«По итогам работы за 2000 г. предприятие имеет следующие результаты. За 2000 год выпущено тракторов - 1683 шт., что составляет 95,1% к 1999 г.; двигателей товарных - 10196 шт., рост 122,3%; запчастей - на сумму 82802 тыс. руб., рост 104,6%. За 12 месяцев года произведено тракторов с новым дизайном в 2 раза больше, чем в прошлом году, самоходных шасси в 1,4 раза больше, тракторов на экспорт в 3,8 раза больше. Необходимо отметить рост объемов по запасным частям (104,6%) и кооперации (в 1,6 раза), как по наиболее рентабельным направлениям деятельности. Проводится работа по увеличению доли денежной выручки в общем объеме продаж. Имеются положительные результаты в этой работе. Так, если в январе 2000 г. за денежные средства продавалось 13% тракторов, 32% двигателей, 12% запчастей, то к концу года доля продаж за деньги выросла до 55% по тракторам, 48% по двигателям и 38% по запчастям. Проводимые мероприятия позволили своевременно выплачивать заработную плату работающим. За 11 мес. 2000 г. затраты на рубль товарной продукции составили 102,2 коп., а без процентов за кредит - 101,8 коп. На рост затрат в 2000 г. повлияли такие факторы: рост цен на сырье, материалы, комплектующие изделия; увеличение фонда оплаты труда; рост затрат на топливно-энергетические ресурсы; отмена понижающего коэффициента при начислении амортизации.
«Перед новым годом наш корр. встретился с генеральным директором ОАО «ВТЗ» Иваном Усмановым и взял у него интервью. - Иван Александрович, с какой целью создан отдел сторонних заказов? Какие надежды Вы возлагаете на него? - Перед этим отделом, прямо скажем, мы ставим продукции в сегодняшних ценах к концу года в 1,5 раза. Показатель весьма существенный. Он потребует привлечения кредитов банков. Мы рассчитываем и на помощь акционеров. Предполагаем получить определенный экономический эффект от внедрения организационно-технических мероприятий и от снижения закупочных цен при переходе на денежные расчеты с нашими поставщиками. Есть всемирно известная мультинациональная компания «Дойц-Фар». Она включает в себя многочисленные заводы и отделения по всему миру. Мы тоже хотим пробиться на главные рынки и сделали модификацию нашего трактора с двигателем «Дойц-Фар». Машина предварительные испытания прошла, показала себя с хорошей стороны. И сегодня мы можем развивать нашу деятельность в этом направлении. Заявки на поставку тракторов в США нами уже получены. В первом квартале этого года думаем приступить к осуществлению проекта. Однако это не значит, что мы отказываемся от совершенствования конструкции нашего двигателя, ни в коем случае. Конечно, эта работа требует не только средств, но и времени. Одним из первых моих шагов на Владимирском тракторном и было как раз внимание к конструкции двигателя, как к сердцу машины. Есть договоренность вести эту работу совместно с Ярославским заводом. Недавно представители из Ярославля приезжали во Владимир. Были подведены первые итоги совместной деятельности, и можно смело сказать, что конструкция нашего дизельного двигателя позволяет адаптировать его к возрастающим требованиям мирового рынка. Это вселяет в нас веру, что моторный завод будет жить. - Будет ли дальше осуществляться программа ОАО «ВТЗ» по повышению заработной платы, доведение ее до средней зарплаты по городу? - Я, как руководитель, придерживаюсь такого принципа - зарплата должна выплачиваться только за проделанную работу, за выполненный труд и в соответствии с объемом и качеством. Исходя из этого, мы и строим программу по повышению оплаты труд а работников соответственно возрастающим требованиям рынка и конкуренции. От нас покупатели требуют более качественной продукции, более высоких технических показателей, это, в свою очередь, рождает более жесткие требования к квалификации работников, к качеству выпускаемых ими изделий. Сегодня не нужно продавать старое и дешево, надо продавать новое и дорого. Это есть единственный путь создавать больше добавочной стоимости и выплачивать ее работающим. Конечно, это требует новых движений, действий, технологий, нового оборудования, риска, как экономического, так и технологического, развития конструкторской мысли, новых предложений, новых образцов техники. В этой связи одной из первых задач я ставлю развитие КБ. В целом по кадрам нам, конечно, нужно в коллективе создать предпосылки для его обновления, улучшения, привлечения молодых кадров, молодежи, которая сегодня в большей степени идет в малый бизнес, надо возродить интерес молодежи к традиционным видам деятельности, производству. Будем уделять этому большое внимание в своей работе и сейчас, и в дальнейшем. Теперь я планирую обязательно укрепить и сделать более тесными связи с Политехническим университетом, с нашим техникумом, который был исторически нацелен на подготовку работников для тракторного завода. По возможности будем устанавливать заводские стипендии, улучшать процесс обучения, помогать учебным заведениям. Сегодня с удовлетворением можно сказать, что по ноябрю месяцу средняя зарплата стала чуть-чуть выше средней по г. Владимиру и составила 1950 рублей, и не за счет роста выплат руководителям. Сегодня еще не все категории работников получают значительное вознаграждение за свой труд, однако мы к этому стремимся.
НОВАЯ СТРУКТУРА - КАЗНАЧЕЙСТВО Сокращение объемов продаж, падение производства, рост цен и другие факторы оказывают негативное влияние на финансово-экономическое положение ОАО. В то же время перед акционерным обществом формируются новые задачи, в том числе привлечение инвестиций, развитие новых видов деятельности. В этих условиях значительно возрастает роль финансовой службы и эффективность её работы. Однако ряд объективных причин (большой объем текущей работы, несоответствие организационной структуры современным требованиям) не позволяют службе в полном объеме обеспечивать возложенные задачи. В целях совершенствования финансово-экономического анализа и управления, обеспечения производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества создано новое структурное подразделение - управление казначейства. В состав казначейства включены финансовый отдел, отдел управления проектным финансированием. Исключена из структуры управления и штатного расписания ОАО «ВТЗ» должность финансового директора. Введена в структуру управления и штатное расписание ОАО «ВТЗ» новая единица директора по экономике: С 22 января Ю.В. Киселев назначен директором по экономике. Заместителем директора по экономике, главным казначеем назначен А.А. Государев.
ВЕРНУЛСЯ В РОДНОЕ ГНЕЗДО Валентин Федорович Воронцов работает на Владимирском тракторном с 14 января 1967 года. За это время он сменил 11 должностей. Работал и начальником автоматного цеха. В последнее время исполнял обязанности заместителя технического директора. Когда А.Д. Агапова, начальника автоматного цеха, проводили на пенсию, представители коллектива цеха пришли к Воронцову с поклоном - вернись, сказали, обратно в наш цех. И он вернулся. На днях приказом по заводу Валентин Федорович назначен начальником автоматного цеха. На вопрос корреспондента, с чего Вы начали, он ответил: начал сначала. Собрал собрание и сказал, что надо работать. И как следует.
Валентин Федорович Воронцов
Сегодня у нас на заводе есть ряд узких мест: подготовка конструкторов, работа в целом конструкторского бюро. С другой стороны, это инструментальный завод - ВЗИТО. На эти узкие места мы будем обращать больше внимания и по ним созданы специальные социальные программы, благодаря которым и будет удерживаться молодежь. Для того, чтобы разрешить ряд вопросов на узких местах, будут созданы специальные программы, но это вовсе не означает отхода от принципа: «Равная плата за равный труд». В целом создаются условия, по которым будут работать молодые предприниматели, имеющие, с одной стороны, высокую квалификацию в плане образования, с другой - опыт предпринимательской деятельности. Мы планируем таких ребят привлекать как менеджеров отдела реализации, давая им возможность получать помимо оплаты труда еще и небольшие проценты с объемов продаж для стимулирования их и для расширения объемов продаж в целом. В этом сегодня выиграет завод. И мы уверены, что это правильная политика. Конечно, важно, чтобы все было сбалансировано, и от этого завод выиграет в первую очередь. - Довольны ли Вы своей «командой», с которой работаете или ожидаются дальнейшие перестановки руководящих кадров? - Все назначения, конечно, обусловлены задачами. Новые задачи, которые ставятся перед предприятием, будь то выполнение плана, будь то развитие новых видов деятельности, они, конечно, влекут кадровые изменения и требуют новых назначений. Например, уже себя оправдало назначение директора по развитию Анатолия Александровича Отцова. Он - квалифицированный конструктор, а выполняя обязанности технического директора, увидел другую сторону деятельности предприятия - техническую, когда со всеми болячками к нему обращались, поэтому сегодня он, работая на новой должности, сможет применить как квалификацию конструктора, так и некоторый административный опыт, который он приобрел в должности технического директора. Вот одно из тех назначений, которое уже сегодня себя оправдывает. Членом команды у нас может быть и должен быть любой квалифицированный организатор, руководитель, вне зависимости оттого, где он родился и вырос, а учитывая именно его квалификацию, способности, энергию и самоотдачу. Насколько работа интересная, насколько важна для него и для предприятия - именно это определяет, в первую очередь, его интерес к работе, а не только зарплата. И в этой связи хотелось бы отметить то, что сегодня бюджет завода жидкий. Уже не дырявый, мы латаем все дырки, но жидкий, и ставить вопрос о полномасштабной реконструкции ВТЗ рано. Сил не хватит. То, что в значительной мере заводу требуется реконструкция для того, чтобы выпускаемые изделия соответствовали международным требованиям и конкурировали с лучшими мировыми образцами, сегодня ясно. Надо этого добиться. Но мы видим, что нет по-прежнему в полном объеме востребованности наших тракторов. Намечается рост по двигателям, однако вряд ли сегодня можно поставить задачу достичь прежних показателей десятилетней давности. Потому мы ставим перед собой задачу, начиная с начала года, не откладывая в долгий ящик, начать реконструкцию ответственных участков, закупать новое оборудование, загружать его сторонними заказами, тем самым оправдывать покупку новых технических средств, станков, технологий. Главное в нашей политике - создать точки роста. Т.е., если мы не можем заняться полномасштабной реконструкцией, то мы создаем точки роста. Они лежат в том числе в технической реконструкции. И сегодня такие точки роста - в литейном производстве, прежде всего в литейном №1 с его реконструкцией на основных участках. А такая программа есть, она поддержана Советом директоров. Нам удалось этого добиться. Мы сможем выпускать больше качественной продукции и не только для тракторного и моторного производств, но и для новых заказов, удешевить продукцию, сделать её более конкурентоспособной. Другая точка роста - новая конструкция. Те разработки, которые уже были в КБ и были не востребованы, и создание новых образцов техники на новые рынки с наименьшими затратами. В частности, на базе созданного, разработанного и запущенного в производство СШ внедряется в серийное производство и как раз сейчас проходит испытание вильчатый погрузчик. Он ориентирован прежде всего на сектор рынка промышленности и услуги транспорта. КБ совместно с экспериментальным цехом и ЦНО должно навыдавать 2-3 новых рыночных конструкторских решения. Их внедрение обеспечит рост объемов производства. Эта цепочка должна начать работать. Роль сторонних заказов - новых заказов, это та роль экономической машины, которая обеспечит окупаемость вновь приобретаемого оборудования, а рыночное наполнение товарной продукцией создает нам добавочную стоимость. Совет директоров, акционеры нас поддержали и одобрили. И мы планируем проводить такую политику и впредь.
В 2001 году экспериментальным цехом собран первый вильчатый погрузчик ВТЗ-30СШ-ПВ.
Погрузчик вилочный ВТЗ-30СШ-ПВ (слева) предназначен для выполнения погрузо-разгрузочных работ в различных отраслях народного хозяйства.
ВИЛЬЧАТЫЙ ПОГРУЗЧИК - ПЕРСПЕКТИВЫ ИЛИ ЭКСПЕРИМЕНТ? Группа конструкторов ГСКБ работает над новой машиной. Одни называют её подъемником, другие - погрузчиком, третьи подъемником-погрузчиком. Официальное наименование - вильчатый сельскохозяйственный погрузчик на базе самоходного шасси ВТЗ-30СШ грузоподъемностью 0,9 - 1,2 тонны. Назначение машины - выполнение погрузочно-разгрузочных работ и транспортировка штучных и упакованных грузов на расстояние до 5 км. по дорогам с твердым грунтовым покрытием. Предполагается использовать её в лесопитомниках, теплицах, животноводческих фермах и на птицефабриках, на железнодорожных и автотранспортных станциях, речных и морских портах. Бизнес-план определил объем инвестиций для создания производственных мощностей на изготовление вильчатого подъемника-погрузчика на 2001-2003 гг. - 5,7 млн. рублей. Но размер инвестиций и цена будут пересчитываться. На базе самоходного шасси подобную машину в России не выпускает никто. До настоящего времени выполнение погрузочно- разгрузочных работ проводилось электро- и автопогрузчиками зарубежного производства. До 1990 года болгарские заводы «Дименс» и «Балканкар» продали нашей стране более 300 тысяч погрузчиков. На сегодня они полностью изношены. Нынче импортные машины дороги - 12000-13500 долларов.
Предлагаемый владимирским погрузчик будет стоить 5500 долларов – более чем наполовину дешевле. Объясняется это тем, что он на 70% - сварная
конструкция. Потребность в подобной технике большая, если иметь в виду, что в регионах страны 159 тепличных хозяйств и 539 птицефабрик. Кажется, все за то, чтобы подобной машине быть и как можно скорее. Руководство предприятия планирует начать мелкосерийное производство по 100-160 штук уже в этом году, к 2003 году выйти на серийный выпуск в объеме 1000-1500 штук в год. Основным грузоподъемным приспособлением грузопогрузчика являются вилы. Кроме них могут устанавливаться различные дополнительные приспособления, как штырь, волокуша, боковые захваты для ящиков, круглых грузов, крановая стрела, рабочая платформа. Это обеспечивает погрузчику универсальное применение. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Изготовленные первые пять образцов проходят испытания. Их продлили до 15 февраля. Замечания есть, но они больше по самоходному шасси. Потек топливный бак. Лопнул по корпусу гидронасос. Конструктивных замечаний пока нет, а создателям машины они-то как раз и важны. И подгонять нас не надо, - говорят конструкторы. - Сделать с кульмана погрузчик - дело не такое уж простое. Тут надо голову поломать. Будем спешить - наломаем дров... Тем более, еще не известно, перспективное это производство или экспериментальное? Лидия Пугачева» («Тракторостроитель», 10 февраля 2001).
