Главная
Регистрация
Вход
Четверг
31.10.2024
06:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [249]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2402]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [174]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Архиепископ Арсений Элассонский-Суздальский

Святитель Арсений Элассонский-Суздальский

1550 - 1625 гг.

Икона Святой Арсений Элассонский-Суздальский

Родился в Греции в семье священника.
В 1585 г. по наставлению Патриарха Феолипта II отправился с посольством в Москву, чтобы поминуть душу ушедшего из жизни царя Иоанна IV Васильевича Грозного. На обратном пути Арсений остановился во Львове, где остался, возглавил в качестве ректора высшую братскую школу, в которой около двух лет преподавал греческий и церковнославянский языки, а также руководил написанием греко-славянской грамматики, напечатанной в 1591 г. под названием «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду».
В 1588 г. Арсений Элассонский сопровождал патриарха Иеремию II по пути в Москву, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества.
В 1589 г. в Успенском соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха.
Во время прощального приема просит у царя Федора Ивановича разрешения остаться в России. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле.


Бюст Арсения Элассонского. Пластическая реконструкция внешнего облика. Автор – Никитин С.А.

В 1597 г. Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле.
В 1599 г. царь Борис Годунов пожаловал архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах. Арсений на получаемые с этих земель доходы построил несколько храмом в Москве, в том числе церковь во имя Чуда архистратига Михаила в московском Андрониковом монастыре. В течение последующих лет Арсений постоянно выделял средства на строительства новых храмов и церквей в Подмосковье.
Во время смуты Арсений принимал участие почти во всех происходивших государственных переворотах. Он принимал участие в венчании Лжедмитрия I на царство (30 июля/9 августа 1605 г.), в том числе лично возложил на него шапку Мономаха. Также архиепископ Архангельский принимал участие в короновании Марины Мнишек (8/18 мая 1606 г.), жены царя-самозванца.
Присутствовал при расправе с Лжедмитрийем I и избрании нового царя — Василия IV Иоанновича Шуйского (1 июня/11 июня 1606 г.). При нем же появился и Лжедмитрий II.
Во время пожара в Кремле Арсений тоже пострадал, огонь добрался и до его дома.
В Смутное время, после ареста поляками патриарха Гермогена в мае 1611 г., Арсений Элассонский возглавил православное духовенство в Москве, в качестве главы которого вел переговоры с королем Сигизмундом III.
«Сей Святитель достопамятен по следующему обстоятельству: еще до поступления своего на Суздальскую епархию, он проживал в МОСКВЕ. В 1610 г. Москвой овладели Литовцы. Тогда все Русское воинство, на призыв бессмертных — Минина и Пожарского, двинулось с разных мест для освобождения ее от неприятелей, и в общем собрании Русских военачальников, положено было приступить к сему делу не прежде, как сперва помолясь Господу Богу и призвав на помощь Пресвятую Богородицу. При сем заповедан был всему воинству тридневный пост. В это время, как вне города Москвы молились и постились от чистого сердца, и с сокрушенным духом, последовало дивное явление внутри самого города Арсению, задержанному Литовцами и находившемуся в самом бедственном положении; потому что неприятели лишили его всего имущества. К тому же Святитель был крайне болен. Когда он «истаявал от глада и тяжкой болезни, и был уже при последнем издыхании среди полночной тишины вдруг келия его озарилась необыкновенным светом, и он видит пред собою св. Сергия, Радонежского чудотворца». В конце 1612 года, считается, что ему явился образ преподобного Сергия Радонежского, предсказавший конец российских бедствий в ближайшем времени. Явление преподобного чудесным образом исцелило Арсения от тяжелой болезни.
«Арсение!» - воззвал преподобный болящему, «се Господь Бог услыша молитву раб своих, и молитв ради Всенепорочныя Матери своея, Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и Великих чудотворцев Петра, Алексия и Ионы, с ними же и аз ходатай бых, заутра град сей предает Господь Бог в руце православным христианом, и врагов ваших низложит». Как-бы в подтверждение пророчества, болящему Святителю вдруг возвращается здравие и крепость сил. Радостная весть о сем дивном явлении, переходя из уст в уста, вскоре проникла и за стены града — к воинству православному и воспламенила его непреодолимым мужеством. Град Москва, несмотря на самое отчаянное сопротивление врагов, взят (22 октября 1613 г.) русскими на утро, как было предсказано пропод. Сергием. Благоговея перед небесной помощью, благодарное воинство, в следующий Воскресный день, совершило торжественное шествие в освобожденную столицу; навстречу к ему вышел, в сопровождении духовенства, Святитель Арсений, с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. При виде ее, народ пал на землю и, проливая слезы, возносил благодарственные мольбы за Ее явную помощь — в освобождении нашего Отечества от литвы».
22 октября 1613 г. Арсений со всем московским духовенством встречал у Фроловских (Спасских) ворот Кремля русское войско Дмитрия Михайловича Пожарского со спасенной им от поругания иконой Владимирской Божией Матери.
Событие это столь достопамятно, что св. Церковь непреминула установить ежегодно совершать празднество 22 октября, в честь Казанской иконы Божией Матери, дабы, как сказано в Прологе, воспоминание о сем событии, преходило из рода в род.
В мае 1613 года он встретил Михаила Феодоровича Романова с его матерью и сопроводил их до царских гробниц, где отслужил молебен. Его же подпись поставлена на грамоте об избрании нового царя Михаила Феодоровича, в венчании которого Арсений также участвовал.
11 июля 1613 г. вместе с князем Д.М. Пожарским участвовал в церемонии венчания на царство Михаила Федоровича Романова.

