Главная
Регистрация
Вход
Четверг
27.03.2025
17:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1634]
Суздаль [478]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [496]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [205]
Вязники [356]
Камешково [272]
Ковров [433]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [194]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [57]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2419]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [189]
Боголюбово [42]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Юрово Собинского района, Владимирской области

Село Юрово

Юрово – село в Собинском районе Владимирской области.
Входит в состав Куриловского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Вежболовка (бассейн Клязьмы) в 4 км на запад от центра поселения деревни Курилово и в 18 км на север от райцентра города Собинка.


Село Юрово. Вид с д. Ваганово

Село Юрово — в 80 верстах от Владимира (Владимирский уезд), при речке Вежболовке.

Юрово было вотчиной Владимирского Рождественского монастыря.
Численность населения в 1859 г. – 394 чел.
На 1888 год прекратил свое существование - Кирпичный сарай в селе Юрово Ефима Николаева.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Кочуковской волости Владимирского уезда.
«Ведь завелся-же такой породы человек глот. И кто его только угораздил родить?
И не будь вот этого самого глота, деревня не в пример стала-бы краше жить: и рад бы что сделал, да, глядишь, глот этого не хочет. Упрется он, как баран в кочку, перед всем обществом и тогда уж крышка... Как ни старайтесь его «спихнуть», все равно духу вашего не хватит, только еще хуже его рассуропите.
Вот, скажем, к примеру, граждане села Юрова, Владимирского уезда, как-то по весне вздумали починить колодец,— он грозил обрушиться. Собрались, значит, они у колодца-то, да и давай высказывать свои мнения:
— Колодец нужно починить во что бы то ни стало, иначе воду негде будет брать — говорили крестьяне. — Если на речке, так разве там мыслимо воду брать? Какая же это речка, когда курица вброд переходит? При том-же там не вода, а кисель, и от нее можно сап подцепить.
А глот слушал-слушал, да и давай всех их крыть чуть-ли не матом.
Са-а-ап можно подцепить! Ко-о-оро- о-остой заразиться! Я протестую... На чорта он нам сдался, колодец-то?..
Делать осталось нечего; раз глот запротестовал, приходится ему подчиниться.
Мелкий деревенский кулачок и наружным своим видом напоминал ехидну. Глаза горят волчьей злобой. Ноздри вздуты, точно у лягушки, когда она квакает. Скулы мускулатые, неустанно вздрагивают, словно жвачку жуют... Говорит он резко (не говорит, а рубит). Собрания посещает аккуратно и по всем вопросам тяпает:
— Вы постановили, а кто вам приказал? Вам прислали... Ну и пущай шлют, им не чорта там делать-то.
А когда глот вздумает «осадить» какого-нибудь мужика-серяка, то берет его нахрапом.
— Заткни глотку-то! Твое дело на печи лежать, да вшей парить.
Или:
- Эй ты, богом убитый, раз в люди не вышел, так сядь там в угол и молчи.
Бывает, что такие же речи слышат от «глота» предсельсовета и даже... поп.
«Глот» загнал всех в тупик. На собраниях «глот» один по всем вопросам рубит сплеча, даже пену на своих лепешках набьет, а доведет до конца, поставит на своем.
И, подчинившись глоту, юровские граждане ковшом черпают желтую, ржавую и жирную воду из крутобережной речки, куда скатываются люди с ведрами.
И это еще не все.
По средине села находится «запруда», в которой летом проживает поражающее множество лягушек, пауков, раковин, полосатых ящериц, жирных червей, пиявок, водяных комаров... Сплошная гниль!
— Давайте вычистим — говорили граждане, глядя на «запруду»,— чтобы ни одна гадина в ней не водилась. Скотине станет приятнее пить свежую воду, да и заразы не будет в селе.
Но и здесь «глот» сказался.
— Вздумали чистить... на кой он нам ляд, глубокий-то?.. Есть вода и ладно,— рявкнул он.
Пришлось и эту затею отложить. Пусть скотина по-прежнему пьет глинистую жижу, а село находится под угрозой пожара... Случись налет «красного петуха», ну и крах настанет селу Юрову: ведь грязью-то его не затушишь?..
И все это есть только потому, что село Юрово, Ставровской волости, находится под пятой «глота» («Призыв», 28 дек. 1927).
«Нашему Николаю Ивановичу некогда скучать
Николая Ивановича Крылова, сельского учителя, знает не только население с. Юрова, Владимирского у., но и вся округа. Да и как его не знать. Таких рассадников культуры, как Николай Иванович, в деревне редко встретишь.
Крестьяне прислушиваются к голосу своего учителя и охотно соглашаются с ним во всяком деле. Что же он сделал хорошего для деревни? А вот что. Он неустанно толковал крестьянам, что деревня расцветет только тогда, когда она перейдет на многополье. И правда, как только юровцы перешли на шестиполье, то стало заметно, как у них хозяйство начинает улучшаться. Прежде, при трехполке, мало кто держал лишнюю скотину, теперь же она появилась чуть-ли не в каждом дворе. Теперь Крылов начинает внушать крестьянам развести, наряду с травосеянием корнеплоды.
— Отчего, — говорит, — коровы еще больше станут давать молока.
Крестьяне обдумывают поднятый им вопрос и, возможно, что в скором времени он осуществится на деле.
Недавно, по его инициативе, юровское общество приобрело двух породистых быков, что также говорит за улучшение молочного скота.
Кроме того, тов. Крылов ведет с крестьянами и другую культурную работу. Например, в декабре 1927 г. им было прочтено несколько лекций «о значении книги». Начал он с того, как зародилась книга, какую она большую роль сыграла в революции, и очень много сказал о современной книге. Крестьяне впервые услышали рассказ о книге, прослушали его до конца с интересом, как будто бы они только теперь узнали о ее существовании. Молодежь также группируется около Крылова. С ней он ведет воспитательную работу. Занимается, между прочим, чтением. Недавно он прочитал Неверова: «Ташкент город хлебный», который сильно взволновал молодняк. Кроме чтения книг, он разъясняет им, какой большой вред приносят карты, вино и табак; заставляет их декламировать стихи, петь, играть в шашки и т. д. и т. п. Крылов - типичный народный учитель и его любят, ибо он платит всем любовью.
Мих. Сорокин. Село Юрово, Влад. у.» («Призыв», 10 января 1928).
С 1929 года деревня являлась центром Юровского сельсовета Ставровского района.
В 1950 г. при объединении небольших колхозов образован колхоз им. Жуковского — центральная усадьба в с. Юрово. Специализировался на мясомолочном производстве. Сельхозугодья занимали 1807 га. В колхозе 5 нас. пунктов.
«Вы в селе Юрово. Ваше внимание не могут не привлечь вывешенные на магазине молнии, боевые листки. Здесь же вы видите «Крокодил идет по селу». Какая-то нерадивая домохозяйка привыкла загрязнять улицу помоями, и она не ушла от зоркого глаза общественности.
У сельсовета стоит доска с графиком работы тракторной бригады. Данные заносятся регулярно каждое утро. На полевом стане в «Календарях сева» каждый может прочитать, как работает тот или другой тракторист. Спросите любого тракториста сколько им вспахано, забороновано, засеяно, он ответит не задумываясь.
- Чья это работа? Учетчика? Нет. Чья же? Любой колхозник вам скажет:
— Заведующей Юровской библиотекой Елизаветы Яковлевны Кальчевской…
В библиотеке радует глаз все. Каждый читатель без труда может выбрать то, что ему надо. Для молодежи книги расставлены в отделе «Для вас, молодежь», для женщин — «Для вас, женщины». Обязательствам колхоза посвящен отдельный стенд, вывешен красиво оформленный «Моральный кодекс строителей коммунизма», бросаются в глаза стенды «Правда о религии» и «Наука о религии».
Интересующийся материалами ноябрьского Пленума ЦК КПСС всегда их может прочитать. Они хранятся в специальной папке. «Календарь трудовой славы» ежемесячно пополняете новыми фамилиями и показателями доярок, занявших первые места.
Книга доведена до каждой семьи, а в деревне Копытово — до каждого читателя. В каждом населенном пункте создана передвижка, а таких пунктов на территории Юровского сельсовета 18.
— Конечно, одна я бы и половины этого не сделала. Мне помогают читатели Валентина Абрамова, Антонина Сергеевна Грунина, Анастасия Ивановна Антипова. Они носят книги из дома в дом, проводят с читателями беседы. Вообще помощники они бесценные — с гордостью отливается Елизавета Яковлевна о своих книгоношах.
Конечно, заслуга книгонош в том, что книгой охвачен каждый дом, велика, но и сама Елизавета Яковлевна потрудилась немало, чтоб добиться этого. Надо ведь было этих людей организовать, многому научить. И она это сделала. Коммунисту это оказалось под силу. Помогли знания, полученные за 14 лет работы в Юровской библиотеке, вера в людей.
...Комсомольцы Анатолий Отдельнов, Вениамин Кумерин и Анатолий Ежов решили создать комплексное звено по выращиванию высоких урожаев пропашных культур. Началась пахота, подготовка почвы к севу, сев. С комсомольским огоньком взялись они за работу.
Ежедневно беседуя с ними в поле, Елизавета Яковлевна узнала о сокровенном желании Анатолия и Вениамина — вступить в партию. Но заикнуться об этом они стеснились: им казалось, что мало еще сделали, чтобы быть членами ленинской гвардии. Елизавета Яковлевна стала настойчиво убеждать их, что они быть в партии достойны и обещала помочь подготовиться. После сева Анатолий Отдельнов и Вениамин Кумерин твердо решили подать заявления. Добрые семена, посеянные щедрой рукой, проросли.
В библиотеку вошла Полина Николаевна Игнатьева.
- Елизавета Яковлевна, я только что с поля. Вот новые данные. Тракторист Николай Улупов за полдня картофелесажалкой СКГ-4 посадил 6 гектаров картофеля.
Они стали об этом писать «боевые листки»...
Идет сев зерновых, пропашных культур и ... добрых семян коммунистической морали. Солнце щедро сыплет в борозды лучи, греет землю. Всходы будут богатыми, и богатым будет урожай. И люди, с такой любовью выращивающие его, соберут и соберут обязательно без потерь.
А. ФЕДОРОВ. Колхоз «Ленинский путь» («Вперед», 22 мая 1963).
С 1965 года — Собинского района, с 1974 года и вплоть до 2005 года входила в состав Куриловского сельсовета.



Дома в селе Юрово

Численность населения: в 1859 г. – 394 чел., в 1905 г. - 406 чел., в 1926 г. – 298 чел., в 2002 г. – 18 чел., в 2010 г. – 21 чел. (7 муж. и 14 жен.).

Церковь Николая Чудотворца

Церковь села в книгах патриаршего казенного приказа под 1628 годом записана так: «церковь Николы чюдотворца в селе Юрове рождественого монастыря дани семь алтын». В писцовых Владимирских книгах 161 и 162 (1653 — 1654) гг. у Николаевской церкви написано: «во дворе поп Иван Тихонов, в приходе 35 дворов, пашни церковныя земли 19 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен»; а в переписных писцовых 1703 года книгах у этой церкви значится: «поп Василий, дьякон Иван, в приходе 44 двора, пашни церковныя земли 14 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 15 копен».
В 1735 году, с разрешения синодального казенного приказа, усердием прихожан села Юрова была построена новая деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, вместо старой обветшавшей, и освящена в том же 1735 году архимандритом Рождественского монастыря Павлом.


Церковь Николая Чудотворца в с. Юрово

Каменная церковь, с такой же колокольней, построена в 1823 году также усердием прихожан. Престолов в ней два: в холодной — в честь святителя и чудотворца Николая и в теплом приделе — в честь Божией Матери «всех скорбящих радости»; последний придел устроен в 1856 году старанием священника Иоанна Зверева.
28 января 1866 г. дьячок с. Юрова (Владимирский уезд), Василий Знаменский и дьячок с. Чернокулова (Юрьевский уезд), Павел Альбицкий перемещены один на место другого.
17 марта 1866 г. за усердную и полезную для церкви службу в должности церковного старосты выдан из Консистории похвальный лист старосте села Юрова крестьянину Матвею Федорову. В 1866 г. утвержден в должности церковного старосты с. Юрова, крестьянин Василий Игнатьев.
Копии метрических книг с 1803 года, исповедных росписей с 1829 года и опись церковного имущества хранилась в церкви. [1]
Церкви принадлежала каменная часовня, в полуверсте от села, построенная на месте бывшего здесь храма.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось от земли, процентных бумаг и за требоисправления до 750 рублей. [1]
Церковной земли имелось: усадебной около полудесятины, пахотной 32 десятины и сенокосной 3 десятины 768 квадратных сажен, дровяного лесу до 1900 квадратных сажен и молодой заросли до 1700 квадратных сажен. На усадебную землю особого плана не имелось, но границы ее отмечены в общем плане села Юрова; на пахотную и сенокосную землю план и межевая книга имелись.
В 1893 году приход состоял из села (65 дворов) и деревень: Степанкова, Красной Боровинки, Копытовой, Вежболовы и сельца Лихинки. Расстоянием от церкви деревни не далее пяти верст; препятствий к сообщению с ними не было. Всех дворов в приходе 212; душ мужского пола 558, и женского пола 655; в том числе в деревне Красной Боровинке раскольников 3 двора, душ мужского пола 6, и женского пола 10. [1]


Кладбище при церкви

В 1889 году в Юрове открыта церковно-приходская школа и помещается в двухэтажном доме, построенном крестьянином села Ставрова Михаилом Бажановым; отопление школы и жалованье учителю в размере 200 рублей оплачивает тот же крестьянин Бажанов.


Дом бывшей церковно-приходской школы


Церковь Николая Чудотворца в с. Юрово

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Никольского Храма села Юрово Собинского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г. Руководитель организации: настоятель председатель приходского совета Смирнов Виктор Матвеевич.
Адрес: Собинский район, село Юрово, 17а.

Деревня Кочуково

Кочуково – деревня в Собинском районе Владимирской области. Входит в состав Куриловского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Ворша (приток Клязьмы) в 3 км на юго-запад от центра поселения деревни Курилово и в 11 км на север от райцентра города Собинка.

Помещичья дер. Кочуково: расстояние от губернского (он же уездный) города – 27 верст; число дворов - 15; число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 51, женского пола - 58; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 62, женского пола - 67; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством.
1859 год: число дворов - 20, число душ мужского пола - 77; женского пола - 89. Численность населения в д. Кочукове в 2010 году – 1 жен.

В конце XIX — начале XX века деревня являлась центром Кочуковской волости Владимирского уезда.
В состав 4-го земского участка входили волости — Кузнецовская, Кочуковсвая, Ставровская, Жереховская, Черкутинская. «Кочуковское Волостное Правление (Почт. адр. с. Ставрово).
Волостной старшина - кр. Яков Макаров. Писарь - Беневоленский.
Волостной Суд. Председатель - кр. Петр Осипов. Судьи: кр. Иван Кочетов; Григорий Ефимов; Степан Тихонов» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Кочуковское училище, Кочуковской волости, в дер. Кочукове, основано в 1872 г. От приходской церкви в 2 вер. Ближайшие училища в 7 вер. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, вместе с волостным правлением; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 10 ½ , шириной 8 ½ , вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник с. Юрова Иоанн Изволенский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1878 г.; учитель Василий Сапоровский, окончивший курс в той же семинарии, преподает с 1884 г. Попечительница вдова статского советника З.Д. Рахманова, пожертвований не делала. Учащихся к 1-му января 1883 г. 30 м. и 6 дев. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 2 м. Окончило курс со свидетельствами 2 м. Вновь поступило 20 м. и 2 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 46 м. и 8 дев. Учатся все вместе. Из учащихся — 20 из дер. Кочуковой и 34 из соседних деревень. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 300 р., от общества 80 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 80 руб.; жалованье — законоучителю 60 р., учителю 240 р. Прием в сентябре. Учебный год с 15-го сентября по 31-е мая. Пению не обучаются. Учатся в день 6 час. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию 2, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 6. Получили награды 18. Получившие свидетельства учились 3 года. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
«Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора Святейшего Синода о разрешении крестьянам Кочуковской волости, Владимирского уезда, устроить при местном Училище часовню в память в Бозе почившего Государя Императора Александра Николаевича, Всемилостивейше повелеть соизволил: «благодарить отъ Меня» (Влад. Епарх. Вед. № 1, 1882).
С 1903 года учительница – Анастасия Алякринская. С 1904 года законоучитель – отец Аркадий Афонов.

«5-го апреля 1917 г. вновь состоялся волостной сход, на котором была сдана подрядчику поставка скота для нужд армии, при чем для пополнения убытков обложена вся крестьянская и частновладельческая земля по 20 коп. с десятины; при этом постановлено просить уездный комитет увеличить цену за поставляемый скот, так как существующая рыночная цена гораздо выше реквизиционной, а также просить перевести число голов скота на пуды и указать общее число пудов живого веса, поставляемого волостью, вместо поставки головами. Избраны 2 делегата в совет солдатских депутатов и 2 делегата для организации совета крестьянских депутатов. На этом же сходе состав старого волостного суда и волостного попечительства заменен новыми лицами, а секретарю волостного комитета И.А. Булыгину выражено полное доверие.
16 апреля состоялось избрание председателем волостного комитета и волостным комиссаром И.Е. Потапова. Поручено членам волостного комитета немедленно организовать сельские и поселковые комитеты. Дела примирительного характера комитет принял на себя. В настоящее время все сельские комитеты уже организованы. Жизнь волости вполне наладилась по новому, и население спокойно» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Четверг 18-го мая 1917 года).
С 1929 года деревня входила в состав Юровского сельсовета Ставровского района.
С 1965 года — Собинского района.
С 1974 года и вплоть до 2005 года входила в состав Куриловского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 176 чел. (20 дворов), в 1905 г. – 146 чел. (29 дворов), в 1926 г. – 161 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 1 чел.

Крестьянское (Фермерское) Хозяйство Седакова "Филин" действует с 1 июня 1994 г. Адрес: деревня Кочуково, 1. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО СЕДАКОВА "ФИЛИН" ликвидирована 20 июня 2011 г.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин]. - 1893. - 283 с.
Деревня Ваганово
Город Собинка Село Устье

Категория: Собинка | Добавил: Николай (13.01.2017)
Просмотров: 3261 | Теги: Владимирский уезд, Собинский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru