Тучково — село в Селивановском районе Владимирской области России, входит в состав Волосатовского сельского поселения. Село расположено на берегу реки Колпь (бассейн Оки) в 15 км. на юг от центра поселения посёлка Новый Быт и в 8 км. на запад от райцентра рабочего посёлка Красная Горбатка. «Село Тучково на р. Колпи находится в 57 верстах от уездного города (Судогодский уезд) и в 90 в. от губернского». [1] Село находится на территории Государственного комплексного природного заказника регионального значения «Колпь», на территории которого строительство разрешено только в пределах населённых пунктов. Комплексный природный заказник регионального значения «Колпь» был образован в 1995 году.
Самые ранние сведения о храме в селе относятся к 1630 году. Об офенях и промыслах крестьян Тучковской волости Судогодского уезда Владимирской губернии. В 1864 г. построена мельница дворянина Григория Никитича Пагурского, при с. Тучкове. 1890 г. «3 водяных почвенных колеса. 3 рабочих. Мельница дворянина Григория Никитича Пагурского, при с. Тучкове. 3 водяных почвенных колеса. 1 рабочий». В 1878 г. построена мельница купчихи Агафии Васильевны Барсковой, при с. Тучкове. 1890 г. «3 водяных почвенных колеса. 1 рабочий». В 1879 г. построена мельница потом. почетн. гражданина Петра Гавриловича Федоровского, при с. Тучкове. 1890 г. «2 водяных почвенных колеса. 1 рабочий». В 1879 г. открыта шлифовальня хрустальной посуды (заводик по огранке, нанесению рисунка и шлифовке уже готовой хрустальной продукции, привозимой с других заводов) Судогодского купца Петра Гавриловича Федоровского, при с. Тучкове. В 1890 г. было рабочих: 32 мужчины, 19 малолетних. 2 водяных почвенных колеса.
В конце XIX — начале XX века село являлось центром Тучковской волости Судогодского уезда. «Тучковское Волостное Правление (почт. адр. ст. Селиваново). Волостной старшина – кр. Николай Васильевич Староверов. Писарь – Николай Павлович Виноградов. Волостной Суд. Председатель – кр. Николай Иванович Абинкин. Судьи: (не избраны)» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891). В селе было три крупных торговых лавки. Две из них звались «императорскими». Третьей владели крестьяне Подуруевы. Недалеко от церкви был кирпичный завод, оставшийся от времени строительства храма. В краеведческом музее на Горбатке имеется список крестьянских промыслов Тучковской волости дореволюционного периода. Судя по этому списку, тучковцы занимались работой на мельницах и уходили в прислугу, вероятно, к чиновникам, духовенству, учителям и купцам, которых было немало в крупном волостном селе Тучкове. Из деревни Кузнецы были пильщики, т.е. обработчики древесины на доски. Из сельца Ершова - пильщики и мельники. Пильщики были также из Хвосцова, Басенок, Денисовки, Ивонина и Копнина. Из деревни Елизаветино выходили известные печники. Из деревни Маланьино уходили на фабричный промысел. Ряд селений занимался известным промыслом торговцев-офеней. Это селения: Бельково, Новлянка, Святцы, Переложниково, Знаменка. Из Матвеевки и Болыпеярцева были известны мельники. Но основной труд в селениях был всё же крестьянский. Вот какова была урожайность в этой местности в мерах с десятины. Рожь озимая - 20,3; рожь яровая - 14,9; пшеница озимая - 14,9; пшеница яровая - 13,5; овёс - 22,5; ячмень - 28,4; греча - 9,3; горох - 9,3; просо - 9,3; картофель - 418,7. [2] В селе до революции был интересный промысел. В Колпи до сих пор водится много раков. А до революции их ловили в огромных количествах и возили в Москву в рестораны на телегах, закутанных в крапиву.
«Крестьяне-граждане села Тучкова, собравшись 4 апреля на сход в числе всех наличных домохозяев-крестьян и живущих в селении прочих граждан, учредили сельский продовольственный Комитет, главной задачей которого должна являться забота о продовольствии местного населения. Сход постановил, по мере возможности, запахать и засеять свободные крестьянские земли яровым и озимым хлебом. Земля под посев поступает бесплатно или же в аренду. На это общественное предприятие собран капитал в размере одной тысячи рублей, который составился таким образом: некоторые крестьяне внесли добровольно 550 рублей, а остальные деньги были собраны путем обложения каждого домохозяина по числу едоков (1 руб. с человека). Сход постановил обратиться к Уездному и Губернскому Комитетам с просьбой о помощи и высылке посевных материалов. Сход задавался вопросом — можно ли взять у частновладельцев бесплатно или-же за плату под общественные посевы землю, которая ими не обрабатывается и несколько лет лежит без пользы» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №30, 12-го апреля 1917). В газете «Борьба и Труд», органе владимирских губернских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов за 1918 год от 2/15 февраля, есть сообщение о создании в Тучковской волости и селе Тучкове Судогодского уезда новой советской власти. В 1921 г. «в селе Тучкове состоялось открытое собрание Культурно-Просветительного кружка. Участвовало 22 члена из 31. Из гр. с. Тучкова присутствовало столько, сколько мог поместить зал. Собрание открылось пением «Интернационала». На повестке дня поставлены: 1) доклад т.т. делегатов о Губконференции, 2) отчет о деятельности кружка за 9 месяцев, 3) регистрация членов кружка и 4) разное. Командированные делегаты изложили подробно ход Губконференции. Президиум кружка дал отчет о деятельности кружка за 9 месяцев, из которого видно, что кружок работал сравнительно хорошо. Было проведено несколько лекций и поставлено много спектаклей. Членами кружка была организована сельско-хозяйственная артель, которая прошлым летом в б. имении Пагурского разработала заброшенный участок луговины под огород – около ½ десят., где уродились сравнительно хорошая капуста, огурцы, свекла и морковь. На другом участке, тоже заброшенном, было посеяно просо и посажен картофель. Урожай – вполне удовлетворительный. Пришлось бороться со многими трудностями. Навоз для огорода возили на себе, бороновали вскопанные участки также на себе, так как лошади не было; лошадники наотрез отказались помогать. Работали и в праздники по несколько часов. Со стороны так назыв. публики много слышалось упреков и насмешек. Когда же у артели получился урожай, а у прочих крестьян почти ничего, тогда авторитет артели значительно выиграл в глазах несознательных. В члены кружка вступили некоторые из местных работниц. Учитывая ту среду, где кружку приходится работать, последний наметил себе ряд заданий, в числе коих видное место занимает работа среди детей дошкольного возраста устройством дестких садов. Этот вопрос явился на общем открытом собрании среди публики, где много об этом обсуждалось. Открыт он был замечанием председ. Волисполк., который обрисовал положение детей в деревне, их распущенность и, указав на бездеятельность Волотнароба, предложил кружку обратить на это внимание и родителям детей. Кружку приходится трудно бороться с темной и непросвещенной деревенской массой, но можно уверенно сказать, что труды кружка не пройдут даром: деревня должна проснуться и проснется» («Призыв», 19 февраля 1921). «При заводе б. Зворыкина, Тучковской волости, Судогодского yeздa, имеется лес, находящийся яко-бы в ведении Тучковского лесничества, а в результате... в ведении расхитителей. Объездчик и сторож совместно продают этот лес крестьянам местных деревень за хлеб, деньги, а в большинстве за самогонку. Последние же рубят срубы, строят новые дома и таким образом от леса скоро останутся одни пни. Где же местные власти?! Почему не пресекут это зловредное явление и виновников не привлекут к суду?!» («Луч», 24 мая 1922). «В нашем селе есть довольно хорошая и богатая библиотека, составленная из книг, забранных в частновладельческих имениях. Заведующий библиотекой состоит дочь попа Зяблицкая. Библиотека работает слабо. У заведующей или глаза болят, или некогда. В одно время перебой был в работе – 3 м-ца. Местный культпросвет, видя такую работу, сообщил Уотнаробу и, вместо Зяблицкой, назначен был член культпросвета т. Староверов. Работа пошла быстрым ходом. Но вот осенью 1922 года Староверов уезжает учиться. Уотнароб не забыл свою старую работницу и назначил опять Зяблицкую зав. библиотекой. И снова библиотека замуровалась. Плакаты сорваны со стен. Ими растапливают печку, «Ильич» на окне валяется. За заведующей нужно всегда ходить, чтобы добиться толков. Читальня при библиотеке не существует. Жутко становится, когда смотришь какие сидят на «местах» просветители народа. Ну, что она может дать кр-ну, а в особенности молодежи? Такую «работницу» нужно устранить, ибо ей уж 50 лет. Вместо-же ее назначить более активного работника» («Призыв» 28 февраля 1923). «За годы войны и революции наше школьное здание пришло в полный упадок и требовало неотложного ремонта. Население относилось в этому как-то хладнокровно и не пронимало никаких мер. Первой обратила на это внимание ячейка РКСМ. На каждом собрании граждан ячейка неугомонно говорила о ремонте школы, и не безрезультатно: в конце концов население согласилось на самообложение, которое даст возможность не только привести в порядок школьное здание, во и выписать необходимые для школы газеты» («Призыв», 9 декабря 1923 г.). «У нас в селе имеется молотилка с прокатного пункта. Пользуются ею многие граждане. Отношение к машине крайне небрежное, отчего часто происходят поломки. Волостному комитету взаимопомощи не мешало бы взять молотилку в свое ведение и за пользование ею учредить небольшую плату, хотя бы на выписку газет» («Призыв», 12 декабря 1923). В 1928 году в Лобанове была создана первая коммуна (ТОЗ). «В ceлe Тучково, Селивановского района, в связи с проведением массовой коллективизации, собрание бедноты постановило раскулачить имеющихся в село кулаков, тормозящих колхозное строительство. … раскулачили 10 хозяйств, все имущество которых (постройки, скот, яровые семена и посевы озимой ржи) передано тучковскому колхозу «Луч Пятилетки». Скот в колхозе обобществлен, семена просортированы и ссыпаны в одну кладовую» («Призыв», 20 февраля, 1930 г. № 41). «Почему рабочие вышли из колхоза? В селе Тучкове, Селивановского района, организован колхоз «Луч пятилетки», в который вошли все почти домохозяева. Раньше был принят устав товарищества по общественной обработке земли, теперь колхозники переходят в укрупненный колхоз из 8 селений на устав артели. Сейчас некоторые колхозника, как например Глебов, имеющий две лошади, корову и 8 работников в семье, И.Н. Егоров и др. (всего их 9 хозяйств) вышли из членов колхоза. Все они члены профсоюза, работающие на стороне. Что заставило членом профсоюза выйти из колхоза, мы не знаем. Не мешало бы им самим на страницах «Призыва» высказаться по этому вопросу» («Призыв», 16 марта 1930).
С 1929 года и вплоть до 2005 года село входило в состав Копнинского сельсовета Селивановского района. Численность населения: в 1859 г. – 379 чел., в 1905 г. – 323 чел., в 1926 г. – 317 чел., в 2010 г. – 9 чел.
