Анатолий МИТРОФАНОВ: Я ПРОСТО СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК 65 лет. Это возраст, когда человек должен оглянуться назад, посмотреть правде в глаза и поставить себе оценку за прожитые годы. Анатолий Иванович Митрофанов, встречая свой юбилей в кругу семьи, друзей, коллег, может спокойно себе это позволить. За его плечами тридцать два года работы на Владимирском тракторном заводе. Были и неудачи, но достижений и радостных мгновений побед больше. В 1963 году Анатолий Иванович возглавил заводской коллектив физкультуры, а в 1967 году за высокие показатели в работе по развитию физической культуры и спорта среди трудящихся Постановлением Президиума Всесоюзного Совета добровольных спортивных обществ коллективу физкультуры было уже присвоено название «Спортивный клуб «Мотор», который по праву стал первым спортивным клубом в городе и области. В 1973 году опыт работы СК «Мотор» был обобщай и представлен в павильоне ВЦСПС «Труд и отдых» на ВДНХ СССР. В последующие годы спортивный клуб тринадцать раз признавался лучшим коллективом областного Совета ДСО «Труд». Спортсмены, занимающиеся в СК «Мотор», прославили завод, город, область, успешно выступая на чемпионатах Советского Союза, России, Европы, мира, участвуя в олимпийских играх. За эти годы подготовлено 15 тысяч спортсменов-разрядников, 55 мастеров спорта, 4 мастера спорта международного класса. Сегодня начальник культурно-спортивного центра «Мотор», Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации Анатолий Иванович Митрофанов в гостях у нашей редакции. - Анатолий Иванович, вас практически невозможно застать в унынии и с «опущенными руками». В чем источник хорошего настроения, бодрости, активности? - Видимо мои отец Иван Васильевич и мать Анна Сергеевна заложили основу, которая дает мне силу и энергию. Вырос я в простой семье. В 12 лет уже пошел работать, стал помогать родителям. Всю жизнь помню наказ отца: всегда будь ближе к людям, делай добро, и тогда все получится. - Как спортсмен, тренер, начальник КСЦ «Мотор» вы не раз испытывали радость побед. Но это одна сторона медали. Победа - результат постоянных тренировок. Да и соревнования чаще проходят в выходные дни. Как ваша семья относится к такой неспокойной жизни? - Наверное, моя жена Надежда самой судьбой мне предназначена. У нее брат мастер спорта, и она знала, когда выходила замуж, что ее ждет. Совместных выходных бывает очень мало, но на наших чувствах это не отражается. А познакомились мы с Надей в Болгарии. Я ее так и зову - моя болгарочка. Сына Дениса с малых лет «заразили» плаванием, а теперь и внучку Кристину приобщаем к спорту. Словом, все «за». - Были ли в вашей жизни люди, которые увидели в маленьком Толе будущего спортсмена и повлияли на выбор жизненного пути? - Судьба подарила мне две встречи. В семь лет в деревне Иваньково я пошел в школу. Мой первый учитель, Василий Иванович, всю душу отдававший детям, не стеснявшийся быть и танцором, и циркачом, заметил во мне настойчивость, терпение и поощрял мои активные занятия физкультурой. Когда учился в Ленинградской школе ФЗО, попал к великому тренеру Александрову Ивану Ивановичу. Из трехсот мальчишек он выбрал восемнадцать, с которыми упорно занимался. Пятнадцать из них всю свою жизнь посвятили спорту, в том числе и я. - Анатолий Иванович, какие качества вы цените больше всего в людях? - Доброту, порядочность, честность. Не люблю предателей. - А черты характера? - Огромную силу воли. Если человек не имеет силы воли, то ничего не добьется, особенно в наше время. В достижении поставленной цели необходимы и настойчивость, и терпение. Не получилось что- то сегодня, делай завтра, послезавтра и до тех пор, пока не добьешься своего. Конечно, над собой надо работать. Занятия спортом, физкультурой способствуют развитию этих черт. Сам я редко себе позволяю не сделать утром зарядку. - Есть ли любимые виды спорта? - Легкая атлетика, лыжи, плавание, футбол. Всегда активно занимался спортом. Считаю, что благодаря этому в жизни всего два раза был на больничном. Да и свой юбилей встретил не в «разобранном» виде. - Как оставаться молодым? У вас есть ответ на этот вопрос? - Мой рецепт простой. От вредной привычки курить меня отучил тренер Александров. За это я ему очень благодарен. Спиртным и перееданием никогда не увлекался. Обожаю все молочное, мед. Мяса ем очень мало. Но самое главное - надо относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Это позволяет жить спокойно и сохранять здоровье. - Анатолий Иванович, вы активный участник строительства стадионов «Торпедо» и «Строитель», на ВТЗ при вас было построено восемнадцать спортивных сооружений. Как обстоят дела сегодня? - Когда я прихожу как зритель на стадион «Торпедо», всегда радуюсь - ведь здесь заложен и мой камень. А что касается спортивных сооружений на ВТЗ, - это моя заноза в сердце. Несколько лет назад спортивный клуб «Мотор» потерял свои сооружения. Теперь для того, чтобы заниматься спортом, проводить соревнования, мы вынуждены арендовать помещения. Любое предприятие, город, страна сильны своими социальными объектами. Поэтому я уверен, как только на заводе положение улучшится, мы вновь обзаведемся своими спортивными залами. Есть желание людей заниматься спортом. У нас прекрасные команды волейболистов, футболистов. Тренер футбольной команды Юрий Черепанов со своими ребятами совершили невозможное: в 2003 году они заняли второе место и завоевали серебряные медали на XI чемпионате России по футзалу среди команд высшей лиги. Сейчас, благодаря сотрудничеству администрации ОАО «ВТЗ» и городской администрации, команда будет выступать в 12-м чемпионате России в Высшей лиге. - Есть ли несбывшаяся мечта? - Планы есть. Хочу, чтобы на Владимирском тракторном заводе все было хорошо, хочу чтобы сын Денис закончил юридический институт, чтобы внучка росла здоровой. А несбывшейся мечты нет. Чего хотел, всего добился своим трудом. Встретил свои 65 счастливым. Я не хочу другой работы, другой семьи, другой жизни. Я окружен семьей, друзьями. Я просто счастливый человек» («Тракторостроитель», 25 июля 2003).
