«Другой партнер у «Стакола» появился почти случайно. Заместитель технического директора Владимирского тракторного завода А.Е. Лихачев прочитал в местной прессе заметку о производстве стальных поршневых колец в Петушках и выехал на место… Десятилетиями ВТЗ получал чугунные поршневые кольца из Одессы, и все это время искал другого поставщика. Возить с Украины комплектующие, причем не самого высокого качества, и далеко, и накладно. Наладить аналогичное производство в России не удавалось, партнеры либо предъявляли невыполнимые требования, либо "гнали" брак. Увиденное в Петушках зародило у тракторозаводцев надежду на сотрудничество. Правда, поначалу крупные объемы поставок и высокое качество продукции "просматривались" с трудом. Это сегодня АО "Стакол" работает рентабельно, имеет хоть и небольшую, но прибыль, позволяющую наращивать производство и регулярно выплачивать людям зарплату. А в начале 98-го на заводе было около сотни работников, причем не самых квалифицированных и потому низко оплачиваемых. Тем не менее, программа совместной работы "Стакола" и ВТЗ была утверждена. Кольца для тракторов делать сложнее, чем автомобильные. В прошлом году ВТЗ совместно с Владимирским НИКТИДом изготовили для "Стакола" два специальных станка для навивки колец. Один из институтов Санкт-Петербурга, работающий на "оборонку", создал новую технологию и специальное оборудование для их хромирования (ничего подобного у японцев нет). Благодаря этим новациям в первом полугодии 2000 года программа обеспечения ВТЗ стальными 3-миллиметровыми кольцами будет завершена и "Стакол" начнет производство колец нового поколения - тонких 2-миллиметровых. Их применение в тракторных двигателях позволит значительно снизить расход топлива и вредные выбросы в атмосферу. "Стакол" собирается поставить ВТЗ в марте - до 10 тысяч поршнекомплектов. Недавно здесь торжественно открыли новый участок. Традиционную красную ленточку у символического входа на участок перерезали два генеральных директора: "Стакола" - А.Ф. Капустенко и ВТЗ - Н.Т. Сорокин. - Мы прекрасно понимаем, что сегодня кольцо - это не только составляющая двигателя, - сказал гендиректор ОАО «ВТЗ». - Мы связываем с этим кольцом наши перспективы по доработке двигателя в соответствии с требованиями новых европейских и американских стандартов и надеемся на длительное сотрудничество. Одесские поршневые кольца мы будем использовать только как запчасти. Основным же потребителем петушинской продукции является автомобильная промышленность. Здесь делают поршневые кольца для двигателей "УАЗов", "ЗИЛов", "КамАЗов”, "УралАЗов", "Татр" - до 250 тысяч комплектов в месяц. Ярославский моторный завод заказал на "Стаколе" поршневые кольца для моторов проходимость 1 млн. километров. В планах "Стакола" - ежегодное наращивание производства. Потребность российских предприятий в поршневых кольцах - около 30 миллионов комплектов в год, максимальная же мощность "Стакола" - 15 миллионов. Для расширения объемов нужны дополнительные финансовые вложения, но инвесторов, к сожалению, пока не находится. Видимо, отпугивает сумма, требующаяся на пополнение оборотных средств -1,5 миллиона долларов. Е. СМИРНОВА
Тракторное производство Благодаря тому, что в последние два года мы достаточно интенсивно работали над новой техникой, мы спроектировали достаточно много объектов производства, которые могут иметь успех и на внешнем, и на внутреннем рынке - об этом свидетельствует информация службы маркетинга и внешнеторговой фирмы. Но следует определить приоритеты. Поскольку сейчас тракторы с новым дизайном и передним ведущим мостом имеют наибольший спрос, я считаю, что основной в 2000 году должна быть задача доведения их производства до намеченных плановых цифр. Следующей по важности мне представляется задача подготовки производства трактора ВТЗ-2048А. Он прекрасно себя зарекомендовал на европейских выставках. Внешнеторговая фирма имеет достаточно большой пакет заявок и в какой-то мере сдерживает спрос, поскольку трактор требует дооснащения приспособлениями, инструментами и прочим. Опыт продаж прошлого года показал, что не снижается, а даже растет спрос на самоходное шасси, продемонстрировавшее свою жизнеспособность. Подготовка производства самоходных шасси должна стоять в числе приоритетов. Здесь мы нашли взаимопонимание с акционерами. Был подготовлен бизнес-проект, сейчас идет финансирование инструментальной подготовки производства. Нам важно эффективно и оперативно использовать эти средства, с тем, чтобы изготовить штампы, приспособления, инструмент и выйти на производство самоходных шасси порядка 50 штук в месяц. Эта машина, наряду с тракторами, обеспечит нам дополнительные продажи и поможет осваивать и несельскохозяйственные сектора рынка. Самоходные шасси имеют спрос на мукомольных предприятиях, зернотоках, используются как транспортное средство... Благодаря активной работе всего коллектива созданы опытные образцы тракторов ВТЗ-2048АС, BT3-2063AC, ВТЗ-2080АС. Все они базируются на одной синхронизированной трансмиссии, которую изготавливает для нас Псковский завод механических приводов. В 2000 году мы должны сосредоточиться на опытных конструкторских работах по этому семейству тракторов. Предварительные оценки ситуации говорят о том, что наиболее правильным было бы сосредоточиться на тракторе ВТЗ-2080АС, как наиболее востребованном в сельскохозяйственном производстве России и стран СНГ. Я считаю, что сейчас ГСКБ необходимо в первую очередь сосредоточить свои усилия на доработке конструкции этого трактора, поскольку в процессе изготовления и первичных испытаний образца обнаружился ряд проблем. Ситуация осложняется тем, что аналогичный трактор на рынке уже есть - это МТЗ-82 и все семейство таких тракторов. Ниша-то практически заполнена, поэтому нам придется как бы отодвигать конкурента. Каким образом? Если мы будем ориентироваться на ВТЗ-2080АС как на основной объект производства, мы должны сделать его достаточно оптимальным по стоимости и достаточно высоким по техническому уровню, чтобы он, пусть не по всем параметрам, но в каких- то свойствах превосходил МТЗ. Чем больше мы потратим своих усилий на этапе опытно-конструкторских работ, тем меньше проблем у нас будет потом. Поэтому 2000 год должен стать годом отработки документации, годом испытаний этого трактора, чтобы в 2001 году можно было напрямую заняться вопросами его постановки на производство. Моторное производство Что касается моторостроения, то здесь мы считаем необходимым сосредоточиться на дооснащении подготовки производства дизелей Д-130, Д-135, Д-145Т. По предварительным подсчетам, на все эти работы потребуются около 10 миллионов рублей. Дизели Д-130Т и Д-145Т зарекомендовали себя у потребителей. Практически каждый день приходят письма с просьбами представить чертежи наших дизелей, согласовать их применяемость на той или иной технике. В России со второго полугодия 2000 года вводится в действие стандарт, который предъявляет довольно жесткие требования к дизельным двигателям, устанавливаемым на тракторы. Чтобы не потерять рынки сбыта за рубежом, мы занимаемся адаптацией зарубежного двигателя на наш трактор, одновременно работая над совершенствованием наших моторов. Планируем в этом году вложить в эту проблему порядка 3,5 миллионов рублей, однако в течение одного года проблему решить не удастся. Об этом, в частности говорилось на январском совещании в НИКТИДе, где присутствовали производители моторов для тракторных заводов. Его участники направили в Правительство РФ письмо, где говорится, что ранее 2005 года жесткие требования к экологичности моторов в России вводить нецелесообразно. В зарубежных странах работа по модернизации моторов шла 8-9 лет. Ярославский моторный завод работает над этой проблемой около 5 лет. Опыт создания такого двигателя показывает, что если все требования по экологичности будут соблюдены, он станет минимум в 1,5 раза дороже. Учитывая российские экономические реалии, следует решать проблему постепенно. Уже сегодня сельхозпроизводитель не может покупать нашу технику, а дальнейшее увеличение ее цены приведет к снижению платежеспособного спроса, что повлечет снижение посевных площадей, и, как следствие, удорожание сельхозпродукции. В первую очередь мы должны накормить сами себя, а потом уж, как Европа, думать, как себя не травить. Проблема имеет государственный масштаб и столь серьезна, что в одиночку решить ее невозможно. В целом по стране должна осуществляться комплексная программа, которая должна касаться и масел, и топлива, и топливной аппаратуры. Мы будем работать совместно с нашими поставщиками, нашими партнерами. Производство малогабаритной техники Августовский кризис сыграл нам на руку - прекратился импорт средств малой механизации, в ту пору достаточно дешевый. Чтобы сегодня развивать производство малой техники, необходимы организационные меры: комплектация кадрами, поддержка ресурсами, наращивание объемов и выход на рентабельные продажи. Как видим, задачи у коллектива серьезные. Но последние два года показали, что мы можем мобилизовать свои ресурсы - и конструкторские, и технологические, и материальные - и справиться с любой задачей.