Трактор ВТЗ-30 СШ-СП - для механизированного сгребания снега, мусора и сыпучих материалов, их погрузки, перевозки и разгрузки в отведенных для этого местах. Могло быть использовано как транспортное средство при выполнении работ на строительных площадках, складах, в портах и т.п. Коммунальная машина на базе ВТЗ-30СШ
«ФИЛЬМ О НАШЕМ ТРАКТОРНОМ Снимается рекламный (представительский) фильм о Владимирском тракторном заводе. Он будет использован на выставках для ознакомления настоящих и будущих клиентов и партнеров с предприятием, с выпускаемой продукцией, перспективами развития производства. Он может быть подарен им для широкого привлечения к сотрудничеству, усиления внимания к сторонним заказам и увеличения денежных продаж. Снимают фильм тележурналисты авторского телеканала г. Волгодонска: режиссер-оператор Олег Бакотин, автор фильма Галина Лободина. ЗАГОВОРИЛО ЗАВОДСКОЕ РАДИО Каждый вторник и каждый четверг в 11.10 и в 13.10 вы можете услышать по заводскому радиовещанию новости, информацию о работе цехов, служб и отделов предприятия, ответы на заданные вами вопросы. Каждый из вас может подать заявку на исполнение любимой песни, кроме того, вы можете поздравить своих коллег друзей и сослуживцев с днем рождения, с юбилеем и другими торжественными датами. Обращаться в редакцию радиовещания желательно накануне по телефону 50-07 или письменно по адресу: заводоуправление, коми. № 111.
Штурмом взяли мы январь По производственному календарю в январе двадцать рабочих дней. Bсе они были напряженными. Недостатки материально-технического обеспечения, ограничения энергоснабжения вносили свои коррективы в трудовой ритм и затрудняли нормальную работу цехов. «Рваный» режим выматывал силы, создавал дополнительные трудности. Но главное, что мешало работать, - это нехватка материалов, комплектующих деталей. Служба материально-технического снабжения задыхалась от безденежья, поставщики требовали предоплаты. На каждом оперативном совещании поднимался вопрос об обеспечении резиной, листовым прокатом, турбинным маслом, смолой, рукавицами. На конец месяца ситуация оказалась сложной. За три дня до окончания января надо было ликвидировать отставания по моторам - сдать 218 двигателей, запчастей - на 852 тысячи рублей, «обуть» 43 трактора (они стояли без колес). По сторонним заказам выполнение составляло 63%. Из-за неритмичной сдачи тракторов завод терял 2 млн. рублей. Литейному заводу оставалось работать 2,5 смены, когда пришел кокс, но отсутствовали турбинное масло и смола. Чтобы выполнить план января, цеху мелких серий пришлось занять наладчика у цеха шестерен. Не было резины на передние и задние колеса, из-за отсутствия радиаторов остановилось испытание моторов. Наконец месяц кончился. Как сказал генеральный директор ОАО «ВТЗ» И.А. Усманов, с одной стороны, мы удовлетворены тем, что плановое задание января выполнили, с другой - нет, так как не победили штурмовщину. Отсюда брак, нерациональное использование оборудования. Каковы же итоги января? В январе тракторов сдали 113 штук, двигателей - 949, малогабаритной техники - 107 единиц, в том числе пять насосных станций, шесть газонокосилок и два новых культиватора, запасных частей произведено на сумму 5 млн. 193 тысячи рублей, что составило 103,9%. В январе отгружено тракторов различной модификации нового дизайна 12 - в Венгрию, 8 - в США. По мнению директора по производству О.И. Федотова, в январе все-таки работали слаженно, провалов не допустили, хотя трудностей хватало. На общем фоне неритмичности производства прослеживалась четкая, слаженная работа термического цеха, чего нельзя сказать о цехе шестерен. С приходом В.Ф. Воронцова заметно наведение порядка в автоматном цехе, способствовал выполнению плана профессионализм работников моторосборочного корпуса. По графику стал работать и коллектив ремонтного завода. Начали положительно сказываться результаты перехода завода на непрерывное планирование. Заводской бюджет был выполнен. Это позволило сохранить работоспособность коллектива. Увеличились денежные продажи. Они составили 70%, а по бартеру - только 30%. По номенклатуре моторный бизнес принес почти половину всей выручки. 45% всех денежных поступлений получено за счет продажи двигателей. Возросли объемы продаж за деньги тракторов. И тем не менее 60% плана выполнили в последние дни месяца. Продолжаются ограничения по энергоснабжению. Не решена проблема обеспечения инструментом. Потери от брака хотя и снизились на 30%, но все еще допускаются. (В пять раз меньше их стало в цехе мелких серий и шестерен). План на февраль напряженный. Поступило много заказов на экспорт - 48 тракторов нового дизайна с передним ведущим мостом ВТЗ-2048А. Всего тракторов надо будет выпустить 163 шт., 1266 моторов, запасных частей на 6,5 млн. рублей; произвести малой техники, в т.ч. МД-3 «В» 215 шт., внедрить более мощные двигатели МД-4 и МД-4 «В» (они уже есть в плане - по 20 штук тех и других); 25 самоходных шасси, мотокультиваторы со старым и новы двигателем, насосны станции, газонокосилки. Что касается материально-технического обеспечения, то и сегодня нет гарантии стабильности в этом вопросе.
Где рабочему пообедать На одном из заседаний профсоюзного комитета был рассмотрен вопрос о санитарном состоянии комнат приема пищи. Ирина Викторовна Кузнецова, председатель комиссии рабочего контроля, доложила о результатах проведенной проверки. Члены комиссии побывали в цехах: шестерен, термическом, автоматном, моторном № 2, ВЗИТО. В цехе шестерен и термическом есть столовая на 76 мест. Она ежедневно обслуживает до 200 человек. До 11-00 организует чай с выпечкой. После 11 часов - обед до 14-00. В этой сталовой питаются работники кузницы, литейного завода, заводоуправления, цехов шестерен, термического, прессового, моторного № 2 и № 3. В ней же обедают рабочие ночной смены литейного цеха. Для них обед бесплатный. Для всех остальных цена обеда 12-18 рублей. Это для рабочих дорого, потому многие в столовую не ходят, а приносят обед с собой. Комнаты для приема пищи не отвечают санитарным нормам. Люди обедают на своих рабочих местах. Во ВЗИТО есть столовая на 80 посадочных мест, чистенькая, уютная. Но из-за низкой зарплаты рабочие не могут ею воспользоваться и высказывают пожелание сделать цены в столовых более доступными. В автоматном цехе, в моторосборочном корпусе комнат, где можно пообедать, нет. Рабочие едят на своих рабочих местах, обед подогревают в сушильной камере двигателей (в окрасочном отделении), иногда на плитках. Прием пищи в цехах вызывает антисанитарию, способствует разведению грызунов, увеличению кишечно-желудочных заболеваний. Надо еще учесть, что на заводе часто не бывает горячей воды, негде помыть руки. Отмечено, что у работников на участках с вредными условиями труда, где превышено ПДК вредных веществ, остаются неотоваренными талоны на молоко. Обсуждая сообщение И. Кузнецовой, члены профкома согласились с выводами комиссии и внесем предложение проситъ администрацию завода изыскать возможность додотации пунктов питания. Комиссиям рабочего контроля цехов было предложено чаще проводить проверки качества приготовления пищи, норму закладки продуктов и санитарного состояния столовых. По решению профсоюзного комитета генеральный директор ОАО «ВТЗ» И.А. Усманов издал приказ-постановление, в котором обязал руководителей и председателей комитетов профсоюза (В.Г. Семенова и И.В. Кузнецову), термического цеха (Островского и И.В. Сергеева), цеха шестерен (В.Г. Чувашова и Е.И. Забавнову), моторного цеха № 2 (А.А. Филичкина и В.С. Веденеева), автоматного (В.Ф. Воронцова и O.B. Морозову) оборудовать помещение для приема пищи в соответствии с санитарными требованиям пожарной безопасности. Директору комбината питания Л.А. Гусевой предложено рассмотреть возможность организации столовых в литейном цехе № 1 и ТСК» («Тракторостроитель», 16 февраля 2001).
