ВТЗ-30СШ «ВиТяЗь»: 2-х цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Д-120 мощностью 30 л.с.; реверсивная трансмиссия (6 вперед, 6 назад); грузовая платформа емкостью 1 куб. м. грузоподъемностью 1000 кг; комфортабельная кабина, выполненная с учетом современных требований эргономики и дизайна; опрокидывание грузовой платформы при разгрузке вправо, влево и вперед.
Самоходное шасси «ВиТяЗь» С конвейера Владимирского тракторного завода сошел первый «Витязь» - самоходное шасси российского производства. В конструкции самоходного шасси максимально применены узлы и детали, используемые на трактоpax мощностью 30-45 л.с. Коэффициент унификации очень высок: «Витязь» состоит из более чем 3 тысяч деталей, новых - 400. Это позволяет быстро наладить массовое производство машины. Учитывая спрос, на ВТЗ планируют уже в марте выпустить 20-25 «Витязей», а со второго квартала предполагается ежемесячно производить по 50 самоходных шасси. Интерес к «Витязю» проявляют не только селяне, но и строители, коммунальщики, дорожники... Сошедшее с конвейера самоходное шасси - первое в семействе новых машин, которые создаются на Владимирском тракторном заводе.
Владимир - Минск: перспективы сотрудничества На Минском тракторном заводе побывала делегация Владимирской области. В ее состав входили: Н.В. Виноградов, глава областной администрации, Н.И. Дмитриев – начальник управления промышленности обладминистрации, А.Н. Заботин - зам. директора департамента вешних экономических связей обладминистрации, Н.Т. Сорокин – генеральный директор ОАО «Владимирский тракторный завод», А.М. Голубев - главный инженер ОАО «ВТЗ», В.Г. Каган - генеральный конструктор ОАО «ВТЗ». В ходе переговоров были рассмотрены варианты возможного сотрудничества двух предприятий по: - прогрессивной сборке на базе Владимирского завода тракторов МТЗ-82 для нужд сельскохозяйственных предприятий нашей области; - привлечению технических служб Минского завода для разработки на нашей базе продукции трактора-тягача 45-50 л.с. с максимальной унификацией узлов и деталей предприятий; - использованию имеющихся дилерских сетей двух заводов для продажи произведенной продукции. Но, к сожалению, переговоры не увенчались успехом.
На АО «ВТЗ» трудятся 1925 женщин, 1245 из них - рабочие, 120 - руководители, 532 - специалисты, 28 – служащие.
Литейному цеху № 1 исполнилось 50 лет. Он был построен в трудные послевоенные годы и по сей день является главным поставщиком чугунного литья для обеспечения выпуска тракторов и двигателей. Первоначально цех был рассчитан на мощность 17 тысяч тонн. Но за полвека непрерывно реконструировался и развивался. Здесь установлены десятки единиц прогрессивного отечественного и зарубежного оборудования: автоматы и полуавтоматы для изготовления стержней по нагреваной оснастке, автоматизированные смесители для приготовления формовочной смесители для сушки песка установка горячего плакирования, автоматическая формовочная установка и другие. В результате этого мощность цеха возросла до 42 тысяч тонн, а выпуск литья в лучшие для него годы - 1983-й и 1984-й - превышал 46 тысяч тонн. Всего же цехом с момента его пуска в эксплуатацию изготовлено более 1,5 млн. тонн отливок. Это стало возможным благодаря энтузиазму и трудолюбию людей, отдавших литейному цеху № 1 десятки лет жизни, вложивших в него душу и здоровье. Среди них - первые начальники цеха Н.Н. Воронин, Н.Н. Трунин, В.Л. Елшин, Б.Л. Марков; главный металлург В.С. Парфенов, зам. начальника цеха К.А. Павличков. Пришедшее им на смену новое поколение руководителей - А.Е. Лихачев, А.П. Цветков, Г.Г. Плясунов и другие - не только достойно приняло эстафету от старших товарищей, но пошло дальше и многое сделало по повышению технического уровня цеха, внедрению новых технологических процессов... Нельзя не сказать о ветеранах цеха. К их числу относятся формовщики Н.А. Громов, В.А. Крестьянинов и В.А. Рябов, стерженщица Р.И. Сундукова, слесари Е.В. Рябов и И.А. Волков, электромонтер Н.С. Егоров, крановщица Ф.П. Крыгина, руководители среднего звена - начальники участков Ю.Е. Федотов и Ю.К. Касторский. Именно благодаря их труду, благодаря заложенным ими традициям литейный цех № 1 в нынешнее трудное время сумел устоять на ногах, успешно справляется со стоящими перед ним задачами, является флагманом литейного производства не только в городе Владимире, но и области.
Перед литейщиками надо шапку снимать Из воспоминаний В.Л. Елшина: Во время визитов на наш завод литейщики из Ярославля и Минска так внушали нашему директору: «Если вы цех № 1 будете называть литейкой, у вас ничего не получится. Перед литейщиками надо шапку снимать». Я пришел на завод после окончания техникума в 1948 году - на должность помощника мастера, и через пять лет стал заместителем начальника цеха, а еще через год уже начальником сталелитейного цеха. В 1959 году меня вызвали на заседание партбюро и по настоянию тогдашнего директора Бориса Петровича Романова на два месяца направили в литейный цех № 1 заместителем начальника цеха по производству. Там дело дошло до того, что из ЦК партии приехала комиссия - разбираться в плохой работе. Ведь литейный цех № 1 определял выполнение плана всем заводом - сколько будет литья, столько и будет собрано тракторов и моторов… Чтобы выправить положение в цехе, пришлось принять определенные меры по его реконструкции. Много труда было положено, чтобы убедить коллектив в хороших возможностях цеха. Пришлось ездить в Ярославль и Минск, где темпы производства были гораздо выше, чем у нас. Но, к сожалению, цех не делал юго, что показывали расчеты. И искоренить эту инертность не удалось моим предшественникам. Мы работали гораздо хуже, хотя и соревновались с коллегами из Ярославля и Минска. Потом начальник цеха Великанов не выдержал этого темпа и попал в больницу, и я остался в должности начальника цеха. Пришлось подбирать коллектив, большой упор делать на трудовую дисциплину. Цех пользовался дурной славой, там был избит директор завода, и начальники обходили его стороной. Я ко всем людям старался относиться с почтением, но нарушителей дисциплины карал беспощадно, кто прогуливал, тот неминуемо получал взыскания, а они были серьезные. Обрубщики, как правило, пьяницы были страшные. После зарплаты три дня пили, хоть святых выноси. С приписками воевал... Самое неприятное - несчастные случаи. 8 человек схоронили за 20 лет. Смертельные случаи - полгода потом не живешь. Вытрепал нервы намертво. В 1982 году был у меня инфаркт. Кадров все время не хватало, хотя большой текучести не было, зарплату удавалось поддерживать на довольно высоком уровне. Когда я принимал цех, там было 1465 человек, выпускали 80 тонн в сутки, когда уходил - оставалось 820, выпускали 160 тонн в сутки. Цех поначалу так плохо работал, что было даже принято решение строить еще один, но строили его 16 лет, мощностей он так и не набрал, работал в убыток. А первый литейный развернулся, стал много выпускать деталей, все было заставлено литьем и в цехе, и на складах. Многие, кто со мной работал, стали высокими начальниками. С сильным коллективом стало легче работать. Работали в ту пору по две смены, с утра придешь, а в час ночи - домой, Очень тяжело было. Здесь работали прекрасные специалисты Из воспоминаний А.