Наши тракторы ждут в Венесуэле Из поездки в Южную Америку возвратился генеральный директор ОАО «Владимирский тракторный завод» Н.Т. Сорокин Он был в Венесуэле и Перу в составе официальной российской делегации, возглавляемой министром иностранных дел Правительства РФ И. Ивановым. В делегацию входили руководители и специалисты предприятий, заинтересованных в новых рынках для своей продукции. По словам Н.Т. Сорокина, предложения о сотрудничестве вызвали большой интерес в торгово-промышленных палатах Bенесуэлы и Перу. Речь шла, в частности, о ближайших поставках в Венесуэлу наших тракторов мощностью до 50 л.с., которые вполне могут эффективно использоваться на небольших фермерских участках. Потребность в сельскохозяйственной технике в этой стране очень высока - нужны около 13 тысяч тракторов. Примечательно, что в такой бедной стране, как Венесуэла, правительство, тем не менее, имеет программу государственной поддержки села. У нас, к сожалению, ничего подобного пока нет. По мнению Н.Т. Сорокина, южноамериканский рынок для нас весьма перспективен. Владимирский тракторный завод на протяжении многих лет поставляет тракторы в Колумбию. В прошлом году наш трактор был признан в этой стране одним из лучших.
Владимирский тракторный завод в апреле отметит свое 55-летие. Очень долго ему сопутствовал успех: продукция широко расходилась по стране, продавалась и за рубежом. Все изменилось в постперестроечный период. Возникло множество серьезных проблем. Об успешном решении только одной из них рассказал заместитель технического директора АО "ВТЗ" Анатолий Егорович Лихачев: - До конца 80-х годов в стране действовала жесткая централизованная система планирования, которая контролировалась Госпланом и Госснабом. Каждый завод имел определенных московскими чиновниками поставщиков комплектующих и сырья. Кого тебе назначили - с тем и сотрудничай. Самодеятельность не поощрялась. Так ВТЗ не по своей воле оказалось связано кооперацией с сотнями заводов России, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Узбекистана. И вот в один далеко не прекрасный день многие поставщики ВТЗ оказались за границей. Пришлось искать новых. И прежде всего - во Владимирской области. Еще в 1992 году тракторостроители обратились за помощью к руководству Ковровского электромеханического завода. Это оборонное предприятие производило гидравлические комплектующие для танков. А трактор и танк - все-таки "родственники", хотя и двоюродные. Примерно с такой мыслью и поехали специалисты ВТЗ в Ковров - после того, как гидрораспределители, масляные насосы и гидроцилиндры практически перестали поступать из украинских городов Мелитополя и Винницы и не удалось договориться о поставках этих изделий из Москвы, Омска и Ельца. Переговоры увенчались успехом. Более того, ковровцы сказали, что техническая документация, представленная ВТЗ, морально устарела, и они готовы выпускать новые образцы нужной тракторостроителям продукции. Только попросили обеспечить их чугунными отливками. Естественно, ВТЗ согласился на такие условия, и вот уже семь лет получает распределители и гидроцилиндры из Коврова. Не сразу, но наладился там же и выпуск насос-дозаторов для гидрообъемного рулевого управления, которые в лучшие времена закупались у фирм "Данфос" (Дания) и "Лифам" (Югославия). Сначала была идея создать совместное российско-датское пpедприятие. Представители «Данфоса» побывали на КЭМЗе, положительно оценили высокий технический уровень производства, но и только. Тогда ковровцы в течение года сами сконструировали насос-дозатор. ВТЗ им активно помогал: спроектировал и изготовил специальную протяжку, продал протяжной станок. И, как подчеркивает А. Лихачев, ковровские насос-дозаторы по техническим параметрам оказались лучше датских! Теперь фирма «Данфос» готова к сотрудничеству, но уже ковровцы не видят в том необходимости. Когда встал вопрос о поставках комплектующих для электро-оборудования тракторов, то сразу же было ясно, к кому обращаться: в нашей области аж три завода занимаются выпуском автоосветительной арматуры и приборов. Киржачский завод автотракторной осветительной аппаратуры обеспечивает ВТЗ мелкими комплектующими (колодками, штекерами, переходниками и др.), а также передними задними фарами на уровне европейских стандартов. Налажены связи по кооперации и с Вязниковским заводом осветительной аппаратуры («ОСВАР»). Бачки и насосы омывателя поставляют ВТЗ Ставровский завод автотракторного оборудования и владимирский «Точмаш». Последний вообще освоил выпуск комплектующих семи наименований, в том числе стеклоочистителей и датчиков уровня топлива. Производство алюминиевых труб, которые раньше получали из города Белая Калитва Ростовской области, налажено на Кольчугинском заводе по переработке цветных сплавов. Когда возникла необходимость организации производства подушек из интегрального полиуретана вместо латекса (а он поставлялся из белорусского города Бобруйска), нашли партнера во Владимире. Это - малое предприятие «Конфорум», которое входит в институт «Полимерсинтез». Облицовочные детали из стеклопластика к тракторам с новым дизайном поставляет малое предприятие «Автокомплект». В ближайшее время ВТЗ собирается установить деловые отношения с двумя муромскими заводами – машиностроительным имени С. Орджоникидзе и «Муромтепловозом». В. ПЕТРОВ» («Тракторостроитель», 24 февраля 2000).
