Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма села Порецкое Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 12.11.2002 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Зотов Юрий Александрович (с 8 октября 2010 г.).
В конце XVI века, как видно из надписи на сохранившемся в церкви Евангелии, в селе Порецком существовала уже церковь во имя архангела Гавриила. В XVII веке в патриарших окладных книгах в Порецком значится церковь уже другого имени. Так под 1628 г. записано: «Церковь царя Константина в патриарше вотчине в селе Порецком… дани 13 алтын 5 денег». В 1656 г. по новому дозору Семена Извольского на эту церковь положено было дани «рубль 27 алтын 4 деньги». Под 1695 г. в патриарших окладных книгах в Порецком значились уже две церкви – во имя Преображения Господня и во имя «Благоверных князей Константина и матери его Елены». К 1721 г. обе эти церкви оказались очень ветхи, посему их разобрали и на том же месте построили две новых деревянных церкви с престолами того же имени. В 1737 г. в Порецком случился от молнии пожар, сгорели «дома поповские и крестьянских дворов с 40. Опасаясь, дабы св. церковь не возгорелась, из оной церкви и алтаря церковную утварь всякую выносили и в то время вынося оную утварь св. трапезу от места ея основания поколебали и одеяние и срачицу сняли, точию с оной трапезы освященный новоисправный антиминс снят священническими руками и имеется в целости и св. церковь от пожара осталась свободна»; посему прихожане и причт просили Синодальный приказ дать им разрешение возобновить и освятить св. трапезу. Просимое разрешение было дано. Эти, уцелевшие от пожара, церкви существовали до конца XVIII века. Каменная церковь Преображения Господня была построена и освящена в 1795 г. В 1798 году к ней была пристроена каменная колокольня и ограда.
Церковная ограда
Святые Ворота
Колокольня церкви Преображения Господня
9 сентября 1868 г. села Порецкого священник Алексей Порецкий, согласно избранию духовенства, утвержден 2-м духовником по ведомству благочинного Дианина.
Престолов в церкви три: в холодной во имя Преображения Господня, в приделах теплых во имя Рождества Христова и во имя равноапостольных царя Константина и матери его Елены. Приделы освящены в 1839 году. [1] Из предметов древности в церкви в кон. XIX века хранились два св. Евангелия. Первое Евангелие рукописное; на предпоследней странице надпись: «о Христе скончал сию книгу многогрешный раб Божий Иоанн Симонов сын. Лета 7000 двадцать третьяго октября»; на последней странице другая надпись: «лета 7138 февраля 10 дня переплел сие Евангелие поп Андрей Иванов сын по своих родителех». По листам идет следующая подпись: «лета 7095 месяца июня 13 день на память собора Архистратига Гавриила и память преподобнаго отца нашего Стефана Савваита положил сию книгу св. Евангелие в дом на престол в собор св. архистратига Гавриила и прочих безплотных сил в митрополичье село Порецкое Суждалец Покровскаго девичьяго монастыря поп Федор Игнатьев сын попов по своих родителех; кто сию книгу станет прочитати тому пожаловати родители его поминати и за него Бога молити и Бог его пошлет по ево душе и ево поминати». Другое Евангелие печатное, выхода 7152 г. [1] Церковные документы хранились в целости; копии метрических книг с 1801 г., исповедальные росписи с 1829 г. Земли при церкви: усадебной неопределенное количество, пахотной и сенокосной 46 дес. 1565 кв. саж. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание они получали: проценты с капитала 900 руб., от служб и требоисправлений и от земли – всего немного более 1000 руб. в год. Священник жил в церковном доме, другие же члены причта в собственных домах, на церковной земле. [1] Приход состоял из одного села Порецкого, в котором по клировым ведомостям числилось 901 душа мужского пола и 1008 душ женского пола, из них раскольников безпоповцев 1 душа. [1]
«Поп, обходя приход с причтом во время Пасхи, в одном из домов увидел революционный плакат: царь, поп и кулак. После молебна, во время которого его трясло, как в лихорадке, он с пеной у рта набросился на женщину, крича, как сумасшедший: «как не стыдно, пора выбросить эту глупость, а вы ее на стене держите; а еще себя православными считаете; ведь это богохульство!» - Глупости, батя, в этом плакате нет, тут одна правда, что паразиты – царь, поп и кулак – обирают темную массу, а стыда у кого нет, так это, я думаю, у вас батя, вы втроем за молебны собрали в течение трех дней четыреста тысяч рублей деньгами да около двух с половиной тысяч яиц. Переводя этот заработок бездельников на деньги, получится полтора миллиона рублей, т.е. по пятьсот тысяч на человека. Обходя с крестом – вы грабите темную крестьянскую массу; потому то на плакаты смотреть вам и тошно, потому то вас от них и бросает в лихорадку. Т.т. крестьяне, рассудите здраво: яичный налог на с. Порецкое выражается в размере двух тысяч штук, а эти три обдериха с крестом в руках собрали с вас за три дня больше государственного налога. Пора проснуться от этого кошмара и крепко по-мужицки, подумать над тем, кто ваш враг, кто обдирает и обманывает вас, и твердой поступью, нога в ногу, идти с властью трудящихся. Только с нею вместе мы выйдем из этой разрухи, в которую нас ввели эти эксплуататоры паразиты: царь, поп и вся прочая свора» («Призыв», 17 мая 1921 г.). «Граждане села Порецкого, Борисовской вол., решили отслужить „благодарственный молебен" за хороший урожай 1921 года. Для этого они постановили выписать архиерея. А чтобы архиерей хорошо служил молебен, решили откормить его на славу. Один Ф.М. Ф. пожертвовал на угощенье 50 тысяч рублей деньгами, пшеничкой муки и сахару. Вообще собрали изрядно. А что вы сделали, порецкие крестьяне, для голодающих Поволжья? Ведь там от голода умирают тысячи голодных. Или вы думаете, что вашему богу угоднее накормить бездельника, чем спасти десяток жизней поволжских крестьян? Подумайте хорошенько над этим, порецкие жертвователи» («Призыв», 29 сентября 1921).
В центре стоит Зяблицкий Николай Алексеевич. Село Порецкое, 1925 г.
«Я, быв. диакон с. Порецкого, Владимир. района, Н.И. Чернов, отказался от религиозного культа и прекратил с ним всякую связь, снявши сан с 3 ноября 1929 г.» («Призыв», 2 марта 1930 г.).
При советской власти в храме был склад зерна. «Престол в Порецком Это случилось в четверг, 19 августа. Выдался ясный, солнечный день. У хороших хозяев такие дни на вес золота. Успевай скорее убирать хлеба, заготовлять корма, проводить другие неотложные работы. А то ведь, кто знает, пойдут дожди и все дело испортят. Но вот в Порецком не дорожат временем. В этот день на полях не видно было людей. Встали тракторы, остановилась сеялка, прекратились работы на токах, у силосных ям, простаивали «зерновые» автомашины. Зато широкая улица села заполнена народом. Люди забыли о колхозных делах, справляли престольный праздник «Спас преображения». Этот праздник ежегодно отмечается в Порецком и сопровождается безрассудным пьянством. Сюда