Анатолий Иванович с женой Надеждой и сыном Денисом
«МУЗЕЮ БЫТЬ! Музей истории и трудовой славы Владимирского тракторного завода был известен всегда. За многие годы с экспозициями познакомилось не одно поколение владимирцев. Самыми активными посетителями всегда были школьники, студенты училищ и институтов. И может быть, сейчас среди тракторостроителей, есть те, кто связал свою судьбу с заводом после обычной школьной экскурсии. Сегодня музей тоже живет, но не такой активной жизнью, как раньше: с 1995 года экспонатами он практически не пополнялся, прервалась летопись завода, да и экскурсии проводятся намного реже. Разве это правильно? Поэтому на заводе решили музей возродить, обновить экспозиции, пополнить его новыми экспонатами. Подготовительная работа к этому уже началась. Так что можно надеяться, что скоро музей истории и славы Владимирского тракторного завода заживет новой, современной жизнью. А ДВИГАТЕЛЬ ПОЧТИ «ЗЕЛЕНЫЙ» На полигоне в подмосковном городе Дмитров проходит испытания на получение сертификата соответствия международным нормам по экологии двигатель Д-130Т Владимирского тракторного завода. Двигатели Владимирского тракторного завода давно уже зарекомендовали себя. Они просты, надежны в эксплуатации, экономичны. В скором времени к этим «плюсам», похоже, добавится и другое: они будут соответствовать международным стандартам по экологии. Первый двигатель из семейства «ВТЗ» - Д-130Т – уже проходит сертификационные испытания. Начало успешное, из четырех позиций три уже пройдены. Подробнее об этом мы попросили рассказать первого заместителя главного конструктора ГСКБ ОАО «ВТЗ» С.Ю. РУССИНКОВСКОГО. Сергей Юрьевич Руссинковский окончил МВТУ имени Баумана в Москве, кандидат технических наук, специалист в области двигателей внутреннего сгорания, работал на ряде предприятий машиностроительной отрасли, на харьковском танковом заводе. Много лет проработал на чебоксарском дизельном заводе. Здесь в конце 80-х годов осваивал двигатель по лицензии западно-германской фирмы «МТУ» (концерн Даймлер Бенц). Хорошо знаком с западными технологиями. В последнее время серьезно занимается проблемой активного использования компьютерных методов конструирования. - Сергей Юрьевич, испытания двигателя - это итог большой работы. Много пришлось поработать, чтобы довести Д-130Т до соответствия международным стандартам? - Процесс этот очень не скорый. Двигатель, находящийся сегодня на сертификации, готовили больше года. Конечно, он отличается от серийного аналога. Но задача ставилась так: добиться, чтобы отличий было как можно меньше. И наши конструкторы ее выполнили - различий действительно немного. Это, конечно, потребовало колоссальных усилий, легче разработать что-то новое, чем вносить изменения в жестких условиях серийного производства. Более того, чтобы оценить, всю сложность выполненной работы, стоит сказать и о том, что у нас нет приборов, позволяющих выйти на нужные параметры. Как же удалось сделать это? Помогли чутье специалистов, их большой профессиональный опыт, точные расчеты. Поэтому мне хочется поблагодарить всех, кто принимал участие в этой работе. - И отметить? - Конечно, и всех отметить. Прежде всего коллектив испытателей под руководством A.Р. Кульчицкого, специалистов серийной службы под руководством В.Г. Мокеева, других специалистов – успех зависел и зависит буквально от каждого. Ведь, повторюсь, пользоваться приходилось приборами, которые не соответствуют поставленным задачам. Сегодня вопрос с приобретением такого оборудования решается, но это для будущей работы. - А как проходит сертификация? - Полигон в Дмитрове оснащен всем необходимым оборудованием. Он сертифицирован по международным правилам и является единственным центром в стране, имеющим право проводить сертификацию в России. То, что признают здесь соответствующим стандарту, будет признано и на Западе. По трем параметрам – по твердым частицам, по СН и СО – наш двигатель уложился в нормы. По четвертому – окислам азота – его надо подрегулировать. После того, как коллектив полигона выйдет из отпуска, мы прямо там на месте двигатель отрегулируем и представим на испытания. Поэтому и считаем, что уже можно говорить о сертификации Д-130Т - остались только вопросы регулировки, а не конструкции. Очень важно и другое, по всем трем позициям есть хоть и небольшой, но запас. Когда окислы азота будут «подправлены», другие параметры могут немного сдвинуться. Сейчас думаем над этим, запаса должно хватить. В конце августа работа полигона будет продолжена, и мы надеемся, что получим заключение о соответствии и протокол, который позволит дальше проводить процедуру сертификации. Так что, говорить о том, что все уже сделано, пока рано.
С.Ю. РУССИНКОВСКИЙ
- И все же, Сергей Юрьевич, давайте немного забежим вперед. Что нужно сделать после того, как сертификат будет получен, чтобы запустить двигатель в серийное производство? - По конструкции представленный на сертификацию Д-130Т не сильно отличается от того, что выпускается сегодня на западе, хотя и есть несколько технологических нюансов. Но технологи, в принципе, их приняли, тем более, что детали выпускаются на нашем заводе. Тут важнее другое: нужна высокая стабильность производства. Иначе говоря, параметры должны быть стабильны от детали к детали, чего у нас сейчас, к сожалению, нет. Когда речь идет о столь малых процентах выбросов, влияют самые незначительные отклонения. В литье немного канал пошел не в ту сторону, все сразу и «уехало», не так настроили топливный насос и все параметры сдвинулись. Нужно повышать культуру производства: оборудование должно вовремя обслуживаться, инструмент меняться, строго соблюдаться технология. Причем, чем дальше, тем больше. Требования по экологии становятся только жестче. Тем более, что будем сетифицировать и другие двигатели, а по «воздушникам» без турбонаддува получить эти параметры намного сложнее. Вывод тут может быть только один: серийное производство должно будет просто поднять свой уровень в целом. И никаких принципиальных требований, типа «для того, чтобы запустить «зеленый» двигатель, необходимо новое оборудование», тут нет. Что-то, естественно, нужно будет приобрести, возможно, на отдельных операциях заменить оборудование, но в целом существующие технические и технологические возможности завода позволяют решить эту проблему. Основной вопрос тут – в обеспецении стабильности параметров и высокой культуры производства. - Значит, процесс сетификации двигателей на международные требования по экологии становится постоянным? - Правильно, на ближайшее время у нас на очереди четырехцилиндровый двигатель, следом двух- и трехцилиндровые двигатели, но уже безнаддува. И так далее. Существующие международные требования, а российские ГОСТы их, как правило повторяют, другого выбора нам просто не оставляют. Соответственно будет расти и доля «зеленых» двигателей в серийном производстве» («Тракторостроитель», 8 августа 2003).
