Уличная библиотека в гор. Шуе, при церкви Всемилостивого Спаса
Уличная библиотека в гор. Шуе, при церкви Всемилостивого Спаса
В июле 1881 г., по ходатайству Обер-Прокурора Св. Синода, Императрице Марии Феодоровне, благоугодно было положить начало одному из самых полезных, практичных и самых дешевых способов просвещения простого русского народа, именно устройству, так называемых, «уличных библиотек». С того времени эти библиотеки стали постепенно множиться и приобретать некоторую популярность.
Между истинными ревнителями народного просвещения нашлись такие люди, которые посвятили не мало времени и труда устройству уличных библиотек, создали для них некоторую организацию и тем содействовали их постепенному росту. В этом полезном деле весьма видное место, бесспорно, принадлежит И. Д. Митрополову, который пользуется вполне заслуженным вниманием общества не за то только, что он устроил уличные библиотеки в С.-Петербурге, Саратове, Воронеже, Задонске, Екатеринбурге, в некоторых даже местечках и селениях, но и за то, что дал много полезных советов и указаний тем, которые захотели бы подражать ему в деле устройства таких библиотек и послужить ко благу темного народа. По его планам и указаниям, устроена и Шуйская уличная библиотека, при церкви Всемилостивого Спаса. Вот что рассказывает об устройстве этой библиотеки и пользе ее сам устроитель библиотеки, священник Д.Г. (Дмитрий Васильевич Грамматин) «Прочитав со вниманием в Церковных Ведомостях заметки И. Д. Митрополова об устройстве уличных библиотек и познакомившись с планами и способами устройства их, я, говорит устроитель означенной библиотеки, вознамерился воспользоваться этими заметками и открыть при своей Спасской церкви, по одному из предлагаемых Митрополовым планов, небольшую уличную библиотеку. Центральное положение в городе Спасской церкви, мимо которой ежедневно проходит много народа, могло вполне обеспечивать успех предприятия. Можно было вполне надеяться, что библиотека, будучи выставлена на открытом, видном месте, с хорошим подбором назидательного чтения, сослужить свою службу в деле проведения в народную массу полезных и душеспасительных знаний и принесет некоторую пользу. Испросив в августе месяце прошлого года Архипастырское разрешение на устройство библиотеки, я приступил к делу. Из многих планов и способов устройства, так называемых, уличных библиотек, указанных г. Митрополовым, я избрал самый простой и самый дешевый, именно способ устройства на дощечках, который выполняется таким образом: на сухие, сосновые дощечки наклеивается сперва белая бумага, а потом, сверх бумаги,- наклеиваются листки для чтения и покрываются желатином и дамарным (картинным) лаком, чтобы они от непогоды и других неблагоприятных условий не портились. Приняв этот способ устройства библиотеки, я заготовил 10 нужных дощечек в 1 арш. и 6 вер. длины и 6 вершков ширины, приобрел по два экземпляра общеполезных брошюр, совершенно одинаковых, и по содержанию и по времени издания, и приступил к расклейке их на дощечках. При этой работе, первая страница, нечетная, берется из одного экземпляра, а вторая,- четная, берется из другого такого же экземпляра, третья страница, опять нечетная, берется из первого экземпляра, а четвертая,- четная, — из второго и т. д. После того, как все страницы из двух брошюр бывают расклеены в последовательном порядке,— одна под другою,— получаются на дощечках продольные, параллельные столбцы, заключающие законченные чтения. Когда таким путем была приготовлена Шуйская уличная библиотека, то выставлена была на решетках церковной ограды, с южной стороны, при Спасской церкви. Вскоре после сего можно было наблюдать, как проходившие мимо церковной ограды, движимые любопытством, устремлялись к вывешенной библиотеке и, несмотря на непогоду осеннего времени, подолгу стояли здесь, прочитывая наклеенные на дощечках листки. В воскресные и праздничные дни, особенно при благоприятной погоде, у библиотеки замечалось скопление народа: один напр. читал про себя, другой вслух, а окружавшие его напряженно слушали читаемое. Так продолжалось дело в течении осени до зимы. С наступлением же зимы, когда довольно обильно выпавший снег и холодное время стали препятствовать чтению прохожих на открытом воздухе, то библиотека была снята с церковной ограды и убрана до весны.
По истечении Великого поста, при наступлении теплой погоды, устроитель библиотеки снова вывесил ее на прежнем месте, заменив почерневшие от времени листки новыми и пополнив состав библиотеки четырьмя большими рамами со стеклами (Каждую уличную библиотеку необходимо возобновлять, примерно месяца через 3 или 4 новыми листками; этим будет поддерживаться интерес к ней в народе.). За стеклом в каждой раме вставлен толстый картон, а на картоне кнопками прикреплены листки, как и на дощечках. Так как каждая рама особым переплетом разделена на две равные половины, то чтения, как и на дощечках, идут в два ряда на каждой половине, так что в каждой раме помещается до четырех небольших законченных чтений, составленных из брошюр. Кроме сего, в ограде церковной, под аркой одной двери, которая никогда не отворяется, также размещены чтения религиозно-нравственного содержания. Одни из этих чтений, представляя собою отдельные листы большого формата, крупной церковно-славянской печати, наклеены на прочный картон и прибиты к стене, таковы напр., слово Св. Иоанна Златоуста к смеющимся и разговаривающим в церкви (с картиной), «о мире и согласии» его же, а также большой лист гражданской печати о приглашении христиан покупать восковые свечи по возможности в церкви, о воскресном дне и т. п., а другие чтения, без всякой наклейки, прибиты прямо к стене арки, где они прикрыты и от дождя и от ветра и где читать их удобно даже в дождливое время.
В летнее время почти всегда можно замечать читающих что-либо из вывешенной библиотеки. В воскресные и праздничные дни число читающей публики увеличивается. Особенно перед началом службы много является охотников до чтения. В таких случаях обыкновенно бывает так, что из целой толпы выделяется один грамотник и начинает чтение, а прочие слушают и по временам, снимая шапки, крестятся.
Нет надобности распространяться о пользе и рациональности устройства уличных библиотек, то и другое очевидно само собою. Опыт показал, с какою охотою читает народ книжки и листки духовно-нравственного содержания. Издаваемые Троице-Сергиевой лаврой листки и книжки, как известно, расходятся ежегодно сотнями тысяч экземпляров. Но листок, ставший достоянием одного лица, прочитается одним, другим и, много, третьим, и затеряется, тогда как тот же листок, будучи прибит или приклеен к доске и выставлен на видном месте для всех, может быть прочитан не одною сотнею людей».