собираются на гулянку со всей округи. Но что это за Преображение, почему его празднуют, — никто толком сказать не может. — Так уж заведено, — говорят старожилы. — Не нами положено, не нам и отменять. Вот по селу на велосипеде едет тракторист Александр Щипанцев. Он ещё молодой, но ленивый, рад всякому случаю, чтобы побездельничать. Уже который день он «гоняет лодыря». — Почему ты гуляешь? — остановил его председатель сельского Совета, он же секретарь колхозной парторганизации тов. Зубов. - А что мне не гулять когда всё село гуляет. Ведь праздник. Оказался «на веселе» бригадир тракторной бригады А.И. Парфёнов. С раннего утра богомольцы потянулись в церковь. Пришли сюда молельщики из Добрынского, Кисарова и других сёл. Некоторый привели с собой детей. Правда, молельщиков оказалось немного. Но всё же церковникам удалось обработать несколько десятков граждан, привлечь их на богослужение. В середине дня тут и там уже были слышны пьяные голоса, а вскоре опьянело почти всё село. Поздно вечером, обезумев от водки, парни затеяли драки, в ход пошли колья и другие предметы. Дорого обошёлся колхозу имени Калинина этот престол. Были остановлены почти все общественные работы. А назавтра болели головы, многие «похмелялись», отлеживались. Как не наряжал бригадир полеводческой бригады А.П. Васин людей на работу, не пошли. А потом он и сам напился. И никто не удержал людей от безрассудного пьянства, никто не помешал им нарушить трудовую дисциплину, допустить прогулы. Партийная и комсомольские организации не провели накануне даже бесед об этом зле, решив, что уж ничего нельзя сделать. Правда, перед престолом попросили из областного общества по распространению политических и научных знаний прислать лектора. Там пообещали. Должен был приехать тов. Борисоглебский, но не приехал. Колхозники собрались и напрасно его ожидали.
Ну, а как вели себя колхозные коммунисты и комсомольцы? Сделали они попытку предотвратить гульбище? Ничего подобного. Некоторые из них сами были в гостях, не вышли на работу. А заведующий конефермой, член партии Мишаков М.И. настолько опьянел, что не мог стоять на ногах, его вели под руки. Следует сказать, что он бражничает и в другие дни. Колхозники часто видят его подвыпившим, но всё Мишакову сходит с рук. О том, что в Порецком готовятся справлять престольный праздник, было известно в районном отделе культуры, а также в отделении по распространению политических и научных знаний. Но руководители этих организаций отнеслись безразлично к предстоящему престолу, не позаботились провести накануне лекции, доклады, беседы. В селе есть хороший клуб. Но и его роль оказалась незавидной. В клубе очень мало проводится культурных мероприятий, он пустует. Здесь не показали даже кино на антирелигиозные темы. — В клуб мы не ходим, — говорят старики. — Там скучно, нечего делать. В Порецком много интеллигенции, но и она не ведёт научно-атеистической пропаганды, не разъясняет людям о вроде религиозных предрассудков и суеверий. Престол в Порецком лишний раз говорит о том, какой вред приносят соблюдения религиозных праздников. Это требует усилить атеистическую пропаганду в районе, проводить её не кампанейски, а систематически, со всей настойчивостью. В. ВАСИЛЬЕВ» («ВК», 24 августа 1954).
В кон. 2010 г. заменен купол церкви на золотой. Храм имеет три престола: в холодной - во имя Преображения Господня, в приделе теплом - во имя Рождества Христова и во имя равноапостольных царя Константина и матери его Елены.
Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Порецкая школа
Порецкое училище было основано палатой государственных имуществ в 1861 г. Ближайшие училища: Борисовское в 2 ½ в., Добрынское и Ославское по 3 в. В 1884 г. «Помещение собственное, каменное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат две: первая — длиной 12 ар., шириной 11 арш., вышиной 3 ¾ ар.; вторая — длиной 12 ар., шириной 8 ар., вышиной 3 ¾ арш. Учебных пособий недостаточно — на 142 р. 41 к. Библиотеки нет. Земли нет. Законоучитель священник Никанор Любимов, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1875 г.; учительница Анна Оранская, окончила курс во Владимирском епархиальном женском училище, преподает с 1873 г.; помощница Александра Оранская, окончила курс во Владимирском Александровском приюте, преподает с 1874 г. Попечителем был крестьянин Тимофей Тимофеевич Соколов, пожертвовал на устройство училища 3000 р., но в 1883 г. отказался от попечительства. Учащихся к 1-му января 1883 г. 101 м. и 22 д. Выбыло до окончания курса по желании родителей 19 м. и 6 д. Окончило курс со свидетельствами 8 м. и 2 д. Вновь поступило 19 м. и 13 д. К 1-му января 1884 г. состояло 93 м. и 27 д. Учатся вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 5, 8 — 9 л. - 32, 9 — 10 л. - 35, 10 — 11 л. - 25, 11 — 12 л. - 20, 12 — 13 л. - 2, 13 и выше - 1. Все из села Порецкого. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. - 1 д., крест. 93 м. и 26 д. Средства: от министерства народного просвещения 16 р. 35 к., от земства 540 р. от общества 107 р. 50 к.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 107 р. 50 к.; жалованье - законоучителю 60 р., учительнице 300 р., помощнице 180 р.; на учебные пособия 16 р. 35 к. Классы посещали все исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. Отказа за теснотой не было. Учебный год с 1-го сентября по 3-е июня. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дом. Отделений 3. Число уроков в неделю: в I отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 15, по арифметике - 6; во II отд. — по Закону Божию - 4, но Русскому языку - 17, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6; в III отд. — по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 18, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2-х л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучаются рукоделию только девочки. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.). В 1895 году было 90 учащихся. [1] Церковно-приходская школа. В 1895 году было 20 учащихся. [1] «Школьная работница школы 1-й ступени с. Порецкого, комсомолка Гудакова никакого участия в общественной работе не принимает. Ha-днях все школьные работники с. Порецкого помогали сельсовету в составлении плана на весенне-посевную кампанию 31 года. Гудакова же от этой работы отказалась, заявив предсельсовету: — «У нас есть беспартийные школьные работники, их и загружайте». Плохой пример показывает комсомолка Гудакова!» («Призыв», 9 января 1931).
«До сих пор председатель порецкого сельсовета Костин и предколхоза «Оргтруд» т. Каменщиков не выполняют постановления ЦК ВКП(б) о школе. Так, в селе Порецком вновь открывшаяся ШКМ занимается в помещении школы 1-й ступени во вторую смену, а тов. Костин все только дает обещание отремонтировать свободный дом под школу. Еще хуже отношение к школе председателя колхоза т. Каменщикова. Когда школа выработала договоры на взаимное обслуживание с порецким колхозом «Оргтруд», то на первом заседании правления колхоза т. Каменщиков просто не захотел разбирать и принимать договоры школы, а на втором заседании сказал: — В ввиду загруженности повестки дня придется о договоре говорить на следующем заседании. Так и откладывается вопрос о договоре с заседания на заседание» («Призыв», 30 октября 1932).
«Помещение Порецкой школы капитально ремонтируют — отделывают верхний этаж, восстановили калориферное отопление, но им не пользуются в виду того, что в классы идет дым. Об этом не раз писали докладные записки в сельский Совет, звонили туда, но все бесполезно. Как-то странно получается, затрачивают средства на ремонт, а к делу относятся бездушно. А. Кукушкина, техническая служащая» («ВК», 30 ноября 1961).
«Славные у нас ребята Я — техническая служащая Порецкой начальной школы. С детьми работаю около 20 лет и вижу, как год от года меняется к лучшему их поведение. Недавно я заболела. Работать не могла, ушла домой. Не встала и на другой день. А когда после выздоровления пришла в школу, вижу — печи истоплены, полы вымыты, воды много. Спрашиваю: кто же все это сделал? И узнаю, что потрудились ученики Валя Вербицкая, Ляля Шахова, Галя Щенникова, Люда Зубова, Сима Мишканова, Люба Притуманова, Валя Курилова и другие. А воду носил учащийся Барабанов. Это очень порадовало меня. А. КУКУШКИНА» («ВК», 22 марта 1962).