое сильное побуждение к труду и усердию. И стыдно нам будет пред нашими предками, если будет упадать в нас ревность к учению и обучению; и совестно нам будет пред прошедшим временем учебной жизни их, если мы, сравнительно с ними обеспеченные, имея лучшие средства и способы к образованию, будем ослабевать в усердии, и наши успехи в науках будут упадать. Столетний старец завещает и передает деятелям в новом столетии дорогое наследие труда и бдения в науках неослабного. Нам нужно сохранить это наследие всяцем хранением, нужно быть, по Апостолу, «тщанием не лениви, духом горяще,— задняя убо забывая, в предняя же просшираяся» (Рим. XII, 11; Филин. III, 13), т.е. не останавливаться на том и не успокаиваться тем, что уже сделано, но прилагать усердие к тому, что еще не сделано, что еще остается совершить. Помыслих, наконец, дни первые,— и поучахся особому над нашим училищем покровительству Угодника Божия, Преподобного Даниила, Переславского Чудотворца. В созданной им иноческой обители устроилось сначала наше училище, и 95 лет пребывало в ней под сению св. мощей его; и церковь училищная была церковь во имя Всех Святых на месте устроенной прежде им таковой же церкви. Когда же прежнее училищное здание обветшало и надобно было приискивать другое место для нового училища; то после долгих и многих изысканий, дум и даже скорбей, очистилось и открылось удобное для науки теперешнее место в Горицком монастыре, опять там, где Преподобный Даниил начал свои благочестивые подвиги в сане священства и жил 30 лет до перехода в свой монастырь. И чудное дело: церковь училищная опять стала во имя Всех Святых, построенная на месте той, в которой Преподобный молился. Все могло быть иначе: и училище могло быть устроено в другом месте, и церковь могла быть выбрана другая из числа Горицких церквей; но сделалось именно так, как, видится, угодно било Преподобному Даниилу, чтобы мы опять вошли в благодатное общение с ним. Видим, Преподобный Отче, твое ближайшее участие в судьбе нашего училища. Пробави милость и благословение твое над нами, помогай нам в наших трудах и занятиях, и моли Христа Бога нашего, да будут они благоуспешны и во славу Пресвятой Троицы и ныне и присно, доколе стоит училище на месте сем.
Протоиерей Александр Свирелин.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1889 года).
Переславское духовное училище
Школьный быт учеников Переславского духовного Училища в 40-х годах XIX века
Владимирская епархия.
Copyright © 2018 Любовь безусловная |