Вид Суздаля по реке Каменка. Фото Прокудина-Горского,1912 год
Церковь Рождества Иоанна Предтечи или Рождественская церковь — зимняя церковь в Кожевенной слободе Суздаля, расположенная на правом берегу реки Каменки. Построена в 1739 г., колокольня с вогнутым шатром пристроена в 1740 г. Церковь стоит на территории древней слободы суздальских кожевников, располагавшейся по обе стороны реки Каменки. Дошедшие до нашего времени каменное сооружение было возведено вместо сгоревших в XVII в. деревянных церквей. Вытянутое с востока на запад здание по форме напоминает клетские деревянные храмы, в которых соединения срубов заменены пилястрами. С запада к зданию примыкает небольшая паперть, являющаяся основанием восьмигранной колокольни со стройным, слегка вогнутым шатром. Колокольня была пристроена в 1740 г. и походит на снесенную колокольню Входо-Иерусалимской церкви. Храм покрыт двухскатной металлической кровлей и увенчан небольшой луковичной главкой на тонком резном барабане. Здание не подвергалось перестройкам, за исключением расширения некоторых проемов.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Образует архитектурный ансамбль со стоящей рядом летней Богоявленской церковью, появившейся в 1781 г.
Слева Церковь Рождества Иоанна Предтечи, справа Церковь Богоявления
Церковь Рождества Иоанна Предтечи или Рождественская церковь
Церковь Богоявления Господня Богоявленская церковь
Адрес: ул. Шмидта, д. 7 Церковь Богоявления Господня или Богоявленская церковь — летний храм в Кожевенной слободе Суздаля, расположенный в низине на правом берегу реки Каменки. В описи г. Суздаля 1617 года она записан так: «церковь приходная Богоявление Христово, древяная клецки, да церковь с трапезою Рождество Иоанна Предтечи, строение приходных людей, а у церкви во дворе поп Григорий Агеев». Каменная холодная Богоявленская церковь построена в 1781 г., а теплая Предтеченская, с придельным престолом в честь Толчской иконы Божией Матери, в 1740 г. 9 января 1866 г. умер дьячок Богоявленской церкви Николай Виноградов. Причт-штат: священник и псаломщик. На содержание причта от земли, процентов с государственных бумаг и за требоисправления получается до 450 руб. в год. Священник имел собственный дом, а псаломщик жил на квартире.
Приход состоял в 1897 г. из 13 дворов, 56 душ мужского пола и женского пола 52 души.
Указом Св. Синода от 17 апреля 1906 года открыт самостоятельный приход при Богоявленской города Суздаля церкви, с назначением двухчленному причту казенного жалованья, в количестве 600 р. в год. Священник села Кононова, Меленковского уезда, Петр Веселовский, 2 мая 1906 г., перемещен в город Суздаль к Богоявленской церкви. Бывший ученик духовного училища Николай Смирнов 16 мая 1906 г. допущен исполнять псаломщицкия обязанности к Богоявленской города Суздаля церкви.
Псаломщик села Козлова, Сузд. у., Сергей Смирнов 27 августа 1915 г. перемещен к Богоявленской гор. Суздаля ц.
В 1916 г. псаломщик Богоявл. ц. г. Суздаля С. Смирнов перемещен в с. Черниж Сузд. у.
29 марта 1928 года. Акт проверки имущества Богоявленской и Тихвинской церквей:
« 1. Теплая Богоявленская церковь. Произведен полный разгром всего имущества: все паникадила, подсвечники, лампады и проч. разобраны на мелкие части, поломаны и расхищены; все отдельные иконы на стенах сброшены со своих мест и изуродованы. 2. Холодная Богоявленская церковь. Разобраны на части малые и большие подсвечники, подвесные лампады... На полу разбросаны в разорванном виде матерчатые и парчовые облачения. С икон сорваны и брошены венчики, цаты...
3. Тихвинская церковь. В теплой церкви не осталось ни одной целой вещи, и нет возможности установить, от каких предметов валяются отдельные части. Внутри холодной церкви произведен полный разгром всего имущества. Остался иконостас с ободранными иконами первого яруса, все остальное обращено в мелкий лом».
21 апреля 1928 года снова взломана Богоявленская церковь, перебиты все стекла, в том числе на киотах с иконами.
8 июня 1929 года обнаружено проникновение в церковь Иоанна Предтечи.
7 июля 1929 года в Пятницкой церкви произведен «бессмысленный разгром разных предметов и похищены все кронштейны с паникадилами 18 в.».
Основной объем храма имеет форму куба и украшен по углам парными рустами. Этим же декоративным элементом отделаны пристроенные к основному объему алтарная часть и паперть. Использованные в отделке церкви русты заменили применявшиеся в XVII в. угловые полуколонны, однако наличники выполнены в более старом стиле: окна обрамлены полуколоннами, а сверху украшены килевидными кокошниками. Богоявленская церковь напоминает другую суздальскую церковь XVIII в., церковь Знамения на Мжаре, хотя в ее украшении использован ряд новшеств: кроме парных рустов это простой карниз вместо пояса кокошников Знаменской церкви, а также восьмискатная кровля с пучинами. Здание венчает двухъярусный барабан с луковичной главкой.