«С юбилеем, Борис Леонтьевич! Председатель профкома ОАО "Владимирский тракторный завод" Борис Леонтьевич Марков 7 марта празднует юбилей - ему исполнилось 60 лет. Вся жизнь Бориса Леонтьевича связана с тракторным заводом, куда он пришел в октябре 1969 года на должность старшего мастера литейного цеха № 4. Десять лет спустя он возглавил литейный цех № 1, а в 1985 году был назначен заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. Производственная деятельность Б.Л. Маркова органично уживается с профсоюзной. В 1971 году он был избран заместителем председателя заводского профсоюзного комитета, затем стал председателем завкома, а с 1995 года по сей день является председателем профкома ОАО "ВТЗ".
Борис Леонтьевич Марков
Наши тракторы ждут в Бангладеш Владимирский тракторный завод подписал с фирмой "Корона индастриз" контракт на отгрузку в 2000 году в Бангладеш 52 тракторов в разобранном виде, в т.ч. 48 тракторов Т-25А и четырех - ВТЗ-2227 без гидросистемы, вала отбора мощности и навески. Первая партия из восьми тракторов должна быть отгружена до 10 апреля т.г.
Юбилейное соревнование Победителями соревнования в честь 55-летия образования владимирского тракторного завода в январе признаны: во второй группе - автоматный цех; в третьей группе - ремонтно-механический завод. *** Главным бухгалтером ОАО «Владимирский тракторный завод» назначен Александр Арнольдович Аникин, ранее работавший заместителем главного бухгалтера. Начальником ПДО назначен Михаил Станиславович Сорокин, ранее работавший заместителем директора моторного завода по производству.
Коллектив завода стал мне и отцом, и матерью Для Екатерины Ивановны Рогаткиной, «Заслуженного экономиста Российской Федерации», 55-летие Владимирского тракторного завода и 55-летие Победы - две взаимосвязанные даты. - Я - воспитанница детского дома, - рассказывает Екатерина Ивановна. - Потеряв родителей во время войны, я очень переживала, что буду брошенной и никому не нужной. Так случалось со многими. Но именно тракторный завод стал мне и отцом, и матерью. Я пришла сюда после детского дома и ремесленного училища. Было мне 16 лет. И никакого жизненного опыта! Помню, на обед брала только черный хлеб, маргарин и чай. Видя это, рабочие старались мне помочь, чем могли. В домашнем архиве Е.И. Рогаткиной хранится плакат, изданный в начале 60-х годов и посвященный опыту бригады коммунистического труда под ее руководством. Екатерина Ивановна первой на ВТЗ поддержала почин сверловщика Владимирского электромоторного завода И.В. Беспалова и перешла на расчетно-технические нормы и работу по комплексному техническому плану. Это позволило бригаде выполнять сменное задание на 115-117 процентов, повысить качество. Но самое главное, рабочие ощутили себя творческими людьми, активно занимались рационализаторством. - Наша бригада была молодежная, - вспоминает Екатерина Ивановна. - Когда мы работали по технически-расчетным нормам на единый наряд, производительность труда поднялась на 20 процентов. Бригадная форма оплаты труда снова возрождается на нашем заводе. По собственному опыту знаю, что это сплачивает коллектив, у рабочего появляется желание иметь несколько профессий. В нашей бригаде люди работали и на сверловке, и на шлифовке, и на фрезеровке... Была полная взаимозаменяемость, что очень важно. И качество выпускаемой продукции было на высоком уровне. Нам помогали технологи, наладчики, нормировщики моторного цеха № 1. Почин бригады был подхвачен многими коллективами как нашего, так и других заводов города и области. Директором завода тогда был Петр Иванович Гришин. Когда были большие совещания, он присылал к нам в бригаду свою черную “Волгу", и я, прямо от станка, в синеньком фартучке, в свитерочке, в косыночке ехала на эти совещания, выступала. А потом меня снова привозили к станку. Работать я любила и на завод приходила рано. Я очень хотела продолжить образование. Без отрыва от производства закончила школу рабочей молодежи, потом поступила в Московский инженерно-экономический институт. Все, что мне нужно было для учебы, я получала на заводе. Конструкторы, технологи, другие специалисты никогда не отказывали мне в помощи. Именно Владимирский тракторный завод дал мне путевку в жизнь, возможность получить образование, совершенствоваться в своем деле, развивать творческие способности. Первые два года я, когда училась в институте, работала на станке. С третьего курса перешла плановиком в ПРБ третьего моторного цеха. Здесь я начала по-настоящему готовить себя к получению высшего образования и профессии экономиста. В то время И.А. Бакалейник был заместителем генерального директора по экономике, и мне часто приходилось некоторые вопросы решать непосредственно с ним. Когда я закончила институт, меня перевели экономистом в цех № 60 (сбыт). Именно здесь впервые в отрасли внедрялся хозяйственный расчет. Приезжали сотрудники НИИ. Впоследствии они три года наблюдали, как у нас идут дела. Суть была в том, чтобы заключение договоров и их исполнение осуществлялось с меньшими затратами: людскими, экономическими и материальными. Если потребителю отгружалась некачественная продукция, к заводу применили громадные штрафные санкции. Важно было уменьшить все эти расходы, для чего и был внедрен хозрасчет. В принципе, он действует и сегодня, хотя и в несколько упрощенной форме. Сейчас в нашем коллективе работает втрое меньше людей, поскольку производственная программа значительно уменьшилась. По отзывам потребителей я знаю, что многие очень довольны нашими тракторами, двигателями, мотокультиваторами. Но у крестьян денег мало, покупают один-два трактора, самое большее - 20 двигателей. А ведь раньше мы отгружали продукцию вагонами, платформами: моторов – по 400-600 штук в сутки, тракторов - по 60-70. Программа изменилась, сельское хозяйство зажато в тиски, зажаты и мы, сельхозпроизводители. Екатерина Ивановна Рогаткина длительное время работает председателем цехового комитета. Люди обращаются к ней с различными вопросами - и житейскими, и трудовыми. Иногда достаточно участливого слова, чтобы у человека стало спокойнее на душе. - Цех у нас низкооплачиваемый,- говорит Екатерина Ивановна,- есть женщины, которые в одиночку воспитывают детей. Был период, когда людям нечего было есть, и завод, и профком помогали материально. Ветерана завода Е.И. Рогаткину радуют подвижки к лучшему, в последние два года происходящие на тракторном заводе. - Люди воспряли духом! - говорит Екатерина Ивановна. - И большая заслуга дирекции, генерального директора Н.Т. Сорокина в том, что завод живет, работает, что у него есть будущее. Верю, не может так долго продолжаться, чтобы государство оставило сельское хозяйство беспомощным! Е. Андреева, Е. Смирнова
Екатерина Ивановна Рогаткина
25 февраля генеральный директор АО «ВТЗ» Н.Т. Сорокин издал приказ № 7І «О повышении должностных окладов»
Заместителем генерального директора ОАО «Владимирский тракторный завод» назначен Олег Игоревич Федотов, ранее возглавлявший механообрабатывающий завод. Директором механообрабатывающего завода назначен Виктор Геннадьевич Чувашов, ранее работавший главным инженером МОЗ. Возобновил работу После четырехгодичного ремонта на кузнечно-заготовительном заводе возобновил работу пятитонный паровой молот. Таких молотов в нашей области всего два, и оба действуют на Владимирском тракторном заводе. Благодаря возрождению молота удастся увеличить объемы производства поковок. Встанет на вечную стоянку В апреле в скверике рядом с трактором «Универсал» встанет на вечную стоянку трактор Т-25А. Знаменитый «Владимирец», выпускавшийся на ВТЗ в течение полувека, стал фактом истории. Выпуск тракторов этой марки прекращен еще весной 1998 года. Над изготовлением макета трактора Т-25А работают коллективы тракторного и моторного заводов, экспериментального цеха.
