Ястребов Владимир Васильевич (30.05.1924 – 17.02.2002) - журналист, поэт, художник.
Владимир Васильевич Ястребов родился 30 мая 1924 года в деревне Гнездино Александровского уезда Владимирской губернии (ныне Петушинский район, Владимирской области) в семье учителей. Сын сельского учителя Покровского уезда Василия Парфеновича Ястребова, ведущего переписку с классиком мировой литературы Роменом Ролланом...
После окончания школы он поступил в художественное училище, но началась война. В октябре 1941 года В.В. Ястребов ушел в ополчение, участвовал в обороне Москвы.
В августе 1942 года после специальной подготовки он был переброшен на Дальний Восток и служил радистом-разведчиком в 54-м Краснознаменном кавалерийском погранотряде. В 1945 году участвовал в боях по разгрому Квантунской армии Японии, за что получил благодарность Верховного Главнокомандующего, медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны II степени, другие награды. Еще в годы войны проявлял творческую активность как художник, журналист, поэт.
Возвратившись в 1946 году домой по состоянию здоровья (контузия второй степени), заведовал сельским клубом в деревне Гнездино.
По окончании курсов рисования и живописи при ДДНТ им. Н. Крупской, преподавал рисование, а также трудился военруком и библиотекарем в Родионовской сельской школе.
Окончив журналистский факультет Академии общественных наук, поступил работать в районную газету «Новая жизнь». Четверть века были связаны с журналистикой и печатью: был литсотрудником, вел передачи на Покровском радио, заведовал в редакции отделом сельского хозяйства, позже стал заместителем редактора районной газеты «Вперёд» (бывшей «Новой жизни»).
В 1965 году при редакции газеты «Вперёд» Владимир Васильевич Ястребов вместе с молодым корреспондентом этой газеты, впоследствии известным журналистом Феликсом Медведевым, организовал и возглавил литературный клуб «Радуга».
Первым членам этого клуба, которые делали свои первые поэтические шаги, очень повезло. В.В. Ястребов относился ко всем благосклонно, доброжелательно. «В нём подкупали благородство и внутренняя интеллигентность. Его всегда окружала творческая молодёжь, и для каждого он находил время. Владимир Васильевич умело руководил занятиями, радовался нашим творческим успехам, всегда оставаясь в тени, не выставляя свои заслуги напоказ», — вспоминают его подопечные.
С того времени литобъединение широко проявило себя в литературной жизни Владимирщины и Подмосковья. Вместе с орехово-зуевскими и павлово-посадскими литераторами, при участии владимирских и московских, проводились “Радугой” Пушкинские праздники, дни поэзии, собиравшие десятки, сотни признательных слушателей...
Живя в городе Покрове, Владимир Васильевич вторым родным своим городом считал Петушки, где собиралось его кровное литературное объединение, братья-поэты и братья-художники, где несколько лет при участии авторитетного журналиста-краеведа Ястребова проходили ежегодные левитановские творческие встречи, многочисленные художественные выставки, решаются непростые вопросы с восстановлением дома И. Левитана в Пекше, Морозовской усадьбы в Сушневе...
С соседним подмосковным Орехово-Зуевом у “Радуги” и самого Владимира Васильевича Ястребова были особые отношения. Из Орехово-Зуева двадцатилетний Ястребов уходил на фронт в Великую Отечественную... Хорошо знал он и литераторов здешнего литературного объединения “Основа”, образованного в 1925 г. при участии бывшего чапаевского комиссара Дмитрия Фурманова (родом из Иванова) и известного поэта Серебряного века Сергея Городецкого. Орехово-зуевские поэты еще в 60-70-е годы часто навещали “Радугу”, читали здесь свои стихи, публиковались в местной газете “Вперед”... С 1996 года такие встречи возобновились. Один из руководителей “Основы”, журналист и поэт Геннадий Красуленков приезжал в Петушки и Покров со своей супругой - художником Любовью Кондрашовой, выступал. Еще в 70-е годы Г. Красуленков и В. Ястребов вместе организовывали Пушкинские праздники, дни поэзии в Петушках, в Покрове, в Орехово-Зуеве, в Павловском Посаде... С Красуленковым стали все чаще приезжать на встречи в “Радуге”, на художественные выставки (в Покрове и Петушках) его друзья - литераторы и художники.
