Брутовская школа в с. Брутово, Суздальского района
Брутовская школа
В первой половине 1868 г. при содействии гласных, вновь открыты церковно-приходские школы в 19-ти следующих селах: Боголюбове, Порецком, Добрынском, Ставрове, Борисовском, Ямской слободе, Ославском, Брутовском…
1869 г. «Вслед за тем гг. гласные: К.А. Вевер, А.А. Сахаров, М.Г. Корякин, А.М. Анисимов, И.Г. Бабкин и М. И. Чирцов заявили, что по рассмотрении имеющегося в уездной управе списка сельским школам, они, согласно выраженному в заседании 2 октября желанию, принимают под свое ближайшее попечение следующие школы: М.И. Чирцов — Порецкую, Борисовскую, Ославскую и Брутовскую».
Брутовское училище основано по желанию общества 17-го ноября 1879 г. Ближайшие училища: Борисовское в 4 вер., Добрынское - 9 вер., Ославское — 10 вер. В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по теплоте очень удобное, а по свету нет; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 9 ар., шириной 5 ¾ арш., высотою 3 ар. Учебных пособий достаточно — на 112 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Федор Волоцкий, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 20-го февраля 1884 г.; учитель Павел Понятовский, окончил курс в Новоторжской учительской семинарии, преподает с 25-го сентября 1881 г. Попечитель крестьянин Павел Яковлев Астафьев, пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 50 м. и 3 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 9 м. и 2 дев. Окончило курс со свидетельствами 16 м. и 1 д. Вновь поступило 16 м. и 1 д. К 1-му января 1884 г. состояло 41 м. и 1 дев. Учатся вместе. Возраст: 8—9 л. - 2, 9 — 10 л. - 6, 10 — 11 л. - 8, 11 — 12 л. - 14, 12 — 13 л. - 6, 13 и выше - 6. Все из с. Брутова. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного и все из крестьянского сословия. Средства: от земства 280 р., от общества 75 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 75 р.; жалованье — законоучителю 40 р., учителю 240 р. Все посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. Отказа за теснотой не было. Учебный год с 19-го сентября до 1-го мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 14, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6, по пению - 3. Получили награды 8. Получившие свидетельства обучались 2 года. Не окончившие курса учились 1 день. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучению ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).
«В заседании училищного совета 4-го октября 1889 г., согласно ходатайству нескольких обществ, вместо закрывшегося в минувшем году Брутовского училища, постановлено открыть в текущем же году вновь земское народное училище в д. Буланове, с назначением жалованья — учителю в 240 р. и законоучителю в 40 руб. в год».
С 1 января 1905 г. открыто вновь училище в с. Брутове.
«В селе Брутове училище первоначально было открыто в наемном помещении, а теперь построено 2-х-этажное каменное здание с 3 классами и соответствующим числом квартир для учительского персонала. На учреждение этого училища пожертвован каменный дом местным крестьянином Сергеем Сергеевичем Усаевым вместе с совладельцами этого дома его сестрами — женой Владимирского мещанина Матреной Трофимовой Малковой и женой крестьянина дер. Новой Быковки Ириной Трофимовой Алексеевой. На расширение этого дома и приспособление его согласно педагогическим и гигиеническим требованиям употреблены ассигнованные губернским земством 1500 р. в безвозвратное пособие и 1500 руб. в беспроцентную ссуду на 10 лет, 2000 руб. отпущены казной на школьное строительство, и заготовленный ранее подрядчиком Веденеевым лесной материал. И при всем этом средств на окончательное устройство дома оказалось недостаточно, так что необходимость заставила с наступающего года учредить только две учительские должности, так как комната, предназначенная для третьего класса, оказались неоконченной» (Журн. оч. Владим. у. з. собр. 1905 г.).
«Прошение уполномоченного Брутовского сельского общества крестьянина села Брутова Петра Сергеева Терентьева
Имею честь представить во Владимирскую уездную земскую управу приговор Брутовского сельского общества от 14 сентября 1905 г., коим общество возбуждает ходатайство перед уездным земством об ассигновании 939 руб. на достройку здания для школы, так как отпущенных сумм на постройку здания 5000 руб. не достало и за неимением положительно никаких в обществе наличных средств в выстроенном здании остались несделанными восемь печей и не настланы белые полы и по причине этой в здании этом невозможно открыть учения. Представляя при сем означенное ходатайство, я покорнейше прошу уездную земскую управу внести означенное ходатайство на благоусмотрение предстоящего уездного земского собрания, не признает ли последнее возможным об ассигновании потребной на достройку суммы, дабы не потерять нам еще одного учебного года. При сем представляю для видимости копию отчета о произведенных уже расходах по постройке здания для училища. Сентября 21 дня 1905 года. Петр Терентьев
ПРИГОВОР Брутовского сельского схода
1905 года сентября 14 дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне, бывшие государственные, Владимирской губернии, Владимирского уезда, Борисовской волости, Брутовского сельского общества, села Брутова, состоящего всего из 575 ревизских, 732 наличных душ мужского пола и 280 домохозяев, имеющих, по 47 ст. и прим. к ней общ. полож. о крест., право голоса на сходе, собрались сего числа на сход по распоряжению сельского старосты нашего Петра Дементьева Терентьева в количестве 99 наличных крестьян-домохозяев. На сходе этом имели суждение о том, что нам была отпущена на постройку здания для училища от земства безвозвратная сумма 1500 р. и взято с обязательством возврата 1500 руб. сверх этих сумм было отпущено из сумм министерства народного просвещения 2000 р. На эти суммы и было приступлено к постройке здания училища по плану, предъявленному и выработанному земством с расчетом помещения школы на 160 учеников и с квартирами для троих учителей.
При начале постройки местный крестьянин Сергей Сергеев Усоев принес уездному земству в дар свой дом каменный в два этажа мерою 20X12 аршин и уступил под училище свою родовую усадьбу с садом, но с условием устройства ему пожизненного бесплатного помещения о 2-х комнатах. Дар этот был принят, вследствие чего помещение пришлось увеличивать против первоначального плана на квартиру для жертвователя Усоева, понятно и расходы по постройке должны были возрасти.
В данное время постройка здания вчерне окончена, но отпущенных сумм пяти тысяч до окончательного устройства не хватило. Осталось недоделанных работ: не сделано восемь печей, не настланы во всем здании полы и не вставлены стекла как зимние, так и в летние рамы. Сумм на окончание этих работ мы никаких не имеем, бедственное состояние большинства домохозяев, а также неурожай хлебов текущего года обременяет нас что-либо ассигновать на достройку школы. По нашему же расчету выполнение недоделанных работ потребует расхода на устройство восьми печей, полагая минимум материал с работой по 60 руб. с печи, всего 480 рублей, настилка полов по расчету 102 кв. саж. во всем здании материал с работой 4 руб. 50 к. за сажень, всего 459 руб. По всестороннем обсуждении сего вопроса мы не можем изыскать средств на достройку здания училища в указанной сумме, а потому единогласно постановили ходатайствовать сим приговором пред Владимирской уездной земской управой, не найдет ли она возможным внести ходатайство в уездное земское собрание об отпуске нам суммы, потребной на достройку по усмотрению собрания или же принять достройку здания на счет земства без возврата израсходованных на достройку сумм. Просимый расход на достройку здания мы относим на счет земства на том основании, что жертвователем Усоевым усадьба и сад принесены в дар для целей народного образования земству, но не обществу, а также и выговорено им устройство себе помещения. При чем мы с своей стороны вполне изъявляем согласие также на уступку Усоевым для земства своей усадьбы и сада мерою всего в 2-х местах до 1 ½ десятин. Настоящий приговор уполномочиваем нашего крестьянина Петра Сергеева Терентьева представить во Владимирскую уездную земскую управу, в чем и подписуемся. Крестьяне с. Брутова» (Доклады Владимирской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1905 года).
С 1905 г. законоучитель - свящ. о. Цветков. С 1905 г. учительница - Мария Косаткина. С 1905 г. вторая учительница - Зоя Кроткова. С 1908 г. 1-я учительница - В. Соболевская. С 1908 г. 2-я учительница - В. Предтеченская.
«О достройке Брутовской школы
Как известно земскому собранию, в селе Брутове построено двухэтажное каменное здание для училища и употреблено на него: выданные губернским земством крестьянам в безвозвратное пособие 1500 руб. и 1500 руб. в беспроцентную ссуду, 2000 руб., отпущенные казной на школьное строительство, пожертвованный Усоевым каменный дом и заготовленный Веденеевым лесной материал для однокомплектного училища, но на окончательное его устройство всего этого оказалось недостаточным, и земским собранием, по ходатайству гласного П.С. Терентьева, отпущено из средств уездного земства еще 500 руб. с тем, чтобы училищное здание было окончательно устроено и чтобы можно было в нем вести учебные занятия. Однако начатые с осени занятия необходимость заставила прекратить, так как и в классных комнатах, и в квартирах учительниц было чрезвычайно холодно, отчасти вследствие неудачного устройства печей и отчасти от того, что жилые помещения отделялись от неотапливаемой части здания легкими не обитыми войлоками дверями. Строитель училища - гласный П.С. Терентьев объясняет все это недостатком средств и представил в управу отчет в израсходовании всех перечисленных выше сумм, но отчет этот обществом, поручившим ему производить постройку, не рассмотрен и не утвержден.
Земский техник г. Ревякин, по поручению управы, произвел подсчет всех неоконченных работ и составил смету, которая предусматривает расход на достройку школьного здания всего в 1662 руб.
Представляя изложенное на благоусмотрение земского собрания, уездная управа полагала бы расход, исчисленный по смете, произвести из имеющихся в распоряжении управы на школьное строительство сумм и приступить к производству работ немедленно, чтобы в текущем году открыть школьные занятия, а затем, в виду обширности здания, в котором без всяких дополнительных приспособлений возможно поместить министерское 2-х-классное училище, полагает возбудить ходатайство о преобразовании Брутовского училища в 2-х-классное министерское, ассигновав в пособие казне на содержание его, как и на другие подобные, по 500 р. ежегодно» (Журн. оч. Владимирск. у. з. собр. 1907 г.).
«Гласный Кутанин высказал пожелание, чтобы употреблены были все меры к открытию учебных занятий в Брутовской школе в настоящем учебном году.
Член управы А.М. Бажанов заявил, что в здании Брутовской школы необходимо произвести небольшой ремонт, чтобы с удобством можно открыть занятия, на что потребуется от 200 руб. до 250 руб.
Кутанин просил ассигновать на это дело необходимую сумму.
Постановлено: восстановить учебные занятия в Брутовской школе тотчас по выполнении крестьянами принятых на себя обязательств. Вопрос об ассигновании на ремонт школьного здания решен отрицательно большинством 14 голосов против 8» (Журналы очередного Владимирского уездного земского собрания за 1908 год).
«Доклад о преобразовании Брутовского начального училища в 2-х-классное министерское
Крестьяне с. Брутова, Борисовской волости, представили в управу приговор, заключающий в себе ходатайство о преобразовании их училища в 2-х-классное министерское и согласие уступить в пользу училища занятый им участок земли и другой участок взади усадьбы мерой около десятины, засаженный яблонями и сверх того обязательство вносить в пособие казне на содержание училища ежегодно по 100 р. Приговор этот рассмотрен уже уездным училищным советом и изложенное в нем ходатайство признано подлежащим удовлетворению, но в виду того, что школьное здание в настоящем его виде не может удовлетворить требования, предъявляемые к подобного типа училищам, училищный совет просит сообщить ему смету на приспособление училища и на оборудование его. Но техническим соображениям на ремонт здания потребуется 1422 руб., на пристройку 5841 р. 67 к. и на оборудование 2000 р. Эти соображения уездная управа и имеет честь сообщить г. инспектору народных училищ на предмет возбуждения ходатайства об отпуске исчисленных выше сумм из кредита, отпущенного но закону 3-го мая 1908 года на начальное образование в 6900000 р.».
«По ходатайству перед министерством народного просвещения о пособии на расширение Брутовского училища
Владимирской уездной земской управой по поручению уездного земского собрания очередной сессии 1908 года было возбуждено ходатайство перед министерством народного просвещения о преобразовании Брутовского начального училища в 2-классное. В 1911 году (4 января) попечитель Московского учебного округа не нашел возможным отпустить из имеющихся в его распоряжении кредитов необходимую сумму пособия на содержание и постройку здания для предположенных 2-классных училищ в селах Брутове и Юрятине, так как сумма просимого пособия противоречит ст. 4 закона 22 июня 1909 года. Не получая, таким образом, удовлетворения своего ходатайства и в то же время будучи поставленной в необходимость считаться с наличностью учащихся в Брутовской школе, уездная управа, отношением 9 марта сего года за № 788, возбудила ходатайство перед департаментом народного просвещения об ассигновании ей 2000 р. на расширение Брутовского училища на 2 комплекта и 1515 руб. 50 коп. на оборудование его мебелью и всеми другими необходимыми предметами.
На ходатайство это департамент народного просвещения от 19 января сего года за № 2939 уведомил управу, что по утверждении проекта расширения земским собранием и по принятии им обязательства, требуемых п. 6 «Правил о выдаче пособий», ходатайство должно быть одобрено училищным советом и представлено в министерство в установленном ст. 104 положения о земских учреждениях порядке. Имея в настоящее время на руках отзыв училищного совета (от 23 марта сего года № 8) по существу указанного ходатайства, смету на расширение школьного здания и смету на оборудование его, уездная управа имеет честь просить земское собрание разрешить ей ходатайствовать пред министерством народного просвещения, об ассигновании пособия в 2000 р. на расширение Брутовского начального училища на два комплекта и 1515 руб. 50 коп. на оборудование его» (Журн. чрезв. и оч. Владим. у. з. собр. 1911 г.).
«Брутовское училище. При расширении его под наблюдением сельского общества, отсутствовало не только умение или опыт, но, должно быть, и желание построить хорошо, между тем средства на это были: было выдано министерское пособие в 2000 р. и земское 3500 руб. Так, напр., при достройке его в настоящем году оказалось следующее: 1. В каменном двухэтажном здании 24X24 арш. нет железных связей. 2. При пристройке не принято во внимание, что новая кладка даст осадку и в предупреждение ее не только не сделано прочного фундамента, а напротив, новая кладка возведена на фундаменте в три ряда, а ниже плохо пролитый бут, вследствие чего в новой кладке явились трещины с верху до низу. 3. В некоторых комнатах переводы под черным накатом лежали на земле, вместо каменных столбиков под переводы поставлены сосновые чураки. 4. При заделке старых оконных и дверных проемов не вынуты доски лежавшие вместо перемычек. 5. В верхнем этаже даже не одинакового размера рамы. 6. Лестница была очень крутая» (Журн. чрезв. и оч. Владим. у. з. собр. 1911 г.).
«Брутовское училище — под это училище был пожертвован дом частным лицом, затем его расширило общество, для чего было выдано пособие и ссуда от земства 3500 р. и от министерства 2000 р. и, наконец, в 1911 году оно достроено земством на средства, ассигнованные на школьное строительство; до 1911 года два класса помещались в нижнем этаже в квартирах учительниц, так как половина нижнего этажа и весь верхний были не достроены. Внизу пришлось настлать черный накат, настлать часть новых полов, в верху в трех классах настлать новые полы, в раздевальне переделать старые полы, устроить вновь отхожие места для двух этажей, переделать лестницу во второй этаж заново в два марша, устроить черный ход со второго этажа, сделать вешалку в раздевальной, приспособить старые классы под квартиры учителей, сделать кухню для учителей и для сторожа, переделать колоды девяти дверей, сделать вновь одиннадцать дверей, устроить двойную раздвижную перегородку в классе, оштукатурить вновь три комнаты, исправить старую штукатурку, обелить все здание внутри, загрунтовать в классах полы, окрасить парты, подделать перемычки над дверями, выбрать в один кирпич задней стены три кв. арш. и заделать вновь на портландском цементе, подвести угол с двух сторон в один кирпич 5 арш. глубины, 2 арш. выложить выгребную яму кирпичом, починить водосточные трубы, окрасить крышу и трубы, устроить черный ход из нижнего этажа, сделать дровяной сарай и погреб, чулан, и вновь устроить духовое отопление, починить летние и зимние рамы и вставить стекла, устроить площадку у парадного входа и зонт над ней. Окрасить окна и двери» (Журн. чрезв. и оч. Владим. у. з. собр. 1911 г.).
Брутовское училище — 3-комплектное, здание имеет три квартиры для учительниц, выстроено в 1905 или 6 годах, двухэтажное, каменное, отопление устроено духовое, при чем печь помещается в подвале; необходимо произвести ремонт: загрунтовать полы, устроить в сарае ледник, покрасить парадное крыльцо и местами исправленную крышу, всего по смете 76 р. 85 к.
«Крестьянин Владимирского уезда, Борисовской волости, села Брутова Сергей Сергеевич Усоев, прошением на имя председателя управы, заявил, что в 1905 году им пожертвовано Владимирскому уездному земству имение, находящееся в селе Брутове и заключающееся из каменного 2-х этажного дома, каменных надворных построек, усадебной при доме земли и 2-х фруктовых садов, для помещения в доме земской школы. Чтобы увековечить память жертвователя, г. Усоев просит доложить уездному земскому собранию о разрешении поместить в училище его портрет. Уездная управа имеет честь объяснить земскому собранию, что школа в селе Брутове была выстроена в 1905 году обществом крестьян того же села, для каковой цели губернским земством ему было отпущено пособие 1500 рублей и дана ссуда на 10 лет без %% - в размере тоже 1500 рублей, кроме того, было отпущено в пособие от казны 2000 рублей и ассигновано уездным земством в пособие 500 рублей. На постройку был употреблен заготовленный ранее лесной материал на стредства обществ подрядчиком Веденеевым. На учреждение этой школы каменный дом с усадебной при нем и фруктовым садом были пожертвованы местным крестьянином Сергеем Сергеевичем Усоевым вместе с совладельцами этого дома его сестрами – женой Владимирского мещанина Матреной Трофимовой Малковой и женой крестьянина дер. Н.-Быковки Ириной Трофимовой Алексеевой. Ходатайство было отклонено» (Журналы очередного Владимирского губернского земского собрания 1914 года).
С 1931 года школа стала семилетней. «Из брутовской образцовой неполной средней школы состоялся второй выпуск. Семиклассники, окончившие школу, были почетными людьми на торжественном собрании, посвященном окончанию учебного года. Собрание вылилось в большой праздник советской школы. Родители и их дети учащиеся вместе с представителями общественности обещались приложить все силы, чтобы закрепить за школой звание образцовой. При школе организуется оздоровительная площадка. На лето учащиеся выписали больше сотни газет. Ю. Ильинский» («Призыв», 17 июня 1935). «Мы — родители учащихся, присутствующие на заключительном вечере Брутовской школы, пережили немало радостных минут. Мы были горды за своих детей. Вспоминается прошлое. До революции у нас в Брутове была трехклассная школа. Учили в ней кое-чему и кое-как, а главным предметом был закон божий. Теперь — у нас неполная средняя школа и воспитывают в ней детей в коммунистическом духе и из нее выходят хорошие кадры для нашей великой социалистической стройки. Мы приносим благодарность нашей партии и правительству, уделяющим много внимания детям и школе. Благодарим и руководителей школы за хорошую постановку учебы. Д. Борисов, Ефимов, Каширников, Е. Борисов, Сарафанов» («Призыв», 17 июня 1935). «Брутовская образцовая неполная средняя школа готова к учебному году. Комиссия райOHO и сельсовета приняла школу, отметив в акте, что подготовка проведена своевременно и хорошо. Все помещения школы выбелены. Отремонтирована мебель, классные доски, центральная топка. У школы разбит цветник, вокруг всего здания посажены липы. Школа обеспечена дровами на весь будущий год — завезено 170 кубометров и 60 кубометров завезено на квартиры учителей. Закуплено 310 новых учебников. Учебниками по истории, географии, зоологии, естествознанию и черчению будут обеспечены все классы. С нового учебного года 200 учащихся получат горячие завтраки. Подготовлена и оборудована всем необходимым инвентарем столовая. На пришкольном участке — озимая рожь, пшеница, яровая пшеница, горох, лен, вика. Виды на урожай хорошие» («Призыв», 18 июля 1935).
Брутовская образцовая школа
«Брутовская образцовая школа успешно начала учебу. В убранные и украшенные классы вошло 250 учеников. Все классы укомплектованы. Педагоги приступили к работе. Обязуемся в новом учебном году обеспечить хорошую постановку учебно-воспитательной работы. Директор школы Тихонравов, комсомольский организатор Большаков» («Призыв», 5 сентября 1935).
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЕЖИ В БРУТОВЕ По инициативе комсомольской организации и комсорга тов. Большакова в Брутове организована общеобразовательная школа колхозной молодежи на 30 человек. Школа поставила задачу: поднять общеобразовательный уровень молодых колхозников до уровня знаний в объеме неполной средней школы. Занятия в школе проходят три раза в шестидневку по 2 часа. Молодежь изучает обществоведение, русский язык, математику, естествознание и географию. Занятия проходят с большим интересом и активностью. Создание колхозной общеобразовательной школы в Брутове — ценнейший почин комсомола нашего района. Брутовские комсомольцы по-настоящему поняли, как нужно выполнять решения XI пленума ЦК ВЛКСМ. Опыт брутовских комсомольцев должны воспринять борисовская, боголюбовская, неклюдовская и другие комсомольские организации района» («Призыв», 29 октября 1935).
Во время ВОВ школьники не только учились, но вместе с учителями и выращивали картофель на пришкольном участке, проводили просветительскую работу в колхозе — в их обязанности входила обязательная читка газет, собирали подарки для бойцов. Девиз того времени «Все для фронта, все для Победы» был главным для подрастающего поколения. Всей школой дети собирали подарки для бойцов и отправляли на фронт.
«Не чуткое отношение встретили, кончившие Горьковский пединститут В. Горынин и А.А. Зернова, направленные на укрепление Брутовской школы. Тов. Горынин назначен директором, а т. Зернова — учителем химии. Председатель колхоза т. Квасов им не оказал никакой помощи, забыв о том, что они обучались в институте и только приступают к ответственной и трудовой работе» («ВК», 17 сентября 1947).
35 лет руководил Брутовской школой Василий Петрович Горынин. В своих воспоминаниях он отмечал: «крыша школы покачнулась, водопроводные трубы сгнили, внутри школы полутемно и грязно, в холода школа не работала». Через некоторое время усилиями школьного коллектива и колхозников, школа была приведена в порядок. С 1948 года в советских школах была введена новая система занятий: Учебный год делился на 4 четверти и впервые вводились зимние и весенние каникулы. «Брутовский сельсовет мало проявляет заботы о своей семилетней школе. Сейчас идет третья учебная четверть — самое напряженное время учебы. Однако учащимся не создают нормальных условий для занятий. В школе кончился запас дров и сейчас во всех классах холодно. Ученики сидят в одежде, пишут в перчатках. Л. САМОЙЛОВА» («ВК», 4 марта 1951). «Помещение Брутовской семилетней школы, где сейчас разместился избирательный участок № 19, в праздничном убранстве. В одном из классов расставлены кабины для тайного голосования, урна для бюллетеней. Плакат «Добро пожаловать!» приглашает избирателей выполнить свой гражданский долг, принять активное участие в выборах депутатов в местные Советы. К моменту начала голосования к участку стали прибывать группами и поодиночке колхозники колхоза «Пахарь», учителя и специалисты сельского хозяйства. Ровно в 6 часов утра двери участка широко распахнулись и голосование началось» («ВК», 22 февраля 1953). «Прошёл июль, а ремонт Брутовской школы затягивается. Не произведена штукатурка потолков, побелка и покраска стен. В учебной мастерской нужно сменить полы. Нет топлива. — Ещё август впереди, с ремонтом успеем, а топливо вывозить начнём, когда машины в колхозе освободятся, — заявляет директор школы тов. Горынин. Нет нужды доказывать, что такая самоуспокоенность к хорошему не проведёт. Н. ТИХОНОВА» («ВК», 31 июля 1956). «Учительницу Клавдию Ивановну Устинову знают и молодые, и старые жители колхоза имени XXI съезда КПСС. В Брутовской школе Клавдия Ивановна работает с 1940 года. В жизнь села она вошла не только как хорошая учительница русского языка и литературы, но и как инициативный активист, активный агитатор. В годы Великой Отечественной войны, несмотря на большую нагрузку в школе, К.И. Устинова оказывала посильную помощь колхозу. Народ знает Клавдию Ивановну как активного депутата Борисовского сельского Совета. Она частый гость у своих избирателей. Просто и ясно разъясняет колхозникам постановления партии и правительства. И люди приходят к своему депутату за советами, делятся горестями и радостями. Недавно на сессии сельсовета тов. Устинова премирована за хорошую работу. Ученики, молодые колхозники, их родители с уважением относятся к учительнице. Они внимательно слушают ее и в школе, и тогда, когда Клавдия Ивановна выступает с лекциями и докладами. В. ГОРЫНИН, директор Брутовской школы» («ВК», 8 марта 1960). «Жизнь в школе стала интереснее Я думаю, что в школе будущего среди других обязательно будут предметы, связанные с искусствоведением. А пока их нет, сама жизнь требует от учителя литературы познакомить ребят с лучшими образцами нашего искусства, научить их понимать красоту жизни. Задача эта нелегкая, и не сразу здесь будут видны плоды труда... Вы вдруг заметили, что ребята со вкусом оформили школьную выставку, что у них появляется свое собственное мнение о новых кинофильмах, о том, выразительно или нет - прочитано стихотворение, что после вашего объяснения ученики спрашивают и хотят знать больше, чем вы сказали на уроке, — вот это и есть начало. Учитель в школе может заронить в податливую душу ребенка любовь к прекрасному. Большая роль принадлежит в этом деле книге. Понимая это, коллектив нашей школы старается прививать ученикам любовь к книге. У нас есть небольшая школьная библиотека, но ребята берут литературу и в сельской библиотеке, с которой мы поддерживаем постоянный контакт. Так, совместно отметили 250-летие со дня рождения Н.А. Некрасова. На сцене колхозного клуба в исполнении ребят прозвучали стихи великого поэта, песни на его слова. Колхозники узнали многое о жизни Н.А. Некрасова. Мы собираемся провести в этой четверти пушкинский вечер. Чувствуется, что ребята стали читать больше, а главное — в системе. Многие учащиеся, по совету учителя, при прохождении в классе рассказа Тургенева «Му-му» прочитали тургеневские «Записки охотника», а при изучении «Тараса Бульбы» Гоголя прочитали «Вечера на хуторе близ Диканьки». Школьники ведут читательские дневники. Все это помогает им глубже отвечать на уроках. Повысился интерес учащихся к творческим работам. Мы завели в школе тетрадь творческих работ учащихся. Там вы прочтете сочинения Жени Петрова, Тани Крысиной, Тани Еремеевой, Тани Шашковой, Васи Нефедова и других. Эти сочинения — лучшие. Развивает ребят и общественная работа, а также участие в художественной самодеятельности. В школе недавно создана комсомольская организация. После сбора о комсомоле, проведенного в седьмом классе, четверо ребят этого класса вступили в комсомол: Витя Хорлуков, Нина Кучина, Зоя Войнова, Люся Лукьянова. Свое вступление в ряды ВЛКСМ семиклассники отмечают хорошей учебой, активным участием в общественной жизни. Вручать комсомольские билеты приезжала в школу второй секретарь райкома ВЛКСМ А. Попова. Это было сделано на торжественной пионерской линейке. Усилиями всего коллектива создан школьный хор, в самодеятельности участвуют почти все ребята. Большой концерт для родителей мы дали в день 44-й годовщины Октября, интересно провели новогодний карнавал. Сейчас готовимся к районному смотру художественной самодеятельности, собираемся выступить перед ребятами Борисовской школы, с которой мы соревнуемся. Нужно сказать, что учащиеся стали смелее чувствовать себя на сцене, начинают понимать правильность исполнения. А это иногда, что греха таить, не удается сельским ребятам. Из числа энтузиастов самодеятельности мы к концу года подготовим инструкторов-общественников. Среди них Нина Кучина, Таня Крысина, Витя Хорлуков, Галя Данилова, Зоя Рябова, Валя Астафьева, Таня Еремеева и другие. Само собой разумеется, что вся эта работа требует, чтобы сам учитель был па высоте: читал бы новинки литературы, мог рассказать ребятам и об интересной картине, и о том новом, что происходит в нашей стране. Л. ТКАЧЕВА, учитель литературы Брутовской семилетней школы» («ВК», 23 января 1962). Много лет в Брутовской школе работали учитель начальных классов и математики Горынина Нина Михайловна, учитель начальных классов Борисова Анна Михайловна, учитель физики и труда Борисов Анатолий Ефимович, учитель истории и географии Жижина Александра Ивановна, учитель географии и музыки Лепахина Тамара Александровна. Школьники помогали колхозу и трудились в пришкольном хозяйстве, принимали участие в конкурсах и соревнованиях. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение "Брутовская Основная Общеобразовательная Школа" действует с 28 мая 1997 г. В 2002 году Брутовская школа была закрыта, а учителя и учащиеся были переведены в школу п. Садовый.
Сеславская школа
В 1913 году в селе было построено новое здание, где было открыто Сеславское народное училище.
«Читан доклад управы № 37. Об открытии школы в селе Сеславском, Борисовской волости. В. М. Тарасов к докладу управы добавляет, что г. Орлова ходатайствует о помещении портретов ее отца и матери в школе.
В.А. Рышков полагает, что впредь до закрытия церковно-приходской школы, открывать школу земскую в селе Сеславском земство не вправе и потому полагал бы открыть школу на один комплект, а помещение под другой комплект занять под какую-либо ремесленную мастерскую.
A.М. Бажанов указывает на возможность открытия в этом здании школы повышенного типа, о чем и просит возбудить установленное ходатайство.
М. Добротворский заявил, что в церковно-приходской школе сейчас записалось 71 человек, но епархиальное ведомство вероятно отказалось бы от принятия школы, выстроенной г. Орловой в свое ведение по неимению средств на ее содержание, так как отопление школы будет стоить не менее 600 р.
B.М. Тарасов присоединяется к мнению А.М. Бажанова, указав, что в уезде школ повышенного типа мало.
Постановлено: с благодарностью здание школы от г. Орловой на 2 комплекта принять, а Анастасию Ивановну Орлову благодарить.
Ходатайствовать о награждении ее за такой щедрый дар установленным порядком и о разрешении поместить в здании школы портретов отца и матери жертвовательницы Ивана Васильевича и Татианы Яковлевны Константиновых; кроме сего ходатайствовать об открытии в этом здании школы повышенного типа, если на то последует согласие г. Орловой и отпустить из средств по народному образованию на это 1500 руб., а в настоящее время открыть школу на один комплект для села Суходола, присвоив ей наименование «Школа имени Константиновых».
Просить епархиальное начальство о закрытии церк.-прих. школы в селе Сеславском» (Журн. оч. Владим. у. з. собр. 1913 г.).
«Об открытии школы в селе Сеславском Борисовской волости
По школьной сети в 1914 году предположено построить школу в селе Суходоле Борисовской волости на 1 комплект. Между тем, потомственная почетная гражданка из крестьянок села Сеславского Анастасия Ивановна Орлова, в начале марта обратилась в управу через своего доверенного с предложением построить школу на собственныя средства в селе Сеславском по плану, который бы был одобрен уездным училищным советом. Вследствие этого земским техником Ревякиным было составлено два плана на постройку школы, которые, по одобрении их в марте месяце в заседании уездного училищного совета, и были переданы г. Орловой, которая в настоящее время и желает передать выстроенную ею школу в ведение земства. Школа каменная, двухэтажная, выстроена с соблюдением установленных требований при постройке школ. По удобству размещения помещений, как то квартир учительского персонала, комнаты для библиотек и классов — это первая школа в уезде. Все помещения очень просторны, особенно квартиры для учителей. Принимая во внимание, что с. Суходол от с. Сеславского отстоит не более двух верст, уездная управа ходатайствует пред земским собранием об изменении школьной сети и об открытии школы вместо села Суходола на 1 комплект в селе Сеславском на два комплекта (так как по сведениям 1908 года детей школьного возраста числится в Сеславском и Суходоле 89 человек. В связи с этим, предлагая на обсуждение собрания вопрос о принятии от г. Орловой здания школы в селе Сеславском, уездная управа полагала бы такое здание принять от г. Орловой с благодарностью и ходатайствовать о награждении ея за такой щедрый дар установленным порядком. Школа выстроена даже, можно сказать, с излишней роскошью и будет в уезде первым зданием школы, имеющим два класса по пяти окон, при классах в верхнем этаже широкий корридор для прогулки учащихся и большая комната для ночлега приходящих учеников, а внизу такия квартиры для учащих, с отдельной для каждаго кухней и комнатой библиотеки, каких не имела до сего времени во Владимирском уезде еще не одна школа» (Журн. оч. Владим. у. з. собр. 1913 г.).
С 1916 года на трехлетие почетным попечителем Сеславского училища избрана — купеческая вдова А.И. Орлова.
Сеславское училище, 2-этажное, каменное, 2-комплектное, отопление духовое; здание выстроено на благотворительныя средства.
«В управу поступили ходатайства от учителей Вагановской, Юрьевецкой и Сеславской школ об устройстве у них при школах садов. Ходатайства Сеславской и Юрьевецкой школ не могли быть удовлетворены в виду опозданного времени и отложены до весны» (Журн. оч. Владам. у. з. собр. 1916 г.).
С 1932 года школа колхозной молодежи им. М. Горького.
В это время здесь учился Николай Алексеевич Вавилов — участник Великой Отечественной войны, а позднее учитель труда Садовой школы.
«В селе Сеславском сельсовет недавно организовал избу-читальню, утвердив избачом Царева — обществоведа школы. На этом дело и кончалось. Царев в избе-читальне не работает. Читальня без света — нет ламп. Газеты не выписаны» («Призыв», 16 ноября 1934).
В Сеславском в годы Великой Отечественной войны учителя и школьники столкнулись с многочисленными трудностями: зимой не хватало дров и было холодно, писали на обоях и старых газетах.
«Празднично выглядел в этот день Сеславский сельский клуб. Здесь расположился избирательный участок № 68. Первым исполнить свой гражданский долг пришел Захар Андреевич Лыков, 1893 года рождения. Опуская бюллетень, он говорит: — Сердце мое преисполнено радостью. Я отдаю свой голос за верного сына народа Илью Ивановича Чернова. Весь день, на участке царит оживление. Для обслуживания избирателей силами учителей Сеславской семилетней школы был дан большой концерт. Хор исполнил «Песню о Сталине», «Паренек с Байкала», «Вдоль деревни», «Ой цветет, калина» и другие. Перед избирателями выступили учащиеся Сеславской школы, которые исполнили «Песню советских школьников». Ученица 4-го класса Аля Девонина рассказала стихотворения «Выборы» и «Родина». Самодеятельность Сеславского сельского клуба обслужила избирателей Суходольского избирательного участка. Л. БУЙНОСОВА» («ВК», 22 февраля 1951).
«Каждый из них имеет определенное поручение и добросовестно выполняет его. Так, например, директор школы тов. Вишневская руководит лекционной пропагандой, агроном тов. Субботин выпускает стенную газету, секретарь комсомольской организации тов. Крушина отвечает за проведение художественной самодеятельности» («ВК», 3 августа 1952).
«Директор сельской школы Ю.А. Вишневская, например, организовала среди колхозников изучение проекта директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 — 1955 годы и проекта измененного Устава Коммунистической партии Советского Союза. Учительница А.А. Мишулина выступила с докладом в сеславской бригаде колхоза «Пионер», в котором подробно рассказала о плане пятой пятилетки и о международном положении. Много читают школьники» («ВК», 3 октября 1952).
«Учительница Сеславской семилетней школы Александра Алексеевна Мишулина направляется к сельскому клубу, где она должна читать лекцию. Она уверенно проходит к сцене, кладёт на стол конспект и, обращаясь к присутствующим, говорит, что сегодня расскажет о новом постановлении партии и правительства по увеличению производства зерна в стране. Просто, доходчиво читает лекции тов. Мишулина. Часто выступает она перед населением не только в клубе, но и непосредственно в бригадах. Не меньшим авторитетом пользуется у населения другой лектор — агроном Георгий Семёнович Субботин. На днях в Суходоле он прочитал лекцию на тему: «Квадратно-гнездовой метод посадки картофеля и овощей». Она сопровождалась одноимённым кинофильмом. Эту же лекцию хотят послушать в сеславской бригаде. Агроном охотно согласился побывать и там. Сеславский лекторий насчитывает 16 человек. В него входят учителя тт. Мишулина, Девонина, Норихина, Лебедева, агроном тов. Субботин, зоотехник тов. Масленников, медицинский фельдшер тов. Воскресенская и другие. Руководит лекторием член совета клуба, учительница местной школы тов. Егорова. После выхода в свет постановления сентябрьского Пленума ЦК КПСС в сельхозартели стало больше проводиться лекций о передовом опыте в колхозном производстве. Тексты лекций предварительно обсуждаются на заседаниях лектория. Л. БУЙНОСОВА, инспектор районного отдела культуры» («ВК», 17 апреля 1954).
«В Сеславской семилетней школе состоялся детский утренник, на котором с беседой о Международном женском дне 8 Марта выступила учительница тов. Мишулина. Силами учащихся был дан концерт, посвящённый знаменательной дате» («ВК», 10 марта 1955).
«Недавно учащиеся Сеславской семилетней школы сделали экскурсию на завод сухого прессования кирпича в село Доброе, чтобы ознакомиться с передовой техникой промышленных предприятий. Будучи на заводе и наблюдая процесс выработки кирпича, Анатолий Киреев, Антонина Лебедева и другие участники экскурсии были восхищены тем, что здесь так мало людей, и все основные работы выполняют машины. Руководители предприятия и рабочие тепло встретили школьников и ответили на все интересующие их вопросы. Организуются у нас экскурсии и на животноводческие фермы. С большим интересом, например, семиклассники рассматривали новый свинарник в своём родном колхозе «Пионер». В этом просторном, чистом помещении работает сейчас и наша бывшая ученица Светлана Калинина. Окончив школу, остались в родной сельхозартели и другие юноши и девушки. Евгений Макаров и Евгений Максимов стали ездовыми на лошадях, Володю Калинина колхоз послал учиться на шофера. Хочет стать шофёром и Николай Ерёмин. В свободное от учёбы время прилежно трудится в колхозе семиклассник Владислав Балаедин. В прошлом году он выработал более 100 трудодней. — По окончании школы думаю посвятить себя сельскохозяйственному труду, — говорит Владислав. — Рабочих рук нам много надо, — сказал школьникам председатель артели тов. Панов. — Кончайте учёбу и приходите, ребята, на животноводческие фермы, в полеводческие бригады, интересные дела ждут вас в колхозе. А. МИШУЛИНА, учительница» («ВК», 9 февраля 1956). «Вот уже второй год в Сеславской семилетней школе работает киоск. В этом киоске учащиеся школы приобретают все необходимые им принадлежности: тетради, ручки, перья, карандаши. Покупают они здесь и книги. Киоск по продажи школьных принадлежностей организован по инициативе руководителей школы. Инициатива хорошая. Ее следует подхватить руководителям других школ района» («ВК», 15 ноября 1956).
«У семиклассников Сеславской школы в первом полугодии нынешнего учебного года была низкая успеваемость. Шесть человек из 22 имели двойки. Такое положение взволновало весь коллектив школы. Мы повели решительную борьбу с двойками, чтобы в третью четверть не иметь отстающих. Неуспевающие ученики обсуждались на заседании ученического комитета. За их занятиями установлен особый контроль. Непонятные вопросы выясняются на дополнительных занятиях. Улучшилась связь школы с родителями. Учителя чаще бывают у школьников на дому. М. КОРОВУШКИН, директор школы» («ВК», 21 февраля 1957).
«Каждому колхозу – пионерский лагерь Где лучше могут летом отдохнуть наши школьники? Конечно, в пионерском лагере. В нашем районе, к сожалению, имеется только один такой лагерь — при фабрике «Организованный труд». За лето в нём могут побывать всего лишь 600 ребят. К тому же, этот лагерь рассчитан только на детей рабочих и служащих. А ведь большинство школьников в районе—это дети колхозников. Они также хотят отдыхать в пионерских лагерях. Отсюда встаёт вопрос об организации лагерей в колхозах. Хорошую инициативу проявило правление сельскохозяйственной артели «Пионер». Оно решило организовать лагерь для детей колхозников при Сеславской школе. Колхозники единодушно поддержали инициативу своего правления. 25 родителей уже подали заявления с просьбой отправить их детей в пионерский лагерь. Пионерский лагерь может организовать каждый колхоз. Расходы на это дело небольшие. Продукты имеются в самих колхозах. Обслуживать детей в лагере призваны учителя. Следовательно, дело остаётся за инициативой, и медлить с ней не надо. Л. БОНДАРЕВА, зав. отделом школ РК ВЛКСМ» («ВК», 4 июня 1957).
«В колхозном пионерском лагере В двух просторных комнатах Сеславской семилетней школы ровными рядами стоят аккуратно заправленные новенькие кровати. На чисто вымытых окнах — тюлевые занавески, столы покрыты скатертями. В эти светлые уютные комнаты на днях поселилось более 30 детей Суходольских колхозников. В своём пионерском лагере, об организации которого много заботы проявило правление сельхозартели «Пионер», они отдыхают, набираются сил, выполняют посильную работу на полях и огородах. Для отдыха ребят созданы все условия. Руководители артели не пожалели денег ни на оборудование лагеря, ни на самые различные игры. Кто желает, может поиграть в шашки, шахматы, домино. Любители футбола и волейбола заняты этими видами спорта. Для детей организовано хорошее четырёхразовое питание. Продукты имеются в достаточном количестве, а квалифицированный повар тов. Субботина готовит вкусные блюда. На кухне по очереди дежурят мальчики и девочки. Для дежурных пошиты белые фартучки. — Хорошо у нас в лагере!— заявляют Боря и Шура Парфёновы, Люся Селезнёва, Таня и Шура Логиновы. За своих детей радуются и родители. А. СОРОКИНА, заведующая клубом» («ВК», 29 июня 1957).
«Организованно идут занятия в Сеславской семилетней школе. Для того, чтобы учащиеся прочнее усваивали проходимый материал, приобретено большое количество наглядных пособий. Различными инструментами, новым строгальным станком пополнилась учебная мастерская. В классных журналах и дневниках учащихся уже появилось немало хороших отметок. В. НИКОЛАЕВ» («ВК», 26 сентября 1957).
«Школьное здание обнесено новой изгородью, от чего оно стало выглядеть красивее. М. ВОЛОДИН» («ВК», 4 июля 1957).
«Наша Сеславская семилетняя школа находится на территории сельхозартели «Пионер». Ежегодно большая группа учащихся работает в колхозе на самых различных участках. Школьники оказали большую помощь труженикам артели в выращивании ценной кормовой культуры — кукурузы. Вместе с колхозниками они провели работы по уходу за посевами этой культуры. Результаты превзошли все ожидания. На участке выращен высокий урожай кукурузы. Учащиеся ухаживали также за посевами других сельскохозяйственных культур. Практика приобщения школьников к полезному труду в колхозе дала свои положительные результаты. Учащиеся получили практические навыки, узнали много нового, интересного. Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров о перестройке школы поднимают важнейшие вопросы воспитания детей. Правильно отмечается, что одним из недостатков является отрыв школы от жизни. Необходимость трудового воспитания детей подсказана самой жизнью, практикой работы многих школ. Об этом говорит и наш небольшой опыт. Для того, чтобы и впредь успешно решать задачу трудового воспитания подрастающего поколения, нашей школе необходимо оказать помощь в снабжении мастерских необходимыми материалами. Нам нужны также и опытные участки, где бы школьники могли приобретать трудовые навыки, успешно проводить практические занятия. М. КОРОВУШКИН, директор школы» («ВК», 20 декабря 1958).
С конца 50-х годов директором восьмилетки была Нина Александровна Глебова.
в 1973 году при директоре Юрии Викторовиче Корсакове школа стала средней.
Последним директором Сеславской школы был назначен Иван Алексеевич Чижиков. Это при нем здесь в 1977 году прозвенел последний звонок.
Школа в Сеславском существовала до 1977 года, когда она была переведена в новое здание в поселке Садовый. Вокруг старенького здания в Сеславском каждую весну расцветал яблоневый сад и шумели кронами тополя и лиственницы высаженные учениками на аллеях.