Генеральный директор ОАО «ВТЗ» Н.Т. Сорокин проинформировал участников конференции о том, что над предприятием снова нависла угроза банкротства. Долги завода «Мосбизнесбанку», который обанкротился, перешли банку Москвы, который предъявил ОАО «ВТЗ» иск на 33 миллиона долларов. Мы признали чуть меньше половины этой суммы, и Московский арбитражный суд с нашими доводами согласился. Но и 15 миллионов долларов - большая сумма. Есть решение суда об аресте имущества. Если банк будет настаивать, придется его продать. Это как минимум половина завода. С руководством банка идут переговоры о том, как решить проблему иным способом. Вообще такую задолженность можно погасить года за два-три. Конечно, это затормозит развитие завода: и зарплата не будет повышаться так, как хотелось бы, и обновление техники замедлится. Н.Т. Сорокин подчеркнул, что коллективу вряд ли удастся повторить успех 1999 года в области создания новой техники. Главная задача 2000 года - увеличение объемов производства на 45-50 центов. Условия для этого есть. Экспорт должен вырасти в 4 раза. В 2000 году следует делать самоходных шасси не по 25, а по 50 штук в месяц. 80-сильный трактор надо выпускать мелкими партиями. Увеличить производство тракторов за счет создания сборочных производств, какое существует на базе «Канскагроснаба» в Красноярском крае. Чтобы план финансово-экономического оздоровления ОАО «ВТЗ» был выполнен по максимуму, предстоит решить ряд проблем. Какие бы невзгоды нас не ожидали, мы утвердили программу повышения зарплаты и свято ей следуем. В январе подняли заработную плату на 10 процентов, в феврале - на 10 процентов определенным категориям. По результатам аттестации будет отдельно решаться вопрос повышения зарплаты по каждому специалисту, отделу, службе... Задача аттестации - найти максимум резервов для повышения зарплаты за счет собственных возможностей. А основная возможность повышения зарплаты – наращивание производственных объемов» («Тракторостроитель», 7 марта 2000).
«Первые лауреаты премии имени Ю.С. Оганова Приказом генерального директора № 107 от 30 марта 2000 г. первой премией имени Ю.С. Оганова, талантливого конструктора, трагически погибшего в прошлом году, - за создание и организацию мелкосерийного выпуска самоходных шасси ВТЗ-30СШ - награждены (по 910 рублей каждый): В.Г. Каган - генеральный конструктор, Б.П. Смирнов - зам. генерального конструктора, A.И. Попов - начальник КБ ГСКБ, B.В. Маркелов - инженер-конструктор ГСКБ, В.В. Лобашов - главный металлург литейного завода, В.Г. Горшков - ведущий инженер-технолог литейного завода (литейный цех № 1), Ю.Е Товарнов - зам. начальника УГТ, В.А. Абаренов - начальник бюро УГТ, Е.Г. Асессоров - начальник техбюро экспериментального цеха, А.В. Коротков - главный инженер завода по производству тракторов, В.А. Юданов - техналадчик ПМС. Второй премией (по 715 рублей каждый) - за разработку конструкции и внедрение штампо-сварного переднего моста тракторов - отмечены: В.А. Андрианов - начальник УГТ, И.П. Громов - зам. начальника УГТ, А.А. Отцов - технический директор, Ю.С. Оганов (посмертно) - бывший начальник КБ ГСКБ, В.В. Коротков - инженер-конструктор ГСКБ, В.Г. Чувашов - главный инженер МОЗ, А.А. Кудряшов - начальник бюро УГТ. Третьей премией им. Ю.С. Оганова (по 400 рублей каждый) - за разработку технологии и внедрение в производство изготовления на ОАО «ВТЗ» алюминиевых труб 18x3 и из них - охладительных радиаторов двигателей и отопителей тракторов - поощрены: А.П. Цветков - директор литейного завода, А.Ф. Юдин - главный инженер литейного завода, А.Е. Лихачев - зам. технического директора, В.Н. Лейкин - инженер-технолог термического цеха МОЗ, Ю.Н. Шалин - начальник лаборатории УГТ.
Есть 200-й «ВиТяЗь»! В пятницу на тракторной заводе принимали высокого гостя – Министра сельского хозяйства и продовольствия А.В. Гордеева, который в ходе визита по Владимирской области посетил наше предприятие и стал очевидцем схода с конвейера 200-го самоходного шасси ВТЗ-30СШ.
Буквально на днях с Угличского часового завода привезли 500 штук наручных часов с юбилейной символикой. Эти часы специально были заказаны к 55-летию Владимирского тракторного завода «Торгово-промышленным центром ВТЗ». Это - лишь одно из направлений деятельности дочернего предприятия ООО «Торгово-промышленный центр ВТЗ». Оно было создано в июле 1998 года прежде всего для помощи дирекции завода в ликвидации задолженности коллективу по заработной плате. За полтора прошедших года ТПЦ погасил продуктами питания и товарами народного потребления задолженность на 13 млн. 25 тыс. рублей, что составило 52 процента от общей суммы долга. Кроме того, ликвидированы долги по заработной плате работникам подсобных хозяйств «Фетинино» и «Березники», частично оказана помощь отделу материально-технического снабжения завода в приобретении необходимых материалов. Благодаря деятельности ТПЦ удалось полностью погасить товарами народного потребления задолженность ОАО «ВТЗ» областному фонду занятости, ликвидирована задолженность по детским пособиям за ІІІ-й квартал 1997 года. Общий товарооборот ООО «Торгово-промышленный центр» за 1999 год составил 19 млн 684 тыс. 200 руб. (в т.ч. НДС - 1 млн 905 тыс. руб.), выручка от реализации товаров - 17 млн. 779 тыс. руб., причем на основе бартерных сделок - 9 млн. 696 тыс. рублей, доля розничного товарооборота - 8 млн. 83 тыс. рублей. Предприятие рентабельно, не имеет задолженностей ни по каким видам налогов и обязательных выплат. ТПЦ проверяли налоговые органы и ревизионная комиссия ОАО «ВТЗ» и оценили положительно. Сегодня одна из основных задач «Торгово-промышленного центра» - обеспечение работников ВТЗ товарами первой необходимости в счет текущей заработной платы и переход на денежную форму расчетов. Л. БЛИНОВА, генеральный директор ООО «Торгово-промышленный центр ВТЗ» («Тракторостроитель», 14 апреля 2000).
«Владимирский трактор - визитная карточка области Поздравление коллективу ВТЗ в связи 55-летием завода Владимирский тракторный завод - одно из немногих предприятий, продукция которого является визитной карточкой Владимирской области. В дореформенный период завод производил 18 процентов колесных тракторов, выпускаемых в стране, являлся источником жизнеобеспечения социальной инфраструктуры значительной части областного центра. Сложное положение в экономике страны, резкое снижение платежеспособного спроса АПК на сельхозтехнику, изменение конъюнктуры внешнего рынка сказались на финансово-экономическом состоянии ВТЗ. Сначала 90-х годов на предприятии ежегодно падали объемы производства, доля продаж тракторов ВТЗ среди конкурентов в СНГ снизилась до пяти процентов. Недавно процветавшее предприятие стало убыточным. Учитывая важное значение развития Владимирского тракторного завода для экономики области и его влияние на социальную обстановку в городе, в последние годы администрацией области совместно с руководством предприятия принят целый комплекс мер для создания условий по выходу завода из кризиса. Были решены кадровые вопросы, регулярно оказывалась помощь в предоставлении льгот по платежам в бюджеты. В 1996-1997 гг. под гарантию областного бюджета завод получил крупную бюджетную ссуду на выполнение экспортной программы. Для поддержки предприятия осуществлено размещение облигаций первого областного займа «Владимирский тракторный заем». Эти меры способствовали некоторому улучшению ситуации, позволили продолжить подготовку и освоение производства нового поколения тракторной техники для предприятий агропромышленного комплекса, строительства, фермеров, дорожно-коммунального хозяйства. Новая конкурентоспособная продукция отмечена в 1999 году золотыми медалями международных выставок в Югославии, Колумбии, Москве, расширилась география поставок техники. Сделано много, но это пока только основа для устойчивой работы в будущем. Желаю коллективу Владимирского тракторного завода уверенного развития, успехов в реализации намеченных экономических планов и социальных программ. Глава администрации Владимирской области Н.В. ВИНОГРАДОВ
НА ПУТИ СОЗИДАНИЯ Но сегодня заводу трудно. Вхождение в рынок оказалось не таким пустяком, как многим рисовалось в начале 90-х годов. Этот процесс сопровождался большими потрясениями и потерями. Более чем в 20 раз сократился объем производства. Лет десять назад на ВТЗ работало более 18 тысяч человек, сейчас - четыре с половиной. В 1996-1997 годах завод почти полностью прекратил поставки продукции на экспорт. По сути была потеряна дилерская связь не только в дальнем, но и в ближнем зарубежье. Снижение объемов продажи тракторов, двигателей и запчастей стало сдерживающим фактором в работе коллектива над новой техникой. Возникли серьезные проблемы с выплатой зарплаты, уплатой налогов, возвратом кредитов. Дважды в 1998 году (сначала по предложению Пенсионного фонда, а затем - и администрации области) возникал вопрос о банкротстве предприятия. И дважды мы предлагали такие варианты выхода из кризиса, которые нашли понимание. Сейчас вновь возникла та же проблема. На сей раз ведем нелегкие переговоры с Банком Москвы. Однако фон, на котором они происходят, благоприятнее ситуации двухлетней давности. Это вселяет надежду, что и на сей раз удастся предотвратить банкротство завода. Тем более, что он начал вставать на ноги. Я пришел ВТЗ в январе 1998 года. Тогда же руководством предприятия были разработаны и достаточно быстро реализованы несколько комплексных программ финансово-экономического оздоровления, которые дали положительный эффект - свыше 35 млн. рублей. Выплатили долги по кредитам - более 30 млн. рублей. К 1 января 2000 года ликвидировали задолженность по зарплате работникам завода - она была десятимесячной. Программный подход определил решение проблем за счет собственных резервов. Пришлось пойти на некоторые жертвы. Продали Колокшанский агрегатный завод, высвободили другие производственные площади - всего более 50 тыс. кв. м. Часть их передали новым хозяевам - в счет погашения ранее взятых кредитов, сократили ежегодные затраты по содержанию зданий на 800 тыс. рублей. Сегодня на заводе выпускается 16 основных моделей тракторов и более 40 их модификаций. Мы четко сориентированы на спрос рынка, трактора прямо с конвейера уходят покупателю. В основном мы работаем на экспорт. Мы вооружаем крестьян других стран достаточно хорошей и дешевой техникой. Берут ее с удовольствием и в Прибалтике, и в СНГ, и в Западной Европе. Думаем в этом году, увеличить экспорт в четыре - пять раз. За счет этого и выживаем, в этом пока видим свои перспективы. Но сердце-то болит, мы ведь в России живем, хотим быть полезны своей стране. Однако здесь практически нет покупателей тракторов, хотя у нас еще не перестали сеять хлеб и выращивать картошку. Просто фермеры и колхозники настолько бедны, что непонятно, как они еще сохранились на свете. Будем, впрочем, надеяться, что после избрания В.В. Путина президентом России экономическая ситуация в стране изменится к лучшему. Работая на стратегическую перспективу, мы создаем сборочные производства нашей техники в разных регионах России, ближнего и дальнего зарубежья. Сотня машин нашей марки уже собрана в Красноярском крае. Решается подобная проблема в Узбекистане - там хотят собирать наши двигатели. По тракторам ведутся переговоры с польскими, югославской, венесуэльской фирмами, с одесским предприятием «Сельмаш». Рост объемов производства в 2000 году на 40-50 процентов позволит коллективу занять ведущее место среди машиностроительных предприятий области. Положительный результат работы даст возможность сохранить в составе акционерного общества важные объекты социальной сферы - базу отдыха «Крутояк» и детский загородный оздоровительный лагерь, где ежегодно отдыхают более трех тысяч заводчан и членов их семей. При благоприятных условиях акционерное общество сможет и дальше помогать в развитии своим колхозам «Березники» и «Фетинино» (последний, кстати, в апреле с помощью АО «ВТЗ» закончил реконструкцию собственного молочного завода). Выполнение программы организационно-технических мероприятий на 2000 год обеспечит получение не менее 15 млн. рублей в качестве экономического эффекта, повышение производительности труда более чем на 40 процентов. Наши специалисты решают новые задачи по совершенствованию двигателей, новому дизайну тракторов, созданию навесных сельскохозяйственных орудий, по повышению качества всей нашей техники. Все это позволяет надеяться, что завод вернет себе былую славу, и каждый наш труженик, как и прежде, будет гордиться тем, что работает на Владимирском тракторном заводе, получая достойную зарплату. Н.Т. СОРОКИН, генеральный директор ОАО «Владимирский тракторный завод»
Вместе навсегда! Юбилей BT3 - важное событие и в жизни города Владимира. Многое в его послевоенной истории связано со становлением тракторного завода. В частности, наличию в областном центре именно этого предприятия обязан своим рождением политехнический институт, преобразованный не так давно во Владимирский государственный университет. Лично для меня, отдавшего более 30 лет ВТЗ и около 15 лет - университету, и завод и вуз имеют одинаково важное значение. На начальном этапе существования политеха вклад ВТЗ в его развитие был огромен. Это - непосредственное участие в строительстве и оснащении лабораторий, в создании ряда профилирующих кафедр, формировании их учебных планов, добавим сюда помощь специалистами. Институт вернул долг заводу - не счесть числа его выпускников, которые работали и работают на ВТЗ. На моих глазах проходило развитие институтской кафедры «Двигатели внутреннего сгорания». Отдел главного конструктора ВТЗ оснастил ее лаборатории необходимым оборудованием, работники завода оказывали реальную помощь учебному процессу, а затем уже ученые готовили для ОГК конструкторов и исследователей и выполняли по заказам ОГК серьезные научные исследования. В результате на определенном этапе двигатели ВТЗ стали одними из лучших в мире, а кафедра – одной из лучших в России среди подобных. Сегодня, в более трудное, но одновременно и более ответственное время связи завода и вуза сдают как бы новый экзамен на прочность. Нужно в самые короткие сроки найти такие пути совершенствования двигателей ВТЗ, которые, с одной стороны, позволили бы дизелям уверено конкурировать с аналогичной продукцией любых зарубежных фирм, а, с другой, - решить задачу на базе имеющегося на ВТЗ оборудования. Одновременно необходимо обеспечить совершенно новый уровень подготовки и переподготовки инженеров-двигателистов, который также должен отвечать самым современным и перспективным требованиям. Для решения этих проблем разработаны конкретные программы, которые одобрены руководством завода и университета. Можно быть уверенными в том, что эти усилия не пропадут даром. Эфрос Виктор Валентинович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» ВГУ, бывший главный конструктор ВТЗ.