Он написал три исторические повести: «Суворов в Ундоле», «Тайна Сухой горы», «Легенды Черного озера», огромное количество стихотворений и песен о войне, о Владимирской земле, о своем родном городе.
С 1972 года Владимир Васильевич возглавлял ассоциацию художников, народных мастеров и литераторов. Он создал детскую художественную школу в городе Покров, был председателем исторической секции районного Общества охраны памятников. Активно участвовал в работе общества «Знание», стоял у истоков движения «Зеленых».
Ястребов В.В. был самым активным организатором Покровского краеведческого музея, оформил в нем зал Военной славы, подарил музею портреты многих ветеранов войны.
Он был активным организатором и участников многих городских, областных и республиканских выставок, сам становился лауреатом многих выставок. Его юность и молодость были опалены войной, поэтому тема войны не могла не присутствовать в его литературном и художественном творчестве.
На заседании районной исторической секции 23 июля 1987 года под председательством В.В. Ястребова был образован общественный оргкомитет по созданию Дома-музея художника И. Левитана в д. Городок. Этот оргкомитет объединил активистов района. Его председателем стал А.И. Бартенев, а сопредседателем В. В. Ястребов.
В районе отношение к идее воссоздания Дома-музея художника И. Левитана было далеко не однозначным. Нашлись у неё и сторонники, и противники. Районной газетой «Вперёд» в апреле 1988 года было проведено обсуждение этого вопроса. Для ознакомления населения с периодом пребывания И. Левитана в Петушинских местах (1892 год) была организована передвижная выставка. Выставку посетили несколько тысяч человек.
Проведённое обсуждение принесло положительный результат: население поддержало идею.
В 1991 году в газете «Вперёд», в № 65 от 30 мая Владимир Васильевич выступил с развёрнутой статьёй «Сохранить красоту». В статье было несколько разделов: «Английский парк Воронцовых», «Усадьба Карповой — памятник садово-парковой культуры», «Усадьба братьев Сабашниковых в Костине», «Конный завод и театр фабриканта Зимина», «Левитановские места нашего края».
В разговоре о необходимости сохранить бывшие барские усадьбы и памятные места проявилась мудрая дальновидность В.В. Ястребова. Страна переживала непростое время, которое сегодня мы называем «лихие 90-е». Несмотря на это, он активно пропагандировал необходимость сохранить бывшие барские усадьбы и увековечить памятные места.
Первый Левитановский праздник (ставший в дальнейшем ежегодным) состоялся 29 августа 1992 года. Он был посвящён столетию пребывания художника во владимирском крае и написанию им знаменитой картины «Владимирка». Праздник был учреждён районной ассоциацией художников и народных мастеров и советом Дома-музея Левитана. Именно с образования в 1987 году общественного оргкомитета по созданию Дома-музея Левитана берёт своё начало районное Левитановское движение, появляется понятие «Левитановцы».
Во второй половине 90-х годов областные власти вознамерились создать в окрестностях д. Болдино центр захоронения бытовых отходов для г. Владимир и других населённых пунктов. В случае осуществления этого плана, левитановские места нашего района подверглись быуничтожению.
20 июня 1999 года прошёл референдум по этому вопросу. В инициативной группе по проведению референдума были и «левитановцы» вместе с Владимиром Васильевичем. Подавляющее большинство жителей района высказалось против строительства могильника ТБО. Это была большая общая победа…
Беседа с теми, кто лично знал Владимира Васильевича, позволила понять, что его заслуга, прежде всего, в том, что он объединял вокруг себя людей для реализации задач по сохранению культуры. Он был подвижником своего города и края. Владимир Васильевич положил начало краеведению в нашем районе, городе, находил и исследовал многие страницы истории нашего края, который тесно связан с деятелями русской культуры. Это Воронцовы, Зимины, Сабашниковы, Левитан и другие.