Празднование годовщины открытия двух-классного министерского Училища в селе Тучкове
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 4-й. 15-го февраля 1883 года) Днем открытия Тучковского двухклассного Училища было - 1-е сентября 1879 года, но, с разрешения Дирекции, празднование этого дня, перенесено, для большого торжества, на 18-е ноября, как — день ангела строителя Училища, ковровского купца Платона Герасимовича Герасимова. Платон Герасимов уроженец Тучковский, из крестьян, испытавший тяжелую бедность и остававшийся долгое время в неизвестности, теперь стал известен многим не только как человек капитальный, но и — по своей доброте и полезной деятельности. Особенно он сделал много добра и продолжает делать для прихожан села Тучкова. Недавно им устроен в оном селе каменный пятиглавый трехпредельный храм, главный престол которого, в холодной церкви, освящен был Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским 1-го сентября 1881-го года. Он же на свои средства устроил в Тучкове двухклассное Училище и при нем особое здание для мастерской, снабдив оную, в достаточном количестве, принадлежностями. Благодаря его заботам о Тучковских крестьянах, можно надеяться, что этот темный Тучковский уголок, зараженный расколом, впоследствии выйдет из тьмы неведения и заблуждений. 18 ноября 1882 г. праздновалась третья годовщина открытия Училища. И это празднество не лишено интереса. Накануне в Училище отслужено было Всенощное бдение св. мученику Платону, в присутствии учеников, учителей и лиц посторонних. В самый день празднования отслужены были — утреня, Литургия и молебен в теплом приделе, посвященном мученику Платону. По окончании служения во храме открылось шествие из него с местночтимой иконой Владимирской Божией Матери в помещение 1-го класса Училища, которое, несмотря на свою обширность, наполнилось народом. Икону сопровождали в облачениях местный священник и села Копнина священник Иоанн Троицкий. Принесенная из храма икона была поставлена наряду с двумя училищными Иконами. Обе эти Иконы помещаются в красивых киотах большого размера. На одной из «этих Икон изображен Иисус Христос благословляющий детей, а внизу — надпись: «учащиеся, учащие и начальствующие с благословения Преосвященнейшаго Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского 1879 года». На другой Иконе изображен св. мученик Платон. Пред началом молебствия законоучителем Тучковского Училища была сказана следующая речь: «В настоящий достопамятный для нас день годовщины открытия двухклассного Училища считаю долгом своим сказать почтенному собранию несколько слов. Собрались мы в это училищное здание для того, чтобы почтить настоящий день празднеством, — чтобы воздать славословие и благодарение Богу за Его милости, явленные нам чрез известного нам благотворителя (ковровского купца Платона Герасимовича), так отечески заботящегося о просвещении своего родного селения. Вместе с тем мы должны помолиться и за благотворителя в настоящий же день его ангела, св. мученика Платона, Икона коего составляет ценную принадлежность нашего Училища. Иначе — чем мы можем воздать за благодеяния своему благодетелю, как не молитвою о нем? Того требует чувство признательности и благодарности к нему. К тому же располагает нас и св. Апостол заповедью — «воздавать всем должная» (Римл. 13, 7), «не забывать трудящихся у нас для нашей пользы и иметь их в любви за дело их» (1 Сол. 5, 12 — 13). Обратимся мысленно в недавнее прошедшее и мы поймем, что так и должно быть. Мог ли кто из нас помыслить о том, что у нас когда-либо будет то, что мы видим и чем пользуемся теперь? Могло ли наше общество предпринять и устроить то, что сделано помимо общества, без всяких с его стороны издержек? Да, — и целые общества иногда затрудняются в средствах к подобным немаловажным предприятиям. Но над чем затрудняется и общество и что, при всем своем желании, не вдруг приводит в исполнение, то у нас сделано одним человеком и притом, к удивлению многих, так спешно: Сначала увидели вы благолепный, каменный пятиглавый храм на месте ветхого деревянного, — храм устроенный на средства оного благодетеля, издержавшего уже, как вам известно, на этот только предмет, более 40 тысяч своего капитала. Вслед за тем рядом с этим благолепным храмом им же устроено поместительное, красивое и во всех отношениях удобное здание двухклассного Училища с необходимыми для него пристройками, на что им издержано до 10-ти тысяч (с обеспечением) рублей. Судя по цифре затраченного капитала на дело благое и с доброю целью, можно сказать, что подобные благодетели редки, а потому они заслуживают полнейшего к себе уважения. Теперь нашему обществу нет той заботы — где и как дать образование детям. Для этого все уже готово. Теперь дети наши не только приобретают в школе полезные для жизни научные знания, но и могут учиться, кому угодно, мастерству. Еще недавно открыта наша школа и вы уже видите, при значительном числе учащихся и значительные успехи, слышите довольно стройное и приятное пение мальчиков. То и другое служит ручательством за то, что школа впоследствии привнесет нашему обществу большую пользу, особенно если вы, крестьяне, сочувственно будете относиться к ней. Воздадим же благодарение Богу, явившему нам, сверх наших ожиданий, столь великую милость и помолимся за своего благодетеля да продлит Господь жизнь его и увенчает добрым успехом все его предприятия, клонящиеся к общему благу нашему». По окончании молебствия и обычного многолетия говорили речи учители оного Училища — окончивший семинарский курс Ф. Полетаев и учитель — техник П. Апраксин. Затем крестьянский мальчик ученик 1-го класса, от лица всех учеников, приветствовал строителя Училища с днем его ангела, высказал благодарность за его добрые отношения к детям учащимся и — благожелание ему и всему его доброму семейству. Наконец говорил речь caм строитель Училища. Речь его произвела сильное впечатление на слушателей — на глазах многих заметны были слезы. Речь местами прерывалась слезами говорившего, при чем он делал оговорки в роде следующих: «я не могу говорить без слез. Это потому, что сердце мое близко к вам. Оно не может быть равнодушным и невольно вызывает меня на слезы». В речи своей он обратился сначала к ученикам, а потом к их родителям. Можно приблизительно передать ее в следующих словах: Дети! Я вам и прежде говорил и теперь повторяю — не требую я от вас благодарности, какую высказываете вы на словах. Самая лучшая для меня благодарность с вашей стороны та — если вы будете хорошо успевать в учении. Этим вы меня порадуете. Тогда я буду