«ПРИХОДИТЕ, HE ПОЖАЛЕЕТЕ Есть на Владимирском тракторном заводе уникальный цех, единственный на всю Россию. Он специализируется на производстве литья в оболочковые формы. Это литейный цех № 4. И на заводе он - в числе передовых по многим показателям. Рассказывает заместитель начальника цеха Галина Анатольевна Усова. Более тридцати лет она связана с производством в литейном четвертом. - Основная номенклатура нашего цеха - это отливка цилиндров, идущих на двигатели. Меньшую долю в производстве занимают изготовление корпусных отливок на тракторы ВТЗ и отливок по кооперации для заводов Москвы, Ногинска и Волгограда. Коллектив у нас небольшой, но очень профессиональный, а главное - желающий работать. Многие добросовестно трудятся на нашем заводе не один десяток лет - стерженщицы Ольга Соколова, Галина Луконина, слесарь Евгений Некрасов, электромонтер Александр Ефимов, обрубщик Александр Любимов. Работаем бригадным методом, вместе с тем при начислении заработной платы всегда учитывается коэффициент трудового участия каждого члена бригады. И это очень серьезный стимул. Ответственное отношение людей к своему труду и желание заработать сказываются на результатах. Так, оперативный план в июне и июле коллектив выполнил за две недели. Простоев у нас не было. Мы оказали помощь литейным цехам № 1 и № 2 и также смогли использовать освободившееся время для наведения порядка в цехе. Утром на планерке каждый работник получал задание, а вечером подводили итоги, что сделано и как. Сейчас, когда генеральная уборка проведена во всех помещениях цеха, просто поддерживаем порядок. И это очень важно, если учитывать жесткие требования, которые предъявляются по культуре производства. Оказав в начале августа помощь литейным цехам, с середины месяца мы приступили к выполнению своего производственного плана. При полном обеспечении цеха необходимыми материалами и за счет интенсивного труда план мы выполним. В летний период, готовясь к отопительному сезону, мы уже частично отремонтировали крышу. Своими силами заменили батареи в женской и мужской раздевалках. В начале августа приступили к косметическому ремонту бытовых помещений с помощью работников ремонтно-строительного цеха. Спокойная рабочая обстановка в цехе, когда каждый знает, за что он отвечает, а также некоторая стабилизация на заводе возвращают к нам специалистов, которые когда-то уходили. Так служба механика очень выиграла, когда в цех вернулись Владимир Ширшин и Юрий Романов. Они классные специалисты, обеспечивают нормальную работу своего участка. Говорить о достижениях, конечно, приятно. Но работа состоит и из множества проблем, которые нам очень мешают. Например, сегодня не хватает сантехников. Или еще - в цехе остался всего один контролер. А для того, чтобы не страдало качество выпускаемой продукции, в штате должны быть технолог и еще один контролер. Поэтому я приглашаю к нам в цех работников этих специальностей. Приходите, не пожалеете.
Осенью 2003 г. старое заводоуправление при цехе шестерен консервируется. УГТ и ОГМет переезжают в инженерный корпус ГСКБ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА: НА ВТЗ ЭТА ЗАДАЧА РЕШАЕТСЯ КОМПЛЕКСНО В том, что любое производство должно быть эффективным, не сомневается никто. Вопрос в другом: как добиться этого? Нынешние проблемы Владимирского тракторного завода и образовались оттого, что долгие годы на предприятии просто “проедали” накопленный ранее запас прочности, "не замечая” того, что на производство одного рубля товарной продукции тратится полтора. Сегодня ситуация кардинально изменилась, борьба за эффективность производства, за каждый истраченный рубль стала реальной, планомерной и широкомасштабной. Что же конкретно делается в этом направлении? Об этом мы и беседуем с главным инженером ОАО «ВТЗ» В.Ф. ГУСЬКОВЫМ. - Валентин Федорович, а с чего, собственно, начинается работа по повышению эффективности производства? - В первую очередь, со снижения всех непроизводительных затрат. Это задача и тактическая - снизить себестоимость выпускаемой продукции, значит, улучшить экономическое положение предприятия, и, конечно же, стратегическая - создать условия для дальнейшего развития производства. Причем, в понятие «снижение непроизводительных затрат» мы вкладываем многое. Это, в первую очередь, - полная загрузка имеющихся мощностей, выполнение мероприятий по энергосбережению, совершенствование технологических процессов, замена морально и физически устаревшего оборудования и своевременный капитальный ремонт всего остального с тем, чтобы не случалось форс-мажорных ситуаций и чтобы моторосборочное и тракторосборочное производства, как финишные, не простаивали. Разумеется, для того, чтобы снизить непроизводительные затраты, необходимо решать параллельно с этим ряд других вопросов организационного и административного характера. Словом, это большая и очень серьезная работа. - Тогда давайте по порядку. Всем известно, что неполная загруженность мощностей - беда не только Владимирского тракторного завода, это большая проблема всех предприятий отрасли. - Действительно, тут мы не одиноки. Все машиностроительные предприятия страдают оттого, что производственные программы значительно уменьшились по валу. Но каждое предприятие свои проблемы решает самостоятельно. Плюсом я считаю то, что у нас в последнее время значительно расширилась номенклатура изделий - много модификаций тракторов и двигателей, - и вся выпускаемая заводом продукция находит конкретного потребителя. Более эффективное использование производственных площадей достигается и выполнением сторонних заказов, взаимной кооперацией. В этом направлении также сделано уже многое. Налажено практическое сотрудничество с чебоксарским «Промтрактором», Липецким тракторным заводом. Эти предприятия размещают у нас заказы на изготовление литья, поковок. Мы же, в свою очередь, на том же Липецком заводе разместили заказ на производство коленчатых валов, поскольку часть технологического оборудования в своей кузнице хотим вывести в капитальный ремонт. Идет работа с Чебоксарским заводом силовых агрегатов по механической обработке корпусных деталей. Активно работаем по освоению заказа Министерства путей сообщения. Это очень выгодно для предприятия: загружаем бывший литейный третий выпуском тормозной колодки для железнодорожников. Берем хороший заказ на Заволжском моторном заводе, большой контракт заключаем на производство фланцев. Принцип тут один: сегодня завод делает все, что для него выгодно. Это первый шаг в снижении непроизводительных затрат. Ведь затраты, связанные с амортизацией оборудования, обслуживанием зданий, отоплением - постоянные. И если не сможем постоянно загружать мощности, будем иметь одни убытки. Вместе с тем, чтобы снизить эту затратную составляющую, связанную с должным содержанием зданий, сооружений и техоборудования, часть производственных помещений просто закрываем, консервируем. Больным вопросом в последнее время было для завода содержание ВМСЗ. Корпуса тут большие, а производство было незначительным. Сейчас здесь ведутся работы по консервации производства. До октября этот процесс мы должны завершить. Все, что нужно, уже перевезли оттуда на основную площадку. Остальное законсервируем и обеспечим надежное хранение. Только одно это мероприятие обеспечит предприятию экономию в год от 8 до 10 миллионов рублей. - Наверное, не меньшую экономию может дать и рациональное расходование энергоресурсов? - В условиях постоянно растущих тарифов на энергоносители это очень важно. Колоссальный эффект получили уже от упорядочения работы структурных подразделений и жесткого лимита потребления электроэнергии, установленного практически для всех цехов. Причем, лимиты устанавливали не «с потолка», а после основательной инженерной проработки, на основе статистики прямых и косвенных измерений. Что это дало? Если раньше заявленная мощность предприятия была 15 мегаватт, то, начиная с апреля, она снизилась до 10. Снижение заявки на 5 мегаватт – это экономия в 1,2 миллиона рублей в месяц. Заметьте, это мероприятие не потребовало никаких капиталовложений. Но одними организационными мероприятиями всей проблемы не решить. На предприятии разработана четкая и конкретная программа энергосбережения. Недавно на заводе побывали представители одной солидной московской фирмы, занимавшейся аудиторскими консультациями. Они сделали первичное обследование нашего состояния по энергетике. И сделанный ими вывод, честно скажу, нас обрадовал. Они отметили, что на заводе действует хорошая программа по энергосбережению, одобрили все мероприятия, которые сегодня реализуем, подтвердили правильность выбранных приоритетов. «Вам нужно только поднапрячься, - на прощание сказали они, - чтобы выйти на цифры, которые поставлены по срокам реализации мероприятий. Добьетесь этого - эффект будет колоссальный, это будет хорошее пополнение оборотных средств». Надо сказать, что приоритет мы отдаем только таким проектам, срок окупаемости которых максимум полтора года. - Валентин Федорович, в качестве примера расскажите о каком-нибудь таком проекте. - В рамках программы энергосбережения сегодня закупаем энергетическое и технологическое оборудование на сумму порядка 5 миллионов рублей. Оно уже стало поставляться на завод по лизингу. По нашим расчетам, все закупленное оборудование должно окупиться в течение года и в дальнейшем принести заводу ощутимый эффект. Причем, не только экономический. Внедрение этого оборудования позволит в ряде цехов создать нормальные условия труда в части поддержания необходимого температурного режима. Сейчас прорабатывается вопрос о более широком внедрении в производство плазменных и лазерных технологий. Их применение позволяет исключить участие в процессе большого количества прессов, отказаться от ремонта штампов, и, соответственно, услуг вспомогательных работников. Предполагаемый экономический эффект — более 8 миллионов рублей в год. - Новое оборудование - это, бесспорно, хорошо, а как обстоит дело с тем, что есть на заводе? - Честно скажу, с ремонтом основных фондов дело обстоит достаточно сложно. Но и здесь мы нашли достаточно оптимальный и эффективный вариант: создаем временные бригады из квалифицированных ремонтников. Мы не стали привлекать на завод подрядчиков, а дали возможность собственным работникам в свободное от основной работы время подзаработать на ремонте оборудования. И процесс пошел. У меня лежит множество приказов-заданий на ремонт оборудования нашими работниками. И работу они выполняют качественно. Например, в литейном первом есть работники, которые обладают несколькими профессиями, и они выразили желание участвовать в ремонтных работах. Надо сказать, что в этом цехе достаточно непростая ситуация, и чтобы избежать простоев, мы разработали программу неотложных и первоочередных задач и соответствующие мероприятия, которые надо выполнить. Теперь подрядчиков будем привлекать только на случаях, если сами не сможем что-то сделать. В остальных станем обходиться собственными силами. Это даст полную загрузку людей, а им - возможность заработать. Причем, мы хотим, чтобы те деньги, которые наши работники освоят по приказу-заданию, выплачивались сразу. Суммы достаточно солидные, они колеблются от пятисот рублей до пяти тысяч, в зависимости от объема и сложности задания. Вся эта работа должна способствовать созданию нормальных условий для развития производства и решению сегодняшних задач, стоящих перед заводом. СТОЛОВАЯ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ХОРОШИЙ ОБЕД... Комбинат питания ОАО “ВТЗ” всегда славился вкусными и дешевыми обедами. В былые времена двенадцать столовых, расположенных прямо в цехах предприятия, могли посменно накормить почти 18 тысяч человек. Тогда редко кто довольствовался в обеденный перерыв бутербродом с чаем или мог себе позволить обед дома: столовались в столовой. Но, как говорится, время внесло свои коррективы: сократилось производство, уменьшилась численность, из соображений экономии многие стали прихватывать еду из дома или пользоваться услугами соседних магазинов. Естественно, отпала потребность в таком количестве столовых, оно сократилось до четырех, а славившаяся своими веселыми свадьбами «Молодежная», в конец обветшала, превратившись в поминальную трапезную под веселым названием «Молодежная». Постепенно изменился облик столовых и на территории завода: на поблекших стенах и электрических плафонах прочно осела пыль, с водопроводньх кранов поисчезали смесители, а подступы к столовым оказались настолько завалены мусором, что несведущему человеку, скажем, гостю или командировочному, с первого раза даже невдомек, а туда ли он направился отобедать? Правда, жалоб на качество обедов у посетителей заводских столовых никогда не было и, слава богу, нет до сих пор, но в обеденный перерыв душа тоже требует комфорта: чистоты вокруг, пусть дешевых, но свежих скатертей на столах, салфеточек, цветочков... У работников столовых свой резон: мол, не напасешься на рабочих из литейки, например, свежих скатертей, они идут в столовую в прокопченной робе и с черными от пыли руками, тарелки после такого обеда приходится сутки в мыльной пене отмачивать... Так-то оно так, но есть проверенное временем правило: стиль поведения человека диктуется условиями, в которых он обитает. Участники телеигры «Последний герой», заброшенные на необитаемый остров, тоже ели пищу руками, но это совсем не значит, что они не умели пользоваться ножами и вилками. Так и рабочий, идя в столовую, где его ждут свежие скатерти и прочий уют, обязательно снимет засаленную робу и вымоет руки, как делает это у себя дома. Вот, исходя из того, что завод - это второй дом, комиссия и проверила места общественного питания на ОАО “ВТЗ”. Она обнаружила факты нарушения чистоты и порядка, после чего по заводу последовал приказ: «За нарушение требований, предъявляемых к предприятиям общественного питания, объявить выговор: Т.А. Яковлевой - зав. производством столовой №5 (моторосборочный корпус) и Т.В. Шичковой - зав. производством столовой № 78 (цех шестерен)». Объяснения того, что выявленные в столовых нарушения - следствие царящего вокруг всеобщего беспорядка, в оправдание не принимались. Почему? Да потому что причины этого явления известны человечеству давно. Помните, что в «Собачьем сердце» М. Булгакова ответил профессор Преображенский доктору Борменталю, который посетовал на царящую вокруг «революционную» разруху? «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой?.. Если я, войдя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза, и тоже самое будет делать Зинаида и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах...» («Тракторостроитель», 22 августа 2003).
«КАК МЫ РАБОТАЕМ Точный ответ на этот вопрос даст автоматизированная система управления предприятием «ГАЛАКТИКА» Автоматизация управления различными аспектами деятельности предприятия - это не только требование времени, без этого просто невозможно добиться ни точного учета, ни высокой эффективности производства. Сегодня большинство организаций в той или иной степени используют предназначенные для этого различные программные продукты, однако, не всегда достигают ожидаемого эффекта. В чем же причины? Их может быть несколько: от неумения реализовать привычные схемы учета средствами программы до недостаточного знания возможностей ее отдельных компонентов. Важен и правильный выбор программного продукта. Владимирский тракторный завод выбрал комплексную систему управления предприятием «Галактика». О том, какими возможностями обладает именно эта АСУ, что удалось достичь с ее помощью и, главное, каких результатов можно добиться в ближайшем будущем рассказывает начальник информационно-вычислительного центра ОАО «ВТЗ» Р.В. Мельников: - Сначала о возможностях комплексной системы управления предприятием «Галактика». Она позволяет автоматизировать решение большого количества задач: от оперативного управления розничной, оптовой торговлей и закупками, учёта дебиторской и кредиторской задолженностей до финансового анализа и планирования, контроля исполнения производственных планов. Решение о внедрении системы «Галактика» на ОАО «Владимирский тракторный завод» обуславливалось, прежде с всего, необходимостью постановки управленческого учета в целях повышения эффективности производства и снижения издержек. При сложившемся уровне развития предприятия, для решения поставленных задач, связанных с интенсификацией его деятельности и переходом на современные методы ведения хозяйствования, актуальной стала потребность уже не в бухгалтерских программах, а в комплексных системах автоматизации управления предприятием. Процесс внедрения системы «Галактика» на предприятии начался с января 2003 года. На первом этапе автоматизируются процессы материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции, складского учета, финансовой деятельности предприятия, бухгалтерского учета. За семь месяцев осуществления пуско-наладочных работ произведены настройки системы «Галактика», которые включали в себя следующие этапы: приобретение и установка компьютерного оборудования, проектирование и монтаж локальной сети, установка пакетов прикладного программного обеспечения, установка и настройка программы «Галактика». В настоящий момент спроектированы и подключены к системе «Галактика» рабочие места в финансовом управлении, службах МТО и сбыта, главной бухгалтерии. Это позволяет организовать потоки данных «сверху вниз», «снизу вверх», а также «по горизонтали» - между службами (бухгалтерией, службами МТО и сбыта, финансовым управлением); сопоставить и увязать эти данные. В соответствии с правами доступа к информации сотрудники любой из перечисленных служб смогут увидеть документы других служб, сразу же после ввода их в систему. Например, сотрудники службы МТО не обращаясь в финансовое управление, смогут увидеть, когда и насколько оплачены их счета, и решить, как вести переговоры с поставщиками. Экономии оборотных средств можно достичь за счет регулярного анализа складских запасов. В систему введены максимальные и минимальные показатели запасов для основных товарно-материальных ценностей (ТМЦ). За счет этого можно увидеть дефицит тех или иных ТМЦ, своевременно сделать на них заказ, спланировать командировки сотрудников службы МТО и сократить командировочные расходы. В течение нескольких минут из системы можно получить отчет по неликвидам в двух аспектах: ТМЦ, запасы которых превышают лимитные показатели, и ТМЦ, которые хранятся на складах долее положенного срока. Затем может быть принято решение о продаже неликвидов, что позволит возвратить на завод оборотные средства. Службам сбыта система позволит выявить наиболее активных или пассивных покупателей, определить какие из них являются наиболее аккуратными плательщиками. В дальнейшем можно будет проанализировать сезонные изменения сбыта различных видов готовой продукции для более точного планирования производства. Началось внедрение модуля «Управление персоналом», что позволит совершенствовать систему оплаты труда и учета кадров на предприятии. В бухгалтерии можно будет более точно и оперативно вести бухгалтерский учет с использованием первичных документов, введенных в систему, проводить налоговые расчеты. На основе анализа исполнения платежного календаря финансовое управление сможет более точно определять приоритеты различных видов оплат. В будущем планируется внедрение контура управления финансами, что обеспечит решение задач финансового менеджмента, предоставит набор средств управления бюджетом и финансового анализа. В дальнейшем планируется внедрить контур управления производством, который позволит автоматизировать управление технической под готовкой производства, технико-экономическое планирование на пред приятии, контроль исполнения производственных планов. Таким образом, внедрение системы упорядочит информационные потоки, предоставит эффективный доступ к данным и необходимый инструментарий для принятия мотивированных управленческих решений менеджерами всех уровней. На основе этого они смогут оценить оборачиваемость материальных ресурсов, рентабельность активов и, за счет обобщения, анализа и интерпретации этих данных, ответить на главный вопрос: как работают ресурсы предприятия, и как заставить их работать лучше. Сбалансированная работа системы позволит получать достоверные и своевременные данные обо всех этапах и направлениях производственно-хозяйственной деятельности предприятия тем самым - повысить эффективность принятия управленческих решений - как основы успешного и стабильного функционирования ОАО «ВТЗ» в условиях рынка. С ДЕЛОВЫМ ВИЗИТОМ C деловым визитом на Владимирском тракторном заводе побывали начальник Горьковской железной дороги Ш.Н. Шайдуллин и его заместитель Ф.Г. Ахкямов. Их интересовала продукция предприятия. Гости познакомились с модификациями тракторов, обсудили пути сотрудничества. Итогом визита стало подписание договора на поставку заводом Горьковской железной дороге 50 тракторов. Кроме того, руководители железной дороги посмотрели первые образцы тормозных колодок для Министерства путей сообщения, производство которых осваивается сегодня на ВТЗ. Вместе с гостями из Нижнего Новгорода на заводе побывал и первый заместитель губернатора области В.В. Веретенников. *** С июня нынешнего года на ОАО «ВТЗ» изменился способ расчетов по оплате труда. Теперь работники Владимирского тракторного завода получают заработную плату не со своих сберкнижек в отделениях Сбербанка РФ, а по пластиковым картам с собственных банковских счетов, открытых во Владимирском региональном управлении ОАО «Московский индустриальный банк». Старший инспектор организационного отдела завода Елена Васильевна Мухомедзянова так оценила преимущества нововведения: - Я снимаю деньги с банкомата, который стоит у нас на заводе в проходной. Для меня это очень удобно, так как экономится время. Тем более, не надо носить с собой паспорт и сберкнижку. - Пользоваться пластиковой карточкой стало привычным делом, ведь к хорошему привыкаешь быстро,- продолжила эту тему ведущий специалист отдела кадров Надежда Константиновна Хилкова. - Деньги можно снять и в городе и на заводе. И дополнительных услуг владельцам карт предоставляется немало: можно получать дополнительный доход, если переводить часть зарплаты на вклад «Универсальный», можно открыть дополнительные карты для членов своей семьи, можно пользоваться безналичной оплатой услуг и товаров. Каждый выбирает то, что ему необходимо.
СПОРТ ДОЛЖЕН ДАРИТЬ РАДОСТЬ И ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ ЗДОРОВЬЮ К футбольной команде «Мотор» КСЦ Владимирского тракторного завода у работников предприятия отношение всегда было неоднозначным. Победы футболистов вроде бы и грели душу заводчан, но все разговоры заканчивались одной и той же фразой: «Вот если бы это были наши ребята, тракторостроители, тогда другое дело - “поболеть” за них было бы приятно». Действительно, тракторостроителями футболисты не были. И деньги, которые завод тратил и дальше должен был тратить на содержание команды, а это сотни тысяч рублей, работникам предприятия, прямо скажем, большой радости не приносят. Особенно сейчас, когда каждая копейка идет на погашение долгов по зарплате, на обеспечение производства, на создание прочного фундамента дальнейшего развития ВТЗ. Естественно, подобная ситуация требовала своего разрешения. Профсоюзный комитет ОАО «ВТЗ» на своем заседании рассмотрел этот вопрос и выступил перед администрацией завода с предложением прекратить финансирование футбольной команды «Мотор». Вот как это решение актива прокомментировал председатель профсоюзного комитета Валерий Константинович Хвалов: - В настоящий момент профсоюзный актив завода считает не целесообразным содержать футбольную команду, которая обходится предприятию в такую "круглую" сумму, И хорошо, что администрация завода и профсоюзный комитет ОАО «ВТЗ» в этом вопросе нашли понимание. Во-первых, не секрет, что среди команды практически нет работников тракторного завода. Во-вторых, сейчас перед заводом стоят более важные задачи: погасить задолженность по заработной плате и обеспечить производство всем необходимым. А потом, наверное, намного лучше в нашей ситуации поддерживать массовое физкультурное движение на предприятии: здоровье заводчан для нас намного дороже. Высвободившиеся средства на решение всех этих задач как раз и будут направлены. А когда все эти вопросы будут решены, когда не будет задолженности по зарплате и она будет расти, тогда, пожалуй, и можно будет позволить себе роскошь иметь собственную футбольную команду» («Тракторостроитель», 12 сентября 2003).
«НАМ ЕСТЬ КЕМ ГОРДИТЬСЯ Накануне Дня машиностроителя отметили свои трудовые юбилеи заместитель генерального конструктора по тракторам Борис Петрович Смирнов, испытатель двигателей ГСКБ Владимир Васильевич Андреев, заместитель начальника КСЦ “Мотор” Юрий Николаевич Яшин. 21 сентября исполнилось сорок лет с тех пор, как Б.П. Смирнов пришел в ГСКБ Владимирского тракторного завода. Борис Петрович участвовал в разработке большинства моделей и модификаций выпускаемых в настоящее время тракторов. В 1988 году он был награжден серебряной медалью ВДНХ, в 1999 году - медалью Всероссийского Выставочного центра, в апреле 1995 года Борису Петровичу было присвоено звание «Заслуженный конструктор Российской Федерации». Техническая новизна с разработок талантливого конструктора подтверждена четырнадцатью официально зарегистрированными изобретениями, двенадцать из которых внедрены в производство. Сорок лет проработал на Владимирском тракторном заводе испытатель двигателей ГСКБ Владимир Васильевич Андреев. За время работы приобрел огромный опыт, занимался и занимается доводкой и совершенствованием воздушных фильтров и других агрегатов двигателей. У Владимира Васильевича шесть авторских свидетельств на изобретения, а также патент США на новую модель воздушного фильтра, которая получила Серебряную медаль на Бельгийской международной выставке. Все разработки внедрены в производство. Имя Юрия Николаевича Яшина известно многим поколениям тракторостроителей. Сорок пять лет он предан спорту. Занимался с детьми в заводском пионерском лагере «Дружба», воспитал немало спортсменов, которые были чемпионами и призерами города, области и России. Пятнадцать лет работал заместителем председателя спортивного клуба «Мотор». В 1998 году Юрию Николаевичу было присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».
ТРАКТОРОСТРОИТЕЛИ РАССКАЗЫВАЮТ Накануне праздника принято подводить итоги. Мы попросили руководителей структурных подразделений Владимирского тракторного завода рассказать о том, чем живут их коллективы, какие изменения произошли за последнее время, поделиться своими планами. НА УРОВЕНЬ ЛУЧШИХ ОБРАЗЦОВ Основные направления работ конструкторов - создание новых двигателей, тракторов и совершенствование серийно-выпускаемых изделий - ведутся в соответствии с требованием рынка, требованиям отечественных и международных стандартов. И сегодня, в канун нашего профессионального праздника, можно смело сказать, что есть успехи в создании новых объектов производства. Прежде всего - это разработка и изготовление первых образцов двигателей с жидкостным охлаждением. Испытание первых образцов 3-х цилиндровых жидкостных двигателей дали хорошие результаты: Д-130В - показали мощность 50 л.с., а в Д-130ТВ (с турбонаддувом) мощность доходит до 90 л.с. В настоящее время идет изготовление 3-х цилиндровых двигателей с 4-х клапанной головкой и рядом других новшеств, что позволит этим дизелям по большинству показателей, в том числе по токсичности, литровой мощности и другим быть в числе лучших образцов в мире. На днях закончена разработка техдокументации, и она передана в экспериментальный цех для изготовления первых четырехцилиндровых двигателей Д-144В с жидкостным охлаждением. Успешно прошло испытание 3-х цилиндрового двигателя Д-130Т-10 на Дмитровском полигоне, аккредитованном международными органами. В настоящее время заканчивается оформление международного сертификата на этот двигатель. Это позволит поставлять наши тракторы на европейский рынок. Тракторы с такими двигателями и рядом другим новшеств - усиленной гидронавесной системой, дисковыми тормозами, работающими в масле, с пониженными скоростями, - проходят эксплуатационные испытания.
