Осетров Евгений Иванович (17 июля 1923 — 19 июля 1993) — советский писатель и литературный критик, исследователь и популяризатор истории русской культуры, памятников искусства и старины Москвы, библиофил.
Осетров Евгений Иванович родился 17 июля 1923 г. в Костроме, в семье библиотекарей Ивана Александровича и Марии Александровны Осетровых. В семье было четверо детей: два брата и две сестры; сёстры стали библиотечными работниками, брат Юрий стал известным в городе Костроме журналистом (в 2000 году он издал книгу «Улица моего брата»).
Среднюю школу окончил в 1941 году и сразу ушёл на фронт. Красноармеец-связист 69-й Севской стрелковой дивизии. Его стихи постоянно печатали армейские газеты. Воевал на Смоленщине, участвовал в форсировании Десны и Днепра. После тяжелого ранения в 1944 году был демобилизован и вернулся в Кострому (награждён медалью «За отвагу»).
В 1944—1946 годах работал в газете «Северная правда».
В 1946 году начал работать во владимирской газете «Призыв», где прошёл путь от литработника до заместителя главного редактора.
В 1953 году заочно окончил Литературный институт имени А.М. Горького.
В 1956 году переехал в Москву. Работал в таких известных газетах, как: «Литература и жизнь» (1957—1959 гг.; заместитель главного редактора), «Правда» (1959—1961 гг.; референт отдела литературы и искусства), а также в популярных журналах: «Вопросы литературы» и «Дружба народов»; в 1963—1993 годах был заместителем главного редактора журнала «Дружба народов».
Член Союза Писателей СССР с 1964 года.
После окончания в 1968 году Академии общественных наук при ЦК КПСС, был направлен первым заместителем главного редактора журнала «Вопросы литературы».
В 1973 году Евгений Осетров основал литературный альманах «Альманах библиофила» и стал его главным редактором. Книги Осетрова посвящены истории и архитектуре Москвы.
Жена: Осетрова Анна Фёдоровна.
«ПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ И ЧУВСТВО НАРОДНОЕ…» Значительная часть жизни его связана с Владимирским краем, он работал в редакции областной газеты «Призыв», был заведующим отделом культуры, заместителем редактора. На днях Е.И. Осетров принял участие в состоявшемся в городе Вязниках традиционном празднике, посвященном памяти поэта Алексея Фатьянова. — Евгений Иванович, было бы, наверное, непростительно для меня, если бы я не попросил Вас вспомнить о том времени, когда Вы работали в «Призыве», о владимирском периоде Вашей жизни. Кстати, сколько лет Вы отдали нашей газете? — Целых десять лет — до 1956 года. Был я тогда, естественно, помоложе. Жил коллектив газетчиков интересной жизнью. И работы было немало, в том числе ночной, и того, что сейчас вспоминается с улыбкой: любопытных историй, веселых шуток молодости, розыгрышей. Но если оценивать то время в целом, можно сказать, что было оно для меня необычайно важным и необычайно интересным. Думаю, что оно оставило след не только в моей жизни, но и в чем-то вошло в культурную историю земли владимирской. Уже в годы работы в «Призыве» меня влекло к изучению народной культуры, к собирательству, к фольклору. Тогда удалось подготовить и выпустить две книжечки. Вышли они под эгидой газеты «Призыв». Первая из них называлась «Сказы бабушки Алены». В ней были собраны произведения известной в области сказительницы Елены Васильевны Волковой из Петушков. — Это издание я держал в руках нынешним летом. Оно хранится у родственников бабушки Алены. Скромно изданная книжечка с Вашим предисловием. — Да, сейчас, помимо оформления, в ней можно найти и другие недостатки. Мы сами подталкивали автора не всегда в нужную сторону. А она отличалась большим природным острословием. Послушайте, как ярко и своеобразно сказала однажды она о самой себе — «прославилась, как коломенский горшок». Мне тогда довелось организовать встречу Е.В. Волковой с Твардовским во Владимире. А вторая книжка представляла собой сборник владимирских частушек. Я их собирал и записывал во время поездок по области. Кстати, истоки песен Фатьянова также надо искать в частушке: в них то, что отличает фатьяновское творчество: веселье, праздничность, насмешливость, лукавство. И еще что хочется сказать о том периоде: газета была центром культурной жизни. При ней как бы объединилась группа писателей, литераторов. Среди них были Солоухин, Ганабин. Иван Ганабин был очень талантлив: он не просто писал стихи, а думал стихами. Жаль, что он рано ушел из жизни. Нас активно поддерживали москвичи. Особенно Твардовский. Он не только стал членом редколлегии выпускавшегося тогда альманаха «Владимир», но и помогал владимирским литераторам публиковаться в центральных изданиях. А он был строг в этом отношении и не склонен к сюсюканью. И эта помощь была очень важной. Помню, как я был рад и горд, когда Твардовский напечатал в одном из московских изданий мое стихотворение. Я тогда еще тоже пробовал свои силы в этом жанре. Фатьянов, Казакевич, Костя Ваншенкин. Они помогали