утешаться тем, что не напрасно я хлопотал и не напрасно теперь трачусь на Училище. Моя единственная цель, при устройстве Училища — доставить пользу вам и вашим родителям. А потому прошу вас — учитесь хорошенько, будьте старательны, любите труд, слушайтесь и почитайте учителей, которые учат вас доброму для вашей пользы. Любите друг друга, не обижайте один другого, избегайте шалостей, будьте добры, ко всем почтительны и ласковы. Если будете таковы — вас Бог благословит и вы будете счастливы в жизни. Теперь обращаюсь к вам отцы: не умею я говорить так, как говорят ученые, а говорю с вами, как говорите и вы. Я вышел из среды вашей, знаю ваши нужды — я ваш. Послушайте меня: позаботьтесь ради Бога о том, чтобы дать надлежащее образование своим детям, не отвлекайте их от учения. Пора вам понять, что ученье полезно. Зачем же делать; так, как сейчас заметил вам учитель (в своей речи) — многие из вас берут своих детей из Училища, не давая им доучиться. От чего у нас во 2-м классе только семь учеников, тогда как в 1-м учащихся всегда очень много. Вспомните вы прошедшее время, когда у нас в селе не было ни одного человека из крестьян, который бы мог не только написать письмо, или расписаться при случае, но даже и — прочитать какую либо записку. Не все ли вы и сельские старосты ваши обращались в подобных случаях к покойному о. дьякону. Ведь это недавно было и всем нам так памятно. А теперь посмотрите — мальчик 10 — 12 лет так хорошо читает и поет в церкви, что вы и сегодня слышали. Он и напишет, что вам нужно, а впоследствии может доставить своим родителям большую поддержку. Вот вам и пример: у меня много рабочих и служащих. Неграмотные из; них получают 50 руб., а грамотные 200 и 250. Те и другие из крестьян, но труд последних легче. Все это вам известно... Будьте уверены, что в Училище научат ваших детей доброму и полезному. А это как важно: в ком с юных лет развит добрый дух, тот на всю жизнь останется добрым человеком. Никто и ничто не может поколебать этот добрый дух. Хотя бы недобрые люди и силились вырвать этот добрый дух — не могут этого сделать. Напротив в ком развит недобрый дух с юности, тот жалкий человек и близкий к погибели. Трудно его исправить. Часто бывает, что на такого человека не действуют ни угрозы, ни наказания, ни просьбы и даже самая виселица. Образование же вашим детям дается такое, что оно развивает в детях добрый дух. Чего вы при всем своем старании, по своей неопытности и неведению, не можете сделать своим детям, то сделают за вас в Училище, то даст вашим детям наука. Поймите — я не чужой вам и желаю вам одного только добра. Если бы я не желал вам добра, если бы вас позабыл — не стал бы так и заботиться об вас, хлопотать, строить и тратиться... По временам слышались от крестьян подтверждения: «да, — так, — правда Платон Герасимыч». В заключение пропет гимн: Боже Царя храни, и — Славься, славься наш русский Царь. Затем ученики перешли в помещение 2-го класса, где всем им розданы были подарки щедрой рукой Платона Герасимовича и все, поблагодарив его, веселые разошлись по домам. После чего именинником предложено было скромное, но приличное угощение в комнате для приходящих. «Сюда являлись родственники его и бедные люди, в ожидании от него помощи. Всех таковых он удовлетворял — кого деньгами, кого ситцем, которого к этому дню привезено было им несколько кусков и роздано более 300 аршин. Дай Бог, чтобы из крестьянской среды выходило больше личностей, подобных Платону Герасимовичу, так сочувствующему религиозным и житейским потребностям своих собратий — крестьян! Села Тучкова священник М. Зяблицкий. В двуклассном министерском училище учащихся в 1896 г. было 68.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Самые ранние сведения о храме в селе относятся к 1630 году. Церковь была построена в честь Собора Архангела Михаила. Она упоминается в писцовых книгах за 1644 год. Следующие сведения о церкви в с. Тучкове мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г., так как Тучково в то время принадлежало к этой епархии. По этим книгам, в с. Тучкове значится «церковь Архангела Михаила; при ней священник и дьячек, в приходе 27 двор, крестьянских (в 1897 г. здесь 62 двора), д. Хвосцово, в ней 17 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 81 двор). Земли церковной из боярских дач по 3 четв. в поле». Эта церковь в 1729 г. сгорела и в 1731 году в селе Тучкове была построена новая деревянная церковь. Она была двухпридельная. Писцовые и переписные книги XVII столетия, а также метрическая книга 1795 года называют эту церковь поставленной в честь Архистратига Михаила. Но исповедные росписи XIX века, которые нам известны только с 1840 года, уже говорят, что эта церковь поставлена в честь Владимирской иконы Божией Матери. Выше уже было сказано, что храм был двухпридельным. Вероятно, на первый план вышел придел во имя иконы Божией Матери, именуемой Владимирская, или же в эти сроки 1795-1840 гг. храм был перестроен. В многодетной семье Тучковского священника Иоанна (Ивана) Васильевича и его жены Натальи Алексеевны Ястребовых родился в 1821 г. родился Способин Иван Иванович (1821 - ?) – будущий редактор «Владимирских Губернских Ведомостей» и 15 января (28 января по новому стилю) 1832 года Способин Григорий Иванович (1832-1886) - будущий основатель Горбатской писчебумажной фабрики и рабочего поселка при ней. За ветхостью эта церковь в 1848 году была закрыта. В 1851 году старая деревянная церковь была перестроена по новому плану. Построена «на завещанную покойным помещиком села Тучкова г. Пагурским сумму и тщанием прихожан, деревянная, на каменном фундаменте, крыша железная, внутри оштукатурена, а извне обшита тёсом, тёплая, ветха. Колокольня за ветхостью сломана». Из этих документов также известно, что в середине столетия благотворителем тучковского прихода был генерал-майор Колтовский, владелец части приходской деревни Хвосцово, который скончался примерно в 60-х годах XIX века. К 1870 г. церковь опять пришла в ветхость. Фундамент развалился, полы сгнили, и потолки протекают. Колокольня угрожает падением. Предлагается построить новый каменный храм по плану храма села Ростригина Гороховецкого уезда из собственного кирпича, который будет изготовлен на церковной земле по согласию с причтом. В 1871 году ковровский купец Платон Герасимов подаёт прошение Антонию, архиепископу Владимирскому и Суздальскому… «Предлагается построить новый каменный храм по плану храма села Ростригина Гороховецкого уезда из собственного кирпича, который будет изготовлен на церковной земле по согласию с причтом».
Было получено разрешение на строительство храма. В 1874 г. на средства Платона Герасимовича Герасимова устроен в Тучкове каменный храм. На строительство храма и училища ушло около 60 тысяч рублей серебром.
В 1875 году последовал рапорт священника Михаила Кудрявцева с просьбой на освящение престолов и получения антиминсов. Теплая трапеза освящена в 1875 году.
Старый деревянный храм по построении каменного храма в 1878 г. продан в Богородицкий погост Вязниковского уезда.
Платон Герасимович Герасимов
Платон Герасимович был уроженцем села Тучкова, в дальнейшем являлся не только старостой храма, но и попечителем устроенного в селе образцового двухклассного министерского училища с ремесленной школой.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Тучкове
Торжество освящения храма в селе Тучкове В церковной летописи села Тучкова первое число сентября 1881 года должно быть отмечено, как достопамятнейший день за все время существования оного села. Жители села Тучкова были свидетелями такого церковного торжества, которого дотоле никогда не видели. То было торжество освящения холодного настоящего храма во имя Божией Матери, в честь св. иконы Ее «Владимирской», совершенное самим Преосвященнейшим Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским. Село Тучкове с самого начала существования своего и доселе имело у себя небольшой деревянный храм. По скудости средств прихожан села Тучкова, а главное по охлаждению большей части их к церкви Божией (большая часть прихожан издавна держится секты нетовщины) оно быть может и доселе и долго бы еще принуждено было оставаться при своем скудном, приходящем в упадок, за смертью последнего своего благотворителя генерал-майора Комловского, деревянном храме. Но, благодаря благочестивой мысли — построить в с. Тучкове каменный храм, возродившийся в уме почтеннейшего ковровского купца Платона Герасимовича — уроженца оного села, в малолетстве по сиротству почти забытого Тучковцами, но не забытого Господом Богом, обогатившим его обилием средств, — мысли, при помощи Божией и постоянном усердии его, скоро и быстро получившей свое осуществление, — вот уже около 6-ти лет, как в этом селе красуется великолепный каменный храм. Два придела теплого храма во имя Архистратига Михаила и мученика Платона освящены были в ноябре 1875 года, пo благословению Преосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского, местным Благочинным протоиереем села Мошка Василием Фармаковским и его помощником, священником пог. Ильинского Иоанном Смирновым, а освящение холодного храма, как не вполне отстроенного в то время, отложено было на неопределенное время. Осенью 1880 года холодный храм был окончательно отстроен, даже и иконостас уже был вызолочен и приготовлено было все нужное к освящению его; но само освящение отложено до нынешнего лета, так как у почтеннейшего строителя храма было и ревностное желание, чтобы освящение хотя уж одного престола было совершено Архиереем, дабы через более торжественное Архиерейское освящение его поднять в умах Тучковцев, своих по родо- и местопроисхождению, величие и важность св. храмов Божиих. Освящение храма, совершаемое и простым священником, бывает торжественно, многознаменательно и глубоко назидательно. Но Архиерейское совершение сего священного обряда при своих высокознаменательных особенностях поразительно торжественно. Величие святительского сана, сугубая благодать Архиерейства, более торжественная и благолепная обстановка, особенная чинность в служении, — все это, невиданное поселянами, гораздо сильнее может действовать на присутствующих. — Открыть свое желание Архипастырю представился следующий случай для строителя храма: 3-го июля сего года Преосвященнейший Феогност, обозревая Судогодский уезд, посетил и село Тучково, куда строитель, как церковный староста сего прихода, являлся по обязанности, и вот в это-то время Платон Герасимович открыл Архипастырю свое заветное желание - освятить холодный храм. Преосвященнейший, благосклонно выслушав просителя, изъявил свое согласие — освятить храм и для освящения его назначил первое число сентября. К назначенному для сего священно-действия дню сделаны были все необходимые приготовления и донесено было об этом Архипастырю местным. о. благочинным. Накануне дня освящения, 31-го августа, в 9-ть часов утра с поездом Муромской железной дороги, приближающимся к гор. Мурому, прибыл на станцию Селиваново Преосвященнейший Феогност, сопровождаемый о. Ключарем Владимирского Кафедрального Успенского Собора, протоиереем А. Виноградовым, директором Народных Училищ Ю. С. Чеховичем и строителем храма. Здесь Архипастырь встречен был местным о. благочинным и в сопровождении сопутствующих тотчас же отправился со станции на заранее приготовленных лошадях в село Тучково, где вводной из комнат двух-классного образцового Училища приготовлена была для него приличная квартира. В половине 6-го часа вечера начался звон ко всенощному бдению, имеющему совершиться в холодном храме. Богомольцы толпились у храма в небывалом здесь числе. Всякому хотелось занять место в храме на все время всенощного бдения. На середине храма на особо приготовленном столе под прозрачной кисеей расположена была вся новая серебро-позлащенная напрестольная утварь; духовенство, узнав через начавшийся трезвон о выходе Святителя из занимаемой им квартиры, стояло среди теплого храма, ожидая входа его. В ¼ 7-го часа в храм вошел Архипастырь и, как только Владыка удалился в алтарь, начато было всенощное бдение местным о. благочинным, ставшим пред столом с напрестольной утварью, находившимся среди храма. На литию и величание выходил сам Преосвященнейший; со служащими были: протоиереи Владимирского кафедрального собора А. Виноградов и села Мошка В. Фармаковский и четверо священников: совершавший всенощное бдение благочинный И. Смирнов, Мироносицкой гор. Владимира, церкви И. Вознесенский, села Голышева Д. Розанов и местный - И. Благовещенский. После величания Владыка сам на долгое время оставался на средине храма для помазания св. елеем предстоявших в нем. Утром 1-го сентября, по отслужении ранней Литургии и панихиды по в Боге почившем Благочестивейшем Государе Императоре Александре Николаевиче (так как 1-го сентября был полугодичный день Его кончины), в 8 ½ часов начался благовест к водоосвящению. В 9 ½ часов Архипастырь прибыл из квартиры в храм и тотчас же по облачении приступил к освящению его со всем поименованным выше духовенством. При этом священнодействии присутствовали: Уездный Исправник В. Д. Изновский, Их Превосходительства: Директор Народных Училищ Ю. Ст. Чехович с двоими Инспекторами и Управляющий акцизными сборами в губернии А. Н. Шишков и много других почетных лиц, приглашенных на это торжество строителем храма и прибывших в Тучково по Муромской железной дороге. Богомольцев собралось множество, как и всегда бывает при подобных торжествах, особенно при освящении храма самим Архипастырем, какового освящения в околотке не бывало с незапамятных времен. Поистине это было самое торжественное утро в с. Тучкове. Крестный ход из теплого придела, где хранились св. мощи дли нового престола, довершил величие торжества, — внимание и взopы всех присутствовавших в храме устремлены были на Архипастыря, благоговейно несшего на главе своей драгоценную святыню.... По окончании храмоосвящения протодиаконом возглашено было многолетие, сопровождавшееся колокольным звоном, Царствующему Дому, Св. Синоду, Преосвященнейшему Феогносту, строителям и благоукрасителям храма. По совершении храмоосвящения тотчас же началась Божественная Литургия, которую совершал с потрясающею душу торжественностью Преосвященнейший Феогност в сослужении вышепоименованных лиц. В конце Литургии Архипастырь говорил назидательное слово о величии, важности и необходимости храма Божия для человека — христианина. По окончании Литургии, Преосвященнейший, преподан свое Архипастырское благословение множеству народа, поспешил утомленный на непродолжительный отдых в нанимаемое им помещение, и не более как через полчаса вышел в общее помещение в том же двух классном Училище всех собравшихся по приглашению строителя гостей. Обеденный стол был достоин праздника и гостеприимство строителя церкви соответствовало величию церковного торжества. Преосвященнейший, напутствовав благословением отправлявшихся на вокзал железной дороги своих певчих, остался ночевать в с. Тучкове имея намерение с утренним поездом отправиться в г. Муром. Так кончился торжественный праздник освящения холодного храма в селе Тучкове — торжество доселе здесь не бывалое. Оно в летописи Тучковской церкви составляет эпоху, а самый храм новоосвященный, красивый и благолепный, который бы мог составлять красоту и города, будет служить вековым красноречивым свидетельством как об усердии храмоздателя и ревности его о славе Божией, так и о назидании ближних своих пo родопроисхождению во спасение. Свящ. Иоанн Смирнов (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 19-й. 1-го октября 1881 года). В деле имеется описание храма. «Храм на 3 престола. В холодном (летнем) во имя Божией матери Владимирской Ея иконы. В тёплом: во имя Собора Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных (с южной стороны). Святаго мученика Платона (с северной стороны). Храм каменный прочного устройства, с таковой же колокольней, пятиглавый. Кровля железная. Покрашена масляной краской медянкой, а главы покрыты аглицким белым железом. Кресты на главах из листового железа, осьмиконечные, вызолоченные червонным золотом. Окон в церкви внизу - 10 с прочными железными решётками. Во 2 ряду холодного храма над дверями по 3 венецианских окна с решётками. В куполе 4 окна без решёток. В тёплом приделе окна с 2 решётками. Дверей в храме трое. А. В запасной стороне при входе в паперть - железные с висячими замками. Б. При входе в трапезу - железная с 2 висячими замками и деревянная створчатая без замка. С южной и северной сторон - двери с железными висячими замками и укреплены крючьями, а внутри столярные со стёклами. По входе в паперть на южной стороне, ризница с деревянной дверью, на северной сторожка. Храм внутри: Престол с южной стороны дубовый, длиной 1 аршин 9 вершков, шириной 1,5 аршина, высотой 1 аршин. Жертвенник квадратный 1 аршин и 4 вершка из сосны. Облачение алтарное, крест запрестольный, плащаница и иконы алтарные, всё из старой церкви. Престол и жертвенник с северной стороны такие же, как и с южной. При входе в холодную церковь дверь двухстекольная столярная створчатая. Полы деревянные, алтарь на возвышении на четверть от пола. Печей две из белого изразца. Ризница: сосуды, облачения, книги. Всего в довольстве. Колоколов 6 (51 пуд всего). Самый большой - 21 пуд. Иконостас деревянный с приличной по местам резьбой, вызолоченный червонным золотом. Все иконы вновь написаны отличным греческим письмом по золотому фону. Паникадило и подсвечники все новые. Престол в честь Божией Матери был освящён в 1880 году. Об этом событии повествует статья из Владимирских епархиальных ведомостей священника погоста Ильинского Иоанна Смирнова. Архивное дело о строительстве храма сообщает нам о том, что все прихожане села и приходских деревень составили и подписали мирской приговор с просьбой наградить Платона Герасимова высочайшей наградой, что в дальнейшем и было исполнено. От села Тучкова стоят подписи 2-х обществ: казённого ведомства и временнообязанных крестьян помещика Пагурского: а) селенный староста Андрей Иванов. б) селенный староста Василий Антонов. Приложены печати с белыми буквами на чёрном фоне. Также подписался волостной староста Тучковской волости Пётр Кузьмин и приложил свою печать. Прихожан в это время в приходе было 620 мужчин и 733 женщины». Император, согласно удостоению кавалерской думы, 3 февраля 1883 года, Высочайше соизволил на награждение орденом св. Анны 3-й степени по статуту сего ордена - за сооружение церкви старосты Владимирской церкви, села Тучкова, ковровского 2-й гильдии купца Платона Герасимова.
Престолов в храме три: главный в честь Владимирской иконы Божией Матери; в трапезе во имя Архистратига Михаила и св. муч. Платона. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была довольно богато. Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (570 р.), от служб и требоисправлений и от разных сборов — всего до 775 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1520 с., пахотной 29 д. 150 с. и под дорогами 1650 саж. Приход в 1897 г. состоял из села Тучкова и деревень: Кузнецов (4 вер. от церкви), Ершова (4 вер.), Елизаветина (5 вер.), Хвосцова (5 вер.) и Белькова (5 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 745 душ муж. пола и 851 женского, из них раскольников 60 душ. Кроме сего к Тучковской церкви приписана Горбатовская писчебумажная фабрика Способина. На Горбатовской фабрике имелась начальная школа; учащихся в 1896 г. было 62. В д. Хвосцове с 1894 г. открыта школа грамоты; учащихся в 1896 г. было 35.
Духовенство села Тучкова: О духовенстве и церковнослужителях храма села Тучкова в XVII веке нам сообщают писцовые книги. В 1628 году в храме служили: поп Михайло Микитин и его брат - вдовой поп Петро Микитин. Дьячком был Логинка Семёнов, пономарём Обросимка Семёнов, а просвирницей Парасковица Корнилова дочь. Члены их семей не указаны. В 1644 году священником в Тучкове оставался Михайла Микитин, у него был сын Фетка. Пономарём был Емелка Данилов. Дьячок был прежний - Логинка Семёнов. У него были дети: Мартынка, Тараска, Фетка да Филка. С ним жил тесть Екунка (Яков) Акинфеев сын Спронков и внучата дети Молафеевы - Трофимка, Лёшка и Сёмка. У Филки Логинова были дети: Захарка да Бориска. В 1678 году священник был уже другой - Яков Васильев. Дьячок был внук прежнего дьячка Логинки Семёнова -Матюшка Трофимов. Окладные книги за 1676 год говорят о том, что в Тучкове при церкви Архангела Михаила служили священник и дьячок без названия их имён. В приходе было 27 дворов крестьянских. А земли церковной из боярских дач было по 3 четверти в поле. В 1785 году, согласно данным исповедных росписей, в селе служил священником Василий Тимофеев 30 лет. Его супруга звалась Дарья Емельянова 28 лет. У них было две дочери - Екатерина и Татьяна. В селе также служил дьякон Сава Варфоломеев. Дьячком служил Александр Григорьев. Его жена - Татьяна Арсеньева, у них был сын Иван. Пономарём был Федот Тимофеев, вероятно, брат священника, 21 года. В 1795 году священник и причт села оставался тот же, о чём говорят метрические книги. Исповедные росписи 1840 года сообщают нам о том, что в селе служит священником Иван Ястребов. Его супруга - Наталья Алексеева. Их дети: Иван, Дмитрий, Авдотья, Любовь, Прасковья, Григорий, Александра. Дьяконом в это время служит Абрам Парвицкий. У него жена Олимпиада Михайлова. Дети: Иван и Александра. В их семье проживают его мать - вдовая пономарица Агафья Осипова, тёща дьякона - Анна Семёнова, вдовая попадья, и Иван Дементьев, заштатный дьякон. До сих пор стоит в некрополе села Тучкова памятник священнику Ивану Ястребову. В советские времена вандалы разорили его, и он многие годы лежал поверженным. После перестройки в период восстановления храма приезжала из Италии правнучка этого священника и восстановила памятник. По сведениям исповедных росписей 1846 года, священником в селе является Феодор Аристов. Его супруга - Авдотья Иванова. Их дети: Авдотья, Алексей и Василий. Дьякон всё гот же - Авраам Парвицкий, проживает с вышеуказанной семьёю. Дьячок - Евдоким Гаврилов, а пономарь - Фёдор Степанов. В 1861 году, по свидетельству исповедных росписей, священник в селе Иван Иванович Смирнов. У него матушка Анна Гаврилова и дети Иван и Гавриил. Дьякон Алексей Дмитриевич Наумов проживает с супругой Александрой Абрамовой и дочерью Марией. С ними проживают тёща дьякона Олмпиада Михайлова с внуками Петром и Анной. Пономарём является Павел Иванович Богословский, у него жена - Александра Семёнова. Далее все сведения взяты из метрических книг. По состоянию на 1866 год, служащий священнослужитель был Михаил Кудрявцев. Дьякон всё тот же - Алексей Наумов, и пономарь - Павел Богословский, которого в следующем 1867 году заменил Стефан Сарыевский. С 1877 года по 1879 год служил в Тучкове вначале заштатный священник Григорий Лебедев из погоста Мусина. Потом настоятелем был священник Евлампий Робустов. С августа 1879 года в селе служит священник Илия Благовещенский. С 1882 года священник Михаил Зяблицкий. С 1886 года священник Леонид Белоцветов. С 1898 года священник Александр Кантов. С 1913 года и до 30-х гг. служил священник Василий Виноградов. Иерей Василий Виноградов был очень деятелен и везде успевал: и на службе в храме, и у себя на огороде, да ещё и по дому хозяйничал. Дело в том, что матушка у него была дореволюционной формации, вероятно, горожанка, и привыкла держать прислугу. Так вот, её сельчане запомнили как «белоручку», которая постоянно прогуливалась по селу под зонтиком от солнца. «Отец Василий обедать пора», - кричала она спешившему с вёдрами от родника батюшке. «Бегу матушка, бегу, уже всё готовлю и подаю на стол», - отвечал со смирением батюшка. Со слов Леля Матвеева, был этот священник вольнодумцем, как это было принято до революции. Любил поиграть в карты (так же, как священник Погоста Басенки).[2] «Крути, Гаврило! (с. Тучково, Судогодск. у.). Поп нашего села очень смекалистый для своего кармана. Крестит и венчает он одного и того же человека по нескольку раз — даже никаких документов не надо из Загса. Так случилось с гражданином Шкатовым. Обвенчался раз — потом жену прогнал. Приходит другой раз, батя тоже венчает. Молодец, батя! Крути-верти на последях!» («Призыв», 14 декабря 1923 г.).
В ВОВ служил в Тучкове священник Мухин. По словам сельчан, он обладал весьма мощным баритональным басом. Когда он служил молебен на улице, его было слышно по всей округе. Закрыли храм в середине 60-х годов. Последним священником в храме служил иерей Аркадий Владыкин. При храме было несколько т.н. монашек, которые отличались не любовью к храму, а любовью писать кляузы владыке и властям. Рассерженный владыка Онисим, зная смирение Владыкина и поэтому не веря кляузам, решил наказать кляузников и не присылать в село священника более, а о. Аркадия перевёл на другой приход. «Что же вы натворили, - посетовал отец Аркадий, - ведь вы же лишили округу храма Божиего». «Вот ещё чего, — ответили гордячки, - свято место пусто не бывает». Но священника всё не было и не было, т.к. в основном все они находились в лагерях, а власти использовали любую возможность для закрытия храмов. Позднее, когда «монашки» поняли, что богослужений в храме уже не будет, сколько слёзных писем написали они владыке и властям с просьбой вернуть им о. Аркадия, которому давали уже весьма хорошие характеристики, и с собственным покаянием. Но дело было сделано, и храм до начала перестройки был уже недействующим. [2] Многие иконы были увезены в сёла Дуброво и Спас-Железнино, а многие разобрали прихожане по домам. В 1965 году в село Тучково была направлена экспедиция Государственной Третьяковской галереи под руководством Розановой Н.В., которая сняла иконы с иконостаса и этим спасла святыни от уничтожения. Всего было спасено 30 икон. После реставрации эти иконы были выставлены в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева. Иконы оказались старинные, ещё XVII столетия. Они находились в древнем деревянном храме села Тучкова. Эти иконы, вероятно, передавались из храма в храм после их переустройства и замены. Таким образом они пришли и в новый каменный храм, который построил Платон Герасимов. Старинные иконы для этого храма были поновлены, о чём на обороте икон имеется запись: «Сии все иконы исправлены в 1877 году г. Владимира живописцом Н.И. Лапотниковым». [2] Православная Религиозная Организация Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Ставропигиального Мужского Монастыря Русской Православной Церкви Храм в Честь Владимирской Иконы Божией Матери с. Тучково Селивановского района Владимирской области действует с 18 января 2000 г.
Настоятель - Пичугин Игорь Борисович.
Адрес: Селивановский район, село Тучково, д. 30.
Источники:
1. Добронравов Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Священник Аркадий Гоглов. ЗЕМЛЯ ПРИОКСКАЯ-БЫЛИННАЯ СЕЛО ТУЧКОВО ДУБРОВСКОГО СТАНА МУРОМО-СЕЛИВАНОВСКОГО КРАЯ. Краеведческо-генеалогическое исследование. МОСКВА. 2009
На высоком левом берегу Колпи, несколько в стороне от реки расположены два оздоровительных лагеря: «Зелёная поляна» и «Салют».
Детский лагерь «Зелёная поляна»
«Зелёная поляна» - это лагерь Селивановского района: среди соснового леса аккуратные бревенчатые домики, баня, столовая (пятиразовое питание), спортивные площадки (для футбола, настольного тенниса, волейбола), помещение для работы кружков, летняя эстрада и прочие атрибуты «пионерского лагеря», которые обеспечивают условия для полноценного летнего отдыха школьников в экологически чистой местности.
Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Салют»
«Салют» - это Муромский оздоровительно-образовательный лагерь со спортивным уклоном (культивируются скоростной бег на коньках, лыжные гонки, художественная гимнастика, бокс, футбол, плавание, шахматы). Лагерь живописно расположен среди смешанного леса. Пять жилых корпусов, столовая, клуб, летняя эстрада, медпункт, баня. Особое внимание уделено футбольному полю, волейбольной площадке, игровым площадкам, военно-спортивной полосе препятствий, теннисным столам. Вместо бассейна - естественный водоём.
Погост Басенки