Экспериментальным цехом изготовлен первый трактор ВТЗ-2048АВ, оборудованный нашим жидкостным двигателем Д-130В. В будущем мы будем оборудовать Владимирские и Липецкие трактора нашими двигателями с воздушным или жидкостным охлаждением в зависимости от требований потребителей. Напряженно идет работа по созданию на заводе первого отечественного трактора класса 1,4 с двигателем мощностью 80 л.с. Мы успешно провели приемочные испытания таких тракторов во Владимирской МИС. В ближайшее время покажем первый образец интересной коммунальной машины - вакуумную мусороуборочную машину с саморазгружающимся бункером. Мы, создатели новой техники понимаем, что главное для нас это внедрение в производство всего того, что создано в опытных образцах. Поэтому ближайшие наши задачи с техническими службами завода - ускорение внедрения усиленной гидронавесной системы и внедрения двигателя Д-130Т-10 соответствующего по токсичности международным стандартам. В перспективе создание семейства 3,4 и 6-ти цилиндровых жидкостных двигателей мощностью от 45 до 180 л.с. и новых тракторов с техническими параметрами, не уступающим тракторам передовых зарубежных фирм. Накануне Дня машиностроителя хочу отметить хорошую работу всего коллектива ГСКБ и экспериментального цеха. От своего имени хочу поздравить с нашим профессиональным праздником всех работников нашего общества, всех ветеранов - работающих и ушедших на заслуженный отдых. Особо хочу поздравить таких специалистов как: Б.П. Смирнов, А.И. Попов, В.В. Маркелов, В.Т. Кобычкин, В.В. Коротков, В.С. Шепель, Т.И. Михайленко, В.А. Лундин, В.Г. Заревич, Д.В. Бренер, Н.И. Зуев, Ю.И. Глушков, В.Ф. Муравьев и многих других. В.Г. КАГАН, генеральный конструктор ОАО «ВТЗ» СОХРАНИТЬ ТРУДОВОЙ НАСТРОЙ По итогам производственного соревнования коллективу литейного цеха № 2 присвоено звание «Лучший цех». Это заслуга всего коллектива. Я желаю коллективу цеха сохранить трудовой и боевой настрой, удержать достигнутые успехи на должном уровне, улучшить их. Поздравляю всех тракторостроителей с Днем машиностроителя. Желаю удачи, здоровья и хорошего настроения. В.А. ПЕТРОВ, начальник литейного цеха № 2
ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ Новой, современной жизнью заживет скоро музей истории и славы Владимирского тракторного завода. Помощь в его становлении оказывают работники государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Мы попросили заместители генерального директора по научной части музея-заповедника Альмасариду Алимовну Тенеткину рассказать о планах реконструкции заводского музея. - Хорошо, что на Владимирском тракторном заводе понимают, что без знания истории, нельзя построить будущее. К счастью, в заводском музее ВТЗ осталась основа, которую многие предприятия за годы перестройки потеряли. Всю необходимую научно-методическую помощь в реконструкции музея мы окажем, но в штате заводского музея должен быть постоянный сотрудник. В первую очередь, необходимо научить вести учет. Существуют сложившиеся системы учета и хранения экспонатов. Ведь люди уходят, а вещи должны оставаться. В марте будущего года будет представлен художественный проект музея, а в июне планируется торжественное открытие. Впереди много работы. Но есть ради чего стараться. Те, кто придет на завод, будут знать историю предприятия, появится уважение к людям, которые здесь трудятся. И возможно возникнет интерес к своей семье, предкам, истории города и страны. Будет меньше равнодушных людей, и больше тех, кто любит свою Родину.
Концерн «Тракторные заводы» Только один холдинг на рынке занимается исключительно производством тракторов — ЗАО «Мост», принадлежащий московскому предпринимателю Михаилу Болотину, основавшему некоммерческое партнерство «Концерн «Тракторные заводы». Он же является председателем совета директоров трех тракторных заводов: Владимирского и Липецкого, выпускающих тракторы для сельского хозяйства, и «Промтрактора» в Чебоксарах, специализирующегося на тракторах для лесной и строительной отраслей. Владельцем компаний холдинга является - дочерняя фирма «Моста» ОАО «УНИК» (Универсальная инвестиционная компания). Ей принадлежат и тракторные заводы. Владимирский тракторный завод — один из флагманов советского машиностроения, единственный в стране завод полного цикла, экспортировавший свою продукцию в десятки стран мира. В начале 1990-х он оказался на грани банкротства. Новый собственник после покупки заявил, что «золотой дождь на ВТЗ немедленно не прольется» и выразил надежду, что проблемы завода удастся решить за счет роста объемов производства. В середине лета владельцы приступили к реорганизации предприятия, выделив производство двигателей (их продажа, кстати, дает 60% выручки) и литейное производство. Таким образом, появились Владимирский моторно-тракторный завод и Владимирский литейный завод. К чему приведут усилия реаниматоров, станет ясно к концу года. Но заметим, что компания уже вышла на уровень безубыточности, продав в прошлом году больше тысячи тракторов и выручив около 800 млн. руб. Иными словами, у владимирцев есть вполне реальные шансы не только выжить, но и получить заказы на двигатели и тракторы» («Тракторостроитель», 26 сентября 2003).
«НОВЫЕ СВЯЗИ - НОВЫЕ ПЛАНЫ Недавно на Владимирском тракторном заводе побывала делегация Заволжского моторного завода. Складывающиеся партнерские связи между двумя предприятиями очень перспективны. Мы попросили заместителя главного инженера ОАО “ВТЗ” Анатолия Егоровича ЛИХАЧЕВА рассказать об этих планах сотрудничества и, естественно, о новом партнере Владимирского тракторного завода: - Заволжский моторный завод - одно из ведущих предприятий по производству двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, он не уступает мировым лидерам по выпуску и другой продукции, в том числе сталеалюминиевой ленты, подшипников скольжения. ЗМЗ крупнейший изготовитель алюминиевого литья. На сегодняшний день на Заволжском заводе объемы производства практически близки к уровню времен Советского Союза. Вся выпускаемая продукция сертифицирована на соответствие требованиям международных стандартов, выпускаются новые модели дизелей. Предприятие работает на полную мощность, используя трехсменный график работы. В связи с отсутствием мощностей по производству чугунного и стального литья, горячих поковок ЗМЗ вынужден закупать эти заготовки по кооперации. С целью повышения эффективности производства ЗМЗ ищет альтернативных поставщиков. В конце марта Заволжский моторный завод вышел на ВТЗ с предложением о взаимовыгодном сотрудничестве. Уже в апреле главный инженер нашего завода Валентин Федорович Гуськов и я побывали у соседей, ознакомились с производством, подобрали десять наименований различных заготовок, которые мы можем поставлять на ЗМЗ. К изготовлению этих заготовок будут привлечены литейные № 1 и № 4, кузнечный и автоматный цеха, Никологорский агрегатный завод. Сейчас уже много сделано. Спроектирована оснастка восьми заготовок. В литейном цехе № 4 прошла первая плавка опытной партии гильз. Экспериментальный цех проведет доработку гильз, и после 20 октября мы осуществим их поставку партнерам. В минувшую пятницу пришли официальные чертежи для изготовления шестерен. Планируется, что автоматный цех должен в месяц выпускать по десять-пятнадцать тысяч этих деталей. Литейный цех № 1 будет выполнять семь наименований. По сравнению с нынешним годом, в этом цехе объемы производства в 2004 году увеличатся в 1, 5 раза. Безусловно, для нашего заводского коллектива это очень серьезный заказ, от которого в значительной степени зависит повышение эффективности производства. Будут дополнительные объемы - будут дополнительные деньги. И конечно, выполнение такого заказа требует высокого уровня организации работы от каждого, будь то начальник цеха или рабочий.