Е. Лихачева: В литейный цех № 1 я пришел работать в 1959 году, в год его десятилетия. Проработал более 9 лет, пройдя путь от сменного мастера до заместителя начальника цеха по технической части. И в дальнейшем моя судьба во многом была связана с этим цехом. Мне запомнились многие люди, которые трудились здесь: начальники цеха Николай Никитович Трунин, Константин Абрамович Павличков, Виктор Леонидович Елшин, Борис Леонтьевич Марков. Прекрасные были заместители начальника цеха по производству: Гавриил Петрович Черноусов, Александр Васильевич Порядкин, Николай Васильевич Казенных, Лев Викторович Калинин. Работали замечательные мастера и старшие мастера, например, всем известный спортсмен, старший мастер плавильного участка Владимир Николаевич Рогунов, Юрий Ефимович Федотов, Мария Григорьевна Зыхарева, Юрий Константинович Касторский, Геннадий Васильевич Прививков, Евгений Петрович Блинов, Анатолий Иванович Данилов. Хотел бы отметить среди прекрасных специалистов, работавших в разные годы, братьев Плясуновых - Германа Григорьевича и Всеволода Григорьевича, Анатолия Павловича Цветкова, Виктора Гавриловича Горшкова, Виктора Ивановича Федулеева, Николая Ивановича Соколова, Василия Степановича Куликова, Александра Григорьевича Марьюшкина, Виктора Александровича Петрова, Владимира Александровича Денисова, Валерия Витальевича Лобашова, Бронислава Николаевича Механикова, Владимира Ивановича Васина. Запомнились мне механики Вячеслав Васильевич Солдатов, Виктор Никанорович Яшков, Николай Антонович Леоненок. Большой вклад в развитие цеха внесли энергетики: Вячеслав Иванович Мясников, Николай Иванович Панкратов, Сергей Антонович Ганин. Были в литейном цехе № 1 и прекрасные специалисты экономических служб: Иван Семенович Храбров и Василий Модестович Глумов. Большую роль в становлении литейного цеха № 1 сыграли и бывшие главные металлурги завода, такие как Лев Маркович Пернер и Евгений Евдокимович Гостищев. Цех был запроектирован на выпуск 24 тыс. тонн литья в год, но спрос на литье всегда был высоким. Вот почему потребовались и были проведены реконструкция и техническое перевооружение цеха. В результате этого в 1984 году выпуск отливок возрос до 46 с лишним тысяч тонн, выросла производительность труда. Если в 1959 году в цехе насчитывалось около полутора тысяч человек, то уже в 1984 году, при удвоении выпуска отливок, численность сократилась до 795 человек. Выработка на человека составила 58,2 тонны в год. Она была одной из самых высоких среди предприятий Минсельхозмаша. Первыми в отрасли в литейном цехе № 1 внедрили вагранки длительного действия с недельным циклом работы без выбивки, передельные чугуны вместо литейных чугунов. Первыми же освоили оболочковое литье, внедрили процесс изготовления оболочковых стержней, изготовление стержней по горячим ящикам. Много было и других технических решений, которые позволили увеличить выпуск литья» («Тракторостроитель», 4 марта 1999).
«Новая победа В экспериментальном цехе ВТЗ собран первый промышленный образец пропашного трактора мощностью 48 л.с. с новой синхронизированной трансмиссией, усиленной гидронавесной системой, трехскоростным валом отбора мощности и повышенной грузоподъемностью навесной системы. Зарубежный аналог нашего пропашного трактора – трактор 34-35А фирмы «Нью Холанд Форд».
Параллельно с переговорами конструкторы и технологи в течение шести месяцев 1999 г., с января по июнь, сумели разработать и изготовить промышленный трактор ВТЗ-2048АС "Пахарь". В июне состоялась презентация первого промышленного образца нового трактора «Пахарь». Серийное производство нового универсально-пропашного трактора тягового класса 0.9 началось в 2000 году. Новое имя трактора «Пахарь» не прижилось, и в дальнейшем трактор выпускался с индексом ВТЗ-2048 «Владимирец».
ВТЗ-2048АС «Пахарь» 3-х цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Д-130 мощностью 48 л.с.; современная многоскоростная трансмиссия (16 вперед, 8 назад) с шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами переключения передач; гидронавесная система с повышенной (до 1500 кг) грузоподъемностью; комфортабельная кабина, выполненная с учетом современных требований эргономики и дизайна; экологозащитные шины низкого давления.
Нина Григорьевна Товарнова - кандидат в депутаты Владимирского городского Совета народных депутатов по избирательному округу № 25. Нина Григорьевна Товарнова родилась 31 июля 1948 года в г. Можайске Московской области, русская. С 1950 года живет во Владимирской области. Образование высшее экономическое, окончила Всесоюзный заочный финансово-экономический институт. С 1966 года по настоящее время трудится на Владимирском тракторном заводе. Работала фрезеровщицей, техником-технологом, инженером-технологом, ведущим экономистом, начальником экономической лаборатории. С 1993 года возглавляла контрольно-ревизионную службу ОАО "ВТЗ", сейчас начальник контрольно-аналитического отдела.
Нина Григорьевна Товарнова
За добросовестный и многолетний труд отмечена Почетным знаком отраслевого министерства. Нина Григорьевна неоднократно избиралась депутатом Владимирского городского Совета народных депутатов, имеет опыт решения городских проблем, работы с избирателями. Член КПРФ. Вдова, мать двоих сыновей» («Тракторостроитель», 18 мая 1999).
«Сразу три золотых медали завоевала на недавней международной выставке в Югославии техника Владимирского тракторного завода. Это значит, что за годы экономической сумятицы россияне научились-таки делать конкурентноспособную продукцию на уровне мировых стандартов. Выставка ежегодная и обычно проводится в более ранние сроки, но нынче их «подкорректировала» война на Балканах. Экспозиция была развернута буквально через неделю после завершения натовских бомбежек, что, впрочем, не помешало участвовать в ней основным производителям тракторов - американцам, немцам и итальянцам. Знаменитые американская фирма «Джон Гир» и немецкая фирма «Долц» представили целую гамму своих мощных тракторов, Минский тракторный завод привез трактора 12 модификаций... Выставка (на этот раз она проводилась в городе Нови-Сад, что в 70 километрах севернее Белграда) по своей значимости занимает четвертое-пятое место среди крупнейших западных выставок и охватывает практически весь Балканский полуостров и юго-восток Европы. Владимирцы не участвовали в ней около восьми лет. И, получив приглашение буквально за неделю до открытия, смогли прекрасно подготовиться, в чем надо отдать должное внешнеторговой фирме, тракторосборочному цеху и отделу сбыта. Нынешнее появление нашей продукции произвело эффект разорвавшейся бомбы! Комиссия (группа профессоров Белградского государственного и Нови-Садского сельскохозяйственного университетов) подробнейшим образом изучала трактора. По словам представлявшего продукцию ОАО "ВТЗ" Валерия Нагорного, директора ВМСЗ, его "полдня "пытали", выясняя технические параметры экспонатов, их модификации, варианты исполнения. Пришлось самому сесть за руль и показать возможности трех- и двухцилиндровых тракторов. Нашу технику здесь знают и любят. Лет десять назад владимирцы регулярно поставляли в Югославию свою продукцию - в общей сложности 15 тысяч тракторов. Потом рынок на Балканах оказался "в загоне", здесь появлялись в основном либо «левые» владимирские тракторы, либо запасные части к ним - через Венгрию, Болгарию, Грецию. Владимирцы получили за три трактора (трехцилиндровый ВТЗ-2448 - с каркасов, BT3-2032A и ВТЗ-2027А) три малых золотых медали. Большую золотую медаль «взяла» фирма «Джон Гир» - за тяжелые тракторы. По серебряной медали досталось минчанам и челябинцам. Поскольку на выставке были высокие гости,- вице-президент Югославии и два министра - промышленности и сельского хозяйства - Валерию Нагорному удалось предварительно обсудить вопрос о поставке в эту страну первых 100 владимирских тракторов с новым дизайном. В перспективе - партия в тысячу тракторов.
Конструкторы ВТЗ не дают себе передышки Рано утром прямо в экспериментальном цехе Владимирского тракторного завода при большом стечении народа генеральный директор Николай Сорокин подписал приказ о разработке технической документации и изготовлении трактора BT3-2063AC «Турбо-99», по техническим характеристикам приближающегося к аналогичным липецким и минским машинам, на которые есть большой спрос. Начался, по сути, новый этап в жизни ВТЗ: до сих пор предприятие выпускало сравнительно маломощные машины. Месяц назад состоялась презентация первого промышленного образца нового трактора «Пахарь», но у него мощность - 45 л.с. И вот сделана заявка на «преодоление барьера в 50 л.с.». По словам заместителя технического директора Анатолия Отцова, 63-сильный трактор планируют изготовить в конце августа - начале сентября и тогда же начать его интенсивные испытания. Конструкторы знают слабые места модели, потому намерены внести изменения в конструкцию ведущего моста, усилить трансмиссию и вал отбора мощности, сделать корректировку колеи с 1400 на 1800. Новый двигатель для этого трактора создавать не придется. Будет использован трехцилиндровый двигатель с турбонаддувом, который уже изготавливается на ВТЗ по заказам потребителей» («Тракторостроитель», 16 июля 1999).
«Российский фермер» принес тракторостроителям «золото» На этот масштабный аграрный форум прибыли 830 участников из 35 регионов России и около 250 - из 33 стран мира. Довольно широко были представлены агропредприятия Восточной Европы (особенно - польские), а также Скандинавии (среди них - имеющие мировую известность финская фирма «Валмет» и шведская «Вольво»). Среди технических экспозиций самая большая была у Минского тракторного завода. 75 экспонентов, в том числе - ОАО «Владимирский тракторный завод», получили дипломы и золотые медали ярмарки. По предварительным данным, в выставочном комплексе «ЛенЭКСПО» было заключено контрактов и договоров на 390 млн. рублей. И эта сумма - не окончательная, многие контракты сегодня находятся в стадии доработки. С экспозициями познакомились около 550 тыс. посетителей. Около 300 фермерских хозяйств развернули на ярмарке активную торговлю сельхозпродукцией. Форум проходил под эгидой Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, администрации Санкт-Петербурга. От Владимирского тракторного завода на ярмарке работал Сергей Дмитриевич Лобанов - заместитель начальника отдела маркетинга. Вот что он рассказал: - Мы были там представлены тремя тракторами: 30-сильными BT3-2032A и 2048А нового дизайна и самоходным шасси «ВиТяЗь». Благодаря нашему территориальному техническому центру «Технокор», который нам очень способствовал, мы имели на ярмарке минимум проблем. Трактор 2032А был награжден золотой медалью Всемирной ярмарки "Российский фермер". Мы обошли Минский тракторный завод. Коллеги не получили медали в этом классе тракторов, хотя технику представили. Наградой был отмечен минский трактор другого класса - 3-тонный. Все, что мы представили на ярмарку, удалось продать. А из Санкт-Петербурга мы привезли заказ на 6 самоходных шасси и на трактор ВТЗ- 2048А нового дизайна. В стадии заключения находится договор на поставку администрации Ленинградской области 35 самоходных шасси (предварительное "добро" получено). Возможна поставка коммунальной техники для городского хозяйства Санкт-Петербурга и городов Ленинградской области. Хорошие связи были "завязаны" с представителями Свердловского "Агросиаба", возможно, это тоже выльется в заключение контрактов на поставку техники. Поскольку продукция Владимирского тракторного завода была заявлена на участие в конкурсе, пришлось два дня работать с независимыми экспертами. Они оказались придирчивы и строги (это были представители Минсельхозпрода, Института механизации сельского хозяйства, машинно-испытательной станции, администрации Ленинградской области). Мы представили необходимую техническую и патентную документацию, а также документ, свидетельствующий о том, что данный трактор уже получал медали на выставках. Думаю, это сыграло свою роль. Мы продемонстрировали технику "на ходу". Впечатление получилось очень хорошее, что и вылилось в конечный результат. "Комсомольская правда", ссылаясь на генерального директора ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский фермер" М. Злыдникова, на днях написала: "...такие выставки России жизненно необходимы". У нас, что бы там ни говорилось, исторически крестьянская страна. Сегодня 40 миллионов заняты в сельском хозяйстве. Дать им нормально жить, и они не только накормят, но и дадут работу остальным. ...Мы умеем все: растить хлеб, делать трактора и вкусную колбасу"... Нынешние успехи владимирцев свидетельствуют, что они действительно многое умеют. И спрос на их продукцию есть, но останавливает неплатежеспособность крестьянства. В рамках Всемирной ярмарки прошло совещание "Лизинговое обеспечение крестьянских хозяйств продукцией машиностроения за 1994-1999 годы". По мнению производителей техники, именно механизмы лизинга, продажи в рассрочку могут сыграть положительную роль, но это - забота не самого крестьянина. Не случайно группа участников ярмарки "Российский фермер" - руководителей предприятий агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, обратились к Президенту Российской Федерации, главам исполнительной и законодательной ветвей власти с просьбой о скорейшем принятии мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, объединенных в единую общенациональную программу "Накормим Россию сами!"» («Тракторостроитель», 15 сентября 1999).
За два месяца и 23 дня сделан еще один новый трактор. В сентябре 1999 г. изготовлен первый промышленный образец трактора ВТЗ-2063АС - трактор мощностью 62-65 л.с. с новым трехцилиндровыи двигателем с турбонаддувом.
«Владимирцы догнали липецких тракторостроителей и наступают на пятки минчанам К хорошему привыкаешь быстро. Владимирские тракторостроители, кажется, уже привыкают к регулярным презентациям новых моделей тракторов. Четыре оригинальные машины, выставленные на демонстрационной площадке в канун Дня машиностроителя, радовали глаз не только изящными формами. На капоты были приклеены фотографии медалей, завоеванных в этом году нашей техникой на престижных выставках. Но особое внимание заводчан и гостей привлекала самая новая модель - трактор ВТЗ-2063АС «Турбо-99». Эта машина по основным своим техническим характеристикам превосходит липецкие тракторы ЛТЗ-40 и ЛТЗ-50 и приближается процентов на 90 к минскому трактору МТЗ-82, наиболее популярному на селе. На новом тракторе установлены трехцилиндровый двигатель Д-130Т с турбонаддувом мощностью 63-65 л.с., новая усиленная трансмиссия и ходовая система, муфта сцепления, максимально унифицированная навесная система. Для постановки нового трактора на конвейер требуется 90 млн. рублей. Митинг открыл председатель профкома ОАО "ВТЗ" Б.Л. Марков, отметивший, что владимирские тракторо- и моторостроители всегда занимали достойное место в ряду машиностроителей страны, выпуская в год до 178 тысяч моторов и 37,5 тысячи тракторов. Ныне коллектив переживает сложное время, но верит, что и на его улицу придет настоящий праздник. С сентября прошлого года по сентябрь текущего на ВТЗ создали четыре новых модели тракторов, тепло принятых покупателями. Генеральный директор Н.Т. Сорокин сказал, что на базе этих моделей вскоре будет создан 80-сильный трактор, который по техническим характеристикам не будет уступать минскому. Предполагается, что он привлечет покупателя не только повышенной комфортностью, экономичностью в расходовании топлива, большими разрешительными возможностями на сельхозработах, но и ценой - будет на 25-30 процентов дешевле. Н.Т. Сорокин выразил благодарность создателям трактора Т-25. Именно надёжность конструкции сегодня позволяет на его базе быстро создавать новые модели тракторов. Н.В. Поздеев - начальник экспериментального цеха, проработавший на заводе более полувека, почти поименно назвал всех, кто внес большой вклад в создание новой техники. Ветеран М.К. Чуфарин вспомнил 1944 год, когда из ворот тракторного корпуса выехал первый трактор на железных колесах, такой сегодня стоит напротив заводоуправления. Михаил Кузьмич назвал презентацию гаммы современных высокотехничных тракторов знамением нашего времени. Это дает уверенность, что тяжелый период, в котором пребывают наш завод и вся страна, будет пережит. Полномочный представитель Президента РФ по Владимирской области С.Н. Соколов и глава администрации г. Владимира И.В. Шамов были приятно удивлены улыбками на лицах тракторостроителей. По их мнению, это - признак выздоровления предприятия. Сергей Николаевич вручил удостоверения, нагрудные знаки и подарки М.И. Юхно - слесарю-ремонтнику моторного завода, удостоенному звания "Почетный машиностроитель РФ", А.Е. Лихачеву - заместителю технического директора, и В.В. Сидорову - начальнику бюро ОГМет литейного завода, удостоенным звания "Почетный металлург РФ". Г-н Соколов сказал: "От руководства АО государство требует выполнения только двух задач - вовремя платить зарплату работникам и рассчитываться перед государством и внебюджетными фондами. Но эти задачи оказались для прежнего руководства невыполнимыми, отсюда - все беды вашего предприятия. С приходом Н.Т. Сорокина психология руководства завода сильно изменилась. Главное достижение - буквально несколько месяцев назад завод добился, может быть, за последние годы с самого главного для себя успеха - стал работать в безубыточном режиме. От рубля, вложенного в материальные ресурсы и зарплату работникам завода, чуть-чуть завод стал получать. Раньше было так: на рубль продукции - 1 рубль 35 коп. затрат. Думаю, что 99-й год - это год начала возвращения знаменитому заводу былой славы". От похвалы в адрес Н.Т. Сорокина не удержался и мэр И.В. Шамов: «Николай Тимофеевич поломал все принятые нормы, всю систему разработки и производства новых машин. Что касается "Турбо-99", то я переполнен чувством благодарности к людям, которые за короткий срок сумели создать это чудо. Это - трактор будущего, и у тракторостроителей - хорошее будущее. Когда-то тракторный завод был самым главным предприятием города. И, конечно, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы он погиб. Приятно, что на ВТЗ сегодня ставится вопрос о наборе рабочей силы, до конца года - около 500 человек. Это - огромное достижение. Чем больше будет рабочих мест на вашем заводе, тем меньше будет безработицы, хотя в городе она и невелика, всего 1,7 процента. А если вы будет принимать людей, то, думаю, безработице придет конец». Начальник управления промышленности И.Ф. Шабардин вручил почетные грамоты администрации Владимирской области В.С. Баранову - бригадиру ремонтной службы управления сбыта, В.С. Вдовенко - наладчику моторного цеха № 2, А.П. Голову - наладчику цеха шестерен, К.И. Котову – начальнику управления сбыта, М.В. Дмитриевскому - начальнику участка механического цеха ЗпПТ, З.В. Ковалевой - ведущему инженеру ОК, С.А. Петухову - термисту термического цеха; И.В. Шамов - почетные грамоты администрации г. Владимира - С.Н. Орлову - старшему мастеру тракторосборочного цеха ЗпПТ, и А.В. Панкратову - токарю автоматного цеха. Глава администрации Октябрьского района Г.И. Денисов, обратившийся к коллективу нетрадиционно - "родные мои тракторостроители" (он 25 лет отдал ВТЗ), высказал уверенность, что новые машины не останутся в единственных экземплярах, коллектив найдет в себе силы запустить их в производство. Геннадий Иванович вручил почетные грамоты Октябрьской администрации В.И. Андреевой - контролеру автоматного цеха, и Т.М. Сорокиной - слесарю-сборщику моторного завода. Чествовали на митинге также почетных ветеранов труда ОАО "ВТЗ"; работников предприятия, отмеченных Почетными грамотами Министерства экономики РФ; ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ. Завершился митинг торжественным проездом новенького ВТЗ-2063АС «Турбо-99» по демонстрационной площадке. Заводчане расходились по рабочим местам, а у трактора вовсю шло фотографирование - снимки на память делали те, кто внес свой посильный вклад в создание новой модели.
Отмечая значительный вклад ветеранов-тракторостроителей в выпуск тракторов и двигателей на протяжении всей деятельности предприятия, их долголетнюю хорошую работу и в связи с Днем машиностроителя, администрация и профком ОАО «Владимирский тракторный завод» постановили: присвоить звание «Почетный ветеран труда ОАО «ВТЗ», объявить благодарность Губанову Юрию Ивановичу - энергетику термического цеха, Дивакову Сергею Константиновичу - электромонтеру прессового цеха, Кузьмину Александру Ивановичу - трактористу АТП, Ламохиной Валентине Андреевне - инженеру-нормировщику МОК, Морозовой Вере Александровне - ведущему инженеру литейного завода, Нарядновой Татьяне Анатольевне - кузнецу-штамповщику кузнечного завода, Петрову Виктору Александровичу - заместителю директора литейного завода, Распопову Валерию Леонидовичу - главному инженеру моторного завода, Самошкину Юрию Васильевичу - слесарю-инструментальщику моторного завода, Сергееву Николаю Васильевичу - электромонтеру теплоцеха, Чугуновой Лилии Михайловне - слесарю-сборщику ЗпПТ. Все они отмечены ценными подарками. Премировать ценными подарками: Юхно М.И. - слесаря-ремонтника моторного завода, удостоенного звания "Почетный машиностроитель РФ", Лихачева А.Е. - заместителя технического директора и Сидорова В.В. - начальника бюро ОГМет литейного завода, удостоенных звания "Почетный металлург РФ"; награжденных Почетной грамотой Министерства экономики РФ: Исаеву Л.А. - инженера ЖКУ, Исакову Т.Е. - инженера-технолога цеха шестерен, Сергеева В.В. - старшего мастера экспериментального цеха, Туницына П.В. - заместителя генерального директора; награжденных Почетной грамотой ЦК профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ; Жирякову Ф.А. - оператора главной бухгалтерии, Мурзину Л.М. - ведущего инженера АТП, Староверову А.Н. - ведущего инженера ОВКиК; награжденных Почетной грамотой областной администрации: Баранова В.C. - бригадира ремонтной службы управления сбыта, Вдовенко В.С. - наладчика моторного цеха № 2, Голова А.П. - наладчика цеха шестерен, Котова К.И. - начальника управления сбыта, Дмитриевского М.В. - начальника участка механического цеха ЗпПТ, Ковалеву З.В. - ведущего инженера ОК, Петухова С.А. - термиста термического цеха; награжденных Почетной грамотой администрации г. Владимира: Орлова С.Н. - старшего мастера тракторосборочного цеха ЗпПТ, Панкратова А.В. - токаря автоматного цеха; награжденных почетной грамотой администрации Октябрьского района г. Владимира: Андрееву В.И. - контролера автоматного цеха, Т.М. Сорокину - слесаря-сборщика моторного завода. 79 человек, проработавших в ОАО "ВТЗ" 25 лет, награждены Почетными грамотами администрации и профкома предприятия и премированы ценными подарками. За активную работу по созданию новой модели тракторов ВТЗ-2048АС «Синхро», ВТЗ-2063АС «Турбо-99», самоходного шасси CШ-30 и двигателей Д-130Т, Д-145Т премированы ценными подарками: Гаврилин В.С. - директор НАЗ, Ю.В. Гришин - начальник производства, Аванесов Р.М. - исполнительный директор, Артемов В.В. - зам. главного механика, Чесноков В.П. - начальник ЦЗЛ, Толмасов В.В. - директор КЗЗ, Цветков А.П. – директор литейного завода, Никитин В.А. - главный механик, Андрианов В.А. - главный технолог, Бесшапошников А.В. - начальник МПС, Федотов О.А. - начальник МОК» («Тракторостроитель», 30 сентября 1999).
