«На «Автоприборе» поощряют бракоделов Больным местом в работе завода «Автоприбор» является брак, доходящий до 40—45 проц. даже по давно изготовляемым приборам. Брак продолжает быть стабильным, и с ним практической борьбы дирекция завода не ведет и не мобилизует на это дело инженерно-технических работников. Хуже того, это позорное явление здесь всячески скрывается: Согласно отчетных данных, брак не превышает 5-6 проц., но если заглянуть глубже, то картина меняется. Плановый отдел завода (начальник Никольский) не без ведома дирекции ухитряется брак планировать и в очень больших размерах, что противоречит советской системе хозяйства. Согласно технологического процесса, на сборку 1000 спидометров 50-2 требуется 262 часа, отсюда оплата труда за 1000 штук выразится в сумме 283 рублей, а планируют по этому прибору 369 часов с суммой зарплаты 383 рубля, т. е. отпускается 100 рублей на переделку брачных приборов и на доделку деталей. Такая же картина и по другим приборам, а именно: по бензиномеру 1-1, 1-2, по стеклоочистителю 1-1, 1-2, 5-1, 3-1. В целом по заводу на переделку брачных приборов планируются и затрачиваются громадные суммы государственных средств, чем скрывается истинное положение с брачными приборами. Основные причины большого количества брака готовых изделий заключаются в том, что много брачных деталей поступает сборочникам из первого, второго и третьего цехов и отсутствие технического инструктажа рабочих и контроля за их работой со стороны мастеров и бригадиров сборочного цеха. Начальник сборочного цеха тов. Архипов не организует контроля. Можно ли устранить причины, способствующие бракодельству? Да, безусловно можно, но на примере планирования брака видно, что плановый отдел и дирекция не ликвидируют брак, а поощряют его, так как заранее отпускаются большие средства на брак. Не безучастен в этом и начальник сборочного цеха тов. Архипов. Вместо того, чтобы отказаться в приемке брачных деталей, он их принимает и цех превратил по существу в кустарную мастерскую по исправлению брачных деталей. Из всего этого сам по себе напрашивается вывод: чтобы немедленно прекратить антигосударственное дело — планирование брака, не допускать переделку брака в цехах, не производивших брачных деталей. Исправлять брав обязаны сами же цеха-бракоделы. Одновременно надо организовать тщательный инструктаж и учебу рабочих. Только при этих условиях завод «Автоприбор» может сократить брак, выполнять план и давать автотракторной промышленности высококачественные приборы. Экономист Осипова» («Призыв», 8 июня 1938).
«Массовка трех предприятий Яркие лучи солнца щедро заливали город и окрестности. Она пробивались сквозь густую зелень берез и световыми зайчиками разбегались на земле. Они звали на простор луговых полян, под сень кудрявых берез. Автобус, пятитонная и полуторатонная автомашины с утра подвозили рабочих «Автоприбора» к озеру «Глубокое». Длинной, пестрой лентой растянулись группы рабочих и работниц фабрики «Пионер» и грамзавода, также спешивших на массовку к «Глубокому». Более 2 тысяч человек собралось на гулянье. Массовка открылась митингом, посвященным выборам в Верховный Совет РСФСР. В своих выступлениях тт. Радзиевский, Найденов и др. призывали голосовать 26 июня за лучшую дочь нашей родины, непартийную большевичку — тов. Н.П. Егорову. Они призывали встретить этот величайший праздник народов новыми производственными победами. Митинг окончен. Живописные группы нарядно одетых рабочих и работниц расцветили обширную полянку. Быстро были организованы танцы, игры в волейбол, городки, стрельба в цель. На смену духовым оркестрам выступали гармошки. Танцующую молодежь сменяли пожилые рабочие, организуя пляску, хоровые песни и частушки. — Отдых хороший,— высказал свое впечатление рабочий цеха № 1 завода «Автоприбор» тов. Косарев.— Это первое гулянье на воздухе. Хорошо бы такие выходы на вольный воздух проводить и в дальнейшем. Руководители партийных, профсоюзных и комсомольских организаций завода «Автоприбор» не плохо организовали и обеспечили рабочим хороший и веселый отдых. Этого нельзя сказать в отношении грамзавода и фабрики «Пионер». Здесь вся подготовка и организация массовки ограничилась только тем, что были высланы на место гулянья буфеты и духовой оркестр. О затейниках и играх никто не подумал. Рабочие были предоставлены самим себе. Выручили автоприборовцы, так как все три коллектива слились в общую массу. Руководители парткомов, профсоюзных и комсомольских организаций грамзавода и фабрики «Пионер» не сочли нужным принять участие в массовке рабочих и работниц. Председатель завкома грамзавода тов. Самойлов приехал утром на несколько минут и укатил обратно. Директор завода тов. Головлев приехал после трех часов дня. Секретарь парткома тов. Савенков совсем не счел нужным поинтересоваться отдыхом рабочих завода, а командировал представителя от парткома тов. Воеводина» («Призыв», 10 июня 1938).
«За снижение себестоимости приборов На заводе «Автоприбор» за первый квартал себестоимость продукции снижена только на 7,9 процента и за апрель на — 5,4 процента по сравнению с прошлым годом. Планом же было намечено снижение на 10,5 процента. Причины, вызывающие невыполнение плана снижения себестоимости продукции, являются следующие. Во-первых, брак продукции. В первом квартале потери от брака составили 160,7 тыс. рублей или 4,75 процента к выпуску продукции и в апреле 38 тыс. рублей. На увеличении убытков от брака особенно отражается несвоевременность разбраковки продукции, вследствие чего не выявляются конкретные виновники брака. Недоброкачественные детали пускаются в дальнейшую обработку и брак выявляется иногда лишь в готовых приборах. Отсюда переплачиваются средства за исправление брака не виновниками—бракоделами, а другими рабочими (цех № 5, тов. Архипов) и за переделку своевременно не выявленного брака. Перерасход зарплаты по цехам вызывается тем, что начальники цехов производят разного рода незаконные доплаты и выплаты, как например, выплата повременщикам, бригадирам и наладчикам за подготовку смены; за замещение отсутствующих работников без разрешения РКК, при том в произвольных суммах, и выплата ставки сдельщика повышенного разряда, нижеоплачиваемым рабочим в случае отсутствия у них работ нужного разряда. Неблагополучно обстоит дело и с нормированием рабочих, особенно в таких цехах, как инструментальный (начальник т. Маринин) и экспериментальный (начальник т. Левит), в которых нет твердой технологии на значительную часть работ. Нормирование производится грубо. Затоваривание и омертвление средств в ненужных и излишних запасах материалов не только не ликвидируется, как этого требуют правительство и партия, а наоборот, даже возрастает. За 4 месяца этого года товарно-материальные ценности завода увеличились на 392 тыс. руб. и излишки достигают 1 миллиона 405 тыс. рублей. Например, ныне уволенный бывший мастер гальванического цеха Пигашкин требовал от отдела снабжения весьма редко встречающихся материалов, как-то — молочную кислоту. Когда эту кислоту доставали ему в аптеках, он жаловался на недостаточность снабжения. Когда же ее достали целую бочку, то надобность в ней прекратилась и бочка стоит на складе нераспечатанной восемь месяцев. Цех гибких валов (начальник тов. Радзиевский) простаивает из-за отсутствия проволоки, но если проволоку он получил, то обращается с ней так варварски, что целыми тоннами отправляет в утиль. Руководители инструментального цеха часто заявляют, что у них нет специальных сталей, а между тем на складах завода лежит без движения в течение двух лет на 60 тысяч рублей сталей, которые цех продавать не разрешает, ссылаясь на то, что они могут быть им использованы в случаях отсутствия сталей потребных для цеха марок. Отдел инструментального хозяйства затягивает выполнение закала на ходовые штампы и в то же время продолжает выполнять заказы на дублеры штампов (по 4,6 и 8 дублеров), при чем иногда даже для прекращенных выпуском или замененных деталей. Освоение новых приборов сильно затягивается. Расходы же по освоению весьма велики потому, что часть конструкторов временами переводится на сдельщину по расценкам, дающим при массе ошибок и брака конструкций заработать по два-три оклада. Все эти недочеты нужно немедленно устранить и бороться за снижение стоимости приборов. Главный бухгалтер завода «Автоприбор» Васильев» («Призыв», 16 июня 1938).