««КРАСТЬ, ТАК ПО КРУПНОМУ...» По заключенному с московской фирмой «Сантехдеталь» договору тракторный завод получал с Магнитогорского металлургического комбината давальческое сырье. Из него делали фланцы и отправляли в Москву. Четвертый вагон был отгружен 23 января. 27 января в 19.10 он пришёл во Владимир. Металл - 62 тонны 380 кг. - надо было разгрузить, на 701 складе перевешать и оприходовать. Но в день прибытия ценного груза шел сильный снег. Подъездные пути замело. Вагон до кузницы не доехал. Чтобы не платить штраф за простой вагона, транспортный отдел завода дал команду разгрузить вагон на промежуточной площадке, что и было сделано. Металл не был оприходован. Этим и воспользовались ловкачи. 1 февраля железнодорожники загрузили вагон снова и продали его за 42 тысячи рублей ТОО «Крона». В преступный сговор со сборщиками металлолома вступила приемо-сдатчица с железной дороги. После официального заявления о пропаже вагона, органы милиции - территориальный пункт по обслуживанию промышленной зоны тракторного завода под руководством Владимира Викторовича Орехова приступил к оперативно-сыскной работе. В результате похищенный металл был найден и возвращен заводу. По делу о хищении вагона с металлом возбуждено уголовное дело.
ТЕХНОЛОГИ ПОДАЮТ СИГНАЛ БЕДСТВИЯ Весеннему солнышку все радуются. Вот только наши технологи пугаются его лучей, словно Снегурочки. Понять их можно. Ведь как только начинает солнце пригревать, снег подтаивать, в их рабочих комнатах - капель. Подставляй ведра, банки, бочки, сливай воду, подтирай пол, а то себе же хуже будет. На днях позвонили в редакцию. Так, мол, и так, нас заливает. Потолок - решето. Может случиться замыкание, а то и пожар. К тому же техника дорогая портится, документы намокают. Того и гляди люди кулезом заболеют. Пришла сама редактор. Виталий Валентинович Староверов все рассказал, показал. Да она и сама не слепая. Увидела ведра на полу, капли на потолке. Сводили ее на чердак. Там бочки с водой. Через пять часов через чердачный люк мужики воду из них выливают, половину на себя, особенно когда ветер. А что сделаешь? Не выльешь, себе же хуже. В комнатах по колено воды будет. В субботу и воскресенье на работе нет никого, так в понедельник половину рабочего дня люди воду отчерпывают, прежде чем к работе приступить. Вода до двери доходит. В термогальваническом бюро телефоны перестают говорить. В туалете вода на голову и на прочие части тела капает. Прежде чем идти, подумаешь, а может до дома потерпеть... Женщины есть женщины. Они везде пытаются уют создать. Насадили цветов, сделали перестановку. Но какой уют, когда в углу и на потолке грибы растут разноцветные. Можно бы их выдать за новый дизайн, если бы не чернота от сырости и капель. Из-за нее люстры повесили плафонами вниз - чтобы в них не попадала вода. Редактор, конечно, полблокнота исписала. Только будет ли польза? Начальник управления главного технолога Андрианов ничего не сделал, а не первый год ему технологи говорят о своем бедственном положении. Новый начальник отдела зданий и сооружений Тихий приходил, разводил руками. Сейчас, мол, ничего сделать нельзя, надо ждать до лета. Я в этой должности недавно, я за ваши худые крыши не отвечаю. Начальник цеха шестерен тоже был, тоже смотрел, будто раньше не видел и беспорядок на чердаке, и бочки с водой и потоп в наших комнатах. Но технологи не у него работают. Пускай их начальство за них и беспокоится. А оно не хочет беспокоиться. Над ним, над начальством, не каплет. И туалеты у них, наверняка, в порядке. А раз так, то пиши - не пиши, дела не будет. Остается ждать, когда потолок рухнет. Или замыкание произойдет. Одним словом - когда гром грянет. Может тогда порядок наведут. Лидия Пугачева» («Тракторостроитель», 23 февраля 2001).
«За большой вклад в развитие автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, долголетний и плодотворный труд ОАО « Автосельхозмаш» и Центральный комитет профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации наградили Почетным знаком «Ветеран автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения»: Александра Михайловича Москвицова - начальника лаборатории управления главного технолога;
Александр Михайлович Москвицов
Эмилию Владиславовну Мякушину - старшую кладовщицу второго отдела; Любовь Андреевну Николаеву - маляра тракторосборочного корпуса; Владимира Георгиевича Семенова - начальника моторосборочного корпуса (в центре);
Владимир Георгиевич Семенов
Владимира Павловича Шамаева - слесаря-ремонтника моторного цеха № 3.
Давай поговорим… и все пройдет Февраль был не из приятных. Перебои в материально-техническом снабжении, «рваный» режим работы, ночные смены создавали напряжение, а тут еще задержка зарплаты. Настроение, прямо скажем ухудшилось. Вопросов накопилось много. Тогда было решено вызвать генерального директора ОАО «ВТЗ» на откровенный разговор. Встреча руководства акционерного общества с рабочими моторосборочного корпуса состоялась в красном уголке. На нее пришли вместе с директором его заместители, помощники, главные специалисты. Генеральный - Иван Александрович Усманов разъяснил обстановку на предприятии, обрисовал сложившуюся ситуацию. Положение усугубилось требованиями кредитора, который сорвал платежный календарь, нарушил налаженные кредитные линии. В итоге - это привело к срыву выполнения производственной программы месяца. Только 7 марта была закончена выдача заработной платы января. Как сказал в своем выступлении главный казначей А.А. Государев, в настоящее время принимаются две основные меры - получение кредитов и увеличение продаж. В тяжелое положение ставят предприятие энергетики. По сути дела они ставят промышленность страны на колени. Опыта работать без электричества в мире нет, - сказал Иван Александрович. Приходится мирится с ограничениями подачи энергии. Но положение усугубляется тем, что сокращаются оплаченные лимиты и перерасчета энергослужбы не производят. Рабочие задали генеральному директору немало вопросов. Один из первых - неритмичная подача материалов, второй - низкая заработная плата, третий - тяжелые условия труда (отсутствие воды, спецодежды), четвертый - отсутствие документации, светочувствительной бумаги... Действенность такой встречи должна быть обеспечена общими усилиями руководства ОАО «ВТЗ», моторосборочного корпуса и профкома.