В 1613 г. он стал архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского.

В 1615 г. был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и Тарусского. После этого он был освобожден от служения в Архангельском соборе, поэтому титул архиепископа Архангельского потерял.
В 1620 г. архиепископ Суздальский святитель участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех».
В 1622 г. Святитель Арсений по грамоте Царя Михаила Феодоровича, совершал погребение над умершей дочерью, Царя Бориса Феодоровича Годунова, старицей Ольгою (Ксениею), в Святотроицком Сергиевом монастыре.
В 1625 г. Арсений принимал участие в расследовании о чудесах иконы Казанской Богоматери, перенесенной из Николо-Шартомского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Чудеса подтвердились и 23 ноября было установлено празднование в память перенесения иконы в Суздаль.

В 1625 г. Арсений Элассонский скончался и был погребен 29 апреля 1625 г. в суздальском кафедральном Рождественском соборе.

В 1660 г. над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом.
В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан обрел нетленные мощи Арсения Элассонского.


Рака с мощами святителя Арсения Суздальского (Элассонского) в суздальском Рождественском соборе

Рождественский собор

В Греции память святителя Арсения чтится издавна. Его греческое житие было составлено сразу же после блаженной кончины святителя архимандритом Христофором и архидиаконом Неофитом, которые в 1619-м году приезжали в Москву с Иерусалимским патриархом Феофаном. На территории современной Греции построено несколько храмов в честь святителя. День памяти является большим праздником в Элассоне. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (12 мая/29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля).
Канонизирован в 1982 г. с включением имени в Собор Владимирских святых. В 4-м тропаре 5-й песни канона утрени святитель прославляется как «благочестия столп непоколебимый».

В начале XXI века, Элладская Православная Церковь выступила инициатором проведения изыскательских работ на месте погребения Арсения. При патриархе Московском и всея Руси Алексии II и архиепископе Владимирском и Суздальском Евлогии 17 августа 2005 года были обретены мощи святителя Арсения Суздальского (Элассонского).
В Московском Патриархате по просьбе приняли решение просить руководство Владимиро-Суздальского музея заповедника вскрыть гробницу архиепископа Арсения. Для вскрытия гробницы пригласили главного археолога Московской Патриархии Беляева, участвовал отец Иннокентий, как секретарь Владимирской епархии. В торжественной обстановке приступили к вскрытию.
Захоронение было обнаружено именно там, где на него указал суздальский краевед Ананий Белов. В усыпальнице прекрасно сохранилось облачение святителя Арсения. Великолепное шитье датируется XVI веком.
22 февраля 2014 года, по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, мощи были перенесены в Успенскую церковь Суздальского кремля, где ежедневно доступны для поклонения всем верующим.

Как и три столетия назад, молящиеся обращаются к мощам святителя Арсения за помощью об исцелении детей, даровании потомства и избавлении от бед. Многие получают просимое, многие становятся свидетелями чудес являемых с самого обретения:
«Неисповедимыми путями Божиими среди первых богомольцев, получивших возможность молитвенно припасть к новообретенной святыне, оказалась мать с младенцем, парализованным от рождения. Ребенка, немого и глухого, давно терзала какая-то внутренняя боль, мешавшая заснуть и ему самому и страдающим родителям. По словам несчастной матери, после того, как Владимирский архипастырь приложил младенца к мощам, девочка, не спавшая до этого несколько суток, тихо заснула...»
Святителю отче наш Арсение моли Бога о нас!


Успенская церковь


Вклады Арсения Элассонского:
Евангелие. XVI в. с дарственной надписью 1619 г. в Николо-Шартомский монастырь. Ковшик для теплоты в Боголюбовский монастырь 1623 г.
Ковш медный для теплоты с дарственной надписью: «Смиренный Арсений Архиепископ Суздальский дал сей ковш в монастырь преподобной княжне Ефросинье лета 7132» (1624)


Суздальские и Тарусские Епископы

Суздальская Епархия
29. Герасим (1612-1615 гг.).
30. Святитель Арсений Элассонский-Суздальский (1615 - 29 апреля 1625).
31. Иосиф I (Курцевич) (август 1626 - 22 марта 1634).
32. Архиепископ Серапион (5 октября 1634 - 25 февраля 1653).

Суздальский православный лицей им. святителя Арсения Элассонского


Гор. Суздаль, Ул. Михайловская, д. 57

«Суздальский православный лицей» является негосударственным образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.
«Епархиальная школа-пансион имени святителя Арсения Элассонского» работает с 2004 года, как православная школа с полным пансионом.

См. Суздальский православный лицей им. святителя Арсения Элассонского
Владимиро-Суздальская епархия
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (15.05.2015)
Просмотров: 6166 | Теги: Суздаль, святость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru