Во втором полугодии 1998 года (в соответствии с планом финансово-экономического оздоровления ОАО "ВТЗ") сокращаются производственные площади на 48 тыс. кв. метров, демонтируются 562 единицы оборудования. С 1 июня 1998 г. упразднены как структурные подразделения ремонтный завод и завод нестандартного оборудования. На их базе организуется ремонтно-технический завод, директором которого назначен В.А. Никитин. В структуру управления ОАО «ВТЗ» вводится отдел главного механика. Главным механиком назначен В.В. Артемов. На базе бизнес-единицы «Моторный завод» и энергетического предприятия создается ЗАО "Владимирский завод двигателей". В его структуру передается моторный цех № 2 и функции ПКЦ "Двигателей". Исполняющим обязанности директора ЗАО "ВЗД" на условиях контракта назначен П.В. Туницын. Взаимоотношения подразделений ОАО "ВТЗ" и ЗАО "ВЗД" будут осуществляться в соответствии с заключенными договорами на хозрасчетной основе» («Тракторостроитель», 22 июня 1998). В июне сокращено 840 человек. В июле сокращено 74 человека.
«В минувшую среду АО «Владимирский тракторный завод» посетили представители трех африканских государств: посол Судана, двое старших дипломатов из республики Замбии и поверенный в делах Республики Кабо Верде (это островное государство в Гвинейском заливе недалеко от Сенегала). Визит был организован Российской Ассоциацией делового и культурного сотрудничества со странами Африки.
Российский Союз промышленников ищет здание под размещение табачной фабрики, объявил конкурс. Владимирский тракторный завод подал заявку на участие в нем, выставив на торги ныне не работающий Колокшанский агрегатный завод. В ближайшее время будут проданы три легковых автомобиля, восемь автобусов... Кстати сказать, администрация готова продать машины в первую очередь работникам завода - в счет погашения задолженности по зарплате. В счет задолженности по зарплате работники ВТЗ получают товары народного потребления, продукты питания (на 150 тыс. руб. ежемесячно), им оплачиваются коммунальные услуги (до 350 тысяч рублей ежемесячно). Сейчас распределением продуктов и товаров занимаются профсоюзы, но вскоре эти функции в основном перейдут к новому предприятию - завершаются необходимые процедуры по юридическому оформлению заводского торгового центра. Представители профсоюзов на заседании согласительной комиссии предложили руководству ВТЗ заключить договоры с энергетиками и горводоканалом, чтобы гасить долги по зарплате за счет платы за электроэнергию и воду. Руководство пообещало "прозондировать" обстановку. На заседании комиссии много и подробно говорилось о кадровой политике предприятия. Генеральный директор Н.Т. Сорокин еще раз подчеркнул, что в решении внутренних проблем коллективу следует полагаться только на собственные силы. Сейчас заводские маркетинговые службы активно занимаются вопросами экспорта продукции. Принято решение ни одного трактора не поставлять за рубеж без предварительной оплаты. На такие условия сотрудничества уже согласились потребители из США, Германии, Болгарии... В среду весь день в кабинете генерального директора шли собеседования с руководителями производственных подразделений и отделов - по вопросам сокращения людей. Отделу кадров поручено всем увольняемым предлагать работу в основном производстве. Но просматривается странная тенденция: например, слесари-ремонтники ни в какую не соглашаются вставать за станки. Администрация же намерена платить людям не за количество отработанных часов, а за фактически произведенные объемы продукции. Меняется структура рабочего времени: отдельные производства будут работать 4 дня в неделю, часть сотрудников отделов (30-40 процентов) будет отправлена в июле-сентябре в неоплачиваемые вынужденные отпуска. Заместитель генерального директора по труду и социальным вопросам В.К. Хвалов сообщил, что в отдельных производственных подразделениях уже осуществляется перевод рабочих с повременной оплаты труда на сдельную. При нынешней незначительной производственной загрузке смены работают по шесть часов, а то и меньше. В бригадах, занятых на изготовлении коленчатых валов и цилиндров, применили систему оплаты труда за конечную продукцию, и положительные результаты, что называется, налицо, тем более, что фонд заработной платы остался в прежнем объеме - столько, сколько нужно под программу. Ставится задача, чтобы зарплата руководителей была "привязана" к средней зарплате по акционерному обществу. О реорганизации энергетического хозяйства В целях сокращения многоступенчатости в управлении энергетическим хозяйством АО "ВТЗ" и повышения оперативности в решении стоящих перед предприятием задач и ответственности руководителей и в связи с сокращением производственных мощностей с 1 июля в организационной структуре управления АО «ВТЗ» ликвидировано энергетическое предприятие. С 1 июля начнут действовать функционально самостоятельные производственные подразделения - электросиловой цех и теплоцех. Им передаются задачи и функции, ранее выполняемые отделом главного энергетика, в том числе и взаимоотношения с внешними организациями. В отдельное хозрасчетное структурное подразделение выделен участок связи. С 1 июля сокращены должности директора энергетического предприятия и двух заместителей главного энергетика. Внесены изменения в организационную структуру управления АО "ВТЗ", в штатное расписание введены должности: гл. энергетик - начальник электросилового цеха, начальник теплотехнической службы - начальник теплоцеха» («Тракторостроитель», 30 июня 1998).
«МОСБИЗНЕСБАНК СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР Генеральный директор АО "ВТЗ" Н.Т. Сорокин и финансовый директор Ю.В. Киселев на прошлой неделе побывали в Мосбизнесбанке. Ю.В. Киселев рассказывает о результатах переговоров. Мы встретились с генеральным директором кредитного отдела Мосбизнесбанка В.П Кузнецовым. Он - член правления, руководит всей кредитной политикой банка и подчиняется непосредственно президенту Мосбизнесбанка. Мосбизнесбанк сделал свой выбор во взаимоотношениях с Владимирским тракторным заводом. У них была альтернатива: или обращаться в Арбитражный суд в связи с непогашением нами кредита и практически подводить завод под банкротство, или поверить в будущее завода, в его программу и направить усилия на стабилизацию финансово-экономической деятельности предприятия. Банк выбрал второй вариант, решив, что перспективнее - помочь заводу, в частности, - увеличить объемы продаж продукции. Мосбизнесбанк готов участвовать в продажах нашей техники, используя собственную кредитную сеть, а также финансируя закупки продукции АО "ВТЗ". Напрямую банк, разумеется, не будет торговать. Он будет кредитовать наших клиентов. К тому же Мосбизнесбанк располагает дочерней лизинговой компанией, которая также изъявила желание участвовать в реализации нашей продукции. В сегодняшней ситуации реализация техники через лизинг намного предпочтительнее, чем за "живые" деньги. Достигнута договоренность, что в течение этой недели будет подготовлена совместная программа финансовой стабилизации АО "ВТЗ". 22 июля состоится совещание, в котором примут участие руководители банка и нашего завода и где планируется утвердить программу. Предполагается, что ход ее выполнения будет рассматриваться два раза в месяц. Договорились также о содействии банка в инвестировании некоторых наших программ. Это, я считаю, наиболее принципиальный вопрос. Наши небольшие инвестиционные проекты пока в стадии подготовки - в т.ч. связанные с завершением строительства мусоросжигательной станции, освоением собственного производства комплектующих, производством трактора ВТЗ-3048 и тракторов с новым дизайном. Программа наших взаимоотношений с Мосбизнесбанком носит долговременный характер, минимум - три года (мы договорились о продлении кредитного договора). Банк пожелал участвовать в размещении нового выпуска акций АО "ВТЗ" и приобрести пакет наших акций, чтобы быть не только кредитором, но и крупным акционером, иметь возможность участвовать в управлении деятельностью АО "ВТЗ".
7 июля в 8.30 по улицам Добросельской, Фрунзе, III Интернационала, Московской и проспекту Ленина во Владимире прошествовали колонны работников оборонных предприятий Нижнего Новгорода, Коврова, Мурома, Радужного. К ним присоединились рабочие «Точмаша», "Электроприбора", Владимирского тракторного завода (группа из 20 человек несла плакат «Ельцин, купи наш трактор!»). В колонне вместе с народом все 13 км до выхода из Владимира прошагал и председатель объединения профсоюзов Владимирской области Г. Никаноров. *** На тракторном заводе продолжается сокращение кадров. По словам заместителя генерального директора Г.Е. Петрова, курирующего кадровые и социальные вопросы, на ВТЗ есть около 230 вакансий, которые могут быть "закрыты" за счет попадающих под сокращение работников предприятия, особенно - женщин. Например, с 1 июля сборка щитков приборов переведена с производственных площадей общества слепых на ВМСЗ, где комплектуется специальный участок, правда, всего на шесть рабочих мест. Работа электромонтажницы чистая, как раз для женщин, средняя заработная плата составляет 500 рублей - в зависимости от объема выполненной работы. Женщинам отдел кадров может предложить непосредственно на тракторном заводе также работу прессовщиц, маляров. Есть для них вакансии в теплоцехе и электроцехе. Причем сокращаемым предлагается овладеть второй профессией. Следует обратить внимание на то, что, в соответствии с приказом по заводу, если попавший под сокращение работник проходит переобучение, то на этот период ему сохраняется заработная плата в том же объеме, который у него был на прежнем месте работы. Если переобучение прошло успешно и человек приобрел соответствующую квалификацию, ему полагается премия - 250 рублей. *** 20 июля исполняется 60 лет А.И. Митрофанову. 37 лет назад пришел он работать на Владимирский тракторный завод. Анатолию Ивановичу было поручено заниматься организацией физкультурно-спортивной работы на предприятии. Анатолий Иванович прошел путь от инструктора физкультуры до помощника генерального директора по быту. На шести отчетно-выборных профсоюзных конференциях избирался председателем спортклуба "Мотор". Под его руководством в 1967 году заводскому коллективу физкультуры за высокие показатели в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся решением Президиума ВЦСПС было присвоено звание "Спортивный клуб "Мотор". В 1973 г. "Мотор" был участником ВДНХ. А.И. Митрофанов много сил и энергии уделяет развитию материальной базы: при его непосредственном участии были построены многие спортивные сооружения на заводе, в Октябрьском районе, в городе Владимире, в т.ч. - стадион "Торпедо". Анатолий Иванович - "Заслуженный работник физической культуры и спорта", член Исполкома Центрального Совета спортобщества "Россия", член коллегии комитета по физической культуре, спорту и туризму при главе администрации Владимирской области» («Тракторостроитель», 14 июля 1998).
«Накануне на заводе были гости из Пакистана - хозяин, исполнительный директор и директор по менеджменту фирмы "Фекто" - крупного предприятия, специализирующегося, помимо других направлений, на торговле и сборке автомобилей и тракторов. В советские времена Владимирский тракторный активно работал на пакистанском рынке, а потом экспорт потихоньку сошел на нет. Зато сейчас в Пакистане весьма успешно продается техника Минского тракторного завода. Фирма "Фекто” хотела бы возобновить контакты с владимирцами, производящими технику меньшей мощности. Во вторник было подписано соглашение о взаимном сотрудничестве. Речь идет не только о торговле техникой нового дизайна с маркой "ВТЗ", но и о возможной сборке тракторов непосредственно в Пакистане. Месяца не прошло, как в Египте побывали генеральный директор АО «ВТЗ» Н.Т. Сорокин и генеральный конструктор В.Г. Коган, а на заводе уже начали сборку тракторов для этой страны. Скоро на заводе ждут гостей из Египта - для окончательного завершения всех формальностей по договору о поставках в августе первой партии в сто тракторов нового дизайна. *** Администрация города Владимира намерена в ближайшее время взять котельную АО «ВТЗ» на свой баланс - в счет долгов завода администрации области по так называемому тракторному займу. По итогам первого полугодия среднесписочная численность работающих на Владимирском тракторном заводе (с учетом непромышленной группы) составила 5600 человек, это на 323 меньше, чем на 1 января 1998 года. Из общего количества работающих доля промперсонала (тех, кто связан с основным производством) составляет 95 с небольшим процентов. *** Творческий коллектив конструкторов, технологов и других специалистов в 1998 г. начал с "малого" — разработал и внедрил новую конструкцию штампосварного переднего моста трактора. Результат: отпала необходимость в дорогостоящем покупном стальном литье, что экономит до 1,6 млн. руб. в год. Исторически сложилось так, что ТНВД для дизелей ВТЗ поставлял Вильнюсский завод топливной аппаратуры. После распада СССР расплачиваться за такие поставки приходилось валютой. Поэтому одним из пунктов комплексной программы и стала разработка российского варианта ТНВД. Заводские конструкторы совместно со специалистами Ногинского завода топливной аппаратуры такие насосы разработали и поставили на производство. В итоге — еще более 2,5 млн. руб. годовой экономии. 1998 г. был годом активной работы и по долгосрочной программе подготовки производства 45-сильного трактора и нового двигателя Д-130. В течение трех с половиной месяцев (с сентября по декабрь) удалось сделать промышленный образец самоходного тракторного шасси ВТЗ-30СШ, которое по техническим характеристикам и дизайну превзошло трактор-аналог Харьковского завода самоходных шасси. А начиналось все не с директивы сверху, как в прежние времена, а по предложению отдела маркетинга, специалисты которого провели исследования и установили: в России к началу 1998 г. эксплуатировалось более 95 тыс. харьковских самоходных шасси. Причем данная модель не модернизировалась в течение 30 лет, т. е. серьезно устарела. Кроме того, резко сократившиеся объемы их поставок образовали на рынке России фактически все менее и менее заполняемую нишу.
Трактор ВТЗ-30 СШ
В декабре в экспериментальном цехе Владимирского тракторного завода состоится презентация нового трактора, аналога которому нет в России. Будет представлен ВТЗ-30СШ – самоходное шасси. По мнению генерального директора ОАО «ВТЗ» Н.Т. Сорокина, эта машина – серьезная победа заводской технической мысли. Самоходные шасси, как известно длительное время изготовлялись в Харькове с использованием наших двигателей Д-120, но поскольку конструкция практически не менялась, модернизация не проводилась, то машина устарела, стал довольно непривлекательной на вид. Были взаимные попытки строить самоходные шасси совместно с харьковчанами – в 1997-м и в июле 98-го года собрали несколько машин, однако партнеры поставляли некачественные узлы, к тому-же – нестабильно, и процесс кооперированного производства не получил развития. Сегодня завод в Харькове стоит, а потребитель нуждается в таких машинах. Чтобы заполнить нишу, владимирские тракторостроители сделали самоходные шасси на принципиально новом уровне, с новым дизайном. У этого мобильного транспортного средства саморазгружающаяся малогабаритная платформа. Такая машина и на селе пригодится, и в городе. Заводские специалисты уже думают над тем, как оснастить самоходное шасси навесными прицепными устройствами, тогда на этом тракторе можно будет выполнять ряд сельхозопераций. ВТЗ-30СШ - уникальный компактный трактор с передним размещением кузова и задним — мотора. Вес трактора - 2440 кг, вес кузова с подъемником - 140 кг. Дизельная силовая установка Д-120 оснащена электростартером и воздушным охлаждением, ее производительность составляет 30 л. с. КММ механического типа, 6+6 скоростей движения. Грузоподъемность трактора до 1 т. Предназначение: транспортировка различных грузов, установка функционального оборудования.
НАДЕЖДЫ НА ЛУЧШЕЕ На вопросы отвечает финансовый директор АО "ВТЗ" Ю.В. Киселев. Мы предполагали, что в сентябре-октябре начнется подъем промышленного производства. Были для этого основания, были интересные контракты, но августовский финансовый кризис привел к тому, что значительная часть потребителей оказалась без денег. К тому же в сентябре-октябре произошло «замораживание» наших финансовых ресурсов в банках, прежде всего, в "Мосбизнесбанке" и “Диалог-банке". С расчетных счетов наших крупных потребителей деньги были списаны, но не могли попасть на наш расчетный счет на протяжении нескольких месяцев. Это привело к тому, что в четвертом квартале вместо ожидаемого подъема мы ощутили спад производства, что привело и к определенным финансовым трудностям. Мы ожидали, что в 1998 году нам удастся за счет расширения номенклатуры изделий, поиска новых регионов для сбыта продукции увеличить объем производства тракторов и двигателей, но увы. Однако, с другой стороны, проделана серьезная работа по реструктуризации предприятия и сокращению затрат, то есть создана база для дальнейшей успешной работы. Многое сделано по совершенствованию структуры управления и организации труда, что позволит сократить затраты на оплату труда в целом по акционерному обществу и одновременно увеличить среднюю заработную плату за счет более оптимальной загрузки работников, не допустить наращивания задолженности по зарплате и, более того, приступить к ее полному погашению. Что еще обнадеживает? То, что девальвация рубля дала отечественному производителю конкурентные преимущества на внешнем рынке. Уже в ноябре-декабре активизировалась продажа тракторов на рынках Балтии, формируют портфель заказов потребители из дальнего зарубежья. В частности, завершаются переговоры и подготовлены первые контракты на поставку тракторов и запасных частей в Венгрию, Египет, Сенегал и другие страны. Мы надеемся, что в первом квартале эта работа - по формированию портфеля заказов - будет завершена, и мы сумеем значительно увеличить как объемы экспортных поставок, так, соответственно, и объемы денежной выручки, тем более, что себестоимость продукции отечественных товаропроизводителей в долларовом эквиваленте существенно снизилась. Это позволяет снижать долларовые цены на конечную продукцию и иметь рентабельность при продаже тракторов на внешнем рынке. Мы ищем возможности привлечения денежных средств и за счет реализации излишних активов, как оборотных, так и, прежде всего, основных фондов. В 1998 году мы получили более 2 млн. рублей за счет реализации неиспользуемого оборудования и основных фондов. Деньги были полностью направлены на погашение задолженности по заработной плате. Эту работу будем продолжать и в следующем году. - В местных газетах промелькнула информация, будто Пенсионный фонд намеревался чуть ли не обанкротить тракторный завод. Удалось ли договориться с фондом об отзыве заявления из арбитражного суда? - Нам удалось найти решение проблемы. Мы дали гарантию, что будем перечислять Пенсионному фонду текущие платежи и уже приступили к перечислению страховых взносов. После того, как тракторный завод принял меры к улучшению дисциплины платежей, Пенсионный фонд счел возможным отозвать из арбитражного суда заявление о признании нашего предприятия несостоятельным. Пенсионный фонд является крупным, но не единственным нашим кредитором. Мы сейчас довольно активно принимаем меры по погашению задолженности в фонд обязательного медицинского страхования. Ведется работа по погашению задолженности областной администрации по бюджетной ссуде - в текущем году проведен зачет на сумму около 4 млн. рублей. Наиболее крупными кредиторами ОАО "ВТЗ" сегодня являются "Мосбизнесбанк" и "Автобанк". После серии переговоров были подписаны соглашения по совместной деятельности. С "Автобанком" есть договоренность, что большая часть валютной выручки, поступающей на наши счета в этом банке, идет предприятию - на пополнение оборотных средств, выплату зарплаты, а небольшая - направляется на погашение задолженности по банковским кредитам. К сожалению, пока не удается полностью урегулировать взаимоотношения с "Мосбизнесбанком". Там очень сложная внутренняя финансовая обстановка, банк до сих пор не может аккуратно выполнять поручения клиентов по перечислению денежных средств. Поэтому и подходы у него более жесткие по отношению к должникам. Но мы общие пути решения проблемы все же ищем. Несколько раз встречались с руководством банка, с руководством департаментов, которые курируют наш кредит, и надеемся, что найдем разумный компромисс, который позволит и предприятию жить и работать, и даст основания надеяться, что банк не примет к нам какие-то радикальные меры. - Как ВТЗ выглядит на фоне других предприятий сельскохозяйственного машиностроения? - Наиболее благополучно выглядит на общем фоне Минский тракторный завод. Если же брать предприятия России, то при общем глубочайшем падении объемов производства по отрасли наиболее предпочтительно выглядят Волгоградский и Владимирский тракторные заводы. В частности, Липецкий тракторный несколько раз проходил через арбитражный суд, то и дело там меняется руководство, что не доводит до добра. Нам трудно, но мы работаем, создаем новую технику. И надеемся, что завод имеет перспективы, у него есть возможности расширения экспорта. Но сразу хочу предупредить: чтобы добиться выздоровления завода, потребуется пройти долгий путь. - В конце октября на заводе был первый вице-премьер В. Густов. Что-либо изменилось к лучшему после его визита? - Мой опыт свидетельствует, что ни один визит высокопоставленного чиновника, как правило, не приводит к моментальным результатам. Например, чтобы получить бюджетную ссуду, обещанную Черномырдиным, руководство и специалисты тракторного завода практически полгода регулярно и настойчиво занимались этой проблемой, обошли не один раз кабинеты и в Министерстве финансов, в Министерстве экономики, и только после этого появилось трехстороннее соглашение между Правительством, областной администрацией и заводом, только после этого появилась бюджетная ссуда. Сегодня идет формирование бюджета страны, и пока он не будет утвержден, надеяться на какие-то реальные перечисления из госказны нереально. Другое дело, у нас есть основания надеяться на получение средств - есть правительственное поручение, есть протокол совещания. Это позволяет нам после утверждения бюджета обращаться в правительственные учреждения и с большим основанием добиваться государственной поддержки. У нас есть что показать, есть интересные проекты. - Значит, завод, прежде всего, рассчитывает на собственные силы? - Реформы, которые проводятся в стране шесть лет, при своих отрицательных результатах имеют один положительный момент. Сейчас руководители практически всех предприятий поняли, что рассчитывать на кого-то - дело бесполезное. На помощь надейся, но сам не плошай. Но все-таки ожидать государственной поддержки мы имеем право, и будем принимать все меры для того, чтобы получить эту поддержку. Тем более, что в связи с финансовым кризисом надеяться на какой-то большой объем импортных поставок продовольствия не приходится, надеяться надо прежде всего на себя, заграница нам сегодня вряд ли поможет. Проблема снабжения страны продовольствием - одна из самых первоочередных и важных. Учитывая, что мы работаем на село, где существенно сократился технический парк, а тот, что остался, нуждается в обновлении и ремонте, мы надеемся, что государство обратит внимание в числе первоочередных и на отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Тем более, если рассматривать машиностроение в целом, то наша отрасль оказалась более тяжелой ситуации, чем другие. Заместитель технического директора Анатолий Егорович Лихачев: - Большинство коллективов Владимирского тракторного завода в течение года плотно поработали по выполнению мероприятий, направленных на финансово-экономическое оздоровление предприятия. Это в целом положительно сказалось на снижении наших расходов, несколько улучшило финансовые показатели, хотя далеко не все задачи по переходу предприятия на безубыточность были решены. За 9 месяцев задание было получить экономический эффект 7 млн. 995 тыс. рублей, а он составил 14 млн. 480 тыс. Идет подведение итогов четвертого квартала, следовательно, результаты будут еще лучше. В течение года мы активно занимались переводом на завод производства изделий, которые мы ранее покупали у ряда предприятий и организаций. В частности, мы практически завершили перевод к нам номенклатуры изделий с Судогодского ремонтно-технического предприятия. В этой работе участвовали и тракторный, и механообрабатывающий, и моторный заводы, прессовый цех. Эффект, который мы получим от внедрения этих мероприятий, составляет 1 млн. 50 тысяч рублей. Ранее ВПО "Прогресс" изготавливало для нас жгуты. Механообрабатывающий завод наладил собственное производство щитков приборов и жгутов. Экономический эффект - 480 тыс. рублей. Литейный завод освоил производство литой заготовки полурамы для трактора. Она раньше делалась в Липецке. Экономический эффект - 700 тыс. рублей. Раньше мы закупали очень много дроби, теперь на ВТЗ полностью налажено производство крупной и мелкой дроби, что позволило получить экономический эффект свыше 300 тыс. рублей. Кузнечный завод организовал частичное производство коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя, благодаря чему мы уменьшили закупку комплектующих на стороне. Это позволило оперативно вмешиваться в производство: если поставщик срывает отгрузку, мы можем быстро организовать работу на месте. Удалось урегулировать взаимоотношения с ОД 1/3 (экономический эффект составил 890 тыс. рублей) и политехническим колледжем (эффект - 62 тыс. рублей). Как известно, монополисты жестко диктуют свои условия. Так действовал, например, Вильнюсский завод топливной аппаратуры. Чтобы иметь альтернативного поставщика, мы в течение двух лет работали с Ногинским заводом топливной аппаратуры. В 1997 году начали внедрять их топливные насосы на четырехцилиндровых двигателях пятой модификации, в этом году распространили сотрудничество на другие модификации и на ряд модификаций двухцилиндрового двигателя. Экономический эффект - около 270 тыс. рублей. Единственный поставщик генераторов из Чебоксар тоже ставил нам жесткие условия, цены неимоверно росли... Мы решили вопрос организации производства генераторов нового поколения на заводе АТ-1 в Москве, в результате чего можем приобретать комплектующие в двух местах и сами диктовать цены. Получили экономический эффект около 120 тыс. рублей. Были осуществлены и другие внутритехнологические мероприятия. Литейщики, например, запустили в работу автоматическую формовочную линию и освоили в этом году более 20 наименований деталей. Это позволило снизить вес заготовок, повысить эффективность производства. Экономические эффект - 210 тыс. рублей. Работа продолжится и в следующем году. Если раньше мы платили за стартеры "живые деньги" Самаре, то, организовав у себя производство отливок для них, договорились о взаимозачете. Тормозные рукава для тракторов с ведущим мостом делали раньше из стального литья, теперь перевели на чугун. Эффект составил 194 тыс. рублей. Кузнечный завод много поработал по переводу со стальных деталей (дорогих) на штамповку, экономический эффект - несколько сотен тыс. рублей. Сейчас с Петушками работаем по внедрению стальных поршневых колец, получена первая промышленная партия. Думаю, что в начале следующего года мы продолжим контакты и перейдем полностью именно на эти кольца. Они дешевле, не надо нести затраты на транспортировку. С Кулебакским металлургическим заводом (Нижегородская область) договорились об организации там производства задних и передних колес для тракторов. Определенная номенклатура уже освоена - диски задних колес, первые образцы обода заднего колеса. До конца декабря получим промышленную партию - 150-200 штук, а в первом квартале 99-го завершим работу по всей гамме обода и диска. Энергетики эффективно работали по улучшению использования энергоресурсов: оснастили цеха малыми компрессорами - чтобы не "гонять" без нужды крупные, осуществили реконструкцию сетей сжатого воздуха. Эффект - более 400 тыс. рублей. 1998 год в какой-то степени является для Владимирского тракторного завода годом переломным - резко начала меняться структура объектов производства. Мы создали 45-сильный трактор со старым дизайном и новым. Сделали более 20 тракторов, и первые результаты их эксплуатации в производственных условиях показывают, что этот трактор найдет спрос. В декабре сделаем более десятка со старым дизайном, а с нового года приступим к изготовлению 45-сильных тракторов с новым. Выполнена определенная работа по подготовке производства двигателя Д-145Т - четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом. Задача 1999 года - выпуск мелкосерийной партии этих двигателей. В конце декабря будет собран первый образец самоходного шасси мощностью 30 л.с. В первых числах января сделаем еще четыре опытных машины и отдадим на испытания. Потребность в таких машинах есть. Определенные paботы проведены по организации производства малогабаритной техники. Мы увеличили выпуск мотокультиваторов с итальянским двигателем. В 1998 году продолжалась работа по оптимизации структуры управления акционерным обществом с учетом сложившихся объемов производства. Были проведены мероприятия, направленные на слияние отдельных структурных подразделений с централизацией функций управления (например, в состав ремонтного завода включен завод нестандартного оборудования, отделы главного сварщика и металлургический вошли в состав управления главного технолога и т.д.), что позволило сократить за десять месяцев численность управленческого аппарата, специалистов и вспомогательных рабочих на 1005 человек. Экономия фонда заработной платы составила более 2,9 млн. рублей. На 1 января 1998 года в состав ОАО "ВТЗ" входило 60 структурных подразделений (без непромышленной группы), на 1 декабря осталось 50. Не удалось удержать рост задолженности по заработной плате: на 1.12.98 она составила 26,9 млн. рублей против 20,3 млн. на 1.01.98. В целом задолженность по зарплате возросла на 6,7 млн. рублей, в том числе работникам завода - на 5,1 млн., долг уволенным - на 1,6 млн. рублей. Принимались меры, направленные на сокращение задолженности по заработной плате за счет приобретения через торговый центр, комбинат питания и сбытовые службы продуктов питания и промышленных товаров по бартеру и их реализацию работникам завода и уволенным - на общую сумму 5,3 млн. рублей, часть задолженности погашена за счет услуг промышленного характера, проездных билетов и зачетов по квартплате. В течение года продолжалась индексация заработной платы с учетом роста потребительских цен» («Тракторостроитель», 17 августа 1998).
В декабре 1998 г. изготовлен первый промышленный образец самоходного шасси ВТЗ-30СШ. «Презентация первого образца самоходного шасси происходила при большом стечении народа. На презентацию прибыли губернатор Н.В. Виноградов и мэр города Владимира Шамов, оба весьма заинтересованные в процветании тракторного завода. Открыл митинг В.Г. Каган, генеральный конструктор АО «ВТЗ». Он отметил, что первый промышленный образец самоходного шасси дает новое направление производственной деятельности завода. Шасси создано в предельно короткие сроки. В планах – создание восьми модификаций этого трактора. Он отличается хорошей маневренностью и найдет применение в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, дорожном и капитальном строительстве... В планах владимирских тракторостроителей - создание 10-12 модификаций самоходных шасси, к которым можно прицепить разнообразные сельскохозяйственные и коммунальные орудия, а в кузове, например, установить гидравлический погрузчик... Пока грузоподъемность ВТЗ-30СШ - 1 тонна. Однако уже есть идея увеличить тоннаж и переместить кузов, так что выглядеть машина будет как небольшой грузовичок. Маркетинговые исследования показывают, что спрос на эту машину есть. Едва на ВТЗ приступили к созданию образца, как появились первые потребители, которые хоть сегодня готовы купить 100-120 машин. Новая машина не имеет аналогов в России, хотя отчасти и похожа на ту, что более 30 лет производилась на Харьковском заводе самоходных шасси. Кстати сказать, украинскую машину на демонстрационной площадке можно было увидеть рядом с новеньким "ВиТяЗем" - именно так назвали владимирцы свой новый трактор, заложив в имя аббревиатуру ВТЗ. В.Г. Каган отметил, что трактор ВТЗ-30СШ максимально унифицирован, значительная часть его деталей и комплектующих - серийные. Это означает, что самоходное шасси без особых проблем можно будет собирать на конвейере, в общем потоке. Губернатор Н.В. Виноградов похвалил заводчан за то, что они без привлечения дополнительных кредитных ресурсов ставят на производство новую технику, и заявил: - Я думаю, что все у вас будет получаться! Разделил этот сдержанный оптимизм и бывший генеральный директор Владимирского тракторного завода А.В. Гришин: - Рано или поздно обстановка заставит село поднимать. Всеми этими "сникерсами" из-за кордона мы Россию не прокормим! Начальник экспериментального цеха Н.В. Поздеев: - ВТЗ-30СШ - это практически третья новая машина за год. Первым был BT3-30-48A, вторым - ВТЗ-2048А. Приказ о создании самоходного шасси вышел в сентябре, а в декабре мы эту машину сделали. Я работаю в экспериментальном цехе около 30 лет, и сколько бы мы ни создавали опытных машин, за такой короткий период не изготавливали ни одной. Самоходное шасси - это объект производства не только экспериментального цеха. И, пожалуй, никогда ранее не было такого творческого содружества отделов и производственных подразделений. Всех, причастных к этой работе, перечислить просто невозможно, их около 80 человек. Генеральный директор Николай Тимофеевич Сорокин начинал и заканчивал рабочий день именно в нашем цехе, именно на этом объекте производства. Мы приступили к сборке еще, четырех машин. Большого отличия в них нет, в принципе, поставлена задача - увеличить число применяемых орудий, но чтобы машина стала универсальной, понадобится какое- то время. 120 самоходных шасси за год сделать вполне реально. Мы совместно с главным технологом В.А. Андриановым принимаем меры к тому, чтобы от универсальной обработки трех корпусных деталей (они трудоемкие) перейти к их обработке на станках с ЧПУ, для которых составлена соответствующая программа. В цехе мелких серий одна деталь уже таким образом обрабатывалась. Были бы детали - а уж сборка пойдет! Е.СМИРНОВА P.S. Сейчас первый промышленный образец ВТЗ-30СШ проходит испытания на Владимирской испытательной станции. Документы на новую машину переданы техническим службам для подготовки ее к производству. Предварительные маркетинговые исследования показывают, что вполне реальна продажа до тысячи самоходных шасси в год. Интенсивно идет разработка второй базовой модели самоходного шасси с кабиной вперед».
«Объем товарной продукции за 1998 год в действующих ценах составил 203766 тыс. рублей (100,5% к 1997 г.). В 1998 году выполнен план по кооперации на 117,6% (157,9% к 1997 г.), по запасным частям выполнение плана составляет 99,9% (107,6% к 1997 г.), по товарам народного потребления план выполнен на 93,4% (116,2% к 1997 г.). Выпущено тракторов 1482 шт. (83,6% к 1997 г.), двигателей - 8440 шт. (74,8% к 1997 г.), запасных частей - на сумму 35157 тыс. руб. (107,6% к 1997 г.). Причинами снижения выпуска тракторов и двигателей являются отсутствие платежеспособного спроса на продукцию в объемах, позволяющих иметь прибыль, ограниченные возможности сбыта продукции, и, как следствие, недостаток собственных оборотных средств. Прибыль, полученная от реализации готовой продукции, не покрывала расходы, связанные с производством и содержанием социальной сферы акционерного общества. Убыток за 1998 год составил 305,8 млн. руб. На финансовые результаты повлиял убыток от реализации товарной продукции и убыток от переоценки валютных кредитов. Убыток от основной деятельности обусловлен снижением выпуска основных видов продукции в 1998 году: по тракторам - 83,8%, по деталям - 74,8% к 1997 году. На сокращение объемов производства наиболее существенное влияние оказали падение продаж тракторов на польском рынке и отсутствие государственного финансирования фермеров на закупку сельхозтехники. В то же время продолжение работы по реструктуризации предприятия и сокращению затрат в 1998 году позволили сократить размер убытков от реализации по сравнению с 1997 годом на 18%. Численность персонала основной деятельности составила на 1 января 1999 года 4479 человек, а общая - 4736 человек. Сокращение численности по сравнению с началом года - 1225 человек. За 1998 год уволено 1814 человек, в т.ч. по сокращению штатов - 323 человека, по собственному желанию - 904 человека. Принято на работу - 589 человек. В структуре персонала возросла доля основных рабочих, снизилась доля вспомогательных рабочих, специалистов и служащих. За 1998 год целодневные и внутрисменные простои работников ОАО составили 142561 чел./дней. Непроизводительные выплаты в связи с вынужденными простоями на производстве составили 535,4 тыс. рублей. Администрация ОАО по соглашению с профсоюзным комитетом сохраняла на отдельных участках производства и в отдельных структурных подразделениях 24-х часовую рабочую неделю с оплатой за фактически отработанное время. Работникам при уходе в отпуск оказывалась материальная помощь в сумме 15 рублей, а работникам, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение по спискам № 1 и № 2, - дополнительно компенсация в размере 6-ти и 3-днеоного среднего заработка. До сентября индексировалась сумма задолженности заработной платы с учетом роста потребительских цен. Последующие 4 месяца индексировалась начисленная в текущем месяце заработная плата работника (по данным облстаткомитета о росте потребительских цен). Сумма задолженности по заработной плате на 1 января 1999 года составила 21,74 млн. руб. против 20 млн. руб. предыдущего периода 1998 года. Календарная задержка по выплате заработной платы работникам ОАО составляет 11 месяцев, против 8 месяцев на 1 января 1998 года. Несмотря на принимаемые администрацией меры, критическая ситуация по выплате заработной платы в акционерном обществе сохранилась. С целью социальной поддержки работников, в счет заработной платы, по желанию работника, бухгалтерия ОАО ежемесячно выдает талоны на приобретение продовольственных и промышленных товаров в магазине торгово-промышленного центра ОАО «ВТЗ» и на складах. Предоставлены услуги и проведены зачеты в целом по ОАО за 1998 год на сумму 150 тысяч рублей. Постоянно работники акционерного общества высказывают пожелания: увеличить объем продажи продуктов повседневного спроса: сахара, муки, яиц, круп, макаронных изделий и других продуктов. Продолжающееся снижение объемов производства вынудило руководство заводов, цехов и отделов уволить по сокращению штатов 323 человека. Администрация в отчетном периоде принимала необходимые меры по обеспечению занятости работников, предлагая вакантные рабочие места. За 1998 год прошли профессиональную подготовку 158 человек, в т.ч. обучено профессии впервые 89 человек, вторым профессиям - 69 человек. Повысили квалификацию 180 рабочих, 27 руководителем и специалистов. За 1998 год в акционерном обществе проведено 35 спортивно-массовых мероприятий. Спорткомплекс «Тракторостроитель» заложен за долги "Автобанку" и заводчане могут лишиться возможности заниматься физкультурой и спортом. По итогам 1998 года объем экспортной продукции составил 1699 тыс. долларов или 12290 тыс. руб. Было отгружено 542 трактора, из них: 482 - в Польшу, 48 - в США, 10 - в Болгарию, 2 - в Марокко. В 1998 году отгружено 66 двигателей в Канаду, Кубу, Венгрию на сумму 101 тыс. долларов. Отгружено запасных частей на сумму 76 тыс. долларов. Основные поставки запасных частей осуществлялись в Сенегал, США, Болгарию, Кубу, Польшу и Венгрию. Объем экспортных поставок по сравнению с 1997 годом снизился в два раза. Это объясняется снижением покупательского спроса на экспортную продукцию основных потребителей. Снизились поставки в Польшу, что связано с отсутствием кредитования сельского хозяйства со стороны правительства этой страны. Но польский рынок в 1998 г. оставался основным. Доля экспорта в Польшу составляет 73,6% от объема экспортной продукции. Сократились поставки в США. В 1998 г. они составили 245 тыс. долларов, в том числе, было отгружено 48 тракторов и запасных частей на сумму 21 тыс. долларов. В отчетном году возобновились поставки в Болгарию и составили 58 тыс. долларов. Поставлено 10 тракторов и запасных частей на сумму 14 тыс. долларов. Осуществлены поставки тракторов в Марокко на сумму 10 тыс. долларов. Ведется работа по освоению новых рынков сбыта. Появилась экономическая возможность освоения рынка стран Латинской Америки и восстановления рынка Мексики. Имеются резервы для увеличения поставок на рынок Канады. Ведется работа. На рынке Европы по-прежнему самыми важными для ВТЗ остаются рынки Польши, Венгрии, Болгарии и Югославии. В связи с фактической девальвацией рубля по отношению к доллару США и внедрением в производство тракторов с новым дизайном появилась перспектива возобновления экспорта продукции ВТЗ как на рынки Европы, так и Африки (Египет, Сенегал, Замбия, ЮАР), Азии и Юго-Восточной Азии (Сирия, Малайзия, Непал, Бангладеш).
В январе 1999 г. начато производство тракторов ВТЗ-2048А.
Трактор ВТЗ-2048А на выставке (2000 год) На трактор ВТЗ-2048А устанавливался дизельный трёхцилиндровый двигатель Д-130 (производства ВТЗ) с воздушным охлаждением. Объём двигателя Д-130 составляет 3,1 литра, эксплуатационная мощность – 48 лошадиных сил при 2200 об/мин, максимальный крутящий момент – 177 Нм, удельный расход топлива – 170 г/л.с. в час. Трактор ВТЗ-2048А, эксплуатационной массой 2,6 тонны, развивал максимальную транспортную скорость 28 км/ч. Для агрегатирования навесного оборудования на трактор установлена гидравлическая задняя навесная система грузоподъёмностью 1,2 тонны и задний независимый вал отбора мощности. На трактор ВТЗ-2048А можно было установить фронтальный погрузчик, а также специальное оборудование для выполнения коммунальных работ.
«Исполнилось 60 лет генеральному конструктору ОАО "ВТЗ" Владимиру Григорьевичу Кагану. Уроженец Черниговской области, он окончил МВТУ им. Баумана по специальности инженер-механик гусеничных и колесных машин. На Владимирский тракторный завод, в отдел главного конструктора, попал по распределению в 1962 году. В 1994 году возглавил ГСКБ. Все основные вехи биографии Владимира Григорьевича связаны с судьбой тракторного завода.
На Владимирском тракторном заводе прошло совещание Генеральный директор АО «ВТЗ» Н.Т. Сорокин, открывая совещание, особо подчеркнул, что завод не просто хочет выжить в это сложное время, но и стать, образно говоря, законодателем в области тракторо- и двигателестроения в России. А для этого нужна правильная научно-техническая политика. Осуществлять ее призван возрожденный заводской технико-экономический совет. Кстати сказать, в его состав, кроме заводчан, войдут представители Минэкономики, Минсельхозпрода, Автосельхозмашхолдинга, ВИСХОМ, НИКТИД и других организаций. Основным на совещании был доклад технического директора А.В. Голубева. Он заявил: прошли те времена, когда завод мог позволить себе роскошь производить невостребованную технику. Жесточайшие требования рынка заставили пересмотреть многие подходы и к созданию новой техники, и к постановке ее на производство. Главные направления работы коллектива на 1999 год определены на основании глубокого анализа рынка в 1998 году и, главное, практического спроса покупателей на нашу технику. Они таковы: - постоянная работа над выполнением оргтехмероприятий по снижению затрат на выпускаемые изделия. Есть надежда, что 1999 год будет для завода безубыточным; - постоянное наращивание выпуска полноприводных тракторов серии 2000 модели 2032А; - переход от штучного к серийному производству тракторов ВТЗ-2048; - организация мелкосерийного выпуска самоходных шасси ВТЗ-30СШ; - посезонный выпуск коммунальной техники на базе всех моделей тракторов; - окончание подготовки производства двигателей Д-130, Д-130Т и Д-145Т; - возобновление выпуска бензиновых двигателей МД-3; начало выпуска МД-3В, МД-4В, МД-5В для собственного производства мотокультиваторов и продажи на сторону; окончание подготовки к постановке на производство двигателей МД-4, МД-5; - окончание перемонтажей оборудования с целью более рационального использования площадей и трудовых ресурсов, сокращение затрат на содержание высвобождаемых помещений, сдача их в аренду или продажа. А вот что сказал генеральный конструктор В.Г. Каган: - Задача остается прежней: производимая техника должна максимально продаваться как на экспорт, так и на внутреннем рынке на условиях предоплаты. Как и прежде, будем производить тракторы, моторы, коммунальную и малогабаритную технику... Жизнь показала, что хорошим спросом у потребителей как внутри страны, так и за границей пользуются наши трактора с новым дизайном, с передним ведущим мостом. И это не случайно: подавляющее большинство зарубежных фирм поставляют на рынок 70-80 процентов тракторов с передним ведущим мостом, и мы должны максимально перейти к производству именно таких машин. В прошлом году начали осваивать производство тракторов мощностью 45 л.с. Трактора, которые мы ранее выпускали - 25 и 30 л.с. - сегодня не являются определяющими на рынке. В европейских странах максимум продаж приходится на тракторы мощностью 45-60 л.с. Именно производство тракторов мощностью 45 л.с. должно существенно улучшить наше финансово-экономическое положение. Небольшими партиями планируем выпускать BT3-3048A мощностью 45 л.с. Он соответствует общепринятым европейским нормам по энергонасыщенности и техническому уровню. Успешно работает с рядом сельхозмашин от тракторов Минского тракторного завода - на обработке почвы, уходе за посевами, посадке и уборке картофеля, заготовке сена, на транспортных работах. В короткий срок создали самоходное шасси. Базовая модель по техническому уровню и дизайну превосходит харьковскую машину. На базе этой модели мы приступаем к разработке целой гаммы машин, которые найдут применение в строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве. Кроме того, готовим вторую базовую модель: разворачиваем кузов и получаем маленький маневренный грузовичок. Намечаем небольшой выпуск двигателей Д-130 и Д-145Т. Приложим все усилия, чтобы установить наш Д-130Т на "Газель" - это может быть сельскохозяйственный вариант. ГАЗ готов с нами сотрудничать, тем более, что импортные двигатели, которые ставятся на "Газель", значительно подорожали. Коммунальная техника пользуется большим спросом. Выпускаем тротуароуборочную машину, создали для города листоуборочную машину (не исключено, что небольшую партию соберем в этом году - есть заказы). Планируем машину для обрезки кустов и деревьев и их переработки... Главный инженер завода по производству тракторов А.В. Коротков сообщил, что в прошлом году собрали 132 трактора с передним ведущим мостом, 106 - с новым дизайном, 5 - ВТЗ-45 (что явно недостаточно). В 1999 году планируется ежемесячно выпускать по 80-100 тракторов с новым дизайном, в т.ч. 15 штук - ВТЗ-2048А и 10 - BT3-3048A. Главный технолог В.А. Андрианов проинформировал, что завершена разработка технической документации на двигатели Д-145 и Д-130, на 70 процентов спроектирована оснастка. Есть техдокументация и спроектирована оснастка по двигателям малой мощности МД-3 и МД-3В; к МД-4В и МД-5В готовы 70 процентов техдокументации и на 40 процентов спроектирована оснастка; по мотокультиваторам, соответственно: 80 и 40. Самый главный объект - трактора с новым дизайном. По тракторам BT3-2032 и BT3-2032A оснастка спроектирована на 86 процентов, изготовлено ее 50 процентов. Что касается самоходного шасси, то в ближайшее время трактор будет "полностью придвинут к действующим технологическим потокам". Начальник ОТК С.В. Клевцов: - Мы сегодня имеем дело с качественно новым потребителем, который знает, что ему нужно и считает деньги. Предлагая потребителю новые модели, необходимо помнить о такой составляющей товара, как качество. И постараться обеспечивать его на должном уровне. Высокий уровень качества позволит нам сберечь значительные средства на обслуживание новой техники в гарантийный период эксплуатации, а вот низкое качество ведет к большим убыткам (в частности, затраты на гарантийное обслуживание по рекламациям, поступившим на Д-130 из первой партии, оказались равноценны стоимости одного двигателя - это недопустимо много). Благополучнее обстоит дело с тракторами нового дизайна ВТЗ-2027, BT3-2032 и их модификациями. Как правило, с первого предъявления эти машины не сдаются, "на приемке к ним сложилось негласное отношение как к экспорту". Покупатель берет эти машины охотнее, и не только из-за их внешнего вида. Поэтому, ставя на производство новые ВТЗ-30СШ и ВТЗ-2048, не следует терять внимания к качеству продукции. Заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Владимирского госуниверситета Эфрос Виктор Валентинович: - Сегодня самое время прорабатывать техническую политику - страна после 17 августа начала новый этап своего развития. Я рассматриваю этот этап оптимистически: нам необходима была такая встряска. Я убежден, что буквально в короткое время повысится спрос на отечественную продукцию. Жизнь заставит! И встанет вопрос об увеличении объемов производства. Какой продукции? Это рынок будет диктовать. Вот с этой точки зрения разработка технической политики очень важна. Безусловно правильна мысль, что надо развивать мелкосерийное производство, но один экспериментальный цех его никогда не вытащит - ни качества не будет, ни количества. К тому же сегодня требуется широкая номенклатура изделий, ведь наша техника все чаще находит применение в промышленности, строительстве, городском хозяйстве… Требуется специальный разговор о технической политике завода в области двигателестроения. В стране практически не осталось моторного производства, и надо использовать эту ситуацию. Одним из элементов технической политики должно стать оснащение конструкторско-технологических служб современной проектирующей техникой. Я имею в виду современные программы «ПРО-инженер». Начальник управления промышленности администрации Владимирской области Н.И. Дмитриев посоветовал заводчанам учиться считать деньги и следовать примеру японцев, которые живут за счет своего интеллекта, инженерного подхода, дисциплинированности. По его мнению, выживут те предприятия, у которых есть высокий инженерный потенциал. Генеральный директор АО "ВТЗ" Н.Т. Сорокин подвел итоги: - Основные задачи технического развития и совершенствования тракторной техники на текущий год определены. Главное - не ошибиться в конъюнктуре рынка. Выжить сегодня можно, но чтобы жить и радоваться результатам своей работы, надо, чтобы наши изделия покупателем финансировались уже в стадии проектирования и создания опытных образцов. Таких покупателей в лице фермера или нищего села сегодня в России нет, и это - объективная реальность. Деятельность любого акционерного общества в условиях рынка высокоэффективна, если оно активно участвует в решении программ государственной и межгосударственной важности. Решение проблем конкурентности нашего трактора дает «ключ» к бюджетному финансированию, участию в лизинговых программах, созданию совместных предприятий по сборке двигателей и тракторов, как это сегодня планируется в Узбекистане, Дагестане и ряде других регионов. Необходимо побыстрее представить график создания совместных предприятий и утвердить на техническом совете. Намечается поездка нашей делегации в Белоруссию и подписание договора с Минским тракторным заводом о совместной деятельности в области производства техники. Есть идея до 1000 белорусских тракторов собирать во Владимире. Однако, на наш взгляд, лучше просто менять наши тракторы на белорусские. Сегодня в России нет технической идеологии в области тракторостроения и производства двигателей, все пущено на самотек, хотя, деятельность заводов как-то пытаются контролировать разного рода комиссии по стандартизации, действующие на хозрасчетной основе. Нет и государственной позиции в данном вопросе со стороны Минэкономики и Минсельхозпрода. Ведущие же фирмы по производству тракторов сделали вполне определенный крен в направлении создания более мощных, энергонасыщенных колесных тракторов с двигателем до 120-150 л.с. В этом случае наша задача - закрепить свои позиции в классе машин с тяговым усилием 0,6 и поставить на производство двигатели с турбо-наддувом до 80 л.с. Возможно, наш двигатель будет лучше финского. Дороговизна двигателя «Штейр» сегодня стала серьезной проблемой для Горьковского автозавода и есть решение активизировать доводку нашего трехцилиндрового двигателя с перспективой установки его на автомобили класса «Газель», а также грузовики Горьковского автозавода, находящиеся в эксплуатации на селе (есть намерение заменить бензиновые двигатели на дизельные). У нашего завода хорошая перспектива и в доработке двигателей с турбонаддувом. Задача главного конструктора по двигателям, главного технолога, главного сварщика, главного металлурга, коллективов экспериментального цеха и завода нестандартного оборудования уже в первом квартале подготовить для мелкосерийного производства ранее созданные опытные образцы силовых установок для перекачки водоподвижных электростанций и т.д. Непростительно долго решаются вопросы организации производства малогабаритной техники, тем более, что готова техническая документация как для переходной модели двигателя МД-4, так и основной - МД-5. Важно, чтобы разработчики взяли на себя временно и задачу организации производства, возглавив отдельные рабочие бригады. Нам важен конечный результат, тем более, что спрос на МД-5 уже сегодня превышает наши возможности по годовому выпуску. Ждать инвестиций, кредитов, безнадежное дело. (Мы тяжело живем еще и потому, что платим большие проценты по кредитам прошлых лет и гасим сами долги. Это существенно тормозило погашение долгов по зарплате в 1998 году, напряжение сохраняется и в 99-м году). Будем производить технику, на которую есть покупатель. В 1999 году финансовые и материальные ресурсы будут сконцентрированы только для решения производственных задач, а заработная плата будет зависеть от результатов работы.
Сквер Дружбы на улице Мира В новом году одна из крупных владимирских магистралей - улица Мира - заметно преобразится. Явные очертания сквера получит аллея в центре улицы. Ее украсят чугунные решетки, изготовленные умельцами-литейщиками на Владимирском тракторном заводе. «Эта техника хорошо зарекомендовала себя!» В самом конце прошлого года коммунальные службы города Владимира получили по взаимозачету с тракторного завода восемь тротуароуборочных машин. Как сказал вице-мэр В.М… Грачев, эта техника уже успела хорошо зарекомендовать себя, так что в горадминистрации довольны новым приобретением. Он также сообщил, что ВТЗ разрабатывает по заявке города образец снегоуборочной роторной машины. Ежедневно улицы города убирают около тысячи рабочих, оснащенных более чем 50-ю единицами разнообразной техники (в последние дни декабря к ним прибавились четыре новых грейдера). Проезжая часть очищается от снега бригадным методом - одновременно 5-7-ю машинами. Работы ведутся практически круглосуточно, по скользящему графику» («Тракторостроитель», 29 января 1999).
«Молодой реформатор оценил наш трактор высшим баллом На Владимирском тракторном заводе побывал бывший первый вице-премьер Правительства РФ, а ныне - лидер общественно-политического движения «Россия молодая» Б.Е. Немцов. Гостю очень понравилась наша новая техника, которая была ему продемонстрирована. Борис Ефимович даже сел в трактор и немного порулил. А потом заявил, что в кабине владимирского трактора не менее комфортно, чем в автомобиле. Узнав же, что наши тракторы продаются даже в Америке, сильно удивился.
Сертифицированы первыми в России Продукция Владимирского тракторного завода получила сертификаты безопасности. Их теперь имеют тракторы мощностью 30-45 л.с. и целое семейство 2-, 3-, 4-цилиндровых двигателей с воздушным охлаждением мощностью от 25 до 75 л.с. Приятно отметить, что ВТЗ самым первым в России получил сертификат на тракторы и одним из первых - на двигатели. Сертификаты выданы на три года, но это не значит, что теперь можно почивать на лаврах. В требованиях по сертификации записано, что проверяются не только тракторы и двигатели, но и все производство. Поскольку АО «ВТЗ» много продукции поставляет на экспорт, расслабляться, терять в качестве ни в коем случае нельзя. Следует отдать должное испытательному центру, созданному на ВТЗ пять лет назад и аналогов которому нет ни на одном предприятии отрасли. Центр имеет право проводить испытания тракторов и двигателей с точки зрения их соответствия требованиям стандартов. Госстандарты предъявляют жесткие требования к техническому уровню машин. Безопасность оператора должна быть абсолютной, в какую бы сложную ситуацию ни попадал трактор. Выхлопы из двигателей должны быть наименее токсичными (экологическая безопасность - один из важнейших показателей, который учитывается при сертификации). Спортивная общественность обеспокоена Во Владимире, пожалуй, больше нет таких хороших общедоступных спортивных комплексов, как "Тракторостроитель". Десятки людей регулярно приходят сюда заниматься. Но скоро у них такой возможности может и не быть: газеты и «Владимирская тройка» сообщили, что спорткомплекс решено продать. Узнав об этом, спортивная общественность забила тревогу. Под открытым письмом, адресованным руководству АО "ВТЗ", администрациям города Владимира и Октябрьского района, поставили свои подписи В.И. Ермаков, мастер спорта международного класса, В.П. Бубнов и В.Ф. Мальков - мастера спорта Российской Федерации, а также ветераны труда и спорта А.И. Власов, А.М. Кабанов, А.Д. Ворошилова, А.С. Самойлова, Ю.П. Волков, Р.А. Водопьянов, А.В. Куфтырев, Л.А. Мурзина, О.А. Нестеренко, А.С. Олейник, Ю.Н. Яшин, А.А. Гусева, В.М. Рыбьева, В.А. Бердникова. Решение о продаже "Тракторостроителя" кажется непонятным еще и потому, что, по словам вице-мэра А.П. Рыбакова, горадминистрация намеревалась в 2000 году взять этот спорткомплекс в муниципальную собственность.