«ВиТяЗь» под номером «100» Всего десять месяцев назад заводчане демонстрировали первый промышленный образец самоходного шасси, и вот уже собрана сотня таких машин. Генеральный директор предприятия Н.Т. Сорокин выразил надежду, что вторую сотню «ВиТяЗей» соберут к 55-летию Владимирского тракторного завода (эта дата будет отмечаться в апреле будущего года). Конечно, прежние темпы производства – не чета нынешним. При социализме с конвейера ВТЗ сходили до 140 тракторов в сутки! Иные времена - иные песни. Никогда еще на Владимирском тракторном так быстро, как в этом году, не осваивали новые модели тракторов: созданы самоходное шасси, 48-сильный и 63-65-сильный тракторы... От конструкторской разработки до постановки на производство проходило от 3.5 до 6 месяцев. К тому же наш трактор в 6-7 раз дешевле аналогичных западных машин. Мало того, владимирские тракторостроители буквально за три месяца наладили производство своей техники в Сибири. 27 октября губернатор Красноярского края А.И. Лебедь и генеральный директор ОАО "ВТЗ" Н.Т. Сорокин открыли на территории ОАО "Канскагроснаб” цех, где и был собран первый трактор владимирской марки. По договору, в течение года в Сибирь из центра России будут отправлены 1000-1200 тракторов. Некоторые комплектующие, например, тележки для самоходных шасси, договорились производить в Красноярске или в Канске. Первая сотня тракторных комплектов поступит в Красноярский край до конца текущего года. По договоренности, каждый сотый трактор будет поступать в резервный фонд губернатора Лебедя, а уж он направит эту технику в наиболее нуждающиеся хозяйства. Н.Т. Сорокин надеется, что новое сборочное производство станет мощным плацдармом для реализации техники не только в Красноярском и Хабаровском краях, но и в Иркутской области и во всем Дальнем Востоке. Договор очень выгоден не только тракторостроителям, но и Владимирской области в целом: сибиряки обязались поставлять нам алюминий и каменный уголь.
Н.Т. Сорокин, генеральный директор Владимирского тракторного завода, встречал своего земляка К.А. Титова, самарского губернатора, в фирменной кепочке-бейсболке с логотипом «ВТЗ». И гостю подарил такую же. «О, теперь и я - мужик в кепке», - обрадовался тот. Губернатору Самарской области показали новые тракторы. Разумеется, он поднялся в кабину одного из них - 63-сильного. Покрутил руль, подавил на газ. Легко спрыгнул на землю и констатировал: «Хорошая машина! Нашим товаросельхозпроизводителям посоветую брать трактора этого класса только на Владимирском тракторном заводе». К.А. Титов приехал в наши края для налаживания кооперационных связей. Во времена планового социалистического хозяйствования экономики наших областей были тесно связаны. Самарцы делали ракеты, самолеты, корабли и автомобили, а владимирцы - их комплектующие: электронику, приборы, оборудование. Потом разошлись по ассоциациям. Они - в "Большую Волгу", мы - в "Центральную Россию", и хозяйственные связи разрушились. Сегодня восстанавливаются. Скажем, владимирский "Точмаш" производит 10 процентов комплектации для "Автоваза". Константин Алексеевич уверен, что трактора владимирской марки найдут свое применение и на полях (в Самарской области 3,5 тысячи фермеров), и в городах (в "коммуналке" много ручного труда, а надо жить современно). Заводчане пожаловались гостю на отсутствие государственной промышленной политики. К.А.Титов, председатель бюджетного комитета Совета Федерации, «завелся» с ходу: «Я ее тоже не чувствую! Весь лизинговый фонд 99-го года «Росагролизинг» потратил на закупку американских комбайнов «Кейс», вместо того, чтобы бюджетные средства дать российским заводам. В закон о бюджете 2000 года мы обязательно запишем положение, что лизинговый фонд расходуется на приобретение техники только отечественного товаропроизводителя. Вот это и будет роль государства». К.А. Титов не ограничился визитом на тракторный завод. Он, в сопровождении владимирских вице-гу6ернаторов В.В. Веретенникова и Е.А. Завьялова, осмотрел областную промышленную выставку, посетил завод «Точмаш», Успенский собор и Палаты, встретился с мэром города Владимира И.В. Шамовым (говорили о перераспределении финансовых потоков в пользу провинции).
Итоги работы ОАО «ВТЗ» за 10 месяцев По итогам работы за 9 месяцев 1999 г. балансовый убыток в целом по акционерному обществу составил 80429 тыс. руб. На финансовые результаты повлиял в основном убыток от переоценки валютных кредитов (курсовая разница в размере 72721 тыс. руб.). Убыток от основной деятельности составил 4949 тыс. руб. (рост за сентябрь - 3557 тыс. руб.). От неосновной деятельности за 9 месяцев получена прибыль 5047 тыс. руб. Расходы, финансируемые из прибыли, составили 54394 тыс. руб. (за 9 месяцев 1998 г. - 26162 тыс. руб.). Их рост обусловлен экономическими санкциями по платежам в бюджет и фонды. Расходы на содержание социальной сферы остается на уровне 1998 г., за 9 месяцев их размер составил 4089 тыс. руб. (за 9 месяцев 1998 г. - 3979 тыс. руб.). Объем товарной продукции за 10 месяцев 1999 г. составил 328076 тыс. руб. (123,6% к уровню 1998 г.). Выпущено тракторов - 1474 шт. (116,5% к соответствующему периоду 1998 г.), двигателей - 8509 шт. (118,8 % к уровню 1998 г.), мотокультиваторов - 190 шт. (38,3% к 1998 г.), запасных частей - на сумму 27249 тыс. руб. (125,5 % к 1998 г.). Себестоимость товарной продукции за 9 месяцев составила 285161 тыс. руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции составили 98,28 коп., а без процентов за кредит 83,87 коп., за 9 месяцев 1998 г. - 129,8 коп., то же без процентов за кредит - 116,45 коп. Рентабельность товарной продукции за 9 месяцев 1999 г. равна +1,75%, в то время как за 9 месяцев 1998 г. составила -22,9%. По данным 9 мес. т.г. по сравнению с 1998 г. в структуре себестоимости снизился удельный вес следующих элементов затрат: топливо - на 1,42 пункта; энергия - на 3,77 пункта; фонд оплаты труда - на 4,47 пункта; амортизация - на 2,25 пункта. Удельный вес процентов за кредит вырос на 3,93 пункта. В структуре баланса произошли следующие изменения. Запасы товарно-материальных ценностей за 9 месяцев 1999 г. увеличились на 29050 тыс. руб. (за сентябрь - на 5841 тыс. руб.), в том числе за счет роста производственных запасов - на 11938 тыс. руб., затрат в незавершенном производстве - на 7163 тыс. руб. и готовой продукции - на 9949 тыс. руб. Рост дебиторской задолженности по сравнению с началом года составил 6443 тыс. руб. За сентябрь текущего года она снизилась на 4834 тыс. руб. за счет уменьшения задолженности покупателей и заказчиков. Кредиторская задолженность за 9 месяцев увеличилась на 48955 тыс. руб., в основном за счет роста задолженности по социальному страхованию и обеспечению (на 48 254 тыс. руб.), в то же время задолженность по оплате труда снизилась на 13937 тыс. руб. Краткосрочные кредиты и займы увеличились с начала года на 102327 тыс. руб. Это объясняется курсовой разницей по валютным кредитам и увеличением просроченной задолженности по исчисленным процентам. Численность работающих за 10 месяцев 1999 г. составила 4535 человек (84,6% к уровню 10 месяцев прошлого года), в том числе промышленно-производственный персонал - 4204 человека (84,1% к 1998 г.). Среднемесячная зарплата в целом по предприятию составляет 788 руб. (126,3% к уровню 1998 г.).
Золотые медали получили наши тракторы и двигатели В конце октября в Москве, во Всероссийском выставочном центре, прошла выставка, организованная Минсельсхозпродом, Минэкономики и рядом других министерств и ведомств. Здесь были представлены практически все российские заводы, производящие тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. - Хорошо смотрелась экспозиция нашего предприятия, она открывала всю выставку, - рассказывает генеральный конструктор ОАО "ВТЗ" В.Г. Каган. - Мы представили трактора мощностью от 25 до 63 л.с. - с новым дизайном, передним ведущим мостом; три вида самоходных шасси - с кабиной, дугой и самозагружающиеся; новые двигатели – Д-130Т, Д-145Т, «двойку» Д-120; малогабаритную технику - двигатели МД-3, МД-5, насосную станцию, мотокультиватор и газонокосилку. Впервые мы показали генераторную установку на базе двигателя Д-144 и силовую установку на базе мощных двигателей - "четверки” и "двойки”. Они вызвали интерес у посетителей. Отбирали лучшие образцы техники три комиссии, в составе которых были представители Академии сельскохозяйственных наук, Минсельхозпрода... После нескольких дней кропотливого изучения был вынесен вердикт: все семейство наших тракторов отмечено золотой медалью, двигатели тоже удостоились золота". Техника Ростовского комбайнового завода получила высокую оценку, но ей была присуждена лишь малая серебряная медаль. Отрадно, что почти половина нашей техники была продана в первый же день выставки, пользовалась большим спросом. Был заключен ряд контрактов на технику и запчасти.
Альтернатива МТЗ-80 Рассказывает технический директор А.А. Отцов - На первый план выходит задача создать трактор мощностью 80 л.с. класса 1,4 тонны, который мог бы заменить на полях трактор МТЗ-80, основной трактор, применяемый в сельском хозяйстве. Предварительные расчеты практически завершены. ГСКБ приступило к разработке документации. Изготовление опытного образца запланировано на конец этого года. Мы не считаем, что получим окончательно отработанную конструкцию трактора, мы получим в некоторой степени макет и тогда воочию убедимся, что наши решения правильные, что они позволяют нам работать над совершенствованием этой конструкции. В 2000 году отработаем конструкцию, испытаем трактор и выдадим документацию на подготовку производства. Может быть, начнем выпускать мелкие серии, проверим, как наш трактор работает по сравнению с липецким ЛТЗ-55 и минским МТЗ-80. От попыток создать конструкцию 80-сильного трактора совместно со специалистами минского и липецкого заводов мы не отказываемся. Но наиболее предпочтительное направление - надежда на собственные силы. Конструкцией трактора класса 1,4 мощностью 80 л.с. мы практически замыкаем гамму тракторов, которая может реально производиться на нашем заводе: 25, 30, 45, 60 и 80 л.с. Если мы эту задачу успешно осуществим, то будем достаточно уверенно чувствовать себя на рынке. Мы проектируем трактора таким образом, чтобы каждая последующая модель не отличалась 100-процентно от предыдущей. Вся гамма тракторов достаточно унифицирована, что позволяет экономить средства и время при разработке и освоении техники. В ближайшее время ожидается поступление финансовых средств для изготовления инструментов и оснастки для производства самоходных шасси. Если трактор мощностью 80 л.с. у нас получится, я думаю, что советом директоров будут приняты положительные решения в части финансирования подготовки производства и этого трактора. - А каковы перспективы в производстве моторов? - В моторостроении ужесточаются требования по токсичности. В настоящее время в США действуют очень жесткие требования по выбросам вредных веществ, что не позволяет экспортировать туда наши двигатели в составе тракторов. Мы занимаемся доводкой наших двигателей до требований российских стандартов, которые тоже ужесточились, хотя и остаются достаточно приемлемыми для нас. Надеемся, что в российский стандарт мы уложимся. В ноябре ждем сертификационную комиссию, которая, надеюсь, продлит действие всех сертификатов на Россию и страны СНГ. Сложнее с доводкой двигателей до требований международных стандартов. Возлагаем надежды на сотрудничество с Ярославским моторным заводом. Работа сложная, находится в самой начальной стадии, сдерживается отсутствием необходимого финансирования. Но я надеюсь, что мы найдем возможности для ее продолжения, т.к. председателем совета директоров наша программа утверждена. - Какова ситуация с производством малогабаритной техники? - Спрос на малую технику достаточно большой. В последнее время предпринимаются попытки усилить руководство завода, который выпускает эту технику. Мотокультиваторов, двигателей стали сдавать больше, но ощущается недостаток кадров. Если сумеем привлечь дополнительные кадры, то уже сейчас сможем резко поднять производство малогабаритной техники» («Тракторостроитель», 12 ноября 1999).
ВТЗ-2080АС «Владимирец» 2080А
ВТЗ продолжал работать над новым дизелем ДТ-145Т мощностью 59—63 кВт (80—85 л. с.). Изучив информацию, полученную на многочисленных выставках автотракторной и сельскохозяйственной техники, руководство завода и области в первое время склонялось к тому, чтобы организовать совместное с Липецким тракторным заводом производство нового трактора, поскольку этот завод решал вопрос поставки подходящей трансмиссии с одной из финских фирм. Однако расчеты показали, что финская трансмиссия обойдется заводу как минимум в 7 тыс. амер. долл., что сделает трактор неконкурентоспособным на российском рынке.
21 октября 1999 года был подписан приказ о производстве первого промышленного образца 80-сильного трактора ВТЗ-2080АС «ВиТяЗь-2000» с двигателем Д-145Т. Это особо важное задание выполнялось буквально всем заводом - от модельщиков, литейщиков, кузнецов до мотористов и слесарей-сборщиков. 21 декабря завели дизель и прокрутили основные узлы и агрегаты, 28 декабря на ежегодной заводской выставке он прошел первые километры пути своим ходом и отправился на испытательный полигон.
«28 декабря в 11 часов на площадке у проходной будет многолюдно. Заводчанам и гостям, среди которых ожидаются члены ассоциации товаропроизводителей и предпринимателей Владимирской области, покажут технику, созданную на ВТЗ в течение года, в том числе - самоходное шасси с погрузчиком, а также предмет особой гордости - принципиально новый трактор ВТЗ-2080АС мощностью 80 лошадиных сил. Администрация ОАО «ВТЗ» планирует устраивать такие предновогодние выставки техники ежегодно. Трактор ВТЗ-2080АС создан в исключительно короткие сроки. Во второй половине октября был подписан приказ о начале работы над новой энергонасыщенной машиной, а уже 10 декабря в экспериментальном цехе прошел митинг в связи с началом сборки ВТЗ-2080АС – красную ленточку над собираемой трансмиссией разрезали генеральный директор Н.Т. Сорокин, заместитель генерального конструктора Б.П. Смирнов и начальник экспериментального цеха Н.В. О том, как шла работа над новой машиной, рассказывает генеральный конструктор Владимирского тракторного завода В.Г. Каган. - Когда после развала СССР Минский и Харьковский тракторные заводы оказались в «ближнем зарубежье», российским крестьянам стало значительно труднее приобретать тяжелую технику. И тогда была поставлена задача создать отечественные сельхозмашины класса 1,4 и 3 тонны - аналоги МТЗ-80 и Т-150. Липецкий тракторный завод «замахнулся» было на 80-сильный трактор (планировалось, что мотор для него будет поставлять ВТЗ), но так и не довел дело до логического конца. Потом мы хотели скооперироваться с минчанами (в основу брался белорусский трактор, но с нашим двигателем и дизайном). Но, похоже, белорусские тракторостроители увидели в нас конкурентов и вскоре охладели к идее создания совместной машины. И тогда в кратчайшие сроки коллектив ОАО «ВТЗ» разработал свой 80-сильный трактор. Мы провели ряд техсовещаний со специалистами, сделали предварительные расчеты, проанализировали наши технические и кадровые возможности, после чего инициативная группа сотрудников ГСКБ заявила, что коллективу завода вполне по силам разработать 80-сильный трактор. У нас уже накоплен опыт работы над новинками. В течение гола были созданы: самоходное шасси; ВТЗ-2045А с новым дизайном мощностью 45 л.с.; трактор ВТЗ-2045АС - с трехцилиндровым двигателем с синхротрансмиссией, 45-сильный; ВТЗ-2063АС, оснащенной двигателем с турбонаддувом 63-65 л.с. и теперь мы осваиваем их опытно-промышленные партии. Коллектив конструкторов в кратчайшие сроки разработал техническую документацию и передал ее в экспериментальный цех. К изготовлению деталей и узлов подключились практически все производственные подразделения, особенно - литейный и инструментальный заводы и модельный цех. Над трактором работали уникальные специалисты высшего технического уровня. Много внимания разработке всех систем и узлов и их компоновке уделила инициативная группа ГСКБ (10 человек во главе с заместителем генерального конструктора Б.П. Смирновым). Художественный проект подготовил В.Т. Кобочкин, проработавший на заводе более 40 лет. Большую лепту внесли А.И. Попов, А.Н. Завьялов. Очень многое в создание 80-сильного трактора внес специалист высочайшей квалификации Ю.С. Аганов, недавно, к сожалению, трагически погибший. Следует отметить большой вклад начальника ИШО В.Ф. Иглесиаса, начальника модельного цеха В.М. Самойлова, модельщика Н.А. Першина, начальника ОВК Г.В. Марковой, коллективов экспериментального цеха и кузнечного завода. Один из основных узлов трактора - синхронизированная трансмиссия, довольно новая, усиленная. Трактор оснащен двигателем Д-145Т мощностью 80 л.с. Двигатель Д-145Т с турбонаддувом мощностью 75 л.с. плюс 5 л.с. мы выпускаем уже несколько лет, а этот имеет мощность 80 л.с. плюс 5. По сути дела, у нашего трактора мощность выше, чем у минского. За основу ВТЗ-2080АС взяты технические показатели минского трактора, он будет агрегатироваться с теми же сельхозмашинами и применяться на возделывании тех же культур. Создав 80-сильный трактор, мы расширили гамму выпускаемых на ВТЗ машин, нужных сельскому товаропроизводителю как в России, так и за рубежом.
Были проданы Колокшанский Агрегатный завод и Механообрабатывающий корпус серийных деталей, что позволило возвратить ранее взятые кредиты и погасить 10-ти месячную задолженность по зарплате.
1999 год позволил решить одну из важнейших задач социального характера – добиться ежемесячной выплаты заработной платы коллективу ОАО «ВТЗ». Успешно реализована программ погашения задолженности по заработной плате, утвержденная в начале этого года, где предусматривалось сократить долг на 7,6 млн. рублей. Фактически за 10 месяцев задолженность сокращена на 15 млн. рублей. На 1 ноября общий долг составил 9879 тыс. рублей, в том числе 8340 тыс. рублей – работникам завода (в этой сумме 3200 тыс. рублей - зарплата, начисленная за октябрь). Расчетная задолженность составляет 2,6 месяца. Работникам 5 производственных коллективов и 26 отделов задолженность по заработной плате полностью погашена, они получают текущую зарплату. В целом же по заводу получают текущую заработную плату более 50 процентов работающих. Существенную роль в погашении задолженности сыграли зачеты и услуги работникам, предоставляемые через Торговый центр, комбинат питания, безналичное перечисление платежей за квартплату, проездные билеты и т.д. За 10 месяцев т.г. товаров и услуг отпущено на 9519 тыс. рублей. В. ХВАЛОВ, заместитель генерального директора» («Тракторостроитель», 27 декабря 1999).
«Итоги деятельности ОАО «ВТЗ» в 1999 году Выпущено тракторов - 1770 шт. (119,4% к соответствующему периоду 1998 г.), двигателей - 10110 шт. (119,8 % к уровню 1998 г.), мотокультиваторов - 194 шт. (34,4% к 1998 г.), запасных частей на сумму 62611 тыс. руб. (117,4 % к 1998 г.). Рост дебиторской задолженности по сравнению с началом года составил 1241 тыс. руб. Кредиторская задолженность за 12 месяцев увеличилась на 70961 тыс. руб. (рост за декабрь - 4822 тыс. руб.), в основном за счет роста задолженности поставщикам и подрядчикам на 23177 тыс. руб. и по социальному страхованию и обеспечению (на 58698 тыс. руб.), в то же время задолженность по оплате труда снизилась на 21624 тыс. руб. Краткосрочные кредиты и займы увеличились с начала года на 33966 тыс. руб. Это объясняется курсовой разницей по валютным кредитам и увеличением просроченной задолженности по исчисленным процентам. Но в декабре произошло снижение суммы краткосрочных кредитов и займов ввиду дохода от внереализационных операций (списаны убытки по соглашению с Мосбизнесбанком №2 от 04.06.98. о прекращении обязательств). Среднесписочная численность работающих в 1999 г. составила 4515 человек (86,2% к уровню прошлого года), в том числе промышленно-производственный персонал - 4270 человека (85,8% к 1998 г.). Среднемесячная зарплата в целом по предприятию составляет 807 руб. (127,3% к уровню 1998 г.). За год было сокращено 105 человек (32,5% к 1998 г.), создано 35 новых рабочих мест (в 2,3 раза больше, чем в 1998 г.).
Приняты на работу 904 человека. Доля основных рабочих возросла с 23.1% до 25,5%, доля вспомогательных рабочих снизилась с 50,2% до 48,6%, доля руководителей возросла с 11,1%, до 11.3%, а специалистов и служащих снизилась с 153% до 14,7%. В 1999 г. целодневные и внутрисменные простои работников ОАО составили 35498 чел/дней и сократились в 4 раза по сравнению с предыдущим годом. Администрация ОАО «ВТЗ» по соглашению профсоюзным комитетом сохраняла на отдельных участках производства и в отдельных структурных подразделениях 24-часовую рабочую неделю с оплатой за фактически отработанное время. Средняя заработная плата возросла на 27.3% и составила 807 рублей (средняя зарплата в январе 2000 г. - 992 руб., в феврале - 1061 руб., рост составляет 31,4%).
Финансовый отчет за 1999 год По итогам 1999 года акционерное общество имеет балансовый убыток от финансово-хозяйственной деятельности и прочих внереализационных операций 6141 тыс. рублей (за 1998 год убыток 310494 тыс. руб.), в том числе: - от основной деятельности прибыль 43776 тыс. рублей (за 1998 год убыток 61402 тыс. рублей); - от неосновной деятельности убыток 97447 тыс. рублей (за 1998 год убыток 247941 тыс. рублей), из них курсовая разница по обслуживанию валютных кредитов и по операциям в иностранной валюте 90 733 тыс. рублей (за 1998 год убыток 243 967 тыс. рублей); - от внереализационных операций прибыль 47 530 тыс. рублей, из них прибыль 1998 года, выявленная в отчетном году, 47 285 тыс. руб. (за 1998 год убыток 1 151 тыс. рублей). Расходы, финансируемые из прибыли, составили в 1999 году 128626 тыс. рублей (в 1998 году - 55 025 тыс. рублей), в том числе проценты по просроченному кредиту «Банку Москвы» - 62600 тыс. руб., пени в Пенсионный фонд - 58 900 тыс. руб. Плановые расходы: на социальное развитие - 5 434 тыс. руб., на производственное развитие - 1 473 тыс. руб. С учетом перерасхода по использованию средств из прибыли балансовый убыток за 1999 год составил 134 767 тыс. рублей (за 1998 год 365 519 тыс. рублей). Задолженность перед поставщиками составила 96086 тыс. руб. и увеличилась на 21445 тыс. руб., в том числе за счет переоценки валютного долга на 309 тыс. руб. Задолженность по долгосрочным кредитам и займам уменьшилась на 21391 тыс. руб. и составила на 01.01.2000 г. 52 548 тыс. руб. Задолженность по оплате труда уменьшилась за год на 21624 тыс. руб. и на 01.01.2000 г. составила 3385 тыс. руб. (плановая задолженность). Задолженность по платежам в бюджет возросла на 8259 тыс. руб. и составила на конец года 29433 тыс. руб. Задолженность по платежам во внебюджетные фонды на 01.01.2000 г. составила 149675 тыс. руб. и увеличилась на 58 593 тыс. руб., в том числе за счет начисления пени - на 49 885 тыс. руб. В 1999 г. на внутреннем рынке реализовано тракторов 1690 шт. на сумму 134 585 тыс. руб., двигателей - 8310 шт. на сумму 154 471 тыс. руб. и запасных частей - на сумму 58097 тыс. руб., всего основной продукции - на сумму 347 153 тыс. руб. Объем продаж тракторов в 1999 г. увеличился по сравнению с 1998 годом на 25,5% за счет увеличения доли продаж на внутреннем рынке. Потребителям РФ поставлено тракторов 1239 шт., в страны СНГ - 16 шт., в страны Балтии - 435 шт. Сегменты рынка тракторов в 1999 г. распределились следующим образом (доли продаж в процентах): фермерские хозяйства - 45%, сельхозпредприятия - 15%, транспортные средства - 27%, тепличные хозяйства - 5%, коммунальное хозяйство - 8%. В течение года были заключены контракты и отгружены тракторы в США, Венгрию, Югославию, Болгарию, Голландию, Бразилию, Иорданию и Китай - 141 шт. В 1999 году внешнеторговой фирмой «Владимирец» была проведена более глубокая конъюнктурная и маркетинговая проработка по освоению новых рынков сбыта. Падение курса рубля с августа 1998 года позволило снизить контрактные цены. Продолжалась работа по уменьшению сроков платежа за экспортную продукцию. Основными условиями платежа являются полная или частичная предоплата или подтверждение безотзывного аккредитива. Из стран Восточной Европы по-прежнему самыми важными для ОАО «ВТЭ» остаются рынки Венгрии, Болгарии и Югославии. Принимаются меры по восстановлению позиций ОАО «ВТЗ» на рынке Польши. Прорабатывался вопрос получения международного сертификата на трактор ВТЗ-2032А. В 1999 году ОАО «ВТЗ» принял участие в международной выставке сельскохозяйственной техники в Югославии, где наши тракторы были отмечены тремя золотыми медалями. Объем продаж двигателей в 1999 году на внутреннем рынке стран СНГ составил 8310 штук. Общее количество реализованных двигателей в 1999 году возросло по сравнению с 1998 годом на 1387 шт. Основная доля увеличения объема реализации приходится на двигатели Д-120 (увеличение составляет 1212 шт.). Основными предприятиями - потребителями двигателей Д-120 - являются: «ХТЗ», г. Харьков (1998 г. - 193 шт., 1999 г. - 370 шт.), «ХЗТСШ», г. Харьков (1998 г. - 140 шт., 1999 г. - 330 шт.), «Полтавский турбомеханический завод» (1998 г. - 230 шт., 1999 г. - 367 шт.), «Уралвагонзавод», г. Екатеринбург (1998 г. - 130 шт., 1999 г. - 772 шт.), «МЗиК», г. Екатеринбург (1998 г. - 167 шт., 1999 г. - 235 шт.). Следует отметить, что данные предприятия выпускают продукцию (трактора, самоходные шасси, погрузчики, компрессоры), имеющую устойчивый спрос и сбыт на рынке техники. В 2000 году сложившаяся тенденция увеличения объемов производства на упомянутых предприятиях сохранится и, как следствие, возрастут объемы закупок двигателей по этим предприятиям. По двигателям Д-144 увеличение объемов реализации отмечено лишь по предприятиям: «Уралтермосвар», г. Екатеринбург (1998 г. - 280 шт., 1999 г. - 320 шт.), «Полтавский турбомеханический завод» (1998 г. - 150 шт., 1999 г. - 320 шт.). В 1999 году было отгружено 94 двигателя в Канаду и Китай на сумму 115,576 тыс. долл. В 1999 году были выполнены следующие основные работы по совершенствованию конструкции серийно выпускаемых тракторов, а также по созданию новых образцов высокоэнергонасыщенных колесных тракторов: 1 Отработана конструкция, оформлена и выдана для подготовки производства документация на самоходное шасси ВТЗ-30СШ. 2. Разработана конструкция новых высокоэнергонасыщенных тракторов, изготовлены опытные образцы: ВТЗ-2048АС мощностью 45 л.с., BT3-2063AC мощностью 60 л.с., ВТЗ-2080АС мощностью 80 л.с. В 1999 году дизели сертифицированы на соответствие ГОСТ 17.2.2.05-91, определяющего нормы и методы определения выбросов вредных веществ в отработанных газах. Были выполнены работы по совершенствованию конструкции серийно выпускаемых дизелей, дополнительно разработаны исполнения дизелей по заявкам потребителей, а также для тракторов ВТЗ-2048АС, BT3-2063AC и ВТЗ-2080АС.