В дни чествования 198-летия А.С. Пушкина (1996) поэты “Радуги” и '‘Основы”, а также художники из Покрова, Петушков, Орехово- Зуева решили отметить “совместный” творческий “вековой” юбилей (сложили “возраст” “Основы” и “Радуги”). Единодушно праздник решили начать 7 июня в 11 часов в деревне Плотава Орехово-Зуевского района, что находится на бывшей Владимирке, нынешнем Нижегородском шоссе. Здесь установлен памятник А.С. Пушкину. Плотаву он проезжал в своей жизни четырежды. А в декабре 1830 г., по дороге из Болдина в Москву, проживал несколько дней в избе плотавского ткача Данилы Евтева, написал здесь несколько писем будущей жене Н. Гончаровой, завершил известное стихотворение “Моя родословная”... Литературный праздник с участием писателей, краеведов, артистов из Владимира и Москвы затем решено продолжить в Покрове, в городском Доме творчества. (Кстати, в первые годы Советской власти подмосковное Орехово относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии, а Зуево - к Московской губернии.) А вот деревня Плотава во времена Пушкина называлась Платавой, находилась на границе двух губерний - Владимирской и Московской - и была “прописана” в Богородском уезде (ныне Богородск называется Ногинском). Надо отдать должное и благодарной памяти платавских старожилов. Благодаря им (и в частности, Евдокии Михайловне Буравлевой, бывшей ткачихе) и был “пробит” в 50- 60-е годы вопрос о памятнике великому поэту в деревне Плотава (писатель В.В. Вересаев в своем известном труде “Пушкин и жизнь” почему-то назвал эту деревню “Платово”. Евдокия Михайловна до самой глубокой старости хранила отцовское предание о пребывании Пушкина в Плотаве, была грамотной, читала “Евгения Онегина”, “Капитанскую дочку”, “Анну Каренину” и другие известные произведения отечественной литературы, знала наизусть много старинных песен. Скончалась старая ткачиха в январе 1988 г., полтора месяца не дожив до своего 98-летия.
В последние годы Владимир Васильевич тяжело болел, не стало его 17 февраля 2002 года.
Посмертно ему присвоено звание «Почетный житель Петушинского района».
После его смерти все его творческое наследие — дневники, рукописи, письма оказались брошенными, приговорёнными к гибели. Л.Б. Колосова, Л.Б. Федосеева совершили поистине героический поступок, спасли всё, что ещё можно было спасти, привели в порядок, включили в фонды Покровского краеведческого музея.
Фронтовые стихи
Москва за нами
На походе гимнастерки взмокли,
но привалов не ищи, братва,
в час, когда фронтовые бинокли
шарят в домах, где лежит Москва.
Их блиц-криг штабные генералы
силились найти победу здесь,
мы пришли от Буга и Байкала
и собьем и гонор их и спесь.
Ничего, что воют мессершмитты
юнкерсы погонят синеву,
мы с тобой одним дыханьем слиты –
защитим красавицу Москву.
За нее, за мать, сестру и друга
встанем штык к штыку, к плечу плечо.
Доты – панцирь, а ежи – кольчуга,
сердце наше в бою горячо.
Здесь вам не Дюнкерк, война-гулянка,
мы сказали боевое нет!!!
Как костры горят фашистов танки,
их пехота брюхом пашет снег.
Наш с фашистом разговор особый,
боевой короткий разговор:
еще хан Мозканты хотел – попробуй
сталь штыка и шквал огня в упор.
Штурм Берлина
В пасть фашизма последний клин
вбиваем, и просто не верится,
что наши войска штурмуют Берлин –
логово страшного зверя.
Близится он – победы наш час,
он без бинокля уж виден,
коль наши танки на Александр-плац
Катюши на Унтер ден Линден.
Под танками вражья земля гудит
данью последнего шага,
высоты, заслоны позади,
высится остов Рейхстага.
В смертельной агонии мечется враг
он в злобе особенно крут,
но наши гвардейцы штурмуют Рейхстаг
и завтра его возьмут.
В ночной атаке товарищ мой пал,
а нынче погиб земляк,
но все-таки это – войны финал
и близкой Победы знак.
И нам не впервые выстоты брать,
костлявая, так и знай,
но как не хочется умирать,
ведь завтра, друзья, первомай!
Таится в бункере где-то в своем,
слыша орудий раскаты,
и скоро перед всенародным судом
предстанет и сам бесноватый.
А я сокрушаюсь, друзья, об одном
и об одном лишь тоска,
что я не в Берлине, на фронте другом
жду своего броска.
Май 1945 г.