На таких завод держится В конце минувшего года каждый корпус завода определил своего победителя соревнования. В тракторосборочном лучшим назвали слесаря-ремонтника Александра Сергеевича Прохорова. Наш корреспондент встретился с ним. Вот что рассказал Александр Сергеевич: - Я стараюсь все сделать получше, понадежнее. Нужные запасные части подготавливаю заранее, чтобы всё было под рукой. Сейчас у нас главная проблема - отсутствие специалистов. Правильно говорят, что кадры решают всё, а вот именно их нам и не хватает. Раньше со мной работали четыре токаря, два фрезеровщика и две шлифовщицы. А теперь - никого. Бывает, токаря, фрезеровщика ищешь по заводу почти целую смену. Раньше завод выпускал 140 тракторов в сутки, а теперь 160 - в месяц. Чувствуете разницу? Раньше в корпусе работали 25 слесарей-ремонтников, а теперь нас - двое на 240 единиц оборудования! Но и не это главное, а то, что оборудование стареет - вот что заботит. Каждому станку по 20-30 лет, им капитальный ремонт требуется. У нас нет нужных запчастей, ремонт делаем только аварийный, когда уж деваться некуда. Вспоминая свою молодость, вижу все больше различий между сегодняшним днем и минувшими временами. Сейчас на заводе остались одни старики, молодежь к нам не идет. А когда-то я сам на завод пришел после ремесленного училища, до этого и в детдоме пожил, побеспризорничал. Что было, то было. Но я всегда по жизни шел к намеченной цели. После армии техникум закончил на одни «пятерки», два раза ездил на целину. Вообще, тогда мы все были патриотами. Завод свой помогали строить, Дом культуры. Субботники постоянно проводили и шли на них не из-под палки, а с желанием. Я вот как считаю: чтобы стать хорошим специалистом, надо все своими руками потрогать, самому все попробовать. В свое время у меня было много учеников. Сейчас классными специалистами числятся. Кстати, о наставничестве. Помню, как-то станок ремонтировал, да, видно, не все хорошо сделал. Сломался он. Приходит ко мне бригадир и говорит: «Первый раз – сломал, второй раз сделаешь как надо». Не накричал, не обругал, а я запомнил на всю жизнь, что все надо делать на совесть. За 50 лет работы на заводе понял я простые истины: от человека требуется, чтобы он честно трудился и добросовестно исполнял свои обязанности. Именно так я и живу. Не хочу хвалиться, но кроме звания «Лучший слесарь-ремонтник», есть еще одно - «Почетный ветеран завода». В 1996 году наградили меня орденом «Знак Почета». Есть и другие награды. Я горжусь своими внуками, их у меня двое. Один пока еще в школе учится, а вот старший учится в ВГПУ на факультете физического воспитания, отличник, кандидат в мастера спорта по плаванию. ...Александр Сергеевич с теплотой вспоминает времена своей молодости. Они закалили его характер, укрепили силу воли. Он нашел свое призвание. Работа стала неотъемлемой частью его жизни. Именно на таких людях держится и выживает Владимирский тракторный завод. М. Кадушечкин, студент ВлГУ. Газета «За правое дело», № 6 (271), 9-15 февраля 2001 г.
А.С. Прохоров
Литейное производство дает 73% потерь Подведя итоги работы предприятия в феврале 2001г., можно констатировать, что при сдаче за месяц 63 тракторов и 914 товарных двигателей потери от брака составили 375,5 тысячи рублей. В окончательный и исправимый брак отошло 46,5 тысяч штук деталей, поковок и отливок. По внутреннему и внешнему литейному браку было повторно переплавлено более 100 тонн чугуна и цветных металлов. Суммарные потери от брака по цехам литейного производства составив ли около 275 тысяч рублей. Это 73% от общих потерь всего ВТЗ. Статистика показывает, что литейный завод был и остается определяющим производством как по объему себестоимости выпускаемой продукции, так и по производственным потерям. Анализ уровня брака по литейному заводу свидетельствует, что наряду с техническими аспектами присутствует и ряд причин организационного плана, решение которых не потребует значительных капитальных вложений, однако напрямую скажется на повышении качества выпускаемой продукции и снижении потерь в производстве. К основным вопросам
организации можно отнести неустойчивый, с перебоями режим работы литейных цехов, не позволяющий обеспечить стабильность выполнения технологических процессов. Далее, работа литейного завода только в одну смену, когда третья часть рабочего времени уходит на выведение литейного производства на нормальный режим, и время благоприятных технологических условий для качественного исполнения процессов плавки и литья резко сокращается. Работа литейщиков в ночную смену не позволяет нормально контролировать соблюдение технологической дисциплины и принимать оперативные меры корректировки технических процессов по каждому случаю допущенных отклонений. Серьезное влияние на производство оказывает недостаток ремонтных служб и низкое качество обслуживания технологического оборудования. Наконец, на качество продукции литейного завода влияет и неудовлетворительное решение вопросов снабжения шихтовыми и формовочными материалами. Чугуны сомнительного происхождения и только от одного поставщика, низкокачественный кокс, перебои с поставкой формовочных глин, несоответствующий техническим требованиям бентонит, плохие крепители - всё это нарушает стабильность технологических процессов и приводит к их вынужденным изменениям, что не лучшим образом сказывается на производственном процессе и значительно ухудшает качество. В свете существующих проблем литейному заводу постоянно уделяется особое внимание. Ежемесячно руководителей литейного завода заслушивает постоянно действующая комиссия по качеству на так называемых «Днях качества ВТЗ». В феврале текущего года была организована и проведена силами УКП комплексная внутренняя аудиторская проверка соблюдения технологической дисциплины. Она выявила все несоответствия и нарушения техпроцессов в производстве и неисполнения технологических инструкций персоналом. Также специалистами УКП проведено исследование причинно-следственных связей влияния различных факторов на качество алюминиевого литья и построена диаграмма путей отрицательного воздействия для использования её при проведении анализа и принятия мер. Литейный завод сегодня является единственным производственным подразделением ВТЗ, результаты работы которого по показателю потерь от брака УКП тщательно анализирует в разрезе признаков, причин и виновников в полном объеме по номенклатуре и штукам до самой мелкой отливки. Металлургам постоянно выдается информация для возможности проведения корректирующих воздействий. Технические аспекты также не остаются без внимания. Разработаны и находятся в состоянии исполнения мероприятия по повышению качества наиболее уязвимых чугунных отливок (их порядка 20 наименований, но 80 % литейного брака и соответственно потерь, именно по ним). Подготовлены и приняты к исполнению мероприятия по улучшению качества алюминиевых отливок и повышению коэффициента использования алюминиевых сплавов. Разработаны предложения и проведен расчет необходимых затрат по замене оборудования, изготовлению необходимых пресс-форм и приобретению запасных частей для автоматической линии «Гизаблок». Успешное решение технических и организационных мероприятий в купе с комплексом мер, намеченных совещаниями генерального директора в литейном заводе и совещанием технического директора по повышению эффективности работы литейного завода, позволит повысить качество не только продукции наших металлургов, но и конечных изделий ВТЗ - тракторов и двигателей, и сократить потери от брака как в литейном, так и в механообрабатывающем производстве. И тогда можно будет сказать, что литейщики правильно понимают политику ОАО «ВТЗ» в области качества, претворяют её в жизнь и удовлетворяют запросы потребителей в продукции высокого качества при оптимальных затратах на производство. Сергей КЛЕВЦОВ, директор по качеству