нам освобождаться от провинциальности, глядеть на жизнь с большой вышки. — Во Владимирском книжном издательстве вышла первая заметная Ваша книга — «Шкатулка Арины Родионовны». Краеведческая по характеру, она была как бы запевкой в Вашей писательской судьбе. Прошлое народа, его культура, поиски и размышления о судьбе сделанного предыдущими поколениями стали главной темой, предметом Вашего творчества. Как сформировался этот интерес к истории Родины, ее культуры? — Наверное, сыграло свою роль то, что родился и жил я в детские и школьные годы в Костроме. Неподалеку от знаменитого Ипатьевского монастыря, где, по преданию, похоронен Иван Сусанин и где был найден один из самых значительных сводов русских летописей. А на владимирской земле, которая является уникальной по количеству и значению сохранившихся памятников истории, культуры, архитектуры (один из крупнейших знатоков сравнил ее в этом отношении с Ломбардией), почва для развития интересов, которые стали определяющими в моих творческих устремлениях, была просто благодатная. — Каковы главные цели Вашего творчества, общественной работы? Что Вас особенно заботит? — В наши дни нет ничего важнее сохранения культурных ценностей, которые создавались веками. Это общенародное богатство, а отношение к нему, к сожалению, далеко не всегда такое, каким должно быть. Вот пример. Два-три года назад в Костроме сгорел богатейший архив области. Теперь уничтоженное огнем приходится восполнять, восстанавливать по крохам, пользуясь другими источниками. Дело это очень
сложное. Многие ценные документы прошлого исчезают и без огня. Я знаю, что в прошлые годы немало ценного ушло и из владимирского архива. А у вас много интересного. Вот был, например, замечательный человек, великолепный знаток прошлого, страстный собиратель Леонид Семенович Богданов. У него была удивительная коллекция книжных знаков - экслибрисов. По ним можно было восстановить культурную историю Владимира за полвека. Искусство экслибриса - очень важное дело. Кстати, мой книжный знак, который сделал для меня еще во время работы в «Призыве» редакционный художник Иван Петрович Вавилов, пользуется большим успехом у знатоков: в отличие от обычных он сделан в несколько цветов. Работа по сохранению того прекрасного, что создали предки, не прихоть — оно нужно нам всем для нашего духовного воспитания, формирования патриотических чувств. «…Надобно питать любовь к отечеству, и чувство народное», — писал Карамзин. А без опоры на прошлое народа, страны это невозможно. — Мы находимся сейчас на вязниковской земле. Несколько слов об отношении к городу, к Фатьянову, к празднику, который вот уже в 14-й раз посвящается его памяти. — Алексей Фатьянов — настоящий русский, советский поэт. В свое время критики, в том числе имеющие вес, стремились принизить его значение. Противопоставляли эстрадного Фатьянова народному Исаковскому. Видели даже у него некий «кабацкий» разгул. Время показало, что это не так. Песни Фатьянова полюбились народу, они живут и будут жить, так же как и песня Исаковского. Что же касается Вязников, то, думаю, они еще не получили той оценки, которой заслуживают. Исключительно живописное место, на котором город расположен, зеленый убор, своеобразие застройки, весь его характер делают его явлением редкостным, а в XXI веке, в обстановке быстрого развития цивилизации, он, думается, будет явлением уникальным. Надо сохранять его нынешний облик. Еще одно. Благодаря проведению Фатьяновских праздников, благодаря наличию здесь и в прошлом и в настоящем немалого количества хороших поэтов, Вязники приобретают облик песенного города. Почему бы поэтому не подумать о расширении масштабов проводимых здесь праздников - сделать Вязники своего рода центром русской, советской лирической песни (как, скажем, в Болгарии Габрово является центром юмора, шуток). И придать Фатьяновскому празднику если не всесоюзный, то уж всероссийский масштаб. Думаю, это было бы одним из важных шагов в деле укрепления позиций русской музыкальной культуры. А необходимость в этом есть. В Москве недавно мне довелось видеть весьма печальную cцeнкy. После выпускного вечера вчерашние десятиклассники выходили на улицу, оглушенные музыкальными наркотиками иноземных ритмов. И мне попросту было жаль их: они лишены понимания прекрасного. Поэтому так важно то, о чем говорил Исаковский: вернуть песне слово и музыку. — Евгений Иванович, сама собой разумеется, что нельзя обойти стороной мир Ваших библиофильских увлечений. К тому же Вы, как хорошо известно, являетесь главным редактором очень популярного в стране «Альманаха библиофила». — Да, я всегда был книжником. И родители мои были библиотекари. Я собрал огромную библиотеку, сейчас она не влезает ни в какие рамки. Часть книг и документов передал уже Костромскому музею. Мне посчастливилось быть знакомым и поддерживать связи с такими известными собирателями и знатоками книжного дела, как Смирнов, Сокольский, Лидин, Маркушевич, и другими. Среди имеющихся у меня книг и изданий есть уникальные. Например, годовой комплект редкостного ныне и прекрасного издания пушкинской поры — «Волшебный фонарь». Содержащиеся в нем картинки народного быта раскрашены от руки. Некоторые специалисты считают, что он вышел из рук Венецианов, но я думаю, что раскраска журнала — дело кого-то из его учеников. Факсимильное издание «Волшебного фонаря» с моим предисловием скоро должно выйти из печати в издательстве «Книга». — Несколько слов об «Альманахе библиофила», истории его появления… — Идея его издания появилась у меня в результате долголетней общественной работы в качестве председателя писательского клуба Центрального Дома литераторов. Просматривая как-то накопившиеся за долгие годы протоколы его заседаний, отчеты, тексты выступлений, я понял, что это богатство не должно пропасть бесследно. Ведь в нашем клубе выступали практически все крупнейшие писатели, деятели культуры, и в каждом выступлении была масса интересного. Ныне «Альманах библиофила» выходит два раза в год. Есть предложения о выпуске его на иностранных языках. Сейчас подготовлен интереснейший альманах, посвященный Пушкину. — Расскажите, пожалуйста, о своей работе, творческих планах. — Работы очень много. Приходится дни и ночи читать материалы для альманаха, и для журнала «Вопросы литературы». Нынче в статьях, предлагаемых журналу, немало новаций, они весьма сложны и порой противоречивы. Все это надо не только прочитать, но и понять, оценить... Благотворно отразились на нашей работе те перестроечные процессы, которые происходят в стране. Их мы очень ждали в условиях многолетнего застоя. Сейчас сложилось такое небывалое положение, когда все важные вопросы, судьба произведений решаются в стенах редакций. Литераторам предстоит многое сделать. Одна из задач — поднять роль критики: она должна быть разумом литературы. Что касается личной творческой работы — последние годы уделял много времени «Слову о полку Игореве». В книге «Мир Игоревой песни» отражен мой личный взгляд на это замечательное произведение. Доволен, что высокую оценку ей дал Д.С. Лихачев. А сейчас погрузился в стихию средневековой русской литературы. В частности, занят вопросом об авторстве ряда произведений, которые являются пока безымянными. Интересует меня и судьба деятелей той поры. — Евгений Иванович, и заключительный вопрос: все Вами сделанное, нынешняя работа говорит о том, что Вы человек исключительной работоспособности. В чем ее секрет? - Надо отметить, что с юных лет я привык к иному режиму, чем некоторые другие. Проводил вечера, а то и ночи в редакциях, за книгами за увлекавшим меня делом, хотя кто-то в это время шел в кино, на танцы. С возрастом встает вопрос о поддержании здоровья. Вот уже целый ряд лет я часть времени отдаю физическим упражнениям. Бегаю по утрам, иногда и босиком, в расположенном неподалеку от моего дома парке. Это помогает поддерживать необходимую форму. Ну, а если говорить о сделанном, то полностью я им не удовлетворен. Думаю, что потенциал свой использовал не более чем на пятьдесят процентов. — Благодарю Вас, Евгений Иванович, за эту интересную беседу. — Спасибо и Вам. Прошу передать привет коллективу родного для меня «Призыва» и его читателям. Вел беседу Ю. КОРНИЛОВ» («Призыв», 16 августа 1987).
Умер 19 июля 1993 года в Москве. Похоронен в Костроме.
Творчество:
Его первой книгой была повесть «Подземные сокровища» (Владимир, 1951).
Всего у Осетрова вышло более 40 книг, в том числе: «Шкатулка Арины Родионовны» (Владимир, 1954); «Ветка Лауры» (Владимир, 1960); «Познание России» (М., 1962); «Живая Древняя Русь» (М., 1970); «Муза в берёзовом перелеске» (М., 1974); «Меч и лира» (М., 1976); «Мир Игоревой песни» (1977); «Родословное древо» (М., 1979); «Человек-песня» (М., 1979); «Дума о Кремле» (М., 1982); «Книга о русской поэзии» (М., 1982); «Записки старого книжника» (М.: «Книга», 1984); «Моё открытие Москвы. Рассказы о столице» (М., 1987); «Три жизни Карамзина» (М., 1989); «Аз — свет миру» (М., 1989); «Голоса поэтов. Этюды о русской лирике» (М., 1990); «Святая Русь» (М., 1996).
Память:
- В открытом в 1996 году литературном музее Костромы хранится несколько тысяч книг из библиотеки Осетрова; создан рабочий кабинет Осетрова, картины и обстановка которого переданы женой писателя, Анной Федоровной.
- В 1994 году в микрорайоне Ипатьевская слобода Социалистическая улица была переименована в улицу Евгения Осетрова, а на его доме установлена мемориальная доска.
Источник:
- Писатели Москвы: Биобиблиографический справочник / Сост.: Е. П. Ионов, С. П. Колов.— М.: Моск. рабочий, 1987. — С. 339.
- Федотова М. А. Осетров Евгений Иванович // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. — Т. 3. — С. 374—375.
- Осетров, Евгений Иванович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978.
Владимирское региональное отделение Союза Писателей России Владимирская энциклопедия