Граффити церкви Покрова на Нерли до настоящего времени оставались за пределами специального научного интереса исследователей архитектурного наследия Владимиро-Суздальской Руси. По сей день отсутствуют не только публикации, отдельно посвящённые изучению средневековых граффити церкви Покрова, но даже краткие упоминания этого феномена в изданиях по истории и архитектуре этого замечательного храма. Единственное, что приводится в литературе, так это резная крупная надпись: «св. Давид», сопровождающая рельефные изображения этого библейского царя, расположенные на трёх фасадах в центральных закомарах. Таким образом, тема граффити, церкви Покрова на Нерли является малоизученной.
Следует отметить, что исследование граффити церкви Покрова проводилось совместно с сотрудником ИА РАН д.и.н. А. А. Медынцевой, взявшей на себя труд прочтения, датировки и последующей публикации надписей-граффити.
Древние граффити обнаружены как внутри памятника, так и на наружных участках его стен. Они достаточно многочисленны и разнообразны по тематике. Однако определить точное количество их сегодня не представляется возможным, так как многие изображения нечётки, фрагментарны, иногда почти полностью утрачены из-за разрушения самого камня либо сокрыты слоем обмазки.
По своему содержанию рисунки-граффити соответствуют трём основным группам, традиционно присутствующим практически на всех памятниках владимиро-суздальской белокаменной архитектуры. Это изображения религиозного характера, бытовые рисунки и строительные метки.
Рисунки первой группы самые многочисленные. Прежде всего, это кресты. Более того, необходимо отметить то наблюдение, что снаружи церкви на всех выявленных на сегодняшний день рисунков (т. е. начертаний, в которых имеется или угадывается смысл) — это исключительно кресты.
Ил. 1. Кресты на косяке северного портала: А — в левой части косяка, Б — в правой части косяка
В левой части косяка северного портала находятся достаточно чёткие изображения как минимум пяти крестов (ил. 1А). Два из них (расположены на втором от центра портала валике) вырезаны на камне достаточно глубоко и имеют на концах лопастей треугольные расширения. Правда, нижний крест по какой-то причине остался незавершённым либо не сохранился полностью (имеется только его вертикальная часть). По своим начертаниям и технике нанесения на камень эти кресты сближаются с похожим крестом-граффити из Золотых ворот Владимира, датированным Н.Н. Ворониным по относящейся к нему надписи XII—XIII вв., скорее — XIII в. Можно предположить, что и эти два креста появились в тот же период. В правой части косяка северного портала, на втором от центра портала валике, имеется ещё один едва заметный небольшой (около 4 см) четырёхконечный крест на одноступенчатой Голгофе (ил. 1Б).
Ил. 2 Голгофский крест с отрогами в левой части косяка западного портала.
На валиках и прямоугольных полочках западного портала просматриваются ещё несколько крестов и их фрагментов. Среди них относительно чётко видны два маленьких четырёхконечных креста на первом и втором валиках, Голгофский крест на внешнем валике правой части косяка, а также четыре креста на камнях левой части косяка портала. Один из этих последних выглядит несколько своеобразно. Он изображён стоящим на высокой трёхступенчатой Голгофе (ил. 2) — имеет в своём основании круто загнутые отроги, аналогичные отрогам креста XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире (ил. 3 А).
Ил. 3 А — Крест с отрогами XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире. Б — Крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. суздальского собора.
Ближайшую аналогию подобных отрогов среди граффити мы находим в суздальском соборе — это крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. (ил. 3 Б). Крест обрамлён фигурной рамкой в виде киота. В основании Голгофы изображена фигура, похожая на небольшое древо с тремя (возможно, пятью) побегами.
Ил. 4 Процветший крест на полуколонне пилястры слева от западного портала.
Ещё один необычный крест (ил. 4) является процветшим и находится на втором от цоколя блоке пилястры, расположенной слева от западного портала. По своему рисунку он очень напоминает снежинку.
В интерьере храма граффити имеются на стенах и столбах четверика, в алтаре и на хорах.
Ил. 5
Рисунок храма на восточной грани юго-западного столба.
В алтаре их выявлено семь, в четверике — семь, на хорах — одиннадцать. Чаще всего встречаются кресты правильной формы с чётким рисунком. Среди них семь крестов относятся к типу «греческого» креста, и не менее шести являются Голгофскими. К данной группе граффити относится также изображение одноглавого храма с позакомарным покрытием (ил. 5), расположенное на восточной грани юго-западного столба.
Ил. 6
Кресты на западной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 7 Рисунок «Древо жизни» на южной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 8 Рисунок с концентрическими кругами на центральном прясле западной стены на хорах.
Признаков, позволяющих определить точную дату изображений данной группы, практически нет. Тем не менее круг аналогий, выявленных на других памятниках Владимиро-Суздальской Руси, поддающихся датировке благодаря сопровождающим их надписям, указывает на домонгольское происхождение целого ряда рисунков крестов, имеющих треугольные расширения на концах лопастей (это — три креста на северо-западном столбе на хорах (ил. 6), два креста на южной грани пилястры северной стены, напротив этого столба под хорами, два креста на валике левой части косяка северного портала). К этому же периоду без сомнения следует отнести и упомянутый выше крест с отрогами.
Среди граффити второй группы интересен рисунок «Древа жизни» (ил. 7), находящийся на южной грани северо-западного столба на хорах. Он представляет собой сужающийся кверху ствол и два крупных симметрично изогнутых побега. В плохо сохранившейся верхней части «Древа» слабо заметны фрагменты мелких побегов. Справа от центрального окна западной стены (на хорах) виден процарапанный на камне рисунок, состоящий из концентрических кругов (ил. 8).
Ил. 9
Изображение лошадей:
А — на блоках западного прясла северной стены (под хорами),
Б — на восточной грани юго-восточного столба.
В четверике на северной стене и западных столбах имеются рисунки не менее восьми лошадей, изображённых как группами, так и одиночно (ил. 9). Некоторые сохранились фрагментарно. Манера и техника нанесения рисунка на камень указывают, видимо, на авторство одного человека. Ему же, вероятно, принадлежит и надпись рядом с рисунком нескольких лошадей на северной грани северо-западного столба (ил. 10).
Ил. 10
Изображение лошадей и надпись конца XIV — начала XV в. на северной грани северо-западного столба.
Надпись была продатирована А.А. Медынцевой концом XIV — началом XV в.
Ил. 11
Строительная метка на северной стене в алтаре церкви.
Граффити третьей группы немногочисленны. Найдена только одна строительная метка в виде диагонали, соединяющей нижний левый и верхний правый углы лицевой поверхности блока на северной стене в алтаре церкви (ил. 11).
Таким образом, граффити храма Покрова на Нерли демонстрируют широко распространённую в Древней Руси традицию. Смысловой диапазон их достаточно широк: от символов, имеющих сакральное значение, до строительных меток. Даже самый предварительный анализ тематики средневековых граффити в соотношении к их расположению в архитектурном пространстве храма позволяет стлать на примере белокаменных памятников Владимиро-Суздальской земли совершенно очевидный вывод. Это вывод о том, что, во-первых, по мере приближения к алтарю, а также на косяках порталов, нарастает молитвенно-сакральная смысловая направленность изображений; во-вторых, в наиболее ранних постройках заметно растёт процент использования зодчими строительных меток.