Трактора теряют в массе, завод экономит деньги Вступив в должность генерального директора ОАО «ВТЗ», Николай Тимофеевич Сорокин, вскоре издал приказ (№ 67 от 10.03.98) о признании особо важными работ, направленных на сокращение производственных затрат. К решению этой задачи в числе других немедленно подключились опытные специалисты, активные рационализаторы Ю.С. Оганов, И.П. Громов, А.Г. Марьюшкин и А.А. Отцов (бывший тогда заместителем начальника ГСКБ, ныне он - технический директор завода). Они объединились в творческий коллектив. Учитывая тяжелейшую финансово-экономическую обстановку, мы сосредоточили свои усилия на внедрении в производство малозатратных, но высокоэффективных конструкторско-технологических рацпредложений, которые быстро окупают себя и дают прибыль. Учитывая большой объем работ, сжатые сроки проектирования, оснащения и внедрения рацпредложений в творческую деятельность были вовлечены и другие активные рационализаторы: А.А. Кудряшев, Ю.Е. Товарнов, В.П. Пуганов - из управления главного технолога; В.В. Коротков, Н.И. Зотов, А.И. Попов - из ГСКБ; В.В. Толмасов, В.А. Николаев, И.И. Кудряшева - с кузнечного завода; В.В. Лобашев, О.Н. Кулинова, Н.А. Абрамова, В.В. Сидоров, В.М. Чигринский - с литейного завода. Главной нашей целью стало проектирование, оснащение и внедрение на заводе собственных заготовок деталей тракторов. Необходимо было прекратить их покупку на стороне - в Липецке, Коврове и Купянске (Украина) - из-за дороговизны и немалого числа брака. В кратчайшие сроки были внедрены в производство 13 литых, горяче-кованых и холодно-штампованных деталей более совершенных конструкций. В результате металлоемкость трактора снизилась на 50 кг, прямые затраты на производство одной машины уменьшились более чем на 2 тысячи рублей. Акционерное общество полностью прекратило закупки этих 13 деталей на других предприятиях. Одновременно велась большая исследовательская и творческая работа по внедрению в производство новой базовой детали дизеля Д-21 - картера двигателя. В итоге металлоемкость двухцилиндрового двигателя снижена почти на 3 кг. Завод в 1999 году сберег 25 тысяч рублей. А.Г. МАРЬЮШКИНО, Заслуженный рационализатор России» («Тракторостроитель», 21 апреля 2000).
«Утвержден 29.03.2000 Гимн Владимирского тракторного завода Музыка В. Погосова, слова В. Погосова и С. Жучкова Война отзывалась острой болью, Все знали: Победа придет, Выбирало родное Ополье Людей новый строить завод. Мы работали с утра и до утра, Пролетало время быстрокрылой птицей, И сходили, и сходили трактора По конвейеру блестящей вереницей. Наш трактор объехал пол-мира, Визитною карточкой стал, С благодарностью древний Владимир Гранитный воздвиг пьедестал. Вырастают скверы, парки и дома, Все умеют наши руки золотые, И становится еще сильней страна, А Владимир и моложе, и красивей. Года по машинам считают, И жизнь чередою идет, А в улыбках людей расцветает Владимирский тракторный завод. Завтра утром встанет новая заря, Заиграет снова музыка моторов, И поедут вереницей трактора На широкие российские просторы» («Тракторостроитель», 21 апреля 2000).
«Отставка Сорокина принята Накануне майских праздников, фактически сразу же после празднования 55-летия Владимирского тракторного завода, Н.Т. Сорокин добровольно ушел в отставку с поста генерального директора. Он возвратился туда, откуда пришел, в «Автосельхозмашхолдинг». Назначение нового руководителя ВТЗ состоится в течение месяца, по решению Совета директоров, в соответствии с уставом ОАО. А пока обязанности руководителя предприятия исполняет финансовый директор Ю.В. Киселев. Поиск путей выхода из кризиса Несколько лет назад руководство акционерного общества получило долларовый кредит у «Мосбизнесбанка» на пополнение оборотных средств и развитие экспортной программы. Однако в связи с политикой «валютного коридора» и одновременным ростом цен на материальные и топливные ресурсы эффективность экспорта кардинально снизилась, выросли убытки и завод в следствие этого не сумел возвратить заемные средства. «Мосбизнесбанк» лопнул, долги перешли Банку Москвы, который решил всерьез взяться за ВТЗ: в конце апреля судебный пристав описал все имущество предприятия на общую сумму 11 млн. 505 тыс. долларов. Вернуть же надо свыше 15 млн. долларов. Это зафиксировано и в решении арбитражных судов, заседания которых прошли в Москве. Ситуация скверная, но на заводе не отчаиваются, полагая, что с банком удастся договориться. Вот что сказал Ю.В. Киселев: «Долги надо возвращать. И в этом направлении мы работаем, ищем формы и пути погашения задолженности. Зарплата будет выплачиваться без задержек, а вот все дополнительные финансовые ресурсы, которыми завод будет располагать, придется распределять как с учетом текущих нужд, так и на погашение задолженности. Другое дело, что мы не имеем возможности погасить все долги сразу. Завод готов платить долги, но платить так, чтобы не потерять свою работоспособность и даже развиваться, поскольку только в том случае, если завод развивается, имеются надежды, что долги по кредитам будут погашаться. Мы открыто говорим об этом нашим крупнейшим кредиторам. «Банк Москвы» совместно с нами ищет пути выхода из кризисной ситуации». Е. НИКОЛАЕВА
Торжественный митинг, посвященный 55-летию Владимирского тракторного завода. Поздравить заводчан с юбилеем прибыли губернатор Н.В. Виноградов, представитель президента по Владимирской области С.Н. Соколов, мэр г. Владимира И.В. Шамов, председатель Владимирского горсовета М.А. Малахова, представители министерства сельского хозяйства и продовольствия, министерства экономики, предприятий-партнеров. В этот день был открыт еще один памятник владимирскому трактору - Т-25.