В 2000 г. предприятием проводилась активная рекламная политика по реализации тракторов прежде всего путем участия в выставках. Проводились работы по созданию новых образцов высокоэнергонасыщенных колесных тракторов, доработке конструкций, ранее созданных и усовершенствованию серийных тракторов. Так, по результатам испытаний доработана конструкция самоходного шасси ВТЗ-30СШ, в соответствии с требованием рынка проведены работы по совершенствованию узлов серийных тракторов: - подготовительные работы по омологации стекол кабин; - разработана документация, изготовлены образцы стеклопластикового тента для тракторов без кабины (с дугой безопасности); - улучшена разводка проводов электросистемы; - сборная крыша кабины заменена на цельносварную; - совершенствовались конструкции ВТЗ-2080АС и другие; - заводские испытания тракторов ВТЗ-2048АС и BT3-2063AC. С целью увеличения объемов продаж в США и в Западную Европу разработана конструкция, изготовлен опытный образец трактора ВТЗ-2048А с дизелем фирмы «Дойц». В 2000 году были проведены работы по совершенствованию конструкции серийно выпускаемых дизелей, разработана документация на 9 новых модификаций дизелей по заказам потребителей, проведен первый этап совместных с ОАО «Автодизель» работ по доводке дизелей по уровню токсичности до требований международных стандартов. Проводился еще ряд разработок по специальным агрегатам на базе трактора и сельхозорудий: - разработана конструкторская документация на почвообрабатывающую машину для приствольной обработки деревьев и кустарников на базе самоходного шасси ВТЗ-30СШ; - разработана конструкторская документация на бульдозерную навеску к трактору ВТЗ-2048А; - разработана конструкторская документация и изготовлены 2 опытных образца вилочного сельскохозяйственного погрузчика для теплиц ВТЗ-30СШ-Т. Принятые меры по росту объема и увеличению доли денежной выручки в общем объеме продаж позволяло в течение 2000 года своевременно выплачивать заработную плату работающим. В связи со стабилизацией работы, увеличением объемов производства отсутствовали массовые направления администрацией акционерного общества работников в вынужденные отпуска. В акционерном обществе в течение года продолжалась работа по поиску наиболее оптимальной структуры управления и функционирования производственных подразделений. Выделены из механообрабатывающего корпуса в самостоятельные производственные подразделения цех шестерен и термический цех. Из РМЗ выделен цех нестандартного оборудования. Завод по производству тракторов преобразован в тракторосборочный корпус. В целях многократного увеличения объема кооперированных поставок, расширения прибыльного направления развития заказов сторонних организаций с повышением загрузки существующих основных фондов ОАО созданы отделы сторонних заказов и кооперации, по направлениям на бизнеса. За год численность работников ОАО уменьшилась на 123 человека и составила на 01.01.2001 г. 4319 человек, в т.ч. 3171 рабочих. За год уволены 1423 чeловека, из них по сокращению штатов 15, всего приняты на работу 1300 человек. Структура персонала в течение года существенным образом не менялась. За 2000 год прошли профессиональную подготовку и переподготовку 439 человек, в т.ч. обучены впервые 144 человека, вторым профессиям 45 человек, повысили квалификацию, в т.ч. прошли обучение по системе качества 250 человек. Затрачено средств на подготовку кадров и повышение квалификации работников 149,1 тыс. руб. В 2000 году целодневные и внутрисменные простои работников ОАО составили 16115 человеко/дней или сократились в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Непроизводительные выплаты в связи с вынужденными простоями на производстве составили 159,3 тыс. руб. С целью повышения престижа и закрепления кадров в ОАО в 2000 году администрация приняла решение по опережающему росту средней заработной платы по отношению к росту производительности труда.
СВОИ ЗАДАЧИ РЕШАТЬ САМИМ, СВОИМ ТРУДОМ Выступление генерального директора ОАО «ВТЗ» И.А. УСМАНОВА От своего первоначального намерения выступить с докладом я решил отказаться. Отвечу на все ваши вопросы и объясню причины февральско-мартовского падения объемов производства. Мы сегодня подводим итоги выполнения колдоговора 2000 года. Вспомним, как мы тогда работали. Продавали все по бартеру, выпускали 20 тысяч тракторов, 10 тысяч двигателей. Запасные части продавали вдвое ниже цены. Сбытовая площадка была заполнена тракторами и двигателями, но существовал миф, что наши машины никому не нужны. В этом году картина реально изменилась. Вдвое увеличилось число дилеров. Отпускная цена выросла на 12%. В 3 раза увеличился экспорт продукции. Наша отпускная цена стала решающей. Когда-то тракторный завод был лидером в своей отрасли. Цель эта остается - увеличить объемы производства, поднять престиж предприятия. Наши насущные задачи на сегодня - сохранить коллектив, обновить технологические линии и поднять торговую марку завода. За короткий срок этого не добиться. Тем более, что нас тянут назад прежние долги. От них придется освобождаться. Как мы собираемся решать эти задачи? В первую очередь, добиваться технологического обновления производства. Одним нам этого не решить. Ведем разговор с ведущими фирмами. Вчера только закончили переговоры с английской фирмой «Перкинс» по улучшению с их помощью наших машин. Есть ряд других договоренностей. ТНК дали нам заказ по литью и кузнице. Будем загружать и увеличивать прежние сторонние заказы на 85%, а на будущий год увеличим в 5,5 раза. Резервы у нас есть. Перевели литейный завод в первую смену и сразу это почувствовали, и не наше вина, что от первой смены пришлось отказаться. Энергетические сложности. За неуплату нам ограничивают электроэнергию. Обязательно надо решать вопрос о реструктуризации долгов. Их накопилось около 5 млн. долларов. Если их выплачивать, тогда ни о каком производстве и речи быть не может. Наш новый кредитор - госрезерв так и хотел сделать. Счета были заблокированы, кредитные линии нарушены. Пришлось обращаться к новым банкам, с которыми удалось договориться. Завод должен работать в одну смену. Мы будем этого добиваться. Заказов сейчас больше, чем объем производства. Их надо выполнять. В настоящее время загруженность станков 9-15%, а должна быть 85%. Это тоже наши резервы. Второй квартал должен быть переломным. Руководство предприятия надеется на вашу поддержку.
Мотокультиватор МК-4
МОТОКУЛЬТИВАТОР МК-4 На ВМСЗ начался выпуск мотокультиваторов МК-4. Основное отличие от МК-3 - более мощный и экономичный двигатель МД-4В и 6 фрез вместо 4. Двигатель МД-4В мощностью 4 л.с. при 3600 об/мин. верхнеклапанный (клапаны расположены в головке цилиндра), удельный расход топлива не более 250 г/лсч, т.е. в час не более 1 л. бензина А-76. Это уровень лучших мировых образцов. Ширина обрабатываемой полосы при фрезеровании почвы 960 мм вместо 650 мм к МК-3, поэтому для участков площадью Более 10-12 соток МК-4 предпочтительнее - ощутимо увеличивается производительность и уменьшается утомляемость из-за уменьшения боковой качки мотокультиватора на поверхностях почвы. Все фрезы съемные. На 4-х фрезах с защитными дисками нарезаются борозды с муждурядьями 700 мм, ориентир - след от защитных дисков. На 2-х фрезах проводится окучивание картофеля, для увеличения тяги внутрь фрез устанавливаются специальные колеса с грунтозацепами. Силовой блок мотокультиватора МК-4 съемный, поэтому в разобранном виде он легко перевозится в багажнике легкового автомобиля, что удобно для владельцев загородных садовых участков. Облегчается и погрузка-выгрузка мотокультиватора. Силовой блок может также устанавливаться на газонокосилку. Василий Муравьев, ведущий конструктор» («Тракторостроитель», 16 марта 2001).
«ПЕРСПЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В рамках развития новых заказов признано перспективным направлением развитие сотрудничества с алюминиевыми заводами, входящими в Сибирско-Уральскую алюминиевую компанию - «СУАЛ-Холдинг» (включает в себя 16 предприятий). В начале марта директор по развитию А.А. Отцов побывал на одном из заводов АО «Уральский алюминиевый завод» и провел переговоры с его руководством. Нашему корреспонденту Анатолий Александрович рассказал, каковы перспективы сотрудничества: - Во-первых, партнеры проявили интерес к возможностям литейного производства ОАО «ВТЗ» и высказались за необходимость освоения производства и поставок на ОАО «УАЗ» литых шаров, используемых в паровых мельницах при изготовлении глинозёма (основное сырьё для выплавки алюминия). Потребность в таких шарах составляет 1000 т. в год, или в денежном выражении ориентировочно 15 млн. рублей в год. - Во-вторых, «УАЗ-СУАЛ» является крупным потребителем фланцев в связи с разветвленной системой различного назначения трубопроводов в глинозёмном производстве. Это та номенклатура, которая сегодня активно развивается на ОАО «ВТЗ». Здесь мы при взаимовыгодных ценах должны в лице «УАЗ-СУАЛ» найти постоянного потребителя наших фланцев.
- В-третьих, сегодня «УАЗ-СУАЛ» с трудом решает вопросы восстановления различного типа механических приводов (редукторов), используемых на основных технологических линиях. С учетом намеченного расширения производства алюминия эта проблема будет усугубляться. Здесь мы также нашли точки соприкосновения и уже прорабатываем вопрос изготовления на ОАО «ВТЗ» для «УАЗ-СУАЛ» деталей механических приводов (а в будущем и редукторов в сборе): шестерен, муфт, валов и др. - В-четвертых, в технологических потоках на «УАЗ-СУАЛ» используются специальные машины для обслуживания основного технологического оборудования. Традиционно такие спецмашины изготавливались на базе самоходного шасси Харьковского производства. Сегодня мы ставим задачу применить наши «самоходки» взамен харьковских. На первый взгляд объемы новых заказов невелики, однако, крайне важно сработать быстро и качественно, показав себя надежным и состоятельным партнером Уральского алюминиевого завода. При положительных результатах это откроет возможности сотрудничества не только со всеми заводами, входящими в «СУАЛ-холдинг», но и через них завязать постоянные партнёрские связи с другими российскими компаниями алюминиевой промышленности.
Всю жизнь он рисует Василий Тимофеевич Кобычкин, начальник КБ художественного конструировании. 23 марта исполняется 45 лет, кик он пришел на Владимирский тракторный. Наш корреспондент встретился с Василием Тимофеевичем и взял у него интервью. - Василий Тимофеевич, Вы 45 лет уже проработали на заводе. Каков главный итог этих лет? - Одним словом не скажешь. Прожито и сделано немало. Главным в моей жизни всегда был труд, причем, труд в радость. Чем бы я ни занимался, я всегда работал на совесть. Для людей делал только добро. Дед мне этот девиз оставил в наследство. Девиз у деда был таков: «Побольше дела, меньше слов». - Расскажите о себе. Откуда Вы родом? - Из Рязанщины, родины Есенина. Родился в Спасс-Клепиках в рабочей семье. Отец столяром был. Мать - искусница. От нее впервые понял, что такое цвет, когда учился в художественном училище, понял это более глубоко. Училище окончил с отличием. Стал работать в театре декоратором. Ходил в художественную студию при ДК ВТЗ, которой руководил известный ныне художник Юкин. Много читал о художественном мастерстве, о художниках. После окончания училища ездил в Москву поступать в Суриковское. Но посмотрев работы абитуриентов, решил, что мне до них далеко. Поступать не стал, но рисую всю свою жизнь. Иногда думаю, может быть, и зря я тогда уехал из Москвы? С другой стороны, кто знает, с каким бы я стал художником? А так, рисую в свое удовольствие, до сих пор хожу на этюды. И без этого жить не могу. После армии пришел на завод, работал слесарем. Познакомился с отличными ребятами. Это знакомство определило мою дальнейшую судьбу. Александр Круцкой уговорил меня поступать вместе с ним в заочный машиностроительный институт, ввел меня в спортивную семью. Техника меня не привлекала. Учился на одном самолюбии. На заводе по рекомендации художника Юрия Жукова перевели меня в отдел главного конструктора, во вновь организованную группу по изготовлению товаросопроводительной документации. В мою обязанность входило иллюстрировать каталоги и руководства по эксплуатации тракторов и двигателей. Эта работа была мне по душе, постепенно нас с Юрием Жуковым стали приобщать к художественно-конструкторской работе, сказали, что будут делать из нас художников-конструкторов. В 1959 году нам поручили разработать верхнее строение трактора Т-32 «Владимирец». После небольшой эскизной проработки, помню, мы слепили из пластилина макет трактора в натуральную величину. По нему были выполнены чертежи и сделан трактор с передним ведущим мостом и планетарной передачей. После испытаний был разработан второй вариант капота и изготовлен в металле. К сожалению, тот трактор не был внедрен в производство. Его макет навечно остался в руках рабочего на памятнике в честь 850-летия города Владимира, что на Соборной площади. Так состоялось наше «дизайнерское крещение». Первые каталоги запасных частей наших тракторов вышли в издательстве «Машгиз» в 1960, затем в 1962 годах. В 1964 году я стал работать начальником сектора, вскоре возглавил группу художественного конструирования. К этому времени я уже окончил вечерний политехнический институт, прошел стажировку в Московском научно-исследовательском институте технической эстетики. В 1970 году «Машгиз» выпустил наш очередной каталог тракторов, по оформлению и по иллюстрированию он был признан лучшим в отрасли. В 1980-м началась разработка художественно-конструкторского предложения на трактор Т-30 с кабиной в середине машины, с качающимся передним мостом, с реверсивным постом управления. Проектированием руководил В. Крупин. Новая машина должна была заменить трактор Т-25А. Было собрано около 50 тракторов Т-30, разработаны различные модификации. Наша работа получила положительную оценку в БФ ВНИИТЭ. Вскоре группу переименовали в КБ художественного конструирования. Художники-конструкторы стали активно работать над созданием товаров широкого потребления и малой техники. - А вот говорят, что Вы принимали активное участие в создании нового образа трактора? Расскажите об этом. - Да, нам удалось создать тот новый образ. Мы решили отойти от привычной и устаревшей формы, как Т-25А. Разработали множество вариантов. Из них отобрали проект трактора, разработанный совместно с дизайнерами ВИСХОМ во главе с Хайровым. Новые формы, новые образы не сразу и не всем понравились. Это потом, когда были разработаны модификации трактора, когда был создан мощностной ряд машин, когда была разработана модель самоходного шасси, когда наши машины стали получать на внутренних и международных выставках золотые медали, о тракторе заговорили как об удавшейся машине. И все-таки одна проблема не была в ней решена: объем кабины и капотной части трактора не соответствовали друг другу. Конструкторы должны были добиться соответствия объемов, стилизовать их и придать машине законченный художественный вид. В конце концов мы это сделали. - А как Вы стали мастером спорта? - Я человек увлекающийся. Увлекался театром. Играл два года на сцене, но тогда учился в институте, и учеба была важнее. От театра отказался, хотя приглашали неоднократно. Также увлекался и спортом. Играл в городки, ездил на соревнования за город, за область. Еще играл в шахматы за отдел главного конструктора.
Мы всегда чемпионами по заводу были. А мастером спорта я стал по городкам. - И при всем при этом еще пишете стихи? - Да. Пишу их с детства. Одна моя тетрадь стихов попала в руки критика. И я увидел свои стихи поправленные, подчеркнутые красными чернилами. Надолго я это запомнил, но потом был ему благодарен. Издавать не издавал, раздаривал друзьям и знакомым. Стихи помогают мне рисовать, а живопись помогает находить верные интонации, точные слова. Одно обогащает другое. - И как Вы все это успеваете? - Все это - Вы имеете в виду живопись и стихи? А еще я увлеченно занимался общественной работой, и профсоюзной, и партийной, был пропагандистом. Молодой был и все успевал делать. - Вы и сейчас молоды. Вашей энергии можно позавидовать. Мы желаем Вам такой же активности и впредь. И еще у нас одно пожелание - издать сборник своих стихов. Всего вам доброго. Лидия ПУГАЧЕВА» («Тракторостроитель», 23 марта 2001).
«ОТЛИЧНИК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» Юрий Николаевич Яшин всю свою жизнь занимается спортом. Иной читатель удивится, скажет, что это за профессия такая - заниматься спортом. Оказывается есть. Сначала это просто спортсмен, потом тренер, организатор физкультуры, инструктор спортобщества или клуба, наконец его директор. И все время с людьми. И все время ради людей. Юрий Яшин, владимирский. Родился в д. Головино. Увлекался лыжами, прыжками с трамплина, не раз участвовал в соревнованиях. Там и увидел его Иван Некрасов, председатель коллектива физкультуры тракторного завода, устроил на завод учеником слесаря в термический цех. Вскоре перевели в моторный цех № 2, слесарем по ремонту оборудования в бригаду Виталия Ивановича Лукьянова - он и сейчас работает на заводе. В то время моторный цех славился своими спортсменами, имел сильные команды по хоккею, футболу, по горным лыжам. По лыжному многоборью не было в городе равных тракторостроителям. За честь завода всегда выступал и Юрий Яшин. В слесарном деле, скорее всего, он не делал больших успехов. Председатель заводского профсоюзного комитета Михаил Михайлович Стешин ценил его больше, как спортивного парня, и уговорил поехать физруком в пионерлагерь. Дело пошло. 9 лет Юрий Николаевич каждое лето работал с детьми. В 1965 году перешел в ДСО инструктором физкультуры, а в 1967 г. коллективу присвоили статус спортивного клуба «Мотор». К этому времени Юрий Яшин окончил школу тренеров по футболу на базе Смоленского физкультурного института. Но свой любимый спорт - горные лыжи - он не забывал. Можно сказать, ему посчастливилось две недели пробыть на Дом-бае в группе спортсменов, владеющих горнолыжной техникой. На мастерство Юрия Яшина там обратили внимание и пригласили поработать инструктором по горным лыжам, в 1972 году он переехал в Приэльбрусье. Там проработал 14 лет. Так из футбольного тренера он превратился в горнолыжного. Владимир - не Кавказ. Но в Сновицах тоже можно заниматься горными лыжами. А когда-то во Владимире и трамплин был для прыжков. И любителей хватало. В 1975 году на Спартакиаде народов СССР владимирцы выиграли зону. Два ученика Яшина - Александр Аверьянов из автоматного цеха ВТЗ и Сергей Фалин из штамповочного стали чемпионами по прыжкам с трамплина. Когда трамплин разрушили, с этим видом спорта пришлось расстаться. Ю. Яшина часто «бросали» на прорыв. Работал он председателем спортклуба «Мотор», директором спортивного комплекса «Торпедо», лодочной станции, начали строить новый спортзал возле тракторного завода, Яшина туда «кинули». После сдачи спортзала в эксплуатацию в 1992 году он возглавил его, а заодно и спортклуб «Мотор». Но административные должности Юрию Николаевичу не по душе. Он - прирожденный тренер, а администратор - по неволе. Рыночная экономика сказалась и на состоянии физкультурно-спортивной работы. В 1967 году в СК в «Мотор» было до 5000 физкультурников, спортсменов. Многие из них до сих пор выступают в разных видах соревнований за ВТЗ: футбол, баскетбол, лыжи. Но спортивной молодежи сейчас на заводе очень мало. Приходится приглашать спортсменов со стороны, но марку завода держать. Еще горше от того, что тракторный завод заложил СК «Мотор» Автобанку, и тот в любой момент может его продать. Идешь на работу, - рассказывает Юрий Николаевич, - и думаешь, не продали ли нас, а то и дверь не откроют. Молодежь без спорта быть не должна, да и не только молодежь. В тренажерный зал ходит много людей самого разного возраста. Мы обязательно оставляем время для рабочих тракторного завода, хотя «Мотор» уже заводу и не принадлежит. Выкупить бы его у банка и отдать целиком заводчанам, но пока денег не хватает. И все-таки надеемся, что так будет. Болит душа за спорт российский у Юрия Николаевича Яшина, «Отличника физической культуры и спорта», «Заслуженного работника физической культуры и спорта». Еще бы не болеть, ведь он отдал спорту всю свою жизнь. 30 марта Юрию Николаевичу Яшину исполнилось шестьдесят. Но он по-прежнему бодр, энергичен, полон сил и надежд. Надежд на возрождение физкультуры и спорта на родном заводе. Лидия Пугачева» («Тракторостроитель», 16 марта 2001).