НА СМЕНУ ДВОРНИКАМ «Иностранцем» в России оказался коммунальный трактор, изготовленный на Владимирском тракторном заводе. Маленький, юркий, он легко сгребал в сторону от дороги полутораметровую полосу снега установленным спереди плугом, а задней щеткой подгребал оставшиеся на полотне снежные серпантины. Он действительно смахивал на расторопного портье не только своей проворностью, но и необычным по российским меркам дизайном - элегантной «одежкой» ярко-красного цвета, «скроенной» по лекалам владимирских «кутюрье» из ГСКБ Владимирского тракторного завода. С тех пор владимирский трактор заметно похорошел, приобретя округлопродолговатые формы, и преуспел не только в уборке дорожных покрытий. Теперь с его помощью коммунальные службы могут успешно решать проблему круглогодичного содержания и уборки придомовых территорий, тротуаров и внутриквартальных проездов. Особенно актуален этот вопрос для Москвы: чтобы обеспечить чистоту и порядок на многочисленных дворовых территориях. не хватит ни метел, ни лопат, ни дворницких рук. Гораздо дешевле и эффективнее использовать мобильную уборочную технику. К такому выводу пришли и в Правительстве Москвы. По централизованному заказу в период 2002-2003 годов владимирскими тракторостроителями столицу было поставлено около 270 коммунальных тракторов. В их числе - 90 тракторов марки BT3-2043A (КО) с комплектом навесного и прицепного оборудования, выполненного совместно с Доскомтехникой по специальному заказу. Особенность этих коммунальных машин в том, что ими можно круглый год, в зависимости от сезона, очищать не только дороги, но и дворовые территории, тротуары и внутриквартальные проезды от снега, мусора и грунтовых наносов, мыть их, а также распределять на дорожном покрытии сыпучие и жидкие противогололедные реагенты. Генеральный директор Доркомтехники Николай Алексеевич Зенитов дал высокую оценку владимирской технике. - Из существующих отечественных тракторов владимирский трактор ВТЗ-2048А в коммунальном исполнении наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к машинам, предназначенным для уборки тротуаров и дворов,- сказал он.- В своем классе - шириной захвата 1.4 – 1.6 метра - эти тракторы наиболее универсальны. Если они оснащены комплектом всесезонного уборочного оборудования, их смело можно рекомендовать коммунальным организациям Москвы и других городов России. У них отличная обзорность, созданы все удобства для работы водителя - удобные сидения, отапливаемая кабина, и, что немаловажно - прекрасный внешний вид, который отвечает запросам столичного города. Мы уже провели совместные испытания уборочного оборудования и внесли некоторые усовершенствования. Следующий этап - создание в Москве сервисных центров гарантийного и постгарантийного обслуживания. Этой работой, насколько мне известно, Владимирский тракторный завод сейчас занимается вплотную. Действительно, первый сервисный центр по обслуживанию владимирских коммунальных тракторов уже создан на базе московского Автокомбината №2. Здесь готовы принимать клиентов из Москвы и области, на первых порах ремонт будут проводить специалисты из Владимира. Ведутся переговоры и по созданию второго сервисного центра на базе ГУП «Спецдормеханизация-2». Дорожники уже имеют опыт в обслуживании коммунальной техники - автомобилей «ЗиЛ» и минских тракторов. В скором времени здесь смогут получить техническую помощь и владельцы владимирских коммунальных машин, но только из районов Северо-Восточного административного округа столицы. Тракторы для коммунального хозяйства - это лишь одно из направлений деятельности ОАО «Владимирский тракторный завод». Здесь выпускают технику, которую почел бы за честь иметь каждый уважающий себя фермер, владелец СПК или тепличного хозяйства. На ВТЗ вам предложат на выбор трактор любой модификации, от 30 до 60 лошадиных сил, а также самоходные шасси и дизельные моторы широкого спектра использования в народном хозяйстве. Практически вся продукция Владимирского тракторного завода в различное время отмечена золотыми и серебряными медалями международных выставок, а трактор марки ВТЗ-2048А, так приглянувшийся коммунальщикам, имеет золотой знак качества «Российская марка». Вот и нынче, на предстоящей агропромышленной выставке «Золотая осень – 2003», которая откроется в Москве 10 октября, работников коммунального хозяйства, отдающих предпочтение владимирскому трактору, ждет приятный сюрприз. На суд посетителей выставки и специалистов будет представлен трактор под условным названием «Пылесос». Испытания этой техники показали, что чистота привокзальных площадей, перронов, спортивных площадок и газонов, которую обеспечивает «Пылесос», может конкурировать с чистотой квартиры самой взыскательной хозяйки. Из всего сказанного можно заключить, что у представителей коммунальной отрасли есть прекрасный вариант интересного и перспективного сотрудничества с Владимирским тракторным заводом. Наталья КРЫМОВА» («Тракторостроитель», 10 октября 2003).
Коммунальная машина на базе ВТЗ-30СШ
«В Москве отшумела-отгуляла международная выставка «Золотая осень – 2003». Свою продукцию - сельскохозяйственные тракторы, коммунальные машины и двигатели - представил на ней и Владимирский тракторный завод. В единой экспозиции Концерна «Тракторные заводы» вместе с владимирской техникой демонстрировались и тракторы Липецкого завода. Специалисты, а также многочисленные посетители выставки оценили это удачное соседство-сочетание: тракторы двух заводов дополняли друг друга, а в целом экспозиция на равных конкурировала с традиционно мощной площадкой Минского тракторного завода. Удачным для Владимирского и Липецкого заводов был и итог «Золотой осени»: владимирцы завоевали две серебряные медали, их коллеги из Липецка - одну. Владимирский тракторный завод получил серебряные медали и дипломы второй степени «За внедрение в сельскохозяйственное производство семейства универсально-пропашных тракторов серии ВТЗ-2000» и «За создание и освоение производства самоходного шасси ВТЗ-30СШ», а липецкий – «За модернизацию трактора ЛТЗ-155». Но, наверное, неизмеримо большим итогом этой выставки был интерес, который потенциальные покупатели и просто гуляющие по выставке москвичи и гости столицы проявляли к экспозиции концерна. К примеру, китайские бизнесмены практически не отходили от владимирских тракторов. Их интересовало все - от дизайна до технических характеристик. Они что-то оживленно обсуждали между собой, раздавали визитки, записывали координаты производителей и клятвенно заверяли, что непременно наладят совместный бизнес. Не отставали от них и наши соотечественники. Но наиболее емко выразил отношение к демонстрируемой технике заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Мордовии В.Т. Ерофеев. Он сказал, что ему бы очень хотелось видеть такие тракторы на полях республики. А простые посетители, которым не надо ни пахать ни сеять, с удовольствием катались на тракторам фотографировались на их фоне, подсаживали детей в кабины. Но наибольший интерес все же вызвала коммунальная машина-«пылесос» - ВТЗ-30СШ-КО. Ни на одной отечественной выставке подобного российского аналога еще никто не демонстрировал. Не случайно этот тротуароуборщик сразу же с выставки уехал на Арбат - подметать самую известную в Москве улицу. Словом, серебряным дождем пролилась «Золотая осень-2003» на технику предприятий концерна.