Компания «Джон Дир» внедряется в Россию Эксперты американской транснациональной компании «Джон Дир» вдруг сделали вывод о росте привлекательности российского рынка для западных фирм. За словом последовало дело. В Россию приехала представительная делегация в составе директора и технического директора производства по странам СНГ. Осмотрели чуть ли не все предприятия сельхозмашиностроения, в т.ч. - и российский гигант «Росельмаш». На днях побывали и на Владимирском тракторном заводе. Вот что рассказал о визите и.о. генерального директора Ю.В. Киселев: - «Джон Дир» - одна из самых крупных тракторных компаний мира, штаб-квартира которой Расположена в США. Кроме того, она имеет свои отделения в Германии и Японии. Годовой оборот компании составляет 12 млрд. долларов. Продукция славится своим высоким качеством, высоким уровнем комфорта и надежности. Последние политические события в России, выборы нового главы государства позволили экспертам компании сделать вывод, что российский рынок более надежен, чем год-два назад, и более перспективен. Руководство компании приняло решение ускорить работу по внедрению на рынки стран СНГ. Так что цель визита представителей компании «Джон Дир» на ВТЗ - выбор наиболее перспективного партнера для совместной деятельности. В чем она может выражаться? Возможно, в изготовлении каких-то заготовок, литья для нужд компании «Джон Дир» на площадях нашего или другого аналогичного завода России. Более глобальное стратегическое направление - возможность изготовления продукции «Джон Дир» в России, что ее, несомненно, удешевляет. Ведь не секрет, что стоимость рабочей силы и отдельных видов ресурсов в нашей стране сегодня значительно ниже, чем в странах Запада. При этом квалификация нашей рабочей силы достаточно высока. Гостей из компании «Джон Дир» сопровождал и.о. директора департамента внешнеэкономических связей Владимирской области А.Н. Заботин. Как известно, обладминистрация оказывает всяческую поддержку иностранным инвесторам. Была обещана поддержка с ее стороны и компании «Джон Дир», и совместному предприятию, которое может быть создано, если ВТЗ будет выбран в качестве потенциального партнера.
«Алексей Павлович Шерышев специалист столь высокого класса, что за границей был бы, наверное, миллионером. Но он по сей день трудится на Владимирском тракторном заводе. Его трудовой стаж насчитывает более полувека. А.П. Шерышев родом из Суздаля. Во Владимир попал после возвращения семьи с Соловков. В начале 30-х годов отец бы осужден на три года по стандартной в ту пору 58-й статье - как враг народа (реабилитировали его только в 1989 году). Ссылка затянулась на долгих шесть лет. Вскоре по возвращении - в 37-м году - мать умерла. Алексею было в ту пору десять лет. Отец работал, а четверых детей жизнь разбросала по родственникам - близким и дальним. «Время было голодное, тяжелое, настоящая борьба за существование», - вспоминает Алексей Павлович. В 1943 году он, уже имея за плечами 8 классов образования, поступил в авиамеханический техникум. Приобрел специальность технолога-инструментальщика. На тракторный завод поступил в 1948 году и трудится здесь по сей день. Первые навыки работы с людьми приобретал в качестве помощника мастера в цехе коробок скоростей. Потом был мастером, технологом, старшим технологом. В 1950 году Алексей Павлович был призван в армию, четыре года служил в Германии. В 1954 году снова вернулся на ВТЗ. Сначала - конструктором в моторный цех, затем - технологом, старшим технологом, начальником техсектора. Потом, когда были созданы три моторных цеха, А.П. Шерышев стал ведущим технологом в моторном цехе № 1. Алексей Павлович Шерышев оказался на целых шесть лет причастным к делу государственной важности. Чебоксарскому заводу промышленных тракторов нужен был 330-сильный двигатель. Его собирали на Волгоградском моторном заводе, который еще строился и, что называется, на марше подлаживался под выпуск такого двигателя. А Владимирскому тракторному поручили изготавливать основные детали этого двигателя 22-х наименований, в т.ч. - картер двигателя, головка цилиндров узлами, анкерные связи, корпус гидроцилиндра... Сложные детали, поначалу не отработанные конструктивно и технологически. Почему эту работу поручили владимирцам? Да потому, что именно специалисты ВТЗ имели опыт по производству двигателей воздушного охлаждения (именно такой, но более высокой мощности - 330 л.с. - применялся на тракторе, собиравшемся в Чебоксарах). Владимирцы же сделали необходимую оснастку и наладили технологический процесс непосредственно в Волгограде. В ту пору генеральным директором Владимирского тракторного завода был Петр Иванович Гришин. И министр сначала у него интересовался, сколько сделано деталей для Волгоградского моторного, а уж потом - сколько выпущено тракторов на ВТЗ. Чебоксарский и Волгоградский заводы строились почти одновременно с Камышинским кузнечно-литейным заводом для выполнения очень важной задачи - создания мощного трактора для вскрышных работ на добыче золота. Раньше такую технику покупали поштучно за валюту в Америке, а распределял ее сам Косыгин - Председатель Совета Министров СССР. Но потом эти тракторы были объявлены стратегическим товаром и перестали поступать в нашу страну. По счастью, к тому времени был уже создан отечественный аналог - Т-330, хотя и не самый удачный в конструктивном плане. Алексей Павлович Шерышев в составе авторского коллектива из восьми человек был выдвинут на соискание Государственной премии СССР в области науки и техники за 1991 года. Он был тогда начальником бюро отдела главного технолога ВТЗ. Получить премию помешала неразбериха, царившая в ту пору в верхах. А работа стоила того. Речь шла о создании и широком внедрении в производство на заводах СССР технологических автоматических комплексов для механической обработки и контроля гильз цилиндров и ребристых цилиндров автомобильных и тракторных двигателей с воздушным охлаждением. Этот технологический процесс был впервые применен в отечественном автотракторном машиностроении именно на ВТЗ. Автоматизация обработки цилиндров позволила, в частности, отказаться от закупки таких линий за рубежом и сэкономить государству десятки миллионов рублей в валюте. Есть в домашнем архиве Алексея Павловича Шерышева бронзовая медаль ВДНХ. Он был ее удостоен за внедрение в производство конструкции твердосплавных протяжек для протягивания полуотверстий в картере двигателя воздушного охлаждения Д-37. Раньше эту операцию делали на расточных станках, что было весьма трудоемко. Два года специалисты ВТЗ вместе с учеными НИИавтопрома отрабатывали новую технологию. Столкнулись при этом с немалыми трудностями. В частности, сильно расходовался протяжный инструмент, который делали из дефицитной стали, довольно дорогой. Однако усилия специалистов не пропали даром: удалось увеличить стойкость инструмента в 30 раз и перейти-таки на твердосплавное протягивание полуотверстий... Это был шаг вперед не только с точки зрения техники, но и с точки зрения науки. Не случайно опыт тракторостроителей пропагандировался на ВДНХ и был удостоен бронзовой медали. 17 лет жизни А.П. Шерышева связаны с созданием и становлением цеха автоматических линий. Он входил в группу перспективного развития ВТЗ, созданную в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 апреля 1983 года «О реконструкции Владимирского тракторного завода для подготовки производства к выпуску тракторов Т-30, Т-30А и двигателя Д-120» (руководителем группы был назначен А.Е. Толчин, зам. главного технолога). Группа занималась разработкой перспективных технологических процессов, планировкой цехов, разработкой технологических заданий на оборудование, подготовкой материалов для проектных институтов. Генеральным директором в ту пору был Анатолий Васильевич Гришин, а главным инженером - Александр Михайлович Голубев. Алексей Павлович Шерышев был назначен начальником бюро по строительству и вводу в эксплуатацию цеха автоматических линий, а затем стал ведущим технологом по этому цеху. Прежде всего, следовало подготовить технические задания для станкостроительных заводов и СКБ по всем автоматическим линиям, какие требовались для изготовления основных деталей, самыми, массовыми и трудоемкими были шатун, картер двигателя, головка цилиндра - по ним завод всегда находился в прорыве, в вечном дефиците был ребристый цилиндр - никогда не удавалось выполнять план по запчастям... В течение трех лет все 72 автоматических линии были спроектированы в советских СКВ, изготовлены на отечественных станкостроительных заводах (тракторостроителям валюты на закупку оборудования не давали), доставлены на ВТЗ и налажены. По словам А.П. Шерышева, наш ЦАЛ - это Камский завод двигателей в миниатюре, правда, там было импортное оборудование. Ко многому, что происходило за полвека на Владимирском тракторном заводе, Алексей Павлович Шерышев непосредственно причастен. В этом ряду - подготовка производства двигателей: «Универсал», водяного охлаждения Д-24, воздушного охлаждения Д-30, Д-37, трехцилиндрового двигателя Д-21, 330-сильного двигателя с воздушным охлаждением для Волгоградского моторного завода... Огорчает ветерана, что сегодня разрушается то, что и в стране, и на заводе создавалось десятилетиями. Процесс созидания гораздо более медленный, чем процесс разрушения - в пропорции 1:10. Может, потому и настрой работников не самый лучший - настоящим специалистам не интересно работать на разрушение. По мнению Алексея Павловича, у нас недооцениваются творческие инженерные силы, хотя именно они двигают прогресс. Е. НИКОЛАЕВА» («Тракторостроитель», 15 мая 2000).
«Основные направления развития ОАО «ВТЗ» в 2000 г. Политика развития ОАО «ВТЗ» в 2000 году строится на основе общей стратегии развития предприятия и ставит целью дальнейшую стабилизацию финансово-экономического положения завода с восстановлением платежеспособности. В области технической политики намечено развитие производства новой техники и проведение НИОКР с целью расширения гаммы выпускаемой продукции: - завершение в основном подготовки производства тракторов серии 2000 и самоходных шасси, двигателей Д-130, Д-130Т, Д-145Т; - разработка и контроль выполнения мероприятий повышения качества изготовления продукции; - мелкосерийное изготовление тракторов более высокого технического уровня ВТЗ-2048АС под заказ; - разработка модификаций спецмашин на основе тракторов и самоходных шасси (для освоения нетрадиционных сегментов рынка); - проведение НИОКР по созданию универсально-пропашного трактора мощностью 80 л.с. класса 1,4 тс; - проведение НИОКР по модернизации двигателей для обеспечения международных требований по экологическим показателям; - проведение ОКР по установке на тракторах ОАО «ВТЗ» двигателей других производителей (в частности «Дойтц») с целью удовлетворения требований зарубежных потребителей; - развитие производства малогабаритной техники. В целом в 2000 году предполагается выпуск товарной продукции в объеме более 590 млн. рублей, что обеспечит получение прибыли в объеме более 11 млн. рублей.
О целях участия ОАО «Владимирский тракторный завод» в финансово-промышленной группе «РОСУЗАГРОМАШ» Участие ОАО «Владимирский тракторный завод» в составе межгосударственной финансово-промышленной группы «Росузагромаш» предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 года № 753 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о создании межгосударственной финансово-промышленной группы «Росузагромаш». Руководствуясь Программой экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан на 1999-2007 годы, являющейся неотъемлемой частью Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан об углублении экономического сотрудничества на 1999-2007 годы, а так-же Соглашением о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 года, правительство РФ и правительство Республики Узбекистан согласились содействовать созданию межгосударственной финансово-промышленной группы «Росузагромаш». Предварительный состав ФПГ «Росузагромаш» от Российской Федерации: ОАО «Владимирский тракторный завод», ОАО «Алтайский трактор», ОАО «Ногинский завод топливной аппаратуры», ОАО «Мичуринский завод поршневых колец», ЗАО «Техмашимпекс» (г. Москва), коммерческий банк «Евроазиатский резервный банк» (г. Москва), ОАО «Лизинговая компания «Евроазлизинг» (г. Москва). Основные цели создания финансово-промышленной группы «Росузагромаш» Основной целью создания финансово-промышленной группы является совместное производство конкурентоспособной тракторной, сельскохозяйственной и другой техники, отвечающей требованиям агропромышленного комплекса Республики Узбекистан, для возделывания хлопчатника и других сельскохозяйственных культур, а также расширение экспортных возможностей производителей такой техники. Кроме того, создание финансово-промышленной группы «Росузагромаш» в рамках Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан на 1998-2007 годы будет способствовать сохранению и дальнейшему развитию традиционно сложившихся производственных, торговых и финансовых связей между российскими и узбекскими предприятиями и организациями. Финансово-промышленная группа «Росузагромаш» будет открытой для присоединения к ней предприятий и коммерческих структур СНГ и других стран, направление деятельности которых соответствует ее целям. Правительство РФ и правительство Республики Узбекистан в соответствии с законодательством своих государств могут оказывать содействие участникам финансово-промышленной группы в предоставлении необходимых мер государственной поддержки для реализации конкретных проектов. Создание финансово-промышленной группы «Росузагромаш» будет способствовать эффективному использованию производственного, научно-технологического и инвестиционного потенциала предприятий-участников за счет высокого уровня взаимодополняемости хозяйственных комплексов Российской Федерации и Республики Узбекистан. Преимущества вхождения ОАО «ВТЗ» в ФПГ «Росузагромаш» Республика Узбекистан является традиционным потребителем продукции Владимирского тракторного завода. В настоящее время в агропромышленном комплексе республики эксплуатируется более 120 тыс. тракторов, среди которых значительная доля приходится на продукцию Владимирского тракторного завода. Владимирский тракторный завод имеет в Республике Узбекистан собственную дилерскую сеть: ряд узбекских предприятий на основе договоров с ОАО «ВТЗ» обеспечивают постоянный сбыт продукции завода. Крупным перспективным потребителем продукции Владимирского тракторного завода является Ташкентский тракторный завод. Участие в финансово-промышленной группе «Росузагромаш» поможет ОАО «ВТЗ» увеличить объемы поставок продукции на рынки Узбекистана. При этом развитие экономических отношений с узбекскими предприятиями в рамках финансово-промышленной группы позволят не только обеспечить взаимовыгодные для обеих сторон условия поставок, но и значительно снизить издержки по сбыту продукции.